- Уж подняли трезвон ударение
- Ф. И. Тютчев. Зима недаром злится.
- Зима недаром злится…
- Статьи раздела литература
- Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Заучивание стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится. «
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Воспитание детей дошкольного возраста
- Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Зима недаром злится…
- Статьи раздела литература
- Стихотворение и анализ «Зима недаром злится…»
- Краткое содержание
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
- 💡 Видео
Видео:Зима недаром злится... Тютчев Ф. И. Зима недаром злится, Прошла её пора — Весна в окно стучится...Скачать
Уж подняли трезвон ударение
Видео:Ф.И. Тютчев " Зима недаром злится " | Учи стихи легко | Караоке | Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
Ф. И. Тютчев. Зима недаром злится.
Анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева » Зима недаром злится. »
В помощь учителям-словесникам и учащимся средней школы.
1.
Фёдор Тютчев
Зима недаром злится (1836)
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
2.
Немного о поэте
Тютчев Федор Иванович (1803 — 1873)
Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия.
Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой.
Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.
В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.
На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать — в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.
Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.
В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.
Дарование Тютчева, столь охотно обращавшегося к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное; в высшей степени характерно, что поэт, по его собственному признанию выражавший свою мысль тверже по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писавший только на французском языке и всю свою жизнь говоривший почти исключительно по-французски, самым сокровенным порывам своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе; несколько французских стихотворений его совершенно незначительны. Автор «Silentium», он творил почти исключительно «для себя», под давлением необходимости высказаться пред собой. Бесспорным, однако, остается указание на «соответственность таланта Тютчева с жизнью автора», сделанное еще Тургеневым: «. от его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гете, т. е. они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве».
3.
В стихотворении Ф.И. Тютчева » Зима недаром злится. » пять строф по четыре строки каждая — итого двадцать строк. Рифма — перекрёстная: » злится — стучится» — рифмуются первая и третья строки; «пора — со двора» — вторая и четвёртая. Размер — трёхстопный ямб.
Художественный эффект стихотворения достигается с помощью разнообразных тропов: олицетворения, метафор, эпитетов, сравнений, противопоставлений ( антитезы ).
Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна — с прекрасным ребёнком.
Слова «Зима» и «Весна» написаны, как имена собственные, с большой буквы, что делает эти времена года живыми героинями стиха, самостоятельно и по-разному действующими, имеющими свой характер.
Зима злится на Весну, которая стучится к ней в окно и гонит её со двора. Поэтому Зима вынуждена ворчать на Весну и хлопотать о своём пребывании на дворе.
А в чём могут выразиться ворчание и хлопоты Зимы? Ранней весной и снежные метели возможны, и ночные морозцы.
Зима не выносит смеха Весны, её действий и убегает в бешенстве, напоследок запустив в Весну то ли увесистым снежком, то ли обрушив на неё целую лавину снега.
Весна — месяц, не только следующий за Зимой, но и словно бы выходящий из Зимы, поэтому он не так противопоставлен Зиме, как. скажем, лето, и в связи с этим в двух этих понятиях нет ещё глубокой антитезы.
Противопоставлением ( антинтезой ) в этом тексте могут являться такие понятия, как » ведьма злая» ( Зима ) и » прекрасное дитя» ( Весна ) и две эмоции — злость Зимы и смех ( радость ) Весны.
Помимо » злой ведьмы» в стихах дан и ещё один синоним к этому понятию — «враг» Весны.
Однако эти синонимы не явные, а контекстуальные, поскольку два несинонимичных понятия метафорически сближены именно в данном контексте.
Врагом Весну воспринимает Зима и обращается с Весной, как с врагом. Весна же не враждует, а утверждает своё законное право на смену времён года, так как полна молодых сил, влекущих её к стремительному развитию.
Как бы ни любили мы Зиму, автор склоняет симпатии читателя на сторону Весны, тем более, что Зима пытается обидеть прекрасное дитя, а это не в её пользу.
Несомненно, дети бывают шаловливыми и озорными — такой и дана Весна в этом произведении — но это не бессмысленные шалости, это — природная необходимость.
На стороне Весны буквально «всё» — ведь » всё засуетилось, всё нудит Зиму вон». » Всё» — это природа, пробуждающаяся от зимнего сна, выходящая из зимнего оцепенения. Все процессы, происходящие в этот момент в недрах земли, в стволах деревьев, в жизни птиц, — активны и стремительны. Жаворонки сообщают об этом » поднятым трезвоном».
По-своему Весна деликатна: она предупреждает о своём приходе » стуком в окно», то есть она к Зиме постучалась, прежде чем войти в уже не принадлежащие той пределы. » Гонит со двора». — глагол «гонит» дан здесь как синоним к глаголу «нудит», то есть направляет, торопит, понуждает идти в определённом направлении». Очевидно, что грубостей Весна себе по отношению к Зиме не позволяет.
Никакими препонами Зиме не удержать Весну: смелая Весна (» в глаза хохочет») принесла с собой пение птиц, звон капели, шум ручьёв, и этот шум становится всё «пуще». Таким образом текст стихотворения наполнен разнообразнейшими звуками ранней весны.
Орудие битвы Зимы, снег, Весна, как истиный философ-мудрец, несмотря на свою молодость, берёт на пользу себе: » умылася в снегу и лишь румяней стала. «
С помощью картины неравной битвы ( исход которой предопределён ) старой ведьмы и удивительного румяного младенца Тютчев даёт картину смены времён года в духе метафорических представлений наших предков, исповедовавших язычество, — картину яркую, динамичную, ведь на наших глазах происходит столько превращений:И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Интересно, что метафора » И всё засуетилось» может отнести нас к старинному славянскому празднику Жаворонки, действительно приходящемусяся на 22 марта – день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. В этот день дети с пряничными жаворонками в руках шли с родителями в поле и припевали:
«Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
Зрительный ряд стиха наряду со звуковым увлекает читателя во всю эту весеннюю кутерьму. Последнее противостояние Зимы выражены с помощью богатейших метафор: «Зима недаром злится», » прошла её пора», Весна в окно стучится и гонит со двора».
Попробуем указать все метафоры в этом удивительном стихотворении, и мы убедимся, что они присутствуют в каждой строке. То есть метафорой весны является как каждый катрен в отдельности, так и всё произведение в целом. Всё стихотворение от начала до конца — одна развёрнутая метафора, что делает его необыкновенно богатым и по форме, и по содержанию.
Отличительным приёмом данного стиха является обилие глаголов активного действия: «злится», «прошла», «стучится», «гонит» — в первой строфе; «засуетилось», «нудит», «подняли» — во второй строфе; «хлопочет», «ворчит», «хохочет», «»шумит — в третьей; «взбесилась», деепричастие «захватя, «пустила», деепричастие «убегая» — в четвёртом катрене; «умылася», глагол-связка «стала» — в пятом. Нетрудно подсчитать, что количество глаголов и глагольных форм ( два деепричастия при наличии пятнадцати глаголов ) по строфам распределилось в следующем порядке: 4,3,4,4,2. В последнем катрене всего два глагола, характеризующие только Весну, так как Весна победила и Зимы на дворе уже нет.
Все эти семнадцать глаглов и глагольных форм и сформировали метафоры данного стиха в таком обилии.
А эпитетов автору уже не понадобилось в большом количестве — их всего три: «злая» ( «ведьма злая» — инверсия, обратный порядок слов, ещё глубже характеризующий Зиму, при том, что логическое ударение также выделяет эпитет » злая» ), «прекрасное» ( «прекрасное дитя» — прямой порядок слов ) и сравнительная степень прилагательного «румяней» в составном именном сказуемом ( «румяней стала» — обратный порядок слов ).
4.
Присутствие авторского отношения к происходящему в стихотворении » Зима недаром злится» очевидно, но выражено оно не с помощью первого лица ( автора, как лирического героя, как бы и не видать ), а с помощью иных, уже указанных, средств. Автору нравится, как «прекрасное дитя» «хохочет», какое оно жизнерадостное ( «Весне и горя мало» — фразеологизм, образующий в контексте стиха метафору ), не боящееся холода ( «умылася в снегу» ), каким здоровьем и оптимизмом оно пышет (» И лишь румяней стала наперекор врагу» ). Все симпатии автора — на стороне Весны.
Таким образом прославление Весны стало прославлением кипучей энергии, молодости, смелости, свежести, и энергия трёхстопного ямба подошла здесь как нельзя лучше.
5.
В русской пейзажной лирике вряд ли ещё встретится подобное описание Зимы: зима, как правило, в русских народных песнях, в литературных обработках фольклора — герой, хотя порой и суровый, но положительный, а не отрицательный. Её ждут, её приветствуют, её любовно поэтизируют:
«…Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.»
( И.Никитин )
«Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.»
( Сергей Есенин )
В 1852 году, через шестнадцать лет после » злящейся Зимы», Ф.И. Тютчев написал стихи о зиме несколько в ином ключе, без отрицательной коннотации:
«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит. «
Однако если прежде Зима характеризовалась Тютчевым как » ведьма», то затем она превратилась в » чародейку», «колдунью». Собственно все эти три слова — ведьма, чародейка, колдунья — синонимы. Правда, в нашем сознании слово » чары» связано с какими-то волшебными, чарующими явлениями. Зима, чародейка в начале своего появления, перерождается по мере своего истощения в ведьму, чьи чары ослабевают.
Подолгу находящийся в отрыве от родины, читающий литературу на немецком и французском языках и пишущий статьи по-французски ( напомним, что только при создании лирических произведений поэт отдавал предпочтение русскому языку ) Тютчев ввёл в зимнюю тематику представления скорее западно-европейской, а не российской поэтики, но тем и обогатил русскую поэзию, внёс в стихи о природе свой, тютчевский, оттенок.
6.
Объяснение непонятных учащимся слов.
НУДИТ — принуждает, заставляет.
ХЛОПОЧЕТ — Хлопотать — 1. без доп. Заниматься чем-нибудь с усердием, работать, суетиться.
ПУЩЕ — нареч. (простореч. ). Больше, сильнее, крепче.
Видео:Стихотворение Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится" (Стихи Русских Поэтов) Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
Зима недаром злится…
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Видео:Зима недаром злится стихи Федора Тютчева Аудиокнига Литературное чтение 5 класс Слушать онлайнСкачать
Статьи раздела литература
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Видео:Зима недаром злится, Фёдор Тютчев, читает Павел БесединСкачать
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Заучивание стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится. «
по образовательной области
«Заучивание стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»
Цель: формировать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений
— познакомить детей со стихотворением Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится»
— вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,
— помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов,
— активизировать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами: «нудит», «засуетилось», «вон», «трезвон», «хлопочет», «пуще», «взбесилась», «наперекор», «дитя».
— обеспечить запоминание стихотворения,
— научить выразительно читать перед слушателями,
— дать определение слова «пантомима».
— продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
— развивать память, внимание, восприятие;
— развивать умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи;
— развивать речь через использование в ней чистоговорок и рифмовок;
— способствовать развитию коммуникативных навыков через театральную деятельность.
— воспитывать любовь к природе и поэзии;
— воспитывать читателя способного чувствовать музыкальность поэтического слова.
Методы: игровой, словесно-логический, деятельностный.
Приемы : беседа, пояснения, поощрение, физкультминутка, образец выразительного чтения, подсказ нужной интонации, заучивание стихотворения с помощью схемы.
1. Проектор, ноутбук;
2. Аудиозапись «Пение птиц в лесу»;
3.Разрезная картинка на тему «Весна»;
4. Схема для заучивания стихотворения.
5. Шапочки для показа стихотворения в виде пантомимы.
7. Памятки по обращению с книгой.
8. Красные карандаши и подставки для них.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Скажем….
В круг широкий вижу я стали все мои друзья
Мы сейчас пойдем налево,
А потом пойдем направо.
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Заниматься мы начнем.
В: Дети, а вы знаете, где хранятся книги и литературные произведения разных писателей и авторов.
В: Совершенно верно. Там огромное количество самых разных книг.
(на экране появляется слайд с изображением библиотеки им. Салтыкова – Щедрина)
В: Посмотрите на экран. Так в библиотеке хранятся книги – на полках, в алфавитном порядке.
(На экране появляется слайд с полками и книгами в алфавитном порядке)
В: А в нашей группе где живут книги?
Д: В уголке книг, на полочке интересных книг.
В: Давайте подойдем к нашей полочке с книгами. А кто пишет книги?
Д: Автор. Писатели.
В: Верно. А как можно узнать, о чем книга?
Д: По ее иллюстрациям.
В: Правильно. Посмотрите внимательно на полочку с нашими книгами. Что на ней нового?
Д: Появилась новая книга. Там лежит неизвестная нам книга. Ещё одна книга появилась.
2. Основная часть
В: Да, вы правы. Это сборник стихотворений Ф. Тютчева. С некоторыми его стихотворениями мы уже знакомы. Например, «Чародейкою зимою околдован лес стоит….», «Весенние воды». Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением.
В: А о чем будет это стихотворение, вы узнаете, сложив разрезную картинку и отгадав загадку. Готовы? Приступайте.
Игра «Сложи картинку» (Дети собирают на столе картинку «весна»)
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Вслед ей прилетели птицы
— Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
В: Что у вас получилось?
Д: Весна. На картинке весна.
В: А сейчас у нас какое время года?
В: Правильно. Давайте вспомним чистоговорки о весне и проговорим их.
К нам пришла весна.
Все растаяли снега.
В ручейке журчит вода.
Прилетели к нам скворцы.
Как весною хорошо!
В: Многие поэты, писатели с любовью и нежностью изображали природу. Сегодня я познакомлю вас с одним из них. Это Ф.И. Тютчев. Вот его портрет. Посмотрите на экран.
(На экране появляется слайд с портретом автора)
В: Тютчев горячо любил русскую природу, восхищался её красотой. Все эти чувства нашли отражение в поэзии. Однажды автор наблюдал за тем, как зима долгое время «не сдаётся», и за тем, как весна сменяет зиму.
Такую борьбу зимы с весной изобразил поэт в своём стихотворении, которое называется «Зима недаром злится… »
В: Я вам прочитаю это стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие), с какой интонацией я читаю строки.
(Дети садятся на стульчики)
Чтение стихотворения «Зима недаром злится»
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит .
Взбесилась ведьма злая,
И, снегу захватя,
В прекрасное дитя .
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Беседа по стихотворению
В: Понравилось вам стихотворение?
В: Почему злится зима?
Д: Зима закончилась. Прошла её пора.
В: А как об этом говорит автор?
Д: Зима недаром злится, прошла её пора…
В: Какое время года идет на смену зиме?
В: Как говорит автор об этом?
Д: Весна в окно стучится и гонит со двора.
В: Повторим хором: «Зима недаром злится, прошла ее пора. Весна в окно стучится и гонит со двора»
В: Послушайте строчку: «И всё засуетилось, все нудит зиму вон». Что значит «всё засуетилось»?
Д: Значит, ручьи бегут и журчат. Снег тает. Солнце светит. Капель слышна.
В: Что значит нудит?
Д: Вынуждает уходить, прогоняет, выгоняет.
В: А что значит слово «вон»?
Д: Это значит прочь. Пусть совсем уходит.
В: Дети, кто ещё суетится весной?
Д: Птицы, они спешат прилететь с юга.
В: Верно. Автор говорит — «и жаворонки в небе уж подняли
трезвон».
В: Что такое «трезвон»?
Д: Звонкое пение. Значит, очень громко запели. Запели звонко.
В: Давайте повторим эти строки хором: «И всё засуетилось, всё нудит зиму вон. И жаворонки в небе уж подняли трезвон»
В: Что же предпринимает зима, чтобы прогнать весну?
Д: Хлопочет, ворчит.
В: А как она это делает?
Д: Напускает холодные ветры и снежные метели.
В: С кем сравнивает автор зиму?
Д: С ведьмой злой.
В: Какие слова вам непонятны в стихотворении?
В: Что означает слово «пуще»?
В: Что значит «взбесилась»?
Д: Сильно разозлилась. Рассердилась.
В: Ещё в стихотворении есть незнакомое вам слово «наперекор», это значит специально или назло.
В: А как вы думаете, кто это дитя в стихотворении?
Д: Это весна.
В: Верно. Поэт показал два образа — два настроения. Кому вы желали победы в схватке зимы и весны? (Ответы детей)
В: Почему?
В: А как вы думаете, на чьей стороне автор?
Д: На стороне весны.
В: Весна — особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна,
когда всё оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней
весной зима даёт ещё о себе знать-напускает ветры, снежные метели,
но, в конце концов весна всё-таки побеждает.
В: Давайте с вами отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Пришла весна!
Весна, весна! Пришла весна! Хлопки в ладоши.
Тепло на крыльях принесла. Короткие взмахи руками-крыльями
И вот на самом солнцепеке Ходьба.
С поднятой гордой головой Приподнять повыше подбородок.
Расцвел подснежник голубой. Руки в стороны.
Он весь пушистый, серебристый, Приседания.
На солнце маленький стоит. Прыжки.
Посланец он весны надежный, Наклоны туловища.
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие, Повороты влево-вправо.
Он первенец среди цветов.
В: Давайте присядем с вами на ковер.
(дети садятся на ковер)
В: Поиграем в игру «Рифмовки». Подберем рифмы к словам.
(Воспитатель называет слово и перекатывает снежок одному из детей. Ребенок перекатывает снежок обратно и называет рифму к слову)
В: Например, злится – стучится, пора – двора, вон – трезвон, хлопочет – хохочет, ворчит – шумит, мало – стало, снегу – врагу.
В: Молодцы, справились с заданием.
В: Сейчас я прочитаю стихотворение ещё раз, а потом мы его заучим наизусть. Чтобы вам легче было запоминать стихотворение, мы его покажем в виде пантомимы.
Пантомима – это театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, мимики, то есть выражения лица, и пластики.
В: Давайте потренируемся. Покажите мне радость, огорчение, удивление, грусть. А теперь злость.
(Дети показывают заданные эмоции)
В: Предлагаю вам стать артистами и передать эмоции, которые есть в этом стихотворении своей мимикой и жестами. Вам надо показать, как злится зима, как она хлопочет, какая она суровая, как хохочет весна, какая она милая и добрая, как трезвонят и суетятся птицы.
Пантомима «Разыграй стихотворение» (воспитатель читает стихотворение, а дети показывают его содержание)
(Дети берут себе шапочки на столе)
В: Молодцы, у вас замечательно все получилось. Вы настоящие артисты!
3. Заучивание стихотворения.
В: А теперь мы заучим это стихотворение. Вот схема, по которой мы будем его заучивать. Она вам поможет.
В: Аня начнет рассказывать стихотворение, опираясь на схему, а Даша продолжит рассказывать стихотворение.
В: А сейчас начнет стихотворение Катя, а Лиза его продолжит.
В: А теперь стихотворение полностью расскажет Арина.
В: Замечательно. Вот мы и выучили такое красивое стихотворение.
В: А теперь мы поставим нашу книгу на полку. Чтобы каждый мог ещё раз ее посмотреть и вспомнить стихотворения.
В: А как надо обращаться с книгой?
Д: Бережно. Аккуратно переворачивать страницы. Не мять страницы книги. Не рвать книги.
В: Правильно. Вы уже умеете хорошо обращаться с книгами. Давайте сделаем памятки о том, как надо обращаться с книгами и подарим их младшим детям.
В: Перед вами памятки. Вам надо зачеркнуть красным карандашом неправильные знаки, на которых нарисовано то, что нельзя делать с книгой.
В: С каким стихотворением мы сегодня познакомились?
Д: «Зима недаром злится…»
В: Кто его автор?
Д: Фёдор Иванович Тютчев.
В: Что понравилось на занятии тебе, Максим?
В: Что запомнилось тебе, Даша?
В: Дети, а вы хотели бы сходить в библиотеку?
В: Мы постараемся договориться с сотрудниками библиотеки и сходить туда на экскурсию. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 798 человек из 78 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
- Сейчас обучается 2826 человек из 84 регионов
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
- Сейчас обучается 388 человек из 73 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- Кальбова Кира АлексеевнаНаписать 770 04.04.2019
Номер материала: ДБ-539419
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 04.04.2019 717
- 04.04.2019 132
- 04.04.2019 87
- 04.04.2019 471
- 04.04.2019 229
- 04.04.2019 114
- 04.04.2019 199
- 04.04.2019 108
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Зима недаром злится ,Фёдор Тютчев , Русская Поэзия, читает Павел БесединСкачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На базе колледжей создадут программы профориентации
Время чтения: 2 минуты
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Ф.И. Тютчев. Зима недаром злится...Скачать
Зима недаром злится…
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Видео:Зима не даром злится ,Фёдор Тютчев, Русская Поэзия, читает Павел БесединСкачать
Статьи раздела литература
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Видео:Тютчев Ф.И. Зима недаром злится. Учим стихи вместеСкачать
Стихотворение и анализ «Зима недаром злится…»
Зима недаром злится,
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Краткое содержание
С. Басов. Весна в начале. 2018
Стихотворение повествует о смене времён года, приходе весны. Период зимнего господства завершился, и теперь «весна в окно стучится», желая прогнать зиму. Окружающая природа полностью поддерживает намерения весны. Несговорчивая старая ведьма не желает освобождать насиженное местечко, но уже никто не считается с её желанием. Весна, хохоча ей в глаза, ещё яростнее переходит в наступление. Наконец ведьма капитулирует, сдавшись активному напору юной весны. Напоследок, со злостью, бросает в красавицу весну снежный ком. Но красавице и горя нет: умылась в снегу, и похорошела ещё больше.
История создания
Стихотворение родилось в 1836 г., но первая публикация случилась после смерти Тютчева. В тридцатые годы поэт активно работал в жанровых рамках пейзажной лирики, уделяя особое внимание весне. Весна для него была символом красоты, совершенства, прекрасного будущего. Тютчев всегда радостно реагировал на приход весеннего тепла, душа его, подобно природе, пробуждалась после зимней спячки.
Именно весной у него случился любовный роман с Эрнестиной Дернберг. Несмотря на то, что он состоял в браке, и она не была свободна от семейных уз, «запретный» роман принёс им немало радостных минут. Эта любовная связь явилась причиной душевного подъёма для Тютчева, который он представил в образе долгожданной весны.
Жанр, направление, размер
Произведение представляет синтез жанров пейзажной и философской лирики. В стихотворении переданы картины природы, а также присутствуют мысли поэта о молодости, непобедимости всего активного и юного.
Стихотворный размер – трёхстопный ямб. С его помощью автор придал произведению лёгкость прочтения, ощущение воздушности. Рифмовка перекрёстная.
Композиция
Стихотворение включает в себя пять строф. Композиция – кольцевая: в первой и последней строфе весна одерживает победу над зимой, от чего торжествует. Тютчев, посредством кольцевой композиции, доносит мысль о том, что новое всегда приходит на место старого. Процесс этот остановить или приостановить невозможно. С семантической точки зрения произведение делится на три части:
Первая часть – из неё мы узнаём о приходе весны и беспомощности зимы.
Вторая часть – мы наблюдаем последнее сражение зимы и весны.
Третья часть – весна празднует оглушительную победу и торжествует назло поверженному врагу.
Образы и символы
В произведении выделяются два значимых по смыслу образов:
образ зимы – символизирует всё косное, отжившее, старое. Не случайно в стихотворении лирический герой называет зиму «злой ведьмой»;
образ весны – мы воспринимаем его на контрасте с образом зимы. Весна олицетворяет юность, красоту, светлое будущее. Она способна привнести в жизнь людей счастье и радость.
В произведении весна и зима приобретают черты живых, мыслящих существ. Они, подобно людям, умеют хохотать, шуметь и ворчать. Тютчев одушевил центральные образы стихотворения.
Темы и настроение
Автор поднимает в стихотворении две важных для себя темы:
Тема природы, изображение прихода весны – основная. Поэт чутко воспринимает все перемены в природе, поэтому такое привычное многим явление, как смена времён года превращается в горячее сражение двух противников.
Тема жизни и молодости – весна служит символом всего живого, юного, смелого. Она с лёгкостью побеждает «злую ведьму» зиму, олицетворяющую всё неживое и косное. В этом противостоянии двух начал всегда побеждает молодость. Произведение проникнуто воодушевлённым оптимизмом: окружающий мир с радостью встречает юную весну.
Основная идея
Поэт доносит до читателей мысль о том, что в борьбе между жизнью и смертью, новым и старым, пробуждением и сном всегда следует выбирать первое. Основная идея произведения заключается в особенном восприятии весны лирическим героем. Весна – это всегда свежие эмоции, новая жизнь и яркие чувства.
Средства выразительности
Тютчев использует, чтобы донести до нас основную идею произведения, различные средства выразительности:
метафоры – «взбесилась ведьма злая», «в прекрасное дитя»;
олицетворения – «зима недаром злится», «весна в окно стучится», «зима ещё хлопочет»;
гиперболы – «наперекор врагу», «взбесилась ведьма злая»;
аллитерация – с целью передать птичий гомон, автор использует повторение звуков «и», «з»: «…и жаворонки в небе уж подняли трезвон»;
множество глаголов – с целью передачи суеты и борьбы главных героинь: «злится», «стучится», «хлопочет», «шумит» и пр.
💡 Видео
Стихотворение «Зима недаром злится...» Ф. И.Тютчев. Поэтическая тетрадьСкачать
Зима не даром злится ,Фёдор Тютчев ,Анализ ПроизведенияСкачать
Ф.И. Тютчев - Зима недаром злится | Стихи слушатьСкачать
Зима недаром злится стих Федор ТютчевСкачать
№144 Фёдор Тютчев. Зима недаром злится...Скачать
Зима недаром злится... Ф.И. ТютчевСкачать
Зима недаром злится…Скачать
ЗИМА НЕ ДАРОМ ЗЛИТСЯ...ФЕДОР ТЮТЧЕВ 1830 гСкачать
Тютчев "Зима недаром злится" Tyutchev "Winter is not in vain angry" - Marina Zoege von ManteuffelСкачать
"Зима недаром злится" | Ф.И. Тютчев | Стихи Русских Поэтов |Аудио Стихи|Стихи про зиму|Стихи о зимеСкачать
Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится" - Слушать и Учить аудио стихиСкачать