В течение своей жизни гоголь много путешествовал выпишите словосочетание

Видео:Русская литература. Повесть Н.В.Гоголя "Портрет". 10 класс. Видеоурок.Скачать

Русская литература. Повесть Н.В.Гоголя "Портрет". 10 класс. Видеоурок.

лингвистический марафон
материал по русскому языку (8 класс) по теме

В течение своей жизни гоголь много путешествовал выпишите словосочетание

материал для использования на неделе русского языка

Видео:Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (содержательный анализ) | Лекция №42Скачать

Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (содержательный анализ) | Лекция №42

Скачать:

ВложениеРазмер
lingvisticheskiy_marafon.doc40.5 КБ

Видео:Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Видеоурок 7. Литература 10 классСкачать

Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Видеоурок 7. Литература 10 класс

Предварительный просмотр:

Задания для марафона «Лингвистические загадки»

Задание Вставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Всякий распол_гает возможностью пофиглярствовать и изобр_зить на подмостках честного человека но быть порядочным изнутри и в сер_це своем где все дозволе(н,нн)о где все шито-крыто вот поистине вершина возможного. Бл_жайшая ступень к этому быть таким же у себя дома в своих обыденных делах и поступках в к_торых мы (не)обязаны д_вать кому(либо) отчет и где свободны от и(с,сс)ку(с,сс)твенности и от пр_творства.

Станция «Один за всех и все за одного»

1) Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание читаемого. 2) Но произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению только в том случае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и легкому общению. 3) Дело в том, что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. 4) Это объясняется тем, что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на ее звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. 5) Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути общения. 6) Таким образом, единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо. 7) Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой стороной литературного языка. 8) Задачи орфоэпии и орфографии заключаются в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

Задания (каждый ученик выполняет одно задание)

1. Из 1-го предложения выпишите все словосочетания, определите их способ связи.

2. Определите способ образования слов разнобой, единообразное .

3. Докажите, к какой части речи принадлежит слово полностью (предложение 2-е). Используйте морфологический разбор.

4. Найдите предложение, в котором оборот с союзом как имеет значение «в качестве». Запишите номер этого предложения.

5. Подберите по два однокоренных слова к словам местность, отклонения .

6. Определите тип речи. Дайте развернутый ответ на вопрос: какую роль в тексте играют сложноподчиненные предложения?

Прочитайте текст и выполните задания.

  1. В течение своей жизни Гоголь много путешествовал. (2) Однако где бы он ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте. (3) Он приспособился в дороге думать и работать, между тем одновременно и набираясь впечатлений, и отдыхая душой. (4) У него даже был план объехать все монастыри России, имея в виду, что они располагались, как правило, в красивейших местах. (5) Он собирал в душе своей как бы коллекцию истинно русских пейзажей.
  1. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью согласование
  2. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью управление
  3. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью примыкание
  4. Какое сочетание слов из предложения 2 не является примером примыкания? Напишите номер правильного ответа.
  1. где бы ни странствовал
  2. чувствовал себя лучше
  3. сидя на месте
  4. несравненно лучше
  1. Определите способ связи в словосочетании НА ОДНОМ МЕСТЕ (предложение 2)
  2. Какое сочетание слов из предложения 4 является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.
  1. был план
  2. план объехать
  3. даже был
  4. располагались как правило

1. Горького я впервые увидел в Петрограде зимой девятьсот пятнадцатого года. 2. Спускаясь по лестнице к выходу, я засмотрелся на детей, играющих в вестибюле. 3. В то же время в парадную легкой и властной походкой вошел насупленный мужчина. 4. Лицо у него было сердитое и даже как будто злое. 5. Длинные усы его обледенели, и от этого он казался еще более сердитым.

6. Детей звали спать. 7. Они расшалились, не шли. 8. Человек глянул на них и сказал, не замедляя шагов: «Даже кит ночью спит!». 9. В эту секунду вся его угрюмость пропала, и я увидел горячую синеву его глаз. 10. Взглянув на меня, он снова насупился и мрачно зашагал по ступеням.

11. Когда я познакомился с ним ближе, я заметил, что у него на лице чаще всего бывают эти два выражения. 12. Одно – хмурое, тоскливо-враждебное. 13. И другое выражение, всегда внезапное: празднично-застенчиво-умиленно-влюбленное. 14. Позже я заметил, что приливы влюбленности бывали у Горького, когда он говорил о детях, о замечательных людях и книгах. (По воспоминаниям К.И. Чуковского)

1. Выпишите из 1-го абзаца 2 слова, образованных путем перехода из одной части речи в другую. Определите, к какой части речи они относятся.

( Горький, парадная – субстантивированные прилагательные.)

