Вольга и микула правильное ударение

Видео:"Вольга и Микула Селянинович"Скачать

"Вольга и Микула Селянинович"

Словари

Мику́ла Селяни́нович — герой русских былин «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула Селянинович», богатырь-пахарь.

МИКУЛА Селянинович — МИКУ́ЛА Селянинович, богатырь-пахарь, герой русских былин «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула Селянинович».

МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ — богатырь-пахарь, герой русских былин «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула Селянинович».

МИКУ́ЛА СЕЛЯНИ́НОВИЧ — герой былины «Вольга и Микула». М. С., его лошадь и плуг описываются как идеально прекрасные (по понятиям эпоса), он запахивает огромные пространства, выбрасывая из-под плуга большие камни и пни. Дружина Вольги не в силах сдвинуть его плуг с места, а М. С. одной рукой забрасывает его за куст. Конь Вольги не может поспеть за лошадью М. С. Идеализир., гиперболич. образ богатыря-пахаря — уникальный в слав. эпосе. В рус. лит-ре М. С. стал воплощением величия, красоты крест. труда и могучей мужицкой силы. Микула носит фактически то же имя что св. Николай (Микола), поэтому былину о встрече Микулы и Вольги (князя, персонажа, четко связанного с дружиной) интерпретируют как отражение основного мифа и противопоставления дружинного бога Перуна и не связанного с княжеской дружиной Волоса / Велеса.

Видео:Вольга и Микула СеляниновичСкачать

Вольга и Микула Селянинович

1 5 класс порядок слов в предложении логическое ударение инверсия (на примере былины «вольга и микула селянинович») цели

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

1. 5 класс. Порядок слов в предложении, логическое ударение, инверсия (на примере былины «Вольга и Микула Селянинович»)

закрепить умение различать прямой и обратный порядок слов.

развивать умение выделять наиболее важное в предложении слово с помощью порядка слов, конкретизировать предложения;

сделать вывод о том, как с помощью инверсии придается фразе, тексту особая выразительность;

помочь ощутить притягательную силу, красоту и музыкальность былинного эпоса;

развивать умение выразительно читать (выборочное, аналитическое чтение) вслух фрагменты художественного текста.

В пятом классе мы изучаем такие синтаксические единицы как словосочетание, предложение, даются понятия: логическое ударение, прямой и обратный порядок слов, инверсия, главные и второстепенные члены предложения.

Тема нашего занятия: порядок слов в предложении, инверсия, логическое ударение. Я предлагаю провести урок в виде исследования, в ходе которого мы должны выяснить, какую роль играет логическое ударение, инверсия в былинах на примере отрывка из былины «Вольга и Микула Селянинович».

Наиболее важное в сообщении слово в устной речи выделяется усилением голоса, т.е. логическим ударением.

В русском языке отдельные части предложения, части речи занимают определенное место ( например, сказуемое следует за подлежащим; определение стоит перед существительным, дополнение после сказуемого, обстоятельство может быть в разном положении)

Примерные отрывки для анализа.

Когда воссияло солнце красное

На тое ли на небушко на ясное,

Тогда зарождался Вольга молодой,

Молодой Вольга Святославович.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,

Похотелося Вольге много мудрости:

Щукой – рыбою ходить ему в глубоких морях,

Птицей – соколом летать ему под оболока,

Серым волком рыскать да по чистым полям.

Уходили все рыбы во синии моря,

Улетали все птицы за оболока,

Ускакали все звери во темныи леса.

Как орет в поле оратай посвистывает,

А бороздочки он да пометывает,

А пенье-коренья вывертывает,

А большие-то каменья в борозду валит.

У оратая кобыла соловая,

Гужики у нее да шелковые,

Сошка у оратая кленовая,

Омешики на сошке булатные,

Присошечек у сошки серебряный,

А рогачик-то у сошки красна золота.

Дома вы записали отрывок из былины, используя прямой порядок слов. Что у вас получилось? Зачитываем. Сравним. Зачитываем отрывок из былины. Что изменилось? Содержание? Нет. Изменилась интонация, эмоциональная выразительность.

Найдите описание орудия труда, выделите словосочетание сущ. + прил., какое главное слово? (сущ.) Читаем отрывок. Что мы выделяем голосом? (определение) Почему? (на них падает логическое ударение, они стоят в конце строки) Зачем авторы былины выделили определение? Разве можно пахать при помощи орудий труда, сделанных из серебра и золота, чтобы гужики были шелковые, пахарь был в красивых сапогах; зеленом кафтане, на белой кобыле (см. в словарик)? Нет. Автор хотел показать не предметы одежды и быта, а красоту их. Зачем? Через красоту этих предметов посредством эпитетов он показывает красоту труда, пахаря, крестьянина.

Конечно, древние сказители создавали былины по велению души и сердца, по интуиции, а мы с вами выстроили логическую цепочку, прикоснулись через века к процессу создания былинного эпоса.

Так какую роль играет логическое ударение, инверсия в былине «Вольга и Микула Селянинович»? (ответы)

Задание: запишите следующий отрывок из былины в прямом порядке слов, наблюдайте за ролью обстоятельств, выводы запишите.

2. 7 класс. Функционирование различных единиц синтаксиса в художественных текстах.

2.1. Роль различных предложений по цели высказывания и эмо­циональной окраске в речи литературных героев / на примере сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина « Повесть о том, как один му­жик двух генералов прокормил»/.

закрепить умения находить различные предложения по цели вы­сказывания и интонации;

проанализировать синтаксические особенности этих предложений в
речи героев сказки;

сделать вывод о том, как с помощью различных видов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске создается речевая характеристика героев;

развивать умение давать устную и письменную характеристику ге­роев,

— проверка опорного конспекта «Простое предложение»;проверка ин­дивидуально-групповых заданий; фронтальная проверка творческой
работы, таблицы.

2)рабочая тетрадь с таблицей — итогом исследовательской работы по группам.

1) опорный конспект «Простое предложение»;

2) карточки с заданием для индивидуально-групповой самостоятельной работы;

5) краткий словарь литературоведческих терминов /сатира, юмор, гипербола

гротеск, фантастика, эзопов язык/.

Материалы к занятию.

Задание группе №1.

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Для чего служат вопросительные предложения?

Сколько вопросительных предложений встретилось вам в речи геро­ев? Как количество вопросительных предложений влияет на речевую
характеристику персонажей?

Проанализируйте вопросительное предложение с точки зрения содер­жащейся в них мысли.

Какую роль в речи героев играет гротеск и гипербола?

К вопросу №2.С помощью вопроса говорящий стремится получить новые

сведения о чем-либо, узнать что-то неизвестное.

К вопросу №4. Пример для образца рассуждения:

Вольга и микула правильное ударениеВольга и микула правильное ударение— Что же мы будем, однако, делать? -> черта характера: незнание, неумение

себя вести в экстремальной ситуации.

Задание группе №2.

Для чего служат побудительные предложения?

Посчитайте, сколько побудительных предложений в тексте?

Зачитайте побудительные предложения. Какие черты характеров героев
проявляются в каждой реплике?

К вопросу №3. Пример — образец для рассуждения:

— Вот что — отвечал другой генерал, — подите вы, ваше превосходи­тельство, на восток, а я пойду на запад. ; может быть, что-нибудь и
найдем. -> черта характера: не знают, что делать, поиски без цели.

Задание группе №3.

Дайте определение восклицательному предложению.

Посчитайте все восклицательные предложения в тексте. Как количе­ство восклицательных предложений влияет на речевую характеристику
героев?

В ходе наблюдения над восклицательными предложениями перечисли­те

все чувства генералов, зачитывая выразительно предложения.

Чем отличается смех и сатира Салтыкова-Щедрина?

К вопросу №3. Пример — образец для рассуждения:

Господи! Да что же это такое! Где мы! — воскликнули оба.-> черта
характера: беспомощность.

Ну да, простого мужика. какие бывают обыкновенно мужики! Он бы
нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!->
черты характера: нежелание ничего делать, перекладывают обязан­ности на чужие плечи.

Роль предложений в речи.

Побудительные предложения — выражают волеизъявление, побуждают к действию. Побуждение имеет разную степень категоричности. В зависи­мости от этого различаются виды побуждения — приказание, просьба, совет, разрешение или согласие, призыв.

Вопросительные предложения служат для выражения вопроса, обращен­ного к собеседнику. С помощью вопроса говорящий стремится получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либо предложения.

Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут иметь эмоциональную окраску, т.е. их содержание может сопровож­даться оценкой, отношением говорящего. Если эмоциональная окраска выражается с помощью интонации или специальных служебных слов, то такое предложение является восклицательным.

С помощью восклицательной интонации могут выражаться чувства радости, гнева, страха, презрения, удовлетворения и т.п.

Вольга и микула правильное ударение Вольга и микула правильное ударениеРечевая характеристика героев.

Вопросительные Побудительные Восклицательные

предложения предложения предложения

Черты характера : Черты характера : Черты характера :

•невежество •неуверенность, •беспомощность,

•удивление •нелепые поиски, •глупость,

•бесполезность •поиски без цели, •праздность,

•незнание жизни •привыкли командовать, •сытость,

•тупость •бездушие, •наивность,

•глупость •несправедливость, •невежество,

•привыкли жить за •трусость, •отчаяние,

счет чужого труда •не умеют и не хотят •похожи на зверей,

•перекладывают труд- трудиться, •самодовольство,

ности на чужие плечи •трусость,

Дать устную характеристику речи героев сказки с точки зрения функциональных особенностей различных предложений по цели выска­зывания и эмоциональной окраске, используя составленную таблицу.

Дать письменную характеристику главных героев с точки зрения
роли вопросительных предложений в тексте сказки.

Дать письменно характеристику главных героев с точки зрения
роли побудительных предложений.

Дать письменно речевую характеристику героев с точки зрения
роли восклицательных предложений.

1. Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились — следовательно, ничего не понимали. (Ирония).

2. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. ( Фантастика).

3. «Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, — и в правой руке получишь искомое». Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все стороны света, но так всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли. ( Ирония).

4. Пришёл генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит. «Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую» — подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита. ( Гипербола).

5. Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. (Ирония).

6. — Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает н на деревьях растет? — сказал один генерал.

— Да,- отвечал другой генерал, — признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают! (Гипербола).

7.-Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел сказал один генерал.

-Хороши тоже перчатки бывают, когда долго ношены вздохнул другой генерал. Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они медленно начали подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг, оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. ( Гипербола, гротеск).

8. Долго они бродили по острову без всякого успеха, но наконец острый запах мякинного

хлеба и кислой овчины навёл их на след. ( Ирония).

9. Встал мужчина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стрекоча, но они

так и закоченели, вцепившись в него. ( Гипербола).

10. Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру верёвка была готова. ( Гипербола).

11. Прошёл день, прошёл другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. (Фантастика, ирония).

12.Сыщут нумер, усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани,- и ничего, не тошнит! (Сарказм).

13.И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и — мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой. ( Гротеск, гипербола).

14.0днако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра — веселись, мужичина! ( Ирония, сарказм).

2.2. Функциональные особенности причастных и деепричастных оборотов.

Материалы к занятию

АВольга и микула правильное ударение.С. Пушкин писал в «Письме к издателю»: «В русском языке причастие не должно быть уничтожено. Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре».

ФВольга и микула правильное ударениеВольга и микула правильное ударениеёдору Достоевскому понравился очерк писателя Григоровича, но одно место в главе «Публика шарманщика» ему не понравилась. «У меня,- пишет Григорович,- было написано так: Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. «Не то, не то,- раздражённо заговорил вдруг Достоевский,- совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам. Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подрыгивая.. .«Замечание это,- помню очень хорошо, -было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая — выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение. ». Благодаря своей выразительности деепричастие и деепричастные обороты широко используются в языке художественной литературы.

Задание №1. По предложенным частям высказываний восстановите крылатые выражения, в состав которых входят причастные и деепричастные обороты, определите, какую роль играют эти обороты в содержании поговорок и пословиц.

1.Построенная на выгоде дружба не бывает прочной.

2.Долгоостающаяся на одном месте вода портится.

3.Часто посещающий стадо волк попадает в капкан.

4.Снесённое ветром дерево имеет больше ветвей, чем корней.

5.Брошенный по согласию камень далеко летит.

6.Съеденный до работы хлеб делает лентяев.

7.Скроенная по совету друзей шуба никогда не будет мала.

8.Попавшая ногой в силок птица вся попалась.

9.Попавшая в ловушку змея всегда называет человека братом.

1.3мея, заползая в кибитку, выгоняет хозяина.
2.Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.
3.Избавляясь от дыма, не бросайся в огонь.
4.Ее узнав горя, не узнаешь радости.
5.Изучая прошлое, поймёшь настоящее.
6.Посеяв ячмень, пшеницы не жди.

Задание №2 . Подберите синонимичные выражения к фразеологизмам

На лбу написано

Иван, родства не помнящий

Путь усеян розами

Задание №3. Выделите все деепричастные обороты в фрагментах из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Сделайте вывод о роли этих средств в идейно-тематическом и эстетическом содержании отрывков.

Примерные фрагменты текстов для анализа

Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу. Порой

Она скользила меж камней

Смеясь неловкости своей.

И беден был её наряд;

И шла она легко, назад

Изгибы длинные чадры

Сухим бурьяном шелестя,

Сверкая желтою спиной,

Как будто надписью златой

Покрытый донизу клинок,

Браздя рассыпчатый песок,

Скользила бережно — потом,

Играя, нежася на нем,

Тройным свивалася кольцом;

То, будто вдруг обожжена,

Металась, прыгала она

И в дальних пряталась кустах…

3. 10 класс. Комплексный анализ текста.

3.1. Синтаксические средства реализации сентиментальной экспрессии. «Новый слог» русской литературы

Из «Писем русского путешественника».

Задание: прочитайте отрывок из произведения М.М. Карамзина, ознакомьтесь со словарем к нему.

Расстался я с вами, милые, расстался! Сердце мое привязано к вам всеми нежнейшими чувствами, а я беспрестанно от вас удаляюсь и буду удаляться!

О сердце, сердце! кто знает, чего ты хочешь? Сколько лет путешествие было приятнейшею мечтою моего воображения? Не в восторге ли сказал я самому себе: наконец ты поедешь? Не в радости ли просыпался всякое утро? Не с удовольствием ли засыпал, думая: ты поедешь? Сколько времени не мог ни о чем думать, ничем заниматься, кроме путешествия? Не считал ли ты дней и часов?

Но — когда пришел желаемый день, я стал грустить, вооб­разив в первый раз живо, что мне надлежало расстаться с любез­нейшими для меня людьми в свете и во всем, что, так сказать, входило в состав нравственного бытия моего. На что ни смот­рел — на стол, где несколько лет изливались на бумагу незрелые мысли и чувства мои, на окно, под которым сиживал я пригорю­нившись, в припадках своей меланхолии и где так часто заста­вало меня восходящее солнце, на готический дом. любезный предмет глаз моих в часы ночные — одним словом, все, что попадалось мне в глаза, было для меня драгоценным памятни­ком прошедших лет моей жизни, не обильной делами, но за то мыслями и чувствами объятой.

. Во всю дорогу не приходило мне в голову ни одной радост­ной, мысли; а на последней станции к Твери грусть моя так усилилась, что я, в деревенском трактире стоя перед карикатура­ми королевы французской и римского императора, хотел бы, как говорит Шекспир, выплакать сердце свое. Там-то все оставленное мною явилось мне в трогательном виде. — Но полно, полно! Мне опять становится чрезмерно грустно. — Простите! дай бог вам утешений! — Помните друга, но без всякого горестного чувства.

. Вчера приехал я в Берлин, друзья мои; а ныне, к великому своему удовольствию, получил от вас письмо, которого ждал с таким нетерпением. Известие, что вы остались здоровы, меня утешило, успокоило. Но на что вы иногда грустите? Этого не было в уговоре. А есть ли вы и впредь будете так немилостивы к себе и к другу своему, который за несколько тысяч верст берет участие даже в минутной вашей неприятности, то он, в отмщение вам, сам будет грустить с утра до вечера.

. Все вокруг меня спит. Я и сам было лег на постелю: но около часа напрасно ожидал сна, решился встать, засветить свечу и написать несколько строк к вам, друзья мои!

Я рад, что из Мемеля не согласился ехать водою. Места, через которые мы проезжали, очень приятны. То общие поля, с пре­красным хлебом, то зеленые луга, то маленькие рощицы и кусты, как будто бы в искусственной симметрии расположенные, пред­ставлялись глазам нашим. Маленькие деревеньки вдали составляла также приятный вид.

желаемый — желанный, милый, дорогой

бытие – жизнь, существование

трогательный – умиляющий, волнующий, располагающий к доброте и к сочувствию

полно – довольно, хватит, пора перестать, пора прекратить

дай бог – как пожелание чего-либо

горестный – жалкий, плачевный, печальный

вид – картина, зрелище, перспектива

обильный – изобильный, в большом количестве, богатый

трактир – гостиница с рестораном низшего класса

но на что – но зачем, для чего

уговор – условие, договоренность, согласие

брать участие – сердечно сочувствовать

отмщение – плата за обиду или оскорбление

на постелю – на постель

Укажите слова и выражения, посредством которых передается состояние «души» путешественника: восторженное отношение к тому, с чем он прощается, расстается, а также с чем сталкивается в пути.

Образец: милые, любезный.

Найдите слова, обладающие оттенками субъективной оценки (уменьшительно-ласкательное, трогательное отношение к чему-либо).

Образец: нежнейшими чувствами – самыми нежными.

Постарайтесь понять эстетическую значимость слов и выражений устно – поэтической речи. Ответьте на вопрос: какова роль таких средств в структуре текста, раскрывающего состояние чувствительного персонажа?

Образец: сиживал, утешило, друзья мои.

Скажите, есть ли в этом тексте слова иноязычного происхождения и слова русского языка, возникшие на базе иноязычных слов? И с какой целью они используются.

Укажите синтаксические средства реализации сентиментальной экспрессии, которые придают тексту профиль нового слога русской литературы.

Образец: вокативные фразы с междометными словами, риторические вопросы, восклицательно – эмфатические фразы.

Обратите внимание на изобразительность определений, располагаемых после определяемого слова. Какова роль таких употреблений в плане придания тексту ритмичности, благозвучия, музыкальности?

Найдите обзацы, в которых используются нераспространенные простые предложения.

Образец: Этого не было в уговоре.

Найдите, если это возможно, выражения, которые являются стереотипами книжной речи; при этом в какой-то мере хранящие следы воздействия французской речи.

Образец: составляли приятный вид.

Заполнив таблицу, сделайте вывод: какие изобразительно-выразительные и синтаксические средства позволяют отнести текст к сентиментализму.

Синтаксические средства реализации сентиментальной экспрессии

Количество наблюдаемых синтаксических единиц

Видео:Былина о Вольге и Микуле СеляниновичеСкачать

Былина о Вольге и Микуле Селяниновиче

Вольга и микула ударение

Видео:"Вольга и Микула" (в сокращении)Скачать

"Вольга и Микула" (в сокращении)

Словари

Мику́ла Селяни́нович — герой русских былин «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула Селянинович», богатырь-пахарь.

МИКУЛА Селянинович — МИКУ́ЛА Селянинович, богатырь-пахарь, герой русских былин «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула Селянинович».

МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ — богатырь-пахарь, герой русских былин «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула Селянинович».

МИКУ́ЛА СЕЛЯНИ́НОВИЧ — герой былины «Вольга и Микула». М. С., его лошадь и плуг описываются как идеально прекрасные (по понятиям эпоса), он запахивает огромные пространства, выбрасывая из-под плуга большие камни и пни. Дружина Вольги не в силах сдвинуть его плуг с места, а М. С. одной рукой забрасывает его за куст. Конь Вольги не может поспеть за лошадью М. С. Идеализир., гиперболич. образ богатыря-пахаря — уникальный в слав. эпосе. В рус. лит-ре М. С. стал воплощением величия, красоты крест. труда и могучей мужицкой силы. Микула носит фактически то же имя что св. Николай (Микола), поэтому былину о встрече Микулы и Вольги (князя, персонажа, четко связанного с дружиной) интерпретируют как отражение основного мифа и противопоставления дружинного бога Перуна и не связанного с княжеской дружиной Волоса / Велеса.

Видео:Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать

Как запомнить сложные ударения? | Оксана Кудлай

Чтение былины «Вольга и Микула Селянинович»

Видео:Вольга и Микула Селянинович. Краткое содержаниеСкачать

Вольга и Микула Селянинович. Краткое содержание

7 класс

Вольга и микула правильное ударение

В минуты отвлечения от реальной действительности и погружения в мир фантастический радужному воображению учителя-словесника представляется такая идеальная картина его несбывшихся мечтаний: каждый школьник, будь он с задатками математика или биолога, или имеющий склонность к физической деятельности, или даже не проявляющий заметного интереса ни к какой области знаний, ждет не дождется очередного урока литературы, потому что урок литературы для него – это возможность пройти бок о бок отрезок жизни с теми, кто изображен в произведении (пусть это будут вымышленная жизнь, вымышленные литературные герои), это надежда получить эстетическое удовольствие от эмоционального сопереживания изображенных жизненных коллизий, а для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к словесности, это также и читательское приобщение к творческой лаборатории автора. Первой и совершенно необходимой ступенькой для этого является прочтение текста произведения «с толком, с чувством, с расстановкой». Среди художественных произведений, включенных в школьную программу по литературе, есть такие (например, «Слово о полку Игореве», «Пророк» А.С. Пушкина, русские былины), которые требуют от школьника специальной предварительной подготовки – тогда текст этих произведений станет доступным для учащегося и вызовет в его душе эмоциональный отклик. Каждое такое произведение требует от учителя строго индивидуального подхода к методике его преподавания. В настоящей статье хотим поделиться своим опытом прочтения текста былины «Вольга и Микула Селянинович» на уроке в седьмом классе.

Своеобразие русской былины с учебно-методической точки зрения заключается прежде всего в наличии большого количества таких слов и оборотов речи, которые современному русскому литературному языку совершенно несвойственны. Среди них имеются и такие, без объяснения которых отдельные места произведения оказываются совсем непонятными школьнику. Поэтому чтение былины должно сопровождаться (или предваряться) прежде всего лингвосемантическим комментарием. Возраст учащихся и ограниченность во времени не позволяют провести полный лингвистический анализ произведения, но некоторые языковые факты «старины», самые необходимые для понимания текста и наиболее интересные для семиклассников, учителем разъясняются. Это и устаревшие грамматические формы слов, и диалектизмы, и слова, вышедшие из употребления в силу исторических изменений в жизни людей, и несвойственные разговорному языку конструкции слов, которые создавались под влиянием своеобразной поэтической традиции сказания былин. Попутно учащиеся получают некоторые сведения о стилистических и литературоведческих элементах былины, характеризующих особенности произведения с идейно-художественной стороны, что также является необходимым условием для полноценного восприятия древнего сказания.

Считаем наиболее целесообразным изложить материал статьи в форме «стенографической» записи урока, но, разумеется, не какого-то конкретного, а обобщающего многие реальные уроки. Это позволит учителю-словеснику увидеть описываемую методику в неискаженном виде и объективно оценить ее сильные и слабые стороны; те из коллег, которые пожелают воспользоваться настоящей разработкой урока, найдут, что можно в нашем опыте изменить и исправить, чтобы усовершенствовать предлагаемую методику или приспособить ее к особенностям своего класса.

К уроку изготовляем специальный плакат на чертежном листе бумаги (см. его репродукцию), который будет хорошим подспорьем при объяснении лексического материала урока. Текст былины цитируется по «Учебнику-хрестоматии для 7-го класса общеобразовательных учреждений», автор-составитель В.Я. Коровина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995.

Уроки проводила Ж.И. Жителева.

Мы уже знаем следующие виды устного народного творчества: сказку, пословицу, поговорку, загадку. Сегодня к этому перечню видов произведений добавим былину. Былины – произведения русской народной поэзии о богатырях. Слово былина происходит от слова быль. В былинах, как вы догадываетесь, рассказывается о том, что было. Насколько верна ваша догадка, мы уточним на следующих уроках. А сегодня наша задача – прочитать одну из былин.

Однако прочитать былину так, чтобы увидеть, насколько она интересна, непросто, потому что былины создавались в глубокой древности и пронесли через столетия до наших дней много такого, что требует объяснения. Былину можно прочесть, если читаешь неторопливо и вдумчиво, бездумного чтения она не терпит. Поскольку былины создавались в далеком прошлом, их называют также старинами.

Показывая запись на плакате.

Вот эти слова – оратай орет – из былины, которую сегодня прочтем. Кто знает, что означает оратай? (Пахарь.) Что делает оратай? (Показываю глагол орет.) Что значит оратай орет? (Пахарь пашет.) Как думаете, существительное оратай и глагол орет – однокоренные или разнокоренные слова. «Оратай орет» – так говорили древние славяне.

Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Мы же прочтем былину о богатыре пахаре, оратае Микуле Селяниновиче. Селянинович – от существительного село. Отчество, а вернее, прозвище Селянинович указывает на то, что Микула – сельский житель, крестьянин.

Былины создавались и передавались от поколения к поколению простым трудовым народом, который на своих плечах выносил и тяготы военных подвигов, и тяжкий повседневный крестьянский труд. Через былины простые труженики пытались скрасить хотя бы в своем воображении непомерное бремя трудовых и ратных подвигов, показать величие человека труда и его превосходство над остальными. В народе любили былинных богатырей. Сейчас увидим, с какой гордостью за богатыря пахаря сказители былин рассказывали о работе Микулы на поле.

Откройте учебник на странице одиннадцатой, найдите строфу шестую*. Я буду читать, а вы следите за мной по своим книгам и внимательно слушайте.

Как орет в поле оратай – посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
Обращаюсь к плакату.

Микула орет (пашет) сошкой. Вот рисунок сохи. «Сошка у оратая кленовая» Из какого дерева сделана сошка? (Из клена.)

«Омешики на сошке булатные». Вот эти металлические наконечники сохи называются омешиками. У сохи, которой пашет Микула, омешики булатные, то есть сделаны из самого хорошего металла, из булата.
Вот «при сохе» присошек, лопатка для отворота земли, для того, чтобы землю «в борозду валить». «Присошечек у сошки серебряный». Рогачик – рукоятка сохи. «А рогачик-то у сошки красна золота».
Это обжи, между ними находилась лошадь. На шею лошади надевали хомут, обжи привязывались к хомуту гужами. «Гужики у нее да шелковые».

Вольга и микула правильное ударение

«У нее» – то есть у лошади. А лошадь у Микулы соловая. Смотрите в тексте: «У оратая кобыла соловая». Соловая лошадь – это лошадь такой масти: сама светло-коричневая, но хвост и грива белые.

Кобыла у богатыря пахаря тоже богатырская. Микула на своей лошади «пенья-коренья вывертывает» и большие каменья не объезжает стороною, как это обычно делается, а валит их в борозду вместе со вспаханной землей, словно бы и не замечая их.

Если Микулина кобыла ступью идет (от глагола ступать), то другим лошадям приходится уже скакать, чтобы не отстать от нее; а если она грудью пойдет, за ней уже никакому коню не угнаться. Купил ее Микула «жеребеночком из-под матушки», то есть жеребенком-сосунком, и заплатил за нее очень дорого – пятьсот рублей. Если бы его лошадь не кобылой была, а конем, то ей и совсем цены не было бы.

Любовь народа к былинному богатырю пахарю проглядывает и в описании внешности Микулы. Читаем следующую строфу, седьмую. Т., прочти первые две строчки; остальные следят по книге.

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.

«Скачен жемчуг», или «скаченый жемчуг» – отборный жемчуг, круглый, ровный, высшего сорта. Представьте себе: высыпали из мешочка жемчуг, и покатились жемчужные шарики по столу. «У оратая кудри. что не скачен ли жемчуг рассыпаются». Следующие две строчки прочтет Т.

У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.

С чем сравниваются глаза Микулы? (С глазами сокола.) А брови какие? (Соболиные – как мех черного соболя.) Теперь послушайте описание сапог, которые на богатыре пахаре:

У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.

У Микулы сапоги сшиты из сафьяна. Сафьян – выделанная козлиная кожа, мягкая, эластичная. «У оратая сапожки зелен сафьян». Заметьте: не «сапоги», но «сапожки». Следующую строчку прочтет Т.

Вот шилом пяты, носы востры.

Пяты значит «каблуки»; существительные пята и пятка – родственные слова. «Шилом пяты» – с чем сравниваются пяты, то есть каблуки? (С шилом.) «Шилом пяты» – то есть каблуки тонкие, как шило. «Носы востры» – какие носы у сапожек? (Острые.) Следующую строчку прочтет Т.

Вот под пяту-пяту воробей пролетит.

Если «под пяту воробей пролетит» – значит, каблуки у Микулиных сапожек какие: низкие или высокие? (Высокие.) Каблуки такие высокие, что может воробей пролететь. «Шилом пяты, под пяту воробей пролетит», – каблуки у Микулиных сапожек очень тонкие и высокие. Следующую строчку прочтет нам Т.

Около носа хоть яйцо прокати.

«Носы востры. около носа хоть яйцо прокати», – носы у сапожек острые и такие ровные, что можно яйцо прокатить. Последние две строчки прочтет Т.

У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.

Как видите, пахарь вышел на работу в поле в нарядной одежде, словно бы на праздник.

Мимо того места, где «орет оратай» Микула, проезжает князь Вольга Святославович. Былинный князь Вольга Святославович тоже не прост: богатырь, да к тому же еще обладает колдовской силой, волшебными мудростями. Он может обращаться в птиц, рыб, зверей, причем, став птицей, рыбой или зверем, он продолжает обладать необыкновенной, богатырской силой. Вот что о Вольге говорится в одной из былин:

Вольга и микула правильное ударениеКогда зарождался млад светёл месяц,
Тогда зарождался Вольга богатырь.
Стал Вольга да десяти годов,
Ай задался он, Вольга, да во мудрости,
Ай во мудрости, Вольга, да он в хитры хитрости:
Птицей он летать да под оболоку,
Рыбою ходить да в глубоки стана,
Зверями ходить да во темны леса.
Обернулся Вольга да малой птичиной, –
Улетел-то Вольга да он под оболоку,
Ай птицу всю да он порозгонял.
Обернулся Вольга да свежей рыбиной,
Ай пошел-то Вольга да в глубоки стана,
Рыбу-то всю да он порозгонял.
Обернулся Вольга да лютым зверём,
Ай ушел-то Вольга до во темны леса,
Зверей-то всех да он порозгонял.

В былине, которую сегодня прочтем, князь Вольга и пахарь Микула встречаются, и мы получаем возможность сопоставить, сравнить князя и пахаря, выявить, в ком из них больше достоинств – достоинств не внешних, а истинных, таких, которые и человека делают героем, и окружающим людям на благо служат.

Князь Вольга получил от своего дяди, стольнокиевского князя Владимира, три города и отправился в эти города, чтобы получить дань, за получкою поехал. С ним «хоробрая дружинушка» в «тридцать молодцев без единого» – то есть сколько дружинников с ним. А что значит хоробрая.

Найдите строфу четвертую на странице десятой; я читаю, вы следите за мной по книге.

Вольга и микула правильное ударениеПовыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая,
Как орет в поле оратай – посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Они ехали да ведь и другой день,
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.

Более двух дней Вольге пришлось добираться до Микулы после того, как был услышан Вольгою голос Микулы и скрип его сошки – вот каким могучим богатырем был пахарь!

Конечно, сила человека, его возможности, его могущество явно преувеличены в этом описании. Почему в былине допущено такое преувеличение. Чтобы подчеркнуть, каких колоссальных усилий требует от человека его основная деятельность – обработка земли. Чтобы показать, какие могучие люди ходят за сошкою, перепахивая родные поля. Чтобы, наконец, выразить гордость за могучих в работе землепашцев.

Сказители былин часто использовали художественный прием преувеличения. Преувеличивалось могущество защитников родины, преувеличивалась сила врага, с которым русским богатырям приходилось сражаться. Такое преувеличение в художественных произведениях называется гиперболой. В былинах очень часто используются гиперболы; можно сказать, былины почти целиком строятся на гиперболах. Вспомним из описания Микулиных сапожек: «. под пяту-пяту воробей пролетит».

Итак, более двух дней пришлось ехать Вольге на голос пахаря. Но вот наконец доехал князь до землепашца, увидел его. Т. прочитает нам, как Вольга приветствовал крестьянина, – смотрим строфу восьмую.

Говорит-то Вольга таковы слова:
– Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьяновати,
А бороздки тебе да пометывати,
А пенья-коренья вывертывати,
А большие-то каменья в борозду валить!

Вольга, приветствуя Микулу, желает ему Божьей помощи в его тяжелом труде. А что еще более доброго можно пожелать крестьянину-труженику, как не помощи в его нелегкой работе?! Как видите, былина опять напоминает нам о нелегком труде пахаря.

Т. прочтет ответ Микулы на приветствие Вольги.

Говорит оратай таковы слова:
– Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?

Всем понятна фраза «Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати». Вольга говорит Микуле: «Божья помощь тебе!». Микула отвечает: «Мне надобна Божья помощь, чтобы крестьянствовать». Видите, былина и здесь не обходит стороною тему нелегкого крестьянского труда.

«А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?» – спрашивает князя Микула. Вольга отвечает, что он едет в города получить дань, за получкою едет. Микула говорит Вольге, что в тех городах живут мужики-разбойники, они подрубят у моста сляги (длинные бревна, на которые настилается мост) – подрубят сляги и потопят князя в речке.

Далее Микула говорит Вольге:

Я недавно там был в городе, третьёго дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд.

Мы теперь употребляем слово мех в значении «волосяной покров животного» или «выделанная шкура пушного зверя». А кто скажет, что означает существительное мех в выражении «соли три меха». Сравните пары слов: стих – стишок, смех – смешок, мех – ? (Мешок.) Мех – мешок из шкур животных.

А кто из вас знает слово пуд? Пуд – русская мера веса, равная приблизительно шестнадцати килограммам.

Микула говорит: «Закупил я соли цело три меха, каждый мех-то был ведь по сто пуд». Не может быть такого мешка, в который вошло бы сто пудов соли. Опять в былине применена гипербола. Читаем строфу одиннадцатую, следите за мною по своим учебникам.

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
– Ай же ты, Вольга Святославович!
Там живут-то мужички да все разбойнички,
Они подрубят-то сляги калиновы,
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
Я недавно там был в городе, третьёго дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд.

Следующую строчку прочтет Т.

А тут стали мужички с меня грошей просить.

У некоторых сказителей былин это предложение звучит так: они просят грошёв подорожных. Как видим, мужики-разбойники «просят» деньги. Но разбойники не просят! – просят деньги с проезжих; следовательно, здесь речь идет о людях, которые занимались разбоем на дорогах. Следующую строчку прочтет Т.

Я им стал-то ведь грошей делить.

Давал Микула деньги мужикам-разбойникам или не давал? (Давал.) Следующую строчку прочтет Т.

А грошей-то стало мало ставиться.

Смысл сказанного понятен? Денег у Микулы «стало мало ставиться». Следующую строчку прочтет Т.

Мужичков-то ведь больше ставится.

Надо объяснять эту фразу. Денег у Микулы «стало мало ставиться», а мужичков, требующих от него деньги, все «больше ставится». Посмотрим, как дальше развивались события. Т., прочти следующие строчки.

Потом стал-то я их ведь отталкивать.
Стал отталкивать да кулаком грозить.
Положил тут их я ведь до тысячи.

Не хватило у Микулы на всех денег, пришлось расправляться с грабителями кулаками. «Положил тут их я ведь до тысячи», – рассказывает Микула. Понял князь, что его дружинушке «в тридцать молодцев без единого» не справиться с такой ордой разбойников, и предложил Вольга Микуле поехать вместе с ним «во товарищах».

Сейчас я прочитаю всю былину целиком. Слушая ее, обратите внимание на следующее.

Существительные обычно употребляются в уменьшительно-ласкательной форме. Дружинушка, дядюшка, батюшка, матушка, оратаюшко, земелька, бороздочка, сошка (а не «соха»), у Вольги жеребчики (а не «жеребцы»), даже мужики-разбойники названы мужичками-разбойничками.

Прилагательные также иногда встречаются в уменьшительно-ласкательной форме. Кобыла соловенькая (вместо «соловая»), сошка кленовенькая (вместо «кленовая»).

Встретим постоянные эпитеты, многие из них уже известны нам из других произведений устного народного творчества: конь добрый, поле чистое, солнце красное, небо ясное, леса темные, моря синие, дружинушка хоробрая, сошка кленовая, куст ракитов.

Прилагательные нередко употребляются в краткой форме. Например, в сравнениях при описании внешности Микулы: скачен жемчуг (вместо «скаченый жемчуг», что значит «круглый, ровный, отборный жемчуг»), глаза ясна сокола (вместо «ясного сокола»), брови черна соболя (вместо «черного соболя»), сапожки зелен сафьян (вместо «зеленый сафьян»), кафтанчик черна бархата (вместо «черного бархата») и так далее.

Встретим глаголы в неопределенной форме с древним окончанием -ти. Например: «станут мужички меня похваливати» (вместо «похваливать»), «не могли до оратая доехати» (вместо «доехать»).

Все эти поэтические особенности былины характерны и для других произведений устного народного творчества, прежде всего для сказок и песен. А теперь послушайте былину.

На чтение былины требуется приблизительно одиннадцать минут.

Задание на дом: научиться выразительно читать былину. Желающие могут выучить наизусть одну из строф былины (шестую, седьмую или четырнадцатую); каждый, кто выучит строфу и выразительно ее расскажет, получит хорошую оценку.

(Материал в сокращении опубликован в журнале «Литература в школе» № 9/2002.)

* На первом, вводном уроке литературы, посвященном знакомству учащихся с учебником (согласно методической разработке системы уроков, изложенной в книге: Турьянская Б.И. и др. Литература в 7-м классе. Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000), учащиеся пронумеровали строфы былины; в указанном выше учебнике-хрестоматии былина разбита на двадцать две строфы.

Видео:ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС БЫЛИНА ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ АУДИО СЛУШАТЬ / АУДИО КНИГА /Скачать

ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС БЫЛИНА ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ АУДИО СЛУШАТЬ / АУДИО КНИГА /

1 5 класс порядок слов в предложении логическое ударение инверсия (на примере былины «вольга и микула селянинович») цели

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

1. 5 класс. Порядок слов в предложении, логическое ударение, инверсия (на примере былины «Вольга и Микула Селянинович»)

закрепить умение различать прямой и обратный порядок слов.

развивать умение выделять наиболее важное в предложении слово с помощью порядка слов, конкретизировать предложения;

сделать вывод о том, как с помощью инверсии придается фразе, тексту особая выразительность;

помочь ощутить притягательную силу, красоту и музыкальность былинного эпоса;

развивать умение выразительно читать (выборочное, аналитическое чтение) вслух фрагменты художественного текста.

В пятом классе мы изучаем такие синтаксические единицы как словосочетание, предложение, даются понятия: логическое ударение, прямой и обратный порядок слов, инверсия, главные и второстепенные члены предложения.

Тема нашего занятия: порядок слов в предложении, инверсия, логическое ударение. Я предлагаю провести урок в виде исследования, в ходе которого мы должны выяснить, какую роль играет логическое ударение, инверсия в былинах на примере отрывка из былины «Вольга и Микула Селянинович».

Наиболее важное в сообщении слово в устной речи выделяется усилением голоса, т.е. логическим ударением.

В русском языке отдельные части предложения, части речи занимают определенное место ( например, сказуемое следует за подлежащим; определение стоит перед существительным, дополнение после сказуемого, обстоятельство может быть в разном положении)

Примерные отрывки для анализа.

Когда воссияло солнце красное

На тое ли на небушко на ясное,

Тогда зарождался Вольга молодой,

Молодой Вольга Святославович.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,

Похотелося Вольге много мудрости:

Щукой – рыбою ходить ему в глубоких морях,

Птицей – соколом летать ему под оболока,

Серым волком рыскать да по чистым полям.

Уходили все рыбы во синии моря,

Улетали все птицы за оболока,

Ускакали все звери во темныи леса.

Как орет в поле оратай посвистывает,

А бороздочки он да пометывает,

А пенье-коренья вывертывает,

А большие-то каменья в борозду валит.

У оратая кобыла соловая,

Гужики у нее да шелковые,

Сошка у оратая кленовая,

Омешики на сошке булатные,

Присошечек у сошки серебряный,

А рогачик-то у сошки красна золота.

Дома вы записали отрывок из былины, используя прямой порядок слов. Что у вас получилось? Зачитываем. Сравним. Зачитываем отрывок из былины. Что изменилось? Содержание? Нет. Изменилась интонация, эмоциональная выразительность.

Найдите описание орудия труда, выделите словосочетание сущ. + прил., какое главное слово? (сущ.) Читаем отрывок. Что мы выделяем голосом? (определение) Почему? (на них падает логическое ударение, они стоят в конце строки) Зачем авторы былины выделили определение? Разве можно пахать при помощи орудий труда, сделанных из серебра и золота, чтобы гужики были шелковые, пахарь был в красивых сапогах; зеленом кафтане, на белой кобыле (см. в словарик)? Нет. Автор хотел показать не предметы одежды и быта, а красоту их. Зачем? Через красоту этих предметов посредством эпитетов он показывает красоту труда, пахаря, крестьянина.

Конечно, древние сказители создавали былины по велению души и сердца, по интуиции, а мы с вами выстроили логическую цепочку, прикоснулись через века к процессу создания былинного эпоса.

Так какую роль играет логическое ударение, инверсия в былине «Вольга и Микула Селянинович»? (ответы)

Задание: запишите следующий отрывок из былины в прямом порядке слов, наблюдайте за ролью обстоятельств, выводы запишите.

2. 7 класс. Функционирование различных единиц синтаксиса в художественных текстах.

2.1. Роль различных предложений по цели высказывания и эмо­циональной окраске в речи литературных героев / на примере сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина « Повесть о том, как один му­жик двух генералов прокормил»/.

закрепить умения находить различные предложения по цели вы­сказывания и интонации;

проанализировать синтаксические особенности этих предложений в
речи героев сказки;

сделать вывод о том, как с помощью различных видов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске создается речевая характеристика героев;

развивать умение давать устную и письменную характеристику ге­роев,

— проверка опорного конспекта «Простое предложение»;проверка ин­дивидуально-групповых заданий; фронтальная проверка творческой
работы, таблицы.

2)рабочая тетрадь с таблицей — итогом исследовательской работы по группам.

1) опорный конспект «Простое предложение»;

2) карточки с заданием для индивидуально-групповой самостоятельной работы;

5) краткий словарь литературоведческих терминов /сатира, юмор, гипербола

гротеск, фантастика, эзопов язык/.

Материалы к занятию.

Задание группе №1.

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Для чего служат вопросительные предложения?

Сколько вопросительных предложений встретилось вам в речи геро­ев? Как количество вопросительных предложений влияет на речевую
характеристику персонажей?

Проанализируйте вопросительное предложение с точки зрения содер­жащейся в них мысли.

Какую роль в речи героев играет гротеск и гипербола?

К вопросу №2.С помощью вопроса говорящий стремится получить новые

сведения о чем-либо, узнать что-то неизвестное.

К вопросу №4. Пример для образца рассуждения:

Вольга и микула правильное ударениеВольга и микула правильное ударение— Что же мы будем, однако, делать? -> черта характера: незнание, неумение

себя вести в экстремальной ситуации.

Задание группе №2.

Для чего служат побудительные предложения?

Посчитайте, сколько побудительных предложений в тексте?

Зачитайте побудительные предложения. Какие черты характеров героев
проявляются в каждой реплике?

К вопросу №3. Пример — образец для рассуждения:

— Вот что — отвечал другой генерал, — подите вы, ваше превосходи­тельство, на восток, а я пойду на запад. ; может быть, что-нибудь и
найдем. -> черта характера: не знают, что делать, поиски без цели.

Задание группе №3.

Дайте определение восклицательному предложению.

Посчитайте все восклицательные предложения в тексте. Как количе­ство восклицательных предложений влияет на речевую характеристику
героев?

В ходе наблюдения над восклицательными предложениями перечисли­те

все чувства генералов, зачитывая выразительно предложения.

Чем отличается смех и сатира Салтыкова-Щедрина?

К вопросу №3. Пример — образец для рассуждения:

Господи! Да что же это такое! Где мы! — воскликнули оба.-> черта
характера: беспомощность.

Ну да, простого мужика. какие бывают обыкновенно мужики! Он бы
нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!->
черты характера: нежелание ничего делать, перекладывают обязан­ности на чужие плечи.

Роль предложений в речи.

Побудительные предложения — выражают волеизъявление, побуждают к действию. Побуждение имеет разную степень категоричности. В зависи­мости от этого различаются виды побуждения — приказание, просьба, совет, разрешение или согласие, призыв.

Вопросительные предложения служат для выражения вопроса, обращен­ного к собеседнику. С помощью вопроса говорящий стремится получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либо предложения.

Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут иметь эмоциональную окраску, т.е. их содержание может сопровож­даться оценкой, отношением говорящего. Если эмоциональная окраска выражается с помощью интонации или специальных служебных слов, то такое предложение является восклицательным.

С помощью восклицательной интонации могут выражаться чувства радости, гнева, страха, презрения, удовлетворения и т.п.

Вольга и микула правильное ударениеВольга и микула правильное ударениеРечевая характеристика героев.

Вопросительные Побудительные Восклицательные

предложения предложения предложения

Черты характера : Черты характера : Черты характера :

•невежество •неуверенность, •беспомощность,

•удивление •нелепые поиски, •глупость,

•бесполезность •поиски без цели, •праздность,

•незнание жизни •привыкли командовать, •сытость,

•тупость •бездушие, •наивность,

•глупость •несправедливость, •невежество,

•привыкли жить за •трусость, •отчаяние,

счет чужого труда •не умеют и не хотят •похожи на зверей,

•перекладывают труд- трудиться, •самодовольство,

ности на чужие плечи •трусость,

Дать устную характеристику речи героев сказки с точки зрения функциональных особенностей различных предложений по цели выска­зывания и эмоциональной окраске, используя составленную таблицу.

Дать письменную характеристику главных героев с точки зрения
роли вопросительных предложений в тексте сказки.

Дать письменно характеристику главных героев с точки зрения
роли побудительных предложений.

Дать письменно речевую характеристику героев с точки зрения
роли восклицательных предложений.

1. Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились — следовательно, ничего не понимали. (Ирония).

2. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. ( Фантастика).

3. «Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, — и в правой руке получишь искомое». Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все стороны света, но так всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли. ( Ирония).

4. Пришёл генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит. «Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую» — подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита. ( Гипербола).

5. Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. (Ирония).

6. — Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает н на деревьях растет? — сказал один генерал.

— Да,- отвечал другой генерал, — признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают! (Гипербола).

7.-Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел сказал один генерал.

-Хороши тоже перчатки бывают, когда долго ношены вздохнул другой генерал. Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они медленно начали подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг, оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. ( Гипербола, гротеск).

8. Долго они бродили по острову без всякого успеха, но наконец острый запах мякинного

хлеба и кислой овчины навёл их на след. ( Ирония).

9. Встал мужчина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стрекоча, но они

так и закоченели, вцепившись в него. ( Гипербола).

10. Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру верёвка была готова. ( Гипербола).

11. Прошёл день, прошёл другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. (Фантастика, ирония).

12.Сыщут нумер, усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани,- и ничего, не тошнит! (Сарказм).

13.И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и — мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой. ( Гротеск, гипербола).

14.0днако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра — веселись, мужичина! ( Ирония, сарказм).

2.2. Функциональные особенности причастных и деепричастных оборотов.

Материалы к занятию

АВольга и микула правильное ударение.С. Пушкин писал в «Письме к издателю»: «В русском языке причастие не должно быть уничтожено. Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре».

ФВольга и микула правильное ударениеВольга и микула правильное ударениеёдору Достоевскому понравился очерк писателя Григоровича, но одно место в главе «Публика шарманщика» ему не понравилась. «У меня,- пишет Григорович,- было написано так: Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. «Не то, не то,- раздражённо заговорил вдруг Достоевский,- совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам. Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подрыгивая.. .«Замечание это,- помню очень хорошо, -было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая — выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение. ». Благодаря своей выразительности деепричастие и деепричастные обороты широко используются в языке художественной литературы.

Задание №1. По предложенным частям высказываний восстановите крылатые выражения, в состав которых входят причастные и деепричастные обороты, определите, какую роль играют эти обороты в содержании поговорок и пословиц.

1.Построенная на выгоде дружба не бывает прочной.

2.Долгоостающаяся на одном месте вода портится.

3.Часто посещающий стадо волк попадает в капкан.

4.Снесённое ветром дерево имеет больше ветвей, чем корней.

5.Брошенный по согласию камень далеко летит.

6.Съеденный до работы хлеб делает лентяев.

7.Скроенная по совету друзей шуба никогда не будет мала.

8.Попавшая ногой в силок птица вся попалась.

9.Попавшая в ловушку змея всегда называет человека братом.

1.3мея, заползая в кибитку, выгоняет хозяина.
2.Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.
3.Избавляясь от дыма, не бросайся в огонь.
4.Ее узнав горя, не узнаешь радости.
5.Изучая прошлое, поймёшь настоящее.
6.Посеяв ячмень, пшеницы не жди.

Задание №2 . Подберите синонимичные выражения к фразеологизмам

На лбу написано

Иван, родства не помнящий

Путь усеян розами

Задание №3. Выделите все деепричастные обороты в фрагментах из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Сделайте вывод о роли этих средств в идейно-тематическом и эстетическом содержании отрывков.

Примерные фрагменты текстов для анализа

Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу. Порой

Она скользила меж камней

Смеясь неловкости своей.

И беден был её наряд;

И шла она легко, назад

Изгибы длинные чадры

Сухим бурьяном шелестя,

Сверкая желтою спиной,

Как будто надписью златой

Покрытый донизу клинок,

Браздя рассыпчатый песок,

Скользила бережно — потом,

Играя, нежася на нем,

Тройным свивалася кольцом;

То, будто вдруг обожжена,

Металась, прыгала она

И в дальних пряталась кустах…

3. 10 класс. Комплексный анализ текста.

3.1. Синтаксические средства реализации сентиментальной экспрессии. «Новый слог» русской литературы

Из «Писем русского путешественника».

Задание: прочитайте отрывок из произведения М.М. Карамзина, ознакомьтесь со словарем к нему.

Расстался я с вами, милые, расстался! Сердце мое привязано к вам всеми нежнейшими чувствами, а я беспрестанно от вас удаляюсь и буду удаляться!

О сердце, сердце! кто знает, чего ты хочешь? Сколько лет путешествие было приятнейшею мечтою моего воображения? Не в восторге ли сказал я самому себе: наконец ты поедешь? Не в радости ли просыпался всякое утро? Не с удовольствием ли засыпал, думая: ты поедешь? Сколько времени не мог ни о чем думать, ничем заниматься, кроме путешествия? Не считал ли ты дней и часов?

Но — когда пришел желаемый день, я стал грустить, вооб­разив в первый раз живо, что мне надлежало расстаться с любез­нейшими для меня людьми в свете и во всем, что, так сказать, входило в состав нравственного бытия моего. На что ни смот­рел — на стол, где несколько лет изливались на бумагу незрелые мысли и чувства мои, на окно, под которым сиживал я пригорю­нившись, в припадках своей меланхолии и где так часто заста­вало меня восходящее солнце, на готический дом. любезный предмет глаз моих в часы ночные — одним словом, все, что попадалось мне в глаза, было для меня драгоценным памятни­ком прошедших лет моей жизни, не обильной делами, но за то мыслями и чувствами объятой.

. Во всю дорогу не приходило мне в голову ни одной радост­ной, мысли; а на последней станции к Твери грусть моя так усилилась, что я, в деревенском трактире стоя перед карикатура­ми королевы французской и римского императора, хотел бы, как говорит Шекспир, выплакать сердце свое. Там-то все оставленное мною явилось мне в трогательном виде. — Но полно, полно! Мне опять становится чрезмерно грустно. — Простите! дай бог вам утешений! — Помните друга, но без всякого горестного чувства.

. Вчера приехал я в Берлин, друзья мои; а ныне, к великому своему удовольствию, получил от вас письмо, которого ждал с таким нетерпением. Известие, что вы остались здоровы, меня утешило, успокоило. Но на что вы иногда грустите? Этого не было в уговоре. А есть ли вы и впредь будете так немилостивы к себе и к другу своему, который за несколько тысяч верст берет участие даже в минутной вашей неприятности, то он, в отмщение вам, сам будет грустить с утра до вечера.

. Все вокруг меня спит. Я и сам было лег на постелю: но около часа напрасно ожидал сна, решился встать, засветить свечу и написать несколько строк к вам, друзья мои!

Я рад, что из Мемеля не согласился ехать водою. Места, через которые мы проезжали, очень приятны. То общие поля, с пре­красным хлебом, то зеленые луга, то маленькие рощицы и кусты, как будто бы в искусственной симметрии расположенные, пред­ставлялись глазам нашим. Маленькие деревеньки вдали составляла также приятный вид.

желаемый — желанный, милый, дорогой

бытие – жизнь, существование

трогательный – умиляющий, волнующий, располагающий к доброте и к сочувствию

полно – довольно, хватит, пора перестать, пора прекратить

дай бог – как пожелание чего-либо

горестный – жалкий, плачевный, печальный

вид – картина, зрелище, перспектива

обильный – изобильный, в большом количестве, богатый

трактир – гостиница с рестораном низшего класса

но на что – но зачем, для чего

уговор – условие, договоренность, согласие

брать участие – сердечно сочувствовать

отмщение – плата за обиду или оскорбление

на постелю – на постель

Укажите слова и выражения, посредством которых передается состояние «души» путешественника: восторженное отношение к тому, с чем он прощается, расстается, а также с чем сталкивается в пути.

Образец: милые, любезный.

Найдите слова, обладающие оттенками субъективной оценки (уменьшительно-ласкательное, трогательное отношение к чему-либо).

Образец: нежнейшими чувствами – самыми нежными.

Постарайтесь понять эстетическую значимость слов и выражений устно – поэтической речи. Ответьте на вопрос: какова роль таких средств в структуре текста, раскрывающего состояние чувствительного персонажа?

Образец: сиживал, утешило, друзья мои.

Скажите, есть ли в этом тексте слова иноязычного происхождения и слова русского языка, возникшие на базе иноязычных слов? И с какой целью они используются.

Укажите синтаксические средства реализации сентиментальной экспрессии, которые придают тексту профиль нового слога русской литературы.

Образец: вокативные фразы с междометными словами, риторические вопросы, восклицательно – эмфатические фразы.

Обратите внимание на изобразительность определений, располагаемых после определяемого слова. Какова роль таких употреблений в плане придания тексту ритмичности, благозвучия, музыкальности?

Найдите обзацы, в которых используются нераспространенные простые предложения.

Образец: Этого не было в уговоре.

Найдите, если это возможно, выражения, которые являются стереотипами книжной речи; при этом в какой-то мере хранящие следы воздействия французской речи.

Образец: составляли приятный вид.

Заполнив таблицу, сделайте вывод: какие изобразительно-выразительные и синтаксические средства позволяют отнести текст к сентиментализму.

Синтаксические средства реализации сентиментальной экспрессии

Количество наблюдаемых синтаксических единиц

🌟 Видео

Краткий пересказ былина «Вольга и Микула Селянинович»Скачать

Краткий пересказ былина «Вольга и Микула Селянинович»

Литература (7 класс) - Былины, их жанровые особенности. Былина «Вольга и Микула Селянинович»Скачать

Литература (7 класс) - Былины, их жанровые особенности. Былина «Вольга и Микула Селянинович»

Вольга и Микула Селянинович Былина видеоСкачать

Вольга и Микула Селянинович   Былина видео

Вольга и Микула Селянинович. Идейный смысл былиныСкачать

Вольга и Микула Селянинович. Идейный смысл былины

Вольга и Микула Селянинович. Краткое содержаниеСкачать

Вольга и Микула Селянинович. Краткое содержание

Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhackСкачать

Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhack

3 урок 1 четверть 7 класс. Нравственные идеалы русского народа в былине "Вольга и Микула СеляниновичСкачать

3 урок 1 четверть 7 класс. Нравственные идеалы русского народа в былине "Вольга и Микула Селянинович

Изучаем ударение. Русский языкСкачать

Изучаем ударение. Русский язык

Русская былина "Вольга и Микула Селянинович"Скачать

Русская былина "Вольга и Микула Селянинович"

ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?Скачать

ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!

Видеоурок #6. Как правильно ставить ударение в латинских словах?Скачать

Видеоурок #6. Как правильно ставить ударение в латинских словах?

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку
Поделиться или сохранить к себе: