- Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления
- Что такое речевая ошибка
- Лексико-стилистические ошибки
- Морфолого-стилистические ошибки
- Синтаксисо-стилистические ошибки
- Причины речевых ошибок
- Как избежать ошибок в речи
- Так ли важно соблюдать культуру речи
- Тесты по русскому языку и культуре речи с ответами
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Как обнаружить речевую ошибку
- 🎦 Видео
Видео:Как избежать речевых ошибок на ЕГЭ?Скачать
Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления
Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.
Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.
О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.
Видео:ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. 10 видов речевых ошибок.Скачать
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:
- Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
- Мама одела плащ и пошла на работу.
- Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе — неправильно образованные слова. Например:
- он хотит;
- это ихний;
- работают малярщики;
- идут трудящие;
- крыша текет;
- много делов.
Синтаксисо-стилистические ошибки
Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:
- Только под ногами шелестела листва.
- Вся компания дружно встретили Новый Год.
- Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
- Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.
Видео:Говорим грамотно! Речевые ошибкиСкачать
Причины речевых ошибок
Почему мы совершаем ошибки в своей речи?
Причинами речевых ошибок принято считать:
- влияние среды;
- низкий уровень речевых навыков;
- индивидуальные особенности речи.
Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.
Видео:Частые речевые ошибки / Никогда так не пишите на экзаменах! / ft. TIJNСкачать
Как избежать ошибок в речи
Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:
- Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
- Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
- Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
- Больше читайте художественную литературу.
- Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.
А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.
Видео:ТОП-6 РЕЧЕВЫХ ОШИБОК В СОЧИНЕНИЯХ НА ЭКЗАМЕНЕ | Русский язык ЕГЭ 2022 | ВебиумСкачать
Так ли важно соблюдать культуру речи
Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.
И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.
Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.
Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. ?
Видео:Речевая (лексическая) норма| Русский языкСкачать
Тесты по русскому языку и культуре речи с ответами
Тесты по русскому языку
1 . Обозначьте слово, в котором есть буква, обозначающая два звука:
2. Определите, в каком слове есть согласный звук [з]:
3 . Отметьте слово, в котором произносится только [шн]:
4 . Укажите, в каком слове под ударением произносится [jО]:
5. Отметьте случаи неверного ударения в следующих фрагментах рекламных текстов:
1) Работает языковОй центр.
2) Продаётся языковАя колбаса.
3) Продаются бронирОванные двери.
4) Продаются бронИрованные двери.
6. Укажите слово, в котором ударным является первый слог:
7. Укажите слово, в котором ударным является первый слог:
8. Укажите слово, которое является исконно русским:
9. Укажите предложение, в котором есть слова в переносном значении:
1) На поясе его висели золотые часики.
2) Алексей угрюмо отмалчивался, поблёскивая ястребиными глазами.
3) Сон, который приснился в эту ночь Маргарите, был действительно необычным.
4) Группа всадников смотрела на черную длинную фигуру.
10 . Укажите предложение, в котором допущена речевая ошибка:
1) Этот поступок стал последней каплей, переполнившей чашу моего терпения.
2) Первый дебют «Битлз» состоялся в 1962 году.
3) Настало время подвести итоги нашего конкурса.
4) Прощаясь, молодые люди радушно пожимали руки.
11 . Укажите фразеологизм, который уместен только в разговорном стиле речи:
1) земля обетованная
2) ахиллесова пята
3) голова садовая
4) между Сциллой и Харибдой
12. Укажите фразеологизм, заимствованный из других языков:
1) во всю ивановскую
3) из огня да в полымя
4) с гулькин нос
13. Укажите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом:
14. Определите, в окончании каких существительных следует писать А:
15. Укажите случай, когда формы Р. п. множественного числа образованы правильно:
1) апельсин — апельсин
2) блюдце — блюдцев
3) брызги — брызг
4) армянин — армянов
16. Укажите слово, которое пишется через дефис:
2) (беловато) голубой
17 . Отметьте слово, в котором на месте пропуска пишется буква -е-:
18 . Отметьте, в каком слове пишется одна буква Н:
19. Отметьте, в каком примере НЕ пишется раздельно:
2) (не)способный к труду
3) (не)доедать (систематически)
4) (не)с кем идти в кино
20. Укажите слово, в котором следует писать Я:
2) осв. щенный (хлеб)
3) осв. щенный (проезд)
21 . Укажите слово, в котором пишется Ь:
22. Укажите слово, в котором пишется А:
23. Укажите слово, в котором пишется О:
24 . Укажите слово, в котором пишется Ё:
25. Укажите слово, в котором пишется И:
26 . Отметьте простое предложение:
1) У самых окон кусты сирени не давали прохлады.
2) Мать бежала не оглядываясь на нас.
3) Всю ночь огонь костра то разгорается то гаснет.
4) Паровоз дымя и свистя в темноте потащил поезд.
27. Отметьте осложненное предложение:
1) Окно из комнаты выходило на террасу.
2) Я кажется не сомкнул глаз.
3) Там часы пробили шесть.
4) Он черпал из тарелки малину с молоком.
28. Отметьте предложение, в котором вы поставили тире.
1) Читать это не только узнавать факты.
2) Кромешная мгла заполнила всё помещение.
3) Отец оказал влияние на сына.
4) Присутствующие активно участвовали в решении проблемы.
29. Отметьте сложное предложение, в котором вы поставили одну или две запятые.
1) Правдивость не порок.
2) Крошечный добрый поступок лучше чем самые торжественные обещания сделать невозможное.
3) Встретишь друга береги его.
4) Цель ораторского искусства убеждение.
30 . Определите стиль следующего текста:
Утром лесная поляна стала наполняться светом. Ёлочки сверкали в лучах солнца чудесными подарками, и ветер-звонарь играл на своей лесной колокольне. Стволики часто растущих осин стучали друг о друга, и это было тревожно слушать. Снег медленно расходился по веткам каплями, и они понемногу поднимались. Рядом с вытаявшей возле бора сухой тропинкой шумел ручей…
1. Укажите слово, в котором три глухих согласных звука:
2. Определите, в каком слове все согласные звуки мягкие:
3. Отметьте слово, в котором произносится только [шн]:
4. Укажите, в каком слове под ударением произносится [jО]:
5 . Отметьте случаи неверного ударения в следующих фрагментах рекламных текстов:
1) В магазине разнообразная кУхонная мебель.
2) В магазине разнообразная кухОнная мебель.
3) Имеются вертикальные жалюзИ.
4) Большой выбор тОртов.
6. Укажите слово, в котором ударным является последний слог:
7 . Укажите слово, в котором ударным является первый слог:
8. Укажите слово, которое является исконно русским:
9. Укажите предложение, в котором есть слова в переносном значении:
1) Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнезда.
2) К концу дня лица горнорабочих были покрыты свинцовой пылью.
3) Зима завалила город сахарными холмами снега.
4) Пышная длинная борода его развевалась на ветру.
10. Укажите слово, значение которого определено неверно:
1) невежда — малообразованный человек, неуч;
2) заурядный — приметный, обращающий на себя внимание;
3) шокировать — удивлять, вызывать восторг или негодование;
4) невежа – грубый, невоспитанный человек.
11. Укажите фразеологизм, который уместен только в разговорном стиле речи:
1) притча во языцех
2) шут гороховый
3) хлеб насущный
4) вкушать плоды
12. Подберите заимствованный синоним к фразеологизму «меж двух огней»:
1) между двумя войнами
2) между небом и землей
3) между молотом и наковальней
4) между Сциллой и Харибдой
13 . Определите, в каком слове нет суффикса -ан-:
14. Укажите имя существительное, в окончании которого следует писать А:
15. Укажите словосочетание, в котором допущена речевая ошибка:
1) с двумя тетрадками
2) с троими подругами
4) две пары чулок и носков
16 . Укажите слово, которое пишется через дефис:
17. Отметьте, в каком слове на месте пропуска пишется буква -е-:
18. Укажите слово, в суффиксе которого пишется НН:
2) пуга(н, нн)ая ( ворона)
19. Отметьте, в каком словосочетании НЕ пишется слитно:
1) отнюдь (не) трудная задача
2) сидеть (не) дыша
4) Неправды я (не) потерплю.
20. Укажите слово, в котором следует писать Я:
3) прор. дить (рассаду)
21. Отметьте, в каком слове на месте пропуска пишется Ъ:
2) сверх. изысканный
22. Укажите слово, в котором следует писать А:
23. Укажите слово, в котором пишется О:
24. Укажите слово, в котором пишется Ё:
25. Укажите слово, в котором следует писать И:
26. Отметьте простое предложение:
1) Старик изголодавшийся по людям говорил долго и с охотой.
2) Клима Самгина все слушали внимательно.
3) Лицо у него черное закопчённое дымом.
4) Подняли у рояля крышку раскрыли ноты лежавшие уже наготове.
27. Отметьте осложненное предложение:
1) Порывистый ветер нёс лёгкие рваные облака.
2) Его голос резкий гулко носился по лесу.
3) Нет друзья любовь жены на войне сильней войны.
4) В тёмные окна стучали крупные дождевые капли.
28. Отметьте предложение, в котором вы поставили тире.
1) Хорошая учёба залог хорошей работы.
2) Эта книга твоя.
3) Она усидчивее подруги.
4) Десять студентов отрабатывали практику в 1 отделении.
29. Отметьте предложение, в котором вы не поставили никаких знаков препинания.
1) Путник расположился на ночлег на песчаном берегу бухты.
2) Не найдет потому что не способен найти.
3) И мать очевидно хотела сказать мне что-то напутственное.
4) Сизый сторож-сириец сидит над жаровней держа в руке вертел.
30. Определите вид связи между предложениями в данном тексте:
Эпиграфом для пьесы Чайковского «Подснежник» (Апрель) служит стихотворение А. Майкова «Голубенький, чистый подснежник-цветок. ». Поэтическая музыка Чайковского, как и стихотворный текст, навеяна весенними впечатлениями. Уже первые фразы мелодии — короткие, несколько порывистые, с хрупким трепетным аккомпанементом — передают волнение, вызванное пробуждением природы.
1. Укажите слово, в котором два звонких согласных звука:
2. Определите, в каком слове все согласные звуки твёрдые:
3. Отметьте слово, в котором произносится только [шн]:
4) шапочное знакомство
4 . Укажите, в каком слове есть ударная «Ё»:
5. Укажите слово, в котором ударным является третий слог:
6. Укажите слово, в котором ударным является последний слог:
7. Отметьте глагол, в котором неверно поставлено ударение:
8. Укажите слово, которое является исконно русским:
9. Укажите предложение, в котором есть слова в переносном значении:
1) Осенний лиственный лес привлекает нас своей особенной грустной красотой.
2) Возле медвежьей берлоги росло большое старое дерево.
3) Снаружи были слышны детские голоса.
4) Присяжные вынесли ему обвинительный приговор.
10. Укажите предложение, в котором имеет место неправильное употребление слов:
1) Больному удалили аппендикс.
2) Шар начал снижаться — пришлось избавиться от баланса.
3) Предприятие вынуждено объявить себя банкротом.
4) Учитель должен обладать терпением.
11. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм:
1) Поставить ежи на дороге.
2) Держать в ежовых рукавицах.
3) Держать ежа в варежках.
4) Слова колючие, словно ежи.
12 . Подберите заимствованный синоним к фразеологизму «от аза до ижицы»:
2) от корки до корки
3) от головы до пяток
4) от альфы до омеги
13. Слово «незатейливый» образовано следующим способом:
3) путём перехода из одной части речи в другую
14. Укажите имя существительное, в окончании которого следует писать А:
15. Укажите случай, в котором форма повелительного наклонения образована неправильно:
1) доезжать — доедь
3) обнять — обними
4) читать – прочти
16. Укажите слово, которое пишется через дефис:
17. Отметьте, в каком слове пропущена буква И:
18. Укажите слово, в суффиксе которого пишется НН:
1) тренирова(н, нн)ый
19. Отметьте словосочетание со слитным написанием НЕ:
1) (не)оперившийся птенец
2) (не)удавшийся из-за дождя поход
3) вовсе (не)заметный выступ
4) повесть (не)прочитана
20 . Укажите слово, в котором пишется Е:
21. Укажите слово, в котором пишется Ъ:
22. Отметьте, в каких словах пропущена буква А:
2) избирательная к. мпания
23. Укажите слово, в котором пишется О:
24. Укажите слово, в котором пишется Е:
25. Укажите слово, в котором следует писать И:
26. Отметьте простое предложение:
1) Мы к великой досаде совсем потеряли дорогу.
2) Только труд даёт душевное здоровье упорный бодрый труд.
3) Яков Морозов жил недалеко от Тамбова.
4) Надежда это сон наяву.
27. Отметьте осложненное предложение:
1) Вопреки ожиданиям ночь была теплой.
2) Старик ловил неводом рыбу.
3) Краснодар столица Кубани.
4) Он учится читать.
28. Отметьте предложение, в котором вы поставили тире.
1) Девушки одна краше другой.
2) Я намерен хорошо учиться.
3) Я привык решать всё сам.
4) Врач несёт ответственность за жизнь больного.
29 . Отметьте предложение, в котором вы поставили двоеточие.
1) В молодости не научишься работать в старости останешься с пустыми руками.
2) Крупной рысью катили коляски проносились длинные автомобили.
3) За посевами нужен уход сам по себе урожай не придет.
4) Большая река течет спокойно умный человек не поднимает голоса.
30 . Определите тип речи в приведённом тексте:
При ограниченной численности населения и обширной территории Швеция является одной из самых редконаселённых стран Европы. Чем это объяснить? Раньше суровый северный климат не мог дать жизнь более многочисленному населению — лишь в наше время люди с помощью
техники смогли создать благоприятные условия для своей жизни.
-: повествование с элементами описания
-: повествование с элементами рассуждения
1. Укажите слово, в котором три мягких согласных звука:
2. Определите, в каком слове звуков больше, чем букв:
3 . Отметьте слово, в котором произносится только [чн]:
4. Укажите, в каком слове нет ударной Ё:
5. Укажите слово, в котором ударным является первый слог:
6. Отметьте глагол, в котором неверно поставлено ударение:
7. Укажите слово, в котором ударным является первый слог:
8. Укажите слово, которое является исконно русским:
9. Укажите предложение, в котором есть слово в переносном значении:
1) Труппа театра подготовила новый спектакль.
2) Трудно представить себе более простое и вместе с тем более сложное понятие, чем время.
3) Холодный и резкий ветер выводил ужасные нотки.
4) Манёвр на окружение противника.
10. Укажите случай, в котором исконно русский синоним к заимствованному слову подобран правильно:
1) летальный — окончательный;
2) меценат — вкладчик;
3) лаконичный — краткий;
11. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм:
1) Мы скоро будем завтракать?
2) После завтрака мы поедем домой?
3) Бабушка, накормишь внуков вкусным завтраком?
4) Зачем ты меня завтраками кормишь?
12. Подберите исконно русский синоним к фразеологизму «из огня да в полымя»:
1) с корабля на бал
2) зайти в тупик
3) от дождя да в воду
13. Определите, в каком слове есть суффикс-Н-:
14. Укажите имя существительное, в окончании которого следует писать А:
15. Укажите вариант неправильного образования формы повелительного наклонения:
1) выглянуть – выгляни
2) положить – положи
4) ударить – ударь
16. Укажите слово, которое пишется через дефис:
17. Укажите слово, в корне которого есть непроизносимая согласная:
18. Укажите слово, в котором пишется НН:
19. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно:
1) Дорога (не)ровная, зато самая короткая.
2) Задача (не)трудная, но запутанная.
3) Этот фильм отнюдь (не)новый.
4) Сотни теплых, (не)сказанных слов.
20. Укажите слово, в котором пишется Ё:
21. Отметьте, какое слово пишется без Ь:
22. Укажите слово, в котором следует писать А:
23. Укажите слово, в котором следует писать О:
24 . Укажите слово, в котором пишется Е:
25. Отметьте, в каком слове пишется гласная Ё после шипящих:
26. Отметьте простое предложение:
1) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну.
2) Пусть сапожник судит не выше сапога.
3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому.
4) Платон друг но истина дороже.
27. Отметьте осложненное предложение:
1) Солнце светит очень ярко.
2) Купил удобный широкий стол.
3) Пешеходу тротуар.
4) Зима пришла начались морозы.
28. Отметьте предложение, в котором вы поставили тире.
1) Вокруг великолепным белым ковром расстилалась снежная равнина.
2) Учить ум точить.
3) Вдали мелькнул долгожданный ветерок.
4) Кругом расстилалась бескрайняя пустыня.
29. Отметьте предложение, в котором вы поставили двоеточие.
1) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.
2) Чернея издали стоят высокие тенистые старые темные леса.
3) Большая цель начинается с малого с желания добра своим близким.
4) Сквозь волнистые туманы пробирается луна на печальные поляны льёт печально свет она.
30. Определите средства связи предложений в данном тексте:
Научно-техническая революция — это глубинный и разносторонний поворот в развитии человечества, который связан с радикальным преобразованием производительных сил, всей технологии общественного производства.
Техника раскрывает величие человеческого разума. Однако она вовсе не выступает, как это может показаться на первый взгляд, самой внушительной силой общественного прогресса.
2) лексический повтор
3) синонимическая замена
4) сходная структура предложений
Ключи к ответам теста по русскому языку
Продаётся языковАя колбаса, продаются бронИрованные двери
Алексей угрюмо отмалчивался, поблёскивая ястребиными глазами
Первый дебют «Битлз» состоялся в 1962 году
Не с кем идти в кино
О священный (хлеб)
У самых окон кусты сирени не давали прохлады
Я, кажется, не сомкнул глаз
Читать — это не только узнавать факты
Крошечный добрый поступок лучше, чем самые торжественные обещания сделать невозможное
В магазине разнообразная кухОнная мебель
Зима завалила город сахарными холмами снега
Заурядный — приметный, обращающий на себя внимание
Между Сциллой и Харибдой
С троими подругами
Клима Самгина все слушали внимательно
Нет, друзья, любовь жены на войне сильней войны
Хорошая учёба залог хорошей работы
Путник расположился на ночлег на песчаном берегу бухты
Осенний лиственный лес привлекает нас своей особенной грустной красотой
Шар начал снижаться — пришлось избавиться от баланса
Держать в ежовых рукавицах
От альфы до омеги
Яков Морозов жил недалеко от Тамбова
Вопреки ожиданиям, ночь была теплой
Девушки — одна краше другой
За посевами нужен: уход сам по себе урожай не придет
Холодный и резкий ветер выводил ужасные нотки
Зачем ты меня завтраками кормишь?
От дождя да в воду
Сотни теплых, несказанных слов
Пусть сапожник судит не выше сапога
Купил удобный широкий стол
Учить ум точить
Большая цель начинается с малого: с желания добра своим близким
Преподаватель ГАПОУ КК БМТ Николаева Людмила Дмитриевна
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 797 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 309 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 321 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Итоговый контроль знаний (тесты) по русскому языку и культуре речи для преподаваетелей и обучающихся в НПО и СПО. Пособие содержит 4 варианта тестовых заданий с 4 вариантами ответов. Назначение пособия — отработка практических навыков обучающихся при подготовке к экзамену на втором курсе по русскому языку и культуре речи по двеннадцати изученным разделам на 1-2 курсах: фонетике, орфоэпии, акцентологии, лексике и фразеологии, словообразованию и морфемике, морфологии, орфографии, синтаксису и пунктуации, стилистике. В конце пособия приведены ключи к ответам теста навсе варианты.
- Николаева Людмила ДмитриевнаНаписать 69455 31.01.2015
Номер материала: 354343
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 31.01.2015 4967
- 31.01.2015 2823
- 31.01.2015 2211
- 31.01.2015 975
- 31.01.2015 1369
- 31.01.2015 541
- 31.01.2015 854
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:ТОП-5 РЕЧЕВЫХ ОШИБОК. УЧИМ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКАСкачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Как избежать речевых ошибок в сочинении?| Русский язык с Нелей Лотман | ЕГЭ 2023 | SMITUPСкачать
Как обнаружить речевую ошибку
Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем. Да, надо работать над своей речью, совершенствовать культуру речи, знать типы речевых ошибок. Но что делать, если уже в данную минуту надо выполнить задание: 1. обнаружить речевые ошибки и 2. исправить их?
Вот ситуация, когда полезно впасть в детство: превратиться в пятилетнего почемучку. В предложении почти все слова связаны друг с другом, то есть от одного слова можно поставить вопрос к другому.
Пример №1: «Постоянно проявлять заботу и помощь о пожилых людях»
Проявлять когда? – постоянно; проявлять что? – заботу; проявлять что? – помощь. Упс! Помощь оказывают, а не проявляют. Слова заботу и помощь нельзя включать в ряд однородных членов предложения.
Исправление: «Постоянно проявлять заботу о пожилых людях и оказывать им помощь»
Пример №2: «Татьяна и Владимир познакомились, когда оба были женаты».
Татьяна и Владимир что сделали? – познакомились; были женаты кто? — оба (Татьяна и Владимир). Уточняем: что мы узнали о Владимире? – был женат; что мы узнали о Татьяне? – была жената. Упс! Татьяна была замужем. Собирательное числительное оба замещает сущ. (Татьяна и Владимир), которые не могут относиться к одному сказуемому «были женаты»
Исправление: «Татьяна и Владимир познакомились, когда она была замужем, и он был женат».
Пример №3: «В 19-м веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий».
Было закрыто когда? – в 19-м веке; было закрыто где? – в Ленинграде. Вот она – ошибка:
нарушение хронологии при использовании слов, относящихся к другой эпохе (анахронизм).
Исправление: «В 19-м веке в Санкт-Петербурге было закрыто несколько типографий».
Пример №4: «Французское трио оставило захватывающее впечатление»
Трио какое? – французское; трио что сделало? – оставило; оставило что? – впечатление; впечатление какое? – захватывающее. Все нормально.
Переходим к анализу лексического значения слова. Захватывающий – действительное причастие от глагола захватить. Захватить можно внимание (захватывающий детектив, вид…), а не впечатление. Впечатление может быть большим, хорошим, благоприятным, ярким, незабываемым, неизгладимым…
Исправление: «Французское трио оставило неизгладимое впечатление».
Пример №5: «Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках».
Идет кто? – кот; идет как? – на цыпочках. Если значение слова «цыпочки» неизвестно, пользуемся словарем (на кончиках пальцев). Что хотел сказать человек, используя это слово по отношению к коту. Человек идет на цыпочках, чтобы не топать каблуками, чтобы незаметно подкрасться. Ключевое слово – «крадется»
Исправление: «Вдруг она заметила: по коридору крадется кот».
Употребление слова в несвойственном ему значению – лексическая ошибка, которая встречается очень часто. Рецепт: пользоваться толковыми словарями.
🎦 Видео
Как не потерять 11 баллов на речевых ошибках | ЕГЭ по литературеСкачать
Речевые ошибки | Тест | Русский язык ЦТ, ЕГЭСкачать
Речевые ошибки в БВ16. Разбор.Скачать
Речевые ошибки.ТавтологияСкачать
Шевченко Г.В.Речевые ошибки учащихся и пути их устраненияСкачать
Как не потерять 13 баллов на речевых и логических ошибках? | ОГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКАСкачать
Как не потерять 11 первичных баллов на речевых ошибках? | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКАСкачать
Речевые ошибки | Задание ЕГЭ 6 | ПлеоназмСкачать
#1 Как избежать речевых ошибок?// ТавтологияСкачать
Языковые и речевые ошибкиСкачать
Как анализировать речевые ошибки? Речевые ошибки и приёмы у Скриптонита и др.Скачать
Литература ЕГЭ - Разбираем речевые ошибки | Мария КоршуноваСкачать