2. Выпишите из 1-го и 3-го абзацев слова в форме сравнительной и превосходной степени. Определите их начальную форму и часть речи:

  • более сердитым – составная сравнительная степень; н.ф. сердитый , прил.;
  • чаще всего – составная превосходная степень; н.ф. часто ; нареч.;
  • ближе – простая сравнительная степень; н.ф. близко ; нареч.;
  • позже – простая сравнительная степень; н.ф. поздно ; нареч.

3. Найдите простое предложение, осложненное обособленными обстоятельством и определением, выраженными деепричастным и причастным оборотами. Укажите его номер.

4. Сделайте морфемный разбор слов угрюмость, спускаясь, снова, засмотрелся.

5. Найдите СПП с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения и вид придаточных.

(11-е предложение; придаточные времени и изъяснительное.)

6. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте:

1) градация;
2) развернутая метафора;
3) эпитеты;
4) речевая характеристика героя;
5) синекдоха.

Найдите неверное использование паронимов в предложении и исправьте ошибки.

  1. Написав автобиографию, нужно в конце поставить свою роспись. 2. За билетами у кассы стояли командировочные. 3. Олег одел плащ и поспешил на работу. 4. Через три года мы встретились с Петей, но он меня не признал. 5. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости. 6. Туристы блудили в лесу полдня. 7. Базаров отличался недюжим умом. 8. Книга – источник познания, её добротное содержание будет воспитывать нашу молодёжь, прививать ей душевность.

Станция «Говори грамотно»

1. Расставьте ударения в словах:

Ненадолго, проживший, прожитый, собрались, недуг, звонишь, дефис, клала, досуг, названа, звала, обеспечение, феномен, переведены, намерение, простыня, знамение, договор, оптовый, каталог, банты.

  1. В каком слове произносится ШН?

Брусничный, коричневый, нарочно, гречневая, беспомощный, помощник, уличный, суточный

  1. В каком слове произносится ТЭ?

Контейнер, протест, патент, контекст

  1. В каком слове произносится Ё?

Побл…кла, оп…ка, бытии…, аф…Ра

5. В каком слове пропущена буква Н?

Компроме…тировать, ко…форка, ко…фортный, инци…дент

Видео:Образ Петербурга в повести «Невский проспект» Н. ГоголяСкачать

Образ Петербурга в повести «Невский проспект» Н. Гоголя

«Прочитайте текст и выполните задания 1—10. (1) В течение своей жизни Гоголь много путешествовал. (2) Однако где бы он ни странствовал, в дороге он . »

Прочитайте текст и выполните задания 1—10 .

(1) В течение своей жизни Гоголь много путешествовал. (2) Однако где бы он

ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на

одном месте. (3) Он приспособился в дороге думать и работать, между тем

одновременно и набираясь впечатлений, и отдыхая душой. (4) У него даже

был план объехать все монастыри России, имея в виду, что они располагались,

как правило, в красивейших местах. (5) Он собирал в душе своей как бы коллекцию истинно русских пейзажей .

1. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ .

2. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ .

3. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

4. Какое сочетание слов из предложения 2 не является примером примыкания? Напишите номер правильного ответа .

1)где бы ни странствовал

2) чувствовал себя лучше

3) сидя на месте

4) несравненно лучше

5. Определите способ связи в словосочетании НА ОДНОМ МЕСТЕ (предложение 2) .

6. Определите способ связи в словосочетании НАБИРАЯСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (предложение 3) .

7. Какое сочетание слов из предложения 4 является словосочетанием?

Напишите номер правильного ответа .

2) план объехать

4) располагались как правило

8. Определите способ связи в словосочетании У НЕГО БЫЛ (предложение 4) .

9. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ .

10. Какое сочетание слов из предложения 5 не является словосочетанием?

Напишите номер правильного ответа .

2) как бы коллекцию

3) собирал в душе

4) коллекцию пейзажей Предложение. Грамматическая основа предложения .

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

1. Какие слова являются грамматической основой «в предложении?

Зимой всё заносит снегом, заваливает сугробами, делая город чище и уютнее .

1) всё заносит, заваливает

2) заносит, заваливает, делая чище и уютнее

3) заносит, заваливает

4) город чище и уютнее

2. Какие слова являются грамматической основой в предложении?

К нашим старикам кто угодно и когда угодно может заглянуть, постучавшись, а то и без стука войти в никогда не запираемую дверь .

1) кто угодно может заглянуть, войти

2) может заглянуть, постучавшись, войти

3) заглянуть, войти

4) кто угодно и когда угодно может заглянуть, войти З. Какие слова являются грамматической основой в предложении?

Кое-кто из самых благоразумных, убедившись в невозможности одолеть трясину, собирался уже вернуться домой .

1) кое-кто собирался

2) кое-кто собирался вернуться

3) кое-кто из самых благоразумных, убедившись, собирался вернуться

4) кое-кто из благоразумных собирался вернуться

4. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении?

До нас дошло около двух с половиной тысяч его писем к родственникам, друзьям и знакомым, написанных только за последние пять лет .

2) дошло около двух с половиной тысяч

3) дошло около двух тысяч писем, написанных

4) дошло около двух с половиной тысяч писем

5. Сколько грамматических основ в предложении (знаки препинания не расставлены)?

Опять белая ночь без теней без звуков она мучительно непонятна хотя и бродишь душой где-то на пороге тайны её и кажется что вот-вот всё поймёшь всё откроешь и тогда спадёт бремя с души. (Ю. Казаков) 1)4 2)5 3)6 4)7

6. Какие слова являются грамматической основой в частях сложного предложения?

Под его рассказы хорошо думается о лете, воображаются сотни нехоженых дорог, лесных местечек, которые могут очаровать сразу и навсегда .

1) думается, воображаются, могут очаровать

2) думается, воображаются сотни дорог, местечек, которые могут очаровать

3) воображаются сотни дорог, местечек, которые могут /

4) думается, воображаются, могут очаровать

7. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей сложного предложения?

Готовясь к экзаменам, которые ждут вас по окончании школы, я советовал бы заниматься более серьёзно и глубоко: упорный труд всегда одерживает победу, а лень ведёт к поражению .

2) я советовал бы заниматься

3) труд одерживает победу

4) лень ведёт к поражению

8. Какие слова являются грамматической основой в одной из частей сложного предложения?

Мы с подругой сидели на берегу озера и, так как мы только что начали изучать географию, которую, кстати, страстно полюбили, рассуждали, почему наше озеро называлось Азовским морем, что никоим образом не соответствовало действительности .

2) мы начали изучать географию

4)озеро называлось морем

9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или в части сложного предложения)?

(1) А возле старого пня шла, продолжалась жизнь. (2) Было непонятно, что могло привлечь к этим жалким останкам былого могущества и желтоголового красавца-ужа, и юрких ящериц, и многочисленных жучков-паучков. (3) Возникало ощущение, что всё окружающее было ему, старожилу, интересно. (4) Ощущение, что старый пень — своеобразный центр маленькой лесной вселенной .

1) продолжалась жизнь (1 предложение)

2) что могло привлечь (2 предложение)

3) окружающее было интересно (3 предложение)

4) пень (4 предложение)

10. В каком примере допущена ошибка в выделении грамматической основы предложения?

Сколько воспоминаний детства осталось в моей памяти! Вот мы с мамой перед сном шепчемся о новогодней ёлке, подарках. За стеной отец с моим старшим братом обсуждает планы на лето. А из кухни вдруг доносится совершенно летний, удивительно ароматный запах. Это пахнет чёрная смородина. Её листочки добавляет в чай бабушка. И я не понимаю, какое время года сейчас.. .

1) сколько воспоминаний осталось в памяти

2) мы с мамой шепчемся

3) отец обсуждает

4) пахнет смородина Второстепенные члены предложения

1. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении?

Светом и теплом разливающегося утра раскатывало туманы, скручивало их валами в распадках, загоняло в потайную думу тайги .

1) раскатывало, скручивало валами, загоняло

2) раскатывало туманы

3) раскатывало туманы, скручивало валами, загоняло

4) раскатывало, скручивало, загоняло

2. Какие слова в предложении являются определениями?

Смотрю на (1)чёрные деревья (2)за окном, вижу (3)облетевшую листву, и (4)этот (5)грустный вид (б)неожиданно дарит ощущение (7)покоя, (8)которое заполоняет меня (9)всего .

1) 1, 3, 4, 5, 8 3) 1, 3, 4, 5, 6, 9 2) 1, 2, 3, 4, 5, 7 4) 2, 6, 9

3. В каком примере есть несогласованное определение?

4. В каком предложении нет приложения?

1) Стихи нашего школьного поэта Семечкина знали и старшеклассники, и ученики младших классов .

2) В сборнике были напечатаны стихи только учеников-старшеклассников .

3) Твори, поэт, на радость людям!

4) Нам, поэтам, неведома проза жизни .

5. Какие слова в предложении являются дополнениями?

(1) Ничего в (2) его (3) жизни не происходило, не предвиделось (4) случайностей, яркие (5) дела и добрые (6) поступки совершались (7) другими .

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6 ‘ 2) 1, 3, 4, 4) 1, 3, 4, 7

6. В функции какого члена предложения выступает инфинитив (неопределённая форма глагола) в предложении?

Знаменитого писателя читатели умоляли рассказать, что будет с главными героями .

7. Сколько обстоятельств в предложении?

Здесь было ещё уютнее, теплее были взаимоотношения, радостнее блестели глаза?

8. В каком предложении нет обстоятельства?

1) Чуть слышно падает листва .

2) Море безмолвно .

3) Несмотря на плохую погоду, игра состоялась .

4) Вечером наше путешествие закончилось .

9. Какое предложение является распространённым?

10. Какому предложению соответствует характеристика ПОБУДИТЕЛЬНОЕ,

Видео:Н.В. Гоголь "Мёртвые души". Разбор по направлениям тем итогового сочинения.Скачать

Н.В. Гоголь "Мёртвые души". Разбор по направлениям тем итогового сочинения.

НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ?

1) А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер! (В. Лебедев-Кумач)

2) Кто расскажет о себе?

3) Думая о будущем, не забывай прошлого .

4) Так и не выполнил задуманное .

Прочитайте текст и выполните задания 1—6 .

(1) Если вечером смотреть из Кронштадта в сторону Ленинграда, то увидишь дрожащее в небе огромное зарево огней. (2) Синие молнии трамвайных дуг, непрестанно выключаемый и зажигаемый свет в тысячах квартир, мчащиеся лучи автомобильных фар. (3) Все эти неt заметные в отдельности изменения света, сливаясь, заставляют зарево дрожать живым дыханием. (4) Взгляни теперь в сторону моря. (5) Там тихо и черно. (6) И что в этой черноте? (7) Неизвестно. (8) Но внезапно резким, как взмах хлыста, световым ударом прорезает черноту неба и моря голубой узкий конус прожектора. (9) Прорежет, задрожит, замрёт и поползёт, ощупывая своим взором каждую волну, каждую льдину, сугроб. (10) И тогда, обернувшись на трепетное зарево города, всем сердцем ощутишь благодарность к нашим военным огням, узким, быстрым и разящим, как дальние и верные мечи .

1. В данном отрывке найдите простые односоставные предложения .

Напишите номера этих предложений .

2. В данном отрывке найдите односоставные безличные предложения (простые или в составе сложного). Напишите номера этих предложений .

3. В данном отрывке найдите односоставные определённо-личные предложения (простые или в составе сложных). Напишите номера этих предложений .

4. В данном отрывке найдите сложное предложение, состоящее из простых назывных односоставных. Напишите номер этого предложения .

5. Какая характеристика соответствует шестому (6) предложению?

1) простое односоставное

2) односоставное назывное

3) двусоставное неполное

4) односоставное неполное

6. Какая характеристика соответствует четвёртому (4) предложению?

Напишите номер правильного ответа .

1) простое, двусоставное, неполное

2) повествовательное, невосклицательное, -односоставное

3) односоставное, неопределённо-личное, распространённое

4) побудительное, односоставное, определённо-личное

Прочитайте текст и выполните задания 7—10 .

(1) Впереди них бежал Жулик, маленький лохматый пёс, и думал свою собачью думу. (2) Думал о том, как всё-таки хорошо жить на белом свете. (3) Куда ни глянь, куда ни побеги, всюду тебя ждёт приятное развлечение. (4) И воздух кругом такой чистый! (5) В поле сено убирают. (6) Сладко пахнет высушенной травой .

7. Найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение .

Напишите его номер .

8. Найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер .

9. Найдите односоставное определённо-личное предложение (простое или в составе сложного). Напишите его номер .

10. Какая характеристика соответствует второму (2) предложению?

1) простое, односоставное, безличное

2) простое, двусоставное, неполное

3) сложное, обе части — односоставные предложения

4) сложное, вторая часть — односоставное, безличное

Прочитайте текст и выполните Задания 1—3 .

(1) В глубине сада трудно, но основательно подымались над землёю антоновки и белый налив. (2) Они были неприхотливы, спокойны и важны. (3) По всему было видно, что собирались долго прожить на белом свете. (4) У самого шалаша рвалась вверх яблоня-дичок, неведомо как затесавшаяся в культурное семейство. (5) Её не поливали, не обрезали на ней лишних сучьев, не делали ей прививок. (6) А она и не нуждалась в этом. (7) Росла себе да росла, успев дважды устлать землю под собою великим множеством плодов. (8) От леса сад был отгорожен калиной и терновником. (9) От реки — высокой вишней влади-миркой. (10) По бокам — сливы, а за яблонями ровными рядами кустились смородина, крыжовник .

1. Найдите нераспространённое предложение. Напишите номер этого предложения .

2. Среди предложений 6—10 найдите простые неполные предложения .

Напишите номера этих предложений .

3. Найдите сложные предложения, в состав которых входят неполные предложения. Напишите номера этих предложений .

Прочитайте текст и выполните задания 4—6 .

(I) За деревней бурят воду. (2) Я сказал геологу:

(3) — У вас что-то выпало из кармана .

(4) Он поискал в траве и поднял с земли синеватый камушек .

(5) — Где вы взяли его? (6)У нас нет таких камней .

(7) — Я нашёл его в Хибинах. (8)Он просто завалялся у меня в кармане .

(9) — Это было давно?

(10) — Уже три года .

(II) — С тех пор вы так и не заглядывали в свой карман?

(12) — Заглядывал. (13)Просто я не выбрасываю этот камушек .

(15) —. Потому что я всегда могу подержать его в руке. (16) Вот как здесь, где просто нет камней .

4. Среди предложений 1—6 найдите распространённое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения .

5. Среди предложений 9—15 найдите простые неполные предложения .

Напишите номера этих предложений .

6. Среди предложений 12—16 найдите неполное предложение в составе сложного. Напишите номер этого предложения .

Прочитайте текст и выполните задания 7—10 .

(1) Павлин. (2) Бродяга-павлин, теперь никому ненужный. (3) Он ночует на перильцах балкона: так не достать собакам. (4) Мой когда- То. (5) Теперь — ничей, как и эта дачка. (6) Есть же ничьи собаки, есть и люди — ничьи. (7) Так и павлин ничей. (8) Я не могу содержать его, роскошь эту. (9) Он это понял и поселился на пустыре. (10) Мы — соседи .

7. Среди предложений 1—10 найдите нераспространённое двусоставное предложение. Напишите номер этого предложения .

8. Среди предложений 1 — 10 найдите простое односоставное распространённое предложение. Напишите номер этого предложения .

9. Среди предложений 1—6 найдите неполные предложения. Напишите номера этих предложений .

10. Среди предложений 1—10 найдите односоставное распространённое предложение в составе сложного. Напишите номер этого предложения .

Прочитайте текст и выполните задания 1—4 .

(1) Тихая река, неподвижная, как болото, вся была скрыта под сплошной твёрдой зеленью кувшинок. (2) Лишь на той стороне, у берега, оставалась чистая, гладкая, не застланная листьями полоса воды. (3) В ней мальчик видел отражённые с необыкновенной отчётливостью и прибрежную осоку, и чёрный зубчатый лес, и горевшее за ним зарево. (4) А на этом берегу на равном расстоянии друг от друга стояли древние, дуплистые ветлы. (5) Короткие прямые ветки топорщились у них кверху, и сами они, низкие, корявые, толстые, походили на приземистых старцев, воздевших к небу тощие руки .

1. Найдите предложения с однородными определениями. Напишите номера этих предложений .

2. Найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений .

3. Найдите предложения с необособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Напишите номера этих предложений .

4. Найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством .

Напишите номер этого предложения .

Прочитайте текст и выполните задания 5—8 .

(1) По шоссе, идущему мимо кладбища и пропадающему среди волнистых полей, никто никогда не ездит. (2) Ездят по пыльному просёлку, рядом. (3) По просёлку поехал и Тихон Ильич. (4) Навстречу ему пронеслась ободранная извозчичья пролётка,— лихо носятся уездные извозчики! — а в пролётке — городской охотник. (5) Подымая тучи пыли, гнали лошадёнок мужики, возвращавшиеся с ярмарки. (6) И, обгоняя их гремящие телеги, Тихон Ильич мотал головой:

(7) — У, нищеброды, пропади вы пропадом!

5. Найдите в тексте предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения .

6. Найдите в тексте предложения с обособленными обстоятельствами .

Напишите номера этих предложений .

7. Найдите в тексте предложение с вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения .

8. Найдите в тексте предложение с обращением. Напишите номер этого предложения .

9. Какая характеристика соответствует предложению? Напишите номер правильного ответа .

И вот из растущего с каждым годом гербария минувших дней — пёстрых и зелёных, тусклых и раскрашенных память вынимает, любуясь, всё один и тот же листок — первое дачное утро. (Т. Толстая)

1) сложное, бессоюзное

2) простое, осложнённое обособленными определениями, обстоятельством, уточняющим дополнением

3) простое, осложнённое рядами однородных членов

4) простое, осложнённое одиночным деепричастием

10. Какая характеристика соответствует предложению? Напишите номер правильного ответа .

На нашей улице, если можно так сказать, по-домашнему уютно обосновалось лето .

1) сложное, сложноподчинённое

2) сложноподчинённое с придаточным условия

3) простое, осложнённое вводным предложением

4) бессоюзное сложное

Прочитайте текст и выполните задания 1—6 .

(1)Усевшись в свою кабину, я аккуратно выровнялся вдоль наклонной травяной дорожки и нажал на ручку газа. (2) Несмотря на то что положение моё было шатким, я был рад, что лечу с пассажирами. (3)Я снова осмотрел окрестности, пытаясь найти, где еще можно было бы приземлиться, но не нашёл ничего. (4)Холмы, поля, все слишком маленькие, были далеко от города .

(5)Через десять минут мы снова кружили над полосой, на которую в наступающих сумерках садиться стало отнюдь не легче. (б)Любопытные пассажиры вытягивали шеи, закрывая мне и тот минимальный обзор, который у меня был, когда я сбросил газ: (7)Мы ударились о землю и подскочили .

(8)Было такое впечатление, что нас занесло чуть вправо. (9) Биплан повернул влево, и левое колесо ушло с полосы. (10)В этот момент я резко нажал на правую педаль и дал газу, мы неслись со скоростью тридцать миль в час .

1. Найдите в тексте сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения .

2. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения только с придаточными определительными. Напишите номера этих предложений .

3. Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным (дополнительным). Напишите номер этого предложения .

4. Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных уступки и изъяснительного (дополнительного). Напишите номер этого предложения .

5. Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения .

6. Найдите в тексте бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения .

7. Укажите верную характеристику данного предложения. Напишите номер правильного ответа .

Будучи за границей, брат год учился живописи и даже, как он сам рассказывал, некоторое время всерьёз думал о карьере художника .

1) простое осложнённое

2) сложноподчинённое с двумя придаточными

3) сложноподчинённое с придаточным обстоятельственным

8. Укажите верную характеристику данного предложения. Напишите номер правильного ответа .

Давным-давно, по ту сторону снов, на земле стояло детство, ветры молчали, спали за далёкими синими лесами, была живая Женечка.. .

1) сложное с разными видами связи

2) бессоюзное, состоит из трёх частей

3) бессоюзное, состоит из четырёх частей

4) простое, осложнённое однородными членами

9. Укажите верную характеристику данного предложения. Напишите номер правильного ответа .

Глава семейства, седой человек, всегда тщательно одетый, казалось, игнорировал существование гостиницы, в которой жил. (Г. Газданов)

1) сложноподчинённое с двумя придаточными

2) простое, осложнённое причастным оборотом и вводным словом

3) бессоюзное сложное

4) сложноподчинённое с придаточным определительным

10. Укажите верную характеристику данного предложения. Напишите номер правильного ответа .

На ранней заре, когда ещё кричат петухи и по-чёрному дымятся избы, распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь — велишь поскорее засёдлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд .

1) сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных

2) сложноподчинённое с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных

3) сложное с разными видами связи

В течение своей жизни гоголь много путешествовал выпишите словосочетание«ФЕ Д Е РА ЛЬ Н ЫЙ ЗА КО Н «ОБ ОРУЖИИ» ПРАВИЛА ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ К НЕМУ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тексты с последними изменениями и дополнениями на 2016 год МОСКВА УДК 342 (094.4) УДК 342(094.4) ББК 67.401.213 ББК 67.401.213 Ф32 Ф32 Уважаемые читатели, если у вас в руках. »

В течение своей жизни гоголь много путешествовал выпишите словосочетание«Раздел II. Смысл жизни, акме и профессиональная деятельность Профессиональное самосознание личности в рамках акмеологии К.М. Насонова (Екатеринбург) В рамках акмеологии разработана концепция развития профессионального самосознания личности (О. В. Моск. »

В течение своей жизни гоголь много путешествовал выпишите словосочетание«А.В.Карпенко «СКАД»: от вертолетов до «Рекорда» и «Аэрофона» Ракетный комплекс «Скад» был настолько удачным, что он долго находился в эксплуатации в Советской Армии и за рубежом, неоднократно служил основой для разработ. »

В течение своей жизни гоголь много путешествовал выпишите словосочетание«АКТИВНОСТЬ ФОРМ САМОСОЗНАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ МОР АЛЬНЫХ КА ЧЕСТВ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Величко В.Н. Донецкий государственныйинститут здоровья, физического воспитания и спорта Аннотация. В статье ра. »

В течение своей жизни гоголь много путешествовал выпишите словосочетание«Подвижная игра «Хоровод» Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании. Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу. Вокруг розовых. »

В течение своей жизни гоголь много путешествовал выпишите словосочетание«ПРОТОКОЛ № 2 заседания Общественного Совета при акционерном обществе «Единый накопительный пенсионный фонд» 15 марта 2017 г. г . Алматы ПРИСУТСТВОВАЛИ: Председатель Общественного Совета при ЕНПФ (далее – Совет): Сатпаев Досым Асылбекович.Члены Совета: Джолдасбеков Аз. »

В течение своей жизни гоголь много путешествовал выпишите словосочетание«,, 18 49 2002-2008. 7 2002-2008,, 93. 1, 2008 40, 2020,, Сейчас существует преобладающий консенсус в отношении того, что изменение климата является одной из наиболее акт. »

В течение своей жизни гоголь много путешествовал выпишите словосочетание«Общество с ограниченной ответственностью «Специальное конструкторское бюро Стройприбор» Пресс испытательный малогабаритный ПМ МГ4 (модификации ПМ-5МГ4, ПМ-10МГ4, ПМ-20МГ4) Руководство по эксплуатации Паспорт Челябинск Пресс испытательный малогабаритный ПМ МГ4 СКБ СТРОЙПРИБОР Челябинск Пре. »

В течение своей жизни гоголь много путешествовал выпишите словосочетание«1 Сексуальность в богословском ракурсе Интересно, что летучая рыба с помощью своих грудных плавников способна развить скорость до шестидесяти пяти километров в час, взмыть в воздух на высоту более одного метра над поверхностью вод. »

2018 www.fi.z-pdf.ru — «Библиотека бесплатных материалов — собрание материалов»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

Видео:Как работал Н.В.Гоголь. Литература. 7 класс.Скачать

Как работал Н.В.Гоголь. Литература. 7 класс.

ВИДЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ

« ВИДЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ»

( Синтаксис. Культура речи. План- конспект

урока в 11 классе.)

Подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ №13 города Костромы

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Типы связи

слов в словосочетании»

А) повторение и закрепление материала по теме «типы связи слов в словосочетании»;

Б) формирование умений правильно определять связь слов в словосочетании; преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;

В) познакомить учащихся с трудными случаями управления;

Г) развивать мыслительную деятельность учащихся путем использования в речи словосочетаний.

(Правильному написанию данных ниже слов поможет знакомство с их историей, изменениями, происшедшими с ними,- смысловыми, фонетическими, в морфемном составе.)

Непреклонный ( от корня КЛОН- ПО-КЛОН; восходит к «преклонить перед

Прекословить ( от СЛОВ-О; ПРЕКО восходит к «наперекор кому- либо»;

можно заменить синонимом ПЕРЕЧИТЬ);

Преследовать ( «настигать следом, гнаться по следу», «переходить от следа

Запись темы урока на доске и в тетрадях.

— Что такое словосочетание?

( Словосочетание- это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: голубое небо, решать задачу, вовремя приехать.)

— Какие вы знаете два типа словосочетаний?

( Подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово ( горячий песок, летний день), и сочинительные, в которых соединяются равноправные слова ( день и ночь, быстро и незаметно)

— Какие соединения слов не будут являться словосочетаниями?

* подлежащее и сказуемое ( Прилетают птицы.)

* сочетание самостоятельного слова и служебного ( пусть пишет, около

* фразеологизмы ( ни свет ни заря, сломя голову)

* составные словоформы ( менее приятный, будет петь)

— Какие три главных способа подчинительной связи вы знаете?

( Согласование, управление , примыкание).

— Какой способ мы будем называть согласованием?

( Согласование- такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа, падежа: темная ночь, темной ночи , темную ночь и т.п.)

— Обратите внимание на доску, где спроецированы словосочетания. Выделите в них главное и зависимое слово; определите, какой частью речи выражено зависимое слово.

Определите грамматическое значение словосочетаний

Главное слово: существительное.

Зависимое: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово.

Приведение к знаменателю

Примчаться к тебе

Призадуматься над задачей

Управление- такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога.

Главное слово: глагол и его формы ( причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.

Обратите внимание, что в сочетании слов типа две рябины ( с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.

В сочетаниях типа две дочери ( с одушевленными существительными) управление наблюдается только в им.падеже, а в остальных падежах- согласование).

Примыкание- такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).

Хочу вам напомнить, что притяжательные местоимения ЕГО,ЕЕ,ИХ не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием : его дом, ее тетрадь, их альбом. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: люблю его, спросил ее, взял их.

Прежде чем приступить к практической части урока, хотелось бы вам дать несколько практических советов по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:

Чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры ( отвечающее на вопрос КАКОЙ?), а затем найти слово, от которого оно зависит;

Поиск словосочетания с управлением- это поиск слова ( с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос ( кого? Чего? Кому? Чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного.

Найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

Помните, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетания помогает вопрос.

Подберите к существительным ЛЕКЦИЯ, РЕЧЬ, ОЦЕНКА прилагательные со значением «очень хороший» (Пример: блестящий, яркий, высокий). Составьте словосочетания, запишите, определите вид связи, их грамматическое значение.

На доске спроецировано предложение. Выпишите из него словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.

В течение своей жизни Гоголь много путешествовал.

Как называется данный ряд слов: удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматическое значение.

На доске спроецировано предложение.

Однако где бы он ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте.

Какое сочетание слов из предложения не является примером примыкания:

Где бы ни странствовал

Чувствовал себя лучше

А сейчас обратите внимание на доску.

Трудные случаи управления.

В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции : * установить о причинах аварии (правильно: установить причины); * не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); * оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);

Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: * характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);

Неправильный выбор предлога: * партнёр в игре в гольф (правильно: партнёр по игре в гольф).

Обратите внимание на следующие конструкции :

Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву.

Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т. д. .

Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что – либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкция по + существительное в дательном падеже: * по завершению работы.

В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить бельё и т. п. .

Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа и предлога: * плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает её.

1) Определите тип связи слов в словосочетаниях.

Вековые традиции, участвовать в походе, чествовать ветеранов, наши современники, несколько карасей, идеалы молодежи, хорошо выучить, собираться уехать, истинный друг, чрезвычайно приятно, рано утром, точное время, верно рассчитать, второй из участников, третий слева, очень внимательный, жизненно необходимый, достойный уважения, теплая погода, крайне застенчивый.

2) Образуйте словосочетания. Определите способ связи.

Оплатить ( расходы), уплатить (проезд), добиться ( признание), рецензия (книга), отзыв (роман), удостоиться ( внимание), обсуждать (статья), отчет (работа), обидеться (подруга), достоин (уважение), удостоен (награда).

3)Образуйте с данными словами по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи:

Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А. медведь заревел

Б. заревел неистово

В. Заревел и схватил

Г. схватил за комбинезон

А. появиться в отдалении

Б. внезапно остановиться

В. Пошел и остановился

Г. перед штормом

Найдите словосочетание по его грамматическому признаку- «действие и его признак».

Б. плавание брассом

А. спуститься с горы

В. Легко преодолеть

Г. ходить по лесу

Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены

Е. порядковыми числительными

Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены

Г. местоимениями, сходными по форме с существительными

В каких словосочетаниях слова связаны управлением.

А. развевающегося флага

Б. ничем не интересоваться

Г. присутствовать на митинге

В каких словосочетаниях слова связаны примыканием.

А. серый от пыли

Б. очень грязный

В. Поворот налево

Г. возвратиться из похода.

Найдите ошибки в управлении.

А. скучаю по вас

Б. оплата за проезд

В. Благодаря своей воле

Г. опираться на фактах

А. директор магазина

Б. заведующий аптеки

В. Верящий в победу

Г. уверенность в победу.

Работа с текстом, спроецированным через компьютер на интер. доске.

(1)Где бы Гоголь ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте. (2) Он приспособился в дороге думать и работать, между тем одновременно и набираясь впечатлений, и отдыхая душой. (3) У него даже был план объехать все монастыри России, имея в виду, что они располагались, как правило, в красивейших местах. (4) Он собирал в душе своей как бы коллекцию истинно русских пейзажей.

Определите способ связи в словосочетании НА ОДНОМ МЕСТЕ (предложение 1).

Определите способ связи в словосочетании НАБИРАЯСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (предложение 2).

Какое сочетание слов из предложения 3 является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.

Располагались как правило.

Определите способ связи в словосочетании У НЕГО БЫЛ (предложение 3).

Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Какое сочетание слов из предложения 4 не является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.

Как бы коллекцию

6.Подведение итогов урока.

Придумать и записать по 5 словосочетаний на каждый вид связи. С любыми тремя составить сложносочиненные предложения.

🔥 Видео

Николай Гоголь. Записки сумасшедшего. Аудиокнига.Скачать

Николай Гоголь. Записки сумасшедшего. Аудиокнига.

📻Н. В. Гоголь. "Портрет". Читает Ростислав Плятт.Скачать

📻Н. В. Гоголь. "Портрет". Читает Ростислав Плятт.

Русская литература. 6 класс. Н. В. Гоголь. Страницы жизни и творчества /24.11.2020/Скачать

Русская литература. 6 класс. Н. В. Гоголь. Страницы жизни и творчества /24.11.2020/

Н.В. Гоголь «Ревизор» (содержательный анализ) | Лекция №38.1Скачать

Н.В. Гоголь «Ревизор» (содержательный анализ) | Лекция №38.1

Санкт-Петербург / Экскурсия по местам В.В. МаяковскогоСкачать

Санкт-Петербург / Экскурсия по местам В.В. Маяковского

Пропавшая грамота. Николай ГогольСкачать

Пропавшая грамота. Николай Гоголь

Как Гоголь уловил дух времени и перезапустил свою писательскую карьеру? #интересныйфакт #литератураСкачать

Как Гоголь уловил дух времени и перезапустил свою писательскую карьеру? #интересныйфакт #литература

Великий монолог... (Гоголь - Мертвые Души)Скачать

Великий монолог... (Гоголь - Мертвые Души)

Записки сумасшедшего. Николай ГогольСкачать

Записки сумасшедшего. Николай Гоголь

Все приемы из 26 задания за 45 минут | Оксана Кудлай | ЕГЭ по русскомуСкачать

Все приемы из 26 задания за 45 минут | Оксана Кудлай | ЕГЭ по русскому

Н.В. Гоголь "Мертвые души" | автор жжёт? | ЕГЭ литератураСкачать

Н.В. Гоголь "Мертвые души" | автор жжёт? | ЕГЭ литература

О замысле, написании и постановке "Ревизора". Литература 8 класс.Скачать

О замысле, написании и постановке "Ревизора". Литература 8 класс.

РАЗБОР ЗАДАНИЙ 8, 26 | +14 легчайших баллов | Русский язык с Верой ЕГЭ FlexСкачать

РАЗБОР ЗАДАНИЙ 8, 26 | +14 легчайших баллов | Русский язык с Верой ЕГЭ Flex

ЕГЭ по литературе. Поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души". АнализСкачать

ЕГЭ по литературе. Поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Анализ
Поделиться или сохранить к себе: