- Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Урок русского языка «Словосочетание. Отработка умений для успешного написания ВПР и ОГЭ. Задания 11 ВПР и 4 ОГЭ. «
- Просмотр содержимого документа «Урок русского языка «Словосочетание. Отработка умений для успешного написания ВПР и ОГЭ. Задания 11 ВПР и 4 ОГЭ. «»
- 🎥 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
Словосочетание составляют слова, связанные подчинительной связью грамматически и по смыслу. Не все сочетания слов удовлетворяют этим требованиям и являются словосочетаниями.
Как правило, словосочетание состоит из главного и зависимого слова, которые связаны подчинительной связью по смыслу и грамматически. От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Не все сочетания слов являются словосочетаниями. Например, нельзя назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое , так как они составляют грамматическую основу предложения и между ними существует равноправная связь:
Во-вторых, сочетания служебных слов (союзов, частиц, предлогов) со знаменательными не являются словосочетаниями, например:
- тоже нарисую, также присяду (союз и глагол);
- какой чудесный, словно шёлковый (частица и прилагательное);
- будто прислушивается (частица и глагол).
Нужно обратить особое внимание на сочетания существительных или местоимений (субстантивированных частей речи) с производными предлогами, которые легко спутать с другими частями речи, например:
Не являются словосочетаниями сложные и составные формы будущего времени и повелительного наклонения глагола, составные степени сравнения прилагательных и наречий, например:
- буду петь, будешь верить, пускай говорит, пусть напишет, давай построим, давайте подумаем;
- более красивый, менее сонный, наиболее сильный, наименее тонкий, самая внимательная, громче всех.
Ряды однородных членов предложения , соединенные сочинительной связью, также не назовём словосочетаниями:
Устойчивые словосочетания, или фразеологические обороты , не членятся на составляющие их слова. Они являются одним членом предложения. Фразеологизм обычно можно заменить словом-синонимом, например:
- не размыкать уст — молчать;
- повесить нос — расстроиться;
- кривить душой — обманывать;
- ни свет ни заря — рано.
Соответственно фразеологизм не является словосочетанием.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
по дороге длиннее,
Прилагательное + наречие:
Наречие + наречие:
Деепричастие + наречие:
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
Видео:Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Урок русского языка «Словосочетание. Отработка умений для успешного написания ВПР и ОГЭ. Задания 11 ВПР и 4 ОГЭ. «
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Словосочетание. Отработка умений для успешного написания ВПР и ОГЭ. Задания 11 ВПР и 4 ОГЭ. «»
Русский язык. 8 класс. Учитель: Нечаева Н.Е
Тема: Словосочетание. Отработка умений для успешного написания ВПР и ОГЭ. Задания 11 ВПР и 4 ОГЭ.
Тип урока: урок обобщения знаний .
Вид урока: урок-исследование.
Цель: систематизировать знания обучающихся о словосочетании как о синтаксической единице.
Технологии: проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления обучающихся и элементами педагогической мастерской., , дифференцированного похода, индивидуально-личностного обучения.
Образовательные: закреплять умение обучающихся отличать словосочетания от других синтаксических конструкций;
отрабатывать навык определения способа связи слов в словосочетании;
учить преобразовывать словосочетание в синонимичное другого способа связи.
Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к русскому языку; воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; формировать навыки контроля и самоконтроля.
Личностные: уметь высказывать собственную позицию; слушать других, уважать их мнение; договариваться и приходить к общему суждению в совместной деятельности; адекватно оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.
Познавательные УУД: осознание познавательной задачи; осуществление операций анализа, синтеза, классификации; умение делать выводы, обобщения.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы; осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Метапредметные: уметь определять тему урока; понимать учебную задачу; прогнозировать предстоящую деятельность и намечать пути её решения;
понимать причину своих ошибок.
Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация PowerPoint по теме «Словосочетание», рабочие листы, листы для работы в группе разных цветов, раздаточный материал для рефлексии..
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто же кто есть –без труда
Вопрос от главного идет к зависимому слову.
И никогда наоборот запомни как основу.
О чем пойдет речь на нашем уроке?(о словосочетании)
Тема словосочетания очень важна. Во-первых, знание ее позволит выполнить задание 11-ВПР, задание 4-ОГЭ.
II Создание продукта
Игра « Верю- не верю»
Давайте первоначально поиграем в игру, чтобы понять знаете ли вы словосочетание
Я называю словосочетание, а вы отмечаете –верите ли вы, является ли это словосочетанием.
🎥 Видео
Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Есть ли запретные темы для шуток?Скачать
Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать
Если веришь в Творца - нужна ли религияСкачать
Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать
Отдагай букву с президентами 💀 #мем #приколы #юмор #шортсСкачать
Вводные слова/ словосочетания и их "двойники" | Русский язык, онлайн-форумСкачать
Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать