Видео:Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафораСкачать
Вариант 14
Часть 1.
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Текст начинается со слов «Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука..«
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Нажмите , чтобы прослушать запись
Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю ее своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведенный летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на все открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночевкой в лесу.
Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как все в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.
И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.
Часть 2.
Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа.
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1)В зависимости от степени участия в запоминании того или иного органа чувств выделяют различные типы памяти. (2)Одни люди лучше запоминают то, что они прочли или увидели (зрительный тип памяти), другие должны обязательно выслушать (слуховой тип), третьи лучше запоминают, если записали или произнесли вслух (двигательный тип). (3)Смешанный тип памяти отмечается, если память сочетает особенности всех трёх типов. (4)Для совершенствования памяти нужно в первую очередь проследить за собой и определить, какой именно вид памяти у вас преобладает. (5)И в дальнейшем лучше тренировать не ту особенность памяти, которая хорошо развита, а другую. (6)Кроме того, если человек хорошо запоминает прочитанное, то нужно, чтобы он ещё и воспринимал материал на слух или записывал его. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) выделяются различные типы (предложение 1)
2) записали и произнесли (предложение 2)
3) память сочетает особенности всех трёх типов (предложение 3)
4) нужно в первую очередь проследить (предложение 4)
5) которая развита (предложение 5)
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ветер свищет между стволами вековых сосен(1) наклоняет стройные ели(2) качая их острыми верхушками(3) и осыпая(4) пушистый снег(5) с печально поникших зеленых (6) ветвей(7) бесследно проходят седые века над этой таинственной молчаливой страной(8) а дремучий лес стоит(9) точно в глубоком раздумье(10) колышет темные вершины.
Замените словосочетание «гордость мамы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СТЕКЛЯННЫЙ (бокал) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, т.к. слово образовано от глагола совершенного вида»
2) ДЕШЁВЫЙ — в прилагательном под ударением пишется суффикс –ЁВ 3) КОСНУТЬСЯ — безударная гласная в корне проверяется ударением, поэтому в корне пишется буква О
4) ЗАКОННО — в наречии, образованном от прилагательного с –НН-, пишется две Н
5) МЕЖИНСТИТУТСКИЙ – после приставки МЕЖ- начальная гласная корня И всегда сохраняется
Прочитайте текст и выполните задания 6—9.
(1)На уроке военного дела учитель Юрий Лелюков, старший лейтенант пограничных войск, по собственному желанию уволенный в запас, показывал старшеклассникам, как обращаться с гранатой. (2)Он привёл её в боевое положение и вдруг, увидев дымок, понял: в его руках не учебная, а боевая граната… (3)До взрыва – это он знал хорошо – оставалось четыре секунды. (4)Выбросить гранату в окно, во двор – на это времени бы хватило. (5)Но за окном, построившись в ряд, вышагивали на обед шестилетки…(6)Выбросить гранату в коридор – но и там из-за нехватки классных помещений шли занятия. (7)А в классе сидело 26 мальчиков и девочек.
(8)И тогда, чтобы спасти ребят, он принял, и это подтвердили позднее эксперты, единственно правильное решение – рванулся в угол, пригнулся и крепко, намертво прижал гранату к своему животу. (9)И в тот же миг взрыв оглушил класс.
(10)Нелепый, трагический случай, произошедший из-за преступной халатности некоторых должностных лиц, стоил жизни молодому человеку, за короткое время работы в средней школе ставшему любимым учителем ребят. (11)Остались без отца шестилетняя Оксана, годовалый Юрасик, вдовой – жена Лариса.
(12)Юрий Лелюков выполнил перед людьми свой высший человеческий долг – пожертвовал собой, чтобы спасти других! (13)Есть ли что-либо более героическое, чем акт такого самопожертвования? (14)Каждому из нас дана свобода выбора, размышляют журналисты, рассказавшие о Ю. Лелюкове. (15)Выбираем мужественно и трудно, опираясь на свой опыт, опыт других поколений, что жили до нас, думаем, спорим, отстаиваем свою позицию. (16)Этот выбор мы делаем ежедневно, ежечасно, с самого детства и до последних секунд своей сознательной жизни. (17)Каким он будет, зависит от многих причин: условий, в которых прошла или проходит наша жизнь, от сложившегося характера, от общественных идеалов и ценностей, которые мы предпочли всем другим, от родителей, от друзей, от учителей, от книг, спектаклей, фильмов. (18)От удач и неудач. (19)И мотивы, последствия нашего выбора каждый раз бывают различными. (20)Решения не всегда однозначны. (21)Да и выбирать-то чаще всего приходится не между «или» – «или». (22)Число этих самых «или» порою бывает бесконечным. (23)И всё-таки человек выбирает.
(24)Сделать правильный выбор – это, по существу, испытание наших идейных убеждений, мудрости, способности ориентироваться в сложной связи событий и фактов. (25)Сделать выбор, чтобы начать действовать.
(26)Мир состоит из многих людей, непохожих друг на друга: порядочных и нечестных, добрых и злых. (27)И от выбора каждого, от его поведения зависят судьбы народов, людей, моя и ваша, читатель, жизнь. (28)И следовательно, такой выбор является показателем того, как мы понимаем и выполняем свой моральный долг перед другими, обществом, чего мы стоим как люди, граждане.
(29)Выбирать правильное решение человеку помогают интуиция и опыт прошедших поколений, советы друзей и собственная практика, своды законов и случайные озарения.
(30)… Разобраться в калейдоскопе событий очень трудно. (31)Выбрать из многих решений единственно правильное невероятно сложно. (32)От века, от времени нельзя отпрянуть, нельзя отойти. (33)Они близко, они вплотную. (34)Ежедневно, ежечасно идёт проверка человеческой выдержки, идейной убеждённости, мудрости, способности ориентироваться в невероятной сутолоке дней… (35)А значит, каждому человеку надо ещё и ещё раз продумать своё отношение к тому, что происходит в мире. (36)Сделать выбор. (37)Правильный выбор. (38)И действовать.
*Магеррам Аллахгулу оглы Джафарли — азербайджанский учёный, доктор филологических наук.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Человек редко оказывается в ситуациях, когда ему предстоит сделать выбор.
2) Сделать правильный выбор легко, он обусловлен условиями жизни, характером человека, общественными идеалами и ценностями.
3) От выбора каждого человека, от всего его поведения зависят судьбы народов, жизни других людей.
4) Мало что зависит от отношения человека к тому, что происходит в мире.
5) От каждого из нас зависит, что происходит в мире, поэтому мы должны выбрать из многих решений единственно правильное.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) На уроке военного дела учитель Юрий Лелюков, старший лейтенант пограничных войск, по собственному желанию уволенный в запас, показывал старшеклассникам, как обращаться с гранатой.
2) От века, от времени нельзя отпрянуть, нельзя отойти.
3) Мир состоит из многих людей, непохожих друг на друга: порядочных и нечестных, добрых и злых.
4) Разобраться в калейдоскопе событий очень трудно.
5) Решения не всегда однозначны.
Найдите в тексте антоним к слову ПОРЯДОЧНЫХ (предложение 26).
Напишите этот антоним.
Часть 3.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного французского писателя П. Мериме: «Русский язык необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Начать сочинение Вы можете словами П. Мериме. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «А значит, каждому человеку надо ещё и ещё раз продумать своё отношение к тому, что происходит в мире. Сделать выбор. Правильный выбор. И действовать.» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Видео:Как БЫСТРО отличить метафору от эпитета? | RUSSMOСкачать
Калейдоскоп
Калейдоскоп событий. Он может быть искрящимся, очень пёстрым, с большим вкраплением красивых белых и цветных ярких частиц, а может быть и в мрачных тонах. Изображение в окошке калейдоскопа постоянно меняется, даже одно происходящее событие, в определённом тоне окрашенное, отражается во множестве зеркал и привносит свои изменения, своё влияние на все остальные составляющие в общей картине, явлении, жизни. Причём этим влияющим вкраплением в калейдоскопе может оказываться, являться даже такая, казалось бы, не особо важная вещь, как просто настроение человека. Это есть одно из основных стёклышек, только уже меняющих свою окраску, а значит неизменно влияющих на тона в общей картине.
Калейдоскоп постоянно совмещает в динамике два противоположных, но взаимосвязанных процесса — фрагментация и дефрагментация. Слияние в одно и распад на самостоятельные части, распределение на пакеты и перезапись содержимого. Были отдельные разрозненные кусочки, как отдельные клетки, а стали единым целым, поскольку соединились в систему взаимозависимых, взаимодополняющих друг друга элементов общей жизнедеятельности, с общими задачами, хотя функции у каждой свои. С другой стороны – для того, чтобы дать продолжение жизни, то есть передать информацию о ней дальше другим поколениям, информация должна дробиться на фрагменты, «расфасовываться» по отдельным специализированным клеткам и направляться к месту, предназначенному для сбора новой, совершенно иной живой мозаики, генерирующей в свою очередь новые потоки информации, знаний.
Околоземное пространство полнится знаниями, буквально можно руку запустить, если можно так образно выразиться, и извлечь для себя необходимое. Это как суп, разнородный, питательный, и им может воспользоваться тот, кто голоден и хочет пополниться, знаниями в данном случае. Это вовсе не означает метафизическую попытку охватить неохватное и объять необъятное. Неохватным и необъятным называют то, истинных размеров чему не знают, а вот когда начинают обхватывать, измерять и познавать, то именно таким образом и узнаётся величина и значение. Отношение к необъятному можно сравнить с весами. Сиюминутное положение чаши весов бывает очень зыбким, и само равновесие тоже зыбкое. Причём равновесие – не обязательно, когда чаши равны друг другу. Находясь на чаше, которая располагается, ну например, в самой высокой точке, можно не знать, что так высоко находишься, пока не увидишь вторую чашу, то есть, не видя противоположности, не имеешь возможности объективно оценить, на каком уровне находишься сам.
Чтобы определить своё уровневое местоположение в иерархии, калейдоскопе жизни, для начала нужно этого захотеть. На спрос по земным законам экономики всегда есть предложение – есть желание, будут предложены соответствующие проверенные знания, опробованные методы, методики и подогнанные инструменты, а также руководство как инструкция и руководство опытного инструктора.
Узнать своё место и предназначение в жизни и можно, и нужно, и возможно! Можно определять для себя картины жизненных событий, своё место и роль в них, а также помогать отдельным фрагментам мозаики найти друг друга, собраться вместе и воплотить удивительный замысел, вдохновляющий на новое и новое творчество.
Калейдоскоп событий – очень оптимистическая образная конструкция. В нём нет тупика, он всегда разнородный и разноцветный, он всегда в движении, он радует. И помогает понять, что качественно его картины зависят от наполнения: от цвета и чистоты, прозрачности и многогранности кристаллов, их количества и размещения. Ну и, конечно же, от наличия и силы оживляющего света.
Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК | Средства художественной выразительности. Первая часть. Подготовка к ЕГЭ.Скачать
ОГЭ 2020: Вариант 66
Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)В зависимости от степени участия в запоминании того или иного органа чувств выделяют различные типы памяти. (2)Одни люди лучше запоминают то, что они прочли или увидели (зрительный тип памяти), другие должны обязательно выслушать (слуховой тип), третьи лучше запоминают, если записали или произнесли вслух (двигательный тип). (3)Смешанный тип памяти отмечается, если память сочетает особенности всех трёх типов. (4)Для совершенствования памяти нужно в первую очередь проследить за собой и определить, какой именно вид памяти у вас преобладает. (5)И в дальнейшем лучше тренировать не ту особенность памяти, которая хорошо развита, а другую. (6)Кроме того, если человек хорошо запоминает прочитанное, то нужно, чтобы он ещё и воспринимал материал на слух или записывал его.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) выделяются различные типы (предложение 1)
2) записали и произнесли (предложение 2)
3) память сочетает особенности всех трёх типов (предложение 3)
4) нужно в первую очередь проследить (предложение 4)
5) которая развита (предложение 5)
Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)
Ветер свищет между стволами вековых сосен (1) наклоняет стройные ели (2) качая их острыми верхушками (3) и осыпая (4) пушистый снег (5) с печально поникших зеленых (6) ветвей (7) бесследно проходят седые века над этой таинственной молчаливой страной (8) а дремучий лес стоит (9) точно в глубоком раздумье (10) колышет темные вершины.
Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «гордость мамы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Выполните орфографический анализ слов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
- СТЕКЛЯННЫЙ (бокал) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, т.к. слово образовано от глагола совершенного вида»
- ДЕШЁВЫЙ — в прилагательном под ударением пишется суффикс –ЁВ-
- КОСНУТЬСЯ — безударная гласная в корне проверяется ударением, поэтому в корне пишется буква О
- ЗАКОННО — в наречии, образованном от прилагательного с –НН-, пишется две Н
- МЕЖИНСТИТУТСКИЙ – после приставки МЕЖ- начальная гласная корня И всегда сохраняется.
Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Человек редко оказывается в ситуациях, когда ему предстоит сделать выбор.
- Сделать правильный выбор легко, он обусловлен условиями жизни, характером человека, общественными идеалами и ценностями.
- От выбора каждого человека, от всего его поведения зависят судьбы народов, жизни других людей.
- Мало что зависит от отношения человека к тому, что происходит в мире.
- От каждого из нас зависит, что происходит в мире, поэтому мы должны выбрать из многих решений единственно правильное.
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№15 - Изобразительно-выразительные средства языка.)Скачать
Текст М. Джафарли
(1)На уроке военного дела учитель Юрий Лелюков, старший лейтенант пограничных войск, по собственному желанию уволенный в запас, показывал старшеклассникам, как обращаться с гранатой. (2)Он привёл её в боевое положение и вдруг, увидев дымок, понял: в его руках не учебная, а боевая граната… (3)До взрыва – это он знал хорошо – оставалось четыре секунды. (4)Выбросить гранату в окно, во двор – на это времени бы хватило. (5)Но за окном, построившись в ряд, вышагивали на обед шестилетки… (6)Выбросить гранату в коридор – но и там из-за нехватки классных помещений шли занятия. (7)А в классе сидело 26 мальчиков и девочек.
(8)И тогда, чтобы спасти ребят, он принял, и это подтвердили позднее эксперты, единственно правильное решение – рванулся в угол, пригнулся и крепко, намертво прижал гранату к своему животу. (9)И в тот же миг взрыв оглушил класс.
(10)Нелепый, трагический случай, произошедший из-за преступной халатности некоторых должностных лиц, стоил жизни молодому человеку, за короткое время работы в средней школе ставшему любимым учителем ребят. (11)Остались без отца шестилетняя Оксана, годовалый Юрасик, вдовой – жена Лариса.
(12)Юрий Лелюков выполнил перед людьми свой высший человеческий долг – пожертвовал собой, чтобы спасти других! (13)Есть ли что-либо более героическое, чем акт такого самопожертвования?
(14)Каждому из нас дана свобода выбора, размышляют журналисты, рассказавшие о Ю. Лелюкове. (15)Выбираем мужественно и трудно, опираясь на свой опыт, опыт других поколений, что жили до нас, думаем, спорим, отстаиваем свою позицию. (16)Этот выбор мы делаем ежедневно, ежечасно, с самого детства и до последних секунд своей сознательной жизни. (17)Каким он будет, зависит от многих причин: условий, в которых прошла или проходит наша жизнь, от сложившегося характера, от общественных идеалов и ценностей, которые мы предпочли всем другим, от родителей, от друзей, от учителей, от книг, спектаклей, фильмов. (18)От удач и неудач. (19)И мотивы, последствия нашего выбора каждый раз бывают различными. (20)Решения не всегда однозначны. (21)Да и выбирать-то чаще всего приходится не между «или» – «или». (22)Число этих самых «или» порою бывает бесконечным. (23)И всё-таки человек выбирает.
(24)Сделать правильный выбор – это, по существу, испытание наших идейных убеждений, мудрости, способности ориентироваться в сложной связи событий и фактов. (25)Сделать выбор, чтобы начать действовать.
(26)Мир состоит из многих людей, непохожих друг на друга: порядочных и нечестных, добрых и злых. (27)И от выбора каждого, от его поведения зависят судьбы народов, людей, моя и ваша, читатель, жизнь. (28)И следовательно, такой выбор является показателем того, как мы понимаем и выполняем свой моральный долг перед другими, обществом, чего мы стоим как люди, граждане.
(29)Выбирать правильное решение человеку помогают интуиция и опыт прошедших поколений, советы друзей и собственная практика, своды законов и случайные озарения.
(30)… Разобраться в калейдоскопе событий очень трудно. (31)Выбрать из многих решений единственно правильное невероятно сложно. (32)От века, от времени нельзя отпрянуть, нельзя отойти. (33)Они близко, они вплотную. (34)Ежедневно, ежечасно идёт проверка человеческой выдержки, идейной убеждённости, мудрости, способности ориентироваться в невероятной сутолоке дней… (35)А значит, каждому человеку надо ещё и ещё раз продумать своё отношение к тому, что происходит в мире. (36)Сделать выбор. (37)Правильный выбор. (38)И действовать.
(По М. Джафарли*)
*Магеррам Аллахгулу оглы Джафарли (род. 1946) — азербайджанский учёный, доктор филологических наук
Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
- На уроке военного дела учитель Юрий Лелюков, старший лейтенант пограничных войск, по собственному желанию уволенный в запас, показывал старшеклассникам, как обращаться с гранатой.
- От века, от времени нельзя отпрянуть, нельзя отойти.
- Мир состоит из многих людей, непохожих друг на друга: порядочных и нечестных, добрых и злых.
- Разобраться в калейдоскопе событий очень трудно.
- Решения не всегда однозначны.
Видео:Что такое метафора?Скачать
Текст М. Джафарли
(1)На уроке военного дела учитель Юрий Лелюков, старший лейтенант пограничных войск, по собственному желанию уволенный в запас, показывал старшеклассникам, как обращаться с гранатой. (2)Он привёл её в боевое положение и вдруг, увидев дымок, понял: в его руках не учебная, а боевая граната… (3)До взрыва – это он знал хорошо – оставалось четыре секунды. (4)Выбросить гранату в окно, во двор – на это времени бы хватило. (5)Но за окном, построившись в ряд, вышагивали на обед шестилетки… (6)Выбросить гранату в коридор – но и там из-за нехватки классных помещений шли занятия. (7)А в классе сидело 26 мальчиков и девочек.
(8)И тогда, чтобы спасти ребят, он принял, и это подтвердили позднее эксперты, единственно правильное решение – рванулся в угол, пригнулся и крепко, намертво прижал гранату к своему животу. (9)И в тот же миг взрыв оглушил класс.
(10)Нелепый, трагический случай, произошедший из-за преступной халатности некоторых должностных лиц, стоил жизни молодому человеку, за короткое время работы в средней школе ставшему любимым учителем ребят. (11)Остались без отца шестилетняя Оксана, годовалый Юрасик, вдовой – жена Лариса.
(12)Юрий Лелюков выполнил перед людьми свой высший человеческий долг – пожертвовал собой, чтобы спасти других! (13)Есть ли что-либо более героическое, чем акт такого самопожертвования?
(14)Каждому из нас дана свобода выбора, размышляют журналисты, рассказавшие о Ю. Лелюкове. (15)Выбираем мужественно и трудно, опираясь на свой опыт, опыт других поколений, что жили до нас, думаем, спорим, отстаиваем свою позицию. (16)Этот выбор мы делаем ежедневно, ежечасно, с самого детства и до последних секунд своей сознательной жизни. (17)Каким он будет, зависит от многих причин: условий, в которых прошла или проходит наша жизнь, от сложившегося характера, от общественных идеалов и ценностей, которые мы предпочли всем другим, от родителей, от друзей, от учителей, от книг, спектаклей, фильмов. (18)От удач и неудач. (19)И мотивы, последствия нашего выбора каждый раз бывают различными. (20)Решения не всегда однозначны. (21)Да и выбирать-то чаще всего приходится не между «или» – «или». (22)Число этих самых «или» порою бывает бесконечным. (23)И всё-таки человек выбирает.
(24)Сделать правильный выбор – это, по существу, испытание наших идейных убеждений, мудрости, способности ориентироваться в сложной связи событий и фактов. (25)Сделать выбор, чтобы начать действовать.
(26)Мир состоит из многих людей, непохожих друг на друга: порядочных и нечестных, добрых и злых. (27)И от выбора каждого, от его поведения зависят судьбы народов, людей, моя и ваша, читатель, жизнь. (28)И следовательно, такой выбор является показателем того, как мы понимаем и выполняем свой моральный долг перед другими, обществом, чего мы стоим как люди, граждане.
(29)Выбирать правильное решение человеку помогают интуиция и опыт прошедших поколений, советы друзей и собственная практика, своды законов и случайные озарения.
(30)… Разобраться в калейдоскопе событий очень трудно. (31)Выбрать из многих решений единственно правильное невероятно сложно. (32)От века, от времени нельзя отпрянуть, нельзя отойти. (33)Они близко, они вплотную. (34)Ежедневно, ежечасно идёт проверка человеческой выдержки, идейной убеждённости, мудрости, способности ориентироваться в невероятной сутолоке дней… (35)А значит, каждому человеку надо ещё и ещё раз продумать своё отношение к тому, что происходит в мире. (36)Сделать выбор. (37)Правильный выбор. (38)И действовать.
(По М. Джафарли*)
*Магеррам Аллахгулу оглы Джафарли (род. 1946) — азербайджанский учёный, доктор филологических наук
Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте антоним к слову ПОРЯДОЧНЫХ ( предложение 26 ). Напишите этот антоним.
Видео:Метафора - что это такое, как легко и быстро находить метафоры в тексте и не путать их со сравнениемСкачать
Текст М. Джафарли
(1)На уроке военного дела учитель Юрий Лелюков, старший лейтенант пограничных войск, по собственному желанию уволенный в запас, показывал старшеклассникам, как обращаться с гранатой. (2)Он привёл её в боевое положение и вдруг, увидев дымок, понял: в его руках не учебная, а боевая граната… (3)До взрыва – это он знал хорошо – оставалось четыре секунды. (4)Выбросить гранату в окно, во двор – на это времени бы хватило. (5)Но за окном, построившись в ряд, вышагивали на обед шестилетки… (6)Выбросить гранату в коридор – но и там из-за нехватки классных помещений шли занятия. (7)А в классе сидело 26 мальчиков и девочек.
(8)И тогда, чтобы спасти ребят, он принял, и это подтвердили позднее эксперты, единственно правильное решение – рванулся в угол, пригнулся и крепко, намертво прижал гранату к своему животу. (9)И в тот же миг взрыв оглушил класс.
(10)Нелепый, трагический случай, произошедший из-за преступной халатности некоторых должностных лиц, стоил жизни молодому человеку, за короткое время работы в средней школе ставшему любимым учителем ребят. (11)Остались без отца шестилетняя Оксана, годовалый Юрасик, вдовой – жена Лариса.
(12)Юрий Лелюков выполнил перед людьми свой высший человеческий долг – пожертвовал собой, чтобы спасти других! (13)Есть ли что-либо более героическое, чем акт такого самопожертвования?
(14)Каждому из нас дана свобода выбора, размышляют журналисты, рассказавшие о Ю. Лелюкове. (15)Выбираем мужественно и трудно, опираясь на свой опыт, опыт других поколений, что жили до нас, думаем, спорим, отстаиваем свою позицию. (16)Этот выбор мы делаем ежедневно, ежечасно, с самого детства и до последних секунд своей сознательной жизни. (17)Каким он будет, зависит от многих причин: условий, в которых прошла или проходит наша жизнь, от сложившегося характера, от общественных идеалов и ценностей, которые мы предпочли всем другим, от родителей, от друзей, от учителей, от книг, спектаклей, фильмов. (18)От удач и неудач. (19)И мотивы, последствия нашего выбора каждый раз бывают различными. (20)Решения не всегда однозначны. (21)Да и выбирать-то чаще всего приходится не между «или» – «или». (22)Число этих самых «или» порою бывает бесконечным. (23)И всё-таки человек выбирает.
(24)Сделать правильный выбор – это, по существу, испытание наших идейных убеждений, мудрости, способности ориентироваться в сложной связи событий и фактов. (25)Сделать выбор, чтобы начать действовать.
(26)Мир состоит из многих людей, непохожих друг на друга: порядочных и нечестных, добрых и злых. (27)И от выбора каждого, от его поведения зависят судьбы народов, людей, моя и ваша, читатель, жизнь. (28)И следовательно, такой выбор является показателем того, как мы понимаем и выполняем свой моральный долг перед другими, обществом, чего мы стоим как люди, граждане.
(29)Выбирать правильное решение человеку помогают интуиция и опыт прошедших поколений, советы друзей и собственная практика, своды законов и случайные озарения.
(30)… Разобраться в калейдоскопе событий очень трудно. (31)Выбрать из многих решений единственно правильное невероятно сложно. (32)От века, от времени нельзя отпрянуть, нельзя отойти. (33)Они близко, они вплотную. (34)Ежедневно, ежечасно идёт проверка человеческой выдержки, идейной убеждённости, мудрости, способности ориентироваться в невероятной сутолоке дней… (35)А значит, каждому человеку надо ещё и ещё раз продумать своё отношение к тому, что происходит в мире. (36)Сделать выбор. (37)Правильный выбор. (38)И действовать.
(По М. Джафарли*)
*Магеррам Аллахгулу оглы Джафарли (род. 1946) — азербайджанский учёный, доктор филологических наук
📸 Видео
Средства выразительности (7 задание) за 30 минут | Русский язык ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
Тропы | Приемы - русский язык ЕГЭСкачать
Задание 26 | Русский язык ЕГЭ | Александр Долгих | УмскулСкачать
МЕТАФОРА и чем она отличается от СРАВНЕНИЯ и ФРАЗЕОЛОГИЗМА | ЕГЭ | Русский язык | ЛитератураСкачать
Метафора. Олицетворение. ОвеществлениеСкачать
ЗАДАНИЕ 7 | Средства речевой выразительности | РУССКИЙ ЯЗЫК ОГЭ 2021Скачать
ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
Средства выразительности речи. Как отличить метафору, олицетворение и эпитетСкачать
ОГЭ по русскому языку. Разбор задания 7. Средства выразительности речиСкачать
7 задание ОГЭ за 30 минут! | Русский язык ОГЭ 2022 | УмскулСкачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
ЕГЭ Русский Задание 26. Что общего у метафоры и метонимии и почему важно отличать тропы от приёмов?Скачать
Задание №7. Средства выразительности в ОГЭСкачать
Лексические средства речевой выразительности.Скачать