- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
- ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ.
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Виды связей в словосочетаниях достал и начал писать
- 📸 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Таблица с примерами
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Управление
Примеры
- писать (что?) книгу;
- щелкать (чем?) зубами;
- три (чего?) гриба;
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
- прилагательное + местоимение (никому не нужный);
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
- наречие + существительное (грустно до слез);
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видео:Типы подчинительной связи #русскийязыкСкачать
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ.
Есть три вида подчинительной связи в словосочетании:
согласование, управление и примыкание (СУП).
Согласование.
Типичные случаи согласования — это словосочетание из существительного и прилагательного (красивая тетрадка). Как мы понимаем, что это согласование? Когда мы главное слово изменяем по падежам, зависимое слово тоже изменяется (красивая тетрадка, нет красивой тетрадки и так далее). Оба слова одинаково меняются по падежам, у них появляются окончания, соответствующие этим падежам, значит они согласуются между собой в падеже, числе и роде.
Управление.
Это такая связь, при которой главное слово управляет зависимым в каком-либо падеже. То есть у главного слова нет категории падежа, у зависимого есть, и когда мы изменяем главное слово, зависимое слово остается в одном и том же падеже. Например:
читать книгу.
Я читаю книгу.
Он читал бы книгу.
Читайте книгу!
Глагол в разных формах употребляем, а существительные в винительном падеже при нем стоит всегда. Чем отличается от согласования? Тем, что у главного слова падежа нет. Иногда у главного слова падеж тоже может быть. Допустим словосочетание из двух существительных тоже по типу управления: чтение книги, но когда мы изменяем главное слово, зависимое вместе с ним не изменяется по падежам, оно остается в одном и том же падеже:
чтение книги,
чтения книги.
Книги в родительном падеже как было, так и есть. Вот такое словосочетание, в котором падеж зависимого слова не меняется при изменении главного, называется управлением.
Управления более разнообразно, чем согласование. Главные слова могут быть выражены разными частями речи, но особенность одна и та же: у зависимого слова обязательно есть категория падежа, и оно обязательно в одном и том же падеже употребляется.
Примыкание.
Это такая связь, при которой у зависимого слова вообще нет категории падежа. Обычно так формулируют: зависимое слово является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой. Типичный пример: словосочетание «глагол + наречие» (бежать быстро, учиться хорошо).
Наречие — действительно неизменяемая часть речи (почти неизменяемая, поскольку степени сравнения наречий все-таки есть), но главное, что у них нет падежа.
Примыкают не только наречия, но и другие формы, которые не имеют падежей. Например, инфинитив глагола: иду учиться.
Учиться — это глагол, у него много разных форм, соответственно, часть речи это в принципе изменяемая, но падежа у него нет. Если глагол оказывается зависимым словом (зависимым словом он может быть именно в инфинитиве), то он примыкает, то есть никак не взаимодействует с другими словами по падежу, поскольку падежа у него просто нет. И так же примыкают любые неизменяемые прилагательные, что знаменательные прилагательные, что местоименные прилагательные.
Три товарища. Главное слово в этом словосочетании — это слово три (имя числительное). Если мы это словосочетание будем изменять: три товарища, трех товарищей, трем товарищем. Явно наблюдается согласование в косвенных падежах — числительные и существительные стоят в одной и той же форме, и главным словом становится существительное. А в начальной форме главное слово — числительное и существительное стоит при нем в родительном падеже. А само числительное в именительном. Как мы это можем понять? Составить предложение с этим словосочетанием:
Пришли три товарища.
Три товарища – подлежащее, значит, главное слово в именительном падеже, а зависимое в родительном. То есть что мы должны здесь сказать? В именительном падеже в начальной форме словосочетание построено по типу управления (числительное управляет существительным в родительном падеже), а в косвенных падежах тип связи меняется на согласование, и существительное становится главным словом, а числительное согласуется с ним по падежу. Все словосочетания с числительными имеют такую особенность: они меняют тип связи при изменении словосочетания.
А дальше еще хитрее…
С одной стороны это тоже самое, что и три товарища, то есть управление в начальной форме. Но есть два друга, а есть две подруги. Что еще здесь происходит? Частичное согласование по роду. То есть получается — это управление родительным падежом. По падежу это словосочетание построено именно как управление, а по роду здесь слова согласуются — числительное согласуется с существительным. Почему так происходит? Потому что вообще у числительных нет категории рода и категории числа, у них есть только категория падежа. Как мы это увидели на примере числительного три. Но у числительного два и числительного один есть категория рода. А у числительного один еще и категория числа.
Трое братьев, троих братьев, троим братьям. То же самое, что и три товарища. То есть собирательное числительное ведет себя так же, как и количественное, то есть меняет тип связи.
Главное слово здесь прилагательное склонный, зависимое — глагол в инфинитиве преувеличивать. Раз глагол в инфинитиве зависимое слово, то он примыкает.
Здесь главное слово — местоимение кто-то, зависимое слово это предложно-падежная форма — существительное с предлогом. Когда зависимое слово представлено какой-то падежной формой существительного и оно не изменяется вместе с изменением главного (кто-то в толпе, кого-то в толпе, кому-то в толпе, в толпе не меняется), значит это управление. Управление, а не примыкание, потому что это существительное, а у существительного есть падеж (в толпе – предложный падеж).
Сорок пять дней.
Так же, как три товарища. Сорок пять дней, сорока пяти дней, сорока пяти дням. В начальной форме – управление, то есть главное слово здесь сорок пять, оно управляет родительным падежом слова дней, а в косвенных падежах тип связи меняется и числительное сорок пять начинает согласоваться с существительным день.
Чем отличаются сорок пять дней и три товарища?
Числительные от пяти и больше управляют формой родительного падежа не единственного числа, а множественного (три дня, но сорок пять дней).
Находим главное слово – директива, зависимое слово – сверху, это наречие. Раз зависимое слово – наречие, то оно примыкает. В чем необычность такого словосочетания? В том, что обычно наречие зависит от глагола, от существительного крайне редко. Но вот здесь именно такой случай. Здесь пропущен глагол, выполняющий роль связки: директива, направленная сверху (направленная — причастие, особая форма глагола).
Здесь употреблено несклоняемое существительное. Окончания у него нет, но несклоняемые существительные все равно имеют категорию падежа, потому что мы можем ему задать определенный падежный вопрос: пойти во что? Следовательно существительное употреблено в винительном падеже. И раз глагол задает вот эту форму винительного падежа, то это управление. Глагол пойти управляет существительным в винительном падеже с предлогом – в кафе.
То же самое. Если зависимое слово существительное, то автоматически это управление.
Далее несколько словосочетаний с притяжательными местоимениями. Обратите особое внимание, поскольку притяжательные местоимения могут вступать во все три вида связи.
Ответ чей? Его. Это местоимение — прилагательное. Отвечает на вопрос чей? Это притяжательное местоимение. Его ответ, его ответа, его ответу. Вроде бы прилагательное, но не согласуется с существительным, а застыло в одной и той же форме. Это неизменяемая часть речи. Оно примыкает. Здесь нужно разграничивать: несклоняемые существительные управляются, потому что у них есть падеж; неизменяемые прилагательные (и местоименные, и знаменательные) примыкают.
Его – здесь это не притяжательное местоимение его, это личное местоимение он в форме винительного падежа: встретить кого? Значит, это управление.
А здесь согласование, потому что притяжательное местоимение свои согласуется с существительным обязанность.
Свои обязанности, своя обязанность, своих обязанностей.
Еще раз: если у прилагательного есть окончания, если оно изменяется по падежам, то оно согласуется с существительным; а если прилагательное неизменяемое, то оно примыкает.
Словосочетания с числительным в косвенном падеже. Значит, это согласование. В начальной форме управление, а в косвенных падежах это согласование. Если бы было две руки, то это было бы управление с элементом согласования по роду. А двумя руками — это уже чистое согласование.
Числительное один — это единственное числительное, которое полностью согласуется с существительным. Если мы внимательно понаблюдаем, то все остальные числительные управляют родительным падежом (одна строка, но две строки; строка – в именительном падеже, строки – в родительном падеже).
Тридцать третий пункт.
Это чистое согласование, потому что тридцать третий – это числительное порядковое, то есть это прилагательное с количественным значением. Оно ведет себя как любое другое прилагательное.
Тридцать третий пункт, тридцать третьего пункта, тридцать третьему пункту.
Авеню – существительное несклоняемое. Но существительные, от того что они несклоняемые, никак не меняют своего синтаксического поведения. Здесь слово авеню – главное. Посмотрим, как оно влияет на зависимое.
Есть главная авеню, нет главной авеню, прилагательное с ним согласуется. У самого слова авеню окончания нет, но прилагательное подстраивает свое окончание под падеж существительного. Так что это согласование.
А вот это особый вид согласования между двумя существительными. В лингвистике для него есть особый термин: аппозиция или аппозитивная связь. Буквально обозначает приставление одного существительного к другому. В чем его отличие от согласования прилагательного с существительным? В том, что здесь менее четко выражено, какое слово главное, а какое зависимое. Но все-таки дочка – главное, потому что мы можем заменить такое словосочетание на словосочетание с прилагательным красивая дочка. Тем не менее это согласование, потому что два существительных одинаково изменяются по падежам:
красавицы дочки, красавице дочке, красавицей дочкой.
Заниматься – инфинитив в позиции зависимого слова. Это примыкание. И как член предложения – это обстоятельство цели.
Тоже самое, что его ответ. Беж – это неизменяемое прилагательное. Это примыкание.
Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Виды связи слов в словосочетании СогласованиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Словосочетания. Виды связей в словосочетаниях. Занятие 1 (К Заданию 4 ОГЭ по русскому языку)Скачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Виды связей в словосочетаниях достал и начал писать
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) Достал и начал писать
2) Истребительный полк
3) Слушая рассказ
4) Развязавших войну
(1)Это было в годы войны. (2)Корреспондент «Правды» Борис Полевой прибыл в истребительный полк, чтобы написать о подвигах лётчиков-гвардейцев. (3)Там он встретился с командиром третьей эскадрильи Алексеем Маресьевым. (4)Лётчик только что вернулся с боевого задания, устал, и Полевой отложил разговор с ним на утро.
(5)Они пришли в землянку. (6)Ели лесную малину, слушали звон кузнечиков в овраге. (7)А потом лётчик вышел наружу, умылся перед сном. (8)«Он вернулся, весёлый, свежий, с каплями воды на бровях и волосах, притушил фитиль в лампе и стал раздеваться. (9)Что-то тяжёлое грохнуло об пол. (10)Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. (11)Он оставил на полу свои ноги. (12)Безногий лётчик! (13)Лётчик-истребитель! (14)Лётчик, только сегодня совершивший семь боевых вылетов и сбивший два самолёта!»
(15)Они проговорили до рассвета. (16)Судьба Алексея Маресьева оказалась необычной и героической. (17)Борис Полевой не заметил, как исписал, слушая рассказ лётчика, две тетрадки.
(18)Потом они надолго расстались. (19)Пришла Победа. (20)В Нюрнберге преступников, развязавших вторую мировую войну, судил Международный трибунал. (21)Слушая показания одного из главарей гитлеровской Германии, Полевой вспомнил Маресьева. (22)Безусловно, благодаря именно таким героям и беззаветному мужеству всего народа был сокрушён фашизм. (23)И прямо там, в Нюрнберге, Борис Полевой достал свои тетрадки и начал писать об Алексее Маресьеве повесть. (24)Назвал он её «Повесть о настоящем человеке».
📸 Видео
Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать