Виды подчинительной связи в словосочетании 7 класс шмелев

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Типы подчинительной связи в словосочетании
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект открытого урока, проводившегося в рамках школьного методического дня

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Скачать:

ВложениеРазмер
tipy_podchinitelnoy_svyazi_v_slovosochetanii.docx45.43 КБ

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Предварительный просмотр:

«Типы подчинительной связи в словосочетании».

Тип урока: урок «открытия» нового знания ( с использованием

— повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

— отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

— закрепление навыков правописания;

— обучение умению связно излагать свои мысли.

— развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

— развитие познавательной самостоятельности;

— овладение нормами литературного языка.

— воспитание ответственности за качество своих знаний;

— воспитание любви к родному русскому языку.

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
  • Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Методические приемы : объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (работа с учебником), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), свободное письмо, таблица «ЗХУ», объединение информации в блоки, синквейн.

Формы работы : парная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

— стремиться к совершенствованию собственной речи;

— испытывать потребность в самовыражении через слово;

-толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.

-самостоятельно формулировать тему;

-сравнивать и анализировать, выделять главное;

-устанавливать причинно-следственные связи.

— определять цель, проблему в деятельности;

— выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.

-уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

— различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

3. Предметные результаты:

— систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;

— формирование знаний о типах связи слов в словосочетании, формирование умений определять типы связи слов в словосочетании;

— подготовка учащихся к выполнению заданий ОГЭ.

Использованные технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

Тема урока, постановка целей.

— Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко. ( СЛАЙД 1 )

Ученики определяют тему – «Словосочетание». ( СЛАЙД 2 )

II. Стадия вызова.

Цели: актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знания по данной

теме, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; чем сочинительные словосочетания отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

1. Прием «Свободное письмо». Парная работа. Перед вами таблица «Знаю-хочу знать – узнал» Задание. Запишите в первую графу «ЗНАЮ» все, что вы знаете о словосочетании.

2. Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

3. Проверка работы с таблицой «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?

-Прочитал в учебнике, книге.

-Слышал раньше от учителя.

-Узнал от одноклассника и др.

Учитель: Таким образом, источниками нашей информации стали: книги, рассказы взрослых.

Это интересно. Как в «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание Изучение словосочетаний имеет большую историю. Так ещё в первом синтаксисе Апполония Дискола ставилась задача уразуметь, как из отдельных слов образуются предложения. Апполоний Дискол называет принцип сочетаемости слов – семантика. Российская грамматика» впервые была опубликована в 1757 году.

«Российская грамматика» состоит из шести «наставлений», в которых Ломоносов излагает свои взгляды на теорию;историю языка;описывает учение о частях речи, называя их «частями человеческого голоса»;учение о звуках русской речи;синтаксис словосочетания

Главным объектом синтаксиса считает словосочетание Ломоносов, называл их «сочинения слов» (в значении соединения)

Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки. (СЛАЙД 4)

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ БУДЕТЕ ДЕЛИТЬ? ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ)

Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

— Сколько блоков вы получили? 3 По каким признакам можно было объединить словосочетания?

(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения:

по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

Составим кластер Типы словосочетаний по главному слову : именные, глагольные, наречные (СЛАЙД)

А можно было разделить по зависимому слову? Можно. Разделите

по зависимому слову : 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;

3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно).

— Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.)

— Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).)

— С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

— Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание сос-тоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа слово-сочетаний по морфоло-гическим свойствам главного слова: глаголь-ные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Открываем тетради Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании».
— Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке. Проводится целеполагание.

III. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

— Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник – текст § 4.

1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом.

Прием «Пометки на полях» (Инсерт).

Задание: Прочитайте материал § 4 на стр. 277-278.

Сделайте пометки на полях:

«+» — если считаете, что это вам известно;

«-» — если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«!» — если то, что прочитали, является новым;

«?» — если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

2. Прием Таблица «Знаю – хочу знать — узнал». (Парная работа).

Задание: Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.

Проверка колонки «Узнал».

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

Читаем 1 пункт, записыываем

1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существи-тельное и все слова с признаками существительного).

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола).

— Как вы думаете, почему так называются виды связи?

( Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

Театр мимики и жеста. Представьте типы словосочетаний движениями рук.

3. Применение теории на практике

. Применение теории на практике.ПОТРЕНИРУЕМСЯ Пользуясь алгоритмом, определить способ подчинительной связи в словосочетаниях

Тетрадный лист — соглас ,

тюбик клея , бегущий по полю, — насвистывая песенку. — управление

громко звенит, очень красивый, , налетел внезапно, шёл насвистывая, — примыкание

4. Практическое закрепление знаний.

2). Поработаем с текстом. ( СЛАЙД 6 )

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, очень радуешься и печалишься вместе с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших.

-Докажите, что перед вами текст.

Исследование текста. Выпишите из текста по 1 примеру на каждый вид связи. Проверка.

  • Диагностическая самостоятельная работа. ( СЛАЙД 7 )

4). Игровая пауза.

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание со связью согласование: веселые крики , играя лучами, великолепный день , прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.

5). Обратим внимание на задания ОГЭ (клубничное варенье — варенье из клубники, скамейки из дерева, изделия из фарфора)

IV. Стадия рефлексии.

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

— А теперь проверим, как вы усвоили материал урока.

Прием «Кластер». Составим коллективный портрет ( кластер) « Типы связи слов в словосочетании». ( СЛАЙД 8 )

Тип связи слов в словосочетании

Приём «Синквейн». ( СЛАЙД 9 )

Пока обучающиеся работают с кластером , один обучающийся составляет синквейн по теме урока.

Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.

Главное и зависимое.

Согласуется, управляет, примыкает.

Научился определять вид связи.

— Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

— Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

— Как вы это делали?

— Для чего нам это надо знать?

— Где будем использовать полученные знания?

— Что вам помогало в работе?

-Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?

На уроке главным источником информации был текст параграфа, с которым вы будете еще работать на следующих уроках.

— Интересен ли был вам сегодняшний урок?

— Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?

— Предлагаю заполнить небольшую анкету и оценить свою работу на уроке.

  • Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

V. Домашнее задание.

  1. Русский язык. 7 класса: учебник для общеобразовательных организаций / А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоринская

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Виды подчинительной связи в словосочетании».

Виды подчинительной связи в словосочетании 7 класс шмелев

МБОУ «СОШ №2» Дальнереченского городского округа

Учитель русского языка и литературы

КОКОШКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Урок русского языка в 7 классе по теме:

«Виды подчинительной связи в словосочетании».

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

— Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко. ( запись на доске)

Ученики определяют тему – «Словосочетание». Открыли тетради, записали число

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать:

— что такое словосочетание?

— чем сочинительные словосочетания отличаются от подчинительных?

— что такое грамматическое значение словосочетания?

— что не является словосочетанием?

Предложение записано на доске. « Неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег.»

Итак, обобщим имеющиеся знания.

Прием «Свободное письмо». Парная работа. Перед вами таблица «Знаю-хочу знать – узнал» Задание.

Запишите в первую графу «ЗНАЮ» все, что вы знаете о словосочетании.

Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. (3 минуты)

Проверка работы с таблицей «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?

— Прочитал в учебнике.

— Слышал раньше от учителя.

— Узнал от одноклассника и др.

Учитель: Таким образом, источниками нашей информации стали: учебник русского языка, объяснение учителя.

Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки.

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ БУДЕТЕ ДЕЛИТЬ? ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ)

Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

(Запись на доске. Один ученик работает с орфограммой).

— Сколько блоков вы получили?

По каким признакам можно было объединить словосочетания?

(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения:

по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

Составим кластер Типы словосочетаний по главному слову : именные, глагольные, наречные (СЛАЙД)

А можно было разделить по зависимому слову? Можно. Разделите

по зависимому слову : 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;

3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно).

— Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.)

— Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

(На доску и в тетрадь учащиеся выписывают по одному словосочетанию из второго блока ( читать книгу, касательная линия, слегка прикоснуться)

— С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

— Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Открываем тетради Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании».

Чтобы заполнить третью колонку в таблице, п ереходим к главному источнику информации – учебнику русского языка.

Наш главный источник – § 4 стр. 277-278.

1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом. ( 3 минуты)

Прием «Пометки на полях»

Сделайте пометки на полях:

«+» — если считаете, что это вам известно;

«-»если то, что прочитали, является новым;

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

Возвращаемся к таблице Прием Таблица «Знаю – хочу знать — узнал». (Парная работа).

Задание: Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.

Проверка колонки «Узнал».

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

Читаем 1 пункт, записываем

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного).

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола).

— Как вы думаете, почему так называются виды связи?

( Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

Пользуясь алгоритмом, определить способ подчинительной связи в словосочетаниях

Тетрадный лист — соглас , тюбик клея , бегущий по полю, — насвистывая песенку. – управление громко звенит, очень красивый, , налетел внезапно, шёл насвистывая, — примыкание

4. Практическое закрепление знаний.

2). Поработаем с текстом.

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, очень радуешься и печалишься вместе с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших.

-Докажите, что перед вами текст.

Исследование текста. Выпишите из текста по 1 примеру на каждый вид связи. Проверка.

5). Обратим внимание на задания ОГЭ (клубничное варенье — варенье из клубники, скамейки из дерева, изделия из фарфора)

IV. Стадия рефлексии.

— А теперь проверим, подведем итог нашего урока.

Прием «Кластер» « Типы связи слов в словосочетании».

Виды подчинительной связи в словосочетании 7 класс шмелев

Главное и зависимое.

Согласуется, управляет, примыкает.

Научился определять вид связи.

V. Домашнее задание.

Итак, урок заканчивается, отразите состояние вашей души в соответствии урока. Нарисуйте смайлики. Урок окончен, смайлики магнитиками прикрепите к доске.

Было на уроке обычно

Было на уроке легко

Было на уроке трудно

Русский язык. 7 класса: учебник для общеобразовательных организаций / А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоринская

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Прием объединения в блоки. Групповая работа (по 4 человека)

Прием объединения в блоки. Групповая работа (по 4 человека)

Прием объединения в блоки. Групповая работа (по 4 человека)

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ БУДЕТЕ ДЕЛИТЬ?

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ БУДЕТЕ ДЕЛИТЬ?)

Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

по главному слову:

по главному слову:

по зависимому слову:

по зависимому слову:

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, очень радуешься и печалишься вместе с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших.

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, очень радуешься и печалишься вместе с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших.

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, очень радуешься и печалишься вместе с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших.

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, очень радуешься и печалишься вместе с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших.

Виды подчинительной связи в словосочетании 7 класс шмелев

Виды подчинительной связи в словосочетании 7 класс шмелев

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 798 человек из 78 регионов

Виды подчинительной связи в словосочетании 7 класс шмелев

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 307 человек из 59 регионов

Виды подчинительной связи в словосочетании 7 класс шмелев

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 322 человека из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Виды подчинительной связи в словосочетании 7 класс шмелев

Урок русского языка в 7 классе по теме:

«Виды подчинительной связи в словосочетании».

Ход урока

Организационный момент.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

— Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко. ( запись на доске)

Ученики определяют тему – «Словосочетание». Открыли тетради, записали число

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать:

— что такое словосочетание?

— чем сочинительные словосочетания отличаются от подчинительных?

— что такое грамматическое значение словосочетания?

— что не является словосочетанием?

Предложение записано на доске. « Неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег.»

Итак, обобщим имеющиеся знания.

  • Прием «Свободное письмо». Парная работа. Перед вами таблица «Знаю-хочу знать – узнал» Задание.
  • Запишите в первую графу «ЗНАЮ» все, что вы знаете о словосочетании.

Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. (3 минуты)

Проверка работы с таблицей «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?

— Прочитал в учебнике.

— Слышал раньше от учителя.

— Узнал от одноклассника и др.

Учитель: Таким образом, источниками нашей информации стали: учебник русского языка, объяснение учителя.

Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки.

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ БУДЕТЕ ДЕЛИТЬ? ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ)

Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

(Запись на доске. Один ученик работает с орфограммой).

— Сколько блоков вы получили?

По каким признакам можно было объединить словосочетания?

(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения:

по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

Составим кластер Типы словосочетаний по главному слову : именные, глагольные, наречные (СЛАЙД)

А можно было разделить по зависимому слову? Можно. Разделите

по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;

3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно).

— Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.)

— Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

(На доску и в тетрадь учащиеся выписывают по одному словосочетанию из второго блока ( читать книгу, касательная линия, слегка прикоснуться)

— С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

— Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

Открываем тетради Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании».

  • Стадия осмысления.
  • Чтобы заполнить третью колонку в таблице, переходим к главному источнику информации – учебнику русского языка.

Наш главный источник – § 4стр. 277-278.

1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом. ( 3 минуты)

Прием «Пометки на полях»

Сделайте пометки на полях:

«+» — если считаете, что это вам известно;

«-»если то, что прочитали, является новым;

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

Возвращаемся к таблице Прием Таблица «Знаю – хочу знать — узнал». (Парная работа).

Задание: Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.

Проверка колонки «Узнал».

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

Читаем 1 пункт, записываем

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного).

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола).

— Как вы думаете, почему так называются виды связи?

(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

Пользуясь алгоритмом, определить способ подчинительной связи в словосочетаниях

Тетрадный лист — соглас , тюбик клея , бегущий по полю, — насвистывая песенку. – управлениегромко звенит, очень красивый, , налетел внезапно, шёл насвистывая, — примыкание

4. Практическое закрепление знаний.

2). Поработаем с текстом.

-Докажите, что перед вами текст.

Исследование текста. Выпишите из текста по 1 примеру на каждый вид связи. Проверка.

5). Обратим внимание на задания ОГЭ (клубничное варенье — варенье из клубники, скамейки из дерева, изделия из фарфора)

IV. Стадия рефлексии.

— А теперь проверим, подведем итог нашего урока.

Прием «Кластер» « Типы связи слов в словосочетании».

Связь.

Главное и зависимое.

Согласуется, управляет, примыкает.

Научился определять вид связи.

Словосочетание.

V. Домашнее задание.

Итак, урок заканчивается, отразите состояние вашей души в соответствии урока. Нарисуйте смайлики. Урок окончен, смайлики магнитиками прикрепите к доске

.Учебно-методическая литература:

  1. Русский язык. 7 класса: учебник для общеобразовательных организаций / А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоринская

Видео:Русский язык 7 класс (Урок№51 - Союзы сочинительные и подчинительные. Пунктуация при них.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№51 - Союзы сочинительные и подчинительные. Пунктуация при них.)

Урок русского языка в 7-м классе. Тема: «Способы подчинительной связи в словосочетании»

Цель: формировать навыки определения способов подчинительной связи в словосочетании; развивать общую эрудицию, используя возможности связного текста.

— сосредоточить внимание на сведениях о способах подчинительной связи в словосочетании, научить учащихся находить их в тексте, группировать по способам связи, самостоятельно составлять кластер;

— поработать над текстом “Белый медведь”. Выполнить такие задания, как выразительное чтение, озаглавливание, деление текста на смысловые части;

— развивать связную речь и творческие способности учащихся; формировать активное и сознательное отношение к изучению русского языка.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: традиционный.

Методы и приёмы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, коммуникативный.

Наглядность и ТСО: интерактивная доска, компьютер, таблица, карточки.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Закрепление пройденной темы.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.
  8. Оценка деятельности учащихся на уроке

I. Организационный момент урока.

Дети улыбнулись друг другу, пожелали творческих успехов в работе на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по содержанию текста “Арктика”.

2. Проверка домашнего упражнения № 4 на с. 125.

3. Блиц-опрос по материалу предыдущего урока:

— Назовите основные единицы синтаксиса.

— Что называется словосочетанием?

— Чем отличается слово от словосочетания?

— Из каких слов состоит словосочетание?

Отвечая на вопросы, ученики приводят примеры из текста “Арктика”. Это лексическая тема, на материале которой велась работа на предыдущем уроке.

III. Закрепление пройденной темы.

По ответам учащихся составляется кластер “Словосочетание”. (На интерактивной доске)

IV. Объяснение новой темы (грамматической и лексической)

Переходя к новому материалу – способам связи в словосочетании, предлагаю учащимся восстановить в памяти то, что они узнали о строении и значении этой единицы синтаксиса на прошлом уроке.

Коллективно проводим разбор словосочетания по таблице.

Главная улица – словосочетание “прилаг.+сущ.”, главное слово улица, от его формы зависят род, число и падеж прилагательного. Это зависимое слово. Если изменить форму главного слова, поменяется и форма зависимого. Словосочетание указывает на предмет и его признак. Зависимое слово согласуется с ним в роде, числе и падеже.

Читать письмо – словосочетание “глагол+сущ.”, главное слово – читать, от него зависит падеж существительного. Он не изменяется, если изменить форму главного слова: читать (читаем, читали) письмо. Словосочетание указывает на действие и предмет, на которое оно переходит. Главное слово управляет формой зависимого.

Тихо шептать – словосочетание “глагол + наречие”, главное слово шептать, форма наречия (неизменяемая часть речи) не зависит от главного: шепчу, шепчет тихо. Словосочетание указывает на действие и его признак. Зависимое слово присоединяется, примыкает к главному и связано с ним не по форме, а по смыслу.

Разбор приводит учеников к выводу о составе словосочетаний, их грамматическом значении и его зависимости от строения.

После этого ученики самостоятельно составляют кластер по способам связи в словосочетании

Задание: выделите главное и зависимое слово. Определите способ связи зависимого с главным.

Свежий ветер, охранять природу, посмотреть ласково, подарить сестре, тёмный лес, прислушаться к совету, читать выразительно, ранняя весна, говорить вслух.

Работа по тексту (упр.2, с.128).

  1. Выразительное чтение.
  2. Озаглавливание. (Белый медведь)
  3. Словарная работа (туловище, бескормица).
  4. Беседа по содержанию.
  5. Деление текста на смысловые части.

V. Закрепление изучаемого материала.

1. Выписать словосочетания, описывающие белого медведя (упр.3) и определить способ связи. Сделать синтаксический разбор одного предложения.

Обтекаемое туловище (прилаг.+сущ.)

на узкой голове (прилаг.+сущ.)

длинная шея (прилаг.+сущ.)

широкие лапы (прилаг.+сущ.)

2. Дифференцированная работа по группам.

Задание 1-й группе: составить словосочетания по рисунку.

Задание 2-й группе: придумайте юмористический рассказ “Медведь-сладкоежка”.

Задание 3-й группе: составить сравнительный мини-текст на тему “Белый медведь и бурый медведь”.

3. Работа по карточкам (графический диктант).

Учитель зачитывает 12 словосочетаний. Учащиеся определяют способы подчинительной связи в них.

Способ связи в словосочетании123456789101112
Согласование
Управление
Примыкание

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

VII. Домашнее задание: правило запомнить (с.126), упражнение № 4.

1-ой гр. – выразительное чтение текста (упр. № 2);

2-й гр. – составить вопросы к тексту;

3-й гр. – составить план текста.

(Таким образом учащиеся еще раз поработают со связным текстом)

VIII. Оценка деятельности учащихся на уроке.

🔍 Видео

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 класс

Типы сказуемых. Простое глагольное, составное именное, составное глагольноеСкачать

Типы сказуемых. Простое глагольное, составное именное, составное глагольное

Русский язык 7 класс : Сочинительные и подчинительные союзыСкачать

Русский язык 7 класс : Сочинительные и подчинительные союзы

Подчинительные союзы (7 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Подчинительные союзы (7 класс, видеоурок-презентация)

Виды синтаксической связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Виды синтаксической связи (8 класс, видеоурок-презентация)

Одночлены. 7 класс.Скачать

Одночлены. 7 класс.

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

Русский язык 7 класс (Урок№54 - Подчинительные союзы.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№54 - Подчинительные союзы.)

Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно? | Русский язык TutorOnlineСкачать

Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно?  | Русский язык TutorOnline

Слив ответов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ в комментариях!Скачать

Слив ответов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ в комментариях!

Русский язык | Средства связи предложений в тексте. Часть 1Скачать

Русский язык | Средства связи предложений в тексте.  Часть 1
Поделиться или сохранить к себе: