- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
- Конспект урока русского языка 8 класс » Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание» план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- 💡 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Таблица с примерами
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Управление
Примеры
- писать (что?) книгу;
- щелкать (чем?) зубами;
- три (чего?) гриба;
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
- прилагательное + местоимение (никому не нужный);
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
- наречие + существительное (грустно до слез);
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Конспект урока русского языка 8 класс » Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание»
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока » Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание».Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо
Видео:Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_8_klass_tipy_svyazi_slov_v_slovosochetanii_soglasovanie_upravlenie_primykanie.doc | 179.5 КБ |
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Предварительный просмотр:
Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Вид урока : изучение новой темы.
Тип урока : комбинированный.
Место урока в системе уроков по теме : 3-й урок по теме «Словосочетание».
Использованная технология : «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
— таблица «Знаю – хочу знать — узнал»;
— объединение информации в блоки через сопоставление;
— систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»,
— формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
— развитие орфографических навыков;
— сформировать умения извлекать необходимую информацию из различных источников;
— развитие навыков монологической речи,
— развитие навыков парной и групповой работы,
— развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
— воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
компьютерная презентация, таблица «Знаю – хочу знать — узнал», учебник, рабочий лист, тетради.
Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
Тема урока, постановка целей.
— Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:
Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко.
Ученики определяют тему – «Словосочетание».
II. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Синтаксический разбор предложения(1 ученик у доски, остальные в тетрадях).
Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах. ( А. С. Пушкин)
-Выпишите словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?
-Знать определение словосочетания.
-Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.
— Что не является словосочетанием?
-Сочетание сказуемого с подлежащим
-Однородные члены предложения:( Москва и Париж; быстро и умело).
-Сочетания слов значимых и служебных частей речи: (в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.)
-Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:
-Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.
При помощи логических вопросов выделить все словосочетания.
свинцовые волны, ее волны, в однообразных берегах; чернели в берегах; чернели грустно.
Итак, обобщим имеющиеся знания.
- Прием «Свободное письмо». Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании.
- Парная работа .
Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.
3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы « Знаю – Хочу знать – Узнал».
Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».
Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».
1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
4. Связь в словосочетании – подчинительная.
Групповая работа (по 2 человека). Прием объединения в блоки.
Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.
— Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?
(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения):
по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок- глагольные словосочетания;
2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар- именные словосочетания
по зависимому слову : 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;
2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;
3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно).
Сделайте вывод: над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?
-Объединение по зависимому слову незнакомо.
— Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.
(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока)
прилагательным существительным наречие
— С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.
— Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.
2. Словосочетание сос-тоит из главного слова и зависимого.
3. В языке выделяется три общих типа слово-сочетаний по морфоло-гическим свойствам главного слова: глаголь-ные, именные, наречные.
4. Связь в словосочетании – подчинительная.
1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?
2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?
III. Стадия осмысления.
Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.
— Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник – текст § 11.
1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом.
Прием «Пометки на полях» (Инсерт).
Задание: Прочитайте материал § 11 на стр. 39 — 40.
Сделайте пометки на полях:
«+» — если считаете, что это вам известно;
«-» — если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;
«v» — если то, что прочитали, является новым;
«?» — если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Вопросы к классу:
1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
2 . Прием Таблица «Знаю – хочу знать — узнал». (Парная работа).
Задание: Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.
Проверка колонки «Узнал».
В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:
1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.
2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
4. Связь в словосочетании – подчинительная.
1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?
2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?
Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существи-тельное и все слова с признаками существительного).
Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).
Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола).
— Как вы думаете, почему так называются виды связи?
( Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)
- Обобщение и систематизация знаний
- Проблемная ситуация . Работа в паре
— Мы повторили изученное.
Найдите закономерность в построении словосочетаний.
Очень хорошая
Верят в любовь
( В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания).
— Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка».
Задание : каждый сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения
В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи.
Дополнительное задание : определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.
Бывает так: в (не)яркий день грибной
Зайдеш… в лесные дебри ( не)нароком ,
И встанет лес игластою ст…ной,
И загородит нужную д…рогу.
( Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком)
Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить
Ни гордых круч, ни злого буерака .
Коль начал жить, так прямо надо жить,
Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.
( Согласование: гордых круч, злого буерака. Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака. Примыкание: прямо жить, надо жить)
Потом раздвин…шь ветви, и в лицо
Ударит солнце, теплое, земное.
П…ляна пахнет медом и пыльцой,
Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.
(Согласование: солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей. Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание: потом раздвинешь)
4 ). Игровая пауза.
Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание со связью согласование: веселые крики , играя лучами, великолепный день , прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.
5 ). Обратим внимание на задания ОГЭ (на столах лежат демонстрационные материалы). Найдите задание по теме нашего урока. Как оно звучит? Давайте его выполним.
VI. Стадия рефлексии.
— А теперь проверим, как вы усвоили материал урока.
Прием «Кластер». Составим коллективный портрет ( кластер) « Типы связи слов в словосочетании».
Составим кластер ( распечатка) Составим кластер ( распечатка)
СИНТАКСИС
СТРОЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД
главное слово зависимое слово
СИНТАКСИС
СТРОЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД
именное глагольное наречное согласование управление примыкание)
Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.
Главное и зависимое.
Согласуется, управляет, примыкает.
Научился определять вид связи.
— Что узнали о способах связи слов в словосочетании?
— Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?
— Как вы это делали?
— Для чего нам это надо знать?
— Где будем использовать полученные знания?
— Что вам помогало в работе?
VII. Дифференцированное творческое домашнее задание:
Рассмотрите одну из картин В.М.Васнецова.
1 уровень – составить по рисунку словосочетания и определить их виды.
2 уровень – по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.
Видео:Согласование, управление и примыкание. Что такое примыкание? 4 задание ОГЭ по русскому #shortsСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:ВПР, 8 класс. Задание № 11. Согласование, управление, примыкание. (Виды связи слов в словосочетании)Скачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Виды словосочетаний | ВидеоурокСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Виды подчинительной связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
💡 Видео
Словосочетание. Управление.Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать