- Урок русского языка в 10 классе «Русская фразеология» презентация к уроку по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 6 класса «Знатоки фразеологии»
- Практические задания к семинару по теме «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи»
- 🔍 Видео
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Урок русского языка в 10 классе «Русская фразеология»
презентация к уроку по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему
Разработка урока содержит толкование термина»Фразеология», особенности фразеологических оборотов, их признаки, истоки. Предлагаются различные варианты работы с фразеологизмами. Можно использовать и в 5-9 классах, а также в качестве подготовки к ОГЭ и ГИА по русскому языку.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_frazeologiya_10_kl_urok.pptx | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Подписи к слайдам:
Русская фразеология Урок русского языка в 10 классе
Цели урока Систематизировать знания по теме «Фразеология». Обогащать словарный запас фразеологизмами; находить фразеологизмы в речи; правильно употреблять их. Развивать речь и образное мышление. Воспитывать внимательное отношение к родному языку. Закрепить навыки правописания НЕ и НИ с разными частями речи
Словарный диктант (Н_ )рыба (н_ )мясо, (н_)как нет, (н_)смотря на все усилия, (н_)в коем случае, как (н_)когда, погружаться в (н_)рвану, (н_)смотря под ноги, (н_)защищён, (н_) лепо , (н_)шагу назад, (н_)чист на руку, (н_)чего сказать, (н_) утолимая печаль, на (н_)т и суда (н_)т, тридцать три (н_)счастья, (н_)подкупная совесть, (н_)м как рыба, (н_)лёгкая принесла, ещё (н_)прочитан, (н_)меркнущая звезда.
Самопроверка словарного диктанта Ни рыба ни мясо, никак нет, несмотря на все усилия, ни в коем случае, как никогда, погружаться в нирвану, не смотря под ноги, не защищён, нелепо, ни шагу назад, нечист на руку, нечего сказать, неутолимая печаль, на нет и суда нет, тридцать три несчастья, неподкупная совесть, нем как рыба, нелёгкая принесла, ещё не прочитан, немеркнущая звезда. Найдите фразеологизмы, подберите синоним. Какие признаки фразеологизмов вы знаете?
Фразеология как раздел науки о языке Какое явление русского языка лежит в основе забавного случая, рассказанного К.И.Чуковским в книге «От двух до пяти»? Сформулируйте тему урока. Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето? – Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться. – Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету…
С улыбкой о фразеологизмах Мама! А ты говорила, что дядя сидит у тёти Анюты на шее, а он всё время сидит на стуле. Почему эти высказывания вызывают у нас улыбку? Фразеологические обороты употребляются в переносном значении. На сопоставлении прямого и переносного значения фразеологизмов создаются юмористические ситуации. (Детям неведом переносный смысл, который подразумевают взрослые. Они всё воспринимают буквально) Если вы понаблюдаете за своими младшими братишками или сестрёнками, то обязательно столкнётесь с подобными ситуациями.
Значимость науки О фразеологии написано множество статей, книг, диссертаций, а интерес к этой области языка не иссякает ни у исследователей, ни у тех, кто просто неравнодушен к слову. Подтверждается точность формулы, высказанной еще на заре века известным датским языковедом Отто Есперсеном , который назвал фразеологию “ деспотически капризной и неуловимой вещью” . Сам факт наличия в языке помимо слов целых словесных комплексов , которые иногда тождественны слову, а чаще являют собой уникальный лингвистический феномен , отличающийся яркой выразительностью, образностью и эмоциональностью, служит для нас поводом к тому, чтобы исследовать именно этот раздел языкознания.
Возникновение раздела науки «Фразеологии» Обратимся к истории рождения раздела науки о языке «Фразеология». Только в середине XX века учёные, изучающие наш язык, увидели, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть ещё особый пласт — несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причём образную, особо ёмкую. Так родился новый раздел науки о языке — фразеология ( раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов ). Фразеология ещё очень молода, но за прошедшие в науке годы сделано немало.
этимология Фразеолгия » происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» логос – «учение». Устойчивые сочетания называют фразеологизмами или фразеологическими оборотами. Фразеология – раздел лингвистики, который изучает устойчивые сочетания слов, в этих словосочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет всё выражение в целом .
Строение фразеологизмов Фразеологизмы по своей структуре представляют собой устойчивые словосочетания или предложения. Определите строение фразеологизма и дайте толкование или подберите синоним. Запишите. Тянуть волынку, бабушка надвое сказала, мастер на все руки, строить замок из песка, бить баклуши. Словосочетания : тянуть волынку (медлить с решением), мастер на все руки (трудолюбивый, умелый человек), бить баклуши (бездельничать). Предложения : Бабушка надвое сказала – (недостоверные сведения); Строить замок из песка (мечтать о чем-то несбыточном).
Обобщение Почему очень важно знать фразеологизмы? Какую роль они играют в речи? Какие фразеологизмы вы можете подобрать к рисункам?
Сформулируйте и запишите Признаки фразеологизма, выполнив задания
Исправь ошибку Попробуйте восстановить искажённые фразеологизмы и запишите их в исправленном виде, дайте толкование. Делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трёх осинах, кошку съел, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в четверг, он привык из кильки делать слона Сделайте вывод – можно ли заменять слова или менять их местами в фразеологизме?
Проверка Делать из комара – делать из мухи слона (сильно преувеличивать), два валенка пара – два сапога пара (очень похожи по характеру), заблудиться в трёх осинах – заблудиться в трёх соснах (заблудиться в знакомом месте), кошку съел – собаку съел (научился делать что-то очень хорошо, приобрел навык), восемь четвергов на неделе – семь пятниц на неделе (часто меняет своё мнение, не может определиться с выбором), пишет как индюшка лапой – пишет как курица лапой (небрежное, неразборчивое, неряшливое письмо), после снегопадика в четверг – после дождичка в четверг (обещание события, которое никогда не сбудется).
Неделимость фразеологизма Состав фразеологизма настолько устойчив, что отдельные слова в нём нельзя заменять даже синонимами: куда глаза смотрят – вместо куда глаза глядят. Можно ли заменять устаревшие слова? Тем более нельзя «обновлять» устаревшие слова в фразеологизмах: беречь как зрачок гл а за вместо как зеницу ока . Что отличает фразеологизм от свободных словосочетаний? Фразеологизм обладает постоянством лексического состава. Это отличает его от свободных словосочетаний.
Упражнение Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке . Посмотрите на цитаты из произведения А.С. Пушкина. Что это за произведение? Кому принадлежат эти слова ? Найдите в предложениях фразеологизмы и определите их значение и синтаксическую роль.
Сторона мне знакомая, слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперёк. Я чаю, небо с овчинку показалось. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею моей головой выкупят. Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт. Поглядеть, так в чём душа держится.
Признаки фразеологизма Устойчивое, неделимое цельное словосочетание. Слова нельзя заменять или переставлять. Лексическое значение имеет не одно слово, а всё словосочетание в целом (невозможность замены и перестановки слов). В предложении является одним членом предложения.
Много фразеологизмов пришло к нам из мифов Древней Греции, из Библии. Составьте словосочетания из данных слов: подберите существительное или прилагательное и образуйте фразеологизм. Фразеологизмы запишите в тетради, дайте толкование. Конь Эзоп Ложе Ахилл Меч Ариадна Муки Троя Язык Дамокл Нить Сизиф Пята Тантал Труд Прокруст Близнецы Гордиев Узел Сиам
Прокрустово ложе — мерка, под которую насильственно подгоняют что-либо, для неё не подходящее; дамоклов меч — нависшая, угрожающая опасность; танталовы муки — нестерпимые муки вследствие невозможности достигнуть желанной цели, несмотря на её близость; эзопов язык — язык иносказательный, полный умолчаний, намёков, аллегорий; ариаднина нить — путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос; ахиллесова пята — слабое, уязвимое место у кого-либо; сизифов труд — тяжёлая, бесконечная и бесплодная работа; сиамские близне цы — неразлучные друзья, единомышленники; гордиев узел — запутанное сплетение обстоятельств.
Подбор синонимов К выделенным фразеологизмам подберите синонимы. Повернуться негде , во всю прыть , мчаться на всех парусах, никуда не годится , из рук вон, со всех ног, яблоку негде упасть, от начала до конца , что есть сил, как сельдей в бочке, ниже всякой критики, сломя голову, от доски до доски, во все лопатки, не выдерживает (никакой) критики, только пятки засверкали, от корки до корки, что есть духу.
Повернуться негде, яблоку негде упасть , как сельдей в бочке (очень тесно) Во всю прыть, мчаться на всех парусах, со всех ног, что есть сил, сломя голову, во все лопатки, только пятки засверкали, что есть духу (быстро бежать) Никуда не годится, из рук вон, ниже всякой критики, не выдерживает (никакой) критики (очень плохо) От начала до конца, от доски до доски, от корки до корки (полностью прочитать)
Подбор антонимов Из данных на фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу (антонимы). Например: не зги не видно — хоть иголки собирай. Не зги не видно, жить своим горбом, заваривать кашу, воспрянуть духом, по чайной ложке, на ночь глядя, коломенская верста, от горшка два вершка, чуть свет, как кошка с собакой, повесить нос, хоть иголки собирай, на чужой шее сидеть, единым духом, душа в душу, расхлёбывать кашу, сидеть сложа руки, не покладая рук Составьте предложения с одной из пар.
Значение и поисхождение фразеологизмов Остаться с носом . По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т.е. приношение, подарок, выкуп (на Востоке — калым). Если жениху отказывали, то он оставался с носом. Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу . Носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки). К фразеологии относятся и народные пословицы, поговорки, яркие и меткие — «крылатые» — выражения писателей, учёных, общественных деятелей, например: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда (Посл.). А ларчик просто открывался (Крылов.). Рождённый ползать — летать не может! (М.Горький). Бежит как на пожар (Поговорка).
Домашнее задание Дайте толкование фразеологизмов из библейской фразеологии: ничтоже сумняшеся ; камень преткновения; аредовы веки; много званых, мало избранных; Иудин поцелуй; петь Лазаря; краеугольный камень; не от мира сего; соль земли; камни вопиют.
Проверка Домашнего задания Дайте толкование фразеологизмов из библейской фразеологии: ничтоже сумняшеся – ничуть не сомневаясь камень преткновения – препятствие на пути достижения цели аредовы веки – очень долго жить много званых, мало избранных — Иудин поцелуй – предательство, лицемерие петь Лазаря – жаловаться, ныть краеугольный камень – основа какого-либо события не от мира сего – не приспособленный к жизни человек соль земли – избранные, лучшая часть человечества камни вопиют – сильное возмущение .
Индивидуальные задания Происхождение фразеологии русского языка. Источники русских фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи.
Словари «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова (свыше 4000 словарных статей); «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова; «Словарь-справочник по русской фразеологии» Р.И. Яранцева (800 фразеологизмов); «Крылатые слова» Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной ; «Мифологический словарь» и «Словарь фразеологических синонимов русского языка» под редакцией В.П. Жукова (730 синонимических рядов). Работайте со словарями и вы обогатите свой словарный запас. Гавриил Романович Державин писал: «Язык чрез слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ».
Готовимся к ЕГЭ Твой отец добрый малый,- промолвил Базаров,- но он человек отставной, его песенка спета. (И. Тургенев). Фразеологический разбор: 1) фразеологизм; 2) смысловое значение; 3) построен по модели словосочетания или предложения; 4) со словом какой части речи соотнесен; 5) установить главное слово модели или грамматическую основу; 6) в роли какого члена предложения выступает; 7) в каком стиле речи употреблен.
Проверка Твой отец добрый малый,- промолвил Базаров,- но он человек отставной, его песенка спета. (И. Тургенев). 1. Добрый малый – фразеологизм; значение – хороший человек; построен по модели словосочетания: прилагательное + существительное; соотнесен с существительным «отец»; главное слово – существительное; в предложении является именной частью сказуемого; разговорный стиль. 2. Песенка спета – фразеологизм; значение – конец чего-нибудь; построен по модели двусоставного предложения; состоит из существительного «песенка», выступающего в роли подлежащего, и краткого причастия «спета» — сказуемого, выражает законченную мысль; разговорный стиль.
Итог урока Узнали о происхождении некоторых фразеологизмов, употребляли их в речи, подбирали синонимы и антонимы. Помните, что нельзя как следует овладеть языком, не изучив его фразеологии. Не забывай на праведном пути то, Что старик Марк Твен сказал когда-то: «Ты слово должен нужное найти, а не его троюродного брата».
Развитие речи Летом в деревне Работать с огоньком, чуть свет, бок о бок, оказать помощь, засучив рукава, не покладая рук, спустя рукава и т.д. Где знание, там и умение На все руки мастер; воюют не числом, а умением; не ударить лицом в грязь; заблудиться в трёх соснах; на скорую руку; нахвататься верхушек; собаку съел и т.д. Мой товарищ Душа в душу, стоять горой, два сапога пара, не разлить водой, медвежья услуга и т.д.
Дополнительные задания № 1. Прочитайте предложения, выделите в них фразеологизмы. Пользуясь словарем, определите их значение и стилистическую роль. 1. И какой толк, если тебе хоть пятерку с плюсом выставят, когда у тебя понимания на круглый ноль. Кому будет охота растить олуха царя небесного (Л. Кассиль). 2. Ночной разбойник, дуэлист… и крепко на руку нечист (А. Грибоедов ) №2 Прочитайте примеры. Вместо точек вставьте фразеологизмы, подходящие по смыслу. 1. Тетя Наташа заметила, что мы оба ходим …, и стала уговаривать маму, чтобы мы с Мишкой остались пожить еще в деревне (Н. Носов). 2. Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе …, хочу из тебя артистку сделать. (А. Чехов). Д л я с п р а в о к: бить баклуши, как в воду опущенный. №3 В данных предложениях выделите фразеологизмы и слова, являющиеся синонимами к ним. 1. Вот ты, извини взрослый парень, а дичь порешь (Д. Гранин ) – Стоя у доски Петя нервничал и допускал досадные ошибки (В. Катаев). 2. Мы это еще в третьем классе проходили. Ты что, с луны свалился? (Н. Носов) – Гаврик настойчиво делал вид, что ничего не понимает (В. Катаев).
№4 К данным фразеологизмам подберите синонимы, с тремя из них составьте предложения. Играть в бирюльки, зеленая улица, злые языки, как рыба в воде, как угорелый, не все дома, ничего не скажешь; и швец, и жнец, и на дуде игрец; на один покрой, набивать оскомину. Д л я с п р а в о к: заниматься пустяками, путь без помех, сплетники, свободно, очень быстро, не в полном рассудке, мастер на все руки, на самом деле, на одну колоду, мозолить глаза. Упражнение 5. Прочитайте предложения, выделите фразеологизмы. Пользуясь словарем, докажите, что они являются антонимами. 1. Кость белая, кость черная. – И поглядеть, так разные: им разный и почет (Н. Некрасов). 2. Тонкое сукно сюртуков, белизна воротничков, выхоленные лица – все это свидетельствовало, что это люди белой кости (А. Серафимович).
Упражнение 6. По словарю установите значение фразеологизмов, определите, какие из них многозначные. Составьте с многозначными фразеологизмами предложения таким образом, чтобы разница в значениях стала очевидной. Упражнение 7. Выясните по фразеологическому словарю значение следующих фразеологизмов: дубовая голова, богом обиженный, носить на руках, на живую нитку. Определите, по образцу каких синтаксических единиц они построены, определите главное и зависимое слово, вид связи. Упражнение 8. Выделите фразеологизмы, определите, к какому стилю они принадлежат; осуществите разбор по предложенной схеме. 1. Цель жизни нашей для него (Ленского) была заманчивой загадкой, Над ней он голову ломал (А. С. Пушкин). 2. Ежатки – детки хоть куда, и что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда в ежовых рукавицах (Е. Серов).
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 6 класса «Знатоки фразеологии»
Выбранный для просмотра документ Игра-конкурс Знатоки фразеологии.docx
Подготовила Коврина Любовь Константиновна,
учитель русского языка МБОУ СШ № 10
Цели : 1 . Выявить уровень усвоения учащимися изученного материала;
отработать навык правильного употребления фразеологизмов в
2 . Прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку.
3 . Развивать познавательную и творческую активность учащихся.
4. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.
Оборудование: Мультимедийная установка, презентация в среде Power Point , 4 «чёрных ящика», карточки с заданиями, листочки для ответов на 5 задание.
1 ведущий. Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что здесь сегодня собрались настоящие знатоки фразеологии. Ведь вам предстоит помериться силами и выяснить, какая же команда не только лучше знает фразеологизмы русского языка, но и умеет грамотно их использовать в речи.
2 ведущий. Итак, мы начинаем наш конкурс. При оценке конкурсных заданий учитывается не только правильность, но и скорость выполнения. Компетентное жюри будет оценивать ваши ответы. В добрый путь! И пусть победит сильнейший!
1 КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ. «СЕКРЕТНЫЙ АГЕНТ»
1 ведущий. На картинках зашифрованы фразеологизмы. Попробуйте их отгадать и объяснить значение каждого. Правильный полный ответ принесёт вашей команде 3 очка. Правильно расшифрованный фразеологизм, но без объяснения значения оценивается 1 баллом. (Слайды 3 — 15)
2 ведущий. Пока жюри подводит итоги этого конкурса, мы предлагаем задание для болельщиков «Пазлы». Нужно «собрать» фразеологизм, используя слова, изображённые на картинках, и объяснить его значение. (Слайды 17 — 20)
Объявление итогов 1 конкурса.
2 КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ. «СЫСКНОЕ БЮРО»
1 ведущий. Перед вами карточки, в которых дается одно из синонимичных выражений «расстроенной» пары. Ваша задача состоит в том, чтобы восстановить синонимичную пару, найдя подходящий по смыслу фразеологизм. Команда может добавить в свою копилку 3 балла (по 0,5 балла за каждый верный ответ) (Выражения для задания напечатаны на карточках для каждой команды и одновременно демонстрируются на слайде 21 для зрителей и жюри)
Карточка для 1-ой команды.
Бежать очень быстро
Давно не виделись
В полном беспорядке
Карточка для 2-ой команды.
Работать очень хорошо
Сильно поразиться услышанному
2 ведущий. Пока жюри подводит итоги этого конкурса, мы предлагаем игру для зрителей «Кто больше» . Перед вами изображение одного из органов человека (слайд 22), вспомните как можно больше фразеологизмов, в состав которых входит слово «нос» . За каждый правильный ответ вы получаете жетон. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество жетонов, он получит приз. ( После окончания игры на слайде 23 демонстрируются фразеологизмы, и у уч-ся есть возможность пополнить свой словарный запас и убедиться в богатстве русского языка)
Объявление итогов 2 конкурса.
1 ведущий. Вы достаточно хорошо справляетесь с заданиями, но каждый новый конкурс будет сложнее предыдущего. Вы, наверное, знаете, что иностранцы, изучающие русский язык, часто делают ошибки, искажая смысл выражений. Очень трудно им понять значения русских фразеологизмов, так как часто они воспринимают их буквально. Поэтому возможны искажения фразеологических оборотов.
3 КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ. «ПУТАНИЦА»
2 ведущий. Наш следующий конкурс называется «Путаница» . Вам необходимо восстановить искажённый фразеологизм, объяснив его значение. За полный правильный ответ команда получает 3 балла. (Выражения для задания напечатаны на карточках для каждой команды и одновременно демонстрируются на слайде 24 для зрителей и жюри)
Карточка для 1-ой команды.
Делать из комара слона
Возмутиться до середины сердца
Карточка для 2-ой команды.
Восемь четвергов на неделе
После снегопадика в субботу
Заблудиться в трёх осинах
Объявление итогов 3 конкурса.
4 КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ. «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»
1 ведущий. Перед вами черный ящик. Ваша задача – угадать, что за предмет в нем лежит, опираясь на его описания. Этот конкурс поможет понять, кто из вас не только хорошо знает фразеологизмы, но и обладает стремительной реакцией. Побеждает та команда, которая даст правильный ответ быстрее, используя как можно меньше описаний. Максимальное количество баллов за один угаданный предмет – 4 балла, использование каждого последующего описания снижает результат на 1 балл. (Слайды 25, 28; каждое новое описание появляется по щелчку в случае неугаданного ответа; после правильного ответа угаданный предмет извлекается из ящика, а его изображение появляется по гиперссылке на слайдах 26, 27; 29, 30 )
2 ведущий. Пока жюри подводит итоги этого конкурса, мы предлагаем игру для зрителей «Угадай-ка» . Перед вами слова (слайд 31), «убежавшие» из фразеологизмов. Вам нужно восстановить 4 фразеологизма, используя каждое из слов только один раз.
Что объединяет все эти фразеологизмы?
Объявление итогов 4 конкурса.
5 КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ. «ЭКСКУРСИЯ ПО … СЕБЕ»
1 ведущий. Перед вами изображения частей тела человека (слайд 32).
Выберите любое из них и вспомните фразеологизмы, в состав которых входит слово, называющее эту часть тела. Каждый правильный фразеологизм добавит в копилку вашей команды 1 балл.
2 ведущий. Листочки с ответами вы должны будете сдать жюри. Для более быстрого подведения итогов этого конкурса пишите разборчиво каждый фразеологизм с новой строки. На выполнение задания отводится 5 минут. Время пошло!
1 ведущий. Зрители тоже могут попробовать свои силы. Но у вас всего 2 минуты. Не забудьте подписать свой листок. ( Листочки раздаются каждому. Итог зрительского конкурса подводит учитель в конце мероприятия. Победитель получает приз ).
( После выполнения задания на слайде 33, 34 демонстрируются фразеологизмы, и у уч-ся есть возможность пополнить свой словарный запас и убедиться в богатстве русского языка. Карточки с этими же фразеологизмами раздаются жюри для проверки правильности выполнения конкурсного задания)
Подведение и объявление итогов 5 конкурса.
1 ведущий. На этом заканчивается наша игра. Но наше знакомство с безграничным миром русского языка не заканчивается.
2 ведущий. Мы встретимся с вами снова. Постигайте красоту родного языка, учитесь умело использовать его возможности, и он откроет перед вами все свои сокровища!
Подведение итогов игры. Объявление и награждение победителей.
Видео:Русский язык 8 класс: синтаксический разбор словосочетанияСкачать
Практические задания к семинару по теме «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи»
Наталья Теницкая
Практические задания к семинару по теме «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи»
Практические задания к семинару
Тема: Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры.
Задание№1
Прочитайте текст, и используя эмоциональную окраску,исходя из содержания текста и собственного настроения:
Конечно, я не слушался,
Я вёл себя упрямо.
Но можно было шлёпнуть
И даже накричать,
Сама ж меня учила:
Задание № 2
Произнесите фразы «Уколола кошка лапку», «Побежал ёж по комнате», «Это моя бабушка» так, чтобы каждый раз благодаря изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза.
Задание №3
Попробуйте восстановить искажённые фразеологизмы. Что они означают? А если попробовать представить их в прямом смысле — какая картина возникает?
Делать из комара слона;
Два валенка пора;
Заблудиться в трёх осинах;
Восемь четвергов на недели;
Пишет как индюшка лапой;
После снегопадика в субботу.
Задание №4
Фразеологизмы — антонимы перепутались. Найди потерявшиеся пары.
2. Хоть отбавляй.
3. Как кошка с собакой.
4. Воспрянуть духом.
8. Засучив рукава.
Задание№5
Произнести фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердито, ласково).
Мы поедем на экскурсию.
Задание №6
По произнесённым междометиям догадайтесь какие чувства я хотела передать.
1. Ах! — радость, восхищение.
2. Ой! — испуг, страх.
3. Ух! — недовольство.
5. Эх! — грусть, сожаление
Задание №7.
Паузирование. С помощью пауз передайте настроение героя,выделите главные смысловые слова:
«Упрямый ослик» «Капризная корова»
Упрямый ослик Капризная корова
— Идти не хочу!Мычала на лугу:
И груз на себе я везти не могу! — Жевать траву с цветами
Тащите вы сами на гору мешки, Я больше не могу.
А после спускайтесь с такой высоты! Бока все отлежала,
Хозяин с упрямством справляется разом И солнце напекло
— Приносит упрямцу морковки он тазик. А молока так много,
— Ешь ослик, морковку. Тебя я люблю. Что вымя затекло.
-За труд твой тяжёлый тебя я хвалю. Коза совет дала ей
-А после работы мы ляжем в тени — А ты пойди в лесок.
-И я для тебя почитаю стихи. В тенёчке там прохладно.
Да и трава там шелк.
И в лес ушла корова,
А там был серый волк.
Капризную корову к себе он уволок.
Задание №8.
Используйте ускорение или замедление для передачи динамики произведения.
Кто идёт, а кто ползёт. Мы едем, едем, едем
Или всё наоборот. В далёкие края
Вот малыш пыхтит, ползёт, Весёлые соседи -счастливые друзья.
Соску всё засунул в рот. Нам солнышко смеётся,
Тучи по небу ползут, Мы песенку поём,
За собою дождь ведут. А в песенке поётся о том,как мы живём.
По стене паук ползёт, Красота! Красота!
Паутину он плетёт. Мы везём с собой кота,
Поезд медленно ползёт, Чижика, собаку, Петьку — забияку,
Пассажирам не везёт. Обезьяну, попугая — вот компания какая!
Задание№9.
Используя все интонационные средства: фразовые и логические ударения, паузы, движения голоса по высоте, силе, тембру, темп речи, мимику,жесты прочитать произведение:
«Курочка Ряба и золотое яйцо»
Радовались дед и баба:
– Снами вместе наша Ряба.
По яичку нам снесёт
И на завтрак принесёт.
Ну а Ряба всё хлопочет,
Всёпорадовать их хочет:
– Ешьте свежее яйцо.
Принесу я вам ещё.
Жили бедно баба с дедом,
Голодали за обедом.
Ряба им помочь решила
И богатством одарила.
– Я снесла яйцо, — сказала,
– Весит то яйцо немало.
Всё из золота оно,
Для богатства вам дано.
Удивились дед и баба:
– Для чего ты это, Ряба?
Не видали никогда
Золотого мы яйца.
Уму учит Ряба деда:
– На базар сейчас поедешь,
Там продашь яйцо купцу,
Будут деньги на лапшу.
Хорошо, -ей дед сказал
И поехал на и базар.
Там с купцом поторговался
И в накладе не остался.
Все запасы закупил,
Ситца бабке прихватил
И домой приехал в срок,
Рябы выполнив урок.
– Здравствуй, Ряба! — молвил он.
– Я продал яйцо твоё.
Будем жить теперь мы сыто.
Да и ты не позабыта.
Накупил тебе зерна,
Чтоб яички ты несла.
Птичник новый я отстрою,
Будем славно жить с тобою.
Только Ряба промолчала.
Бабка деду рассказала:
Не несёт яички Ряба.
Покупать теперь их надо.
Плачет дед и плачет баба:
– Золотого нам на надо. Мы хотим яйцо простое,
Очень вкусное, живое.
Итак, подведя итоги, требования к речипедагога должны быть следующие: правильность, точность, логичность,чистота, выразительность, богатство, уместность, темп, поза, мимика, жесты.
Следует избегать следующих недочётов в речи: торопливость, невнятность произношения, монотонность, повышенная громкость, неточность произнесения отдельных звуков или слов; нарушения в лексико — грамматическом оформлении, употреблении в речи слов — паразитов, небрежное — неряшливое произношение, побуквенное произношение отдельных слов, произнесение с неправильным ударением,неблагозвучность голоса, частое употребление слов с уменьшительно — ласкательными суффиксами, использование новых слов, не учитывая возраст детей.
1. Болотина Л. Р. ,Комарова Т С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика — М., 1997 — 240с.
2. Буре Р. С., ОстровскаяЛ. Ф. Воспитатель и дети. — М. ,2001 — 174с.
3. Десяева Н. Д. ,ЛебедеваТ. А. ,Ассурова Л. В. Культура речи педагога. -М. ,2003 — 189с.
4. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М. ,1987 — 207с.
5. Колосова И. В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения// Справочник старшего воспитателя,2009,№3. — с. 19 -21.
6. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. — М. :Лайнер,2005 -324с.
7. Прияткина А. Ф. Русский язык. Культура речи. — Владивосток,2005 — 302с.
8. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М. :Просвещение. 2004. — 240с.
9. Столяр А. А. Давайте поиграем. — М. : Наука,2008. — 235с.
10. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. — М. : Просвещение, 2005. — 308с.
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово» Цель. Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка деления слов на слоги, умения определять количество слогов в словах, находить слова,.
Игры на развитие звуковой культуры речи Игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Консультация для родителей на тему «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников» Уважаемые родители! В развитии речи детей большую роль играет формирование фонематического слуха, то есть способности четко отличать одни.
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха» Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей» Краткое описание: В данной консультации раскрывается значение.
Презентация «Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Презентация на тему: «Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста». Основное назначение презентации.
Презентация «Развитие звуковой культуры речи посредством игр и игровых упражнений» 2 слайд Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.. Звуковая сторона речи – средство, позволяющее каждому.
Раннее развитие фонематического слуха ребёнка Раннее развитие фонематического слуха ребёнка. Взрослый должен своевременно руководить развитием речи ребёнка. В раннем возрасте стоят.
Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР. Приступая к обследованию поступивших в сад детей,.
Развитие звуковой культуры речи с использованием лэпбука ечь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы,.
Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии во 2 классе. Тема: Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов.
🔍 Видео
05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Русский язык 8 класс : Синтаксический разбор словосочетанийСкачать
Все способы словообразованияСкачать
Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать
Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать
Русский язык 8 класс. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Русский язык | 8 класс | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний.Скачать
Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?Скачать
Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать
Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетанияСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№43 - Назначение и употребление обращений. Распространённые обращения.)Скачать
Русский язык. 4 класс. Составление словосочетаний, предложений с именами числительными /25.12.2020/Скачать
Устойчивые сочетания словСкачать