- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Способ подчинительной связи словосочетания вдали от берега?
- СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ ?
- Какой способ образования слова ПОКЛЯЛАСЬ?
- Какая подчинительная связь в словосочетании : всю поверхность?
- Подчинительной связи в словосочетании?
- Определите способ подчинительной связи в словосочетании ТО СТАРЬЕ?
- Способы подчинительной связи в словосочетании упражнения?
- 1)определите способ подчинительной связи в словосочетании : обдумывать прочитанное?
- ОЧЕНЬ СРОЧНО?
- Укажите словосочетания со способом подчинительной связи управления весенний вечер встретить друзей созревший плод?
- Что такое подчинительная и сочинительная связь в словосочетании?
- Контрольная работа по русскому языку (8 класс — 1 четверть)
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:СловосочетаниеСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Способ подчинительной связи словосочетания вдали от берега?
Русский язык | 5 — 9 классы
Способ подчинительной связи словосочетания вдали от берега.
Способ подчинительной связи — управление.
Видео:Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ ?
СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ .
Определите, ПОЖАЛУЙСТА, способ подчинительной связи словосочетания : «его ответ».
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Какой способ образования слова ПОКЛЯЛАСЬ?
Какой способ образования слова ПОКЛЯЛАСЬ?
Тип подчинительной связи в словосочетании СВОЕ СЧАСТЬЕ?
Видео:Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Какая подчинительная связь в словосочетании : всю поверхность?
Какая подчинительная связь в словосочетании : всю поверхность.
Видео:Словосочетания с предлогом НАСкачать
Подчинительной связи в словосочетании?
Подчинительной связи в словосочетании.
Видео:Русский язык. 3 класс. Словосочетание /12.04.2021/Скачать
Определите способ подчинительной связи в словосочетании ТО СТАРЬЕ?
Определите способ подчинительной связи в словосочетании ТО СТАРЬЕ.
Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Способы подчинительной связи в словосочетании упражнения?
Способы подчинительной связи в словосочетании упражнения.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
1)определите способ подчинительной связи в словосочетании : обдумывать прочитанное?
1)определите способ подчинительной связи в словосочетании : обдумывать прочитанное.
2)Из предложений 9 — 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование : (9)Наоборот, ему помогало сознание того, что он не одинок.
(10)Все люди на земле думали о нем, тревожились за него, желали ему победы.
3)определите способ подчинительной связи в словосочетании : то старье.
4)определите способ подчинительной связи в словосочетании : (Не) менее значимая.
5)определите способ подчинительной связи в словосочетании : Намного дороже.
6)определите способ подчинительной связи в словосочетании : Все это.
7)определите способ подчинительной связи в словосочетании : Будораживший сознание.
8)определите тип подчинительной связи в словосочетании : Листья подорожника.
9)определите тип подчинительной связи в словосочетании : Глядел вверх.
10)определите тип подчинительной связи в словосочетании : Ближе к нам.
11)Из предложения 8 выпишите подчинительное словосочетание со связью Согласование : (8)Мы невнимательны, мы забываем о том, о чем забывать нельзя, о красоте, которой проникнут наш мир.
12)Укажите тип подчинительной связи в словосочетании : Можем сделать.
13)Определите способ подчинительной связи в словосочетании : Попытка разрешить.
14)Укажите тип подчинительной связи в словосочетании : Ближе к нам.
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
ОЧЕНЬ СРОЧНО?
Какой вид подчинительной связи в этих словосочетаниях?
Пятый справа , вдали от дороги, выполнить долг, прыгать с трамплина.
Видео:11 русскийСкачать
Укажите словосочетания со способом подчинительной связи управления весенний вечер встретить друзей созревший плод?
Укажите словосочетания со способом подчинительной связи управления весенний вечер встретить друзей созревший плод.
Видео:Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Что такое подчинительная и сочинительная связь в словосочетании?
Что такое подчинительная и сочинительная связь в словосочетании.
На этой странице находится вопрос Способ подчинительной связи словосочетания вдали от берега?, относящийся к категории Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.
Пятнами ед число Средний род ВЕЛЕЧЕНЫ ед число Средний род.
Яркими пятнами. Ед. ч. — пятно(оно, моё) — средний род Средней величины. Ед. ч. — величина(она, моя) — ж. Р.
Если корень начинается со звонкого согласного, то с «з», а если на глухую «с».
З пишется перед звонкой с перед глухой.
Четвёртый ответ является верным.
Смысл в том, что кот перевернул бидон с молоком и спрятался за букет цветов, а хозяин ненароком подумал, что во всем виноваты цветы и это выглядело странно.
1) Моряк, море, морской, мореход2) путь, путник, путеводитель, путевой3) школьник, дошкольник, школа, школьный4) ученик, учебник, учитель5) соль, солонка, солёный6) вода, водник, водяной, водный, водохлёб, водолаз.
Угощать, насаждать, посещать, лотерея, лопата, надвигалась, чернеет, золотой, стареющий, муравей, палисадник, посвящение (другу), обнажать, слипаются, ослепительный, космонавт, поспешишь, поседеть (от горя), повторять, мясной (салат), горчица, затяну..
УгОщать — гости, насАждать — САД, помЕщать — место, лОтерея, лОпата, надвИгалась — двигать, чЕрнеет — чёрный, зОлОтой — золото, позолота, стАреющий — старый, мурАвей, пАлИсадник, посвящение — свято обнАжать — наг, слИпаются — липкий, ослЕпительный — ..
Труд — работа, занятие, дело. Ненастье — непогода.
Контрольная работа по русскому языку (8 класс — 1 четверть)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа за I четверть (8 класс).
1. Определите тип подчинительной связи: мамины руки, поздно встать, закипевший бульон, моросящий дождь, вдали от берега, мой друг, поговорить о чём-нибудь, вкусно поесть.
2. Выполните синтаксический разбор словосочетаний:
море ночное, выдать свидетельство, по зимнему снегу, по-прежнему интересно.
3 . П одчеркните грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.
На тёмном небе начали мигать звёзды.
Двери дачи были не заперты.
От горячих лучей солнца начал плавиться снег.
Песню дружбы запевает молодёжь.
Будь с весёлой шуткой дружен.
Девочка продолжала плакать.
После окончания училища брат будет слесарем.
Пруд как зеркало.
Медведь был стар, велик и космат.
Мою любовь широкую, как море, вместить не могут жизни берега.
Я был бы рад поступить в институт.
Золотистая пшеница стала гнуться от зерна.
4 . Спишите, расставив необходимые знаки препинания.
1. Наша задача переплыть этот пролив.
2. Книга есть верный бескорыстный друг.
3. Речь это способ общения между людьми.
4. Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далёкое прошлое.
5. Попытаться помочь каждому больному долг врача.
6. Я ему не враг.
7. Высота этого здания пятнадцать метров.
8. Грустить о прошлом скучная работа.
Контрольная работа за I четверть (8 класс).
1. Определите тип подчинительной связи: рубаха из ситца, сиять по-зимнему, наползающая туча, светловолосая девушка, прочитать главу, твой взгляд, что-либо перекусить, встать рано.
2. Выполните синтаксический разбор словосочетаний:
рыбачить на озере, мамины перчатки, по тонкому льду, очень весело.
3 . П одчеркните грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.
Тут всей силой народ тушить пожар принялся.
Он старался казаться молодым.
Ока ночью казалась широкой.
Солнце взошло багровое и холодное.
Хозяин дома был ветеринар.
Капли мёда словно жемчуг.
Озёра были как чаши, полные чистых слёз.
А сосны словно струнки.
От мороза кожа становится жёсткой.
Я обняться с бурей был бы рад.
Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.
Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать.
4. Спишите, расставив необходимые знаки препинания.
1. День жизни это совсем не так мало, как может показаться.
2. Величайшее богатство народа его язык.
3. Роса как радости слеза.
4. Мои нервы натянуты.
5. Длина этой полоски двадцать пять сантиметров.
7. Писательство не искусство наживы.
8. Сейчас оттолкнуть его навредить себе.
а) День жизни это совсем не так мало, как может показаться
б) Величайшее богатство народа его язык.
в) Роса как радости слеза.
г) Расстояние не помеха для того, чтобы помнить друг о друге
д) Длина этой полоски 25 сантиметров.
е) Дело писателя противостоять страданию всеми силами.
6. Найди и отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.
а) Жизнь моя — железная дорога, вечное стремление вперёд
б) Над тобою облако — что парус.
в) Сейчас оттолкнуть его — навредить себе.
г) Электрический свет — словно жидкий янтарь.
д) Мои нервы — натянуты.
е) Я — романтик.
7. Укажи предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.
а) Жизнь человека__ чудо из чудес.
б) Жизнь моя как железная дорога, вечное стремлении вперёд.
в) Искать друзей в будущем удел одиночества.
г) Новый роман современного прозаика ___ интересен и поучителен.
д) Писательство не искусство наживы.
Сердце так и стучит.
Начал я ходить по коридору.
Мы должны были пересечь луговой остров.
Я ужасно есть хочу.
Он непременно будет искать нас на берегу.
Он стоял как вкопанный.
Он охотно бы занял его место.
Он имел намерение выступить на собрании.
Генерал сел за стол и взял перо в руки.
Я старался не глядеть вниз.
Я буду рад встретиться с вами.
Мы его терпеть не могли.
Я к вам теперь часто буду ездить.
Всё имение пошло прахом.
Вы бы взяли билет!
Он лелеял надежду на хорошие отметки.
На тёмном небе начали мигать звёзды.
Двери дачи были не заперты.
От горячих лучей солнца начал плавиться снег.
Песню дружбы запевает молодёжь.
Будь с весёлой шуткой дружен.
Девочка продолжала плакать.
После окончания училища брат будет слесарем.
Пруд как зеркало.
Медведь был стар, велик и космат.
Мою любовь широкую, как море, вместить не могут жизни берега.
Я был бы рад поступить в институт.
Золотистая пшеница стала гнуться от зерна.
Тут всей силой народ тушить пожар принялся.
Он старался казаться молодым.
Ока ночью казалась широкой.
Солнце взошло багровое и холодное.
Хозяин дома был ветеринар.
Капли мёда словно жемчуг.
Озёра были как чаши, полные чистых слёз.
А сосны словно струнки.
От мороза кожа становится жёсткой.
Я обняться с бурей был бы рад.
Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.
Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать.
Контрольная работа по теме «Словосочетание»
1. Что такое словосочетание? Дайте определение, приведите 3-4 примера.
2. Какие виды словосочетаний по главному слову вы знаете? Приведите по 2 примера на каждый вид словосочетаний.
3. Что такое управление? Чем выражаются зависимые слова при управлении? Приведите 3-4 примера со связью управление.
4. Определите тип подчинительной связи: мамины руки, поздно встать, закипевший бульон, моросящий дождь, вдали от берега, мой друг, поговорить о чём-нибудь, вкусно поесть.
5. Выполните синтаксический разбор словосочетаний:
Море ночное, выдать свидетельство, по зимнему снегу, по-прежнему интересно.
6.Дополнительное задание: замените словосочетания со связью управление на синонимичное со связью согласование: листья осени, сумка папы, платье из шёлка, песня Коли.
Контрольная работа по теме «Словосочетание»
1. Что такое словосочетание? Дайте определение, приведите 3-4 примера.
2. Какие типы подчинительной связи в словосочетании вы знаете? Приведите по 2 примера на каждый тип связи.
3. Что такое согласование? Чем выражаются зависимые слова при согласовании? Приведите 3-4 примера со связью согласование.
5. Выполните синтаксический разбор словосочетаний:
Рыбачить на озере, мамины перчатки, по тонкому льду, очень весело.
6.Дополнительное задание: замените словосочетания со связью согласование на синонимичное со связью управление: осенняя мелодия, женские секреты, ситцевая косынка, детские мультфильмы.
9. Типы сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставные предложения. 9.1 Вариант 1
1. Найди и отметь предложения с составными глагольными сказу емыми. а) Люди научились использовать энергию для своих нужд.
б) В лесу и поле было жарко.
в) Природа помогала животным добывать необходимую пищу.
г) Он будет очень стараться.
д) На тёмном небе начинали мигать звёзды.
е) Посмотри в окно!
ж) Кучевые облака громоздились в небе.
з) Я вышел на берег насладиться ароматом листьев,
и) Он должен был тебе помочь.
2. Укажи предложения с составными сказуемыми.
а) Голоса участниц ансамбля удивительно красивы.
б) К нашему сожалению прибавилось и чувство досады.
в) На морозном воздухе все почувствовали себя бодрее .
г) Мы будем отдыхать в этом удивительном месте.
д) Путешествие оказалось крайне интересным.
3. Определи тип сказуемого в предложениях и обозначь составные именные и составные глагольные сказуемые соответственно бук вами И. и Г.
_ а) Небо здесь кажется далёким и недосягаемым.
_ б) Воображение — это свойство человеческой натуры.
_ в) Он хотел дышать свежим воздухом будущих городов, шум ных от листвы и детского смеха. _ г) Каждую минуту волны могли обрушиться на нашу лодку.
_ д) С каждым часом положение становилось тревожней.
_ е) Знаки препинания — это как нотные знаки.
_ ж) Уроки к этому часу уже выучены.
_ з) Он прилежный ученик.
4. В каком из предложений глагол «быть» является глаголом-связкой?
а) Он будет участвовать в концерте.
б) Они, несомненно, будут победителями.
в) Я скоро буду.
г) Будут у вас и другие впечатления.
д) Пусть будет так!
5. Отметь предложения, в которых необходимо поставить тире меж ду подлежащим и сказуемым. а) Наша задача переплыть этот пролив.
б) Книга есть верный, бескорыстный друг.
в) Речь это способ общения между людьми.
г) Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далёкое прошлое.
д) Попытаться помочь каждому больному долг врача.
е) Он просто хороший мой знакомый.
6. Найди и отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.
а) Жизнь человека — чудо из чудес.
б) Мир — это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков.
в) Судьбы людей — как истории планет.
г) Грустить о прошлом — скучная работа.
д) Лес — точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.
е) Я ему — не враг.
7. Укажи предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.
а) Наука__это неустанная многовековая работа мысли.
б) Пейзаж ___ не вывеска к прозе и не украшение её. в) Жить на Земле__великое счастье.
г) Высота этого здания__ пятнадцать метров.
д) Я__ лишь ваш восторженный почитатель.
8. В каком из предложений употреблено тире?
а) В этом районе расположены заводы—гиганты.
б) Исследовать жизнь во всём её многообразии — задача литературы. в) Мы живём на берегу Москвы-реки.
г) Мчится по тропинке заяц—русак.
9. Какие предложения не являются односоставными?
а) На морозном воздухе было трудно дышать.
б) Мне не хотелось возвращаться.
в) На востоке синело.
г) За окном виднелось уже вспаханное поле.
д) Дело словом не заменишь.
е) Свод неба был тих и чист.
10. Найди соответствия.
а) глагол в форме 1—2 лица ед. и мн. Числа
б) безличный глагол
в) глагол в форме 3 лица мн. числа наст, и буд. времени
г) глагол в форме мн. числа прош. времени
е) существительное в им. п.
ж) личный глагол в безличной форме 1) определённо — личное предложение_______________________ 2) безличное предложение________________________________
3) неопределенно — личное предложение________________________ 4) назывное предложение__________________________________
11. Найди и отметь в каждом столбике определённо-личное пред ложение.
а) От листьев пахло осенью,
г) Мне нельзя ошибаться.
б) Меня об этом попросили.
д) Я не ошибся.
в) Прошу повторить вопрос.
е) С удовольствием перечитываем ваш роман.
12. Укажи неопределённо-личные предложения.
а) Дорожки парка каждое утро посыпали песком.
б) Клюкву собирают поздней осенью.
в) Хотелось бы мне с вами поговорить.
г) А тем временем нас увидят с самолёта.
д) В жаркую погоду лошадей выгоняют на ночь кормиться в поле.
е) Век живи, век учись.
13. Какие предложения являются безличными?
а) В октябре ещё жарко грело солнце.
б) Клюкву собирают поздней осенью.
в) Разве отдохнёшь за такое короткое время.
г) Быть дождю.
д) Грохотало на земле и на небе.
е) Мне было холодно и как-то неуютно в этой комнате.
ж) Необходимо прислушаться к этому предложению.
14. Найди соответствия.
1.определенно-личное предложение
2.неопределенно-личное предложение
3.безличное предложение
4.обобщённо-личное предложение
5.назывное предложение
а) В городе построили новый детсад. б) Бездонную бочку водой не наполнишь.
в) Морозное утро.
г) Самолёт сильно тряхнуло.
д) С нетерпением ждём вашего ответа.
15. Найди и отметь назывные предложения.
а) Светало.
б) Впереди — непроходимые болота.
в) Чудесная ночь.
г) Ночь. Темень. Тишина.
д) Вот красивый многоэтажный дом.
е) В природе какая-то необыкновенная свежесть.
16. В каком из предложений нет подлежащего?
а) Неосторожность человека всегда подводит.
б) Пчелиный рой дымом не приманишь.
в) Радость горю не попутчик.
г) Горе никого не красит.
д) Не от добра дерево листья роняет.
ВАРИАНТ 2.
1. Найди и отметь составные глагольные сказуемые.
а) Снеговая крупа сменилась дождём.
б) Воздух прозрачен, свеж.
в) Между тем жара понемногу начала спадать.
г) Стали носиться в воздухе зловещие слухи.
д) Мы рады помочь в эту трудную пору жизни.
е) Я буду писать вам каждый день.
ж) Время было неясное и неспокойное.
з) Она не могла противиться обаянию сына,
и) Долго-долго будет моросить дождь.
2.Укажи предложения с составными сказуемыми.
а) Гроза будет затяжная.
б) Человек должен стремиться к высшей цели.
в) Поля вспаханы.
г) Ребята будут отдыхать в это лето в санатории.
д) Приезжайте в гости.
3. Определи тип сказуемого в предложениях и обозначь составные именные и составные глагольные сказуемые соответственно бук вами И. и Г. __ а) Севастополь — город моря и революции.
б) Наш город невозможно представить без этой улицы.
в) Прибрежные пески делаются тёмными от росы.
г) Окна были закрыты.
_ д) Простота есть необходимое условие прекрасного.
е) Следующая его фраза могла свидетельствовать о крайнем раздражении.
ж) Его отец — активный участник восстания.
__ з) Местность эта ещё не была исследована учёными.
4. В каком из предложений глагол «быть» является глаголом- связкой?
а) Завтра будет гроза. б) Пусть будет по-вашему.
в) Я буду петь в этом концерте. г) Она будет хорошим специалистом.
д) Будут там и грибы, и ягоды.
5. Отметь предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым. а) День жизни это совсем не так мало, как может показаться
б) Величайшее богатство народа его язык.
в) Роса как радости слеза.
г) Расстояние не помеха для того, чтобы помнить друг о друге
д) Длина этой полоски 25 сантиметров.
е) Дело писателя противостоять страданию всеми силами.
6. Найди и отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.
а) Жизнь моя — железная дорога, вечное стремление вперёд
б) Над тобою облако — что парус.
в) Сейчас оттолкнуть его — навредить себе.
г) Электрический свет — словно жидкий янтарь.
д) Мои нервы — натянуты.
е) Я — романтик.
7. Укажи предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.
а) Жизнь человека__ чудо из чудес.
б) Жизнь моя как железная дорога, вечное стремлении вперёд.
в) Искать друзей в будущем удел одиночества.
г) Новый роман современного прозаика ___ интересен и поучителен.
д) Писательство не искусство наживы.
8. В каком из предложений употреблено тире?
а) Порхает над грядками бабочка—лимонница.
б) В этот год трава иван-чай проросла через брёвна.
в) Самое трудное для меня дело- работа над словом.
г) Мы попрощались с добрым Дедом-корзинщиком.
9 . Какие предложения не являются односоставными?
а) Тихо и сонно в деревне.
б) Скалы продолжают изумлять нас.
в) От увядших цветов веет прощанием и покоем.
г) С дождями связано много примет.
д) Темнело в это время года рано.
е) Воздух чист и прозрачен.
10. Найди соответствия.
а) глагол в форме 1—2 лица ед. и мн. числа
б) безличный глагол
в) глагол в форме 3 лица мн. числа наст, и буд. времени
г) глагол в форме мн. числа прош. времени
е) существительное в им. п.
ж) личный глагол в безличной форме
1) определенно-личное предложение_____________________
2) безличное предложение______________________________
3) неопределённо-личное предложение___________________ 4) назывное предложение______________________________
11. Найди и отметь в каждом столбике определённо-личное пред ложение.
а) Утренний сон сладок.
б) Не забуду этой встречи.
в) В тот вечер долго спори ли и говорили буквально обо всём.
г) Мне удалось поговорить с ним
д) Люблю Балтийское море.
е) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
12. Укажи неопределённо-личные предложения.
а) Его все подробно расспрашивали о поездке.
б) Иду на помощь!
в) Снег лежит до самой кромки воды. г) В начале войны охотничьи ружья почему-то у всех отобрали.
д) А тем временем нас увидят с самолёта и спасут.
е) В доме по вечерам никогда не зажигали огня.
13. Какие предложения являются безличными?
а) От степи пахнет терпкой горечью и пряностью чабреца.
б) В Евпатории ветер пахнет только солью и степным мёдом.
в) Выслушайте меня внимательно.
г) Тихо и пустынно на морском берегу.
д) В это время у нас обычно украшали ёлку.
е) У меня не было времени разговаривать с ним.
ж) Никому не хотелось двигаться.
14. Найди соответствия.
1)определенно-личное предложение
2) неопределённо-личное предложение
3) безличное предложение
4) обобщённо-личное предложение
5) назывное предложение
а) Век живи, век учись.
б) Тёплая южная ночь.
в) Вокруг говорят о предсто ящих заморозках.
г) Люблю утреннюю прохладу на реке.
д) В лесах было холодно. 15. Укажи назывные предложения. а) Здесь очень хорошо.
б) Поздняя осень.
в) Тихо в деревне.
г) На столе — старинные фотографии.
д) Вот памятник архитектуры.
е) Вдали лес.
16 . В каком из предложений нет подлежащего?
а) Зарево поднималось к лесу.
б) Я ему не враг.
в) Кашу маслом не испортишь.
г) Его проблемы никто не решит.
д) Не от солнца растения погибают.
I. В каком предложении должно быть тире между главными членами?
1. Небо звёздное.
2. Вертолёт удобный вид транспорта в тайге.
3. Способность творчества есть великий дар природы.
4. Искусство есть песнь человечества о самом себе.
I. В каком предложении должно быть тире между главными членами?
1. Небо в ноябре словно звёздный шатёр.
2. Цветущая верба среди иссиня-чёрных елей как луч света.
3. Небольшой снегопад не помеха для охотников.
4. Для туриста самое важное в походе удобная обувь.
1. Какое слово или сочетание слов является основой в данном ниже предложении?
Тогда Сильвио стал в меня прицеливаться.
б) Сильвио стал прицеливаться
в) прицеливаться в меня
г) стал прицеливаться
2. Какое из предложений включает в свой состав составное глагольное сказуемое?
а) Для сего велел он позвать к себе Машу.
б) Чарский сел на чемодан из двух стульев, находившихся в тесной конурке.
в) Невинность есть лучшее украшение молодости.
г) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.