- Урок русского языка по теме «Типы связи слов в словосочетании». 8-й класс
- Презентация к уроку
- Ход урока
- I. Организационный этап.
- II. Актуализация знаний.
- III. Постановка учебной задачи.
- IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- V. Первичное закрепление.
- VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Урок русского языка в 8 классе на тему: «Связь слов в словосочетании» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по русскому языку «Типы связи слов в словосочетании» 8 класс
- 📹 Видео
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок русского языка по теме «Типы связи слов в словосочетании». 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (818 кБ)
Класс: 8.
Предмет: русский язык.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели:
- распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
- выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;
- группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
- анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.
Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
- содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
- формировать навыки контроля и самоконтроля.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация PowerPoint
Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык» под редакцией С.Г. Бархударова и др. (Просвещение, 2011), карточки «АЛГОРИТМ», «Самостоятельная работа» (по вариантам).
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Ход урока
I. Организационный этап.
Вступительное слово учителя. Слайд 1.
Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.
Начнём наш урок с проверки знаний.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Что называется словосочетанием? Слайд 2. Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.
Ученики. Индивидуальная работа.
В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:
- Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
- Соединение двух и более слов.
- Состоит из главного и зависимого слова.
- Бывают именные, глагольные и наречные.
- Состоит только из самостоятельных частей речи
- Слова, связанные по смыслу и грамматически
- Связь в словосочетании – подчинительная и т.д.
Учитель. Слайд 3: А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.
Ученики. Парная работа.
Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.
Ученики.
По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.
Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.
Слайд 4.
Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.
Слайд 5.
Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.
– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Ученики.
Высказывают своё мнение:
- Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
- Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
- В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
- Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов
Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:
Слайд 6.
Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот
– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.
III. Постановка учебной задачи.
Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
Слайд 7.
Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.
Ученики. Групповая работа (по 4 человека).
Учитель:
– Сколько блоков вы получили?
– По каким признакам можно было объединить словосочетания?
Ученики. Слайд 8.
Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:
По главному слову:
Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.
По зависимому слову:
Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар
Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно
Учитель:
– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?
– Какой вариант нам менее знаком?
Ученики:
- Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
- Объединение по зависимому слову незнакомо.
- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.
Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?
Ученики.
- Как называется связь с зависимым словом – существительным?
- Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
- Как называется связь с зависимым словом – наречием?
Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученики: Типы связи слов в словосочетании.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Слайд 9.
– Изучив материал на страницах 36–37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.
– Итак, словосочетания могут быть построены на основе подчинительной связи Слайд 10.
Ученики. Работа в парах.
Изучая теоретический материал учебника, обучающиеся составляют план достижения цели и определяют алгоритм Слайд 11:
- Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
- Определить часть речи зависимого слова.
- Изменяется ли зависимое слово?
- Если нет – примыкание.
- Если да – изменить главное слово.
- Изменяется зависимое слово?
- Если да – согласование.
- Если нет – управление.
Слайд 12.
Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно
Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар
Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
V. Первичное закрепление.
Учитель: Пользуясь алгоритмом (см. Приложение 1), распределите словосочетания по таблице.
Слайд 13.
Ученики.
Обучающиеся выходят по одному к доске и распределяют словосочетания по таблице с проговариванием алгоритма вслух.
Учитель: Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение.
Слайды 14-19.
- Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
- Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
- Согласование
- Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
- Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
- управление
- Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
- Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
- примыкание
- Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
- Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
- такая мама
- Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- Медленно опускаться на парашюте.
- медленно опускаться
- Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
- Для России такой путь заказан.
- заказан для России
Ученики.
Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель:Выполните самостоятельно работу (см. Приложение 2), а затем осуществите самопроверку выполненной работы.
Ученики. Самостоятельная работа.
Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Слайды 20-22.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель. Слайд 23.
- Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
- Выполнить задание на выбор:
- упражнение 72.
- предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ученики.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Слайд 24.
Учитель. Слайд 25.
Спасибо за урок!
Технологическая карта урока русского языка по теме «Типы связи слов в словосочетании» – Приложение 3.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Связь слов в словосочетании»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок русского языка в 8 классе ( учебник Бархударова) по технологии «Развитие критического мышления»
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 46 КБ |
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Предварительный просмотр:
Тема: Связь слов в словосочетании.
Цель урока: Научить различать три типа словосочетаний по особенностям грамматической связи.
1 этап. Этап вызова.
Слайд деревянный дом
Учитель: -Что вы скажете об этих синтаксических единицах?
(так как есть главное и зависимое слово, от главного слова можно задать вопрос, слова между собой связаны по смыслу и грамматически)
слайд деревянный дом
думать о друге словосочетания
-На доске дан небольшой текст. Внимательно прочитайте и выпишите все словосочетания в первую колонку таблицы. Сделайте синтаксический разбор.
