Впк словосочетание с прилагательным

Содержание
  1. Виды связей в словосочетаниях
  2. Понятие словосочетания
  3. Основные виды словосочетаний
  4. Глагольные словосочетания
  5. Именные словосочетания
  6. Наречные словосочетания
  7. Примеры словосочетаний со связью согласования
  8. Примеры словосочетаний со связью управления
  9. Примеры словосочетаний со связью примыкания
  10. Олимпиада РЯ 10-11
  11. Словосочетание: определение, строение, примеры
  12. Понятие о словосочетании
  13. Структура словосочетания
  14. Словосочетание и предложение
  15. Признаки словосочетания
  16. Простые и сложные словосочетания
  17. Типы связи слов в словосочетаниях
  18. Согласование
  19. Управление
  20. Примыкание
  21. Группы подчинительных словосочетаний
  22. Глагольные
  23. Именные
  24. Наречные
  25. Синтаксический разбор словосочетания
  26. Учим ребёнка работать со словосочетаниями
  27. Объясняем доступно, что такое словосочетание
  28. Ищем слово, от которого надо задавать вопрос
  29. Учимся выписывать словосочетания
  30. Запоминаем, что главные члены предложения словосочетанием не являются
  31. Задание. Определяем виды и типы словосочетаний
  32. 📹 Видео

Видео:согласование прилагательного с существительнымСкачать

согласование прилагательного с существительным

Виды связей в словосочетаниях

Впк словосочетание с прилагательным

О чем эта статья:

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Имя прилагательное. Что такое имя прилагательное?Скачать

Имя прилагательное. Что такое имя прилагательное?

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Латинский язык. Имя прилагательное, прилагательное 1 гр. Согласованное определение.Скачать

Латинский язык. Имя прилагательное, прилагательное 1 гр. Согласованное определение.

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Русский язык. Разряды прилагательных: качественные, притяжательные, относительные. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Разряды прилагательных: качественные, притяжательные, относительные. Видеоурок

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Разряды имён прилагательных | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Разряды имён прилагательных | Русский язык | TutorOnline

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Латинский язык. Lingua Latina. Согласование существительного и прилагательногоСкачать

Латинский язык. Lingua Latina. Согласование существительного и прилагательного

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Как отличить отглагольное прилагательное и причастие | Русский язык ОГЭ Умскул 2022Скачать

Как отличить отглагольное прилагательное и причастие | Русский язык ОГЭ Умскул 2022

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

по дороге длиннее,

Прилагательное + наречие:

Наречие + наречие:

Деепричастие + наречие:

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Записаться на марафон

    0 0 0 0 0 0

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Олимпиада РЯ 10-11

Впк словосочетание с прилагательным

Всероссийская олимпиада школьников

по русскому языку в 2020-2021 учебном году

Задание 1. История русского языка.

Прочитайте отрывок из повести А.П.Чехова «Три года».

— Твердо, веди, аз! – слышались со всех сторон голоса приказчиков (буквами в амбаре обозначались цены и номера товаров). – Рцы, иже, твердо!

Напишите буквы, названные в данном отрывке. Что должен был крикнуть приказчик, чтобы назвать товар, обозначенный буквами С, Г, Л; М, Б, Д?

Оценка: 1 балл за правильно названные буквы, по 1 баллу за правильные слова.

Задание 2. Морфемика и словообразование.

Разделите, разъясняя, данные производные слова на словообразовательные типы (СТ), объединяя в один СТ слова, образованные от одной и той же части речи с помощью одного и того же суффикса и имеющие одинаковое словообразовательное значение.

Царапина, виноградина, глубина, осетрина, орлица, книжница, морщина, учительница, хлебница, волчица, картофелина, свинина, домина, морщина, пепельница, победительница, львица, вышина, рощица, холодина, мыльница, отметина, горошина, подпалина, конина, ширина, вдохновительница, лужица, сахарница, толщина, медведица, жемчужина.

Оценка: за каждый правильный ряд СТ по 0,5б. + по 0,5б. за правильное разъяснение, итого – 9б.

Задание 3. Лексикология.

Составьте не менее четырех словосочетаний с прилагательным адский в разных лексических значениях. Укажите эти значения. Какие устаревшие устойчивые выражения с данным прилагательным вы знаете? Каковы их значения?

Оценка: 4б. за правильные словосочетания + 2б. за устаревшие выражения.

Задание 4. Фразеология.

Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались следующие слова.

Наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться.

Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ

Задание 5. Морфология.

От данных существительных образуйте имена прилагательные с помощью суффиксов–ов- или –ев-: алыча, баржа, бахча, беж, вече, груша, гуж, душ, епанча, клещ, ключ, лапша, лещ, лицо, луч, морж, меланж, парча, плечо, плюш.

Оценка: по 0,5б. за каждый правильный ответ.

Задание 6. Стилистика.

Определите, какие тропы употреблены в предложениях из художественных текстов.

1) Литейный залили блузы и кепки (В.В.Маяковский).

2) Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета. (А.С.Пушкин)

3) В первый раз я от месяца греюсь, в первый раз от прохлады согрет. (С.А.Есенин)

4) Эй, борода! А как проехать к Плюшкину?(Н.В.Гоголь).

5) Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас. (А.П.Чехов)

Оценка: по 1баллу за каждый правильный ответ.

Задание 7. Этимология.

Переведите на русский язык следующие выражения:

4) veni, vidi, vici

6) finis coronal opus

7) dum spiro, spero

Из какого языка они пришли в нашу речь?

Оценка: по 1 баллу за каждое выражение + 1б. за ответ на вопрос.

Задание 8. Синтаксис.

Определите синтаксическую функцию инфинитива.

1) А завтра снова мир залить вставало солнце ало. (В.Маяковский)

2) Мысль не застать её в Пятигорске молотком ударила мне в сердце. (М.Лермонтов)

3) Разубедить его в чем-нибудь трудно. (А.Чехов)

4) Он должен был обезоружить младое сердце… (А.Пушкин)

5) Лейтенант всего лишь просит огоньку туда подбросить. (А.Твардовский)

Оценка: за каждый правильный ответ по 1б.

Задание 9. Орфография.

Слитно или раздельно пишутся данные наречия и наречные выражения? Раскройте скобки.

(По)одиночке, (по)одному, биться (на)смерть, (во)очию, (без)умолку, (по)неволе, (на)ощупь, (в)волю, (в)конец измучиться, (на)пролом, рано (по)утру, дать (в)замен, поднять (к)верху, говорить (на)чистоту, душа (на)распашку, (в)(пол)оборота.

Оценка: по 0,5б. за каждый правильный ответ.

Задание 10. Орфоэпия.

Какой произносительной особенности московского говора, ставшей в дальнейшем общелитературной нормой, отдает предпочтение М.В.Ломоносов в следующем рассуждении (Российская грамматика, 1755)?

Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для своей отменной красоты протчимъ справедливо предпочитается; а особливо выговоръ буквы О безъ ударения какъ А много приятнее; но отъ того Московские уроженцы, а больше те, которые не много и невнимательно по церьковнымъ книнамъ читать учились, въ правописании часто погрешаютъ, пишучи А вместо О.

Объясните, почему плохое знание церковнославянского языка было губительно для грамотности «московских уроженцев». Какое произношение гласных было свойственно самому Ломоносову? Справедливо ли филологический противник Ломоносова, столичный дворянин А.П.Сумароков, обвинял автора «Российской грамматики», рожденного на уезде, где даже дворяне говорят «неправильно», в приверженности к «языку родных осин»?

Оценка: 1б. + 5б. за развернутый ответ.

Чтобы назвать товар, обозначенный буквами С, Г, Л, приказчик должен был крикнуть: «Слово, глаголь, люди!», а для обозначения товара М, Б, Д – «Мыслете, буки, добро!»

СТ1: царапина, отметина, подпалина, морщина – имена сущ-ые, образованы от глаголов с помощью суффикса –ин(а), имеют значение «результат действия»;

СТ2: виноградина, картофелина, горошина, жемчужина – сущ-ые образованы от сущ-ых с помощью суффикса –ин(а), имеют выделительное значение, обозначая единичный предмет, выделенный из массы однородных;

СТ3: осетрина, конина, свинина – сущ-ые образованы от сущ-ых с помощью суффикса

ин(а), имеют значение «мясо животного, названного производящим словом»;

СТ4: холодина, домина — сущ-ые образованы от сущ-ых с помощью суффикса

ин(а), имеют увеличительное значение;

СТ5: глубина, вышина, толщина, ширина — сущ-ые образованы от прил-ых с помощью суффикса –ин(а), имеют значение отвлеченного признака;

СТ6: орлица, львица, волчица, медведица — сущ-ые образованы от сущ-ых с помощью суффикса –иц(а), имеют словообразовательное значение «женскости»;

СТ7: хлебница, мыльница, сахарница, пепельница — сущ-ые образованы от сущ-ых с помощью суффикса –ниц(а), имеют значение «предмет, предназначенный для того, что названо производящим словом»;

СТ8 – учительница, победительница, вдохновительница — сущ-ые образованы от сущ-ых, обозначающих лицо мужского пола, с помощью суффикса –ниц(а), имеют словообразовательное значение «женскости»;

СТ9: книжица, лужица, рощица — сущ-ые образованы от сущ-ых с помощью суффикса

иц(а), имеют уменьшительное значение.

Адский труд – «невыносимый, очень тяжелый»;

Адская жара – «невыносимая, очень сильная»;

Адский замысел – «коварный»;

Адская дорога – «ужасная».

Устаревшие словосочетания: адская машина – «взрывное устройство с часовым механизмом»; адский камень (устар.) – «ляпис; азотнокислое серебро, применяемое в медицине для обеззараживания ран».

(См., например, в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»: Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня.)

Пойти на лад, вогнать в гроб, скалить зубы, переливать из пустого в порожнее, смотать удочки, собаку съесть, оставить в дураках, белены объесться.

Алычовый, баржевый, бахчевой, бежевый, вечевой, грушевый, гужевой, душевой, епанчовый, клещевой, ключевой, лапшовый, лещовый, лицевой, лучевой, моржовый, меланжевый, парчовый, плечевой, плюшевый.

2 – эпитет, метафора

alma mater – питающая мать – традиционное образное название учебных заведений (чаще высших) по отношению к их питомцам;

alter ego – второе «я»;

a priori – на основании ранее известного;

veni , vidi , vici – пришел, увидел, победил;

nota bene – обрати внимание;

finis coronal opus – конец – всему делу венец;

dum spiro , spero – пока живу, надеюсь (Овидий);

tabula rasa – чистая доска.

Все эти слова и выражения происходят из латинского языка.

1) вставало (зачем? с какой целью?) залить – обстоятельство цели

2) мысль (какая?) не застать – определение несогласованное

3) разубедить (трудно) – вместе со словом категории состояния сказуемое безличного предложения

4) должен был обезоружить – основная часть СГС

5) просит (о чем?) подбросить – косвенное дополнение.

Поодиночке, по одному, биться насмерть, воочию, без умолку, поневоле, на ощупь, вволю, вконец измучиться, напролом, рано поутру, дать взамен, поднять кверху, говорить начистоту, душа нараспашку, вполоборота.

(аканье) + развернутый ответ:

В приведенном отрывке из «Российской грамматики» М.В.Ломоносова речь идет об акающем произношении, которое, как и предвидел Ломоносов, стало литературной орфоэпической нормой. Аканье – это неразличение гласных [а] и [о] в безударном положении. Акающее произношение, свойственное московскому говору, Ломоносов находил приятным и нежным, хотя сам он, как уроженец северной губернии, был носителем оканья. Церковнославянская традиция чтения основывалась на окающем произношении, поэтому людям, знакомым с церковными книгами, легче давалось произношение, а «московские уроженцы», если они писали без хорошей выучки по церковным книгам, делали ошибки: бальшой, Масква и т.п. Нападки Сумарокова на автора «Российской грамматики» безосновательны и вызваны лишь желанием уколоть Ломоносова его «низким происхождением».

Видео:#74 English A2: переведи словосочетания гл.+прил.+сущ. на английский языкСкачать

#74 English A2: переведи словосочетания гл.+прил.+сущ. на английский язык

Словосочетание: определение, строение, примеры

Словосочетания являются одной из часто употребляемых в речи синтаксических конструкций. Они повседневно используются в речи. Сегодня рассмотрим, что же представляют собой словосочетания, какие типы их существуют. Также остановимся на вопросе нахождения сочетаний слов в различных предложениях.

Видео:Падежи прилагательных. Как определить падеж прилагательного?Скачать

Падежи прилагательных. Как определить падеж прилагательного?

Понятие о словосочетании

Словосочетанием называют неделимую синтаксическую единицу, состоящую из нескольких слов, построенных на подчинении зависимого слова главному. Конструкции отличаются или грамматической, или смысловой связью. Чаще всего словосочетание имеет сразу два типа отношений.

Например: тихая погода, стало холодно, подошёл к сестре .

Словосочетание называет более конкретно и детально явления, предметы. Они понимаются ярче, чем одно слово:

  • мама – любимая мама;
  • лежать – лежать на диване;
  • платье – платье в клетку.

Не относят специалисты к словосочетаниям следующие конструкции, выраженные:

  1. Грамматической основой (подлежащим и сказуемым): мама поёт .
  2. Слова, которые находятся рядом, но не имеют смысловую связь: красивый находится .
  3. Сочетание слова и предлога: рядом с комнатой, у книги .
  4. Членами предложения однородной структуры. Они отвечают на схожие вопросы. Обычно в данную группу выделяют однородные конструкции: (какая?) земляничная и (какая?) сомневающаяся .
  5. Устойчивыми выражениями в виде фразеологических оборотов: спустя рукава .
  6. Сложными грамматическими формами в виде: можно выступать, более благозвучный .
  7. Обособленными членами предложения и определяемыми словами: мальчик, играющий во дворе

Структура словосочетания

В структурном плане словосочетание состоит из одного или нескольких слов. В конструкции одно слово является главным, а другое (или другие) зависит (-ят) от него. Главным называют синтаксическую и смысловую единицу, от которой ставят вопрос к второстепенным. Приведём пример:

  • Лунная ночь. В этом словосочетании главным является существительное ночь . Оно связано с прилагательным лунная по смыслу и грамматически. Оба слова стоят в Именительном падеже единственного числа женского рода, причём выбор формы прилагательного определяется ролью существительного. Кроме того, от слова ночь можно поставить вопрос какая (?) к прилагательному лунная .
  • Ехать далеко. В данной конструкции главным является глагол ехать . К нему относится наречие далеко . Слова связаны грамматически и по смыслу, благодаря чему образуют единую синтаксическую структуру. От ехать можно задать вопрос – куда (?), далеко .
  • Бифштекс с кровью. В данном случае главным структурным центром является существительное бифштекс . Для конкретизации его использовано существительное – с кровью . От главной составляющей конструкции к зависимой можно задать вопрос – какой?

Без сочетаний слов в повседневной жизни сложно обойтись. Они необходимы для акцентирования внимания на множестве деталей или обстоятельств. Рассмотрим это на очередных двух примерах:

Этот праздник — этот интересный праздник.

В первой половине предложения констатируется факт, вторая — показывает, как относится гражданин к явлению, а также в ней можно увидеть оценку речевой ситуации. И ещё.

Первое слово представляет собой только глагол, который говорит, что собирается совершить человек. Во втором случае – указывается конкретная цель, с какой отправляется гражданин в поездку.

Если словосочетание состоит из существительного с прилагательным, его можно заменить синонимичной конструкцией, состоящей из сочетания существительного с существительным.

  • Деревянный пол – пол из дерева;
  • Золотое кольцо – кольцо из золота;
  • Ситцевое платье – платье из ситца.

Словосочетание и предложение

По строению и грамматическому значению словосочетания отличаются от предложений. В них отсутствует законченная мысль, специальная интонация, сообщающая какие-либо данные.

Посмотрим на следующие варианты:

  • синеющая даль;
  • красивая девочка;
  • едут в машине.

В данных примерах видно, что слова в различных словосочетаниях связаны определённым образом. Они имеют зависимость друг от друга, но отсутствует в конструкциях передача сообщений о чём-либо, выражение просьбы или оформление вопроса, что характерно для предложения.

Для предложения характерно объединение словосочетаний в единое целое. По большей мере они для него представляют собой строительный материал.

Рассмотрим пример: Зелёная трава удивительно хороша сегодня .

Отличается предложение тем, что в нём выражается законченная мысль. Оно является более крупной, чем словосочетание, единицей речи, содержащей в своей структуре подлежащее и сказуемое (иногда что-то одно из этого набора), называемых грамматической основой.

Предложение имеет законченную мысль, в которой происходит развитие действия и название предмета речи. Структурно можно разделить конструкцию на следующие элементы:

  • трава (какая?) зелёная;
  • хороша (когда?) сегодня;
  • хороша (как?) удивительно.

Кроме того, в выражении выделяют грамматический центр в виде подлежащего и сказуемого – трава хороша .

Признаки словосочетания

Словосочетание, как и другие единицы речи, имеет ряд признаков:

  1. По составу . Словосочетание состоит из 2-х или нескольких самостоятельных слов.
  2. По связи . Элементы конструкции связаны с помощью подчинительной грамматической связи.
  3. По смыслу . Словосочетание отличается смысловым единством слов.

Простые и сложные словосочетания

Во всех подобных спецконструкциях выделяют главную и зависимую части: вкусный хлеб – словосочетание состоит из 2-х слов, из которых существительное хлеб является главным, а прилагательное вкусный — зависимым словом.

Часто работают на уроках, особенно в начале изучения, с простыми вариациями, которые имеют два слова: серебряные изделия, всегда грустный, ехать в поезде .

Для сложных вариантов характерно использование сочетаний из 3-5 знаменательных слов: приехать в удивительное место, мебель из дорогого материала.

Образование сложных конструкций происходит за счёт того, что распространяются элементы простой разновидности. Их в случае необходимости можно разделить на несколько простых:

мамина шляпка из итальянской соломки – мамина шляпка , шляпка из соломки , из итальянской соломки.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Типы связи слов в словосочетаниях

Словосочетания по грамматической характеристике распределяются на три группы. Представим сначала их в виде таблицы.

Типы конструкцийПримерыГрамматические признаки
Согласованиезелёный кустик
красивая девушка
золотое сердце
Главное слово выражается существительным или личным местоимением, которое согласуется с зависимым в роде, числе и падеже.
Управлениепапин шарф
купить хлеб
уехать из города
Управление главного слова зависящими элементами, ставя их в определённом падеже.
Примыканиешёл подпрыгивая
идти впереди
мог делать
Зависимые слова примыкают к главным особым образом без каких-то грамматических признаков.

Рассмотрим каждый из типов более подробно.

Согласование

Согласованием называется подчинительная связь, при которой главное из слов согласуется с зависимым в роде, числе и падеже.

Например: вкусной грушей – для зависимого слова характерны те же формы, что и для главного. Стоит прилагательное вкусной в форме единственного числа, женского рода, Творительного падежа, что и главное слово – грушей .

Если меняется форма главного слова, это же происходит и с зависимым:

  • быстрый шаг (Им.п.);
  • быстрого шага (Р.п.);
  • быстрому шагу (Д.п.);
  • быстрым шагом (Тв.п);
  • о быстром шаге (П.п.).

Согласование характеризуется специальной грамматической связью, которая выражается окончаниями. Зависимые слова представлены в виде:

  • имён прилагательных : красный нос , чудесное настроение ;
  • местоимений-прилагательных : с моими уроками ;
  • причастий : включённый свет ;
  • порядковых числительных : седьмой класс .

Управление

Управлением называют такую подчинительную связь, при которой главное слово управляет зависимым, ставя его в нужную падежную форму.

съесть ягоду (В.п.), мороженое (В.п.), сыр (В.п.).

Главным словом съесть осуществляется постановка зависимых слов в форму Винительного падежа, оставляя при этом главный компонент в неизменном виде:

Съесть ягоду (В. п.), съесть мороженое (В. п.), съесть сыр (В. п.).

Для управления грамматической связью применяют окончания, а также окончания с предлогами. Рассмотрим пример:

выехать из город а

В словосочетании передача грамматической связи осуществляется посредством окончания а и предлога из .

Примыкание

Примыканием называют подчинительную связь, при которой зависимое слово выражается неизменяемыми словами в виде глаголов, стоящих в неопределённой форме, деепричастий, наречий.

учиться плавать , подойти улыбаясь , написать красиво .

Видео:#22 English A1-B2: переведи словосочетания прил. + сущ.Скачать

#22 English A1-B2: переведи словосочетания прил. + сущ.

Группы подчинительных словосочетаний

Словосочетания в зависимости от характеристики главной части принято разделять на глагольные, именные и наречные. Это подразделение имеет свои особенности. Рассмотрим каждый вид и приведём соответствующие примеры.

Глагольные

Для этого вида характерно представление главного слова в виде глагола. Зависимый элемент конструкции выражается существительным или местоимением. Например:

  • купить (что?) хлеб ;
  • петь (что?) песню ;
  • загорать (на чём?) на пляже ;
  • повторить (кому?) ему .

Именные

Именные названы так, потому что они выражаются именем – существительным, прилагательным, местоимением, причастием. Приведём примеры подобных конструкций:

  • старое покрытие;
  • очень весёлый;
  • семь дней;
  • кто-то знакомый.

Наречные

Уже по названию можно сказать, что для данного типа характерно применение выражений с главным словом в виде наречия:

Зависимое слово выражается здесь обычно существительными. Иногда можно увидеть в подобных словосочетаниях прилагательные, местоимения.

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Синтаксический разбор словосочетания

Рассмотрим, как синтаксически разбирать словосочетания:

  1. Начинаем работу с определения главного и зависимого слов с последующей постановкой вопроса между ними.
  2. Определяемся, к какой части речи относятся главное и зависимое.
  3. Называем, чем грамматически связаны (с выделением окончания у зависимого слова). Также часто обозначают окончания в словах и отмечают предлоги.
  4. Указание типа подчинительной связи в виде согласования, управления, примыкания.

Существует некоторое отличие устного разбора от письменного. В случае последнего записывают словосочетание, ставя вопрос от главного к зависимому. Указывают также, какое из слов является главным. Затем определяются с типологией сочетания.

Видео:Прилагательные 1 и 2 склонения в латинском языкеСкачать

Прилагательные 1 и 2 склонения в латинском языке

Учим ребёнка работать со словосочетаниями

Уже в начальной школе рекомендуют специалисты начинать работу. При регулярности занятий уже через некоторое время ученики смогут определиться с вопросом, как найти любое словосочетание.

Объясняем доступно, что такое словосочетание

Сначала научите детей, что словосочетанием называется специальная конструкция, состоящая из 2 или более слов, которые связаны смыслом и грамматически.

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Впк словосочетание с прилагательным

Не забудьте сказать, что конструкция только называет действие или предмет, но не имеет смысловой законченности, что отличает её от предложения.

Ищем слово, от которого надо задавать вопрос

Начинаем с простых двухсловных словосочетаний, сперва ищем от какого к какому слову мы сможем задать вопрос. Серый паук ( паук какой? серый ). Ловит рыбу ( ловит что? рыбу ). Когда разобрались с тем от какого из двух слов в словосочетании мы ставим вопрос, можете объяснить ребёнку, что это и есть то самое главное слово, а чем оно отличается от зависимого? Правильно, тем что вопрос задаём от него, а не к нему.

Учимся выписывать словосочетания

Хорошей тренировкой для ребёнка будет попытка определить словосочетание среди членов предложения. Поэтому после того как вы освоите простые словосочетания, переходим к простым предложениям. Сперва ищем грамматическую основу. На эту тему у нас также есть урок. А от подлежащего и сказуемого уже легко поставить вопросы к другим словам. Именно они и будут словосочетаниями.

Любимая мама поёт песни малышу.

От подлежащего мама можно задать вопрос к прилагательному любимая . От сказуемого – к существительным песни и малышу . Но при этом к ним ставятся разные вопросы: поёт (что?) песни , поёт (кому?) малышу . Вот мы и получили три словосочетания.

Запоминаем, что главные члены предложения словосочетанием не являются

Немаловажным будет уже на этапе ознакомления со словосочетаниями ввести для детей правила, что грамматическая основа не относится к подобным конструкциям. Отработайте тщательно тему. Это снизит множество проблем впоследствии.

Видео:Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

Задание. Определяем виды и типы словосочетаний

Ознакомившись с темой и узнав, какие существуют типы конструкций, попробуем определить их самостоятельно. Затем проверьте по ключу, верно или нет всё сделали. Итак, определите, к каким типам относятся словосочетания:

  1. Идти в лес.
  2. Рассмотреть тему.
  3. Интересный рассказ.
  4. Интересно рассказывать.
  5. Думать над темой.
  6. Петь подвывая.
  7. Красочная картина.
  8. Пять уроков.
  9. Сидеть на стуле.
  10. Идти вперёд.

📹 Видео

#67 English A1-A2: переведи словосочетания гл.+прил.+сущ. на английский языкСкачать

#67 English A1-A2: переведи словосочетания гл.+прил.+сущ.  на английский язык

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Русский язык | Cтепени сравнения прилагательных | TutorOnlineСкачать

Русский язык | Cтепени сравнения прилагательных | TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: