- Нормативное построение словосочетаний
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Орфоэпическая разминка (Слайд 1,2)
- III. Стадия вызова.
- IV. Стадия осмысления.
- V. Стадия осмысления. Практическая направленность изученной темы.
- VI. Самостоятельная работа по вариантам. Тест (Приложение 4)
- VII. Итоги урока. Рефлексия.
- VIII. Домашнее задание
- Лекционный материал по русскому языку на тему «Синтаксическая норма»
- Синтаксические нормы
- Нормы построения словосочетаний
- 🔥 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Нормативное построение словосочетаний
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим подготовку к ЕГЭ и будем работать над темой “Синтаксис и пунктуация”. Начнём урок с орфоэпической разминки.
II. Орфоэпическая разминка (Слайд 1,2)
Цель: подготовка к ЕГЭ, проверить владение орфоэпическими нормами.
Каталог, краны, договорённость, гражданство, партер, столяр, таможня, щавель, значимый, кухонный, сливовый, оптовый, эксперт, цемент, досуг, жалюзи, банты, шарфы, статуя, лыжня.
(Взаимопроверка Слайд 3)
Вывод: совершенствовать владение орфоэпическими нормами.
III. Стадия вызова.
Вопросы учителя к классу
- Ребята, а что можно составить из предложенных слов? (словосочетания)
- А что такое словосочетание? (Это соединение двух или более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения)
- А зачем нам надо знать закон, по которому стоятся словосочетания? (Для того, чтобы правильно строить словосочетания, в соответствии с нормами современного русского языка, выделять главное и зависимое слово).
- Вспомните, на какие группы делятся словосочетания в зависимости от характера главного слова? Приведите примеры. (Именные, глагольные, наречные).
- Необходимо ли знать вид подчинительной связи в словосочетании? Для чего? (Да, для того, чтобы правильно составлять словосочетания и из словосочетаний – предложения, не делать ошибок).
- Назовите виды подчинительной связи между словами в словосочетаниях.
(пока обучающиеся устно отвечают на поставленный вопрос, проверяя себя Слайды 4 – 11; один обучающийся составляет кластер “Виды связи слов в словосочетании”
- Проверка кластера консультантами.
- Итак, мы с вами вспомнили, что знаем о словосочетании. Остается сформулировать тему урока. (Правильное построение словосочетание)
Тема урока открывается на доске “Нормативное построение словосочетаний”.
IV. Стадия осмысления.
А теперь мы напишем выборочно-распределительный диктант для подтверждения нашего прогноза и для отработки умения определять вид подчинительной связи между словами в словосочетаниях. Объясните правописание гласных после шипящих. (Данные словосочетания распределить в три столбика: согласование, управление, примыкание. Работа у доски).
Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, говорить шёпотом, очень хорошо, рисовать карандашом, упасть навзничь.
- Внимание на экран (Слайд 12). Перед вами текст и задание. Выполните, пожалуйста.
Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и синел в тени. (А.И.Куприн “Олеся”)
- Словосочетания какого вида вы выписали?
- Какой вид подчинительной связи вы указали?
V. Стадия осмысления. Практическая направленность изученной темы.
Ребята, а где можно использовать полученные знания о словосочетаниях? (В ЕГЭ)
- Давайте обратимся к заданиям, которые могут встретиться в ЕГЭ, задания, проверяющие владения синтаксическим нормами. Эти задания помогут подготовиться к ЕГЭ.
Внимание на экран (Слайд 13,14)
1. Укажите пример с ошибкой в управлении
1.1. Преимущество перед ними
1.2 Согласно договору
1.3. Показать о чём-то
1.4. Огорчён чем-то
2. Укажите пример с нарушением норм согласования
2.1. Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги.
2.2. Будущий певец приехал в столицу с сорока рублями в кармане.
2.3. Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.
2.4. Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды.
Задание В3, которое связано с умением находить в тексте словосочетания и определять типе связи с них, либо в предложенных словосочетаниях.
(Работа с тестами ЕГЭ по группам Приложение 3)
Ребята, ЕГЭ – это не единственная ситуация, при которой требуется знать вид связи слов в словосочетании. Предлагаю вам “Коллекцию ошибок” (Слайд 15,16)
- На окошке авиакассы мы обнаружили надпись: “Предъявляйте документ, удостоверяющую личность”.
- В компьютерной игре “Золотой телёнок” в титрах надпись “Граждане! Такси свободен!”
- В меню кафе “Бульвар”: “Свежевыжатый сок из апельсин”.
- В сотовом телефоне “Точка создание не выбрана”.
- Ошибка сделана в связи с тем, что нарушено согласование слов “документ” и “удостоверяющий”.
- Несклоняемое существительное “Такси” – ср.р. согласуется с прилагательным “свободные”.
- Существительное “сок” требует от существительного во мн.ч. “апельсины” формы Р.п. – “апельсинов”.
- Ошибка в управлении: “Точка создания”.
Какой вывод напрашивается?(Во взрослой жизни, кем бы вы ни стали – программистами, экономистами, официантами, менеджерами, – быть безграмотным не престижно!
VI. Самостоятельная работа по вариантам. Тест (Приложение 4)
VII. Итоги урока. Рефлексия.
Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании мы повторили?
Для чего нам это надо знать?
Где будем использовать полученные знания?
Чему вы научились на уроке?
Что осталось непонятным?
VIII. Домашнее задание
Упр.210 или составить карточку (презентацию) из тестов ЕГЭ по теме урока.
По желанию: пополните “Коллекцию ошибок”.
- Вовк С.М. “Вид подчинительной связи в словосочетании” Урок по технологии РКМЧП. Газета “Русский язык” , №2, 2011г.
- Единый государственный экзамен 2011.Русский язык.Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ– М.:2011.
- Золотарёва И.В., ДмитриеваЛ.П. “Поурочные разработки по русскому языку 10 класс”. М.:2009
- Куприн А.И. Повести и рассказы. Том 1. М.:2003
- Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы М.: Просвещение, 2006
- СенинаН.А. “Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А,В,С (модели сочинений). 10–11 классы.-Учебное пособие– Ростов-на-Дону:2011.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Лекционный материал по русскому языку на тему «Синтаксическая норма»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
по предмету Русский язык
Тема «Синтаксическая норма»
Лебедянь, 201_ г.
Синтаксические нормы — это правила построения словосочетаний и предложений. Ср.: управляющий банком (не банка), выйти из положения (не с положения); вспоминая детство, представляю наш старый дом (не представляется).
Синтаксические нормы регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, определения с определяемым словом, некоторые случаи управления, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.
Порядок слов в предложении
Для правильного построения предложения существенное значение имеет порядок слов, последовательность в расстановке членов предложения. В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содержания всего высказывания. Например: На собрании принятые обязательства успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства выполнялись на самом собрании. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Принятые на собрании обязательства успешно выполнены.) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в которой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью логического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой ситуации.
2. Согласование сказуемого с подлежащим
Сказуемое ставится в той же форме, что и подлежащее (т. е. в том нее роде, лице и числе): Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились). Ножницы лежали на столе. Петино пальто стало старым.
При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в род. падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе. Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы (например: Ряд столов стоял в аудитории), а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц (например: Большинство учеников отсутствовало). Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы (Большинство студентов сдали зачет). Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.
При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу п. 2. Ср.: Двадцать человек пришли на экзамен. Прошло пять лет.
При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.
При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа. Например: На столе лежат три учебника. Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма. В другой класс будет переведено три или четыре ученика.
Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Известия»).
1. Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие. Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.
Как правило, основное, более широкое по смыслу на именование обычно находится в сочетании на первом месте.
2. Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (например, фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным: Озеро Байкал — самое глубокое озеро в мире. Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный материал.
Если подлежащее выражено именем собственным, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу: «Известия» сообщают, Эльбрус покорен и т. д.
Если подлежащее выражено заимствованным несклоняемым существительным (или аббревиатурой), то сказуемое согласуется, с подлежащим в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре): пальто куплено, ТЮЗ открыт.
3. Нормы управления
Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:
Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.
Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность средств для производства вместо потребность в средствах производства.
В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.
Необходимо обратить внимание на особенности управления следующих слов:
анонс о чем: анонс о спектакле
комментарий к чему: комментарий к выступлению
характеристика кого/на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика
заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией
командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией
управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом
апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению
баллотироваться куда/в кого: баллотироваться в депутаты, в парламент
властвовать над кем/чем: властвовать над людьми, над умами
возразить против чего
говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе
голосовать за кого/что
гордиться кем/чем: гордиться сыном
дискутировать о чем
задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни
намекать на что
неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров
непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи
объявить что о чем
отчитаться за что: отчитаться за командировку
приговорить к чему
уверенность в чем: уверенность в победе
уделить внимание чему
указать что на кого/что: указать методическую литературу, указать на недостатки, промахи
ходатайствовать о ком/чем
4. Неправильное использование предлогов ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений.
Предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.
Благодаря
Согласно чему? (дат. п.)
(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)
Вследствие
(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)
В связи с чем? (тв. п.)
(в связи с выборами)
В книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже (по приезде из столицы, по окончании спектакля).
При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.
Например: поехал в Москву — приехал из Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.
5. Неправильное использование конструкций со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного употребления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.
Беспокоиться о ком Тревожиться за кого
Идентичный чему Сходный с чем
Надеть что на что Одеть кого во что
Обращать внимание на что Уделять внимание чему
Отзыв о чём Рецензия на что
Превосходство над чем Преимущество перед чем
Предостеречь Предупредить о чём
Препятствовать чему Тормозить что
Уверенность в чём Вера во что
Уплатить за что Оплатить что
Употребление деепричастных оборотов
Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот является принадлежностью книжной речи. Например: Подъехав к реке, мы остановились.
Особое внимание следует обратить на следующие правила:
обязательным условием употребления деепричастных оборотов является то, что два действия, одно из которых выражено глаголом-сказуемым, а другое — деепричастием, должны осуществляться одним и тем же лицом (или относиться к одному лицу). Например: Прочитав рукопись вторично, я понял, что она нуждается в серьезной доработке;
допустимым является употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.
Нарушение этих правил воспринимается как грубая речевая ошибка.
Не соответствует норме употребление деепричастного оборота в следующих случаях:
— если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
Неправильный вариант: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.
Исправленный вариант: Когда я возвращался домой, меня застиг дождь. Или: Возвращаясь домой, я был застигнут дождем;
— если в безличном предложении имеется логическое подлежащее (предмет мысли), выраженное косвенным падежом существительного или местоимения, и нет инфинитива.
Неправильный вариант: Подходя к лесу, мне стало холодно.
Исправленный вариант: Когда я подходил к лесу, мне стало холодно;
— если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной.
Употребление однородных членов предложения
Иногда в устной и письменной речи могут возникать трудности при построении предложений с однородными членами. Чтобы избежать речевых ошибок, следует обратить внимание на некоторые закономерности использования в предложении однородных членов.
Нельзя сочетать в качестве однородных членов родовые и видовые понятия: В гастрономическом отделе имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин (пирожное — кондитерское изделие).
Не следует соединять в качестве однородных членов далекие или несопоставимые понятия. Например: Я люблю шоколад и блондинов. Однако в художественной литературе такие сочетания используются для создания комического эффекта: Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт (Ч.).
При сочетании однородных членов необходимо учитывать лексическую сочетаемость слов. Например, в предложении В ходе обсуждения вопроса был внесен ряд предложений и замечаний лексическая сочетаемость второго однородного члена нарушена — замечания нельзя внести, но можно сделать.
Особенности состава и структуры сложных предложений. Связь частей в сложных предложениях
В русском языке есть предложения, которые содержат не одну грамматическую основу, а две и более. Такие предложения называются сложными. Ср.: Налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-то пожар, или же собиралась всходить луна.
Сложное предложение позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними. Использование определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми предложениями в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения (причинные, временные, целевые и т. д.), которые устанавливаются между отдельными частями развернутого высказывания. Сложные предложения широко используются в книжной письменной речи.
Однако нередко конструирование таких предложений вызывает большие трудности, а неправильное построение сложного предложения ведет к нарушению синтаксических норм современного русского языка и вызывает грубые речевые ошибки. К наиболее частотным ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относятся:
1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.
Неправильный вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.
Исправленный вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, когда результаты экономической деятельности будут достаточно высокими. Или: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь в том случае, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.
2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения.
Неправильный вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
Исправленный вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
3. Постановка рядом однозначных союзов.
Неправильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова не возымели действия.
Исправленный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия. Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако его слова не возымели действия.
Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным.
Между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.
Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая недавно прилетела в Москву.
Исправленный вариант: Вчера журналист взял интервью у прилетевшей недавно в Москву представительницы делегации.
5. Смешение прямой речи и косвенной.
Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.
Исправленный вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.
6. Разнотипность частей сложного предложения.
Неправильный вариант: На родительском собрании
обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы.
Исправленный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте классной мебели; 2) организация вечера встречи выпускников школы. Или: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) как помочь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы.
Вопросы для обсуждения теоретического материала
1. Что входит в понятие «синтаксические нормы русского языка»?
2. Что такое порядок слов в предложении? Какую роль играет порядок слов в русском языке?
3. Перечислите основные правила согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием слов.
4. Что такое нормы управления?
5. Каковы особенности использования деепричастных оборотов в современном русском языке?
6. Каковы основные правила употребления однородных членов предложения?
7. Какие синтаксические нормы необходимо соблюдать при построении сложных предложений?
Необходимо различать управление существительных, прилагательных и глаголов, близких по значению:
быть участником чего-либо – участвовать в чем-либо;
беспокоиться о чем-либо – тревожиться за что-либо;
вера во что-либо – уверенность в чем-либо;
доволен чем-либо – рад чему-либо;
дорожить чем-либо – ценить что-либо;
думать о чем-либо – задумать что-либо;
наградить чем-либо – удостоить чего-либо;
наполнить чем-либо – полон чего-либо;
начать что-либо ю– приступить к чему-либо;
отличать что-то от чего-то – различать что и что;
отчитываться в чем-либо – сделать отчет о чем-либо;
опираться на что-либо – упираться во что-либо;
писать о чем-либо – описывать что-либо;
платить за что-либо – оплачивать что-либо;
полон чего-либо – переполнен чем-либо;
поделиться чем-либо – рассказать о чем-либо;
предостеречь от чего-либо – предупредить о чем-либо;
препятствовать чему-либо – тормозить что-либо;
разочароваться в чем-либо – быть недовольным чем-либо;
удивляться чему-либо – быть удивленным чем-либо, восхищаться чем-либо;
упрекать в чем-либо – попрекать чем-либо.
Следует обратить внимание на употребление следующих слов и словосочетаний:
аллергия на что-либо, аллергия на пыльцу ;
альтернатива чему-либо, альтернатива диетам ;
анфас – наречие, употребляется с глаголом без предлога, рисовать анфас ;
аэропорт, в чём? где?, в аэропорту ;
бал, о чём? на чём?, о бале, на балу ;
беспокоиться о ком-либо, о чем-либо, беспокоится о сыне;
благодаря кому? чему?, благодаря другу;
вопреки чему-либо, вопреки усталости;
(дис)гармонировать с чем-либо, (дис)гармонировать с тоном;
жажда чего-либо, жажда чтения;
жалоба на кого-либо, жалоба на Иванова;
избегать кого-либо, чего-либо, избегать встречи;
иммунитет к чему-либо, иммунитет к ядам;
курировать кого-либо, курировать сотрудника;
наблюдение за кем-либо, за чем-либо, наблюдение за погодой;
обижаться на кого-либо, на что-либо, обижаться на одноклассника;
обосновать что-либо, обосновать высказывание;
оплатить что-либо, оплатить проезд , но платить, заплатить за что-либо, платить за проезд;
отзыв о чем-либо, отзыв о фильме;
пренебречь чем-либо, кем-либо, пренебречь помощью;
препятствовать чему-либо, препятствовать осуществлению плана;
рецензия на что-либо, рецензия на книгу;
скучать по кому-либо, чему-либо, скучать по сыну, скучать по нему;
свойственный кому-либо, свойственная ему манера;
талант к чему-либо, талант к музыке;
тенденция чего-либо, тенденции моды;
уделять внимание кому-либо, чему-либо, уделять внимание друзьям;
упрекать в чем-либо, упрекать в непонимании;
характеристика кого-либо, характеристика ученика.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксические нормы
Синтаксические нормы — правила, по которым в речи строятся словосочетания и предложения. Без владения синтаксическими нормами невозможно правильно выразить мысль, построить высказывание, которое отвечало бы коммуникативным задачам. Большое количество синтаксических ошибок делает речь нелогичной, неточной и затрудняет ее восприятие слушающими (читающими).
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Нормы построения словосочетаний
В русском языке чаще всего нарушаются нормы управления. Управление — такой тип подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово требует от зависимого строго определенной падежной или предложно-падежной формы: оплатить (что?) проезд (форма винительного падежа); заплатить (за что?) за проезд (форма винительного падежа с предлогом за); памятник Пушкину (не памятник Пушкина!).
Нормы управления со временем могут изменяться. Например, норма управления глагола беспокоиться в предложении из романа «Анна Каренина»: И потому княгиня беспокоилась с Кити больше, чем со старшими детьми, не соответствует современной (беспокоиться о Кити, о детях).
Неправильный выбор между вариантами падежной (предложно-падежной) формы может привести к речевым ошибкам.
вера (во что?) — уверенность (в чем?);
директор (чего?) — управляющий (чем?) — заведующий (чем?); характерный (для кого?) — свойственный (кому?); интересоваться (чем?) — интерес (к чему?); обращать внимание (на что?) — уделять внимание (чему?); полный (чего?) — наполненный (чем?).
Основной причиной отступления от грамматической нормы в области управления является смешение близких по смыслу или форме слов, имеющих различные грамматические связи: (рецензия на спектакль, но отзыв о спектакле, отзыв о статье) или различные варианты предложно-падежного управления у однокоренных слов (радоваться (кому? чему? (за кого?) — обрадован (чем?) —радость (за кого? за что? (о ком? о чем?) — рад (кому? чему? за кого?).
В тех случаях, когда кажутся возможными две формы, лучше всего обратиться к словарям: в толковых словарях в словарных статьях, посвященных глаголам и отглагольным существительным, как правило, даются примеры их употребления с зависимыми существительными; словари сочетаемости и словари трудностей также помогают в выборе нужной падежной или предложно-падежной формы. Приведем несколько примеров трудных случаев в области управления: Заключение кого (чего) (заключение эксперта, заключение диссертационного совета), о чем (заключение о результатах проверки), по чему (заключение по вопросу, по проблеме).
Заявление кому кого (заявление ректору доцента кафедры педагогики). Неправильно заявление кому от кого (заявление декану от студента Петрова).
Контроль над чем (контроль над учебным процессом), за чем (контроль за работой отдела), чего (контроль самостоятельной работы студентов).
Объяснить что (объяснить правописание гласных). Неправильно объяснить о чем (объяснить о порядке зачисления в университет). Оппонировать кому (чему) (оппонировать соискателю ученой степени, оппонировать общественному мнению), по чему (оппонировать по докторской диссертации). Неправильно оппонировать с кем (оппонировать с докладчиком).
Реакция на что (реакция на критику). Неправильно реакция о чем (реакция о событиях).
Руководство. В значении «управленческая деятельность» — руководство кем (чем) (руководство участниками проекта, руководство учебным процессом). В значении «руководители» — руководство чего (руководство университета). В значении «учебное пособие» — руководство по чему (руководство по прикладной экономике), для кого (чего) (руководство для студентов, руководство для подготовительных курсов). Зачастую выбор падежа управляемого существительного осложняется тем, что варианты чаще всего неравноправны — один является нормативным, а другой носит разговорно-просторечный, профессиональный или устаревший характер:
иммунитет к оспе — иммунитет против оспы (варианты равноправны);
бояться дяди — бояться дядю (разговорное); справка с подписью и печатью — справка за подписью и печатью (официальное).
Многие слова имеют варианты управления зависимым существительным, которые различаются оттенками значения: ждать автобус
№ 25 (конкретный) — ждать автобуса (любого); привезти продуктов (какую-то часть) — привезти продукты (все).
Особого внимания заслуживает употребление прямого дополнения при переходных глаголах. Прямое дополнение — это дополнение в форме винительного или родительного падежа в значении объекта без предлога: любить пироги, решить задачу, а переходный глагол — это глагол, способный иметь при себе прямое дополнение. Отсутствие прямого дополнения после переходного глагола указывает на неполноту предложения, в некоторых случаях такое отсутствие может оцениваться как грамматическая ошибка: Мало того, что полковник наказывал, а еще и по лицу бил малорослого слабосильного солдата. Это характеризует, что Молчалин двуличный человек (из сочинений).
Для создания языковой игры прямое дополнение может ставиться после непереходного глагола: Мы пойдем гулять нашу собаку. Его ушли с работы. Папа поступил его в университет.
Следует также обратить внимание на особенности употребления прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием. В этом случае возможно использование не только винительного, но и родительного падежа: не любить пироги (пирогов), не решить задачу (задачи).
Родительный падеж лучше использовать при наличии в предложении частицы ни или отрицательного местоимения (наречия) с приставкой ни-: не съел ни одного пирога; не видел ни одной книги этого издательства’, при деепричастиях или причастиях: не зная ответа, не знавший ответа; в инфинитивных предложениях: Никому не открывать рта! и т.п. Винительный падеж обязателен в предложениях, в которых отрицание относится не к глаголу-сказуемому, а к другому слову: не полностью выполнил задание (винительный падеж), но не выполнил задания (родительный падеж). Рекомендуется использовать винительный падеж при формах повелительного наклонения: Не бросай телефон где попало! Не читай книгу лежа!’, при двойном отрицании: нельзя не обратить внимание на эту проблему, невозможно не учитывать этот фактор и т.п.
Необходимо также помнить об особенностях употребления пар предлогов в — из и на — с: если со словом используется предлог в, то с ним же обязательно употребляется предлог из; если же возможно только употребление предлога на, то антонимичное словосочетание образуется с предлогом с: пойти на работу — вернуться с работы; уйти в школу — вернуться из школы.
Словосочетания прийти с магазина, вернуться с института, уйти со школы и т.п. носят отчетливо просторечный характер. Таких ошибок следует избегать. Правильные словосочетания: прийти из магазина, вернуться из института, уйти из школы, из парикмахерской, из булочной, из универмага, из мастерской, из цеха, но уйти с факультета, с работы, с занятий, с курсов, со службы.
С географическими названиями обычно употребляются предлоги в — из: в Казань — из Казани, в Сибирь — из Сибири, в Крым — из Крыма, в Сочи — из Сочи. Исключения составляют названия некоторых горных областей: поехать на Кавказ — вернуться с Кавказа; отправится на Памир — вернуться с Памира; прибыть на Алтай — улетать с Алтая’, однако правильным будет употребление в Хибины — из Хибин, в Гималаи — из Гималаев. Что же касается топонима Украина, то с этим географическим названием используются предлоги на — с: поехать на Украину — вернуться с Украины (ср.: на Волынь, на Черниговщину, на Львовщину, на Брянщину). Принятый в русском языке вариант на Украине напоминает о происхождении географического названия: слово Украина является однокоренным со словами край, окраина, закраина, образующими сочетания с предлогом на: на краю, на окраине. Распространенное (особенно в официальной речи) употребление в Украине подчеркивает использование топонима как названия государства.
Количественные числительные, стоящие в именительном или винительном падеже, управляют существительным, требуя формы родительного. Числительные два, три, четыре и составные числительные, включающие в себя слова два, три, четыре, в именительном падеже требуют после себя существительного в форме единственного числа родительного падежа (шестьдесят два человека; сорок четыре бойца), в косвенных падежах существительное ставится в той же форме, что и числительное: тридцатью девятью учениками; шестьюстами двадцатью четырьмя участниками.
Вызывает затруднения выбор формы существительных при глаголах, обозначающих чувства и переживания человека (горевать, плакать, скучать, тосковать и др.). Эти глаголы употребляются с предлогом по в дательном падеже, а с предлогом о-в предложном: тосковать по прошлому — тосковать о прошлом’, тосковать о далеких друзьях — тосковать по родным.
Особое внимание следует обратить на случаи двойного подчинения, поскольку недопустима ситуация, когда к двум разным словам, требующим разных предложных или предложно-падежных форм, относится одно зависимое. Приведем примеры подобных ошибок: *Вла- дение и использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных в процессе обучения предмету и в воспитательной работе (из доклада); *В стихотворении чувствуется обожание и любовь к творчеству великого поэта (из сочинения). Чтобы избежать подобных ошибок, обычно после первого слова ставят дополнение в нужной форме, а ко второму добавляют местоимение, также соблюдая нормы предложно-падежного управления: Владение современными образовательными технологиями, в том числе информационно-коммуникационными, и использование их в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Можно также перестроить предложение таким образом, чтобы избавиться от двойного подчинения: В стихотворении чувствуется обожание великого поэта и любовь к его творчеству.
Нормы построения словосочетаний со связью согласование нарушаются реже. Согласование — вид подчинительной синтаксической связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово приобретает такие же грамматические значения, что и главное.
Грамматической ошибкой является нарушение норм согласования прилагательных и причастий с существительными.
При согласовании определения с существительным общего рода учитывается пол лица, которое называет существительное: уважаемый коллега и уважаемая коллега. При сложных словах определение согласуется с той частью, которая склоняется: недорогое кафе-закусочная.
Затруднения или ошибки при согласовании могут быть вызваны незнанием рода существительного, часто связанного с непониманием значения слова, или колебаниями в роде: *В нашем магазине вы можете приобрести недорогой драп, чудесный шелк на платье и великолепную тюль (радиореклама).
Форма прилагательного уподобляется существительному в роде, числе и падеже. Определение, стоящее между числительным <два, три, четыре) и управляемым существительным, может стоять в форме именительно-винительного или родительного падежа: три верные товарища — три верных товарища. Если говорящий желает подчеркнуть качество объекта (верность), то он употребляет форму именительно-винительного падежа (верные), а если важнее указать на количество, — форму родительного падежа (верных). Если определение относится к существительному женского рода, то предпочтительна форма именительно-винительного падежа: четыре чистые тетради; три Юлины подруги.
Вариативность при выборе зависимого слова возникает, если несклоняемое существительное испытывает колебания в роде: крепкое виски — крепкий виски.
Следует учитывать стилистическую вариантность согласования приложений типа: в городе Москва — в городе Москве (первое словосочетание допустимо в официальной речи).
Нарушение норм согласования является грамматической ошибкой. Недопустима замена управления (как типа синтаксической связи) согласованием (ср.: попроблемное расположение материала вместо расположение материала по проблемам).
🔥 Видео
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать
Синтаксическая норма| Русский языкСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать
ЦТ А27. Синтаксические нормыСкачать