слайд Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие звезды.
Каким способом связаны слова в этом словосочетании?
11 этап. Этап осмысления.
1. пр. х сущ. в м.р.,ед.ч.,им.п.
слайд деревянный дом
(делаем синтаксический разбор словосочетания)
-Значит, в словосочетаниях этого типа зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.
-Требуется доказательство? Меняем род (деревянная изба), меняем число (деревянные постройки), меняем падеж (к деревянной избе).
-Делаем вывод: зависимое «слово на все согласно», лишь бы стоять рядом с этим главным словом. Как вы думаете, как называется такой способ связи?
(выслушиваются ответы учеников)
-Такой способ связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже, называется согласованием.
-Теперь придумаем примеры.
-А если это мой дом, первый учитель, думающий человек?
(зависимое слово в согласовании может быть выражено не только прилагательным, но и местоимением, порядковым числительным и местоимением)
2. слайд х гл. сущ. в м.р.,ед.ч.,пр.п.
(делаем синтаксический разбор)
-Поиграем, изменим форму главного слова, оно стоит в форме инфинитива, поставьте в форму прошедшего времени (думал о друге), будущего времени (буду думать о друге), в форму 1 лица настоящего времени (думаю о друге), в форму деепричастия (думая о друге)
-Независимо от того в какой форме главное слово, зависимое слово остается в той же форме. В данном словосочетании главное слово требует, чтобы зависимое стояло в определенном падеже, то есть оно управляет падежной формой зависимого слова. Как может называться такой способ подчинительной связи?
-Такой тип связи называется управлением.
-Теперь придумаем примеры
х гл. суб.числ. суб.прич.
слышу первого, отдыхающего
(зависимым словом в управлении может служить сущ, мест., субст. числит, прич.) х гл. нар.
3. слайд читать громко
(делаем синтаксический разбор)
-Какая связь? Можем определить окончание, падежную форму зависимого слова? (нет). Почему?
(наречие – неизменяемая часть речи)
А как связаны два слова в словосочетании?
-Значит, зависимое слово просто примыкает по смыслу к главному, и такой способ связи как может называться?
-Такой способ связи называется примыканием.
-Зависимое слово выражено неизменяемой частью речи. Какие еще неизменяемые части речи или формы слов есть в русском языке?
(деепричастие и неопределенная форма глагола)
-А в роли главного слова?
(в роли главного слова может выступать глагол, наречие, прилагательное, причастие)
-Выполняем 70 упражнение. Выписываем словосочетания и определяем способ подчинительной связи.
111 этап. Рефлексия.
-Что вы сегодня научились делать?
(по грамматическим признакам определять тип подчинительной связи в словосочетании)
Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Конспект урока по русскому языку «Типы связи слов в словосочетании» 8 класс
Конспект урока по теме «Типы связи слов в словосочетании»( 8 класс по учебнику Л.М.Рыбченковой).Учитель русского языка и литературы Мухитдинова Дилноза Рустамовна.
Тема: Типы связи слов в словосочетании.
Цели урока: обобщать,систематизировать,развивать культуру устной, диалогической, письменной речи
повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
развитие познавательной самостоятельности;
овладение нормами литературного языка.
воспитание ответственности за качество своих знаний;
воспитание любви к родному русскому языку
Личностные УУД : формирование учебной мотивации; ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД : целеполагание и планирование своей деятельности;осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
Коммуникативные УУД : планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; на практике усваивают морально-этические принципы общения и сотрудничества;умеют согласовывать свои действия.
Познавательные УУД : — умеют выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
Тип урока: урок закрепления изученного
Форма работы: коллективная, индивидуальная;
Метод: словесный, наглядный ; поисковый;
Оборудование : таблица, карточки,тестовые задания, учебник
— Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы вспомним и закрепим материал прошлого урока.Удачи вам !
2. Орфоэпическая разминка(на доске написаны слова). 5 мин.
разОгнутый, на дОску, давнИшний, озлОбленный, диспансЕр, понЯвший, переведенА, пОднятый, сОслепа, хлОпковое, досЮда, двИжимый, издрЕвле, зАняли, в тУфлях, чЕрпать, намЕрение.
-Ребята, проверьте правильность написания и ударения данных слов
3.Проверка домашнего задания в виде самостоятельной работы по вариантам с последующей взаимопроверкой (упражнение № 53). 5 минут.
4. Беседа по теме 12 мин.
— Что такое синтаксис?
(Раздел науки,изучающий строение словосочетаний и предложений)
— Верно. В чем отличие предложения от словосочетания?
(ССЧ входит в состав предложения).
-Назовите состав ССЧ?
(ССЧ состоит из главного и зависимого слова)
-Какое слово называется главным?
(Слово,которое называет предмет,признак,действие и т.д)
-Какое слово называется зависимым?
(Слово поясняет,распространяет главное)
-Назовите виды ССЧ по характеру главного слова?
-Какие сочетания слов не являются ССЧ?
(сочетания подлежащего и сказуемого ГО;однородные члены предложения;составные формы слов;фразеологизмы)
— Какие ССЧ с подчинительной связью вы знаете?
— Что такое согласование? Управление? Примыкание?
( Согласование- это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических форма х (род, число, падеж), что и главное.
Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога.
Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие , инфинитив).
-Сейчас вам нужно начертить в тетради 3 колонки. Постепенно будем их заполнять.
На доске написано 3 ССЧ: окружающая среда, преимущество в игре , писать красиво . Определим главное и зависимое слово в данных ССЧ.
Для того, чтобы верно определить способ связи слов в ССЧ, необходимо определить часть речи зависимого слова и его грамматические особенности.
Как вы видите, зависимые слова во всех трех ССЧ выражены разными частями речи. Это говорит о том, что все три ССЧ выражены разными способами подчинительной связи слов.
— Итак, обратимся к нашей таблице (у всех учеников таблица на парте)
Зависимое слово может быть выражено: существительным (разбить вазу), местоимением-существительным (сказать ему), количественным числительным (разделить на пять).
зависимое слово может быть выражено: наречием (громко плачет), инфинитивом (готов помочь), деепричастием (работать не переставая), формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик постарше, подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (её подруга).
— Для того чтобы вам было проще определить способ подчинительной связи слов в ССЧ, воспользуйтесь алгоритмом:
1. Найдите в ССЧ главное и зависимое слово.
Измените главное слово.
Измените зависимое слово:
Если зависимое слово изменяется , то способ связи СОГЛАСОВАНИЕ
Если зависимое слово не изменяется , то определить его часть речи:
Если это наречие, деепричастие, инфинитив, то способ связи ПРИМЫКАНИЕ
Если это существительное, местоимение-существительное, количественное числительное, то способ связи УПРАВЛЕНИЕ
5.Коллективная работа 7 мин.
-. Я продиктую ССЧ, вам необходимо определить способ связи слов в данных ССЧ. (Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетрадях. Предупредительный диктант).
1 задание: Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере.
Ответ: хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере
— Итак,а остальные не являются ССЧ? Докажите.
2 задание: Обратимся к тексту упражнения №58.Из текста из первых четырех предложений выпишите по одному словосочетанию со связью: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ (ученики записывают самостоятельно в таблицу тетради , затем задание проверяется коллективно):
— Итак, какой частью речи выражены зависимые слова в ССЧ?
6.Индивидуальная работа.12 мин.
Всем ученикам раздаются индивидуальные задания.
Время на выполнение – 5 минут.
1 задание .Каждый ученик должен составить словосочетание из данных слов.
Карточка 1. Глубокий (озеро); встретиться (друзья); лепесток (роза); лежать (трава); мой (книга); гулять (парк); смеяться (весело); всматриваться (пристально); заплатить (проезд); очень (веселый).
Карточка 2. Московский (улицы); бассейн (дети); весенний (цветы); украшения (янтарь); дорога (налево); ключ (машина); сарафан (ситец); сок (апельсины); осложнение (грипп); подарок (память).
2 задание: следующее задание составлено по принципу задания на экзамене в 9 классе. Каждый ученик получает индивидуальную карточку
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. деревянная ложка – ложка из дерева
2. алгебраическая задача – задача по алгебре
3. учительский стол — стол учителя
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ
1. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
2. совет отца – отцовский совет
3.особняк в три этажа — трёхэтажный особняк
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. осторожно слез – слез с осторожностью
2. спокойно делал – делал со спокойствием
3. бесстрашно бросился – бросился без страха
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ
1. глядел со смущением – смущённо глядел
2. уезжал со спокойствием — спокойно уезжал
3. отзывался с гордостью – гордо отзывался
Сообщение домашнего задания. 1 мин.
П.8 «Синтаксический разбор словосочетаний» самостоятельное чтение.
7. Подведение итогов урока, выставление оценок . 2 мин.
— Какие три способа связи слов в словосочетаниях есть в русского языка?
— Какие из выполняемых на уроке заданий вызвали затруднения?
— Оцените свои знания, дополнив мое предложение “Я усвоил эту тему…”
📹 Видео
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать
Виды подчинительной связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Словосочетание. 8 классСкачать
Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
8 класс. Синтаксис и пунктуацияСкачать
Виды синтаксической связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык 8 класс. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать
Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать