- Что такое двусложные слова (примеры)
- Примеры двусложных слов
- Научимся делить двусложные слова на слоги
- Открытый слог
- Закрытый слог
- Как перенести двусложные слова?
- Постановка ударения в двусложных словах
- Просмотр содержимого документа «постановка ударения в двусложных словах»
- Ударный словарь: 45 слов с «запоминалками», которые пригодятся школьнику и взрослому
- 🎦 Видео
Видео:Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
Что такое двусложные слова (примеры)
Двусложные слова — это слова, в которых два гласных звука образуют два слога
Количество фонетических слогов в слове зависит от того, сколько гласных звуков в нем содержится. Гласный звук является слогообразующим. Он может составлять самостоятельный слог или вокруг него группируются один или несколько согласных и образуют слог.
В приведенных словах содержатся два гласных звука, соответственно они образуют два фонетических слога. Такие слова назовем двусложными.
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Примеры двусложных слов
Клапан, сердце, тряпка, крыша, банка, почка, карман, двери, замок, солнце, небо, рука, нога, вопрос.
Видео:Как ставить ударение в словах?Скачать
Научимся делить двусложные слова на слоги
Чтобы разделить слово на фонетические слоги, нужно учитывать, что слоги бывают разными по своему звуковому составу.
В нём могут быть как открытые, так и закрытые слоги.
Открытый слог
Открытый слог составляет согласный с гласным или только гласный. Большинство слогов в русском языке являются открытыми.
Двусложные слова «ба-нан», «ве-тер», «гло-бус» состоят из первого открытого слога и второго закрытого.
Закрытый слог
Закрытые слоги образуют все согласные в конце слов, а также звонкие непарные согласные [й’], [л], [м], [н], [р] и их мягкие пары [л’], [м’], [н’], [р’] , находящиеся как в середине, так и в конце слова.
Сонорный согласный, находящийся в середине слова, отходит к первому слогу. Учитывая это, делим двусложные слова на фонетические слоги:
лайка — лай-ка; | кайма — кай-ма; |
волна — вол-на; | полка — пол-ка; |
бамбук — бам-бук; | самбо — сам-бо; |
канва — кан-ва; | санки — сан-ки; |
арбуз — ар-буз; | квартал — квар-тал. |
Труднее делить на слоги двусложные слова, в которых в середине встречаются несколько согласных звуков. Если начальный слог двусложного слова составляет гласный или согласный с гласным, два согласных с гласным, то они образуют первый открытый слог. За ним следует скопление глухих согласных или сочетание глухого и звонкого, двух звонких согласных, кроме сонорных. Они образуют второй слог, например:
доска — до-ска; | блесна — бле-сна; |
костёр — ко-стёр; | маска — ма-ска; |
крестик — кре-стик; | мачта — ма-чта; |
почта — по-чта; | дружба — дру-жба. |
Видео:Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать
Как перенести двусложные слова?
Двусложные слова с открытыми слогами и закрытыми слогами, которые образуют непарные звонкие согласные, переносятся в соответствии с фонетическим слогоделением.
Будем учитывать факт, что некоторые двусложные слова со скоплением согласных в середине можно перенести как по фонетическому слогоразделу, так и разбивая это сочетание согласных, например:
Некоторые двусложные слова начинаются со слогообразующих гласных.
Эти слова пишем целиком на строке, так как нельзя отрывать одну букву от слова.
Видео:Ударные и безударные гласныеСкачать
Постановка ударения в двусложных словах
Урок письма и развития речи в 3 классе коррекционной школе. Тема урока: «Постановка ударения в двусложных словах». На уроке предусмотрена фронтальная, индивидуальная работа и работа в парах.
Просмотр содержимого документа
«постановка ударения в двусложных словах»
Тема. Постановка ударения в двусложных словах.
Цель. Учить постановке ударения в двусложных словах.
Задачи: — формировать умение ставить знак ударения в словах ;
— развивать орфографическую зоркость, каллиграфические умения, зрительное восприятие при работе по картинке; умение работать в парах;
— корригировать мышление при работе по карточке;
— воспитывать положительную мотивацию, аккуратность при работе в тетрадях.
1. Посадка, проверка готовности.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Тихо сядут девочки, ещё тише сядут мальчики.
2. Психологический настрой.
— Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
3. Мотивация.
— Какой сейчас урок? (урок письма и развития речи)
— Чему мы учимся на уроке письма и развития речи? (грамотно писать и говорить )
— Для чего нам нужно уметь писать? (чтобы подписывать открытки, писать письма, заполнять документы)
— Как вы должны работать на уроке?
— (Хором) На уроке не спешу,
Аккуратно я пишу,
Чтоб учитель мне в тетрадь
За урок поставил «5».
Я желаю вам хорошо поработать и получить хорошие оценки.
— Оценивать себя будете самостоятельно, с помощью листов самооценки.
Если задание выполните правильно и аккуратно, ставите 2 балла, если допустите 1-2 ошибки или выполните неаккуратно, ставите 1 балл, если с заданием не справитесь, ничего не ставите. Тот, кто заработает 9 и более баллов, получит оценку «5», 6 – 8 баллов – оценку «4», меньше 6 баллов – оценку «3».
Сегодня на уроке работать будем все вместе, в парах и самостоятельно.
1. Проверка домашнего задания.
— А сейчас проверим домашнее задание. Какое задание нужно было выполнить дома? (записать предложения, выделить гласные буквы и, е, ё, ю, я)
— Откройте тетради, проверим домашнее задание взаимопроверкой. Приготовьте сигнальные карточки.
— Прочитайте первое предложение.
— Какую гласную букву выделил в первом слове, во втором, в третьем.
— Следующее предложение читает Аня.
— Назови гласные ,которые ты выделила.
— Следующее предложение проверяет Денис.
— И последнее предложение прочитает и расскажет какие гласные выделил Паша.
— Что мы сейчас делали? (проверяли домашнее задание)
— Зачем мы проверяли домашнее задание? (чтобы проверить, у всех ли правильно выполнено)
— Возьмите листы самооценки и оцените себя. Если всё выполнили правильно, поставьте 2 балла. Если допустили 1 ошибку или написали неаккуратно, поставьте 1 балл.
2. Введение в тему.
— Прочтите то, что записано на доске:
У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне!
У Маши цветы в комнате. Не маши палкой!
— Сравните выделенные слова в левом столбике и в правом.
— Есть ли какая – нибудь разница на письме в данных словах?
— К нам в гости пришёл сегодня Незнайка. А по дороге к нам он нашёл волшебную палочку. Эта волшебная палочка прикоснулась к выделенным словам и оставила свой след. Что это за след? (знак ударения)
3. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня на уроке мы будем учиться ставить ударение в двусложных словах . Тема нашего урока : «Постановка ударения в двусложных словах.»
III. Изучение нового материала.
— Подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Точка внимания»
Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,
пальцы одной руки легко стучат по ладони другой
Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.
то же другой рукой
Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.
нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)
Помассировать по кругу,
круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)
А теперь расслабить руку.
легко пошевелить пальцами
крепко сжать кулаки
напряженно вытянуть пальцы
Мы внимательными станем!
скрестить руки на груди
1. Запись числа в тетрадь.
— Какое сегодня число?
— Сколько нужно строчек отступить вниз, чтобы записать число? (2)
— Сколько пальчиков от края? (4)
— Отступите 2 строчки вниз, на третьей 4 пальчика от края, запишите число 19 октября.
2. Минутка чистописания.
— Ребята, для чего нужна Незнайке волшебная палочка? (чтобы ставить ударение)
— Назовите первый звук в слове ударение. (у)
— Какой буквой обозначается этот звук? (у)
— Какая это буква? (гласная)
— Какие буквы мы пишем на уроке письма? (прописные и строчные)
— Прописная это какая буква? (большая)
— А строчная это… (маленькая)
— На минутке чистописания мы повторим, как пишется прописная и строчная буква «У у»
— Посмотрите, как правильно пишется эта буква.
— Возьмите ручку, пропишем эту букву в воздухе.
— На следующей строчке пропишите, чередуя прописную и строчную букву «У у».
— Что мы сейчас делали? (писали минутку чистописания)
— Зачем мы пишем минутку чистописания? (чтобы уметь красиво, правильно писать буквы)
— Возьмите листы самооценки и оцените себя. Тот, кто написал правильно и красиво ставит 2 балла. У кого не получилось написать все буквы правильно, ставит 1 балл.
3. Выделение в словах ударных гласных.
— Ребята, до того как найти волшебную палочку Незнайка выполнял задание: ставил знак ударения в словах. И теперь он хочет, чтобы вы проверили, правильно ли он выполнил задание. Посмотрите на слайд.
Пенал, ручка, ластик, тетрадь, ранец, парта, учебник.
— Правильно поставил знак ударения Незнайка? (нет)
— Давайте исправим ошибки, а волшебная палочка нам будет помогать.
— Гласные под ударением – это ударные гласные.
4. Словарная работа.
— Ребята, какое из этих слов словарное? (тетрадь)
— Как будем оформлять словарную работу в тетрадях?
— Отступите одну строчку вниз, два пальчика от края и запишем словарное слово.
— На доске запишет Катя, остальные в тетрадях.
— Что мы сейчас делали?
— Зачем мы пишем словарные слова? (чтобы их запомнить и писать без ошибок)
— Возьмите листы самооценки, и оцените себя. Если всё выполнили правильно – 2 балла, если допустили ошибку- 1 балл.
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука, будем мышцы разминать!
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.
А теперь мы приседаем и колени разминаем.
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем!
— Тихо сядет первый ряд, ёще тише второй ряд и тише всех третий ряд.
4. Работа по учебнику.
— А сейчас мы с вами будем работать по учебнику.
Откройте учебники на стр. 51, найдите упр.4
— Рассмотрите картинки. Как можно назвать их одним словом? (животные)
— Это взрослые животные или их детёныши?
— Назовите правильно этих малышей.
— Ребята, под картинками записаны клички животных. Давайте подберём каждому малышу кличку.
— Сейчас мы запишем клички животных по порядку следования картинок и поставим знак ударения. Писать будем аккуратно, не выходя за строчку. Давайте вспомним, как пишутся клички животных.
— Отступите 1 строчку вниз, 3 пальчика от края, запишите «Упражнение 4.»
— На следующей строчке 2 пальца от края, кличку котёнка запишет на доске Денис, а остальные в тетрадях.
— Кличку поросёнка запишет на доске Стас, а остальные в тетрадях.
— Дальше будете работать самостоятельно. Данил, Света, Максим, Юля запишут клички козлёнка и телёнка. Юля, какие клички запишите? (Орлик, Рыжик)
— А остальные запишут ещё клички жеребёнка и щенка . Стас, какие клички запишите?
— Ребята, скажите, что будете ставить в словах? (знак ударения)
— Приступайте к работе.
— Закончили. Давайте проверять. Будете читать кличку, и называть слог, на который падает ударение. (проверяем с взаимопроверкой)
-Что вы сейчас делали?
— Возьмите листы самооценки, и оцените себя. Если выполнили всё верно, ставите 2 балла, если допустили ошибку или выполнили неаккуратно – 1 балл.
5. Работа по карточкам.
— А сейчас поработаем в парах.
— У вас на партах лежат карточки, в которых написаны предложения. Вы должны проверить правильно ли поставлено ударение в словах.
— Приступайте к работе.
( В парке я видел белок. В яйце есть белок и желток. У зайца два длинных уха. Варилась уха. Собака стоит у ворот. Дети пили молоко. Пили бревно ровно. )
— Начинаем проверять. (Каждая пара читает своё предложение и называет ошибки )
— С чем мы сейчас работали? (с карточкой)
— Какое задание выполняли? (выбирали нужный предлог)
— Возьмите листы самооценки, и оцените каждый свою работу. Максимальное количество 3 балла.
1. Объяснение домашнего задания.
— Дома будете выполнять упражнение 3 на странице 50. Спишите слова, поставите знак ударения. Прочитайте первое слово. На какой слог падает ударение?
— Прочитайте следующее слово и назовите слог, на который падает ударение. (разбираем все слова)
— Данил и Света запишут 3 слова. Юля, Ренат, Паша, Валера запишут 5 слов. Остальные – все слова.
2. Подведение итога.
— Ребята, скажите, какая тема нашего урока?
— Чему учились на уроке?
— Какие задания выполняли? (минутка чистописания, словарная работа, работа по учебнику и по карточкам)
— Возьмите листы самооценки. Посчитайте, сколько баллов вы набрали.
— Поднимите руку, кто набрал 9 и более баллов. Я согласна с вашей оценкой, за урок вы получаете «5». Поднимите руку, кто набрал от 6 до 8 баллов. Вы получаете «4». Поднимите руку, кто заработал 5 и менее баллов. Ваша оценка за урок «3».
Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Ударный словарь: 45 слов с «запоминалками», которые пригодятся школьнику и взрослому
Как ни учи ударения, все равно можно запутаться в самый неподходящий момент. Старались говорить правильно, но многие вокруг говорят по-другому, и мы начинаем им вторить. «Грамотатор» не раз обращался к теме ударений. Но вопросы наших читателей продолжают поступать. И сегодня мы решили предложить мини-словарь наиболее проблемных существительных с рифмами для запоминания. Они пригодятся и в жизни, и на ЕГЭ. А в качестве повседневной шпаргалки можно использовать наши карточки.
Ударения в существительных
Буква А
Асимметри́я
Ударение в этом слове падает на последний слог. Привычное многим «асимме́трия» неверно. Хотя некоторые словари и предусматривают такой вариант как единственный или альтернативный, но они в меньшинстве. И строгой норме соответствует именно асимметри́я. Запомнить это поможет наша рифма.
Когда кругом асимметри́я
Аэропо́рт
Ударение во всех формах, кроме предложного падежа, падает на -порт-. В предложном падеже ударение падает на окончание, когда мы говорим о месте (где) – в аэропорту́, и на – порт, когда мы рассказываем об аэропо́рте. Выучим «запоминалки», и никогда не ошибемся.
Аэропо́ртом
Устроились с комфо́ртом –
В аэропорту́ (где, о месте)
Как лайнер набирает высоту́,
Увидишь только в аэропорту́.
Об аэропо́рте (о чем)
Читали новости о спорте,
А зачитались – об аэропо́рте
Аэропо́рты (множ.число)
Любим мы куро́рты,
Спешим в аэропо́рты.
Буква Б
Ба́нты
Это одно из немногих двусложных существительных, ударение в котором во всех формах и множественном числе падает на последний слог. Здесь тоже достаточно вспомнить слово «бант» и просто подставлять к нему окончания, ничего не изменяя. Ну а рифма поможет.
На рубашке ка́нты,
На голове – ба́нты
Бути́к
Слово пришло из французского языка, а значит и ударение падает на последний слог. Главное, запомнить, что ударение устоит при изменении слова по падежам и во множественном числе. А рифмы помогут закрепить.
Этот новенький бути́к
Бути́ка
У модного бути́ка
Бути́ком
Над дорогим бути́ком
В бути́ке
Подарим мы гвозди́ки
Продавцу в бути́ке
Бути́ки (множ.число)
Ягоды черни́ки, брусни́ки и клубни́ки
Не продают красивые модные бути́ки
Бухга́лтер
Директоры, профессоры давно превратились в директоро́в и профессоро́в, перенеся ударение на окончание. А вот бухга́лтеры не из таких. Ударение в этом слове неизменно и во всех формах множественного числа падает на корень.
А «запоминалка» поможет не забыть:
Бухга́лтеры (множ.число), бухга́лтеров
Имеют все бухга́лтеры,
А плохих хара́ктеров
Нет у бухга́лтеров.
Буква В
Вдовство́
Ударение в этом слове, всегда падает только на последний слог. Не изменяется оно и при склонении существительного.
Здесь не обойтись без «запоминалки»:
Волшебство́ на рождество́
Вмиг рассыпало вдовство́.
Вероиспове́дание
Несмотря на то, что многие упорно говорят вероисповеда́ние, правильный вариант только вероиспове́дание. И никак иначе. Запомним слово «ведать», оно поможет правильно поставить ударение. А можно и рифму придумать, чтоб точно не ошибиться.
Ведаю – не ведаю,
Мне совсем неве́домо
Во́зрасты
Во множественном числе, как и у «бухгалтеров», ударение в слове «возраст» остаётся неизмененным, на первый слог – во́зрасты. Говорить и писать «возраста́» неверно. А запомнить это поможет классик:
Любви все во́зрасты покорны.
Скачайте эту карточку, она поможет быстрее запомнить сложные ударения. А мы идем дальше – перед нами слова на букву «г».
Буква Г
Гра́бли
При изменении слова «гра́бли» ударение никуда не переместится – оно останется на первом слоге, радуемся ли мы гра́блям, работаем гра́блями или думаем о гра́блях.
Рифма поможет легко запомнить:
Руки уж озя́бли –
Как держать нам гра́бли?
Гра́блями
Лоб покрылся ка́плями
От работы гра́блями.
Гра́блей или гра́бель
Нет в сарае гра́блей,
Пришлось работать са́блей.
Гофриро́ванный
Удивительное слово! Большинство произносит его неверно, а ударение здесь падает не на второй, а на третий слог – гофриро́ванный. По аналогии с «плиссиро́ванный». Так и запомним, а рифма поможет в этом.
А бант гофриро́ванный.
Гофриро́ванным может быть не только бант, но и щипцы для волос, и шланг, и металл. Однако ударение не изменится.
Буква Д
Дверь
При изменении слова «дверь» ударение практически всегда остается на корне. И только в одном случае – если речь идет о двери как о месте – ударение перейдет на окончание.
Но (висит) на двери́.
А лучше запомнить и не запутаться, поможет рифма про диких зверей:
Дикие зве́ри подошли к две́ри –
Знали они, что сухари́
Хозяин оставил им на двери́.
Диспансе́р
Слово имеет французское происхождение, а потому и ударение падает на последний слог. Слово «диспа́нсер» норме не соответствует. Правильно только диспансе́р. Ударение не изменится и при склонении слова. И «запоминалка»
Слово верно – диспансе́р.
Догово́р и догово́ры
Часто употребляемые «до́говор и договора́» под строгим запретом! Только догово́р и догово́ры.
Запомним рифму и не будем ошибаться:
Вели с юристом разгово́р,
Чтоб заключить догово́р.
Но не помогут разгово́ры
Буква И
И́конопись
Как ни удивительно, но ударение в этом слове падает на первый слог. И, хотя от слова «ико́на» очень хочется сказать «ико́нопись», делать этого не следует. Рифма:
Что правильно – и́конопись.
И́грище
Слово, хотя и старое, но употребляется в современной речи, в том числе и в переносном значении. Как и в предыдущем слове, ударение здесь падает только на первый слог. Никаких игри́щ не допускаем! И «запоминалка»:
Пришел в костюме чу́дища
В учи́лище на и́грище.
Буква К
Катало́г
Слова, оканчивающиеся на -лог, имеют разные ударения. В слове каталог, как и в словах диало́г, моноло́г,проло́г, эпило́г, ударение падает на последний слог. Нет слова ката́лог. Рифма поможет не запутаться.
Завели мы диало́г,
Конте́йнеры
А где-то, наверное, есть и контейнера́, ведь именно так говорят очень часто. Однако ударение здесь устойчиво и во всех формах слова падает на второй слог – конте́йнеры. На окончание оно не переносится никогда.
Вспомним «бухгалтеры» и «возрасты» и просто запомним.
И вновь наша карточка-шпаргалка, которую можно скачать и использовать для запоминания трудных ударений.
Буква М
Ме́льком
Ещё одно сложное слово, кто говорит «ме́льком», а кто и «мелько́м». К сожалению многих, второй вариант неправильный. Ударение в слове «мельком» падает на первый слог. Исключений нет. Можно придумать свои ассоциации, чтобы запомнить, а можно выучить нашу рифму:
Пишут очень ме́лко,
Увидели мы ме́льком
Мусоропрово́д
Если мы не хотим заталкивать мусор в провода, то не стоит произносить мусоропро́вод. Выбросить мусор можно только в мусоропрово́д. Ударение в этом слове падает на последний слог. Как и в других «прово́дах» – газопрово́д, трубопрово́д, нефтепрово́д. А запомнить поможет рифма:
Весь немаленький прохо́д
Буква Н
Наки́д
Казалось бы, это слово не должно вызывать затруднений. Но выяснилось, что есть некий профессиональный сленг – многие вязальщицы говорят на́кид, накидывая петлю на спицу. Однако исключений здесь нет. Правильно только наки́д – в вязании и в иных случаях. «Запоминалка» поможет;
Нас не очень удиви́т:
В вязании делают наки́д.
Наме́рение
Откуда взялось слово «намере́ние» неизвестно, но оно прокрадывается в нашу речь довольно часто. Однако есть только наме́рение. Ударение в этом слове падает на второй слог. Рифма поможет запомнить, а кому-то и избавиться от неверного произношения:
Говорить о наме́рениях.
Буква О
Обеспе́чение
Ударение в этом слове всегда падает на третий слог – обеспе́чение. И неважно, идёт речь о материальном обеспе́чении кого-либо, обеспе́чении обязательства чем-либо или обеспе́чении чьей-либо безопасности. Ударение устоит в любом варианте. Слова «обеспече́ние» нет, о чем многие словари прямо предупреждают.
А рифма поможет запомнить это сложное слово:
В словаре отме́чено
Окно – о́кон
Помните слова песни группы «Любэ»: «…из распахнутых настежь око́н..»? Многие удивятся, но это не соответствует норме. В родительном падеже множественного числа ударение падает на первый слог – о́кон. А не око́н. Запомним?
Что это за ко́кон
Видим мы из о́кон?
Буква П
Призы́в
Ударение в этом слове всегда падает на второй слог. И неважно – призыв это к действию или призыв в армию. Зачастую в случае, когда речь идёт о призыве на военную службу, можно услышать при́зыв. Однако в армию, как и к действию, призывают. И оснований изменять ударение в слове в зависимости от значения не имеется. Во всех случаях ударение одно – призы́в. А с рифмой проще!
Пуло́вер
Не полуве́р, не пулове́р, а только пуло́вер. Других вариантов словари не предусматривают. Чтобы случайно не надеть на себя полуве́р, запомним рифму:
И в цвет ему – пуло́вер.
Буква Р
Раку́шка
Возможно, проверяя словом «ра́ковина», некоторые ставят ударение на первый слог – ра́кушка. А что? Большая ра́ковина, а маленькая – ра́кушка. Однако слово «ра́ковина» не является проверочным для ракушки. И ударение в этом слове ставится на второй слог – раку́шка. И маленькая, и большая, и речная, и морская. А, чтобы лучше запоминалось, рифма:
Из морской раку́шки.
Ре́гент
Значений у слова несколько. Это и временный правитель, и дирижер церковного хора. А вот ударение одно – на первый слог. У М.А.Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» «регент» встречается довольно часто: так назвался Коровьев еще в начале произведения. «Теперь регент нацепил себе на нос явно ненужное пенсне, в котором одного стекла вовсе не было, а другое треснуло». Если кто и сомневался, как произносить должность Коровьева, теперь будет уверен, что он ре́гент. Ну а в дополнение к классику, наша «запоминалка»:
Любит слушать ре́гги
Хора бывший ре́гент
И это третья карточка из словарика. Скачаем ее и не будем ошибаться в произношении.
Буква С
Симме́трия
Помните асимметри́ю? Можно было бы подумать, что и в слове «симметрия» ударение падает на последний слог. Слова-то похожи! Но нет, это было бы слишком просто, поэтому в слове «симметрия» ударение падает на второй слог – симме́трия. Тут, как и в случае с асимметрией, встречаются в словарях порой два варианта – симме́трия и симметри́я. Но строгой норме соответствует только первый – симме́трия. Запомним с помощью рифмы
Чтоб была симме́трия.
Сосредото́чение
Зачастую можно услышать сосредоточе́ние. Но представим, как что-то собирается в одной точке, и легко запомним, что правильно – сосредото́чение. А если точка не помогает, то наша рифма точно справится:
Здесь тишины сосредото́чение
Страхо́вщик
По неизвестной причине это слово произносится как страховщи́к. Возможно, по аналогии с некоторыми профессиями на -щик: крановщи́к, обувщи́к. Однако ни один из современных словарей слова «страховщи́к» не фиксирует. Есть только «страхо́вщик». Ударение на «о́» остаётся и в производных словах «страхо́вщица», «перестрахо́вщица».
Да и запомнить несложно: вспоминаем слово страхо́вка, у страхо́вщика ударение также на букву «о́». А можно и рифму придумать:
Всегда идут к страхо́вщику.
Столя́р
Правильное ударение в этом слове – на последний слог. Профессии сто́ляр не существует, как бы часто ни приходилось слышать это слово. Это все равно, что сказать не маля́р, а ма́ляр. Однако так не говорят, а вот сто́ляр почему-то прижился. А зря, норме это не соответствует. Маляр и поможет запомнить:
Работает у нас маля́р,
Но очень нужен нам столя́р.
Кстати, во множественном числе правильно «столяры́», а не столяра́ и не сто́ляры. Как, впрочем, и маляры́.
Буква Т
То́рты
Помните слово «ба́нты»? «То́рты» из этой же компании. Не так много двусложных слов, ударение в которых падает на первый слог. «То́рты» – одно из них. Ударение останется неизменным при склонении слова. Нет то́ртов, а не торто́в, рады вкусным то́ртам, а не торта́м. При изменении слова в единственном числе по падежам ударение устоит – нет то́рта, рад то́рту, мечтаю о то́рте. А рифма поможет запомнить:
Мы едем на куро́рты,
Есть нельзя нам то́рты,
Хотим щеголять в шо́ртах,
Но не стройнеют «на то́ртах».
Трансфе́р
Несмотря на часто встречающееся произношение «тра́нсфер», правильно ставить ударение только на последний слог – трансфе́р. И «запоминалка»:
Заказал в отель трансфе́р.
Ту́фля
Вопреки расхожему мнению, ударение здесь падает на первый слог. Нельзя говорить «туфля́» или «ту́фель», только «ту́фля. И не забываем, что существительное ту́фля женского рода.
Буква Х
Хода́тайство
Один из раздражающих и часто употребляемых вариантов – ходата́йство. Пощадим уши окружающих и говорить так не будем никогда! Только хода́тайство и хода́тай. А с рифмой запомнить проще.
Для уха просто лакомство,.
Когда говорят «хода́тайство».
Буква Ш
Ша́рф
И еще одно из немногих двусложных слов, в которых ударение падает на первый слог. Мы уже знаем про ба́нты и то́рты, а теперь к ним присоединились ша́рфы. Правильно только так, а не шарфы́. Ударение сохранится и при изменении слова как в единственном, так и во множественном числе – ша́рфов, ша́рфа, ша́рфу, ша́рфам. Рифма поможет не забыть.
Нам играть на а́рфах
Неудобно в ша́рфах.
Сядем мы за а́рфы,
Снимем наши ша́рфы
Двойные (вариативные) ударения в существительных
Приятная новость. Нет, во всех словах ставить ударение на разные слоги по желанию пока нельзя. Но слов с вариативным ударением достаточно много. Представим часть из них.
Апартаменты
Удивительно звучит, но не так давно правильным считалось только произношение апарта́менты. И некоторые словари до сих пор фиксируют этот вариант как единственный. Правда, в некоторых современных словарях можно увидеть «апарта́менты» как разговорный вариант. Но большинство всё-таки считают равноправными апарта́менты и апартаме́нты. Оба варианта нормативны.
Бунгало
Совсем недавно правильным считалось только бу́нгало. Сейчас же ударение зависит от выбора говорящего – и бу́нгало, и бунга́ло – соответствуют норме.
Гренки
Как и в предыдущих случаях, ранее допускалось только произношение – гренки́. А в единственном числе – грено́к имел мужской род. Со временем появились и гре́нки, а в единственном числе гре́нка женского рода.
Оба слова нормативны, а выбор за вами.
Колледж
Вы удивитесь, но многие словари фиксируют и ко́лледж, и колле́дж в качестве равноправных. Правда, более консервативные словари придерживаются варианта ко́лледж. Мы бы тоже рекомендовали не ставить ударение на второй слог. Но и ошибки в этом случае не будет.
Кулинария
Давно перестала быть только кулина́рией, заведя себе сестру – кулинари́ю. И кулина́рия, и кулинари́я фиксируются словарями.
Пиццерия
Здесь можно отведать вкусной пиццы. И произносить можно по-разному. Если строгие словари считают, что верен только вариант пицце́рия, то большинство словарей с ними спорит, фиксируя два варианта – пицце́рия и пиццери́я.
Тефтели
Не удивляйтесь. Правильны варианты те́фтели и тефте́ли. Но, если стоите перед выбором или готовите официальное выступление, то тефте́ли, конечно, предпочтительнее. И не забудем, что это слово имеет только множественное число.
Творог
Правильно и творо́г, и тво́рог. Кому как удобнее. Выбор за говорящим.
Внесем немного хаоса в наш почти пищевой словарь. Здесь тоже верны два варианта из двух – ха́ос и хао́с. Но только, если речь идет о беспорядке.
Когда мы говорим о древнем хаосе, то правильно только ха́ос.
Наш словарь составлен на основании писем и вопросов читателей. Сегодня в словарик включены существительные, а в следующих публикациях мы добавим прилагательные, глаголы, наречия.
Более подробно об ударениях, неправильных словах, происхождении разных слов и словосочетаний можно прочитать в наших «Грамотаторе» и «СЛОГиЯ».
А мы ждем новых вопросов. Регистрируйтесь на сайте сетевого издания «Учительская газета», спрашивайте, делитесь мнением, общайтесь.
«Грамотатор» уже готовит для наших читателей новые мини-словари и другие материалы.
🎦 Видео
Изучение односложных и двусложных словСкачать
Как правильно ставить ударение в этих словах: премировАть или премИровать?Скачать
Как смысл зависит от УДАРЕНИЯ?Скачать
На какой слог ставится ударение в слове "договор"?Скачать
Развитие навыка речи, молчания, слушанияСкачать
Ударение в английских словах. Куда ставить? Английский язык простоСкачать
Видеоурок #6. Как правильно ставить ударение в латинских словах?Скачать
Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать
УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
36. Как правильно поставить ударение в словахСкачать
3 способа, которые помогут ребёнку правильно поставить ударение в словеСкачать
АЛФАВИТ. Как правильно поставить ударение?Скачать
СЛОГОРАЗДЕЛ В ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ (УДАРЕНИЕ. ДОЛГОТА СЛОГА)Скачать