- Урок » Вставные слова, словосочетания и предложения» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Песня – это душа русского народа. Это источник здоровья, хорошего настроения, летопись судьбы народа. Песня, как верный друг, всегда рядом с человеком: и в горе, и в радости. Это такие песни, как « Во поле березка стояла…», «Калинка, малинка», «»,“Солдатушки, бравы ребятушки” … Эх, дубинушка, ухнем! И другие.
- Карточки для самостоятельной работы по русскому языку на тему «Вводные слова, предложения, вставные конструкции» (8 класс, 10 вариантов)
- Урок русского языка по теме «Вставные конструкции». 8-й класс
- 🎬 Видео
Видео:Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Урок » Вставные слова, словосочетания и предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.В тематическом планировании на изучение данной темы отводится один час.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№45 - Вставные слова, словосочетания и предложения.)Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rus.yaz_.pptx | 558.19 КБ |
otkrytyy_urok.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Видео:Русский язык 8 класс. Вставные слова, словосочетания и предложенияСкачать
Подписи к слайдам:
Лингвистический анализ предложений Вероятно, ученики усвоят новую тему. Ученики, безусловно, усвоят новую тему. Ученики (об этом можно даже не переживать) усвоят новую тему.
Тема урока: Вставные слова, словосочетания и предложения
Цели урока: УЗНАЕМ… ВЫЯСНИМ… НАУЧИМСЯ…
Тест по теме «Вставные конструкции» КЛЮЧ: 1) 2 2) 3 3) 2
Приём « Неоконченные предложения» 1.Мне урок понравился/ не понравился… 2.Сегодня я узнала… 3.Я научилась… 4. Я усвоила/ не усвоила материал урока.
Домашнее задание Выбери! 1)п. 62, 2)упр. 390 3)творческая работа: мини — сочинение «Что такое милосердие? » 1)п.62, 2)упр. 390
Спасибо за урок!
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые гости и ученики 8 класса! Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Начинаем наш урок.
У каждого из вас есть листы самооценки. В течение урока вы будете выполнять различные задания и оценивать их отметкой. В конце урока, суммировав отметки, вы получите одну отметку за урок. Напишите в специальной строке свою фамилию и имя.
Древнегреческий философ Сократ говорил: «Чтобы узнать новое, надо прочно держать в голове уже познанное». Проверим?
Какие конструкции вы исследовали на прошлых уроках? Давайте вспомним, что такое вводные конструкции? Какие слова называются вводными? Являются ли вводные конструкции членами предложения? Как выделяются вводные слова и вводные сочетания слов на письме и в речи? А вводные предложения? Где Вам будут нужны эти знания? Молодцы!
2.Подготовка к ОГЭ.
М ы продолжаем подготовку к основному государственному экзамену по сборнику И.П.Цыбулько…… Вспомните, пожалуйста, в каком задании экзаменационной работы части 2 надо произвести пунктуационный анализ предложений с вводными конструкциями.(10). Правильно. Откройте, пожалуйста, свои сборники и найдите вариант 28 задание 10. Зачитайте данное задание. Самостоятельно выполните задание10 тестовой части. Взаимопроверка.
Ответ: 34. Правильно. Что выражает вводное слово конечно? ( уверенность). Молодцы.
Оцените свою работу.
Я уверена, что задание 10 тестовой части экзамена Вы выполните без ошибок.
А сейчас давайте произведём лингвистический анализ данных предложений.
— Ребята, готовясь к уроку по новой теме, я задумалась: а справятся ли мои ученики с новым материалам?
Вероятно, ученики усвоят новую тему.
Ученики, безусловно, усвоят новую тему.
Ученики (об этом можно даже не переживать) усвоят новую тему.
— Что , на ваш взгляд, общего у данных предложений? (Эти предложения по цели высказывания повествовательные, по интонации невосклицательные, в них одна грамматическая основа, значит, они простые, двусоставные, распространённые( в предложениях есть второстепенные члены),
— Чем отличаются предложения? Во втором и третьем предложениях передано отношение к тому, о чем Вы говорите. А чем отличается 4-е предложение от остальных? Верно, внутри данного предложения находится самостоятельное предложение, которое заключено в скобки.
А чем отличаются? 2,3 предложения осложнены вводными конструкциями. (В первом предложении вводное слово обозначает предположение, второе — уверенность. А 4 предложение осложнено незнакомой конструкцией.
Мы знаем, как называются такие конструкции? (Нет) Давайте сравним ее с вводной конструкцией. Что общего у данной конструкции с известными нами вводными? (Грамматически не связана с предложением, грамматическая связь отсутствует, не является членом предложения).
— Каково назначение данной конструкции? ( Содержит дополнительную информацию).
ВЕРНО, внутри данного предложения находится самостоятельное предложение, которое заключено в скобки. ОНО грамматически не связана ни с одним из членов предложения, Вставлено в основное, главное предложение
4.Открытие темы урока. Постановка целей.
— Как мы назовём такие конструкции, которое ВСТАВЛЯЮТСЯ в предложение? Правильно. А что будет входить во ВСТАВНЫЕ конструкции?
Как будут называться такие слова, словосочетания и предложения?
Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.
Презентация, слайд 2
Тема: Вставные слова, словосочетания и предложения
Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. ( СЕЛИ КРАСИВО. Помните: ПОЧЕРК РАЗБОРЧИВЫЙ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ ПРИ Успешном СДАЧЕ ОГЭ). ( Запись темы урока в тетрадь.)
Отлично! Теперь, исходя из всего перечисленного, давайте сформулируем цели сегодняшнего урока
Презентация (3 слайд)
Узнаем, что такое вставные конструкции, выясним их назначение, научимся находить вставные конструкции в тексте и правильно оформлять такого рода конструкции на письме знаками препинания.
5.Исследовательская работа с материалом учебника.
Откройте п. 62 учебника стр. Сейчас проведём исследовательскую работу по новому материалу учебника на стр. о вставных словах , словосочетаниях и предложениях.
Составим кластер, главное слово которого «Вставные конструкции».
Каждому из Вас я раздам по вопросу, на который нужно найти ответ из текста учебника, быстро и правильно.
Вы находите ответ в учебнике, затем выбираете из разложенных на столе листов лист с нужным ответом и прикрепляете на д о ску.
Приступайте к работе.
выражают дополнительные пояснения, уточнения и поправки
расширяют информацию, которая содержится в предложении
чаще выделяются скобками и тире, когда нужно показать тесную связь с сообщением
в устной речи выделяются паузами, произносятся с убыстрением
Давайте, прочитаем, что мы узнали о вставных словах, словосочетаниях и предложениях.
Хорошо. Запишите, пожалуйста, предложение Ученики (об этом можно даже не переживать) усвоят новую тему.
Назовите вставную конструкцию.
Что она собой представляет? Это вставное предложение. Правильно. Как вы оформили данную конструкцию на письме? Как вы думаете, что выражает данная конструкция?( собственная цель высказывания).
ПОСТАВЬТЕ СЕБЕ ОТМЕТКУ.
6. Закрепление изученных знаний.
1)Закрепим изученный материал, выполнив упр. 385
Вади́м Валериа́нович Ко́жинов (5 июля 1930, Москва — 25 января 2001) — советский, затем российский литературовед, критик и публицист.
-Прочитаем задание упражнения.
— _Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы выполнить данные задания?
Прежде чем приступить к чтению текста, проведём словарную работу.
Перед Вами лежат основные понятия. Они нам пригодятся при написании сочинения – рассуждения на ОГЭ. Раскроем данные понятия.
Тезис — мысль, которую надо доказать .
Духовность- стремление к внутреннему совершенствованию, мораль человека, то, чем дышит душа, это ваши поступки, слова.
Бытие — жизнь, существование.
Закономерен – вполне понятный, обоснованный.
Подготовьтесь к выразительному чтению текста, не забывая о том, что в устной речи предложения со вставными конструкциями произносятся с убыстрением и тоном ниже, чем основное предложение. Вам даётся 1 мин на подготовку.
Текст небольшой, поэтому у вас есть 1 мин для подготовки. ( На устном собеседовании по русскому языку в 9кл. даётся на данное задание 2мин. ).
Прочитайте выразительно текст российского литературоведа Вадима Валериановича Кожинова.
2)Приступаем к анализу текста. ГРУППОВАЯ РАБОТА
Согласны ли вы с высказыванием Кожинова? Какую мысль старался доказать автор?
Видео:Вставные слова, словосочетанияСкачать
Песня – это душа русского народа. Это источник здоровья, хорошего настроения, летопись судьбы народа. Песня, как верный друг, всегда рядом с человеком: и в горе, и в радости. Это такие песни, как « Во поле березка стояла…», «Калинка, малинка», «»,“Солдатушки, бравы ребятушки” … Эх, дубинушка, ухнем! И другие.
Именно поэтому без неё немыслима жизнь человека.
Оказывается , в древних славянских словах дух и душа имели один корень « дух», в значении «воздух».
Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.
— Проанализируем употребление вставных конструкций.
РАБОТА В ГРУППЕ
Сколько конструкций в тексте? Укажите, какая вставная конструкция обогащает ( расширяет) содержание предложения? 1
Какая поясняет мысль? 3
Какая уточняет мысль автора? 2.
Какими знаками препинания выделены вставные конструкции? Почему в последнем предложении вводная конструкция выделена тире? Вставная конструкция более тесно связана с главнм сообщением.
Назначение вставных конструкций :
1.)обогащение содержания предложения,(1предл.)
2.) уточнение мысли автора (2предл.)
3) пояснение мысли,( 3 предл.)
Оцените работу в группе.
Физминутка Гимнастика для глаз.
На стенах класса разбросаны слова пословицы. Зачитайте пословицу. Добрые дела красят человека.
Воспитательный момент: Объясните смысл пословицы.
Доброе дело — это такой поступок , который приносит пользу не тому, кто его совершает, а другим людям . без какой-либо выгоды для себя. Поэтому человек , который добрые дела совершает пользуется любовью и уважением окружающих.
Спешите делать добро и совершать добрые дела, ведь 2018 год указом президента В.В. Путина объявлен Годом добровольца.
3) А сейчас выполним фонетический разбор слова исчезать. ( На доске выполняет …)
Фонетический разбор слова Исчезать – 3 слога
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Карточки для самостоятельной работы по русскому языку на тему «Вводные слова, предложения, вставные конструкции» (8 класс, 10 вариантов)
Вводные слова, предложения, вставные конструкции.
Вариант 1
1.Запишите предложения, раскрывая скобки.
И (вместе с тем) уроки рисования были (несомненно) уроками труда, ручного труда.
Закаты были (конечно) теплее октябрьских, но (тем не менее) мало приятны (потому как)
холодны.
Он (может быть) и хороший парень, но спортсмен (надо сказать) посредственный.
2.Разграничьте в следующих парах предложений вводные слова и омонимичные им члены
предложения. Поставьте знаки препинания.
В этом случае так сказать нельзя. Это так сказать его новаторское предложение.
Я все же попросил отца сделать все по-моему. Суббота по моему лучший день недели.
Мы обошли озеро с другой стороны – так безопаснее. Лето это замечательно но с
другой стороны чем хуже весна или осень?
3.Составьте предложения таким образом, чтобы вводные слова в одном из них указывали бы на источник информации, а в другом выражали ваше отношение к сказанному.
4.Выпишите только те (то) предложение, где допущена (ы) пунктуационные ошибки.
Я вам, пожалуй, все объясню. Какое, однако, счастье! Я, знаете ли, человек простой.
Однако, я господа, кажется, вам мешаю. Читатель любишь ли, ты, книги? Ты должно
быть мечтатель.
5.Составьте сложное предложение, в составе которого будет вставная конструкция. Запишите и сделайте его синтаксический разбор.
Вводные слова, предложения, вставные конструкции.
Вариант 2
1.Запишите предложения, раскрывая скобки.
Его другом я (конечно) не была. Все получилось и (как будто) замечательно.
(К счастью) соревнования состоялись и (по решению) спорткомитета всех участников
отметили призами (причем) довольно дорогими.
2.Разграничьте в следующих парах предложений вводные слова и омонимичные им члены
предложения. Поставьте знаки препинания.
Ольга и учится прилично и ведет себя примерно. Мы живем примерно в двух километрах
от города.
Я не боюсь воды наоборот профессионально занимаюсь плаванием. Ты опять все сделал
наоборот.
Вырази свою мысль другими словами. Она слаба другими словами в няньки не годится.
3.Составьте предложения таким образом, чтобы вводные слова в одном из них способствовали
оформлению мыслей, а в другом выражали малую степень уверенности.
4.Выпишите только те (то) предложение, где допущена (ы) пунктуационные ошибки.
Здравствуй, племя младое, незнакомое! Учись сын мой, и все, безусловно, получится!
Этот скрипач творил, конечно, чудеса. Он, к стыду своему, не узнал старшего товарища.
В итоге, наши футболисты заняли второе место. Таким образом задача имеет единственное
решение.
5. Составьте сложное предложение, в составе которого будет вставная конструкция. Запишите и сделайте его синтаксический разбор.
Вводные слова, предложения, вставные конструкции.
Вариант 3
1.Запишите предложения, раскрывая скобки.
Мы ждали Петра (достаточно долго) но он (так сказать) встречу не торопил, чем нас
(безусловно) огорчал. (Вряд ли) кого-то обрадует дождливая погода но и в ней (согласитесь)
есть своя прелесть. Он (действительно) лучше всех а (следовательно) достоин уважения.
2.Разграничьте в следующих парах предложений вводные слова и омонимичные им члены
предложения. Поставьте знаки препинания.
Они говорят красиво и их приятно слушать. Они говорят не из наших.
Елку украсили только с одной стороны другая из окна не видна. С одной стороны он прав
но с другой все же сомнительно.
Упросить её вернуться вероятно не получится. Версия профессора Луганского была мало
вероятна.
3.Составьте предложения таким образом, чтобы вводные слова в одном из них выражали большую степень уверенности, а в другом указывали на источник информации.
4.Выпишите только те (то) предложение, где допущена (ы) пунктуационные ошибки.
Он, бывало, приходил к нам каждый вечер. Несчастье его не изменило ,а, напротив,
сделало сильнее. Мы, зачастую, используем эту формулу и она, надо сказать, во многом
помогает. Солдаты – их было очень много – стремительно приближались. Честно говоря
устал после лекции.
5. Составьте сложное предложение, в составе которого будет вставная конструкция. Запишите и сделайте его синтаксический разбор.
Вводные слова, предложения, вставные конструкции.
Вариант 4
1.Запишите предложения, раскрывая скобки.
Я (безо всяких преувеличений) глядел на вас как на существо высшее. (Говорят) беда
одна не ходит и (видимо) правильно (говорят). Меня (к счастью) никто не заметил но я (все-
таки) дождался темноты и лишь потом покинул место лежки.
2.Разграничьте в следующих парах предложений вводные слова и омонимичные им члены
предложения. Поставьте знаки препинания.
По вашему заказу сконструировали макет жилого дома. Не настаивайте по-вашему не будет.
А что по-вашему важно?
Твое мнение для меня многое значит. Я молод а значит полон сил и желаний. А вы значит
его брат будете?
Дорожите каждым словом. Он глупец словом человек ненадежный.
3.Составьте предложения таким образом, чтобы вводные слова в одном из них способствовали
оформлению мыслей , а в другом выражали бы ваше отношение к сказанному.
4.Выпишите только те (то) предложение, где допущена (ы) пунктуационные ошибки.
Он приходил, якобы, за тем, чтобы повидаться. Между тем прошло полчаса. В общем,
виноват и хочу извиниться. Ганину, казалось, что он помолодел на 10 лет. Будьте
осторожны, дамы и девицы! Итак, вы в Москве родные мои.
5. Составьте сложное предложение, в составе которого будет вставная конструкция. Запишите и сделайте его синтаксический разбор.
Вводные слова, предложения, вставные конструкции.
Вариант 5
1.Запишите предложения, раскрывая скобки.
Это было (насколько я помню) в 1973 году, но память (как известно) может подвести, и
(это ни для кого не секрет). (Пожалуй) самыми знаменитыми жителями поселка были
мальчишки. Меня интересовали (исключительно) бабочки но (говорят) и стрекозы- тоже
неплохой материал для исследований.
2.Разграничьте в следующих парах предложений вводные слова и омонимичные им члены
предложения. Поставьте знаки препинания.
Таким образом наука еще не пришла к выводу о возможности жизни на Марсе. Он всегда
учил стихи таким образом.
Живите честно открыто и вы обязательно приблизитесь к счастью. Мы к счастью с пути не
сбились и поклажу не потеряли.
Глагол в форме инфинитива может быть подлежащим и сказуемым. Соловей может быть и не
красив зато какой певец!
3.Составьте предложения таким образом, чтобы вводные слова в одном из них указывали на большую степень уверенности, а в другом – на источник информации.
4.Выпишите только те (то) предложение где допущена (ы) пунктуационные ошибки.
Правда, я вовсе не был стыдлив или застенчив. Ты, письмо мое, милый, не комкай … Конечно
мне будет приятно видеть, Алферова. Итак, позвольте вас спросить, где вы были вчера.
Помоги мне, Солнце, красное! Все получилось, по правде сказать, замечательно.
5. Составьте сложное предложение, в составе которого будет вставная конструкция. Запишите и сделайте его синтаксический разбор.
Вводные слова, предложения, вставные конструкции.
Вариант 6
1.Запишите предложения, раскрывая скобки.
Я не опоздал но (к сожалению) не застал никого и был (безусловно) огорчен. За ближайшими
холмами (как доложил наблюдатель) шли немецкие войска (даже) не шли а тянулись
многочисленным обозом. (Однако) умные люди на то и умны чтобы разбираться в
запутанных вещах.
2.Разграничьте в следующих парах предложений вводные слова и омонимичные им члены
предложения. Поставьте знаки препинания.
К удивлению детскому прикоснуться все равно что воды напиться. Мы к всеобщему
удивлению заняли первое место в эстафете.
Во первых строках моего письма хочу сообщить что я жив и здоров. Вы во-первых опоздали
во-вторых не приготовили поправки к докладу.
Момент может быть упущен и тогда результата не жди. Мы может быть и не правы но
мнение свое имеем.
3.Составьте предложения таким образом, чтобы вводные слова в одном из них указывали на малую степень уверенности, а в другом выражали отношение к сказанному.
4.Выпишите только те (то) предложение где допущена (ы) пунктуационные ошибки.
В-пятых и в-последних, проект ваш плох и принят быть не может. Так и, должно быть, в
порядочной стране. Словом, все закончилось хорошо. И все-таки, пора, батенька сказать
несколько слов о месте, куда мы приехали. Я знаете ли не Бог, и могу не все. А знаете,
Клавочка, вы пожалуй правы.
5. Составьте сложное предложение, в составе которого будет вставная конструкция. Запишите и сделайте его синтаксический разбор.
Вводные слова, предложения, вставные конструкции.
Вариант 7
1.Запишите предложения, раскрывая скобки.
Поезд мчал меня (к счастью) и звали это (счастье) Ольгой. (Между прочим) в этом году
наше село стало образцовым и это (понятное дело) радовало сельских жителей. Это было
напряженное (по-настоящему) интересное дело.
2.Разграничьте в следующих парах предложений вводные слова и омонимичные им члены
предложения. Поставьте знаки препинания.
По предварительным сведениям потери личного состава были невелики. Мы ориентировались
по предварительным сведениям.
Вопрос рассматривался не детально а в общем аспекте. Ну мы в общем на вашей стороне.
Солнце в этих местах бывало редко. Бывало сидим у костра и вспоминаем пионерское
детство.
3.Составьте предложения таким образом, чтобы вводные слова в одном из них указывали на
порядок мыслей, а в другом – на источник информации.
4.Выпишите только те (то) предложение где допущена (ы) пунктуационные ошибки.
Настоящее, значит, наступило тепло. Егор, несомненно был лучшим стрелком во взводе.
Он любил жизнь и, видимо, жизнь любила его. Ему было тогда, лет 10-12. Крупных окуней,
как говорит мой папа, удить весело.
5. Составьте сложное предложение, в составе которого будет вставная конструкция. Запишите и сделайте его синтаксический разбор.
Вводные слова, предложения, вставные конструкции.
Вариант 8
1.Запишите предложения, раскрывая скобки.
Я (разумеется) и в молодые годы умел (держать себя в руках) и (конечно) никому за меня
не было стыдно. (Друг мой) ты (я знаю) вернешься сюда. Вокруг (по-прежнему) было тихо.
2.Разграничьте в следующих парах предложений вводные слова и омонимичные им члены
предложения. Поставьте знаки препинания.
Я помнится редко принимался за работу в вечернее время. Хорошее помнится и это радует.
Вскоре однако недоразумение наше развеялось. Мы устали однако на трудности никто не
жаловался.
Дорога на наше несчастье становилась все хуже и хуже. На наше несчастье никто особого
внимания не обращал.
3.Составьте предложения таким образом, чтобы вводные слова в одном из них указывали на малую степень уверенности, и на отношение к сказанному.
4.Выпишите только те (то) предложение где допущена (ы) пунктуационные ошибки.
Иногда искры ложились на снег и казалось не гасли. Этот человек, надо заметить, был
отшельником. Она, повторюсь человек порядочный и это, безусловно, знают все. Озеро,
казалось, безлюдным и мертвым. Вы, я вижу любите, природу.
5. Составьте сложное предложение, в составе которого будет вставная конструкция. Запишите и сделайте его синтаксический разбор.
Вводные слова, предложения, вставные конструкции.
Вариант 9
1.Запишите предложения, раскрывая скобки.
Я (вероятно) сам виноват в случившемся и исправить положение (поэтому) тоже должен сам.
Плотва шла (как говорят рыболовы) даже на голый крючок что было (просто удивительно).
(К сожалению) моему присоединилось еще и чувство вины.
2.Разграничьте в следующих парах предложений вводные слова и омонимичные им члены
предложения. Поставьте знаки препинания.
К радости Таниной я имел самое непосредственное отношение. У нас к радости были
продукты и запасы пресной воды.
Во вторых рядах партера красные чехлы кресел поменяли на голубые в цвет нового занавеса.
Его «во-первых» и «во-вторых» были очень убедительны.
По словам Николая я понял что он далек и от математики и от физики. Ель по словам ученых
может дожить до трехсот лет.
3.Составьте предложения таким образом, чтобы вводные слова в одном из них указывали на источник информации и большую степень уверенности..
4.Выпишите только те (то) предложение где допущена (ы) пунктуационные ошибки.
Григория (он приехал в декабре) полярная ночь не испугала. Ты, мой хороший, не грусти,
все, обязательно, обойдется. О поле, мое золотое, сколько в тебя вложено труда! Мы,
понятное дело, приедем и, с работой справимся. Смородина, как выяснилось, прямого солнца
не любит.
5. Составьте сложное предложение, в составе которого будет вставная конструкция. Запишите и сделайте его синтаксический разбор.
Вводные слова, предложения, вставные конструкции.
Вариант 10
1.Запишите предложения, раскрывая скобки.
Крапива (безусловно) ранит но о её полезности знает (наверное) даже ребенок. Движение
жизнь (следовательно) больше двигайтесь. Мы (вроде бы) поняли куда идти (однако)
все же заблудились.
2.Разграничьте в следующих парах предложений вводные слова и омонимичные им члены
предложения. Поставьте знаки препинания.
Бобры как говорят прекрасные строители. Мы слышали как говорят травы и цветы.
Весна в этом году вероятнее всего задержится. Вероятнее всего звучало заявление профессора
Маслова о возможностях современной медицины.
Дорога к счастью выложена добрыми делами и мыслями. Дорога к счастью не вызывала у нас
особых трудностей.
3.Составьте предложения таким образом, чтобы вводные слова в одном из них указывали на
отношение к сказанному, а во втором способствовали оформлению мыслей.
4.Выпишите только те (то) предложение где допущена (ы) пунктуационные ошибки.
Посмотри милый друг, как прекрасна Земля на рассвете. Тебе, Василий Петрович, я
посвящаю свои стихи. Пьер устал, вчера он долго писал письма, и казенные обращения, и лег
спать раньше обычного. Местность, сам видишь, безлюдная. Липам этим, вероятно, лет сто.
5. Составьте сложное предложение, в составе которого будет вставная конструкция. Запишите и сделайте его синтаксический разбор.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок русского языка по теме «Вставные конструкции». 8-й класс
Класс: 8
Учебно-методический комплект: программа: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2008. – 47 с.
Учебник Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык: 8 класс / Научный редактор Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2011. – С. 182–184.
Форма урока: традиционный.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Место урока (актуальность урока).
— обеспечить условия для формирования представления о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных, обособленных конструкций, совершенствования произносительной (правильное чтение предложений с вставными конструкциями) и правописной (расстановка знаков препинания на письме) сторон речи;
— содействовать совершенствованию таких универсальных учебных действий, как преобразование (анализ, синтез), сохранение и передача информации, сравнение явления на основе самостоятельно выявленных или указанных признаков; определение цели предстоящей учебной деятельности, свободное, правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме;
— создание условий для возникновения потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремления к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Методы и приемы: эвристическая беседа, работа с текстом учебника, создание проблемной ситуации, выполнение практических заданий, самооценка и т.д.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
1. Организационный этап
Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.
Определение отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку. Организация внимания.
На столе у каждого из Вас лежит “Карта мысли” (Приложение 1). Вам предстоит заполнить её в течение урока, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке.
Итак, за работу (Демонстрация презентации. Приложение 2).Слайд 1.
2. Этап всесторонней проверки знаний
. Орфографическая разминка “Третий лишний” (4 балла)
Вспомните соответствующие орфографические правила, т.е. правила написания слов. Найдите в каждом ряду слово, которое не подчиняется общему правилу правописания. Объясните, почему.
- соб_ратель, заж_гать, соч_тание, вн_мание;
- совреме_ик, связа_ы, естестве_о, пусты_ый;
- (по)французски, (по)зимнему, (по)нашему, (по)видимому;
- окруж_нный, холщ_вый, плеч_м, горяч_.
Проверим. Слайд 3
- собИратель, зажИгать, сочЕтание, внИмание (сочетание – слово-исключение среди корней с чередованием);
- совремеННик, связаНы, естествеННо, пустыННый (связаны – -н- в суффиксе краткого причастия);
- по-французски, по-зимнему/по зимнему (снегу), по-нашему/ по нашему (мнению), по-видимому/ по видимому (следу) (по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно);
- окружЁнный, холщОвый, плечОм, горячО (окружённый – -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие — особая форма глагола)).
. Полный синтаксический и пунктуационный разбор простого осложненного предложения – 5 (списать предложенное предложение, расставить знаки препинания, разобрать по членам предложения, указать способ выражения членов предложения (часть речи), вид (сказуемое – ПГС, СГС, СИС; определение – согласованное, несогласованное; дополнение – прямое, косвенное; обстоятельство – образа действия, времени, места, причины, следствия, уступки, условия, цели), дать характеристику предложения по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное; по интонации – восклицательное, невосклицательное; по наличию грамматических основ – простое, сложное; по наличию главных членов – ДП, ОП (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное); по составу всех членов предложения – полное, неполное; по наличию второстепенных членов – распространенное, нераспространенное; чем осложнено – однородными членами, обособленными членами, уточняющими членами, пояснительными членами; построить схему, объясняющую расстановку знаков препинания).
Каждому обучающемуся дается для анализа отдельное предложение. (Приложение 3)
. Назовите встретившиеся Вам при разборе простого предложения синтаксические конструкции, которые осложняют его структуру?
(Обособленное определение, обособленное обстоятельство, обособленное дополнение, уточняющие члены предложения, пояснительные члены предложения)
. Какую функцию выполняют обособленные члены предложения в речи? (Выражение добавочного высказывания, пояснение, уточнение, выделение, ограничение, присоединение, сравнение, уподобление)
В случае затруднения, подвести обучающихся к ответу через примеры.
1) выражение добавочного высказывания: Создавая новую книгу, часто забываешь о предыдущей;
2) пояснение, уточнение: Направо, недалеко от центральной улицы, стоял этот дом;
3) выделение, ограничение: В доме никого не было, кроме своих;
4) присоединение: Глаза так и светились – от счастья;
5) сравнение, уподобление: Лето в этом году было сырое, как осень.
. Вспомните и назовите синтаксические конструкции, которые так же, как и обособленные члены предложения, осложняют структуру простого предложения? (конструкции, грамматически не связанные с членами предложения: обращение, вводные слова, вводные словосочетания, вводные предложения). Слайд 5.
. Определите, чем осложнено простое предложение. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
(Вводным словосочетанием; 1) 1, 2)
Книга была (1) по его словам (2) единственным средством “добывания” информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.
1) 1, 2; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 3, 4; 4) 1, 3.
“Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных”, — писал Иван Александрович Гончаров еще в 19 веке.
А российский журналист 21 века Андрей Мирошниченко в одном из своих интервью заметил: “Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет”.
. Как вы понимаете эти высказывания?
В советском фильме о школе “Дневник директора школы” есть замечательный эпизод. К Борису Николаевичу Свешникову, директору школы, пришла интеллигентная, обаятельная женщина устраиваться на должность учителя начальных классов. Борис Николаевич задал всего один вопрос, который определил его решение: “Как Вы добирались до школы?” А в ответ услышал: “На транвае”. Через какое-то время пришла устраиваться скромная девушка. На аналогичный вопрос она ответила: “На автобусе”. Директор школы не растерялся и продолжил экзамен: “На каком еще транспорте можно доехать до школы?” “На троллейбусе, на трамвае”. “Пойдёмте, я познакомлю Вас с Вашим классом”. Слайд 8.
Устраните ошибки, допущенные в речи, используя знания о языке. (Приложение 4).
Молодцы! С заданием справились. Но несмотря на это, я предлагаю Вам продолжить изучение языка. Согласны?
3. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний
. Давайте сейчас произведем сравнение обособленных членов предложения и конструкций, грамматически не связанных с членами предложения. Прежде чем выполнить это задание, скажите, пожалуйста, что значит сравнить предметы, явления? (Сравнить – значит найти отличительные и общие черты)
. По каким, как Вы думаете, критериям можно сравнить обособленные члены предложения и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения? (Значение, место в предложении, степень распространенности, грамматическая связь с другими членами предложения, выполняемая синтаксическая функция, интонация, знаки препинания). Слайд 12.
Проверка таблицы. Слайд 13–18
При проверке пункта таблицы “Вводные конструкции. Общее грамматическое значение” уточнить, какие чувства могут передаваться вставными конструкциями (радость, удивление, сожаление, страх, стыд и т.д.).
Общение людей происходит не только посредством языка, но и посредством мимики, жестов, позы. Давайте немного отдохнем. Я называю вводную конструкцию, передающее то или иное чувство, вы же это чувство изображаете при помощи мимики, жестов.
Страшное дело (удивление)
Чего доброго (страх)
К несчастью (сожаление)
На радость (радость)
. Обобщая результаты работы над таблицей, скажите, чем различаются обособленные члены предложения и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения (значение, связь с другими членами предложения, выполняемая синтаксическая функция, интонация, знаки препинания). Что их объединяет? (Степень распространенности, элементы интонации, знаки препинания)
Целеполагание. Слайд 19
. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, графически объясните их отсутствие или постановку:
Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора. Слайд 20
. Что представляет собой конструкция это было уже в конце сентября?
. Посмотрите, у каждого из Вас остался незаполненным последний столбец таблицы. Как Вы думаете, почему? (Есть еще одна синтаксическая конструкция, грамматически не связанная с членами предложения, о которой мы не говорили/ не знаем)
. Не зная названия этой синтаксической конструкции, не связанной с другими членами предложения, скажите, что ее может объединять с другими подобными конструкциями? (Степень распространенности, отсутствие грамматической связи с другими членами предложения, отсутствие синтаксической функции). Слайд 21
. Откройте Ваш учебник на странице 182 (§62) и сформулируйте тему урока (Вставные слова, словосочетания и предложения), Слайд 22
Запись темы урока в тетрадях “Вставные конструкции”.
. Исходя из вышесказанного сформулируйте цели сегодняшнего урока (познакомиться с новой синтаксической конструкцией, грамматически не связанной с членами предложения (значение, роль в языке, знаки препинания).
4. Этап усвоения новых знаний
Чтение материала учебника с. 182 (§62) и заполнение таблицы. (Приложение 6)
. Исходя из теоретического материала учебника, данных таблицы, давайте сформулируем определение: вставные конструкции – это…
Сделаем это следующим образом: каждый последующий ученик, отвечая на свой вопрос, повторяет ответ предыдущего ученика.
Организация работы с таблицей
. Чем могут быть выражены вставные конструкции? (Вставные конструкции могут быть выражены словом, словосочетанием, предложением – простым, сложным, придаточным)
. Каково общее грамматическое значение вставных конструкций? Обратите внимание, что отвечая на вопрос, предусматривающий характеристику вставных конструкций, необходимо давать ответ, включая уже заполненные пункты таблицы.
(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки.)
. Как связаны вставные конструкции с членами предложения?
(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей)
. В каком месте предложения могут находиться вставные конструкции?
(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей. Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения)
. Как в письменной речи выделяются вставные конструкции? (Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей. Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения. На письме вставные конструкции выделяются скобками или тире)
. Как в устной речи выделяются вставные конструкции? (Интонация включения)
(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей. Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения. На письме вставные конструкции выделяются скобками или тире. В устной речи вставные конструкции произносятся с интонацией включения)
. Итак, вставные конструкции – это… Слайд 23
5. Этап закрепления новых знаний
. Для определения роли вставных конструкций в языке (общего грамматического значения) давайте выполним упражнение 385 (устно).
Задание выполняется по рядам.
. Какая связь у вставных конструкций с другими членами предложения нарушена, а какая сохранена? (нарушена грамматическая связь, сохранена – смысловая)
. Давайте проясним еще один очень важный момент. На какие обособленные члены и чем похожи вставные конструкции? Чем отличаются? (на уточняющие и поясняющие члены предложения, выражаемым значением пояснения, уточнения. Пояснительная конструкция – совпадение объема поясняющего и пояснительного слова, уточняющая конструкция – сужение объема поясняемого слова через поясняющее слово)
. Предложите свой вариант способа разграничения уточняющих, пояснительных членов предложения и вставных конструкций (установление грамматической связи).
. В чем, на Ваш взгляд, состоит особенность употребления тире и скобок? (Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком). Слайд 24.
Запись предложений, анализ их синтаксической структуры в аспекте вставных конструкций (значение, степень распространенности, месторасположения, знаки препинания)
Молодой воробей выпал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно (вставное предложение (простое), значение – дополнение, пояснение содержания основного предложения).
Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (вставное слово, значение – пояснение отдельного слова в основной части предложения).
Анализ исходного предложения.
Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора. Слайд 25
. В какой речи (устной или письменной) чаще всего употребляются вставные конструкции и почему?
6. Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Подведение итогов урока.
— Продолжите фразу. Сегодня на уроке я …
— Скажите, какую цель Вы поставили сегодня на уроке перед собой? Достигли ли Вы ее? Если да, то как, если нет, то почему?
Домашнее задание:
Подсчет баллов, выставление оценок. (Слайд 26)
В заключение урока мне хочется привести слова филолога 20 века Дмитрия Сергеевича Лихачева, который был убежден: “Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит”. (Слайд 27)
Будьте внимательны к родному языку. В речи используйте те знания, которые получаете о языке на уроках. Я верю в Вас.
Спасибо за урок.
На карточке отметьте, пожалуйста, уровень состояния Ваших знаний после сегодняшнего урока (Слайд 28)
Если Вы ничего не поняли сегодня, оставьте мне !
Если Вы поняли, но не все, в чем-то запутались, оставьте ?
Если Вы поняли, что такое вставные конструкции, то оставьте .
🎬 Видео
Русский язык 8 класс (Урок№44 - Вводные конструкции; группы вводных слов, вводных сочетаний слов.)Скачать
Знаки препинания в предложениях с вводными словамиСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№11 - Обращения, вводные слова и вставные конструкции.)Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Вставные слова, словосочетания и предложения. Публичное выступлениеСкачать
Вводные слова и конструкции | Русский языкСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№26 - Назывные предложения.)Скачать
Видеоурок 33. Вводные слова и конструкции. Русский язык 8 классСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Русский язык | Вводные слова и словосочетания | Открытый онлайн урокСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать