В работе над словосочетанием обращается внимание

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

В работе над словосочетанием обращается внимание

В работе над словосочетанием обращается внимание на две стороны: грамматическую структуру (синтаксические связи, вопросы, части речи, которые входят в сочетание, наличие предлогов и пр.) и семантику словосочетания, выражающего то или иное значение.

Работа над значениями словосочетаний состоит в их соотнесении с реальными предметами, явлениями. Для этого используются наблюдения, картинки и воспоминания учащихся (прошлый опыт). Пониманию значений способствуют сопоставления: яровая пшеница — озимая пшеница; еду в лес — еду из лесу; написал письмо — не написал письма. Используется прием замены близкими по смыслу словами и оборотами речи: бежит быстро — мнится — бежит сломя голову; ночь темная — ночь — хоть глаз выколи.

Ниже приводятся типы упражнений со словосочетаниями.

1. Постановка вопросов к подчиненным словам в предложении, выяснение связей между словами.

2. Схематическое изображение связей между словами в предложении:

Рябина краснеет высокая на краю леса осеннего

Умение разбираться в связях между словами в предложении помогает школьникам самим строить более сложные конструкции.

3. Объяснение значений встретившихся в текстах словосочетаний. Естественно, что для объяснения выбираются лишь те словосочетания, которые действительно нуждаются в разъяснении, например: Лебеди стадом летели из холодной стороны, в теплые земли (Л. Н. Толстой. «Лебеди»). Объясняются сочетания холодная сторона и теплые земли. Иногда объяснение словосочетаний оказывается более эффективным, чем объяснение слов, так как в них лучше выявляются оттенки значений и сочетаемость слов.

4. Составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте или в процессе деятельности, помогает глубже понять значение и готовит учащихся к его употреблению в речи. Например, встретилось слово неиссякаемый (Н. Михайлов. «Родина»), дети составляют неиссякаемая сила, неиссякаемое богатство, неиссякаемый источник.

5. В текстах немало устойчивых сочетаний различной степени слитности и разнообразных по значениям, по эмоциональным окраскам, по сферам употребления. Так, в одном лишь рассказе Ю. Гагарина «В космическом полете» встречаем: с надеждой обращают взоры, стряхнуть прах старого мира, расправил плечи,, принимал команды, испытывал (к Родине) горячую сыновнюю любовь. Эти сочетания, широко используемые в современной публицистике и нередко — в разговорной речи, запоминаются детьми и обогащают их речь. Дети объясняют смысл и включают в собственные предложения и связные тексты.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Работа над словосочетанием и предложением

Работа над словосочетанием и предложением

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Скачать:

ВложениеРазмер
Osnovnymi_sintaksicheskimi_edinicami_yazyka_yavlyayutsya_slovosochetaniya_i_predlozheniya.docx18.79 КБ

Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Предварительный просмотр:

Работа над словосочетанием и предложением

Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетания и предложения.

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

В словосочетании есть главное и зависимое слово. Словосочетание называет предметы, действия предметов и их признаки, но более конкретно: писать письмо, сильный ветер.

Модели словосочетания усваиваются в детстве. Упражнения в выделении, составлении, преобразовании и использовании словосочетаний развивают речь, повышают ее культуру, вырабатывают правильную речевую интуицию.

Работа над словосочетанием проводится:

-как выделение словосочетаний в предложении и в установлении связей между словами при помощи вопросов;

-в форме составления самостоятельных словосочетаний при изучении частей речи и при активизации новых слов.

Наиболее распространено в школе выделение словосочетаний в предложении и постановке вопросов от главного слова к зависимому. Например:

Высоко в небе летел караван журавлей.

Летел (где?) в небе

Летел (как?) высоко

Караван (кого?) журавлей

Привычка ориентироваться в предложении, в его структуре и а зависимостях между членами дает основу для осознанного пользования синтаксическими конструкциями в собственной речи.

Ученики работают над словосочетанием в составе предложений, где они выстраиваются в подчинительные цепи и составляют отдельные изолированные словосочетания, которые затем можно включать в предложения. Иными словами, упражнения могут быть аналитическими и синтаксическими.

Упражнения соединяют грамматико- орфографическую работу с развитием речи учащихся .Так, при изучении склонения имен прилагательных дети склоняют прилагательные вместе с существительными и составляют предложения с формами косвенных падежей этих словосочетаний.

В работе над словосочетанием нужно обращать внимание на:

— грамматическую структуру( синтаксические связи, вопросы, части речи);

-семантику словочетания, выражающего то или иное значение.

Предложение- это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (иногда одно слово), словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной заключенностью.

Предложение- это единица речи, следовательно, к упражнениям с предложениями применены все те требования, которые предъявляются к речевым упражнениям.

Предложение – это грамматически организованная единица, следовательно, работа над предложением неотделима от курса грамматики, и чрезвычайно важно работать над структурой и связями в предложении, над различными типами предложений.

Предложение обладает смысловым единством и относительной смысловой законченностью, следовательно, нужно работать над мыслительной, фактической основной предложения, над его значением и оттенками знания , над их зависимостью от структуры предложения.

Очень важна интонация предложения, необходимо ее отрабатывать, добиваться понимания связи интонации со смыслом.

Любая форма речевой деятельности-это составление предложения, выражение мысли в предложении. Приемы работы над предложением могут быть разделены на две группы:

— имеющие синтаксическую (теоретическую) основу;

-не имеющие таковой.

В зависимости от степени самостоятельности и познавательности активности учащихся упражнения с предложениями делятся на три группы

  1. Упражнения на основе образца,
  2. Конструктивные упражнения,
  3. Творческие упражнения.

На основе образца упражнения предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных связей, их внутренних связей, их значения, а также их внешних связей в тексте.

  1. Чтение и записи образцов предложений, обработка интонации и выразительности, выяснение значений и смысловых центров предложения, а в некоторых случаях- запоминание, заучивание предложений.
  2. Построение предложений по вопросам учителя
  3. Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре.

Конструктивные упражнения включают задания на построение и перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей

  1. Восстановление предложений из разрозненных слов или деформированного текста.
  2. Деление текста, записанного без заглавных букв и точек, на предложения. Этих упражнения помогают детям находить границы предложения в собственной речи.
  3. Распространение предложений с помощью вопросов.
  4. Соединение 2-3 простых предложений в одно сложное.
  5. Построение предложений заданного типа(изученной конструкции).
  6. Составление предложений по данной синтаксической схемы

Творческие упражнения не содержат ни образца, ни частых конструктивных задач. Выполняя их, школьники опираются на чувство языка, на устроенные ранее закономерности.

1.составление предложения по данной теме.

2. составление предложения по предметной или сюжетной картинке.

3. составление предложения по 1-3 опорным словам.

4.составление предложений с использованием заданного словосочетания ( фразеологическое выражение).

5.составление предложений без какого-либо задания, без темы, картинки, без опорных слов.

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Работа над словосочетанием: речевой аспект

Понятие «словосочетание» трактуется как основная единица синтаксиса, существующая в языке независимо от предложения, как лексико-грамматическое единство, не обозначающее законченной мысли (чем и отличается от предложения), но создающее расчлененное обозначение единого понятия, например понятие «мечта» расчленяется: «светлая мечта», «несбыточная мечта». Сказанное определяет особенности работы над словосочетанием как единицей речи в начальной школе. Эта работа занимает пограничную позицию в общей системе мероприятий по развитию речи учащихся, представляет собой переходное звено от лексического уровня к синтаксическому.

Значение работы над словосочетанием в начальной школе:

  • 1) у младших школьников закрепляется опыт построения словосочетаний на основе усвоенных в детстве моделей;
  • 2) на основе восприятия, анализа, построения словосочетаний ребенок овладевает традиционными связями между словами, постигает сущность лексической сочетаемости (так говорят, так не говорят);
  • 3) обнаруживаются, укрепляются словесные ассоциации младших школьников;
  • 4) закладывается основа для осознанного использования учащимися синтаксических конструкций в процессе собственной речевой деятельности.

Первоначальное ознакомление со словосочетанием предполагает практическое усвоение номинативного свойства словосочетания: оно называет предметы, действия, их признаки, но называет более конкретно. Эта работа проводится при сопоставлении словосочетаний со словом, на основе распространения которого они получены, например: дом — высокий дом, низкий дом, каменный дом, городской дом и др.

Дети опытным путем приходят к выводу, что словосочетания образуют слова, совместимые по смыслу. Нельзя, например, сказать печальный стул. Кроме того, в ходе наблюдений выясняется, что сочетание одного знаменательного слова с другим служебным не образует словосочетания. Так, существительные с предлогами (на поляне, в воде) являются грамматической формой отдельных слов, не составляют словосочетания.

В работе над словосочетанием обращается внимание на две стороны:

  • 1) на грамматическую структуру (синтаксические связи, вопросы, части речи, которые входят в сочетание и др.);
  • 2) семантику словосочетания, выражающего то или иное значение. Осознанию семантики словосочетания содействует использование
  • 1) соотнесение словосочетания с реальными предметами, явлениями посредством наблюдений, демонстрации предмета, картинки;
  • 2) опора на опыт восприятия в прошлом (Приходилось ли видеть свинцовые тучи? Расскажите);
  • 3) сопоставление словосочетаний (ясный день — хмурый день; благородный поступок — низкий поступок).

Виды упражнений со словосочетаниями:

  • 1) постановка вопросов к подчиненному слову от подчиняющего слова;
  • 2) выяснение связей между словами;
  • 3) объяснение значений словосочетаний (вне предложения, в предложении и др.);
  • 4) составление словосочетаний с новыми словами для осознания значения слова;
  • 5) обнаружение и усвоение устойчивых сочетаний различной степени слитности;
  • 6) составление словосочетаний на уроках изучения грамматики в связи с изучением частей речи;
  • 7) составление словосочетаний в связи с усвоением слов с непроверяемыми написаниями;
  • 8) исправление речевых ошибок в словосочетаниях;
  • 9) включение данного словосочетания в контекст (предложение, текст).

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Работа над предложением как единицей речи

Предложение как минимальная единица речи, но мнению М. Р. Львова, представляет собой грамматически организованное соединение слов (иногда одно слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. О. О. Харченко трактует понятие «предложение как единица речи» как высказывание, включенное в определенный контекст, конкретную речевую ситуацию.

Эта трактовка предложения позволяет сделать методические выводы:

  • 1) поскольку предложение является единицей речи, работа над ним должна быть построена на коммуникативной основе, с учетом минимального контекста, коим является конкретная ситуация общения;
  • 2) предложение — грамматически организованная единица, следовательно, работа над предложением как единицей речи тесно связана с начальным курсом грамматики, предполагает усвоение на практической основе различных типов предложений, их структуры, связей слов;
  • 3) предложение обладает смысловым единством и относительной смысловой законченностью, следовательно, необходимо работать над значением предложения, оттенками значения, их зависимостью от структуры предложения;
  • 4) факт наличия у предложения интонационной оформленность, законченности обязывает учителя уделять внимание отработке навыков нормативного интонирования основных типов предложений, осознанию связи интонации со смыслом.

Классификация речевых упражнений с предложениями строится по разным основаниям. Так, по преобладающей мыслительной деятельности упражнения подразделяются на аналитические, выполняемые в процессе слушания и чтения, и синтетические, выполняемые в процессе создания высказывания. По степени активности и познавательной самостоятельности учащихся традиционно выделяют три группы упражнений: упражнения по образцу, конструктивные, творческие. Характеристика этих проверенных в практике начального обучения русскому языку упражнений представлена в трудах А. Ю. Купаловой, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Г. А. Фомичевой.

Упражнения на основе образца (имитационные) предполагают практическое усвоение грамматически правильно построенных синтаксических начальных классах: Теория и практика обучения конструкций. Наиболее распространенными видами работы с предложением являются: восприятие (слушание, чтение) высказывания-образца, его анализ и продуцирование высказывания по образцу.

В процессе выполнения этих упражнений внимание уделяется наблюдениям над интонацией предложения, его мелодикой, эмоциональной окраской, усвоению нормативной интонации (перечисления, законченности, эмоциональной, выделительной и др.) на основе подражания, имитации. Также используется прием проведения лингвистического эксперимента, например интонационное оформление повествовательного предложения (Летом мы пойдем в поход) заменяется интонированием вопросительного предложения (Летом мы пойдем в поход’?) с учетом предложенных обстоятельств (речевой ситуации): «Представьте себе, что первоклассники с нетерпением ждут обещанного похода, спрашивают о нем учителя. Произнесите предложение так, как сказали бы дети».

В школе широко используется прием заучивания наизусть стихотворных и прозаических текстов, содержащих ценные для обогащения синтаксического строя речи предложения. Заучиванию подлежат пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы: Красна птица перьем, а человек уменьем; Кошке игрушки, а мышке слезки.

Прием построения предложения с опорой на вопрос учителя эффективен, поскольку вопрос содержит большую часть слов ответа, задает схему его синтаксической структуры. Например, при построении ответа на вопрос Где спит медведь зимой»? учащиеся выполняют следующие действия: используют слово берлога вместо вопросительного слова где; производят изменение порядка слов; придают высказыванию повествовательную интонацию: Медведь зимой спит в берлоге. Данный прием используется в период обучения грамоте, в том числе в усложненном варианте (Как зимует медведь?).

Использование приема построения предложения по аналогии имеет место уже в период обучения грамоте. В качестве дидактического материала используются произведения различных жанров устного народного творчества. Например, ученики отгадывают загадку: Летает, да не птица; затем по аналогии составляют свои загадки: Плавает, да не рыбка; Светит, да не лампа. При обучении школьников построению предложений по аналогии весьма эффективно использование неизученных типов предложений из прочитанных произведений художественной литературы. Например, после анализа предложения-образца (Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле (Г. Снегирев)) учащиеся составили предложение: Деревья потеряли листву, а ель одна зеленеет в лесу.

Построение предложений по аналогии возможно и в рамках учебно-научного стиля, па материале изучаемого теоретического материала. Например, на уроке повторения темы «Части речи» учащимся предлагается по образцу (Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета) составить предложения о других частях речи.

Конструктивные упражнения предполагают построение и перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей, они весьма полезны в плане развития синтаксического строя речи учащихся. Упражнение на восстановление предложения из разрозненных слов предполагает восстановление смысла, содержания предложения, расположение слов в определенном порядке, обеспечение связи между словами посредством союзов, предлогов, окончаний. Первоначально в качестве дидактического материала предлагается деформированный знакомый (возможно, даже выученный ранее наизусть) текст (например, фрагмент стихотворения К. И. Чуковского «Телефон»), при этом перечень слов дан в нужной форме (телефон, у, зазвонил, меня). Вариантом усложнения задания является предоставление незнакомого деформированного текста, при этом слова даны начальной форме (зажужжать, на, и, ветка, взлететь, .жук).

Упражнения в определении границ предложения предусматривают деление текста, данного без пунктуационных знаков и заглавных букв, на отдельные предложения. Цель выполнения таких упражнений состоит в обучении детей определению границ предложения в собственной речи. Например, учащимся предложен следующий дидактический материал: бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро па нем поселились журавли. В результате анализа этого материала получился текст: Бобры перегородили протоку. Среди леса появилось красивое озеро. На нем поселились журавли.

Упражнения на распространение простого предложения с помощью вопросов учителя учат совершенствовать высказывание в направлении его уточнения, например: Пошел дождь. Какой дождь пошел? Пошел сильный проливной дождь. Когда пошел сильный проливной дождь? Ночью пошел сильный проливной дождь и т.д.

Упражнение в сокращении предложения путем отбрасывания отдельных слов позволяет проследить процесс обеднения содержания, обнаружить границу сокращения, например: Солнце склонилось к закату и окрасило живописный пейзаж в удивительные цвета. Солнце склонилось к закату и окрасило живописный пейзаж. Солнце склонилось к закату и окрасит пейзаж. Солнце склонилось к закату. Солнце склонилось.

Соединение двух или трех простых предложений в одно (сложное или простое, с однородными членами). Например, учащимся был предложен дидактический материал, состоящий из двух простых предложений: Еж пробрался под густой куст. Он долго там копошился, хозяйничал. Учащиеся объединили два предложения в одно простое предложение с однородными членами: Еж пробрался под густой куст, долго там копошился, хозяйничал.

При обучении выражению одной мысли в нескольких вариантах следует выяснять оттенки значений. Например: Однажды рано утром мы увидели, что земля покрыта только что выпавшим снегом. Как-то на заре мы обнаружили, что все вокруг укутано снежным покрывалом. В одно прекрасное утро выяснилось, что выпал свежий пушистый снежок.

Упражнения в составлении предложения по заданной модели позволяют сочетать речевую работу с усвоением языкового материала. Учащимся предлагается составить предложения:

  • 1) с однородными членами (Дети кормили кролика морковкой, яблоком);
  • 2) с обращением (Буратино, ведите себя прилично]);
  • 3) вопросительное (Неужели сказка закончилась?);
  • 4) сложное (Дятел долбит кору, синицы подбирают жучков).

Упражнения в редактировании (исправлении) предложения предполагают замену одной конструкции другой для достижения уместности, точности, выразительности, исправления ошибок. Учащимся может быть предложен требующий правки материал: По причине того, что пошел дождь, дети не отправились на улицу играть в песочнице.

Творческие упражнения с предложениями, по мнению М. Р. Львова, являются самыми ценными, однако их эффективность зависит от соблюдения ряда педагогических условий. Во-первых, творческие упражнения следует проводить регулярно: в связи с активизацией новых слов, при проведении лексико-орфографической работы, ознакомлении с лексико-семантическими темами и др. Во-вторых, возможность произнести составленные предложения должны иметь все желающие, при этом учитель должен добиваться составления объемных, сложных, выразительных предложений. В-третьих, форма соревнования позволяет поощрять лучших составителей предложений: им дается право записать предложение на доске. Наконец, необходимо обеспечить разнообразие содержательной основы творческих упражнений. Предложения составляются: па тему («Любимая игрушка»); на основе картинки (фотографии); на основе наблюдений («Рыбка в аквариуме»); на основе впечатлений от прослушанной музыки (после прослушивания пьесы П. И. Чайковского «Апрель»); на основе опорных слов или словосочетаний.

Усиление коммуникативной направленности процесса обучения школьников построению предложений предполагает преобразование упражнений с изолированным предложением в коммуникативные предложения. Для решения этой задачи, по мнению О. О. Харченко, упражнения с предложением следует проводить с опорой на минимальный контекст, речевую ситуацию. Изолированное предложение (языковая единица), будучи включенным в контекст, претерпевает изменения, касающиеся порядка слов, и приобретает статус коммуникативной (речевой) единицы как части некоего целого. Лингвистической основой методики обучения предложению как единице речи должна стать теория актуального членения предложения. Сущность этой теории в самом общем виде может быть представлена следующим образом: предложение делится на две смысловые части, одна из которых (тема, данное) обозначает предмет речи; другая часть (рема, новое) — существенные для развития мысли признаки предмета, представляет собственно сообщение и потому является главной с точки зрения новизны информации.

Обучение построению высказывания с позиций теории актуального членения предложения предполагает формирование умения действовать на основе алгоритма:

  • 1) вдуматься в контекст (в вопрос как минимальный контекст);
  • 2) найти слова, в которых есть повторение сказанного в предыдущем предложении, поместить их в начало составляемого предложения;
  • 3) выделить слова, содержащие новые сведения;
  • 4) завершить составление предложения, поставив новые сведения в его конец;
  • 5) проверить развитие мысли.

Необходимо упражнять детей в произвольном перемещении слов внутри предложения с помощью вопросов и различного рода коммуникативных установок, учить создавать предложение с учетом контекста. Приведем примеры таких упражнений.

Упражнения

1. Прочитайте текст. Пропущенное предложение составьте из слов: рогами, он, стекло, пробил.

Лось не спеша шел по селу. Местные собаки подняли лай. Испугавшись, лось бросился во двор дома. . В комнате работал телевизор. Лось с интересом стал смотреть передачу.

2. Прочитайте текст. Чтобы заполнить пропуск, придумайте предложение, которое наиболее удачно развивает мысль, высказанную в предыдущем предложении.

Вывалились на берег реки большая медведица и два медвежонка. Медведица взяла одного медвежонка зубами за шиворот. Медвежонок визжал и барахтался. Другой медвежонок испугался и убежал в лес.

📸 Видео

Работа над ошибками по русскому языку. Как делать работу над ошибками?Скачать

Работа над ошибками по русскому языку. Как делать работу над ошибками?

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

ПРИМЕНИ ЭТОТ ПРИЁМ ! И НА РАБОТЕ ТЕБЯ НЕ УЗНАЮТ ! 100 МИХАИЛ ЛАБКОВСКИЙСкачать

ПРИМЕНИ ЭТОТ ПРИЁМ ! И НА РАБОТЕ ТЕБЯ НЕ УЗНАЮТ ! 100 МИХАИЛ ЛАБКОВСКИЙ

Новые данные о работе нейронов. Профессор Шпитцер. Verba MayrСкачать

Новые данные о работе нейронов. Профессор Шпитцер. Verba Mayr

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Словосочетание. Управление.Скачать

Словосочетание. Управление.

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Как отвечать на хамские выпады начальника и коллег по работеСкачать

Как отвечать на хамские выпады начальника и коллег по работе

Словосочетание - что это такоеСкачать

Словосочетание - что это такое

Как проводить работу над ошибками? Как научиться писать без ошибок? Лечим ошибки в словах!Скачать

Как проводить работу над ошибками? Как научиться писать без ошибок? Лечим ошибки в словах!

Цветовой Тест, Который Определит Ваш Ментальный ВозрастСкачать

Цветовой Тест, Который Определит Ваш Ментальный Возраст

Как заставить себя уважать в коллективе, даже среди «змей». Уважение на работе!Скачать

Как заставить себя уважать в коллективе, даже среди «змей». Уважение на работе!

Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать

Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 класс
Поделиться или сохранить к себе: