Вводные слова и словосочетания конспект урока

Видео:Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)

План-конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме «Знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.»

Вводные слова и словосочетания конспект урока

Учащиеся смогут систематизировать знания о вводных сочетаниях слов и вводных предложениях, формировать пунктуационную грамотность, развивать умения анализировать, делать выводы, прививать любовь к русскому слову, интерес к изучению языковых явлений.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме «Знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.»»

План-конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Тема урока: Знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Цель: систематизировать знания о вводных сочетаниях слов и вводных предложениях, формировать пунктуационную грамотность, развивать умения анализировать, делать выводы, прививать любовь к русскому слову, интерес к изучению языковых явлений.

продолжить работу по формированию навыков находить в предложении вводные конструкции;

совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями;

продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

развивать у учащихся критическое мышление;

развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

повышать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: учебник, раздаточный материал для учащихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока:урок- практикум.

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них. Л.Успенский

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Работа с эпиграфом, создание проблемной ситуации.

Тема нашего урока: «Вводные слова и предложения»». Урок имеет подзаголовок “Тема изучена, но …” Фраза не закончена, она требует продолжения. Что стоит за этим НО, каждый из вас решит по-своему. Этот вывод вы сделаете в конце занятия на основе материала, используемого на уроке. Сформулируйте цель нашего урока: Систематизирование и обобщение знаний о вводных словах; углубление понятия об вставных конструкциях)

3. Актуализация знаний.

ЛАУРЕАТ (лицо, удостоенное особой премии за выдающиеся заслуги в области науки, искусства, народного хозяйства). ДЕБЮТ(от фр. début — начало, появление). СИМФОНИЯ (др.-греч. «созвучие, стройное звучание, стройность») — музыкальное произведение для оркестра. ТРАНСЛИРОВАТЬ — передавать на дальнее расстояние речи, музыки, изображения средствами радио или телевидения

2. Повторение изученного. Работа в парах «Вопрос-ответ» Что такое обращение? Вводные слова? Какова их роль в предложении? При них употребляются выделительные или разделительные знаки препинания?

Игра «Верю-не верю»

1. Обращения и вводные слова являются словами, грамматически не связанными с членами предложения.

2. Обращения не являются членами предложения.

3.Вводные слова обозначают источник информации, способ оформления мысли, призыв к собеседнику, чувства, уверенность, связь мыслей.

4. Вводные слова выражают отношение автора к сказанному.

5. Кроме вводных слов встречаются вводные предложения, вставные конструкции.

Мы повторили практический материал, данный в учебнике. В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вводных словах и предложениях допускается большое количество ошибок?

Каковы трудности при выделении вводных слов и предложений? Это проблема, которую мы должны с вами разрешить.

4. Работа над темой урока.

А) Мини-конференция «Пунктуация при вводных словах». Индивидуальные сообщения учащихся « Знаки препинания при вводных словах» , «Знаки препинания при вводных сочетаниях слов» , «Знаки препинания при вводных предложениях».

Б) Рецензирование устных ответов.

5.Первичная проверка понимания

А) Цифровой диктант (указать номера предложений с вводными словами).

Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрылённости.

Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.

Во время концерта Николо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.

Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее. (Ключ: 2,4)

Б) Ролевая игра (в роли консультанта доказать, что слово КАЖЕТСЯ является вводным.

Кажется, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.( К. Паустовский о Чайковском).

-Обобщим, какие трудности встречаются при нахождении и выделении вводных слов.

“Трудности при выделении вводных слов”:

Помогает найти вводное слово особая интонация. На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено.

Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов.

Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Для проверки попробовать исключить из предложения вводное слово.

В) Объяснительный диктант. Записать предложения, выполнить пунктуационный разбор.

Многие предпочитают слушать не серьезную музыку, а, напротив, легкую, развлекательную. – Музыка не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, слушая ее, учиться думать, сопереживать. Внимание: пунктограмма!

Союз «а» / реже «но»/ не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д.

Для проверки нужно изъять из предложения вводное слово: если при этом структура предложения не нарушится, то союз не связан с вводным словом и отделяется от него запятой, в противном случае – нет.

Если слова например, в частности, главным образом, допустим, скажем и т. п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе со всем оборотом, т. е. после них запятая не ставится.

Пример: Некоторые вещества, например сахар, легко растворяются в воде.

Г) Рубрика «Это интересно» Знаете ли вы, например, что предком органа был… водяной насос? – Не огорчайтесь, если сложные сочинения, например симфонии, не сразу покажутся вам понятными.

— В каких случаях вводные предложения выделяются с помощью запятой, тире, скобок?

На письме вставные конструкции чаще всего выделяются парным выделительным знаком – скобками, иногда- тире. В устной речи выделяются интонацией: в ускоренном темпе, с понижением тона, более быстрый темп произнесения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, обозначают большую паузу в речи.

Вставные конструкции отличаются от вводных конструкций семантикой (они не являются способом выражения субъективной модальности, а передают дополнительную, уточняющую информацию).

Индивидуальные задания. Дифференцированная работа по карточкам.

Расставить знаки препинания, определить значение вводных слов. Привести примеры вводных слов с этим же значением.

1.Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.

2. Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.

Вставьте нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов.

1. Есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует. (к сожалению)

2. Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства – все, чем живет человек, нашло отражение в музыке. (одним словом)

3.По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед (расставить знаки препинания).Синтаксический разбор

Вставьте нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов.

1.Иску. тво формирует характер человека пробуждает любовь к прекрасному воспитывает готовность борот?ся за торжество добра и правды.

Учитель: Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях?

6) Первичное закрепление.

Графический диктант: составить схемы диктуемых предложений.

а) Всем, я думаю, известно имя великого скрипача и композитора Никколо Паганини.

б) Моцарт, еще не умея писать (ему тогда было четыре года), уже сочинял мотивы.

в) “Седьмая симфония” Д. Шостаковича – она еще называется “Ленинградской” — написана в блокадном Ленинграде.

4) Индивидуальная работа у доски (выполняется в то время, когда остальные выполняют графический диктант)

Задание: записать на доске предложение, выполнить синтаксический разбор.

Какой могучей силой должна обладать музыка способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни вспомните гибель “Титаника” помочь им сохранить душевное равновесие человеческое достоинство.

— Согласны ли вы с этим утверждением? Давайте сделаем вывод: для чего необходимы вводные конструкции и вводные слова в нашей речи?

(вводные конструкции способны расширить возможности нашего русского языка, красочность речи, с их помощью можно ярко, точно, образно выразить своё отношение к тому, что сообщается. Можно полноценно участвовать в речевом акте, требующем точного и выразительного формулирования мысли и своего отношения к сообщаемому).

Комментированное письмо «Петр Ильич Чайковский» (записать текст под диктовку, объяснить знаки препинания)

Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются, а наоборот, все больше людей узнает и любит этого композитора.

В чем же тут дело? Я думаю, прежде всего, в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.

Чайковский написал, во-первых, девять опер, во-вторых, семь симфоний, в-третьих, три балета, наконец, сонаты, романсы, концерты – всего, конечно, не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым, гордым и счастливым, верным в дружбе.

Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни (это особенно ярко видно) знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России.

Послетекстовые задания. Докажите, что это текст, определить тему текста, основную мысль стиль текста, тип текста, доказав свое мнение. Найдите вводные конструкции в тексте. К какой смысловой группе относятся вводные слова, употребленные автором?

4. Итог урока. Рефлексия. Вернемся к подзаголовку нашего урока “Тема пройдена, но…” Итак, как бы вы закончили эту фразу? Какие трудности возникли при повторении темы?

Домашнее задание: выписать 5 предложений из учебника по литературе с вводными словами.

Видео:Русский язык | Вводные слова и словосочетания | Открытый онлайн урокСкачать

Русский язык | Вводные слова и словосочетания | Открытый онлайн урок

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Вводные слова и словосочетания конспект урока

К конспекту прилагается презентация.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№44 - Вводные конструкции; группы вводных слов, вводных сочетаний слов.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№44 - Вводные конструкции; группы вводных слов, вводных сочетаний слов.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока по теме ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ211 КБ
Презентация к уроку2.44 МБ

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Предварительный просмотр:

Варламова С.Л. учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 44 г. Ульяновска

ТЕМА. ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ.

  1. Систематизировать и обобщить знания о вводных словах и вводных предложениях, полученных в 5 классе.
  2. Познакомить учащихся с вставными конструкциями и знаками препинания при них.
  3. Закреплять навыки правильного написания вводных слов и словосочетаний, развивать умение различать вводные слова и члены предложения.
  4. Формировать умение использования вводных и вставных конструкций в речи письменной и устной.
  5. Развивать логическое мышление, творческую и речевую активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.
  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Раздаточный материал

Учебник: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 8 класс—М.: Дрофа , 2002.

Примечание к уроку.

На тему «Вводные слова» в программе 8-го класса традиционно отводится 2–3 часа. Кажется, за это время едва можно успеть пройти необходимые этапы. Прежде всего нужно рассказать о том, что такое вводные слова и на какие группы по значению они делятся; потом потренировать учеников находить вводные и вставные конструкции в тексте и научить отличать их от членов предложения.

Восьмиклассники должны также узнать, что есть слова, очень близкие к вводным по значению, которые вводными не являются и не обособляются никогда. Стоит рассмотреть список таких слов. В «Справочнике по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя их перечень выглядит так: авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы и др.

Сколько ни задавай упражнений на восстановление знаков препинания, сколько ни диктуй предложений на это непростое правило – нам, учителям, все кажется мало, поскольку ошибки не переводятся, хоть их количество и сокращается. А ученикам оказывается чересчур много, потому что скучно и однообразно. Да мы и сами знаем, что не к диктантам мы готовим своих учеников, а к жизни, где им важно читать и понимать чужие тексты и грамотно создавать свои. Поэтому не стоит все учительские силы бросать только на пунктуацию, когда есть необходимость и возможность заняться тем, что мы называем развитием речи. Тема «Вводные слова» с этой точки зрения чрезвычайно важна и перспективна.

Предложенный мною конспект урока является первым при изучении данной темы, поэтому хотелось бы остановиться на некоторых его особенностях.

  1. Это конспект модульного урока (наша гимназия занимается в режиме составного урока = 30+25+25), но его можно использовать на обыкновенных спаренных уроках русского языка.
  2. Итоговая оценка учащегося за урок выводится как средняя арифметическая (см. приложение №1), консультанты получают дополнительную за свое выступление.
  3. Урок проводится к Дню Святого Валентина, и многие из учащихся знают о традициях этого праздника (на предыдущих уроках они писали статьи по данной теме).
  4. Материал, который иллюстрируется на интерактивной доске, можно (если ее нет в наличии) заранее написать на доске.
  5. Для выполнения последнего задания («Натюрморт») можно использовать лист ватмана и заранее изготовленные лепестки разного цвета, из которых учащиеся будут делать цветы, отражающие их настроение.

Вступительная речь учителя по тематическом материалу урока

2. Проверка домашнего задания

3. Сообщение темы и целей

Объяснение новой темы на материале учебника

5. Фронтальный опрос по закреплению материала

( работа со всем классом )

Одновременно проводится индивидуальная работа по карточкам с сильными учениками (синтаксический разбор предложения)

А) на соответствия

Б) замена конструкций

В) на постановку знаков препинания

Д) на дифференциацию слов

Во время фронтального опроса 2человека работают с индивидуальным заданием по карточкам, по окончании фр. опроса их работа проверяется.

Тест –экспресс (проверяет консультант)

Сложные случаи пунктуации (слова «хамелеоны»).

Выполняют тест-экспресс (5 заданий), подготовленный консультантом, который им же проверяется

2. Самостоятельная работа

(тест с последующей взаимопроверкой)

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. (повторить 4-5 раз).

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти)

(повторить 4-5 раз).

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.

Посмотреть вдаль (повторить 1-2 раза).

Проводится под музыку

4. Объяснение учителем нового материала

«Трудные случаи постановки знаков препинания при вводных словах и предложениях. Вставные конструкции и знаки препинания при них».

5. Рецензирование текста (работа в парах)

списать и расставить знаки препинания

Задачи урока, домашнее задание

( приложение №3 ) Слайд № 17

Экспресс-опрос с объяснением пунктограмм

( приложение №3 ) Слайд № 18-22

Текст на доске, чтобы видели все.

А учащийся читает вслух предложение со знаками препинания (одновременно объясняя их) спиной к доске.

3. Творческая работа в группах

«Существует мнение, что праздновать День святого Валентина в нашей стране не нужно. Согласны ли вы с этим утверждением?»

Проводится под музыку.

( приложение №3 ) Слайд № 23

Выбираются 3 группы: «За», «Против», «Эксперты» (объясняют, чья речь была более убедительной).

4. Подведение итогов

Выставление итоговых оценок за урок (средняя).

Заключительное слово учителя.

«Натюрморт из сердечек»

Учащиеся на интерактивной доске (это можно сделать и на ватмане) рисуют букет из цветов в соответствии со своим настроением от урока. (Проводится под музыку)

Приложения к уроку.

Примерное вступительное слово учителя. Приближается романтичный и приятный праздник – день Святого Валентина… Влюблённые юноши и девушки, романтичные мужчины и дамы «элегантного» возраста, даже малыши в детском садике – все они ощущают аромат этого дня, и всем хочется отметить его как-то особенно, сделать любимому сверстнику необыкновенный подарок.

А ведь наши мамы, не говоря уже о бабушках, и понятия не имели о нём – они жили себе-поживали, хозяйствовали по дому, ухаживали за детьми, за живностью… А праздники — ну Пасха, ну Рождество – понятно: тут уж и столы ломились от жареных гусей, студня, пирогов и прочих кулинарных изысков. А вот о неизвестном Святом Валентине они и слыхом не слыхивали!

Но если вы думаете, что празднование Дня всех влюблённых – детище только нашего «просвещённого» времени, то глубоко заблуждаетесь! Праздники Любви устраивались ещё в глубокой древности. В 16-м веке, например, в Риме как раз в это время проходил фестиваль богини любви Juno Februata.

А что же у нас на Руси? Наши далёкие предки, разумеется, как и мы, влюблявшиеся и страдающие от неразделённой любви, также отмечали День Влюблённых. Правда, приходился он на начало лета, а в основу верований в несокрушимую любовь легла легенда о Петре и Февронии.

Однако названием праздника все мы обязаны христианскому священнику Валентину. Давайте сегодня на нашем уроке немного поговорим о нем, о самом празднике и его традициях.

Зачетный лист выдается на каждую парту.

Учащиеся самостоятельно в ходе урока выставляют свои оценки, а в конце выводят средний балл как итоговую оценку.

Учащиеся-консультанты получают еще за дополнительное задание.

Предложение дано для работы в парах в задании «Рецензирование».

  1. УО – устный ответ
  2. СР – оценка за тест консультанта
  3. Ред — оценка за редактирование
  4. Соч – оценка за работу в группе по написанию сочинения
  5. Т – оценка за контрольный тест

Итог – итоговая оценка за урок (среднеарифметическая)

1. К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно.

2. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако обнаружилось что существует ряд особенностей, которые одним словом надо специально запоминать.

3. Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова.

4. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.

5. Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше внимания не обращала.

6. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например «наконец», «собственно», «значит». Это была очень веселая работа а значит полезная.

7.В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых я нашла 15 которые всегда обособляла на письме.

8. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка.

9. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок. Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов.

10. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно.

11. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.

Материал для разыгрывания сценки

Вечное заклятие Вводные слова

Древние летописи сохранили интересное предание о войне между простыми и сложными предложениями. Долгие годы длилась эта война с переменным успехом, прежде чем стороны пришли к перемирию.
Однажды к Главному Воителю одной из сторон привели пленных.
– Кто это? – надменно спросил он.
– Это вводные слова.
– Почему вводные?
– Они введут нас в курс дела. От них мы узнаем, где и как расположены войска противника, чем вооружены, сколько их.
Пленники разбились на несколько групп и о чем-то перешептывались. Главный Воитель подозвал к себе ближайшую группу слов.
– Вы знаете план расположения войск моего противника?
Пленники забормотали:
– Э-э, конечно, бесспорно, э-э, несомненно, но нет, кажется, э-э, нет, возможно. пожалуй. нет, не знаем, Главный Воитель.
– Прочь! Прочь от меня! – разгневался тот. – Они выражают различную степень уверенности! Но они не знают! Обманщики! Лгуны! Позовите ко мне вон тех! Вы знаете, кто перед вами? – сердито спросил он.
– О! О! К счастью, знаем. К общей радости! К удивлению! А впрочем, нет. К несчастью. К сожалению.
– Ах вы неблагодарные! Вы должны трепетать передо мной! А вы выражаете различные чувства! Ну и пленники! Отойдите от трона! Вы! Вот вы! Которые стоят в том углу! Быстро ко мне! Рассказывайте, как укреплены ваши позиции!
– По сообщению разведчиков. по словам воюющих. по мнению сражающихся. мы не знаем.
– Сговорились! Нарочно сговорились! Источники сообщения называют, а само сообщение держат в тайне. Попробуем порасспрашивать других. Так. Вон ту группу. Ну! Живо выкладывайте мне все сведения!
– Во-первых, властитель. а во-вторых. и, наконец. а, напротив, . ну, например. и, следовательно.
– Порядок мыслей! А мысли-то, мысли-то где?! Называйте их скорее! Молчите?! Я вам покажу! Вы у меня поплатитесь! Осталась последняя кучка слов. Ну! Вы! Отвечайте! Иначе вам всем придется плохо!
– Ну, одним словом. иначе говоря. а лучше сказать.
– Так. Теперь способы оформления мыслей. А сведений так и нет. Насколько я понял, вы мне ничего не скажете. Я напрасно теряю время. Но угрозы мои не напрасны. Я налагаю на вас Вечное Заклятие. Отныне вас будут называть вводными словами. Вы всюду будете чужаками. Ни одно предложение не примет вас в свои члены, напротив, от вас будут отгораживаться запятыми с двух сторон.
Война давно закончилась, все забыли о ней, а Вечное Заклятие действует до сих пор, и никто не может его отменить.

Материал для синтаксического разбора.

  1. По словам Г. Лейбница любить это находить в счастье другого свое собственное счастье.
  2. В этот день по поверьям можно было отправлять письма о любви и дарить игрушки, напоминающие о любви.

(этот материал подготовил консультант самостоятельно)

Отметьте номера предложений, где пропущены запятые.

(На задание отводится строго 3 минуты, затем листочки с ответами проверяет консультант и выставляет баллы в зачетный лист)

1. Вы верно сказали, что первые «валентинки» появились еще в средние века, когда возлюбленные говорили или пели друг другу слова любви.

2. Письменные «валентинки» появились в 15 веке. И верно самые талантливые адресаты писали «валентинки» в виде акростиха – это стихотворный размер, когда первые буквы каждой строфы составляют вместе осмысленное слово, в данном случае – имя

1. Согласно зарубежным народным сказкам, именно в этот день все кажется птицы выбирают себе пару.

2. Это поверье многим зарубежным барышням кажется романтичным, и они считают, что в этот день имеют право подойти к любому мужчине и застенчиво попросить жениться на них.

1. В наше время молодожены по старинному обычаю выпускают в небо двух белых голубей. Однако не только голуби являются птицами любви.

2. Эти птицы – символы верности и любви, а также однако символы дня Святого Валентина.

1. Сотни лет назад женщины носили с собой кружевные носовые платки. Если дама роняла его, мужчина, находящийся рядом с ней, должен был поднять платок и вернуть его женщине. Наконец иногда дама специально

роняла кружевной платок, чтобы познакомиться с понравившимся ей мужчиной.

2. Вскоре кружева наконец стали полностью ассоциироваться с любовным романом, и в наше время для упаковки подарков на День

Святого Валентина часто используется упаковочная бумага в виде кружева.

1. В древности розу вообще считали божественным цветком.

2. Богиня Флора однажды увидела красивую девушку и превратила ее в цветок; Афродита добавила ему красоту; три грации – блеск и шарм. Дионис пожертвовал ароматный нектар, Зефир раздул облака, чтобы Аполлон мог поливать розу на солнце. Когда цветок вырос, он в конце концов был передан Эросу – богу любви – и назван «Королевой цветов».

Тест и объяснение нового материала (если нет интерактивной доски)

1-3 слайды Вводные слова:

А) При сочетании двух вводных слов они разделяются запятыми по основному правилу, то есть выделяется каждое:

  1. Вообразите, как известно, язычники почитали в день 14 февраля бога Вали — покровителя плодородия и перерождения.
  2. Этот праздник у славян , по традиции, конечно, связан с почитанием предков.

Б) Если вводное слово или словосочетание стоит в начале или в конце уже обособленного оборота (обособленного определения, обстоятельства, уточнения, пояснения, присоединения), то оно от оборота запятой не отделяется

  1. У славян это праздник поздних морозов , безусловно посвященный победе света Солнца над темными днями Зимы.
  2. Сегодня этот праздник, отмечаемый в России , пожалуй, с 90-х годов 20 века, в массах больше известен как День Святого Валентина.

С) Вводное слово может стоять после сочинительного союза («и», «а», «но»).

В этом случае союз может соединять части предложения, а может присоединяться к вводному слову.

Если после начинательного союза «и», «а», «но» стоит вводное слово, оно обычно от союза не отделяется

  1. Но , конечно, на Руси был свой отдельный праздник влюбленных, отмечаемый в начале лета, и, конечно, связан он был с легендарной историей любви Петра и Февронии.
  2. А кроме того, праздник этот посвящался Купале — языческому славянскому богу, который был сыном Перуна.
  3. Японцы же oказалиcь в праздновании этого торжества бoлее opигинальны, а следовательно, oни пеpеделали 14 февpаля в такое себе «8 Маpта, но только для мужчин», и, кроме того,в этот день по традиции пoдаpки пoлучает только cильный пoл.

[А впрочем, …] [И наконец, …] […, а наоборот, …] […, а, наоборот, …]

4-5 слайды Вводные предложения:

  1. Разные народы , как вы знаете, отмечают день святого Валентина по-своему. Британцы, как правило, в этот день посылают любовные послания не только друзьям и знакомым, например, но и своим домашним животным.
  2. Поздравлениями к Валентинову дню – можете себе представить? — в некоторых странах стали объявления в газете, в которых пишут о любви и – что удивительно! — даже предлагают руку и сердце.
  1. Издавна птицами любви называли голубей (голуби считаются любимыми птицами Венеры), ведь они всю жизнь не меняют пару и совместно заботятся о птенцах.
  2. В Африке (возможно, из-за отсутствия голубей) птицы любви — это красочные попугаи.
  3. Они названы птицами любви — разве не чудо? — за то, что когда собираются в пары, то сидят на очень близком расстоянии друг от друга.

Тестирование (каждое задание на новом слайде)

(Оценка по количеству верно решенных заданий).

1а. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Люди (1) окружающие нас (2) нуждаются в нашем тепле. Почему же мы бываем часто жестоки (3)и равнодушны?

1) 1,2, 3 2)1, 2 3)2, 3

1б. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Защитой от равнодушия и жестокости всегда будут (1)разумеется (2) любовь и доброта. А вечным (3) оказывается (4) только маленькое оловянное сердце стойкого солдатика (5) помните добрую сказку Андерсена? (6) и обгоревшая розочка его балерины.

1) во всех случаях 2)1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 5, 6 4) 1, 2

2. Укажите предложение, в котором выделенное слово является вводным.

  1. Многим известно , что страстные французы в День святого Валентина дарят драгоценности.
  2. А в Саудовской Аравии этот праздник известно запрещен под страхом штрафов.

3. Укажите номера предложений, где неверно расставлены знаки препинания

  1. По сведениям, самая старая «валентинка» была совершенно недавно обнаружена в одной из британских библиотек.
  2. В письме, а оно было написано в 1477 году девушка просит юношу доказательства его любви.
  3. Это письмо, одним словом, было выкуплено библиотекой у британской семьи, где хранилось с 30-х годов.
  4. И как говорят только в прошлом году его обнаружил один из сотрудников библиотеки.

4. Укажите значение вводных слов.

  1. Многие на день святого Валентина, к огромной радости, дарят своим возлюбленным сладости, продаются даже специальные конфеты в форме сердца.
  2. В некоторых странах незамужним женщинам возлюбленные дарят одежду, и, если девушка приняла подарок, значит, она согласна выйти замуж за этого человека.
  3. По мнению многих, если в день святого Валентина девушка видела малиновку, она выйдет замуж за моряка, если она видела воробья, она выйдет замуж за бедняка и будет с ним счастлива, если щегла – за миллионера.

3. оформление мыслей

5. Начертите схемы к предложениям (знаки препинания не расставлены).

  1. Так валентинки вырезали маленькими ножничками или прокалывали маленькими булавками в виде кружева окрашивая через трафарет создавали валентинку-паззл со средневековой рукописью и цветными рисунками.
  2. Поэтому в начале XIX века началось серийное производство валентинок с черно-белыми рисунками, нарисованными вручную на фабрике.

Тексты для рецензирования

Задание. Расставьте все пропущенные знаки препинания. Объясните, какими правилами вы пользовались при работе над текстом. Шаблон ответа: «Пишу запятую, потому что…»

  1. К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно.
  2. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако обнаружилось что существует ряд особенностей, которые одним словом надо специально запоминать.
  3. Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова.
  4. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.
  5. Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше внимания не обращала.
  6. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например «наконец», «собственно», «значит». Это была очень веселая работа а значит полезная.
  7. В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых я нашла 15 которые всегда обособляла на письме.
  8. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка.
  9. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок. Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов.
  10. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно.
  11. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.

Конечно, текст для рецензирования можно выбрать и по основной теме. Для этого следует обратиться к интернету – там есть хороший, в художественном плане, интересный материал. Например:

Видео:Знаки препинания в предложениях с вводными словамиСкачать

Знаки препинания в предложениях с вводными словами

Открытый урок русского языка по теме «Вводные слова. Смысловые группы вводных слов». 8-й класс

Класс: 8

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цели:

  • Образовательные:
    • знать:
      • понятие вводных слов;
      • основные группы вводных слов по значению;
    • уметь:
      • опознавать вводные конструкции;
      • правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами;
      • определять принадлежность вводного слова смысловой группе;
      • выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности.
  • Развивающие:
    • формирование мотивации к дальнейшему овладению правописанием;
    • развитие умения использовать интерактивную доску в процессе обучения.
  • Воспитательные:
    • воспитание интереса к познанию нового;
    • воспитание самостоятельности и ответственности.

Оборудование: «Русский язык: учеб. для 8 класса общеобраз. учреждений/С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2007», компьютер, проектор, интерактивная доска Smart Board.

1. Организационный момент (Приложение. Слайд 1)

2. Определение целей урока (Приложение. Слайд 2–3)

3. Повторение с увлечением

Задание: ответьте на вопросы, сложите первые буквы ответов и отгадайте зашифрованное слово.

1) К какому разряду относится прилагательное высокий? (Качественное)

2) Какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы имени прилагательного? (Определение)

3) Определите группу односоставных предложений с главным членом подлежащим. (Назывное)

4) Какой буквой обозначается на письме звук (э)? (е)

5) Какой частью речи является слово «пять десятых»? (Числительное)

6) Что такое «инфинитив»? (Неопределенная форма)

7) Как называется раздел науки, изучающий правила написания слов. (Орфография)

– Почему, как вы думаете, я зашифровала это слово?

4. Объяснение нового материала

1. Запишите предложение: Уже наступила весна.

– Проснувшись утром, вы удивились, что уже наступила весна. Введите в предложение слова, которые передадут ваше удивление.
– Вы несказанно счастливы, что уже наступила весна. Покажите это, использовав вводное слово и поставив его в середину предложения.
– Откуда вы могли узнать, что уже наступила весна? Укажите источник информации.

3. Проверьте свои записи:

Уже наступила весна.
К моему удивлению, уже наступила весна.
Уже, к счастью, наступила весна.
Уже наступила весна, по сообщению синоптиков.

4. Ответьте на вопросы и устно сделайте выводы своего исследования.

– С какой целью вводятся в предложение вводные слова и сочетания слов?
– Изменяется ли смысл предложения?
– Если эти слова не влияют на содержание, будут ли они членами предложения?
– От какого условия зависит постановка знаков препинания?
– Прочитайте эти предложения. Выделяются ли вводные слова интонационно?

б) Знакомство со смысловыми группами вводных слов. (Приложение. Слайд 7)

Вводные слова и словосочетания конспект урока

Рассмотрите в учебнике таблицу «Группы вводных слов по значению», что нового вы увидели на слайде? (Группа – вежливость, привлечение внимания собеседника: 1) Вежливость выделяет Малюшкин А.Б. «Учебные таблицы. 5-11 классы», 2) Привлечение внимания – он же + Воителева Т.М., Войлова К.М., Герасименко Н.А. «Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».)

5. Закрепление, тренировка и отработка умений

Работа по вариантам (одновременно):

1 вариант – учащиеся с высшими учебными возможностями;
2 вариант – учащиеся с высокими учебными возможностями;
3 вариант – учащиеся со средними и низкими учебными возможностями.

а) Творческая работа «Три минутки для шутки» (для сильных учащихся – I вариант) (Приложение. Слайд 8)

Задание распечатано на карточках для индивидуальной работы.

Задание: Прочитайте этот «рассказ». Можно ли понять его содержание? Добавьте недостающие с вашей точки зрения слова, чтобы получился рассказ на весеннюю тему (или на школьную). Условие – не выбрасывать и не переставлять указанные вводные слова и словосочетания. У вас все получится!

Признаться, надо сказать, без всякого сомнения, к страшной моей досаде, по словам очевидцев, мягко выражаясь, согласитесь, по слухам.

б) Самостоятельное составление предложений к каждой смысловой группе вводных слов. (II вариант – см. таблицу в учебнике)

в) Работа на интерактивной доске по опознаванию вводных слов и сочетаний (III вариант – каждому учащемуся по 1 предложению) (Приложение. Слайд 9)

Задание: найдите вводные слова, поставьте недостающие знаки препинания.

1. Книги как известно издавна почитались на Руси.
2. Пожар в лесу по словам очевидцев возобновился неожиданно.
3. Поезд отправляется через час следовательно нам нужно выходить из дома.
4. Конечно вы не раз видали уездной барышни альбом.
5. Вы одним словом легко отделались.
6. Он слава богу остался жив.
7. По сообщению синоптиков скоро ожидается понижение температуры.

После этого на интерактивной доске работает 2 вариант – определяет принадлежность вводных слов смысловым группам. (Приложение. Слайд 10)

Вводные слова и словосочетания конспект урока

3 вариант в это время выполняет упражнение № 364, учебник, стр.182, учащиеся 1 варианта готовятся представить творческую работу.
После окончания работы 2 варианта на доске, учащиеся получают задание: работа в группах по составлению предложений с вводными словами и определению смысловой группы каждого вводного слова.
Проверка творческого задания 1 варианта, работа этих учащихся на интерактивной доске по подбору подходящих по смыслу вводных слов в текст. (Приложение. Слайд 11).

Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал для справок.

Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить.
_____________,он быстро передвигается. ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это, , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.
______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.

Вводные слова и словосочетания конспект урока

г) *Дополнительное задание «Семейный разговор». (Приложение. Слайд 12)

Вводные слова и словосочетания конспект урока

6. Подведение итогов урока. Выводы. (Приложение. Слайд 13)

– Что на уроке было главным?
– Добились ли мы поставленных целей?
– Имеются ли у вас вопросы по данной теме?
– Что было интересным?
– Чему научились?

1 вариант: Подготовить индивидуальное сообщение по выбору учащегося:
– «Слова-хамелеоны» в русском языке (могут быть и вводными, и членами предложения – в зависимости от контекста)
– Слова, не являющиеся вводными, но похожие на них (исключительно, притом и др.)
2 вариант: Разработать словарный диктант по теме «Вводные слова».
3 вариант: Выполнить упражнение № 366.

🎦 Видео

Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnline

Вводные слова и конструкции | Русский языкСкачать

Вводные слова и конструкции | Русский язык

Русский язык 9 класс (Урок№11 - Обращения, вводные слова и вставные конструкции.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№11 - Обращения, вводные слова и вставные конструкции.)

ЦТ А14. Вводные словаСкачать

ЦТ А14. Вводные слова

Русский язык. Запятые при вводных словах (словосочетаниях). ВидеоурокСкачать

Русский язык. Запятые при вводных словах (словосочетаниях). Видеоурок

Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях| Русский языкСкачать

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях| Русский язык

Русский 5 Предложения с вводными словамиСкачать

Русский 5 Предложения с вводными словами

Русский язык. 8 класс. Мир животных. Вводные словосочетания и предложения /13.01.2021/Скачать

Русский язык. 8 класс. Мир животных. Вводные словосочетания и предложения /13.01.2021/

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)

Русский язык. 8 класс. Мир животных. Вводные словосочетания и предложения /11.01.2021/Скачать

Русский язык. 8 класс. Мир животных. Вводные словосочетания и предложения /11.01.2021/

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | как это делаю яСкачать

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | как это делаю я
Поделиться или сохранить к себе: