- Распределите словосочетания в две колонки. ГДЗ. Упр. 105, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
- Упражнения по теме «Причастие»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Презентация контрольно-измерительного материала обучающихся 4 класса по АООП
- Презентация по теме «Осложненные предложения»
- Презентация по русскому языку на тему » Подготовка к ЕГЭ. Задание 6. Плеоназмы»»
- Презентация по русскому языку на тему » Подготовка к ОГЭ 2021. Синтаксический анализ»
- Презентация по русскому языку на тему «Личные окончания глагола»
- Дидактический материал по теме «Синтаксис» 8 класс
- Урок русского родного языка по теме»С чего начинается Родина?»
- Тематическое планирование по русскому языку
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Чёрная пятница
- Практикум по теме «Действительные и страдательные причастия» для 7 класса методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 💥 Видео
Видео:Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать
Распределите словосочетания в две колонки. ГДЗ. Упр. 105, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Распределите словосочетания в две колонки: а) «прилагательное + существительное»; б) «причастие + существительное». Укажите вид причастий.
Дремучий лес, тающий снег, усыпанное звёздами, опавшие листья, избалованный ребёнок, пожелтевшая трава, длиннющие ресницы, голубое небо, осушенное болото, голубеющие дали, серебряный поднос, ранние цветы, деревянная ложка, серебристая лента, деревенеющие ноги, утренний мороз, звенящий голос, крашеная дверь, соколиная охота, лающая собака.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Упражнения по теме «Причастие»
Всё о причастии
Причастие как часть речи
Причастие — самостоятельная часть речи, обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию.
Ср.: темная аллея (признак предмета) — темнеющий сад (признак предмета по действию, проявляющийся во времени).
признак предмета по действию
что делать? что сделать?
какой? что делающий? что сделавший?
сов.вид и несов.вид
сов.вид и несов.вид
прош., наст., буд. вр.
род (только в пр.вр.), число
род, число, падеж
род, число, падеж
краткая и полная форма (у страд.прич.)
краткая и полная форма
Вывод: причастия совмещают в себе признаки и глагола, и прилагательного, поэтому некоторые ученые считают, что это особая глагольная форма, большинство же придерживается точки зрения, что причастие — это самостоятельная часть речи.
Задание. Распределите словосочетания в две колонки: с прилагательными и с причастиями.
Безымянная речка; выполненная работа; туманная даль; убранные комнаты; дисциплинированная девочка; длинная дорога; побеждённый неприятель; высушенная солома; современная картина; подстреленная утка; торжественная речь; безветренная погода; чугунная решётка; зеленая трава; просмотренный дневник.
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Склонение — это изменение причастий по падежам.
И.п. волнующееся синее море (какое?)
Р.п. волнующегося синего моря (какого?)
Д.п. волнующемуся синему морю (какому?)
В.п. волнующееся синее море (какое?)
Т.п. волнующимся синим морем (каким?)
П.п. о волнующемся синем море (каком?)
Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как и в прилагательных (по вопросу).
О колеблющемся пламени (каком?)
Задание. Вставьте пропущенные окончания и объясните их написание.
Заросш… устье реки; к разливш…..ся речке; героев, совершивш…. подвиг; над заросш… окопами; броненосец «Петропавловск», шедш….. на бой; находящ..…ся на борту художник; начинающ…. ся боя; с мальчиком, интересующ…. ся книгами.
Причастный оборот и знаки препинания при нем
Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами. В предложении является одним членом предложения — определением.
Задание. Отметьте определяемое слово, подчеркните причастия и причастные обороты, расставьте знаки препинания.
1. Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.
2. Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.
3. За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.
4. В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.
5. И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.
6. Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.
7. На поле засеянном по весне появились первые всходы.
8. Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.
9. На окне все еще лежала книга забытая утром.
10. Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.
Причастия
признак предмета, признак предмета,
который сам производит который испытывает
действие («действует») на себе действие («страдает»)
пришедшие гости сделанная работа
улыбающаяся девочка рекомендуемая книга
мечтавшие дети засеянные поля
Это смысловые признаки причастий, но есть и грамматические помощники – суффиксы.
обозначают признак предмета, который
Задание. Образуйте словосочетания или предложения с действительными и страдательными причастиями:
Задание. Распределите словосочетания на 2 группы:
Выросший цветок; хохочущий мальчик; забиваемый гвоздь; размешанный раствор; сомневающийся читатель; расколотый орех; погрузившийся в воду; выделенное слово; залаявшая собака.
Задание. Замени причастия одного разряда причастиями другого разряда:
Например: прочита вший книгу — прочитанная книга
Краткие и полные страдательные причастия
Бегущий человек (действ. прич.) — бегущ
Отдыхавший странник (действ. прич.) — отдыхавш
Вывод: действительные причастия краткую форму не образуют.
Гонимые тучи — тучи гонимы (наст.вр. мн.ч.) Страдательные
Изменённый план — план изменен (пр.вр. м.р.)
Выдуманная история — история выдумана (пр.вр. ж.р.)
Разбитое стекло — стекло разбито (пр.вр. ср.р.)
Вывод: страдательные причастия настоящего и прошедшего времени могут иметь и полную, и краткую формы.
В м.р. краткой формы окончание — нулевое, в ж.р., ср.р. и мн.ч. — окончание усекается на одну гласную, кроме того в суффиксе остается Н (в отличие от НН полной формы).
ПОЛНЫЕ причастия КРАТКИЕ причастия
Относятся к существительному. Главный член предложения
Являются определением. Являются сказуемыми.
Изменяются по родам, числам, падежам Изменяются по числам, а в ед.ч. по родам.
Переведенное произведение (ср.р., ед.ч., И.п.) Произведение переведено (ед.ч., ср.р.)
Задание. Спишите, перестроив полные причастия в краткие, а краткие — в полные.
послание, адресова..ое товарищу —
Действительные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Для того чтобы определить, какую гласную написать в суффиксе действительных причастий настоящего времени нужно знать спряжение глаголов.
Алгоритм определения гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени:
- Определить, от какого глагола образовано причастие.
- Поставить глагол в форму инфинитива.
- Посмотреть, на что заканчивается инфинитив.
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum.docx | 15.39 КБ |
Видео:Суффиксы причастийСкачать
Предварительный просмотр:
Практикум по теме «Действительные и страдательные причастия» для 7 класса
1. В каждом словосочетании обозначьте главные слова.
Завёрнутый в пакет, свисающие гирлянды, отражающий наступление, открывающий калитку,
вышедший на террасу, замыкающие колонну, искрящийся на солнце снег, присутствовавшие на
совещании, созданное мировоззрение, приехавший троллейбус, собравший коллекцию,
создающий подлинное искусство.
2. Распределите словосочетания с причастиями в два столбца.
Надвигающаяся опасность, корабль, потерпевший крушение, волна, нахлынувшая с левого борта, терпящие бедствие матросы, теряющий управление штурман, движимый чувством долга, плот, увлекаемый быстрым течением, выкачанная из трюма вода, разрушенный корабль, в бушующем океане.
3. Перестройте и запишите предложения так, чтобы вместо глагола стояло действительное причастие или страдательное (а если возможно — то и то, и другое).
Н-Р: Автобус выезжает по маршруту. – Автобус, выезжающий по маршруту, скоро заберет пассажиров.
Мама пригласила соседей в гости. — _____________________________________________________
Врач лечит больных. — _________________________________________________________________
Мальчик бежит по дороге. — ____________________________________________________________
Пришла весна, и снег растаял. — _________________________________________________________
Библиотекарь рекомендует книгу. — ______________________________________________________
Весь сад засыпали сухие листья. — _______________________________________________________
ПОДСКАЗКА Причастия всегда сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.
4. От данных глаголов образуйте причастия, укажите их вид.
Собирать — собрать собирающий (нсв) – собравший (св)
писать — написать ___________________________________________________________________
читать — прочитать __________________________________________________________________
молчать — замолчать __________________________________________________________________
качаться — закачаться ________________________________________________________________
преодолевать — преодолеть ___________________________________________________________
ПОДСКАЗКА От глаголов несовершенного вида нельзя образовать причастия прошедшего времени совершенного вида, а от глаголов совершенного вида нельзя образовать причастий настоящего времени.
5. От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени, выделите суффиксы.
Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить, гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить.
6.Вставьте окончания у причастий. Распределите словосочетания в две колонки: действительные причастия настоящего времени и действительные причастия прошедшего времени. Выделите формообразующие суффиксы причастий, объясните выбор гласных в суффиксах.
Смёрзш….ся снегу, покалывающ… травы, приближающ…ся шума, полыхающ. огнем, сросш…ся
корней, выцветш… волос, выпавш… граде, тающ… снежинки, сияющ… лица,
выгоревш… лесу, удаляющ…ся автобус, переправивш…ся рыболовы , распахнувш…ся окно,
движущ…ся силы, блистающ… вершин, распустивш…ся волокнам, повлёкш… товарища,
волнующ…ся море, увядш… цветка, прибывш… поездами, розовеющ… небосклону.
💥 Видео
Страдательное и действительное причастиеСкачать
Как отличить отглагольное прилагательное и причастие | Русский язык ОГЭ Умскул 2022Скачать
Русский язык 7 класс (Урок№11 - Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях.)Скачать
Правописание суффиксов причастий | Русский языкСкачать
НН в отглагольных прилагательных и причастияхСкачать
Русский язык 7 класс (Урок№13 - Действительные и страдательные причастия.)Скачать
Что такое причастие? №11 из ЕГЭ | Русский язык | TutorOnlineСкачать
№15 из ЕГЭ 2021 по русскому языку. Н и НН. Причастия и отглагольные прилагательные. Четко и без водыСкачать
ЕГЭ по русскому языку. Окончания глаголов и суффиксы причастийСкачать
Урок 1. Активные причастия (настоящее время) || ПричастияСкачать
Русский язык 7 класс. Склонение причастия и правописание гласных в падежных окончаний.Скачать
Залог причастий: действительный и страдательный | TutorOnlineСкачать
Действительные и страдательные причастияСкачать
Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать