В каких языках нет ударений

Видео:Ударения, в которых ты ошибёшься на ЕГЭСкачать

Ударения, в которых ты ошибёшься на ЕГЭ

Фонетическое качество ударения

Знак ударения символизирует вершину ритмической схемы, в которой слоги, составляющие речевой такт, ранжированы по степени выделенности. Эта схема может реализовываться как через собственно просодические процессы (ранжирование длительности и интенсивности гласных), так и через связанные с ними качественные изменения гласных. Одновременно осуществляется совмещение ритмической схемы слова с просодической структурой фразы (фразовой интонацией). Процессы эти в разных языках неодинаковы, что отражается в классификациях фонетических типов ударения.

Ударение русского типа традиционно считалось динамическим, или экспираторным. Предполагалось, что увеличенное дыхательное и артикуляционное усилие на ударных гласных отражается в их повышенной акустической интенсивности. Однако экспериментальные данные (Л.В.Златоустова) показали, что более важным акустическим параметром является длительность, причем ударные гласные характеризует нейтральная длительность, а на безударных происходит сокращение, результатом которого является неполная артикуляция (количественная и качественная редукция).

Возможен иной способ организации соотношения ударного и безударных слогов: гласный ударного слога удлиняется, тогда как безударные сохраняют нейтральную длительность (качество гласных при этом почти не меняется). Это языки с квантитативным (количественным) ударением. В качестве примера такого типа ударения обычно приводят новогреческий язык. В нем безударные не подвергаются редукции и отличаются от ударных только отсутствием приращения длительности.

Традиционно выделяется еще один тип ударения — тональный. В Европе он представлен в южно-славянских (сербскохорватский и словенский) и скандинавских (шведский и норвежский) языках. Этот тип ударения связан с особым взаимодействием словесной и фразовой просодии. В большинстве языков мира начало тонального движения, реализующего фразовый акцент, совмещено с началом ударного слога. Однако возможно и возникновение двух ориентиров для размещения тонального акцента. Например, в сербскохорватском языке произошло смещение ударения на один слог влево (так называемая «ретракция»), и по месту ударения слова с бывшим ударением на втором слоге совпали с теми, которые имели начальное ударение исконно; старая же ориентация тонального акцента фразы при этом сохранилась. Поэтому в словах, где ударение не смещалось, нисходящий тон утверждения приходится на ударный гласный, а там, где оно сместилось, падение тона приходится на заударный слог, при этом падению тона часто предшествует его повышение. В результате на начальном ударном слоге оказываются противопоставлены нисходящий и восходящий тоны. Например, слова слава, сила в сербскохорватском имеют нисходящее ударение, а слова нога, игла — восходящее.

Особенностью французского языка является отсутствие фонетического слова как ритмической составляющей предложения. В качестве минимальной ритмической единицы выступает синтагма, а ее просодической вершиной является конечный слог. Если синтагма выражена одним словом, то синтагменный акцент приходится на его конечный слог. Однако слово в неконечной позиции никакой ритмической схемы не имеет.

Языки обнаруживают и существенные различия в распределении градаций силы в безударной части слова. В некоторых языках все безударные слоги в одинаковой степени противопоставлены ударному, хотя краевые слоги могут иметь дополнительные усиления или ослабления. В других языках действует принцип «диподии»: более сильные и более слабые слоги идут через один, с постепенным ослаблением силы по мере удаления от вершины. Такова ситуация в финском и эстонском языках: главное ударение в них приходится на первый слог, второстепенное — на третий, а третьестепенное — на пятый. Ситуация в русском языке необычна: предударный слог здесь по силе уступает ударному, но превышает прочие: потакбла [] (здесь означает редуцированное а).

Имеется еще одна возможность варьирования просодической схемы слова при «динамическом» ударении: разные фонетические параметры могут усиливать разные позиции в этой схеме. Так, в тюркских языках главной акцентной вершиной слова является конечный слог, на котором размещается интонационный акцент. Однако имеется и центр побочного усиления — начальный слог, на который приходится громкостный акцент.

Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Языки без ударения (анакцентные)

Во многих языках за пределами Европы явно выраженная акцентная вершина слова отсутствует, и ученые затрудняются с определением места ударения. Типичным примером является грузинский, относительно ритмической организации которого единой точки зрения нет. Существует мнение, что предположение об обязательности ритмического объединения слогов слова является ложным (В.Б.Касевич и др., С.В.Кодзасов). В его пользу говорит, в частности, история русского языка. В древнерусском значительное число форм полнозначных слов представляло собой так называемые «энклиномены» (В.А.Дыбо, А.А.Зализняк). Эти слова не имели собственного ударения и присоединялись в виде энклитик к предшествующим полноударным словам.

Видео:Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать

Как запомнить сложные ударения? | Оксана Кудлай

Ударение в языках мира. Типы ударения

Ударение – это выделение одного слога из такта.

По способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на:

1. динамическое (экспираторное, силовое) – слог выделяется силой выдоха

2. квантитативное (количественное) – слог выделяется долготой

3. мелодическое (музыкальное, тоновое) – слог выделяется движением голосового тона.

Чистых типов ударения фактически не бывает, почти всегда один тип сопровождается другим, хотя один из них преобладает.

Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным. Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз) или слабое (в чешском, грузинском и др.)

Мелодическое ударение встречается, напр., в сербохорватском, литовском, китайском и др. яз.

Редукция — это ослабление или изменение звучания гласных звуков в безударных слогах.
20. Фонетическое членение речи

Фонетически речь членится на единицы. К фонетическим единицам относятся звук, слог, такт, фраза. Звук —сегментная единица, а слог, такт и фраза –суперсегментные.

Слог – сочетание из двух и более звуков, один из которых слоговой (то есть обладающий большей звучностью или иначе — сонорностью), а другой (или другие) – меньшей. По своему звуковому строю слоги бывают открытыми (заканчиваются гласной) и закрытыми (заканчиваются согласной); неприкрытыми (начинаются с гласной) и прикрытыми (начинаются с согласной). Бывают и такие слоги, которые состоят более чем из одной гласной. Сочетание гласных в пределах слога называется дифтонгом. Если в дифтонге первая гласная слоговая, то этонисходящий дифтонг, если вторая, то это восходящий дифтонг.

Такт – группа слогов, объединенная одним ударением. В обычной звучащей речи (нестихотворной) безударные слоги группируются вокруг ударного слога. Ударный слог выделяется своей силой и длительностью. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение. Незнаменательные (служебные) слова, не имея своего ударения, примыкают к слову, имеющему ударение, либо спереди (проклитика) либо сзади (энклитика).

Фраза – несколько тактов, объединенных интонацией. Интонация – изменение основного тона по высоте, которое может быть осложнено сопутствующими явлениями: увеличением силы ударения в отдельных тактах, убыстрением и замедлением темпа. Иногда к интонации относят и тембр всего высказывания. Во фразе выделяются три части: предцентровая, центрипостцентровая.Центр – это ударный слог в том такте, который выделяется по силе среди других тактов фразы. Эти такты, произношение которых усилено, несутфразовое ударение. Одна фраза от другой отделяется с помощью: 1. интонации; 2. пауз; 3. фразового ударения.Членение текста на такты и фразы имеет смыслоразличительную функцию.

К числу суперсегментных единиц относятся и так называемые пограничные сигналы (диэремы), так как на границах слов (и морфем) действуют иные звуковые закономерности, чем в середине значимых языковых единиц. Пограничные сигналы являются суперсегментными единицами по той причине, что всегда обусловлены особыми звуковыми сочетаниями, возникающими на границах значимых единиц.
21. Понятие о фонетических процессах (законах): позиционные и комбинаторные изменения звуков.

Фонетические законы (звуковые законы) — законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.

Звуки могут влиять друг на друга. Это влияние вызывает комбинаторные изменения, к которым относятся аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэрезы, эпентезы, гаплология. Кроме этого на звуки могут влиять общие условия произношения. Это вызывает позиционные изменения звуков. К ним относятся протеза в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т.д.
22. Позиционные изменения звуков в языках мира (редукция, его виды)

Позиционные изменения связаны прежде всего с ударением, то есть с позицией слога относительно ударения.

Ударение – это выделение из группы слогов одного слога. Оно достигается в разных языках различными средствами, а именно: силой или интенсивностью артикуляции – динамическое (или силовое, экспираторное) ударение; долготой произношения – квантитативное (количественное или долготное) ударение; движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтрального тона прочих слогов – тоновое (мелодическое, музыкальное) ударение. Эти приемы могут выступать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.

Кроме этого ударение может быть как фиксированным, так и нефиксированным; как одноместным, так и разноместным.

Динамическое и динамически-комплексное ударение является источником редукции.

Редукция – это ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов. В связи с этим она касается преимущественно гласных звуков. Различают количественную и качественную редукцию.

Однако позиционные изменения характерны и для согласных звуков. Это позиционные изменения шумных согласных в конце слова, когда имеет место оглушение звонкого. Это явление представляет собой редукцию согласного звука.

23. Комбинаторные изменения звуков (ассимиляция, диссимиляцияи др.)

Аккомодацияимеет место при приспособлении согласных и гласных, стоящих рядом. Она бываетпрогрессивной и регрессивной. В любом случае это частичное приспособление звуков. Вопрос о том, что аккомодирует: согласные гласным или гласные согласным, решается по-разному в разных языках и даже в одном языке в разные периоды его существования.

Ассимиляция – это процесс уподобления звуков того же рода. Она может быть полной или неполной;прогрессивной или регрессивной, контактной илидистактной. Ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука. Так, для согласных это: способ и место образования твердости и мягкости; участие-неучастие голоса (оглушение и озвончение). Для гласных это признаки ряда, подъема,лабиализации. Каждая ассимиляция может быть охарактеризована со всех указанных точек зрения.

Диссимиляция – это процесс расподобления звуков одного типа, когда из двух одинаковых или подобных звуков получается два различных или менее похожих звука. Они касаются как гласных, так и согласных; могут быть контактными и дистактными; регрессивными ипрогрессивными.

Ассимиляция не угрожает фонетическому облику языка, и поэтому шире допускается литературным языком, а диссимиляция более резко меняет фонетические нормы языка, и поэтому более характерна для ненормированной речи, а именно диалектов, просторечия и т.д.

Наряду с этим имеют место и так называемые прочие фонетические процессы. Они основываются либо на диссимиляции, либо на ассимиляции. К ним относятся: диэрезы (выкидки), основанные на ассимилятивных процессах; гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов; эпентезы(вставки), основанные на диссимиляции; протезы (надставки), приставляющиеся к началу слова; метатезы(перестановки).

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

В каких языках нет ударений

Языки, в которых ударение падает на конкретный слог:
— на последний слог: французский;
— на предпоследний слог: польский;
— на первый слог корня: немецкий.

Языки, в которых место ударения определяется правилами с малым количеством исключений:
— на последний либо предпоследний слог: испанский;
— на первый либо второй слог корня: английский;
— на третий харф с конца слова: арабский.

Языки, в которых ударение считается разноместным:
— сербско-хорватский.

💥 Видео

Ударения в русском языкеСкачать

Ударения в русском языке

Разговорный болгарский язык Урок 1. Новая версия.Скачать

Разговорный болгарский язык Урок 1. Новая версия.

КОРОТКИЙ ТЕСТ НА ЗНАНИЕ УДАРЕНИЙСкачать

КОРОТКИЙ ТЕСТ НА ЗНАНИЕ УДАРЕНИЙ

Как смысл зависит от УДАРЕНИЯ?Скачать

Как смысл зависит от УДАРЕНИЯ?

Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhackСкачать

Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhack

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

Ударение в языках мираСкачать

Ударение в языках мира

Где правильно поставить ударение Тест на знание ударений русского языка Подготовка к ВПРСкачать

Где правильно поставить ударение  Тест на знание ударений русского языка  Подготовка к ВПР

Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

Стихи для ЗАПОМИНАНИЯ УДАРЕНИЙ | ЕГЭ Русский языкСкачать

Стихи для ЗАПОМИНАНИЯ УДАРЕНИЙ | ЕГЭ Русский язык

Ударение в существительныхСкачать

Ударение в существительных

Стихи для ЗАПОМИНАНИЯ УДАРЕНИЙ | ЕГЭ Русский языкСкачать

Стихи для ЗАПОМИНАНИЯ УДАРЕНИЙ | ЕГЭ Русский язык

Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой ЛаринойСкачать

Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой Лариной

4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописаниеСкачать

4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописание

Почему русское ударение такое сложное?Скачать

Почему русское ударение такое сложное?

Братство Языка — 20 неправильных ударенийСкачать

Братство Языка — 20 неправильных ударений
Поделиться или сохранить к себе: