Винительный или родительный падеж словосочетания

Видео:Родительный или винительный? Как определить падеж? | Русский языкСкачать

Родительный или винительный? Как определить падеж? | Русский язык

Как отличить родительный падеж от винительного в существительных? Хитрости, советы и правила

Винительный или родительный падеж словосочетания

В русском языке существуют шесть падежей, у каждого из которых свое значение. У каждого падежа и свои вопросы, что значительно облегчает определение падежа. Часто возникают вопросы, как отличить два падежа друг от друга. Справиться с этой задачей помогут следующие советы.

Знакомятся с падежами в начальной школе, в этом возрасте упор следует делать на вопросы, вспомогательные слова и предлоги. А сложность в определении винительного и родительного падеже иногда совпадают, поэтому в их определении не следует пользоваться только этим принципом.

Видео:Родительный падеж. Как отличить родительный падеж от винительного падежа?Скачать

Родительный падеж. Как отличить родительный падеж от винительного падежа?

Признаки падежей

Имеют значение окончания. Так, существительные в родительном падеже (Р. п.) имеют следующие окончания:

  • -и, -ы — в 1-ом склонении;
  • -а, -я — во 2-ом склонении;
  • -и — в 3-ем склонении.

Окончание существительных в винительном падеже (В. п.):

  • у, -ю — в 1-ом склонении;
  • а, -я — во 2-ом склонении;
  • в 3-ем склонении.

Определить падеж помогут вопросы. В родительном падеже — кого? и чего? В винительном — кого? и что? Чтобы было легче определить, добавляют вспомогательные слова:

  • в родительном падеже — нет (кого? чего?) компьютера;
  • в винительном падеже — вижу (кого? что?) компьютер.

Видео:Как определить винительный падеж? Как отличить родительный падеж от винительного?Скачать

Как определить винительный падеж? Как отличить родительный падеж от винительного?

Сравнительная таблица родительного и винительного падежей

Родительный падеж

Винительный падеж

  • и, -ы (1-ое скл.)
  • а, -я (2-ое скл.);
  • и (3-е скл.)
  • у, -ю (1-ое скл.)
  • а, -я (2-ое скл.)
  • (3-е скл.)

от, до, из, без, у, для, около, с

в, на, за, через, про.

блокнот (кого?) учителя

ножка (чего?) стола

посещать (кого?) друга

проверять (что?) работу

Видео:Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?Скачать

Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?

Как определить падеж

Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:

  • Определить одушевленность/неодушевленность.
  • Задать соответствующие вопросы (при постановке вопросов проще использовать вопросы в паре — кого? чего? и кого? что? так как для одушевленных существительных они одинаковые).
  • Определить сочетаемость со вспомогательными словами (нет, вижу).
  • Если необходимо заменить слова и по аналогии определить падеж.

Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).

Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика».

Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».

Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?

Значение падежей

Правило гласит, что родительный падеж обозначает:

  • принадлежность кому-либо или чему-либо (например, машина мужчины);
  • соотношение целого и отдельной части (класс школы);
  • отображение признака предмета по отношению к другому признаку (результат анкетирования);
  • объект воздействия, если есть глагол с отрицанием (не пьет молока);
  • объект воздействия, если присутствует глагол желания, удаления или намерения (избежать наказания);
  • сравнение (быстрее реки);
  • объект измерения, даты либо счета (стакан сока).

Винительный падеж обозначает:

  • переход действия на предмет (например, читать книгу);
  • передачу временных и пространственных отношений (учиться целый день, пробежать километр);
  • зависимость от наречия (жалко птичку).

Существует ряд заданий для закрепления материала: упражнения на сравнение, трансформацию, распределение и другие.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Видео:НЕТ, НЕ и НИ + Винительный или Родительный падеж? || ПадежиСкачать

НЕТ, НЕ и НИ + Винительный или Родительный падеж? || Падежи

Винительный и родительный падежи — как отличить, вопросы и правило употребления

Винительный или родительный падеж словосочетания

Видео:Винительный падеж. Как определить винительный падеж?Скачать

Винительный падеж. Как определить винительный падеж?

Назначение в русском языке

Родительный и винительный (от слова «вина», проверочное сущ. — «повинный») падежи используются для разных целей, причём первый применяют чаще. Это обусловлено тем, что он может выполнить больше функций. Конструкции с использованием р. п. составляют, когда нужно сделать следующее:

Винительный или родительный падеж словосочетания

  1. Соотнести целое с частью: ветка сирени, литр молока, кусок торта, ложка дёгтя в бочке мёда, страница книги.
  2. Показать признак или характеристику предмета, подвести итог: результат исследования, итоги мероприятия, решение задачи.
  3. Сравнить объекты друг с другом: быстрее ветра, жарче солнца, слаще сахара, тверже камня, ярче звёзд.
  4. Показать, что объект принадлежит кому-либо или чему-либо: мех зайца, халат врача, колпак повара, диплом специалиста.
  5. Выразить влияние отрицающего глагола на существительное: не купили хлеба, не ест конфет, не пьёт чая. Примечание: иногда в подобных ситуациях может использоваться и винительный падеж (не получили зарплату).
  6. Передать намерение относительно объекта или удаление от него: выбросить из головы, убежать из дома, уйти от ссоры, отдалиться от родителей.

Распространённый случай, когда существительное ставят в р. п., — конструкция, где показано, что от исчисляемого или неисчисляемого объекта взяли часть. Примеры: 5 яблок, стакан воды, машина снега. Ситуаций, в которых применяют в. п., сравнительно меньше. Вот что можно сделать с его помощью:

  • Показать, что между объектами существует пространственная или временная связь: зайти в дом, уехать в город, прибыть на месяц, опоздать на неделю, зарядить на целый день.
  • Отобразить действия, совершаемые по отношению к объекту: листать книгу, рисовать дерево, считать доходы, смотреть телевизор, гладить кошку, хвалить сотрудника.
  • Выразить эмоцию, касающуюся человека, предмета или явления: страшно за урожай, обидно за брата, стыдно за поступок, больно за страну.

Видео:Именительный или винительный падеж? Учимся определять!Скачать

Именительный или винительный падеж? Учимся определять!

Способ распознавания

Есть несколько простых методов, позволяющих определить, какой падеж использован в предложении. Первый подход подразумевает несколько действий, выполняемых в таком порядке:

Винительный или родительный падеж словосочетания

  1. Определяют, является ли объект одушевлённым или неодушевлённым.
  2. Подставляют вопрос, на который отвечает член предложения. Вопросительные конструкции лучше использовать парно, так как они разные по отношению к одушевлённым и неодушевлённым существительным.
  3. Подставляют вспомогательные слова «нет» и «вижу». Если подходит первое, значит, предложение составлено с применением родительного падежа, а когда второе, речь идёт о винительном.

Для некоторых слов этих способов может оказаться недостаточно. Например, в словосочетании «вижу ученика» существительное стоит в винительном падеже. Если же сказать «нет ученика», зависимое слово окажется в р. п. Обе формы одинаковы, значит, нужно подобрать другое существительное, подходящее по смыслу. Подобная сложность возникает с одушевлёнными объектами мужского рода, которые относятся ко 2-му склонению. У них совпадают формы в. п. и и. п. Проще всего подобрать имя существительное 1-го склонения, которое в именительном падеже оканчиваются на «а» или «я», причём слово может быть как мужского, так и женского рода. Примеры:

  • вижу ученицу — сумка ученицы;
  • вижу дядю — сумка дяди;
  • вижу папу — сумка папы.

Также бывает сложно узнать, в каком падеже находится неодушевлённый объект в случае его употребления во множественном числе. Пример: «работы учениц» и «знать учениц». В первом словосочетании этой пары объект находится в родительном падеже, во втором — в винительном. Чтобы избежать путаницы и ошибок, можно подобрать слова, принадлежащие к 1-му склонению. Один из возможных вариантов: «ученики школ» и «знать школы». Разница видна сразу, поэтому можно безошибочно определить, в каком из 2 случаев применяется тот или иной падеж.

Видео:Как быстро отличить винительный падеж от именительного или родительного - объясняю за 1 минутуСкачать

Как быстро отличить винительный падеж от именительного или родительного - объясняю за 1 минуту

Изучение в школе

В рамках школьной программы дети получают представление о падежах в начальных классах. В русском языке их 6, причём каждый характеризуется парой вопросов. Первый подставляется к одушевлённым существительным, второй — к неодушевлённым. Вот на какие вопросы отвечают падежи, с которыми возникает путаница:

  • именительный — «кто?», «что?»;
  • родительный — «кого?», «чего?»;
  • винительный — «кого?», «что?».

Винительный или родительный падеж словосочетания

Помимо этого, для каждого падежа характерны определённые предлоги и зависимые слова. Задача учителя — объяснить детям, как можно научиться определять разницу между падежами в тех случаях, когда их формы совпадают.

Урок, посвящённый этой теме, проходит в несколько этапов. Сначала преподаватель определяет цели:

  • научиться распознавать падежи по предлогам, вопросам и окончаниям;
  • развить у учащихся орфографическую зоркость, наблюдательность и способность проводить сравнения;
  • помочь разобраться со сложными случаями.

Винительный или родительный падеж словосочетания

Организационная часть включает разминку. Учитель просит написать в тетради несколько слов, отвечающих на вопрос. Пример: «Что можно увидеть в зимних узорах на стёклах?» Ученики перечисляют предметы, которые подскажет им фантазия. Важно проверить, чтобы они стояли в в. п. Затем преподаватель предлагает сравнить слова и подумать, что в них общего.

Следующая часть посвящена работе со словарным словом. Учитель пишет на доске буквы в любом порядке, а школьники составляют из них существительное, наречие или другую часть речи. Следующий этап — подбор однокоренных слов, изучение орфограммы. Затем урок переходит к основной части — изучению в. п. и р. п., сравнению их особенностей.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Субъектная и объектная связь

Винительный падеж выражает 2 основных значения — объектное и субъектное. В первой ситуации речь о состоянии предмета или действии, которое он совершает. Примеры:

  • ученики пишут контрольную;
  • старику жаль прошедшие годы;
  • мальчику жаль собаку.

Во втором случае подчёркивают, что действие совершается над предметом. Если объектное значение способно передавать мысль и в виде словосочетания, субъектное — только в составе предложения, например:

  • мальчика знобит;
  • награда воодушевила победителя;
  • человека осенило.

В предложениях существительные, поставленные в в. п., могут быть разными членами. Нередко они выступают в роли дополнений или обстоятельств. В зависимости от контекста, возможны такие варианты обстоятельств:

  • времени: «Встретиться в четверг».
  • стоимости: «Уплатить 100 рублей».
  • пространства: «Пробежать километр».
  • объекта: «Бросить сумку».
  • результата: «Построить дом».

Есть простой и безошибочный способ распознать, в каком из двух падежей находится слово. Нужно попробовать подставить к объекту «вижу» (кого? что?) или «нет» (кого? чего?). Если подходит первое, в конструкции применяется винительный падеж, второе — родительный.

Видео:Падежи прилагательных. Как определить падеж прилагательного?Скачать

Падежи прилагательных. Как определить падеж прилагательного?

Отличие именительного и винительного падежей

Винительный или родительный падеж словосочетания

Существительные 2 и 3 склонения, поставленные в винительный и именительный падежи, в единственном числе имеют одинаковые формы. Аналогичная ситуация наблюдается и с некоторыми местоимениями. Из-за этого ученикам сложно различить падежи. Чтобы не ошибаться, нужно запомнить простое правило: если существительное в предложении играет роль подлежащего, значит, оно стоит в и. п. Но когда слово является зависимым от другого члена, это указывает на в. п. или р. п., которые являются косвенными. Примеры, как отличить винительный и именительный падежи:

  1. «Лес рубят — щепки летят». И. п., сущ. «лес» выступает в роли подлежащего.
  2. «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери с собой еду, бери спички». В. п., сущ. «лес» выступает в роли дополнения.
  3. «Смотрю на лес и слышу трели соловья». в. п., сущ. является дополнением.

Ещё один способ распознавания — по наличию или отсутствию предлогов. Если они есть, значит, речь идёт о винительном падеже, а когда их нет, нужно применять другие способы, например, подставить вопрос. В словосочетании «пойти в лес» существительное стоит в винительном падеже. На первый взгляд, к нему подходит вопрос «куда?», но есть ещё один вариант — «во что?», который точно указывает на в. п.

Таким образом, поочерёдно применяя все предложенные способы, ученик сможет разобраться с любым сложным случаем. В школьной программе предусмотрены упражнения на различие винительного и родительного падежей. Таблица с отличиями, составленная учеником для себя, поможет на проверочной работе, поэтому её стоит сделать самостоятельно или скачать в готовом виде.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Как можно отличить винительный падеж от родительного и в чем разница

Имя существительное представляет собой часть речи, которая обозначает любую предметность и отвечает на вопросы «кто?» и «что?». Меняется это слово по падежам. Чтобы их не путать друг с другом, нужно ознакомиться с определенной системой различий. Она поможет понять, как можно отличить родительный и винительный падежи. При этом для начала требуется разобраться в основных признаках и терминологии.

Видео:падежиСкачать

падежи

Признаки падежей

Ключевым признаком понятий считается окончание слова. К примеру, слова в родительном падеже могут заканчиваться на такие буквы:

  • и, ы – это происходит в первом склонении;
  • а, я – это характерно для второго склонения;
  • и – наблюдается в третьем склонении.

Для слов в винительной форме характерны такие окончания:

  • у, ю – наблюдается в первом склонении;
  • а, я, е, о – характерно для второго склонения.

При этом нужно отметить, что в третьем склонении окончаний нет. Чаще всего сложности появляются при определении принадлежности одушевленного существительного. В такой ситуации сделать верный выбор поможет вопросительная конструкция и используемые предлоги:

  • Родительный – отвечает на вопросы «кого?», «чего?», «чья?», «чей?». При этом используются такие предлоги, как: «для», «до», «около», «с», «у», «от».
  • Винительный – в этом случае используются варианты «кого?», «что?». В данной ситуации применяются такие предлоги, как: «за», «в», «во», «про», «через», «на».

Важно учитывать, что в русском языке встречаются существительные, форма которых определяется с трудом. Это связано с тем, что они не склоняются. В качестве примера стоит привести такие слова, как «кофе» или «кино». В такой ситуации поможет правильно поставленный вопрос.

Винительный или родительный падеж словосочетания Винительный или родительный падеж словосочетания Винительный или родительный падеж словосочетания

Видео:Как распознать Винительный и Родительный падеж?Скачать

Как распознать Винительный и Родительный падеж?

Как определить падеж

Для этой цели рекомендуется воспользоваться инструкцией:

  • Определить одушевленность или неодушевленность.
  • Задать соответствующие вопросы. При их постановке легче пользоваться парами «кого?», «чего?» или «кого?», «что?». Это связано с тем, что для одушевленных существительных вопросительные конструкции совпадают.
  • Определить сочетаемость с вспомогательными словами. К ним относятся «нет» и «вижу».
  • При необходимости заменить слова и определить форму по аналогии.

Замена может потребоваться в ряде случаев. Одушевленные существительные мужского рода второго склонения в обоих падежах звучат одинаково.

К примеру, «портфель ученика» и «знаю ученика». Чтобы не допустить ошибку, стоит выполнить замену на любое слово первого склонения – к примеру, «портфель ученицы» и «знаю ученицу». В этом случае слово «ученицы» находится в родительном падеже, а «ученицу» – в винительном. Аналогичная ситуация наблюдается со словом «ученика».

Во множественном числе формы одушевленных слов тоже совпадают – к примеру, «книги учеников» и «знаю учеников». Для правильного определения требуется заменить их на неодушевленное существительное, которое стоит во множественном числе, – к примеру, «книги библиотек» и «знаю библиотеки». В этом случае «библиотек» стоит в родительной форме, а «библиотеки» – в винительной. Такая ситуация характерна для слова «учеников».

Винительный или родительный падеж словосочетания Винительный или родительный падеж словосочетания Винительный или родительный падеж словосочетания

Видео:Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.Скачать

Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.

Чем отличается родительный от винительного

Для рассматриваемых понятий характерны следующие отличия:

  • Неодушевленные существительные отличаются разными окончаниями. В родительном падеже они отвечают на вопрос (нет) «чего?», в винительном – (вижу) «что?».
  • Окончания одушевленных существительных могут совпадать. В таком случае стоит ориентироваться на смысл предложения.
  • Форму неизменяемых слов тоже рекомендуется определять в зависимости от контекста.

Видео:Родительный падеж. Существительные. Часть 1 || ПадежиСкачать

Родительный падеж. Существительные. Часть 1 || Падежи

Сравнительная таблица

Основные отличия представлены в таблице:

КритерийРодительныйВинительный
Вопроского? чего?кого? что?
Вспомогательное словонетвижу
Окончанияи, ы

и

у, ю

а, я

Предлогиот, до, из, без, у, для, около, св, на, за, через, про

Винительный или родительный падеж словосочетания Винительный или родительный падеж словосочетания Винительный или родительный падеж словосочетания

Видео:Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?Скачать

Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?

Значение падежей

Родительный служит для обозначения следующих понятий:

  • Принадлежность кому-то или чему-то. К примеру, «халат медсестры», «мех кошки».
  • Объект воздействия при наличии глагола с отрицанием. Например, «не ест сыра», «не пьет воды».
  • Соотношение целого и частей. В качестве примера можно привести «ложка варенья», «страница романа».
  • Объект воздействия при наличии глагола желания, намерения, удаления. Например, «сбежал из дома».
  • Сравнение. Например, «ярче солнца», «быстрее гепарда».
  • Отражение одного признака предмета по отношению к другому. В качестве примера можно привести «результат исследования», «данные тестирования».
  • Объект измерения или счета. К примеру, «литр сока».

Винительный или родительный падеж словосочетания

Винительный вариант используется для обозначения следующих понятий:

  • Передача отношений во времени или пространстве. В качестве примера стоит привести такие конструкции: «Я собираюсь пройти еще километр», «Встретились через два года».
  • Зависимость от наречия. Этот вариант считается наиболее редким. При этом он применяется в таких предложениях: «Стыдно за друга», «Радостно за подругу».
  • Переход действия на объект. При этом можно привести такие примеры: «Мальчик открыл книгу», «Девочка написала изложение».

Рассматриваемые понятия имеют целый ряд отличий. Разница заключается в вопросительных конструкциях, используемых окончаниях, смысловой нагрузке. Иногда для определения формы слова требуется подобрать для него адекватную замену.

💥 Видео

Как отличить родительный падеж от винительногоСкачать

Как отличить родительный падеж от винительного

Именительный и винительный падеж. Как различать именительный и винительный падежи? | Русский языкСкачать

Именительный и винительный падеж. Как различать именительный и винительный падежи? |  Русский язык

Русский язык. Различие родительного и винительного падежей.Скачать

Русский язык. Различие родительного и винительного падежей.
Поделиться или сохранить к себе: