Паронимы ВОСПОМИНАНИЕ — НАПОМИНАНИЕ
Начало инфо-уроков на тему ПАРОНИМЫ и СПИСОК ПАРОНИМОВ здесь .
Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ВОСПОМИНАНИЕ — НАПОМИНАНИЕ
1.Лексическое значение паронимов воспоминание — напоминание
2.Примеры словосочетаний с паронимом воспоминание
3.Примеры предложений с паронимом воспоминание
4.Примеры словосочетаний с паронимом напоминание
5.Примеры предложений с паронимом напоминание
1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ВОСПОМИНАНИЕ — НАПОМИНАНИЕ
1. Мысленное воспроизведение чего-либо прошедшего, сохранившегося в памяти.
2. только множ.число: воспоминания. Род литературного произведения, описывающего события, очевидцами которых был автор; записки или рассказы о прошлом, о своей или чьей-либо жизни; мемуары.
1.Действие по глаголу напоминать (в 1 знач.).
— 1) Заставлять вспоминать о ком-либо, чем-либо, кого-либо, что-либо; приводить на память.
— 2) Быть, казаться похожим на кого-либо, что-либо.
2.Извещение, обращение и т. п., напоминающее о чем-либо, побуждающее к какому-либо действию.
3.перен. Предостерегающий признак, предвестие.
2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ВОСПОМИНАНИЕ
19)воспоминание о детстве
20)воспоминание о школе
21)воспоминание о войне
25)выступить с воспоминаниями
26)воспоминания современников о Пушкине
3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ВОСПОМИНАНИЕ
1)Воспоминания — это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются. (Стивенсон Роберт Льюис)
2) В своих воспоминаниях-мемуарах маршал Советского Союза И.П.Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира…»
3) Среди множества воспоминаний о людях, предметах, событиях и чувствах я не сохранила памяти о первом своем стихотворении. (В.Инбер)
4) Нередко воспоминание связано со сложной умственной деятельностью, необходимой для осознания содержания воспроизводимых событий, их последовательности, причинной связи между ними. (Т.П.Зинченко)
5) Воспоминание значимых для личности событий, предметов и лиц обычно сопровождается эмоциональными переживаниями. (Т.П.Зинченко)
6) Способность к точному воспроизведению, воспоминанию у различных людей неодинакова, и даже у одного и того же человека неодинакова по отношению к разным предметным сферам. (Из философского словаря)
7) Воспоминаниями вы называете образы, возникающие у вас в мыслях, когда вы думаете о ком-либо или о чём-либо.
8) Остались одни воспоминания.
9) Старики живут воспоминаниями.
10) «Литературные и житейские воспоминания» написал И.С.Тургенев.
11) От его былого здоровья осталось одно воспоминание.
12) От тоски и одиночества Пушкина спасали воспоминания о друзьях.
13) Воспоминание о них наполняли его душу радостью.
15) На другой день Пушкин переписал для Державина «Воспоминания в Царском Селе». А Державин еще долго не мог успокоиться. «Воспоминания в Царском Селе», присланные ему Пушкиным, он подшил в особую тетрадь. Приезжающим к нему не уставал рассказывать, что “скоро явится свету второй Державин; это Пушкин, который еще в Лицее перещеголял всех писателей”.
16) В воспоминаниях поэта Г.И.Иванова С.А.Есенин назван «наследником Пушкина наших дней».
17) Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, каждая чудом уцелевшая старинная вещь или фотография — целая история.
18) Собранные воедино мысли и чувства, воспоминания фронтовиков воссоздают страницы недавнего героического прошлого, уже ставшего историей.
19) Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа.
20) Я слушаю тебя –
и сердцем молодею,
Мне сладок жар твоих речей,
Печальный, снова пламенею
Воспоминаньем прежних дней. (А.Пушкин – Д.Давыдову)
4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — НАПОМИНАНИЕ
8)напоминание о лете
9)напоминание о войне
10)напоминание о человек
11)напоминание о подвиге
12)делать без напоминаний
5. ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — НАПОМИНАНИЕ
1)При напоминании о дочери прибаутки и улыбки исчезали у сапожника. (М. Горький. Трое)
2) Хлебников зашел к нему, но лишь по второму напоминанию. (А.И.Куприн. Поединок)
3) Несмотря на частые напоминания жандармов сдать мои тетради поскорее, я медлил. (Морозов. Повести моей жизни)
4) Как суровое напоминание потомкам, хранит Хатынь печаль и тоску погибших.
5) При напоминании о предстоящем докладе он нахмурился.
6) Надоели напоминания, и так помню, что надо написать письмо.
7) Букет сухих цветов – напоминание о лете.
8) Это было грозным напоминанием войны.
9) Государственный праздник – это напоминание о каком-либо событии из истории нашей Родины.
10) Грот «Руины» в Александровском саду — это памятник-напоминание о войне 1812 года. Он был сооружён в честь победы в войне над Наполеоном.
11) Цель колядок — обрадовать, повеселить хозяина напоминанием о празднике, вселить надежду на лучшее будущее.
12) Человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке.
13) И раздаётся над необъятными просторами России колокольный звон православных храмов напоминанием о величии подвига русского воина.
14) Напоминаниями о былых бедах для жителей Петербурга служат памятные доски с датами наводнений 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 годов, которые можно увидеть под аркой Невских ворот Петропавловской крепости.
15) Двойственное число в русском языке исчезло приблизительно 600 лет назад. Но в современном русском языке остались напоминания о двойственном числе.
16) Приучайтесь обосновывать свои ответы без напоминания.
17) Осталась стоять одна колокольня, служащая теперь напоминанием о катастрофе.
18) Римляне чаще располагали некрополи вдоль дорог для напоминания живущим о подвигах предков.
19) Часто у основания креста изображают череп и кости, в напоминание о том, что Христос был распят на Голгофе, что в переводе значит «череп».
20) А.Д.Меншиков изображён на картине В.И.Сурикова «Меншиков в Берёзове» как яркая историческая личность, выходец из народа и баловень судьбы, трагическое напоминание об эпохе самовластия и переворотов.
21) В чертах сына отец видит постоянное напоминание о жене.
1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990
2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. – Киров: Кировская областная типография. 1997.
3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.
5.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Видео:Анна Достоевская. Воспоминания (1/5). АудиокнигаСкачать
Как написать мемуары о своей жизни
http: // findself .ru/ kak- pisat- memuary. html (убрать пробелы из ссылк);
— Интересные мемуары словесно насыщены: в них присутствуют метафоры, сравнения, описания, диалоги и эмоции. Эти фигуры помогут оживить ваши воспоминания.
— Будьте добры по отношению к себе. Создание мемуаров – очень сокровенное, наполненное страданиями путешествие во времени.
— Мемуары отличаются от автобиографии тем, что в центре их внимания находятся определенные события жизни человека. Мемуары по жанру больше похожи на роман. Как правило, язык мемуаров более насыщен. Они включают только уместную информацию – не нужно делиться историей всей своей жизни.
— Мемуары должны состоять из вступления, середины и концовки. Также должны присутствовать проблема, конфликт и его решение.
Хотите узнать, как написать мемуары о своей жизни? Как вспомнить события своей жизни? Как грамотно изложить все это в правильной последовательности? Как писать воспоминания и не выглядеть при этом по-дурацки?
«Восстановить себя через воспоминания, значит воскреснуть, объединив себя настоящего с собой прошлым».
Если вы уже решились записать свои собственные мемуары, но не знаете, с чего начать, то эта статья – как раз для вас. Ну, а если вы всё ещё не знаете, зачем писать мемуары, то читайте следующее:
«Не читайте историю — читайте биографии, потому что это — жизнь без теории».
Бенджамин Дизраэли.
Рано или поздно у многих из нас возникает мысль написать что-то вроде воспоминаний из собственной жизни. Словом «мемуары» это называть как-то не хочется. Звучит слишком уж по-стариковски.
Сразу представляется мало радующий образ укутанного в плед дряхлого пенсионера, сидящего в кресле-качалке, а рядом на столе — толстенный такой фолиант в кожаном переплете с золотым тиснением «Моя Жизнь».
Однако в действительности мемуары пишут необязательно люди преклонного возраста, но вполне ещё молодые.
И это правильно. Простая логика подсказывает, что если вы хотите оставить свой след на этой земле в виде записанной истории собственной жизни, то начинать следует как раз в молодости, пока ваша память вас не подводит.
Согласитесь, что вспомнить что-то из своего прошлого гораздо проще, если вы к нему ближе.
Но почему, собственно, у людей вообще возникает такая идея?
В своей книге «Как писать хорошо» Уильям Зинсер писал по этому поводу следующее:
«Мои слушатели — зрелые люди обоих полов, которые хотят писать мемуары, ради того, чтобы разобраться, кто они такие и с каким наследием пришли в этот мир. Из года в год они глубоко трогают меня своими житейскими историями и заражают страстным желанием оставить память о том, что они совершили, передумали и перечувствовали. Кажется, что за мемуары нынче засела чуть ли не половина американцев…»
Память — это ключевое слово. Мы хотим помнить то, что с нами когда-то происходило в прошлом, чего мы достигли или хотели достичь, что сделали и чего не сделали, в кого влюблялись, с кем дружили, с кем, наоборот, сражались.
Мы все прекрасно понимаем, что со временем память наша потихоньку стирается, становится менее яркой и насыщенной деталями. События прошлого уходят на задний план, становятся менее различимыми, покрываются более поздними наслоениями, обрастают новыми интерпретациями, а потому зачастую выглядят совсем не так, как в тот самый момент, когда они происходили.
Записывая историю своей жизни, мы словно подтверждаем, что она действительно существовала. Что это не какие-то эфемерные обрывки воспоминаний, пролетающих в вашей голове изредка в минуты осенней тоски, но вполне реальное доказательство того, что это было на самом деле.
«Я здесь пишу рукой солдата,
Чтоб через много-много лет,
От жизни скучной и печальной
Какой-нибудь остался след».
(Из армейского фольклора)
Также мемуары — это память в том смысле, что мы оставляем по себе нечто вещественное, что другие люди смогут когда-нибудь потом прочитать. Не то, чтобы мы все были настолько тщеславными, но всё же. Хочется думать, что от нас останется что-то конкретное. Это вроде как частичка бессмертия что ли. Как-то так.
Но мемуары — это записи, не только событий, но и наших эмоций, которых в прошлом было пережито немало. В настоящем мы мало чего помним об этом. В повседневной обыденности нам кажется, что ровным счетом ничего не происходит, и не происходило.
Но если хорошенько повспоминать, то всплывет столько интересного и даже давно позабытого, что может снова всколыхнуть волны тех давних эмоций. Записывая их, мы не просто фиксируем это на бумаге или на жёстком диске компьютера, но проделываем своеобразную психологическую практику освобождения от эмоциональных зарядов, что сидят в наших телах.
Так что, если вы всё ещё раздумываете, нужно ли вам составление собственных мемуаров, то надеюсь, этот короткий пост вас убедил. Если же нет, то вам это действительно не нужно.
С чего же начать записи мемуаров
Во-первых, следует понимать, что мемуары — это не автобиография, в которой повествование начинается от самого рождения и последовательно проходит через весь «календарь жизни». В мемуарах эта последовательность – не аксиома, хотя некоторая упорядоченность нужна. Вы можете просто взять какой-то значимый кусок вашей жизни и построить на нём свои мемуары.
Многие обращаются к своему детству, как наиболее загадочной и интересной теме для мемуаров. Сложность в том, что мало кто помнит о собственном детстве настолько подробно, чтобы можно было написать об этом, хотя бы пару страниц текста. Но это только так кажется.
На самом деле вы просто давно не вспоминали детство. Стоит начать, как вас может захватить настолько мощная волна воспоминаний, что хватит не на одну тетрадку. Здесь вам помогут семейные альбомы с фотографиями, старые письма, дневники, музыкальные и видеозаписи и, конечно же, рассказы ваших родственников.
А еще Интернет! Да-да. Вы можете отыскать здесь массу полезных напоминаний о прошлом. Сейчас на многих форумах и в соцсетях есть разделы и группы, где посетители выкладывают массу картинок и ностальгических воспоминаний из советского прошлого. Здесь и детские игрушки того времени, и промышленные товары, и продукты питания, да много чего такого.
Просматривая эти материалы, вы можете неожиданно вспомнить, что вот именно такая игрушка была и в вашем детстве, а вид кефирных бутылок с крышечкой из фольги или жевательная резинка «Ну, погоди!» за 15 копеек могут натолкнуть вас на давно позабытые воспоминания, которые вы просто так и не вспомнили бы никогда.
Во-вторых, весьма полезно для примера почитать уже опубликованные мемуары. Найдите «Память, говори» Владимира Набокова, или «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, или «Мои ранние годы» Уинстона Черчилля. Вас не должно смущать, что они были великими писателями, а у вас по сочинению в школе стояли одни трояки или и того хуже. Вовсе не обязательно становиться одним из великих. Но поучиться у них есть чему. Да хотя бы просто вдохновиться.
В-третьих, вам стоит найти какой-то ключевой, очень значимый момент в вашем прошлом, с которого можно отправиться в путешествие по волнам памяти. Начните вспоминать его во всех возможных подробностях и записывать в черновик.
Возможно, при этом вы начнете вспоминать и более ранние события, тоже весьма значимые для вас. Их тоже записывайте. Это очень хорошее подспорье, которое может послужить вам своеобразным планом для написания последующего развернутого текста.
У тех, кто сам никогда не вел дневник, обычно довольно стереотипное представление об этом предмете: эдакий цветастый блокнотик с рюшечками, куда девчушка пубертатного возраста записывает всякую девчачью муть, щедро сдабривая различными наклейками, рисуночками, сушеными цветками и бабочками.
Смею вас уверить, что это далеко не так. Дневники вели весьма солидные и известные люди. Например, Леонардо да Винчи, Эйнштейн, Лев Толстой, Наполеон и др.
Понятно, что они туда записывали не всякую банальщину, типа: что я ел сегодня на завтрак, или какая тупая корова эта… и не постили потом этот бред в фейсбук или инстаграм. Они вели дневники, в первую очередь, для выявления своих сильных и слабых сторон, то есть для саморазвития и самосовершенствования.
Фрирайтинг или дневник?
Сейчас стало модно увлекаться фрирайтингом. Это так называемое свободное письмо. То, что само по себе выплескивается из головы на бумагу. Свободный поток мыслей. Причём вовсе не обязательно связных или вообще внятных. Откровенная тарабарщина в духе «Алисы в стране чудес» тоже подойдет.
Типичный вариант — утренние страницы, предложенные в качестве психологического упражнения автором бестселлера «Путь художника» Джулией Кэмерон. Вот что она пишет:
«Что же такое утренние страницы? В самом общем виде их можно определить как поток сознания, уместившийся на трех листках рукописного текста: «Эх, вот и снова утро… Писать совершенно не о чём. Хорошо бы постирать занавески. А вчера я вытащила одежду из машинки? Ля-ля-ля…» Более приземлённо их можно назвать «канализацией для мозгов», ведь именно в этом и состоит их прямое назначение…»
Дневник — нечто более основательное. Главная его особенность — осознанное, вдумчивое написание текста.
Фрирайтинг — это больше медитативная практика, разгрузка для мозга и высвобождение эмоциональных зарядов. Что само по себе не только полезно, но и стимулирует творчество, ибо снимает некоторые психологические блоки. Но и только.
В дневнике же можно делать гораздо больше полезных вещей, включая и эти, разумеется.
По словам Джулии:
«Такая «писанина» — просто средство, инструмент. Ничего большего от вас не требуется – лишь водите рукой по бумаге и записывайте всё, что приходит в голову. И не бойтесь выдать что-нибудь чересчур глупое, жалкое, бессмысленное или чудное – всё пойдет в дело.
Утренние страницы вовсе не должны быть умными, хотя иногда это случается. Но, скорее всего, этого не произойдёт, о чём никто никогда не узнает – кроме вас. Никому другому не позволено их читать, да и вам тоже не стоит, по крайней мере, первые два месяца…»
Как видим, различия весьма существенные. Тем не менее, я очень рекомендую к прочтению книги Джулии Кэмерон. А если вас сильно интересует тема писательства, то её книга «Право писать» — это просто мастхэв!
Какая польза от ведения дневника?
1. Самоанализ. Ведение дневника помогает разобраться в себе самом, в своих мыслях, представлениях, устремлениях, предпочтениях, желаниях/нежеланиях, и т.д.
Даже указанных определений уже много. А представляете, сколько всего этого «добра» крутится в вашей голове ежедневно!
Говорят, в среднем нас за день посещает около 60000 мыслей. Дневник позволяет не только упорядочить их, но и по прошествии времени показать нам в динамике, кто мы такие есть, и куда вообще движемся.
2. Развитие памяти. Даже простое припоминание событий прошедшего дня уже помогает нам отодвинуть намечающуюся в будущем деменцию, а то и вовсе её избежать.
Можете вы прямо сейчас с легкостью вспомнить, что было вчера? А три дня назад? А неделю? Уверен, большинство с трудом вспомнят сегодняшнее утро, не говоря уже о вчерашнем.
Ведение дневника позволяет натренировать заново вашу память и даже начать вспоминать то, о чём вы давным-давно уже забыли.
3. Нахождение новых идей. Когда вы ведете дневник, то автоматически входите в некое трансовое медитативное состояние, в котором возможно всё. Именно здесь открываются творческие способности, и генерируются на лету новые идеи.
Это могут быть как вспышки озарения, так и результат логических рассуждений, когда вы последовательно выписываете свои мысли и начинаете видеть картину более ясно и осознанно.
Я всегда сразу записываю такие идеи в отдельный файл, ибо, если этого не сделать, то идеи так же быстро улетучиваются из памяти.
4. Постановка целей. В самом общем виде это, прежде всего, планы на день текущий. Я всегда пишу с утра, что я намерен делать сегодня. Записываю без особых подробностей, просто намётками. Но в дневник, разумеется, можно записывать и глобальные, далеко идущие планы и цели. Тут нет никаких ограничений.
5. Прояснение эмоций. Это очень полезная практика. Порой мы сами не можем разобраться толком, что чувствуем по отношению к событиям, людям, отношениям и пр. В голове крутятся тысячи обрывков мыслей и чувств, как заевшая пластинка.
В дневнике вы всё это выписываете, и оно как-то само начинает упорядочиваться в некую внятную картину, которая позволяет затем увидеть ситуацию в целом, как бы со стороны. И тогда уже решить, как со всем этим жить далее.
6. Получение вдохновения. Когда вы записываете все ваши победы, достижения и просто радостные события, то вы их копите. «Копилка» эта в будущем станет вашей постоянной подпиткой в плане вдохновения, да и вообще по жизни. Особенно в часы хандры или упадка сил. Перечитывание своих достижений и позитивных событий постоянно будет возвращать нас в хорошее настроение и стимулировать новые победы.
7. Тренировка навыка размышлений. Сегодня мало, кто умеет последовательно размышлять. Это — неизбежное следствие современного клипового мышления и переизбытка информации. Мысли скачут, как блохи, попробуй, удержи! Мы разучились долго думать о чем-то одном, предпочитая прыгать по верхам, и не углубляться в тему. Прилетает какая-то мысль, и мы уже довольны этим, не вдаваясь в подробности. На этом, кстати, и построена вся рекламная индустрия.
Человек перестал думать. Ему показали «конфетку», он тут же её и заглотил. Заметили, как часто теперь вы забываете буквально через минуту, о чём думали ранее? А интересные идеи, если их не записать, тут же улетучиваются бесследно, что даже и не вспомнишь при всем желании.
Раньше такого не было. Вот это оно и есть — клиповое мышление, а вовсе не ранний склероз. Клиповым мышлением сейчас заражена большая часть людей, живущая в крупных городах.
Ведение дневника позволяет научиться развивать свои идеи и мысли, заново включает в вас навык вдумчивого размышления, построения логических цепочек и выводов.
Интересные идеи, если их не записать, тут же улетучиваются бесследно, даже и не вспомнишь о них при всём желании.
8. Сохранение воспоминаний. Часто люди не особо ценят свои воспоминания. Ну было что-то и было. Что-то и так помнится слишком хорошо, а что не надо, так само забылось.
На самом деле воспоминания — штука очень полезная.
Во-первых, это ключи к нашим внутренним «тараканам». Мы ведь ничего не забываем, если честно. Всё увиденное, услышанное и прочувствованное когда-либо хранит наше подсознание. Порой именно воспоминания помогают проявить то, что было скрыто много лет назад и, тем самым, решить какие-то текущие проблемы.
Во-вторых, наша память имеет характерную особенность — забывать плохое и помнить в основном хорошее. Именно поэтому так тянет порой вернуться в школу, институт, армию.
Мы знаем, в общем-то, что там были порой не самые радужные события: нас кто-то обижал или оскорблял, мы чего-то боялись, опасались, нервничали и даже, возможно, с кем-то дрались. Но мы предпочитаем не помнить об этом, а вспоминаем лишь приятные вещи.
Но это как раз часто и затуманивает наш разум и не позволяет трезво оценивать уроки прошлого. И из-за этого, возможно, мы продолжаем поступать опрометчиво или неразумно.
Поэтому записи в дневнике позволяют увидеть картину в целом и, главное, вспомнить то, что мы тогда чувствовали и о чём думали.
В-третьих, это память. О нас. Да, дневник — сугубо личная вещь, не для посторонних глаз. Но согласитесь, те, кто уже имел практику ведения дневников: вы же все равно думали о том, что когда-нибудь, когда вас, скорее всего, уже не станет, ваши потомки или друзья таки прочитают ваш дневник…
Возможно даже, что в такие моменты вы сразу начинали думать о том, чего стоит писать, а что лучше все-таки утаить, особенно если это что-то заставляет вас стыдиться или выставляет в невыгодном свете.
А может, наоборот, вы втайне думали о том, что будущие читатели оценят вас по-новому, поймут, наконец, что вы были, как минимум, гением и провидцем, только нераскрытым и непонятым другими людьми. Пусть потом жалеют, что не ценили вас. В психологическом плане это своеобразное бессмертие, если хотите.
«Некоторые мгновения в жизни чудесны, некоторые ещё чудеснее, а некоторые достойны того, чтобы писать о них»
Чарльз Буковски
В ведении дневника есть ещё один очень полезный фактор, непосредственно связанный с такой популярной нынче концепцией, как «Здесь и Сейчас». Дело в том, что, даже описывая в дневнике события прошлого и свои мысли о будущем, вы делаете это в настоящем времени и анализируете их именно в настоящем.
Таким образом, вы выключаете шарманку в голове, прокручивающую все эти мысли бесконечно, и начинаете рассуждать. Это разительно отличается от привычной мысленной жвачки, когда мысли просто крутятся, не имея выхода.
Начало есть, что дальше?
Предположим, вы нашли подходящий ключевой момент вашей жизни и начали записывать воспоминания о нём, пусть даже пока довольно сумбурно. Как сделать так, чтобы потом все это было более или менее похоже на книгу, а не на сборник бессвязных отрывков, которые никому, кроме вас, читать будет не интересно?
В любой художественной литературе обязательно есть сюжет. Именно сюжет затягивает читателя и возбуждает у него интерес к дальнейшему чтению. Нет сюжета — нет интереса.
В случае мемуаров все точно так же. Вам нужно увязать все ваши воспоминания в некий связанный сюжет. Сложность в том, что в самом начале составления записей сюжет этот далеко не всегда виден даже вам. Вы просто записываете свои воспоминания, не зная наперёд, что еще всплывет в вашей памяти.
Поэтому выстраивать сюжетную линию в мемуарах имеет смысл примерно с середины повествования или даже в самом конце, когда вы сами придёте к определенным выводам и результатам. Возможно, вам даже захочется все заново переписать, перетасовав воспоминания и расположив их совершенно в ином порядке.
Разумеется, в вашем повествовании должны быть какие-то яркие, якорные события, конфликты, которые вам либо удалось разрешить, либо они оставили заметный отпечаток в вашей жизни. Это подогревает интерес читателя. Если все будет записано ровно, без каких-либо всплесков эмоциональных волн, то читать это будет невыносимо скучно даже вам.
Поэтому не жалейте эмоций и не стесняйтесь их выписывать во всех красках. В конце концов, вы же пишете книгу своей жизни. Так пусть же она будет яркая!
«Воспоминания — это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются».
Роберт Стивенсон.
Как и в любом успешном деле, в написании мемуаров должна быть определенная методичность. Если вы на волне энтузиазма за один вечер «навспоминали» воз и маленькую тележку, быстро все это записали, а потом забросили на месяц-другой, то потом вам гарантированно придётся начать все сначала. Очень трудно будет начать с того же места, где вы остановились в прошлый раз.
Поэтому лучше писать хоть понемногу, но каждый день, или через день-два, но не бросать надолго это занятие.
Многих может отвадить от идеи создания мемуаров то, что на вспоминание и последующую запись нужно выделять время, а его и так не хватает. Берите пример с известной писательницы Джулии Кэмерон. Она пишет зачастую урывками, когда в повседневной жизни выпадает свободная минутка-две.
Вы можете заниматься своими повседневными делами и попутно что-то припоминать из своего прошлого, делая короткие заметки в блокноте, в смартфоне или ноутбуке, да, хотя бы даже просто на бумажных салфетках или на любом клочке бумаги. Для этого вовсе не нужно выделять какое-то особое время, запираться в строгом кабинете с дубовым столом и настольной лампой а ля «Серьезный Писатель».
Что можно писать в мемуарах
Правду! Мемуары — это не художественный вымысел. В первую очередь — это правдивое описание событий, происходивших в прошлом, и размышления автора об этих самых событиях, его отношение к ним, связанные с ними эмоции, мысли и выводы.
Причем, под словом «правда» подразумевается, что вы не станете описывать себя лишь с положительной стороны, но и расскажете без утайки и о каких-то негативных сторонах. Жизнь состоит не только из успехов, но и провалов тоже. Когда вы о них рассказываете, то вызываете доверие у читателя.
Не используйте в тексте пассивные конструкции и канцеляризмы. Это просто мега-скучища! Пассивные конструкции — это официальный стиль, отдающий бюрократизмом.
Примеры пассивных конструкций: «задачи выполнялись», «проблемы решались», «работа была сделана» и т. д. Вместо этого используйте активные конструкции: «я выполнил задачу», «мы решили проблему», «я сделал эту работу».
Канцеляризмы — слова и обороты речи, так же пришедшие из официального стиля деловых бумаг. Это всевозможные: является, имеет место быть, находился в состоянии, каковой, сей, именуемый, надлежит, согласно, в случае, в связи с, в силу того что, несмотря на то что, благодаря тому что, а именно, равно как, и. т. д.
Используйте как можно меньше сложных слов, слов-определений, очень длинных слов или очень редких слов (устаревших). Возможно, вы посчитаете это украшением текста, но читатель этого не поймет, либо подумает, что вы просто выпендриваетесь.
Описывайте события в конкретном окружении, а не подвешенные в воздухе неопределённости. Если это событие происходило в кафе, дайте краткое, но исчерпывающее описание убранства этого кофе и его посетителей. Это погрузит читателя в конкретную среду, даст почувствовать атмосферу пространства.
Используйте чувственные описания, а не просто: стол дубовый, лампа красная, официант толстый. Вместо это напишите: шершавая поверхность дубовой столешницы, мягкий и таинственный свет старинной красной лампы, жирный и неповоротливый официант, «благоухающий» прокисшим супом, в замызганном измятом фартуке.
Читатель должен прочувствовать все это сам. Поэтому используйте больше слов, описывающих конкретные ощущения — визуальные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые.
Кроме того, в мемуарах вполне допустимо и даже приветствуется использование метафор, цитат, диалогов и прочих писательских украшательств, если только они уместны и вписываются в общую канву повествования. Они не только разнообразят ваш текст, но и добавят изюма, что всегда нравится читателям.
Как закончить мемуары
Любая хорошая (читай — интересная) история имеет начало и конец. Ваши мемуары тоже. Их нельзя бросить на половине пути недосказанными. Возможно, вам не удастся самому сделать какие-то жизненно важные выводы, но историю необходимо довести до логического конца. Если же история всё еще продолжается, то и ваши мемуары ещё не закончены и будут со временем дополнены новыми материалами.
Когда закончите писать, перечитайте всё от начала до конца и «сливайте воду» по пути. Это значит, что необходимо выбросить из текста всё лишнее, несущественное, либо расписанное слишком витиевато и подробно. Если эти витиеватости и подробности не раскрывают сути дела, то они явно ни к чему.
Проверить текст на «воду» очень легко: читаете предложение, видите в нём сомнительное слово, удаляете его и проверяете, не потерялся ли смысл и суть предложения. Если нет, то слово действительно было лишним.
Точно так же проверяете абзац текста. Если какое-то предложение в нём лишнее, то долой его! И с самими абзацами поступаете точно так же, безжалостно удаляя их из текста.
После всех этих героических усилий вам предстоит сделать, не менее героический шаг — дать почитать мемуары своим самым близким друзьям и родным, которым доверяете. Тем самым вы преследуете две задачи:
1. Проверяете, насколько вообще интересен и информативен ваш рассказ (по отзывам);
2. Проверяете, насколько полно представлена информация.
Второй пункт может привести к тому, что вы захотите дополнить ваши мемуары той информацией, что предоставят вам ваши первые читатели. Возможно, вы сами что-то не смогли вспомнить, но это оказалось существенным. Возможно, вы ошиблись в своих воспоминаниях, и ваши друзья могут помочь вам исправить это.
В любом случае, обратная связь нужна. Так что не стесняйтесь просить людей почитать ваши тексты и дать эту обратную связь.
Видео:Никулин Николай - Воспоминания о войне (читает Владимир Князев)Скачать
Практическое занятие по дисциплине «Русский язык» для ПГК
Задачи практического занятия № 2
- Повторить теоретический материал по теме практического занятия.
- Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
- Использовать в своей речи ключевые понятия и термины.
- Выполнить упражнения по выявлению лексических и фразеологических ошибок в тексте, их исправлению.
- Выполнить творческие задания по моделированию текста.
Краткие теоретические материалы
по теме практического занятия
Лексика – совокупность слов (словарный состав языка).
Семантика – значение слова.
Полисемия (многозначность). Многозначные слова – это слова с двумя и более связными между собой значениями, одно из которых является первоначальным, прямым, а другие – переносными.
Пример: море цветов, лес рук.
Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению.
Пример: экономный (бережливый) – экономичный (выгодный).
Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие или тождественные по значению. Большинство синонимов различаются либо оттенками смысла, объемом понятия, заключенного в них (сравните понятия: способный – талантливый – гениальный), либо сферой употребления или экспрессивной окраской (похитить – украсть – стащить).
Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и произношению, но разные по значению.
Пример: русская печь, печь пироги.
Антонимы – слова, противоположные по значению (добро – зло).
Тавтология – это неуместное, ничем не оправданное повторение одного и того же слова или однокоренных слов (например: в рассказе рассказывается).
Плеоназм – это информативная избыточность, дублирования смысловых компонентов высказывания.
Пример: отступить назад («отступить» значит «отойти, отодвинуться назад»).
Лексическая сочетаемость – способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы сочетаемости в значительной степени определяются смысловыми особенностями слова, его значением.
Пример: повысить можно то, к чему приложим параметр «высокий».
- Высокая урожайность – повысить урожайность;
- Высокая скорость – повысить скорость.
Поэтому нельзя сказать: повысить подготовку специалистов, но можно сказать: улучшить подготовку…. Нельзя говорить: повысить выпуск станков (можно: увеличить выпуск станков).
Фразеология – это устойчивые, обычно выразительно-изобразительные сочетания слов, которые называют одно понятие.
Типы лексических ошибок:
- Употребление слова в несвойственном ему значении.
- Нарушение сочетаемости слов (дешевые цены).
- Неумелое использование многозначных слов, омонимов, синонимов (студенты прослушали важное сообщение, мальчики послали за гранатами).
- Неумелое использование иноязычных слов.
- Речевая избыточность, недостаточность.
Фразеологические ошибки:
- Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.
- Ошибки в усвоении формы фразеологизмов.
Типы фразеологизмов:
- фразеологические единства;
- фразеологические сращения;
- фразеологические выражения.
Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию
- Что является предметом изучения лексики?
- Что такое лексическое значение слова?
- Что называется полисемией? Приведите примеры.
- Что называется омонимами, синонимами, паронимами, антонимами? Приведите примеры.
- Что понимают под лексико-фразеологической нормой?
- Типы фразеологических единиц.
- Какие типы нарушений лексических норм Вы знаете?
Задания для практического занятия № 2
Задание № 1: Определите значение следующих слов. Составьте словосочетания.
Абонемент, аксиома, аллегория, амплуа, апофеоз, ассоциация, баллотировать, вираж, виртуоз, витраж, габарит, гарантия, гипотезы, гравюра.
Задание № 2: Ответьте на вопрос: правильно ли употреблены слова иноязычного происхождения в приведённых ниже предложениях? Исправьте предложения, в которых допущены ошибки.
- Для свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов: вожжи, санки, шапочки.
- Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного.
Задание № 3: Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учёта их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением.
- Один поступок Чацкого привел меня в неясность.
- Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.
- Ученики пристально заслушали выступление артиста.
- Но перед тем как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить свои мысли о Базарове.
Задание № 4: Составьте словосочетания с каждым из паронимов.
Абонент — абонемент, осудить — обсудить, нетерпимый — нестерпимый, глинистый — глиняный.
Задание № 5: Назовите словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения.
Тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.
Задание № 6: Составьте словосочетания с синонимами, входящими в ряд.
- Воспоминания, мемуары, записки.
- Вылечить, излечить, исцелить, поднять (на ноги).
Задание № 7: Укажите слова, ставшие причиной тавтологии. Исправьте предложения.
- Милая, добрая, отзывчивая — так отзывались о ней все.
- Автор «Слова о полку Игореве» считает, что следовать рассказам Баяна не следует.
3.Это свойство свойственно всем писателям.
4.Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
Задание № 8: Найдите ошибки, связанные с многословием, исправьте предложения.
- О моей биографии я уже рассказывал во вступительной статье.
- В институте разработаны новые методики разработки по новой программе.
- Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
- Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.
Тестовые задания
Вариант 1
- Установите соответствие между словами и их антонимами:
1) грошовый; А) водянистый;
2) лаконичный; В) диссонанс;
3) полигамия; С) единобрачие;
Вариант 2
- Определите тавтологические словосочетания:
- выдающийся виртуоз;
- торжественная инаугурация;
- высокий рейтинг;
- горячий снег;
- заразная инфекция.
- Найдите выражение, которое является цитатой:
- один за всех, и все за одного;
- за себя и за того парня;
- ни пуха, ни пера;
- где раки зимуют.
Вариант 3
- Установите соответствие между заимствованными словами и их синонимами:
1) рефлексия; А) отборный;
3) сакральный; С) священный;
- Определите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость:
- Большую роль имеет аттестат.
- Надо смело ставить свои требования.
- Главный акцент ставится на знание теории вопроса.
- Львиную часть заданий уже выполнили.
- Большое влияние на молодых имеет телевидение.
📽️ Видео
КОНСТАНТИН КОРОВИН «ВОСПОМИНАНИЯ». Аудиокнига. Читает Александр БордуковСкачать
Дневник немецкого ефрейтора с начала вторжения в СССР. Война день за днем глазами врага.Скачать
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПЕХОТИНЦА ВЕРМАХТА. Ги Сайер. Часть 1 (На Сталинград)Скачать
Воспоминания Голландского Добровольца. Все части. Военные Истории. Мемуары солдат.Скачать
Воспоминания немецкого солдата Гельмута Пабста о войне на Восточном фронте.Военные истории.Скачать
Воспоминания генерала Ваффен СС. Начало.Скачать
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПЕХОТИНЦА ВЕРМАХТА. Ги Сайер. Часть 2 (Фронт)Скачать
Воспоминания немецкого артиллериста о боях весны 1945гСкачать
Аудиокнига Н.Никулин: мои Воспоминания о войне, без цензуры.Скачать
Пётр Врангель. Воспоминания. Часть первая. Аудиокнига.Скачать
Как мы драпали с восточного фронта , рассказ немецкого солдата второй мировой войныСкачать
Лиля Юрьевна Брик. Воспоминания о поэтеСкачать
Юрий Никулин о случае на фронте | Воспоминания солдата | Ветераны о войне #shortsСкачать
Анна Достоевская. Воспоминания (3/5). АудиокнигаСкачать
Немецкий солдат о войне в России , немецкие мемуары о второй мировой войнеСкачать
Я скажу тебе, что такое Восточный фронт. немецкие мемуары Великой Отечественной Войны.Скачать
Лицо человека до и после Великой Отечественной войны на примере одного ГерояСкачать
Как вычисляли немецких шпионов? #shortsСкачать