Виктор или виктор гюго ударение

Видео:Евгений Понасенков | Виктор Гюго.Скачать

Евгений Понасенков | Виктор Гюго.

Словари

ГЮГО Виктор — ГЮГО́ (Hugo) Виктор (1802-85), французский писатель-романтик (см. РОМАНТИЗМ) . Предисловие к драме «Кромвель» (1827) — манифест французских романтиков. Пьесы «Эрнани» (1829), «Марион Делорм» (1831), «Рюи Блаз» (1838) — воплощение бунтарских идей. В историческом романе «Собор Парижской богоматери» (1831) сильны антиклерикальные тенденции. После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил политический памфлет «Наполеон Малый» (1852) и сборник сатирических стихов «Возмездия» (1853). Романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами. Сборники стихов «Восточные мотивы» (1829), «Легенда веков» (т. 1-3, 1859-83); роман о Французской революции «93-й год» (1874).

ГЮГО́ (Hugo) Виктор (полное имя Виктор Мари) (26 февраля 1802, Безансон — 22 мая 1885, Париж), французский писатель.

Лидер романтического движения

Гюго был третьим сыном капитана (позднее генерала) наполеоновской армии. Его родители часто разъезжались и в конечном счете 3 февраля 1818 получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, чьи роялистские и вольтерианские взгляды наложили на него глубокий отпечаток. Отец сумел завоевать любовь и восхищение сына после смерти своей жены в 1821. В течение долгого времени образование Гюго было бессистемным. Лишь в 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда перешел в лицей Людовика Великого. По окончании лицея Гюго вместе со своими братьями предпринял издание двухнедельного журнала «Консерватер литерер», где опубликовал свои ранние стихи и первую версию мелодраматического романа «Бюг Жаргаль» (1821). Он увлекся подругой детских лет Адель Фуше, но встретился с решительным неодобрением матери, и только после ее смерти отец позволил влюбленным встречаться.

Первый сборник молодого поэта «Оды и разные стихотворения» (1822) снискал одобрение короля Людовика XVIII (см. ЛЮДОВИК XVIII): Гюго был награжден ежегодной рентой в 1200 франков, что позволило ему жениться на Адель. В 1823 он издал свой второй роман «Ган Исландец», написанный в русле «готической» традиции. Это означало сближение с романтизмом, что отразилось и в литературных связях: друзьями Гюго стали Альфред де Виньи (см. ВИНЬИ Альфред де), Шарль Нодье (см. НОДЬЕ Шарль), Эмиль Дешан и Альфонс де Ламартин (см. ЛАМАРТИН Альфонс). Вскоре они образовали группу Сенакль при журнале «Мюз франсез», который обладал ярко выраженной романтической направленностью. Особо теплыми были отношения между Гюго и Шарлем Сент-Бевом (см. СЕНТ-БЕВ Шарль Огюстен), опубликовавшим в еще одном романтическом издании — журнале «Глоб» — хвалебную рецензию на «Оды и баллады» (1826).

В 1827 Гюго выпустил пьесу «Кромвель», которая оказалась слишком длинной для постановки на сцене, однако ее знаменитое «Предисловие» стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на классицистские единства времени, места и действия, выступил в защиту сочетания возвышенного с гротеском и выдвинул требование использовать более гибкую систему стихосложения, отказавшись от александрийского двенадцатисложника. Этот манифест романтической драматургии во Франции, а также проникнутая гуманистическими идеями повесть «Последний день осужденного» (1829) и поэтический сборник «Восточные мотивы» (1829) принесли Гюго громадную славу. Период с 1829 по 1843 год оказался для него в высшей степени продуктивным. В 1829 появилась пьеса «Марион Делорм», запрещенная цензурой из-за нелестного изображения Людовика XIII (см. ЛЮДОВИК XIII Бурбон). Меньше чем за месяц Гюго написал свою вторую драму — «Эрнани». За скандальной постановкой 25 февраля 1830 последовали другие, столь же шумные. «Битва за Эрнани» завершилась не только триумфом автора пьесы, но и окончательной победой романтизма: «Бастилия классицизма» в сфере драматургии была разрушена. Не меньший резонанс имели и последующие пьесы, в частности, «Король забавляется» (1832) и «Рюи Блаз» (1838).

Особое место в творчестве Гюго занимает «Собор Парижской Богоматери» (1831), поскольку здесь он впервые продемонстрировал свои великолепные возможности в прозе. Как и в драмах этого периода, персонажи романа обрисованы посредством романтической символизации: это исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах; эмоциональные связи возникают между ними мгновенно, а их гибель обусловлена роком, который служит способом познания действительности, ибо в нем отражается противоестественность «старого строя», враждебного человеческой личности. В этот же период достигает полной зрелости и поэтический дар Гюго. Сборники его лирических стихотворений — «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840) — возникли в значительной мере благодаря личным переживаниям. В это время в жизни Гюго произошли важные события: Сент-Бев влюбился в его жену, а сам он проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ. В 1841 литературные заслуги Гюго получают, наконец, признание Французской Академии, куда его избирают после нескольких неудачных попыток. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок «Рейн» (1842), в которой излагает свою программу интернациональной политики, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. Вскоре после этого поэт пережил страшную трагедию: в 1843 его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули во время кораблекрушения на Сене. Удалившись на время от общества, Гюго стал обдумывать план большого социального романа под условным названием «Невзгоды». Работа над книгой была прервана революцией 1848 года: Гюго вступил в сферу активной политики и был избран в Национальную Ассамблею.

Изгнание и триумф

После государственного переворота 2 декабря 1851 писатель скрылся в Брюссель, оттуда перебрался на остров Джерси, где провел три года, а в 1855 — на остров Гернси. За время долгого изгнания он создал величайшие свои произведения. В 1852 была опубликована публицистическая книга «Наполеон Малый», а в 1853 появились «Возмездия» — вершина политической лирики Гюго, блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III (см. НАПОЛЕОН III) и всех его приспешников. В 1856 вышел сборник «Созерцания» — шедевр лирической поэзии Гюго, а в 1859 были изданы первые два тома «Легенды веков», которые утвердили его славу великого эпического поэта. В 1860-1861 он вновь обратился к роману «Невзгоды», значительно его переработав и расширив. Книга была напечатана в 1862 под названием «Отверженные». Всемирную известность получили такие персонажи этого прославленного романа, как благородный каторжник Жан Вальжан, осужденный за кражу буханки хлеба, превратившийся в зверя и возродившийся к новой жизни благодаря милосердию доброго епископа; инспектор Жавер, преследующий бывшего преступника и воплощающий собой бездушное правосудие; алчный трактирщик Тенардье и его супруга, истязающие сиротку Козетту; влюбленный в Козетту юный энтузиаст-республиканец Мариус; парижский сорванец Гаврош, героически погибший на баррикадах. В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал книгу «Уильям Шекспир» (1864), сборник стихотворений «Песни улиц и лесов» (1865), а также два романа — «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Первый из них отражает пребывание Гюго на Нормандских островах: главный герой книги, наделенный лучшими чертами национального характера, проявляет необычайную стойкость и упорство в борьбе с океанской стихией. Во втором романе Гюго обратился к истории Англии в эпоху царствования королевы Анны (см. АННА СТЮАРТ). В основе сюжета лежит история лорда, в раннем детстве проданного торговцам людьми (компрачикосам), которые превратили его лицо в вечную маску смеха. Он колесит по стране в качестве бродячего актера вместе с приютившим его стариком и слепой красавицей, а когда ему возвращают титул, выступает в палате лордов с пламенной речью в защиту обездоленных под издевательский хохот аристократов. Покинув чуждый ему мир, он решает вернуться к прежней бродячей жизни, но смерть возлюбленной приводит его в отчаяние, и он бросается в море.

После крушения режима Наполеона III в 1870 году, в самом начале Франко-прусской войны (см. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА), Гюго возвращается в Париж в сопровождении верной Жюльетты. В течение многих лет он воплощал оппозицию империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему стала оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальную Ассамблею в 1871, он вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. В 1872 он издал сборник «Грозный год», свидетельствующий об утрате иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842. В 1874 Гюго, совершенно равнодушный к новым веяниям в прозе, вновь обратился к историческому роману, написав «Девяносто третий год». Несмотря на множество точных сведений о революционной Франции, в романе вновь торжествует романтическая символизация: один из героев воплощает беспощадность к контрреволюционерам, а второй — милосердие, которое превыше всех гражданских раздоров; революцию же писатель именует «очистительным горнилом», где ростки новой цивилизации пробиваются сквозь хаос и мрак. В возрасте 75-ти лет Гюго издал не только вторую часть «Легенды веков», но и сборник «Искусство быть дедом», на создание которого его вдохновили внуки Жорж и Анна. Заключительная часть «Легенды веков» вышла в 1883. В том же году Жюльетта Друэ умерла от рака, и эта утрата подкосила силы Гюго. После смерти он удостоился государственных похорон, и его останки были помещены в Пантеон — рядом с Вольтером (см. ВОЛЬТЕР) и Руссо (см. РУССО Жан Жак) .

Гюго́ Виктор Мари (Hugo) (1802-1885), французский писатель-романтик. Предисловие к драме «Кромвель» (1827) — манифест французских романтиков. Романтическим бунтарством окрашены сборники стихов «Восточные мотивы» (1829), драмы «Эрнани» (1829; одноименная опера Дж. Верди), «Марион Делорм» (1831), «Рюи Блаз» (1838). Исторический роман «Собор Парижской богоматери» (1831) с сильными антиклерикальными тенденциями, романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеётся» (1869), изображающие жизнь разных слоёв французского общества, проникнуты гуманистическими идеалами, пафосом борьбы со злом и социальной несправедливостью. После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил политический памфлет «Наполеон Малый» (1852) и сборник сатирических стихов «Возмездия» (1853). «Легенда веков» (т. 1-3, 1859-83) — лироэпическое собрание исторических преданий и легенд. Роман о Французской революции конца XVIII в. «93-й год» (1874).

ГЮГО Виктор Мари (Hugo, Victor)

Виктор или виктор гюго ударение

ВИКТОР ГЮГО. Портрет работы Л.Бонна.

(1802-1885), великий французский поэт, романист, драматург; лидер романтического движения во Франции. Родившийся 26 февраля 1802 в Безансоне Виктор Мари был третьим сыном капитана (позднее генерала) Ж.Л.С.Гюго (родом из Лотарингии) и Софи Требюше (родом из Бретани). Родители совершенно не подходили друг другу и часто разъезжались; 3 февраля 1818 они получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, волевой женщины, разделявшей роялистские и вольтерьянские взгляды. После смерти жены в 1821 отец сумел вернуть любовь сына. Долгое время образование Гюго было бессистемным. Несколько месяцев он провел в мадридском колледже Ноблес; во Франции его наставником стал бывший священник отец де ла Ривьер. В 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда наиболее способные ученики переходили в лицей Людовика Великого. К этому периоду относятся его самые ранние стихотворные опыты — большей частью переводы из Вергилия. Вместе с братьями он предпринял издание журнала «Литературный консерватор» («Le Conservateur littraire»), где были опубликованы его ранние поэтические произведения и первая версия мелодраматического романа Бюг Жаргаль (Bug Jargal, 1821). Его приняли в роялистское «Общество изящной словесности». Увлечение подругой детских лет Адель Фуше встретило решительное неодобрение матери. После ее смерти отец позволил влюбленным встречаться, и этот период ухаживания отразился в Письмах к невесте (Lettres la fiance). Первая поэтическая книга Гюго, Оды и разные стихотворения (Odes et posies diverses, 1822), была замечена королем Людовиком XVIII, которому пришлись по вкусу оды в роялистском духе. Не по летам зрелому поэту была назначена ежегодная пенсия в 1200 франков, что позволило Виктору и Адели повенчаться 12 октября 1822. Определение «меланхолический романтик» никак не подходит к Виктору Гюго периода 1820-х годов. Счастливый супруг, любящий отец и необыкновенно удачливый литератор, он не ведал огорчений, какие увековечивают в прозе или стихах. В 1823 он опубликовал свой второй роман, Ган Исландец (Han d’Islande), повествование в готическом стиле, в традиции Замка Отранто Х.Уолпола и Монаха М.Льюиса. В 1828 вышло каноническое издание Од и баллад (Odes et ballades); яркая образность баллад свидетельствовала об усилении романтических тенденций в его творчестве. В числе друзей и знакомых Гюго были такие литераторы, как А.де Виньи, А.де Сен-Вальри, Ш.Нодье, Э.Дешан и А.де Ламартин. Образовав группу Сенакль (франц. «сообщество», «содружество») при журнале «Французская муза», они часто встречались в салоне Нодье, хранителя библиотеки Арсенала. Особо тесные отношения связывали Гюго и Ш.Сент-Бева, который написал в «Глоб» хвалебную рецензию на Оды и баллады. В 1827 Гюго опубликовал пьесу Кромвель (Cromwell), слишком длинную для постановки на сцене; ее знаменитое Предисловие стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на столь любезное французам единство времени, места и действия, высказался в пользу более гибкой системы стихосложения и ратовал за соединение возвышенного с гротеском. Этот манифест, а также пронзительно человечная повесть Последний день приговоренного к смерти (Le dernier jour d’un condamn, 1829) и поэтический сборник Восточные мотивы (Les Orientales, 1829) принесли Гюго славу. Период с 1829 по 1843 был чрезвычайно продуктивным в творчестве Гюго. В 1829 появилась пьеса Марион Делорм (Marion de Lorme), запрещенная цензурой за нелицеприятный портрет Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал романтическую драму Эрнани (Hernani). За скандальной премьерой (25 февраля 1830) последовали другие, столь же шумные ее представления. «Битва за Эрнани» завершилась не только триумфом автора пьесы, но и победой романтизма, которую окончательно закрепил успех Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831). В романе, живописующем Париж 15 в. и великое творение готики, Гюго впервые предстал как прозаик. Марион Делорм была все-таки поставлена 11 августа 1831; за ней свет рампы увидели Король забавляется (Le Roi s’amuse, 1832), Лукреция Борджиа (Lucrce Borgia, 1833), Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833), Анджело (Angelo, 1835), Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838) и Бургграфы (Les Burgraves, 1843). Все они, в т.ч. лучшая из них, Рюи Блаз, воплощали принципы, сформулированные в «Предисловии» к «Кромвелю». Важные события произошли в личной жизни Гюго. Сент-Бев влюбился в его жену, и пути бывших друзей разошлись. Сам Гюго проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ, с которой познакомился в начале 1833. Их связь продолжалась вплоть до ее смерти в 1883. Выходившие с 1831 по 1840 сборники лирических стихотворений в значительной мере навеяны личными переживаниями поэта. В Осенних листьях (Les Feuilles d’automne, 1831) перемежаются темы природы и детства. В Песни сумерек (Les Chants du crpuscules, 1835) вошло несколько стихотворений политического характера, остальные внушены чувством к Жюльетте. Меланхоличны по тону Внутренние голоса (Les Voix intrieures, 1837), с их необыкновенно трогательным стихотворением, посвященным брату Эжену, который скончался в больнице для умалишенных. Разнообразные по тематике Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840) обнаруживают тягу к обретению веры. Актом гуманности стал роман Гюго Клод Ге (Claude Gueux, 1834), не только направленный против смертной казни, но и видевший корень всех зол в проблеме бедности. В 1834 издан также сборник выходивших прежде полностью или в отрывках критических эссе Литературно-философская смесь (Littrature et philosophie mles). В 1841 заслуги Гюго получают признание Французской Академии, которая избирает его своим членом. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок Рейн (Le Rhin, 1842), в которой излагает свою программу международных отношений, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. В 1843 поэт пережил трагедию: его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули в Сене. Удалившись на время от общества, Гюго ушел в работу над большим романом Невзгоды (Les Misre), прерванную революцией 1848. Гюго занялся политикой, был избран в Национальное Собрание; после государственного переворота 2 декабря 1851 он бежал в Брюссель, оттуда перебрался на о.Джерси, где провел три года, а затем (1855) обосновался на о.Гернси. За время долгого изгнания Гюго создал величайшие свои произведения. В 1853 появились Возмездия (Chtiments), блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III; в 1856 вышел сборник лирической и философской поэзии Созерцания (Les Contemplations); в 1859 Гюго опубликовал первые два тома Легенды веков (La Lgende des sicles), утвердившие за ним славу эпического поэта. В 1860-1861 Гюго вернулся к начатому роману Невзгоды. Книга была напечатана в 1862 под ставшим отныне знаменитым названием Отверженные (Les Misrables). В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал трактат Уильям Шекспир (William Shakespeare, 1864), сборник стихотворений Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865), а также два романа — Труженики моря (Les Travailleurs de la mer, 1866) и Человек, который смеется (L’Homme qui rit, 1869). После крушения режима Наполеона III в 1870, в самом начале франко-прусской войны, Гюго вернулся с Жюльеттой в Париж. В течение многих лет он противостоял империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему была оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальное Собрание в 1871, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. Смерть сына Шарля и хлопоты, связанные с заботой о внуках, объясняют его отсутствие в Париже в период Коммуны и гражданской войны. Свидетельством его патриотизма и утраты иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842, стал сборник Грозный год (L’Anne terrible, 1872). В 1874 равнодушный к успехам натуралистической школы Гюго вновь обратился к историческому роману, написав роман Девяносто третий год (Quatre-vingt-treize). В возрасте 75 лет он издал не только вторую часть Легенды веков, но и сборник Искусство быть дедом (L’Art d’ tre grand-pre), на создание которого его вдохновили дети Шарля. Заключительная часть Легенды веков вышла в 1883. В том же году скончалась Жюльетта Друэ. После этого Гюго стал заметно сдавать. В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.

Посмертные публикации Гюго: Конец Сатаны (La Fin de Satan, 1886), Театр и свобода (Thtre et libert, 1886), Пережитое (Choses vues, 1887), Эми Робсарт (Amy Robsart, 1889), Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrnes, 1890), Бог (Dieu, 1891), Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892), Полный набор (Toute la lyre, 1888, 1893), Океан (Ocan, 1897), Последний сноп (Dernire gerbe, 1902), Послесловие к моей жизни (Postscriptum de ma vie, 1895), Зловещие годы (Les Annes funestes, 1898), Камни (Pierres, 1951), Личные воспоминания (Souvenirs personnels, 1952).

Морщинер М.С., Пожарский Н.И. Библиография русских переводов Виктора Гюго. М., 1953 Муравьева Н.И. Гюго. М., 1961 Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. М., 1971 Евнина Е.М. Виктор Гюго. М., 1976 Сафронова Н.Н. Виктор Гюго. М., 1989 Гюго В. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1996

Видео:ВИКТОР ГЮГО. Лучшие книги: ТОП-5 [ погружение ]Скачать

ВИКТОР ГЮГО. Лучшие книги: ТОП-5 [ погружение ]

Виктор Гюго

Фото Все

Виктор или виктор гюго ударение

Виктор или виктор гюго ударение

Виктор или виктор гюго ударение

Виктор или виктор гюго ударение

Видео Все

Виктор или виктор гюго ударение

Виктор Гюго — Невероятные истории любви — 2012

Виктор или виктор гюго ударение

Виктор Гюго. «Отверженные» / Библейский сюжет / Телеканал Культура

Виктор или виктор гюго ударение

Известные люди Виктор Гюго Док фильм

Видео:Этого вы могли не знать о Гюго!Скачать

Этого вы могли не знать о Гюго!

Виктор Гюго — биография

Виктор Гюго – один из ярчайших представителей французского романтизма. Писатель, поэт, прозаик и драматург стал автором таких бессмертных произведений, как «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется» и других.

Бессмертные произведения писателя Виктора Гюго вошли в сокровищницу мирового литературного достояния. Он стал одной из самых значимых фигур во французском романтизме и примером того, насколько свободным и честным может быть творец. Будучи активным общественным деятелем, литератор осуждал неравенство в обществе и отвергал несправедливые законы.

Не все знают, что его великое произведение «Отверженные» было написано не в самый лучший творческий период. Однако, книга остается популярной и востребованной во всем мире и по сей день.

Детство и юность

В начале 19-го века во Франции царило время больших перемен и великих надежд на светлое будущее. Прошла революция, в стране низвергли абсолютную монархию и провозгласили Первую французскую республику. На улицах страны то и дело скандировали лозунги о свободе, равенстве и братстве. Народ верил в силу и могущество молодого Наполеона Бонапарта.

Именно в эпоху великих исторических преобразований было суждено родиться Виктору, третьему ребенку Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго, в будущем генерала наполеоновской армии. Это событие произошло 26 февраля 1802 года в небольшом французском городе Безансон. Малыш родился до такой степени маленьким и слабым, что его мать Софи Требюше потом вспоминала, что он был размером «примерно со столовый нож».

Виктор или виктор гюго ударениеПортрет Виктора Гюго в детстве

Семейство жило в достатке и владело просторным трехэтажным особняком. Сам Леопольд был из крестьян, но во время Великой революции показал себя доблестным и отважным воином, которому удалось пройти путь от рядового офицера до генерала армии Бонапарта. О матери будущего литератора сохранились довольно скудные сведения: известно, что она была дочерью судовладельца из Нанта.

Отец семейства постоянно находился в разъездах, связанных с военной службой. Его супруга и дети всюду следовали за ним, переезжая жить в разные города Франции и за ее пределы – в Италию и Испанию. Еще в раннем детстве Виктор познакомился с красотами Средиземноморья и Тосканы, что несомненно отразилось в дальнейшем на его творчестве.

С восьми лет будущий писатель демонстрировал способности к изобразительному искусству. Более четырех тысяч его детских и зрелых работ по сей день находятся в музеях и во владении частных коллекционеров.

Своим сыновьям Абелю, Эжену и Виктору родители старались дарить как можно больше любви и заботы, но между супругами очень часто вспыхивали ссоры на почве разных политических взглядов. Дело в том, что Леопольд был всецело предан Наполеону Бонапарту, тогда как Софи являлась сторонницей роялистов и поддерживала династию Бурбонов. Однако, полярная политическая позиция четы была не главной причиной разлада: Софи имела романтические отношения с генералом Лагори.

Родительские распри стали причиной того, что детям приходилось жить то у отца, то у матери. В итоге супруги развелись в 1813 году, и младший сын Виктор уехал с матерью в Париж. Через годы Софи неоднократно пыталась восстановить отношения, но Леопольд был непреклонен.

Мировоззрение маленького Гюго сложилось под влиянием матери, которая убедила сына в том, что Бурбоны выступают за свободу и равенство. А вот то, каким должен быть идеальный монарх, Виктор почерпнул из многочисленных книг, прочтенных им в детстве.

Творчество

Леопольд всегда видел в младшем отпрыске ученого мужа, такого как Декарт или Мишель Ролль. Он с ранних лет старался приобщить сына к точным наукам, в которых Виктор показывал хорошие успехи. Однако, биография генеральского наследника сложилась совсем иначе.

В Политехнический университет вопреки настоянию отца юноша так и не поступил. Скучным цифрам и построению схем он предпочел чтение поэзии и прозы великих авторов. Первые собственные сочинения Гюго создал еще в лицейские годы. Кроме того, талантливый мальчик часто писал пьесы для любительских школьных постановок, которые потом показывали на сдвинутых вместе партах. Костюмы для спектаклей дети мастерили своими руками из подручного материала – картона, остатков тканей и цветной бумаги.

В четырнадцатилетнем возрасте Виктор увлекся романтизмом и взахлеб читал произведения Франсуа Шатобриана. Однажды юноша из-за травмы ноги попал в госпиталь, где ему пришлось провести продолжительное время. Находясь на больничной койке, Гюго делал переводы стихов римского поэта Вергилия, которые уместились в десяти тетрадях.

Виктор или виктор гюго ударениеВиктор Гюго

Эти рукописи бережно сохранила его мать, и мир мог бы изучать их по сей день, если бы самокритичный молодой человек не сжег свои труды. Он считал, что способен на более складный и изящный слог.

Уже тогда юный Виктор проявлял себя как приверженец классицизма в литературе и сторонник роялизма. На конкурсе молодых авторов в 1813 году Гюго представил членам комиссии свое поэтическое произведение о пользе научных знаний. Ода под названием «Les avantages des tudes» получила множество положительных отзывов и похвал. Некоторые из судей не могли поверить, что автору всего пятнадцать лет, ведь его суждения были взрослыми и сформировавшимися.

В своих ранних произведениях француз восхищался членами династии Бурбонов. Благодаря оде «На восстановление статуи Генриха IV» Виктор получил поощрение от властей в виде ежемесячного жалования. Это было очень кстати: в тот период отец был сердит на него за отказ от поступления в Политехнический университет, из-за чего прекратил финансирование сына.

В возрасте семнадцати лет Виктор и его брат Абель начали издавать собственный журнал «Литературный консерватор». В 1822 году вышел сборник «Оды», который закрепил успех молодого автора среди читающей публики.

Труды Гюго были наполнены романтизмом, но в них четко прослеживалась социальная или политическая нить. Это и было главным отличием творчества автора от романтизма англичанина Байрона, в произведениях которого преобладала человеческая сущность.

В те годы французы не понаслышке знали о неравенстве в обществе, нищете, торговле людьми, развратном поведении дам и прочих явлениях. Как и любая творческая личность, Виктор Гюго живо интересовался происходящим вокруг и подмечал особенно интересные моменты. Стоит отметить, что в своих книгах литератор не пытался докопаться до сути социальных проблем, а старался донести читателю, что общество станет совершенным только тогда, когда каждый станет уважать моральные и нравственные устои.

Политический аспект сквозил почти в каждом произведении Гюго. В своем первом серьезном труде под названием «Последний день приговоренного к смерти» автор с помощью метафор высказал свое отношение к отмене смертной казни.

Виктор или виктор гюго ударение«Человек, который смеется» издание 1862г.

В более зрелом возрасте Виктор написал сочинение «Человек, который смеется», которое также носит философский подтекст. Изначально писатель хотел назвать это произведение «По приказу Короля», но остановил выбор на более лаконичном названии. В романе описываются факты социального насилия, которые имели место в те страшные годы. Главным героем книги стал молодой лорд по имени Гуинплен, лицо которого рассекли в детстве, чтобы лишить мальчика статуса и наследства. Внешнее уродство не позволяло юноше жить полноценно, так как окружающие смеялись над ним и не считали равным себе.

Ярким событием в творчестве французского литератора стало создание в 1862 году романа «Отверженные». Сюжет построен на основе актуальных событий окружающего мира: нищеты и голода, проституции и рабовладения, произвола власти.

Главным действующим лицом произведения стал молодой человек по имени Жан, который украл в лавке хлеб для того, чтобы спасти от голода близких. За столь незначительное преступление мужчину упекли в тюрьму почти на двадцать лет, отбыв которые он вышел на свободу никому не нужным изгоем. В то время, как Жан и сам находился в беде, он помогал бездомной девочке Козетте стать хоть чуточку счастливой.

Многие исследователи творчества Гюго сходятся во мнении, что роман был написан на основе реальных впечатлений автора, который сам однажды стал свидетелем подобной истории.

Еще одно знаковое творение великого француза – «Собор Парижской Богоматери». Автор задумал его еще в 1828-м, но книга увидела свет только спустя три года. Этот роман стал новаторским: во французской литературе он стал первым произведением, основанным на реальных исторических фактах.

Виктор или виктор гюго ударение«Собор Парижской Богоматери»

На создание подобного труда писателя вдохновил великий литератор и историк Вальтер Скотт. В «Соборе Парижской Богоматери» Гюго высказал свою личную общественно-политическую позицию: на протяжении всей сознательной жизни он выступал за восстановление исторических архитектурных памятников.

Так и стало готическое парижское здание главным героем романа: власти собирались снести старинный собор. В произведении автор предлагает взглянуть на изнанку человеческих душ и на извечную борьбу добра со злом. Основной драматической линией книги стала судьба глубоко несчастного Квазимодо, влюбленного в прекрасную Эсмеральду. Девушка, украденная и воспитанная цыганами, единственная во всем городе не смеялась над уродливым карликом. В последствии роман много раз экранизировался, на его основе был создан ряд театральных постановок и музыкальных произведений.

Политическая деятельность

Гюго решительно выступал за отмену смертной казни. Однажды он даже добился у короля помилования революционера Барбеса, непосредственно перед днем приведения приговора в исполнение.

В 1845 году писатель удостоился звания пэра. Войдя в палату почтенных мужей, он боролся за возвращение Бонапартов на родину, отстаивал интересы Польши, защищал авторские права.

Виктор или виктор гюго ударениеГазета Виктора Гюго

После революции 1848 года Гюго основал антирадикальное издание «Evénement» в котором выступал в защиту свободы печати, но в то же время критиковал такие крайности, как национальные мастерские. Через год литератор избрался в Законодательное собрание Франции, и постепенно его умеренно-либеральные взгляды сделались крайне республиканскими. Автор романов был сторонником всеобщей подачи голосов и противником пересмотра статей конституции.

Виктор выступил активным участником борьбы с государственным переворотом 1851 года. Он лично принимал участие в боях на баррикадах и чудом избежал расправы, успев скрыться в Бельгии. Из этой страны политик вскоре был изгнан и тогда его пристанищем стали Нормандские острова.

Виктор или виктор гюго ударениеВиктор Гюго

Гюго помогал революционеру Гарибальди собирать средства на оппозиционную деятельность, выступал в защиту политзаключенных разных стран, часто переписывался с русским писателем и политиком левого толка Герценом.

Личная жизнь

Факты из личной жизни творца современному человеку могут показаться своеобразными, но что поделать – это были совсем иные времена.

Первой юношеской любовью писателя стала девушка из буржуазного общества Адель Фуше, на которой он женился в 1822 году. Адель подарила Виктору пятерых детей, первый из которых скончался почти сразу после рождения. Со временем красавица-жена стала охладевать к мужу и пренебрежительно относиться к его творчеству. Вообще, строптивая девица не считала Гюго талантливым писателем и даже ни разу не открывала его книг. Когда выяснилось, что супруга давно стала любовницей друга Виктора, стала понятна причина ее отказа в интимных отношениях.

Виктор или виктор гюго ударениеВиктор Гюго и Жульетта

Расставшись с Адель, Гюго начал встречаться с новой возлюбленной – светской куртизанкой Жульеттой, которая находилась на полном содержании князя Анатолия Демидова. Красавица влюбилась в писателя с первого взгляда и между ними вспыхнул роман. Однако, ревнивец Виктор потребовал от пассии разорвать отношения с состоятельным любовником. Добившись своего, автор великих произведений повел себя весьма прижимисто, и даже скупо. Жульетта, привыкшая носить роскошные туалеты и дорогие украшения, стала одеваться чуть ли не в лохмотья. На содержание своей женщины Гюго выделял сущие копейки, и все расходы контролировал лично.

Мечтой всей жизни возлюбленной писателя была актерская карьера, но новый избранник никак не посодействовал в ее осуществлении. Будучи на тот момент известным литератором, он мог договориться и обеспечить любимой место в театре. Однако, этого так и не произошло.

В конце концов Жульетта отцвела, и гениальный творец продолжил свои любовные похождения с девицами легкого поведения. Для этих целей в его доме была отведена специальная комната.

Болезнь и смерть

Виктор Мари Гюго скончался 22 мая 1885 года в Париже. Причиной смерти создателя бессмертных шедевров стала пневмония. В первые же дни миллионы французов узнали об этом трагическом событии и все, кто смог, приняли участие в траурной процессии. После масштабных похорон прах писателя был упокоен на территории Пантеона.

Виктор или виктор гюго ударение

Виктор или виктор гюго ударение

Виктор или виктор гюго ударение

Поклонники Гюго часто приезжают на остров Джерси, где автор жил и творил, раскрыв в себе талант поэта.

Избранные произведения

  • Бюг-Жаргаль
  • Последний день приговорённого к смерти
  • Собор Парижской Богоматери
  • Отверженные
  • Труженики моря
  • Человек, который смеётся
  • Девяносто третий год
  • Кромвель
  • Марион Делорм
  • Эрнани
  • Король забавляется
  • Лукреция Борджиа
  • Мария Тюдор
  • Анджело, тиран Падуанский
  • Рюи Блаз

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Видео:Виктор Гюго "Отверженные". Впечатления. Мысли вслух - выпуск 51.Скачать

Виктор Гюго "Отверженные". Впечатления. Мысли вслух - выпуск 51.

Виктор Гюго
Victor Marie Hugo

Писатель. Поэт. Прозаик. Драматург. Глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии. Умел отражать настроение большинства французов. Выдвигался на выборах.

Виктор Мари Гюго родился 26 февраля 1802 года в городе Безансон, Франция. Мальчик родился в семье наполеоновского генерала, родом из буржуазной семьи. Родители ввиду семейных разногласий жили раздельно, а их дети постоянно переходили из рук в руки. В основном детство Гюго прошло за границей, где подолгу службы находился его отец. По возвращении в Париж молодой человек начал регулярно писать.

В двадцать лет Гюго напечатал первые стихотворения, безукоризненно роялистский дух которых обеспечил ему пенсию от Людовика XVIII. Вскоре писатель занял свое место среди восходящих звезд своего времени: де Виньи, Нодье, Готье и Ламартина. Поначалу выступал роялистом в политике и традиционалистом в литературе, но в воздухе уже повеяло романтизмом.

В 1827 Виктор написал пьесу «Кромвель», порвавшую с условностями неоклассицизма и содержащую предисловие, которое послужило манифестом романтического движения. За ней последовала пьеса «Эрнани», постановка которой явилась победой нового направления. Смелый выход Гюго на сцену даровал ему известность и богатство. В последующие годы из-под пера Гюго непрекращающимся потоком хлынули стихотворения, драмы и романы. Замысел «Собора Парижской Богоматери» возникает у Виктора Гюго в 1828 году.

Первый роман Виктора Гюго, получивший название «Собор Парижской Богоматери», был опубликован 16 марта 1831 года в Париже. В этом произведении автор воскресил бурную жизнь французской столицы 15 века. События романа развиваются в Париже на фоне собора Нотр-Дам де Пари, который является как бы действующим лицом романа. И это не случайно: Нотр-Дам де Пари — не только географическое, но и духовное «сердце» Парижа.

После издания романа становится новатором: писатель стал первым французом, который написал произведение с историческим подтекстом. Виктор опирался на опыт писателя-историка Вальтера Скотта. «Собор Парижской Богоматери» имел политический мотив: при жизни автор романа выступал за реконструкцию памятников культуры.

Почет и слава сопутствовали ему. В 1841 году Гюго избран членом Французской академии, а в 1845 году стал пэром королевства, получивший орден Почетного легиона. Гюго обладал талантом отражать настроение большинства французов. После революции 1848 года стал республиканцем и выдвигал свою кандидатуру на президентских выборах.

После государственного переворота 1851 года Гюго покинул страну и жил на островах в проливе Ла-Манш, франкоязычной территории, принадлежавшей Англии. Здесь провел около двадцати лет, отказываясь от амнистии и подвергая злой брани Наполеона III. Здесь закончил в 1862 году роман «Отверженные», ставший вершиной творчества французского писателя, по мотивам которого позже снят фильм. В концепции литературного сюжета заключаются острые проблемы окружающей жизни, такие как голод и нищета, падение девушек к проституции ради куска хлеба, а также произвол высшего сословия, каковым являлась власть.

В 1870 году великий писатель вернулся во Францию, а через шесть лет избран сенатором

Виктор Гюго скончался 22 мая 1885 года в городе Париж. Весть о кончине писателя мигом облетела всю Францию, миллионы людей скорбели и участвовали в похоронах автора бессмертных романов. После пышных национальных похорон прах писателя помещен в Пантеон.

Творчество Виктора Гюго

Романы

Ган Исландец (Han d’Islande, 1823).
Бюг-Жаргаль (Bug-Jargal, 1826)
Последний день приговоренного к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829).
Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831).
Клод Ге (Claude Gueux, 1834).
Отверженные (Les Misérables, 1862).
Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866).
Человек, который смеется (L’Homme qui rit, 1869).
Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).

Драматургия

Инес де Кастро (Inez de Castro, 1819/1820)
Кромвель (Cromwell, 1827).
Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889).
Марион Делорм (Marion de Lorme, 1829).
Эрнани (Hernani, 1829).
Король забавляется (Le roi s’amuse, 1832).
Лукреция Борджиа (Lucrèce Borgia, 1833).
Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833).
Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835).
Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838).
Бургграфы (Les Burgraves, 1843).
Торквемада (Torquemada, 1882).
Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (Théâtre en liberté, 1886).

Публицистика и эссе

Этюд о Мирабо (Étude sur Mirabeau, 1834).
Литературные и философские опыты (Littérature et philosophie mêlées, 1834)
Рейн. Письма к другу (Le Rhin, 1842).
Наполеон Малый (Napoléon le Petit, 1852).
Письма Луи Бонапарту (Lettres à Louis Bonaparte, 1855).
Вильям Шекспир (William Shakespeare, 1864).
Париж (Paris-Guide, 1867).
Голос с Гернси (La voix de Guernsey, 1867).
До изгнания (Avant l’exil, 1875).
Во время изгнания (Pendant l’exil, 1875).
После изгнания (Depuis l’exil, 1876, 1889).
История одного преступления (Histoire d’un crime, 1877—1878).
Фанатики и религия (Religions et religion, 1880).
Мои сыновья (Mes Fils, 1874).
Архипелаг Ла Манш (L’Archipel de la Manche, 1883).
Что я видел (Choses vues, 1887, 1900).
Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrénées, 1890).
Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892).
Послесловие к моей жизни (Post-scriptum de ma vie, 1901).

Поэзия

Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822).
Оды (Odes, 1823).
Новые оды (Nouvelles Odes, 1824).
Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826).
Восточные мотивы (Les Orientales, 1829).
Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831).
Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835).
Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837).
Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840).
Возмездие (Les Châtiments, 1853).
Созерцания (Les Contemplations, 1856).
Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865).
Грозный год (L’Année terrible, 1872).
Искусство быть дедом (L’Art d′être grand-père, 1877).
Папа (Le Pape, 1878).
Революция (L′Âne, 1880).
Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881).
Легенда веков (La Légende des siècles, 1859, 1877, 1883).
Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886).
Бог (Dieu, 1891).
Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893).
Мрачные годы (Les années funestes, 1898).
Последний сноп (Dernière Gerbe, 1902, 1941).
Океан (Océan. Tas de pierres, 1942).

Память о Викторе Гюго

Почта Франции выпускала почтовые марки, посвященные Виктору Гюго в 1933, 1935, 1936, 1938, 1985 годах.

Дом-музей Виктора Гюго в Париже.

Памятник в Сорбонне работы Лорана Маркеста.

Дом-музей Виктора Гюго в Люксембурге.

Бюст Гюго, созданный Огюстом Роденом.

Памятник Гюго в саду «Эрмитаж». Автор — Лоран Маркест, бронзовый бюст создан в 1920 году. Дар мэрии Парижа Москве, установлен 15 мая 2000 года.

Улица В. Гюго в Калининграде.

Улица Виктора Гюго в Твери, утверждена решением Тверской городской думы 20 сентября 2011 года.

В честь Виктора Гюго назван кратер на Меркурии.

Гюго причислен к лику святых во вьетнамской религии Каодай.

Станция парижского метро Victor Hugo на 2-ой линии.

Семья Виктора Гюго

Жена — Адель Фуше (брак с 1822 года), представительница буржуазии.
У пары родилось пятеро детей (первый ребенок умер в младенчестве).

🎦 Видео

Мудрость Виктора Гюго, Поразительные цитаты и Высказывания гениального писателяСкачать

Мудрость Виктора Гюго, Поразительные цитаты и Высказывания гениального писателя

Почему в школе не учат ГюгоСкачать

Почему в школе не учат Гюго

Виктор Гюго. Краткая биография.Скачать

Виктор Гюго. Краткая биография.

Виктор Гюго, лучший писатель XIX века, ЖЖСкачать

Виктор Гюго, лучший писатель XIX века, ЖЖ

Гюго: внешние обстоятельства / Что бы мне поделать, только бы не почитатьСкачать

Гюго: внешние обстоятельства / Что бы мне поделать, только бы не почитать

ПОЧЕМУ ВЫ ДОЛЖНЫ ПРОЧЕСТЬ "ОТВЕРЖЕННЫХ" ВИКТОРА ГЮГОСкачать

ПОЧЕМУ ВЫ ДОЛЖНЫ ПРОЧЕСТЬ "ОТВЕРЖЕННЫХ" ВИКТОРА ГЮГО

Правнук Виктора Гюго: все персонажи писателя имели прототипы из жизниСкачать

Правнук Виктора Гюго: все персонажи писателя имели прототипы из жизни

Виктор Гюго | Топ 5 #топ5 #викторгюго #литератураСкачать

Виктор Гюго | Топ 5 #топ5 #викторгюго #литература

Биография Виктора Гюго— читает Павел БесединСкачать

Биография Виктора Гюго— читает Павел Беседин

Литературный экскурс «Жизнь и творчество Виктора Гюго»Скачать

Литературный экскурс «Жизнь и творчество Виктора Гюго»

Виктор Гюго – биография и жизнь французского писателяСкачать

Виктор Гюго – биография и жизнь французского писателя

"Скелеты в шкафу" писателя Виктора ГюгоСкачать

"Скелеты в шкафу" писателя Виктора Гюго

Чебатков про Виктора Гюго #shortsСкачать

Чебатков про Виктора Гюго #shorts

Виктор Гюго «Отверженные» (полная аудиокнига, 1/10)Скачать

Виктор Гюго «Отверженные» (полная аудиокнига, 1/10)

Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери». Из курса «Как читать любимые книги по-новому»Скачать

Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери». Из курса «Как читать любимые книги по-новому»

Виктор Гюго – Человек, который смеется. Что почитать: классика, обзор на книгуСкачать

Виктор Гюго – Человек, который смеется. Что почитать: классика, обзор на книгу
Поделиться или сохранить к себе: