- Главное и зависимое слово в словосочетании
- Как строится словосочетание?
- Что такое главное и зависимое слово?
- Как определить главное и зависимое слово?
- Виды подчинительной связи в словосочетании
- Словосочетания со связью согласования
- Словосочетания со связью управления
- Словосочетания со связью примыкания
- Главное слово и тип словосочетания
- Видеоурок
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Русский язык. 5 класс
- 🎥 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Главное и зависимое слово в словосочетании
Главное и зависимое слово составляют словосочетание на основе подчинительной связи.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Как строится словосочетание?
В русском языке словосочетания складываются по смыслу и грамматически из отдельных слов, которые не выражают законченную мысль, как например предложение. Словосочетание состоит минимум из двух слов и называет предметы, признаки или действия более детально, чем одно слово, расширяя наше представление об окружающем мире:
- солнце — яркое солнце;
- красивый — очень красивый;
- плавать — плавать в реке.
Строительными кирпичиками для предложения являются словосочетания, которые в отдельности не выражают законченную мысль, а только объединившись с помощью интонации в высказывание о ком-то или о чём-то.
В небе ярко светит весеннее солнце.
Подлежащее и сказуемое — это равноправные члены предложения. Словосочетание строится на основе неравноправных отношений между словами.
Укажем словосочетания в предложении, отыскав их с помощью вопросов:
Видео:Части речи в русском языке. Как определить часть речи?Скачать
Что такое главное и зависимое слово?
В выделенных парах слов первое слово является главным. Его основным признаком является то, что от него можно задать вопрос к другому слову, поясняющему его смысл.
Второе слово поясняет, расширяет смысл главного слова и принимает такую грамматическую форму, которую ему диктует главное слово, то есть оно зависит от главного слова и подчиняется ему. Это зависимое слово в словосочетании.
Итак, в словосочетании можно указать главное и зависимое слово. Между ними нет грамматического равноправия. Зависимое слово подчиняется главному.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Как определить главное и зависимое слово?
Чтобы понять, какое слово является главным, а какое зависимым в словосочетании, имеем в виду, что главное слово обычно называет предмет, действие или признак. Оно выражает основной смысл словосочетания. От главного слова можно поставить вопрос к уточняющему его значение слову, которое связано с ним по смыслу и грамматически.
Зависимое слово дополняет, расширяет значение главного. Понаблюдаем:
- солнечный день — день (какой?) солнечный;
- гулять в парке — гулять (в чём?) в парке;
- совершенно новый — новый (в какой степени?) совершенно.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды подчинительной связи в словосочетании
В зависимости от способа соединения слов в словосочетание выделяют три вида подчинительной связи:
Словосочетания со связью согласования
В сочетании «весеннее солнце» оба слова имеют одну и ту же грамматическую форму единственного числа среднего рода именительного падежа. Если грамматическая форма зависимого слова совпадает с формой главного, между ними установилась подчинительная связь согласование. Образно говоря, как главное слово (солнце), так и зависимое (весеннее) согласны принять одну и ту же грамматическую форму.
При такой связи оба слова одновременно изменяются по родам, числам и падежам.
Подчинительной связью согласования объединяются в словосочетание главное слово, выраженное существительным, с зависимым в виде имени прилагательного, местоимения, порядкового числительного, причастия, к которому задаются вопросы какой? чей?
Словосочетания со связью управления
В словосочетании «светит в небе» главное слово требует от зависимого имени существительного грамматической формы предложного падежа единственного числа:
Главное слово руководит зависимым и присоединяет его с помощью подчинительной связи управления.
В словосочетаниях со связью управления от главного слова к зависимому ставятся вопросы косвенных падежей:
Главное слово может менять свою грамматическую форму, а зависимое сохраняет первоначальную:
- чита ю стих и ;
- чита ешь стих и ;
- чита ет стих и .
Связь управления укажем между главным и зависимым словом, выраженными частями речи:
- глагол + существительное (сшить платье);
- существительное + существительное (крыльцо дома);
- числительное + существительное (восемь томов, оба друга);
- деепричастие + существительное (открыв дверь).
Словосочетания со связью примыкания
В сочетании «светит ярко» зависимое слово не изменяется. Оно присоединяется к главному слову по смыслу и с помощью интонации. Такая подчинительная связь называется примыканием.
К главному слову, выраженному глаголом, существительным, наречием, примыкают зависимые неизменяемые слова в виде наречия, деепричастия или неопределенной формы глагола. К зависимому слову от глагольных форм и наречий ставятся обстоятельственные вопросы:
От главного слова существительного к зависимому слову зададим вопрос определения:
Рассмотрим классификацию словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Главное слово и тип словосочетания
В словосочетании главное слово может быть выражено глагольной формой, именной частью речи или наречием. В зависимости от способа выражения главного слова различают три типа словосочетаний:
В глагольных словосочетаниях в качестве главного слова выступает любая грамматическая форма глагола, а также причастие или деепричастие:
В именных словосочетаниях главным словом является существительное, прилагательное, местоимение, количественное или собирательное числительное:
Для наречных сочетаний характерно, что к главному слову в виде наречия примыкает другое наречие. Главное слово может управлять зависимым местоимением или существительным.
Понаблюдаем:
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Видеоурок
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Главное и зависимое слово в словосочетании - что это, как запомнить и перестать путатьСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Русский язык. Словосочетание.Скачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Словосочетание как единица синтаксиса.
- Средства связи слов в словосочетании.
- Разбор словосочетания.
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1//Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 61 – 65, 65 – 66.
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1/Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С. 148.
2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. — С. 121.
3. Постникова И. И., Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов./ Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – С. 232 – 248.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.
Наслаждаться (чем?) – тишиной.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».
От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.
Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.
Восхищаться (чем?) картиной.
Сидеть (где?) на уроке.
Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.
Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.
Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянул не является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)
Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:
- выделить грамматическую основу;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
- выделить словосочетания группы второстепенных членов.
Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.
Любимый урок – прил. + сущ.
Помощь брату – сущ. + сущ.
Поехать на автобусе – гл. + сущ.
Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
- определительные: предмет и его признак – «солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку»;
- объектные: действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину; действие и орудие действия – стучать молотком»;
- обстоятельственные: действие и место, время, причина совершения действия – «уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одеться модно».
Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.). Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи: согласование – управление, примыкание – управление.
По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.
Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо
- назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
- определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
- назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
- определить модель словосочетания;
- определить тип связи.
Теоретический материал для углублённого изучения
Виды связи слов в словосочетаниях
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Например, «видеть (что?) дом» (В.п.); «сидеть (на чём?) на траве (П.п.)».
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Например, «бегать быстро», «учиться отлично».
При определении вида связи в словосочетании удобно пользоваться таблицей, в которой отражены вопросы от главного слова к зависимому и модель словосочетания.
Формы связи зависимого слова от главного
Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное
Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже
Зависимое слово связано с главным только по смыслу
🎥 Видео
Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать
Русский язык. Части речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. ПредлогСкачать
Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать