Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Словосочетание как единица синтаксиса.
- Средства связи слов в словосочетании.
- Разбор словосочетания.
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1//Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 61 – 65, 65 – 66.
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1/Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С. 148.
2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. — С. 121.
3. Постникова И. И., Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов./ Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – С. 232 – 248.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.
Наслаждаться (чем?) – тишиной.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».
От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.
Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.
Восхищаться (чем?) картиной.
Сидеть (где?) на уроке.
Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.
Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.
Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянул не является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)
Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:
- выделить грамматическую основу;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
- выделить словосочетания группы второстепенных членов.
Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.
Любимый урок – прил. + сущ.
Помощь брату – сущ. + сущ.
Поехать на автобусе – гл. + сущ.
Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
- определительные: предмет и его признак – «солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку»;
- объектные: действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину; действие и орудие действия – стучать молотком»;
- обстоятельственные: действие и место, время, причина совершения действия – «уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одеться модно».
Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.). Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи: согласование – управление, примыкание – управление.
По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.
Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо
- назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
- определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
- назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
- определить модель словосочетания;
- определить тип связи.
Теоретический материал для углублённого изучения
Виды связи слов в словосочетаниях
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Например, «видеть (что?) дом» (В.п.); «сидеть (на чём?) на траве (П.п.)».
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Например, «бегать быстро», «учиться отлично».
При определении вида связи в словосочетании удобно пользоваться таблицей, в которой отражены вопросы от главного слова к зависимому и модель словосочетания.
Формы связи зависимого слова от главного
Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное
Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже
Зависимое слово связано с главным только по смыслу
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Урок русского языка по теме «Словосочетание». 2-й класс
Класс: 2
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели:
- познакомить учащихся с содержанием понятия “Словосочетание”;
- начать формировать умение отличать словосочетание от слов, от предложения, составлять словосочетания, находить их в предложении путём установления связи между словами с помощью вопросов;
- развивать речь;
- воспитывать интерес к предмету, творческое отношение к труду.
Ключевое понятие – словосочетание.
Тезис: “Словосочетание – это соединение двух слов (главного и зависимого) по смыслу и с помощью окончаний”.
Пособия к уроку: У учителя: презентация. У учащихся: сигнальные прямоугольники (красного, синего, зелёного цветов), учебник, тетрадь.
Ход урока
I. Оргмомент (мотивация).
— Ребята, тему урока вы угадаете немного позже, если сейчас будете очень внимательны. Наш класс сегодня будет творческой лабораторией, а вы — учёными-лингвистами. За урок вы сами выведете новое правило.
Чтобы на уроке вы смогли быстро и красиво писать, сделаем гимнастику для пальчиков:
а) гимнастика “Шум дождя”;
б) психологический настрой.
— Закончился дождь, деревья отряхнули тяжёлые капли со своих листьев, (встряхивание кистей рук), выглянуло солнышко, (глубоко вздохнули, подняв руки вверх; медленно выдыхаем, разводя руки по сторонам.)
На презентации открывается слайд с изображением солнышка.
— Улыбнитесь солнышку и друг другу. Пусть весь урок и весь день у вас будет солнечное настроение.
в) оформление тетрадей
г) минутка чистописания
— На какую букву начинается слово “солнышко”?
— Дайте характеристику. Что это за буква? Давайте вспомним, как она правльно пишется. На какую фигуру она похожа?
— И писать её нужно похожей на полуовал, достаточно закруглять сверху и снизу. Показываю на счёт “и-раз-и”
Дети обводят по воздуху и в тетради пишут три раза:
Сс Сс Сс Семипалатинск
II. Опорное повторение и коррекция необходимых для данного урока знаний, умений и навыков.
Орфографическая разминка.
— Будете записывать слова под диктовку и “по-цепочке” комментировать их написание (объяснять и подчёркивать орфограммы) в таком порядке: я один раз произношу слово. Тот, кто комментирует, называет, проговаривает это слово так, как оно пишется, объясняя орфограмму. И после – записываете это слово под его диктовку. Итак, внимание:
Сварить, ловить, молоко, собрать, четверг, шишка, чудный, по степи, на воде.
Упражнение на определение частей речи (работа с сигнальной лентой).
— Я ещё раз читаю слова, а вы будете поднимать красный прямоугольник, если слово – имя существительное, зелёный – имя прилагательное, синий – глагол. Очень быстро.
Упражнение на умение вычленять в слове различные части (разбор по составу).
— А теперь приготовьтесь с красной строки выписывать те части слов, которые я назову. Кто правильно это сделает, а я надеюсь, что все справятся, тот угадает тему нашего урока. На слайде – схема разбора слова по составу. Желаю успеха. Начали.
Из слова “сварить” выпишите только приставку, из слова “ловить” — корень (рядом с той буквой, что уже выписали), из слова “молоко” — окончание, из слова “собрать” — приставку, первый слог из слова “четверг”, окончание из слова “шишка”, суффикс из слова “чудный”, окончание из слов “степи” и “воде”.
III. Объяснение нового понятия.
— Молодцы! Верно. Тема урока: словосочетание. (На слайде появляется тема крупными буквами).
1) Эвристическая беседа. Возможный вариант беседы:
— Вы, наверное, уже много раз слышали это слово. А что же оно обозначает? Что в русском языке называется словосочетанием?
Посмотрите внимательно на это слово. Из каких слов получилось такое длинное слово? (сочетание слов)
— А что означает слово “сочетание”? Попробуйте найти в нём приставку и корень.
— Вы слышали когда-нибудь слово “чета”? Что оно обозначает?
— Говорят “супружеская чета”, “он тебе не чета”. “Чета” значит пара. Пара – это сколько?
— Приставка со- придаёт значение “находиться вместе, быть соединённым”. Что же у нас получилось? (На слайде:
2) Работа по уточнению правила.
— Прочитайте: “сварить”. Это словосочетание? Почему?
— Добавляю слово “класс”. “Сварить класс” — это словосочетание? Нет? А почему, ведь слов два?
— Значит, слова должны быть соединены, подходить по смыслу? Добавим это слово в наше правило, уточним наше определение: “Словосочетание – это два слова, соединённые по смыслу”.
— Отлично получается. А теперь я заменю слово класс на подходящее по смыслу “каша”. Что получилось? (сварить каша)
— Теперь всё в порядке? Это будет словосочетанием? Они же подходят друг другу по смыслу? (Так не говорят)
— А как нужно сказать? (“Сварить кашу”)
— Что же изменилось? (окончание в слове “каша”)
— Что же получается: сварить каша – слова, подходящие по смыслу, но они не являются словосочетанием, т.к. нельзя задать вопрос к слову “каша”. Сделать это нам не позволяет окончание. Чтобы пара этих слов стала словосочетанием, необходимо изменить окончание в слове “каша” по вопросу от слова “сварить”. “Сварить (что?) кашу”.
— Давайте ещё более уточним наше правило. “Словосочетание – это два слова, соединённых по смыслу и с помощью окончаний”.
Дети следят по схеме, приведённой выше. Определение уточняется словами “ с помощью окончаний”. Х
— Изобразим это правило с помощью схемы: (. )
— В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое. Как думаете, какое слово будет главным?
— То слово будет главным, от которого задаём вопрос. Оно обозначается знаком “х”. А зависимое – то, к которому задаём вопрос, к нему на схеме идёт стрелка. Запишите получившееся словосочетание с вопросом в скобках к зависимому слову, главное обозначьте крестиком.
Сварить (что?) кашу.
— Расскажите ещё раз по схеме, что такое “словосочетание”?
IV. Первичное закрепление.
а) — У нас осталось слово “класс”. Это словосочетание? Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание?
— Я добавлю ещё слово, чтобы их стало два, как по правилу: “дружная класс”. Почему это не словосочетание? Измените окончание. Какое словосочетание получилось? Запишите его с вопросом в скобках от главного слова. Главное обозначьте “х”.
б) – Откройте учебники на стр. 169. Прочитайте правило в рамочке. Правильно ли мы с вами вывели правило?
— Даже точнее, чем в учебнике. Закройте книги.
в) – Добавьте слово к слову “ловить”, чтобы получилось словосочетание: ловить (что?) рыбу.
— Подберите прилагательное к слову “шишка”: шишка (какая?) сосновая.
— Запишите ещё одно словосочетание: “вкусный молоко”. Почему это не словосочетание? Докажите. Исправьте ошибку. Запишите: вкусное (какое?) молоко.
— Мальчик из соседнего класса составил такое словосочетание: Бежать дорога. Докажите его неправоту. Исправьте, запишите: бежать по дороге.
— Значит, слова в словосочетании могут быть связаны и с помощью предлогов. Составьте каждый по словосочетанию. (выслушиваю ответы).
— Запишите каждый своё словосочетание.
— Молодцы! Вы так хорошо работали, а теперь давайте отдохнём. Упражнение называется “Лесорубы”. Покажите, как лесорубы работают топорами.
— А составьте словосочетание про лесорубов.
— А теперь про то, как они работают.
— Следующее упражнение “Пловцы”. Покажите, как гребут руками пловцы. Составьте словосочетание о пловцах.
— А о том, как они плавают.
— А теперь о нашем настроении.
— Почему все пары слов, которые вы называли, являются словосочетаниями? (Дети повторяют правило.)
Д) – Прочитайте отрывок из стихотворения известного казахского поэта Ы. Алтынсарина “Давайте, дети, учиться!”
Чтоб лучше неизвестное узнать,
Все дети умные за книжками сидят.
— Выпишите из этих строк словосочетания.
(Узнать неизвестное, узнать лучше, дети умные, сидят за книжками, лучше узнать)
— Что мы записали? (словосочетания)
V. Подведение итогов.
а) – Возьмите листок с тестовым заданием и выполните его. Из данных пяти пар слов подчеркните только те пары, которые являются словосочетаниями. Главное слово обозначьте крестиком.
- 1 вариант. Дождливая вечер, ясное утро, встретиться товарищи, первый день, подойти к дому.
- 2 вариант. Луч солнца, весёлый мультфильм, делать зарядка, бежать берег, лететь по небу.
б) Домашнее задание: стр. 170, упр. 751; составить 1-2 предложения, используя словосочетания.
в) Оценочные суждения: Всем большое спасибо за работу на уроке. Особенно хорошо работали следующие ребята: . . А оценки получат все по результатам тестирования.
— На память о нашем уроке и в благодарность за вашу работу возьмите “частичку нашего солнышка”. (Раздаю каждому маленький рисунок солнышка, на обороте которого написана тема урока “Словосочетание” и нарисована его схема.)
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке вы познакомитесь со словосочетанием и узнаете, из любых ли слов можно составить словосочетания. Потренируетесь в выделении словосочетаний из предложения и в составлении словосочетаний. Будете учиться постановке двух видов вопросов: смысловых и падежных.
🎦 Видео
Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Что такое причастиеСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
Словосочетание. 8 классСкачать
Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать
Слово и словосочетание. Видеоурок 8. Русский язык 3 классСкачать