- 4. Древний Египет — Древний восток — Рабочая тетрадь, Годер, 5 класс 1 ч. (2020)
- Оглавление
- Первобытные собиратели и охотники — Годер 5 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)
- Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле». 1.Напишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда
- Ваш ответ
- решение вопроса
- Похожие вопросы
- 🌟 Видео
Видео:Видеоурок по всеобщей истории "Древнейшие люди"Скачать
4. Древний Египет — Древний восток — Рабочая тетрадь, Годер, 5 класс 1 ч. (2020)
Издание: 2020 г.
Видео:Почему вымерли все виды Древних Людей, кроме Homo Sapiens?Скачать
Оглавление
- К вводному уроку стр. 3
- 1. Счёт лет в истории стр. 4-5
- Первобытность
- 2. Первобытные собиратели и охотники стр. 5-13
- 3. Первобытные земледельцы и скотоводы стр. 14-17
- Древний восток
- 4. Древний Египет стр. 18-34
- 5. Западная Азия в древности стр. 34-58
- 6. Индия и Китай в древности стр. 59-70
- Задания для самоконтроля стр. 70-73
- Готовимся к всероссийской проверочной работе
- Вариант 1 стр. 74-77
- Вариант 2 стр. 77-79
Задание №22. Впишите недостающие слова.
Египет — так называлась страна, которая располагалась (по берегам какой реки? от какого места и до какого моря?)
Задание №23. Ответьте на вопросы и выполните задание.
В древнеегипетской «Повести о двух братьях» старший брат говорит младшему: «Давай приготовим плуг и упряжку быков, потому что хлебное поле вышло из-под воды. »
Объясните эти слова старшего брата. Чем он предлагает заняться? В каком месяце по нашему календарю поля в Древнем Египте освобождались от воды? С каким явлением природы это было связано? Опишите его.
Задание №24. Выполните задание по рисунку совре менного художника «Сбор налогов в Древнем Египте».
В древнеегипетском тексте сказано: «Горе земледельцу! Он связан, связаны его жена и дети».
Предположите, кто этот египтянин в белых одеждах и с посохом в руке. Что за люди его сопровождают (справа)? Чем занят сидящий на земле человек со окрещёнными ногами? Справа от него изображены две пустые корзины: чем они будут наполнены? Кого и почему поставили на колени (в центре)? Кто эта женщина с детьми (слева)? Почему происходящее стало для земледельца горем?
Задание №25. Заполните «линию времени».
Отметьте на «линии времени» год образования единого государства в Египте. Подсчитайте, сколько лет назад это было (вычисления делайте письменно).
Задание №26. Заполните контурную карту «Древний Египет».
1. Напишите название реки, протекающей через Египет, и обозначьте на ней 1-й порог.
2. Закрасьте зелёным цветом районы земледелия в
Египте (границы районов обозначены знаком «пунктирная линия»).
3. Напишите названия двух морей, ближайших к Египту.
4. Закрасьте кружочек, обозначающий древнюю столицу Египта, и напишите её название.
5. Обозначьте значком «треугольник» район пирамид.
Задание №27. Впишите недостающие даты.
Единое государство в Египте образовалось около ЗООО года до н. э.
Пирамида фараона Хеопса была построена около 2560 года до н. э.
Завоевания фараона Тутмоса были совершены около 1500 года до н. э.
Задание №28. Заполните контурную карту «Военные походы фараонов» (с. 22).
1. Обозначьте стрелками направления завоевательных походов египетских войск.
2. Обведите границы Египетского царства около 1500 года до н. э.
3. Напишите название азиатской реки, до которой доходили границы Египетского царства на севере.
4. Закрасьте кружочек, обозначающий город в Азии, который более полугода осаждали войска фараона Тутмоса, и напишите название этого города.
5. Закрасьте кружочек, обозначающий столицу Египта во времена фараона Тутмоса, и напишите название этого города.
6. Страны и полуостров, завоёванные фараонами за пределами Египта, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:
Задание №29. Впишите недостающие слова.
Задание №30. Заполните «линию времени».
Отметьте на «линии времени» даты, связанные с правлением фараонов Хеопса и Тутмоса. Могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге? Объясните, почему вы так думаете.
Задание №31. Впишите недостающие буквы в имена богов и священных животных, почитавшихся древними египтянами:
Задание №32. Вспомните мифы о богах и ответьте на вопросы.
1. Как египтяне именовали Кота и Змея, изображённых на рисунке? Кто всегда побеждает в схватке между Котом и Змеем? Где она происходит? Как долго продолжается?
2. Какое событие художник изобразил на рисунке? Опишите рисунок. Что изображено на нём? Чьи имена из тех, кто изображён на рисунке, вам известны? Что вы знаете о каждом из них? С какой целью принесли деревянный ящик?
Задание №33. Ответьте на вопросы.
Вспомните сказания о богах. Кто мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу?
1. Я скрывала его, я прятала его из страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребёнок твой недоступен своему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!»
2. Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на всё, вплоть до убийства.
3. Имя моё Амамат, что значит «Пожирательница». Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной чужих слёз, не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам, лгунам и ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся.
Задание №34. Придумайте подрисуночную подпись и ответьте на вопросы.
1. Ночь. Куда крадучись идут двое египтян? «Я боюсь гнева богов!» — дрожит от страха один. «Не будь трусом — мы умилостивим богов жертвами! Поспешим, я знаю, как проникнуть внутрь!» — торопит другой.
Что они замышляют? Чем привлекают их каменные громады? Вы дадите ответ, если вспомните, что нашли археологи в неразграбленной гробнице фараона Тутанхамона, вырубленной в скалах на западном берегу Нила.
2*. С помощью дополнительных источников (в том числе Интернета) выясните, где сейчас находятся предметы из гробницы Тутанхамона.
Задание №35. Ответьте на вопросы.
1. Почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом?
2. Чему учили детей в школах Древнего Египта?
3. На чём и чем писали ученики египетских школ?
4. Почему окончившие школу египтяне могли позволить себе носить чистые белые одежды, а на руках у них не было мозолей?
Задание №36. Решите древнюю задачу и ответьте на вопросы.
В написанном на папирусе древнеегипетском задачнике для школы имеется такая задача: «Было семь домов, в каждом семь кошек, каждая кошка съела семь мышей, каждая мышь съела семь колосков, каждый съеденный колосок мог бы дать семь мер зерна. Найдите сумму общего числа домов, кошек, мышей, колосков и мер зерна».
1. Давайте вместе найдём эту сумму.
2. Кошки почитались египтянами как священные животные. Если бы не они, то всему населению Египта угрожал бы голод. Подумайте почему.
3. Кем становились выпускники школы в Древнем Египте? Где им могло ежедневно пригодиться умение умножать, складывать, вычитать и делить?
Задание №37. В вашем учебнике бог солнца назван Амон-Ра. В других книгах тот же бог назван иначе — Амун-Рэ. Знаем ли мы, как надо правильно произносить древнеегипетские имена? Если нет, то почему?
Задание №38. Разгадайте чайнворд «На берегах Нила».
1. Бог тьмы, облик которого воспроизводит чайнворд.
2. Древнейший материал для письма, изготовленный из нильского тростника.
3. Книга из папируса, свёрнутая в трубку.
4. Каменный столб, поддерживающий перекрытие в храме.
5. Священный бык с белой отметиной на лбу.
6. Богато украшенный гроб из дерева или камня.
7. Сын Осириса, победивший злого Сета.
8. Одно из имён бога солнца.
9. Другое имя бога солнца.
11. Знаменитый фараон-завоеватель.
12. Огромная каменная фигура, изображающая льва с головой человека.
13. Число небольших царств, первоначально возникших в Египте.
14. Животное, в облике которого бог Амон-Ра каждую ночь сражался со свирепым змеем.
15. Бог мудрости, научивший людей письму.
16. Фараон, чью гробницу археологи нашли неразграбленной.
17. Жена фараона, скульптурный портрет которой дошёл до наших дней.
18. Значок египетского письма.
19. Слово, которым называют властителей Древнего Египта.
20. Река в Египте.
Задание №39. Разгадайте кроссворд «В Древнем Египте».
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в обведённых рамкой клетках по горизонтали прочтёте имя французского учёного, разгадавшего в начале XIX (19-го) века тайну иероглифов.
1. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды.
2. Богиня правды.
3. Первая столица Египетского царства.
4. Грамотный египтянин, находившийся на службе у фараона или его вельможи.
5. Фараон, для которого была выстроена самая большая гробница.
6. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива.
7. Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник.
8. Один из каменных столбов, стоявших перед входом в храм.
9. Бог мёртвых с головой шакала.
Задание №40. Разгадайте кроссворд, вспомнив слова из древнеегипетского текста «Поучение писцов ученикам» (с. 62 учебника).
Определите, какие слова пропущены в приведённых ниже отрывках из «Поучения писцов ученикам». Впишите эти слова в клетки кроссворда в том же числе и падеже, в каких они должны стоять в тексте.
Задание №41. Ответьте на вопросы.
Кто, по мнению египтян, произнёс эти слова? Кому они были сказаны?
1. Я не убивал, я не крал, я не лгал, я не завидовал.
2. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его.
3. Ты как свинья, пожирающих собственных поросят.
4. Я выбираю кратчайший путь на Мегиддо, чтобы внезапно напасть на врагов.
5. Сын солнца предлагает своему вельможе вернуться: «Ты умрёшь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница».
Задание №42. Найдите ошибки.
Один враль и хвастун утверждал, что с помощью машины времени побывал в Древнем Египте.
— Когда я попал в эту страну, — рассказывал он друзьям, — то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд. Корабелыцики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу — горсть мелких монет и сошёл на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид , в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутанхамон . Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень , и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще . Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась.
— Перестань выдумывать, — прервали рассказчика слушатели, — ты никогда не был в Древнем Египте! В твоём рассказе с десяток исторических ошибок.
Опишите эти ошибки.
Проверьте себя.
1. Какие природные условия в Древнем Египте способствовали развитию земледелия?
2. Назовите, что приходилось делать египтянам, чтобы вырастить хороший урожай.
3. Какие преимущества по сравнению с другими жителями Древнего Египта получали образованные люди? Свой ответ аргументируйте.
4*. С помощью Интернета и дополнительной литературы подготовьте презентацию «Путешествие по Древнему Египту» и продемонстрируйте её в классе.
Видео:Древнейшие люди | История Древнего мира, 5 классСкачать
Первобытные собиратели и охотники — Годер 5 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)
Задание №2. Впишите недостающие слова
Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад.
Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? Лоб?) У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги.
Главным отличием древнейших людей от животных было то, что они умели создавать орудия труда.
Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменные топоры, позднее стали изготавливать наконечники для копий.
У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательство и охота
Задание №3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле»
1.Надпишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей
2.Закрасьте предполагаемую область прародины человека
3.Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков
Задание №4. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени
Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны — далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержится ответ на эти вопросы. Найдите этот ответ и объясните свою мысль
Это древнейшие люди. На переднем плане древнейший человек изготавливает орудие труда, обрабатывая камень. Умение изготавливать орудия труда, умение создавать, а не только потреблять — главное отличие человека от животных
Задание №5. Составьте по рисунку нашего времени описание охоты на пещерного медведя
Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Опишите действия охотников. С какими целями они стремились убить медведя?
Охотники подстерегали медведя на выходе из пещеры, где, скорее всего, находится логово зверя. Это очень крупный и сильный зверь. Забравшись на уступ скалы, охотники кидают большие камни в медведя, стараясь убить или, хотя бы, оглушить зверя, чтобы потом можно было уверенно спуститься и добить медведя копьями. Скорее всего люди охотятся на медведя, чтобы добыть мясо, а может быть хотят прогнать зверя из пещеры, ведь древние люди жили в пещерах
Задание №6. Впишите недостающие слова
Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его человеком разумным.
Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения лука и стрел с наконечниками с загнутыми зубьями
Задание №7. Составьте по рисункам нашего времени рассказ об охоте на мамонтов
1. Вот начало рассказа
«Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов. «
Предположите куда и зачем?
Древние охотники загоняли крупных животных в заранее подготовленные ловушки — естественные или вырытые самими охотниками ямы
Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты
Чтобы напугать животных, ведь дикие звери боятся огня. Это заметно по мамонтам, которые бегут прежде всего от огня, а не от охотников
2. Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисунку, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?
Мамонт провалился в яму, которая была прикрыта ветками. Выбраться из нее животное не сможет и охотники добьют мамонта камнями и пиками. На рисунке мы видим, что один из охотников ранен, и можно предположить, что охота была очень опасным занятием. Но охота на мамонтов приносила много мяса. Из костей животного люди изготовляли орудия труда, а из шкур делали одежду
Задание №8. Ответьте на вопросы
1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?
В общину входило несколько больших семей, которые приходились родственниками друг другу
2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?
Люди сообща добывали пищу, строили жилища, изготовляли орудия труда и одежду, воспитывали детей. Запасы пищи, орудия труда, жилища были общими
3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?
В родовых общинах особым уважением пользовалась женщина-мать
Задание №9. Выполните задание и ответьте на вопросы
Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?
1. Копье. Оно предназначено для охоты на зверя
2. Гарпун. Необходим для ловли рыбы. Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна
Задание №10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени «Первобытный похоронный обряд»
Опишите рисунок. О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?
Человека хоронят в яме, в его обычной одежде, положив в могилу еду. Древние люди считали, что душа умершего продолжает вести ту жизнь, которую вел живший человек. Хоронили в позе спящего, вероятно, потому, что считали возможным возвращение души в тело и «пробуждение» мертвого. Медвежье ожерелье являлось символом мужественного охотника, которому будет нужно копье для охоты в другом мире
Задание №11. Найдите ошибки.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли
Задание №12. Решите кроссворд «Первобытные охотники и собиратели»
Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали, прочтете название пещеры, где были впервые найдены рисунки первобытных людей
По горизонтали: 1. Материк, где, по предположению ученых, жили древнейшие люди. 2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии. 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди. 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. 5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке. 6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди. 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники. 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам. 9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу
1. Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?
Письмена на стенах пещер, раскопки
2. Как вы думаете, можно ли сравнивать первобытное и современное искусство? Свой ответ аргументируйте
Нет, потому что с развитием цивизизации было накоплено множество знаний как нужно правильно рисовать
3*. Узнайте, на территории каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте интернет)
На территории Южной Африки и Южной Азии от 5 миллионов до 400 тысяч лет назад
Видео:Каменный век | История древнего мира | Познавательное видеоСкачать
Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле». 1.Напишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда
Видео:Как выглядели жилища древних людей // Дробышевский. Человек разумныйСкачать
Ваш ответ
Видео:Древнейшие люди. Видеоурок по Всеобщей истории 5 классСкачать
решение вопроса
Видео:История 5 класс (Урок№3 - Первобытные собиратели и охотники.)Скачать
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,277
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,335
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
🌟 Видео
История древнего мира. #2. Древнейшие людиСкачать
Древнейшие людиСкачать
Появление человека. Жизнь древних людей.Скачать
Древнейшие люди. Первобытное время.Скачать
Занятия первобытных людей (рус.) История древнего мира.Скачать
Почему фигуры людей так повернуты на дреевнеегипетских изображениях / Борис КипнисСкачать
Древнейшие люди.Скачать
§ 1.ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.5 класс. История Древнего мира.// Авт.А.А.Вигасин, Г.И.Годер и др.Скачать
Древнейшие люди Человек прямоходящийСкачать
Развивающие мультфильмы - Древний человекСкачать
Древнейшие орудия труда. Каменный век.Скачать