В каких языках ударение закреплено

Видео:Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать

Как запомнить сложные ударения? | Оксана Кудлай

Место английского языка в лингвистической типологии языков мира

В каких языках ударение закреплено

Население Земли говорит примерно на 7000 языках. Лингвисты не только изучают их по отдельности, но и сравнивают между собой, находя общие характеристики и составляя классификации.

Существует две основные классификации языков: это генеалогическая и лингвистическая. Генеалогическая основана на родстве между языками. На протяжении истории языки разделяются и изменяются, но сохраняют признаки единого происхождения, на основе которых ученые выделяют языковые семьи и группы.

Лингвистическая классификация или типология основана на всевозможных языковых закономерностях, которые проявляются в любых языках вне зависимости их родства.

Генеалогическая и лингвистическая классификации не связаны между собой. Языки могут принадлежать одной группе, но относиться к разным категориям в типологии, или иметь много общих черт, хотя происходят из разных уголков мира и разных языковых семей.

В этой статье мы расскажем о том, какое место занимает английский язык в лингвистической типологии – какие у него основные особенности, на какие языки он больше всего похож, чем отличается от других.

В каких языках ударение закреплено

Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Что такое лингвистическая типология

Типология – один из разделов языкознания, который занимается выявлением закономерностей, присущих разных языкам. Лингвисты находят в языках общие черты, составляют по ним классификации, выясняют закономерности между такими чертами, предсказывают особенности языков по уже известным признакам.

В разных языках мира много общих особенностей и много разных черт, и все они совсем не обязательно связаны с родством. Эти закономерности можно найти на разных уровнях языка: в фонетике, фонологии, морфологии, синтаксисе и даже дискурсе. Это значит, что классифицировать языки можно по особенностям их звуков или ударения, по строению слов, по устройству предложений или текста.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Какие существуют типологические классификации языков

Ученые создали десятки типологических классификаций на различных уровнях. Некоторые из них будут понятны только тем, кто хорошо разбирается в лингвистике. Приведем в пример несколько самых распространенных и важных классификаций, которые помогают увидеть, насколько разнообразными бывают языки:

Языки с музыкальными тонами, которые служат для различения значения слов, и языки без тонов

В некоторых языках слова произносятся с различной интонацией, которая меняет смысл. Звуки могут быть совершенно одинаковыми, но еле заметные для иностранцев различия в высоте звука служат важным инструментов для определения значения. К тоновым языкам относятся китайский, тайский, вьетнамский, африканский язык йоруба и американский навахо.

Языки с фиксированным ударением и нефиксированным ударением

В большинстве нетональных языков существуют ударения – когда один слог в слове произносится сильно, а другие слабо. Есть языки, в которых ударение фиксировано, то есть всегда падает на слог, стоящий в определенной позиции в слове. Например, во французском языке все ударения падают на последний слог.

Языки с ударением, которое играет смыслоразличительную роль, и языки, где ударения не важны для смысла

В некоторых языках ударение может менять значение слова. Иностранца, который неправильно поставил ударение в слове, могут неправильно понять. В русском языке ударение играет смыслоразличительную роль: слово «мука» может иметь два значения в зависимости от ударения. Во многих других языках неправильно поставленное ударение в слове не помешает собеседнику правильно понять смысл.

Аналитические и синтетические языки

В зависимости от способа выражения грамматических значений языки делятся на аналитические и синтетические. Грамматические значения – это выражения категорий числа, рода, времени, лица и других значений, которые используются в данном языке. В разных языках такие категории различаются. Языков без грамматики не существует – как минимум, в каждом языке есть такая категория, как вид.

Аналитические языки выражают грамматические значения с помощью отдельных служебных слов. В синтетических языках грамматика затрагивает само слово, изменяя его с помощью аффиксов – суффиксов, приставок, окончаний.

Аналитизм и синтетизм – это не две четко разграниченные категории, а шкала, на которой языки могут занимать разное значение. Одни находятся ближе к аналитическим, но имеют некоторые свойства синтетизма, другие – наоборот. Если синтетизм выражен очень сильно, а аналитические свойства почти не проявляются, такие языки называют полисинтетическими. Но четкой границы между всеми этими классами нет.

Изолирующие, агглютинативные, флективные и инкорпорирующие языки

Эта классификация основана на морфологической структуре языка – на том, как отдельные морфемы (корни, аффиксы, служебные слова) взаимодействуют между собой Она похожа на предыдущую, но их не следует путать.

В изолирующих языках морфемы находятся отдельно друг от друга, никак не взаимодействуют, не сливаются и не влияют друг на друга. Изолирующие языки по факту совпадают с аналитическими, потому что если грамматические значения выражаются с помощью служебных слов, то эти слова автоматически не сливаются и не взаимодействуют, а стоят отдельно. Русский язык не изолирующий, но в нем есть слова, свойственные таким языкам: например, слово «хаки» – оно состоит из одной морфемы, которая не сливается с другими морфемами в любом предложении.

В агглютинативных языках морфемы объединяются в слова, но не влияют друг на друга, их можно четко разделить между собой. Каждое значение выражается одной отдельной морфемой. Кроме того, морфемы фонетически не влияют друг на друга. Русскому языку это несвойственно: одно окончание в слове «языку» выражает сразу и единственное число, и дательный падеж, и мужской род, а в слове «языческий» аффикс фонетически повлиял на корень «язык». К агглютинативным относятся алтайские, финно-угорские, турецкий языки.

Флективные языки, наоборот, отличаются многофункциональностью морфем, фонетическими воздействиями друг на друга, большим количеством неправильных форм. К таким языкам относится русский. В нем грамматические значения выражаются в виде флексий – морфем, которые показывают несколько значений и могут меняться в соседних позициях.

Существуют еще редкие инкорпорирующие языки, которые отождествляют с полисинтетическими. В них члены предложения объединяются в полноценные сложные слова. По сути, это частный случай агглютинации, который выражен на уровне предложения. К таким языкам относятся эскимосские, чукотские, кавказские языки.

Языки с фиксированным и нефиксированным порядком слов

Если в языке у каждого члена предложения есть своя, четко закрепленная позиция, такой язык обладает фиксированным порядком слов. Если поставить слова в другом порядке, то получится либо бессмыслица, либо совсем другой смысл. Языки с нефиксированным порядком слов допускают любой способ соединения слов в предложения или имеют лишь незначительные ограничения.

Языки с фиксированным порядком также классифицируют по конкретным видам порядка слов. Их может быть несколько в зависимости от расположения трех основных синтаксических групп – подлежащего или субъекта действия (обозначается в лингвистике S), сказуемого или действия (V) и дополнения или объекта действия (O). Получаются такие варианты: SVO, SOV, VSO, OSV, OVS, VOS. Хотя в русском языке порядок слов нефиксированный, вариант SVO является самым распространенным.

Языки с выдвижением подлежащего или выдвижением темы

В одних языках каждое предложение должно иметь подлежащее – субъект действия, даже если субъекта по сути не существует («Стало холодно»). В других языках в предложении обязательна тема – основная мысль, которая выносится в соответствующую позицию. Так говорят, например, на японском языке: «Калифорния, климат хороший».

В русском языке есть признаки и выдвижения подлежащего, и выдвижения темы. Мы говорим такие предложения как: «Дождь идет» («дождь» выступает в роли подлежащего) или «По поводу работы, я позвоню вам завтра» (сначала озвучивается тема, затем остальные элементы предложения).

Аккузативные и эргативные языки

В аккузативных языках подлежащее при непереходном глаголе (« Она бежит» – без обязательного дополнения) принимает ту же форму, что и подлежащее при переходном глаголе (« Она обвинила его» – нельзя опустить дополнение). При этом дополнение при переходном глаголе принимает другую форму («Он обвинил ее »).

В эргативных языках подлежащее при непереходном глаголе совпадает с дополнением при переходном глаголе, при этом отличается от подлежащего при переходном глаголе, как если бы по-русски мы говорили не «Она бежит», но «Бежит ее».

В каких языках ударение закреплено

Видео:Ударения, в которых ты ошибёшься на ЕГЭСкачать

Ударения, в которых ты ошибёшься на ЕГЭ

К каким типам принадлежит английский язык

Если мы будем понимать, какое место занимает английский язык в каждой из этих классификаций, нам будет проще чувствовать его особенности во время изучения и замечать различия между английским и русским, которые часто мешают студентам.

Английский – нетональный язык, в котором используется нефиксированное ударение. При этом ударение иногда играет смыслоразличительную роль, как и в русском: в некоторых словах от него постановки меняется значение. Например, increase с ударением на первом слоге – это существительное «увеличение», а с ударением на втором слоге – глагол «увеличивать».

Английский гораздо ближе к аналитическим языкам, чем к синтетическим. В нем грамматические отношения передаются чаще всего не морфологически, когда меняется слово, а синтаксически – когда в предложении используются служебные слова или другие способы. Например, в английском языке для выражения грамматических значений используются модальные глаголы, предлоги, фиксированный порядок слов. В этом английский очень похож на китайский, голландский, болгарский языки.

В прошлом английский был синтетическим языком, и сегодня в нем сохранились единичные случаи, когда грамматика влияет на строение слова: например, до сих пор используется суффикс s для выражения множественного числа: table – tables .

Лингвисты оценивают уровень синтетизма языков по специальной шкале, на которой английский язык имеет низкий показатель 0,5, для сравнения – индекс русского языка составляет примерно 2,5.

Английский язык относится также к изолирующим. В английском слово и морфема в большинстве случаев совпадают. Если проанализировать такие предложения как I can sing , we like reading , this book is good , будет видно, что каждая морфема соответствует отдельному слову, аффиксы не используются. Исключение – та же самая морфема s, показатель множественного числа.

Английский – язык с фиксированным порядком слов. Предложения строятся по формуле SVO за очень редкими исключениями. Если нарушить этот порядок – нарушится и смысл. Сравните: Mary kissed John и John kissed Mary .

Английский – типичный язык с выдвижением подлежащего. Подлежащее должно быть в каждом предложении, из-за чего у иностранцев часто случаются ошибки. Даже если по смыслу в предложении нет объекта действия, обязательно нужно использовать конструкции it is или there is , где it и there выполняют роль подлежащих: It’s amazing! – Потрясающе!

И, наконец, английский язык относится к языкам аккузативного строя – так же, как и русский. У него совпадают формы подлежащего с непереходным и переходным глаголом: They singThey gave me a present . При этом дополнение при переходном глаголе отличается: I gave them a present .

В следующий раз при чтении английского текста обратите внимание на эти особенности английского языка. Отметьте для себя, как в нем проявляются аналитические и изолирующие свойства, как порядок слов влияет на смысл, в каких случаях ударение меняет значение слова.

Видео:Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

В каких языках ударение закреплено

УДАРЕНИЕ В ИСКУССТВЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЯЗЫКАХ

Статья представляет собой сохранившийся отрывок задуманной Е.А. Бокаревым работы о типологии систем международных языков. Оригинал озаглавлен просто «Ударение»; по времени написания он, по-видимому, близок к докладу «Ударение в искусственных международных языках», прочитанному Е.А. Бокаревым в 1968 г. в секции интерлингвистики Института языкознания АН СССР. Это название и присваивается настоящей публикации. Часть текста, относящаяся к окциденталю, имеется также в более раннем наброске, написанном под влиянием статьи Б. Мильорини (Migliorini В. La akcento en Esperanto kaj en Occidental. — Literature Mondo. 1931, N 1); разночтения между этим наброском и окончательным текстом незначительны и здесь не оговариваются. Публикация подготовлена С.Н. Кузнецовым при любезном содействии Л.П. Бокаревой, Л.Е. Лопатиной и А.Е. Бокаревой, предоставивших возможность ознакомиться с архивами Е.А. Бокарева).

В естественных языках, если оставить в стороне вопрос о музыкальном или экспираторном характере ударения, ударение может быть одноместным или разноместным. Одноместное ударение на последнем слоге слова имеют французский, тюрко-татарские, персидский, армянский языки; на предпоследнем слоге — польский, языки банту (например, суахили); на первом слоге слова — чешский, финский, венгерский, исландский языки.

Некоторые языки с разноместным ударением все же обнаруживают тенденцию к постановке ударения на определенном слоге; например, в английском, немецком, шведском ударение обычно стоит на первом слоге основы; в испанском, португальском, итальянском ударение стоит перед последним согласным; в арабском языке ударение стоит на предпоследнем слоге, если он образован долгим гласным, и переходит на третий с конца слог, если гласный предпоследнего слога краток.

Другие же языки с разноместным ударением, например русский, обладают настолько сложной системой ударения, что даже и те, для которых он родной, нередко затрудняются в постановке ударения.

Как же должен быть разрешен вопрос об ударении в международном языке?

Априори существует возможность вопрос об ударении в нем вообще не предусматривать и произносить все слоги слова с одинаковой силой. Так, например, поступил Болак в своем «голубом языке», Штейнер — в пазилингве и Летелье — в своем проекте философского языка. Но вряд ли такое решение можно считать рациональным. Огромное большинство языков все же пользуется тем или иным видом ударения. Поэтому неизбежно, что при отсутствии правил об ударении каждый будет вносить в международный язык свои языковые привычки, т.е. ставить ударение на том или ином слоге слова, что, несомненно, в какой-то мере затруднит понимание.

Разноместное ударение сделало бы международный язык трудным для изучения. Для того чтобы международный язык был легким, нужно, чтобы ударение в нем было бы прикреплено к определенному слогу слова. Вместе с тем оно будет и четким признаком деления сплошного речевого потока на отдельные слова и тем облегчит понимание связной речи.

Априорные языки и языки микст имеют полную возможность подчинить ударение простому и единообразному правилу. Так, в волапюке все слова имеют ударение на последнем слоге. Вслед за волапюком так же поступают диль, балта.

Апостериорные языки в какой-то мере связаны ударением слов, лежащих в основе их лексического состава. В эсперанто правило ударения совершенно просто: ударение всегда падает на предпоследний слог. Более или менее просто правило об ударении в языке новиаль. В нем ударение падает на гласный перед последним согласным. Однако существует и дополнительное правило, по которому грамматические окончания не меняют место ударения в слове: patros, patron, nulum, nulim, amad [Jespersen, 1928, с 85].

Другие апостериорные языки обычно усложняют правило об ударении, стремясь сохранить в наибольшей степени «естественное» ударение в заимствуемых словах. Так, например, идо, сохранив в принципе ударение на предпоследнем слоге, ограничивает его применение следующими дополнительными правилами:

1) в инфинитиве ударение падает на последний слог (аmаr, venir);

2) так как в сочетаниях аи, еu звук и является неслоговым в отличие от сочетаний ai, ei, где i остается слоговым, то ударение с и переходит на предшествующий гласный (kauzo, neutra) ( 1 );

3) прилагательные всегда сохраняют ударение на одном и том же слоге независимо от того, опущено ли его грамматическое окончание -а, что допускается в интересах благозвучия (infantala, infantal);

4) в сложных числительных ударение всегда стоит на первом числительном, а не на формативе, показывающем отношение первого числительного ко второму (duadek — 20, dek-e-du — 12); исключением являются также числительные milion, miliard, в которых ударение падает на последний слог; аналогично и в словах metan, amin и т.п. ударение находится на последнем слоге, так как они рассматриваются как имена собственные;

5) в многосложных корнях i, и, непосредственно предшествующие гласному, не могут иметь на себе ударения (sexuo, misterio); однако это правило относится только к многосложным корням, а по отношению к двусложным действующим остается общее правило (pia, gluo) даже в том случае, если они являются компонентами сложных слов (butontruo, arborgluo); при этом дни недели рассматриваются как простые, а не как сложные слова (sundio, venerdio) в отличие от cadie ‘сегодня’, festodio ‘праздник’.

Эта сложная система правил на практике оказывается во многих случаях очень противоречивой. Трудно, например, не ошибиться в таких случаях, как ‘influo (но enfl’uo), influ’ar, influ’iva, ‘influas; m’anuo, man’ao, т’eпио; cad’ia, l’undia, omnad’ia. Но эта сложность и запутанность правил все же не достигает цели, так как в большом числе случаев ударение в идо противоречит «естественному»: ‘avan, ‘adio, r’evuo, rend’evuo, av’enuo, т’eпио, k’oncias, m’entias, ‘influo, m’anuo, s’ituas ( 2 ).

В еще большей степени запутана и неустойчива система ударения в языке окциденталь (интерлингве).

В большинстве случаев ударение падает на гласный, предшествующий последнему согласному: f’orme, form’ar, ‘avie, rem’arca. Исключениями из общего правила являются случаи:

1) когда существительное стоит в форме множественного числа, обозначаемого окончанием -s: f’ormes, ‘avies, rem’arcas;

2) когда в составе слова имеются суффиксы -bil, -ic, -im, -ul (respect’abil, gramm’atica, lac’onic, ‘ultim, r’egul, st’ibula); однако в словах traf’ic, form’ica, am’ico, subl’im ударение стоит в соответствии с общим правилом, так как здесь ic, im не являются суффиксами; в некоторых руководствах к перечню суффиксов, не влияющих на место ударения, добавляют также -ит, -сиnc (herb’arium, qu’icunc);

3) во многих словах, в которых ударение не может быть подведено под какое-либо правило, ударение специально обозначается особым знаком ударения: id’e, qualit’a, ‘ordine, n’uтеrе, numer’o, her’oe, nequ’i, I’atere, part’u и др.; также и некоторые суффиксы несут на себе постоянное ударение, которое не может быть подведено под какое-либо правило, в частности: -‘arium, -er’ia, -er’ie, -it’a, -it’e и др.

Но все ли это? Может быть, в более полных грамматиках есть и другие правила ударения, указания и на какие-либо другие суффиксы, несущие на себе ударение?

Особо надо отметить, что префикс in-, обозначающий отрицание, в отличие от префикса in-, обозначающего нахождение внутри, всегда несет на себе ударение. Однако, судя по всему, ударение в таких случаях только обозначается на письме, но фактически не производится, так как в одном и том же слове может оказаться два ударения. Как, например, надо произнести слова ‘incert, ‘incaut, ‘invermen? Очевидно, не так, как написано, a inc’ert, inc’aut, inv’ermen.

Однако трудных случаев при такой сложной и запутанной системе правил об ударении будет немало. Как, например, надо произносить слова: hodie, gaudie, caus, principiarimen, judicament, judicar, judico, innegabil, postula, august, dudeci, lacrima, propabilmen, fabricar, macule, vestibule, autor, automobil?

А как надо произнести такую серию слов: parocos, publicos, amicos, omnicos, espritos?

Par’ocos, так как окончание множественного числа -s не влияет на место ударения, которое должно стоять на гласном перед последним согласным слова в единственном числе, т.е. перед с, хотя это ударение вовсе не соответствует «естественному» ударению в тех языках, из которых оно заимствовано.

P’ublicos, так как суффикс -ic не может иметь на себе ударения, хотя это ударение противоречит фр. public, нем. Republik, рус. публичный.

Am’icos, так как в этом слове ударение специально обозначено, чтобы читатель не подумал, что в этом слове ic можно рассматривать как суффикс.

Omn’icos, так как здесь ic не суффикс, а слово является сочетанием двух самостоятельных: omni и cos.

Esprit’os, так как здесь не множественное число, образованное при помощи окончания -s, а прилагательное, образованное при помощи суффикса -os.

Но достигает ли своей цели это усложнение правил об ударении? Удалось ли составителям идо и окциденталя (интерлингве) благодаря этой сложной системе правил сохранить «естественное» ударение в заимствованных словах? Конечно, нет, так как такого естественного ударения нет. Одни и те же слова в различных языках имеют ударение на разных слогах, ср. итал. ortograf’ia, рус. орфогр’афия, фр. orthogr’aphe, англ. orth’ographie, венг. ‘ortografia; нем., фр. geolog’ie, рус. геол’огия, англ. ge’ology, венг. g’eologia, итал. geolog’ia (итал. ge’ologo, geol’ogico, geolog’ia); англ. ch’aracter, нем., рус. хар’актер, фр. caract’ere.

1 Но сочетани я аи, еu не произносятся как дифтонг, если находятся на стыке корня или аффикса (kreuro, neutila).

Видео:Как это по-русски? - На какой слог ставится ударение в слове "каталог"?Скачать

Как это по-русски? - На какой слог ставится ударение в слове "каталог"?

Ударение в языках мира. Типы ударения

Ударение – это выделение одного слога из такта.

По способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на:

1. динамическое (экспираторное, силовое) – слог выделяется силой выдоха

2. квантитативное (количественное) – слог выделяется долготой

3. мелодическое (музыкальное, тоновое) – слог выделяется движением голосового тона.

Чистых типов ударения фактически не бывает, почти всегда один тип сопровождается другим, хотя один из них преобладает.

Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным. Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз) или слабое (в чешском, грузинском и др.)

Мелодическое ударение встречается, напр., в сербохорватском, литовском, китайском и др. яз.

Редукция — это ослабление или изменение звучания гласных звуков в безударных слогах.
20. Фонетическое членение речи

Фонетически речь членится на единицы. К фонетическим единицам относятся звук, слог, такт, фраза. Звук —сегментная единица, а слог, такт и фраза –суперсегментные.

Слог – сочетание из двух и более звуков, один из которых слоговой (то есть обладающий большей звучностью или иначе — сонорностью), а другой (или другие) – меньшей. По своему звуковому строю слоги бывают открытыми (заканчиваются гласной) и закрытыми (заканчиваются согласной); неприкрытыми (начинаются с гласной) и прикрытыми (начинаются с согласной). Бывают и такие слоги, которые состоят более чем из одной гласной. Сочетание гласных в пределах слога называется дифтонгом. Если в дифтонге первая гласная слоговая, то этонисходящий дифтонг, если вторая, то это восходящий дифтонг.

Такт – группа слогов, объединенная одним ударением. В обычной звучащей речи (нестихотворной) безударные слоги группируются вокруг ударного слога. Ударный слог выделяется своей силой и длительностью. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение. Незнаменательные (служебные) слова, не имея своего ударения, примыкают к слову, имеющему ударение, либо спереди (проклитика) либо сзади (энклитика).

Фраза – несколько тактов, объединенных интонацией. Интонация – изменение основного тона по высоте, которое может быть осложнено сопутствующими явлениями: увеличением силы ударения в отдельных тактах, убыстрением и замедлением темпа. Иногда к интонации относят и тембр всего высказывания. Во фразе выделяются три части: предцентровая, центрипостцентровая.Центр – это ударный слог в том такте, который выделяется по силе среди других тактов фразы. Эти такты, произношение которых усилено, несутфразовое ударение. Одна фраза от другой отделяется с помощью: 1. интонации; 2. пауз; 3. фразового ударения.Членение текста на такты и фразы имеет смыслоразличительную функцию.

К числу суперсегментных единиц относятся и так называемые пограничные сигналы (диэремы), так как на границах слов (и морфем) действуют иные звуковые закономерности, чем в середине значимых языковых единиц. Пограничные сигналы являются суперсегментными единицами по той причине, что всегда обусловлены особыми звуковыми сочетаниями, возникающими на границах значимых единиц.
21. Понятие о фонетических процессах (законах): позиционные и комбинаторные изменения звуков.

Фонетические законы (звуковые законы) — законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.

Звуки могут влиять друг на друга. Это влияние вызывает комбинаторные изменения, к которым относятся аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэрезы, эпентезы, гаплология. Кроме этого на звуки могут влиять общие условия произношения. Это вызывает позиционные изменения звуков. К ним относятся протеза в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т.д.
22. Позиционные изменения звуков в языках мира (редукция, его виды)

Позиционные изменения связаны прежде всего с ударением, то есть с позицией слога относительно ударения.

Ударение – это выделение из группы слогов одного слога. Оно достигается в разных языках различными средствами, а именно: силой или интенсивностью артикуляции – динамическое (или силовое, экспираторное) ударение; долготой произношения – квантитативное (количественное или долготное) ударение; движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтрального тона прочих слогов – тоновое (мелодическое, музыкальное) ударение. Эти приемы могут выступать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.

Кроме этого ударение может быть как фиксированным, так и нефиксированным; как одноместным, так и разноместным.

Динамическое и динамически-комплексное ударение является источником редукции.

Редукция – это ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов. В связи с этим она касается преимущественно гласных звуков. Различают количественную и качественную редукцию.

Однако позиционные изменения характерны и для согласных звуков. Это позиционные изменения шумных согласных в конце слова, когда имеет место оглушение звонкого. Это явление представляет собой редукцию согласного звука.

23. Комбинаторные изменения звуков (ассимиляция, диссимиляцияи др.)

Аккомодацияимеет место при приспособлении согласных и гласных, стоящих рядом. Она бываетпрогрессивной и регрессивной. В любом случае это частичное приспособление звуков. Вопрос о том, что аккомодирует: согласные гласным или гласные согласным, решается по-разному в разных языках и даже в одном языке в разные периоды его существования.

Ассимиляция – это процесс уподобления звуков того же рода. Она может быть полной или неполной;прогрессивной или регрессивной, контактной илидистактной. Ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука. Так, для согласных это: способ и место образования твердости и мягкости; участие-неучастие голоса (оглушение и озвончение). Для гласных это признаки ряда, подъема,лабиализации. Каждая ассимиляция может быть охарактеризована со всех указанных точек зрения.

Диссимиляция – это процесс расподобления звуков одного типа, когда из двух одинаковых или подобных звуков получается два различных или менее похожих звука. Они касаются как гласных, так и согласных; могут быть контактными и дистактными; регрессивными ипрогрессивными.

Ассимиляция не угрожает фонетическому облику языка, и поэтому шире допускается литературным языком, а диссимиляция более резко меняет фонетические нормы языка, и поэтому более характерна для ненормированной речи, а именно диалектов, просторечия и т.д.

Наряду с этим имеют место и так называемые прочие фонетические процессы. Они основываются либо на диссимиляции, либо на ассимиляции. К ним относятся: диэрезы (выкидки), основанные на ассимилятивных процессах; гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов; эпентезы(вставки), основанные на диссимиляции; протезы (надставки), приставляющиеся к началу слова; метатезы(перестановки).

🔍 Видео

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!

Где правильно поставить ударение Тест на знание ударений русского языка Подготовка к ВПРСкачать

Где правильно поставить ударение  Тест на знание ударений русского языка  Подготовка к ВПР

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

А. A. Зализняк: История русского ударенияСкачать

А. A. Зализняк: История русского ударения

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?Скачать

ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?

Почему русское ударение такое сложное?Скачать

Почему русское ударение такое сложное?

Фразовое ударение (2): типы и степени фразового ударенияСкачать

Фразовое ударение (2): типы и степени фразового ударения

Латинский язык. Lingua Latina. Латинское ударение Практические правилаСкачать

Латинский язык. Lingua Latina. Латинское ударение  Практические правила

Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhackСкачать

Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhack

ТОП-10 СЛОВ С НЕВЕРНЫМ УДАРЕНИЕМ [IrishU]Скачать

ТОП-10 СЛОВ С НЕВЕРНЫМ УДАРЕНИЕМ [IrishU]

Интонация Логическое ударение. Уроки русского языкаСкачать

Интонация  Логическое ударение. Уроки русского языка

Русский язык. Ударение в словах современного русского языкаСкачать

Русский язык. Ударение в словах современного русского языка

Ударение ТОП 5 Ошибок. Онлайн-школа EXAMhack. ОГЭ ЕГЭ Русский язык 2022Скачать

Ударение ТОП 5 Ошибок. Онлайн-школа EXAMhack. ОГЭ ЕГЭ Русский язык 2022
Поделиться или сохранить к себе: