- «Пчела трудится — для Бога свеча пригодится» (урок развития речи, создание лингвокультурологического портрета слова «труд»)
- Ход урока
- 1. Творческая мотивация
- 2. Слово учителя (презентация)
- 3. Работа в группах
- 4. Выводы
- 5 .Работа с текстом (Продолжение). Чтение продолжения сказки Е.Пермяка.
- 6. Чтение и анализ получившихся этюдов. Зачитывание конца сказки.
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Пословицы о трудолюбии, или как получить мудрый совет
- Роль пословиц и поговорок в жизни каждого человека
- Смысл пословиц
- Красноречивое выражение
- Заключение
- 🔥 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
«Пчела трудится — для Бога свеча пригодится» (урок развития речи, создание лингвокультурологического портрета слова «труд»)
Цели:
- осознание концепта «труд» в рамках русских национально-культурных традиций как способ формирования умения концептуального анализа слов с абстрактной семантикой;
- совершенствование умения составлять текст в жанре лингвокультурологического этюда
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Ход урока
1. Творческая мотивация
А. Чтение сказки Е. Пермяка «Тайна цены»
У дедушки Гордея легкая работа была. Он из раковин пуговицы высекал. При дедушке дотошный паренек – сирота Сергунька за родного внука жил. Все-то ему знать надо, до сути дойти. Как-то понадобилось Сергуньке обутки, одежу справить. Вырос из старого и к тому же поизносил. Гордей и говорит ему:
– Пойдем, Сергунька, на берег – хорошие обутки, пригожую одежку искать.
– А разве ее на берегу ищут? – спрашивает Сергунька.
– Пойдем, внук, увидим.
– Гляди, внук, сколько сапожонок, рубашонок, порток, картузов на берег волны повыбросили. Знай собирай в мешок, – говорит дед Гордей и смеется.
– Скажите, о каких одеждах и обуви говорил дед Гордей? Как же из ракушек получится то, что необходимо мальчику? Что для этого нужно? (Трудиться)
– Что же такое труд? Как бы вы объяснили значение этого слова? Наша цель – очертить круг слов, помогающих понять это слово, создать портрет этого слова и научиться писать небольшие этюды о труде, в которых выскажем свое к этому отношение. На Руси к труду всегда было особое трепетное отношение к труду.
Б. Запись предложения
Труд – главный рычаг, который поднимает человека на его человеческое место. ( Кренделев А.М.)
– Найдите грамматические основы, объясните пунктограммы.
– Согласны ли вы с этим утверждением, мотивируйте.
– Письменно передайте содержание одним простым предложением.
Действительно, человек немыслим без труда, без дела. Мы говорим в основном о значении труда, но что же это слово обозначает? На сегодняшнем уроке мы должны понять это и научиться описать ситуацию, в которой необходим труд или слово «труд».
2. Слово учителя (презентация)
Подберите синонимы к слову «труд», запишите их в тетради, кто-то проверит по «Словарю синонимов»
– Определите, что общего в значении названных слов? (Необходимость приложить усилия)
Рядом с ним – слова: труженье, труженик, трудница, трудный, трудовой, трудоваться, труженичать,труднодействующий, труднокрушимый, тудноплавкий, трудолюбивый,трудолюбивец
А. Словарное значение слова «труд».
Слово «труд»в «Словаре…» В.И.Даля объяснено в статье словами работа, занятие, упражнение , дело.
Труд – работа, занятие, упражнение, ДЕЛО, ВСЕ, ЧТО ТРЕБУЕТ УСИЛИЙ, НАПРЯЖЕНИЯ, старанья и заботы. (СД,1999, т.4,с.436)Труд (црк./ стар.)болезнь, хворь, недуг(водный труд – водянка)
Слово «труд» в «Словаре…» С.И.Ожегова:
- Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.
- Работа, занятие.
- Усилие, направленное к достижению чего-либо.
- Результат деятельности, работы,произведение.
- Привитие умения и навыков в какой-либо профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания» (СО, 1990, с.811).
Что обозначает слово «труд»?
Какие способы толкования значения использованы в словаре?
Какие новые значения этого слова вы увидели?
Б. Слово «труд» в фольклорных текстах (Слайд 2)
- Без труда нет добра.
- Труд кормит и одевает.
- Для родимого и труд не в труд.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Белые ручки чужие труды любят.
- Богу молись, а сам трудись.
- Трудовой грош и перед Богом хорош.
– Каким представляют пословицы трудолюбивого человека? Какие внешние признаки называются? Внутренние? Почему?
– Каким представляет народ лентяя, ленивого человека внешне и внутренне? Какую оценку ему дает? Каковы, по вашему мнению, истоки этих представлений? (возможно сообщение ученика о народных ремеслах, об отражении народных представлений об отношении к труду в фамилиях по «Вологодские фамилии. Этимологический словарь» Ю.И. Чайкиной)
В. «Труд» в живописи. (Слайды 6-8)
Рассмотрите картины В. Тропинина «Кружевница» и «Пряха»: как изображены работницы? Каковы их лица? Руки? Как относится автор к героиням? (возможно сообщение о крестьянских героинях В.Тропинина)
Рассмотрите картину З.Е. Серебряковой «Беление холста»: как вы поняли, что на нем изображено? Чем труд красильщиц отличается от труда пряхи, кружевницы? (акцент на компоненте «индивидуальный» и «коллективный»). Какие еще коллективные работы вы помните из крестьянской жизни? Опишите их в тетрадях в виде 5-6 словосочетаний.
Г. Слово «труд» в художественных текстах.
Прочитайте выразительно выданные тексты Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
– О чем это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль?
– Найдите характеристики души, выпишите их. Что они обозначают?
– Как нужно воспитывать душу? Почему?
– Как автор провозглашает цель воспитания души? Что значит предложение «чтоб в ступе воду не толочь»?
– Какой художественный прием лег в основу изображения души? Почему? К какой мысли подвел нас автор? Что добавилось в наше представление о труде? Письменно сформулируйте, что такое «труд души».
Прочитайте стих В. Брюсова «Труд» (слайды 10, 11)
Д. Словосочетания со словом «труд»:
- Большой труд
- труд на благо Родины, семьи
- общественно полезный труд
- умственный труд
- тяжелый труд
- труд всей жизни
- труды научного общества
- взять на себя труд сделать что-либо
- уроки производственного труда
– Прокомментируйте словосочетания. Как вы понимаете каждое из них. Как они расширяют наши представления о труде? В какие предметные области они выводят нас?
Е. Сложные слова с компонентом «труд»
- труднодействующий
- трудноплавкий
- трудноделимый
- трудолюбивый человек, трудолюбец
- трудоположник (цркв.) Наставник, научающий труду словом и делом
- трудоноска – сиб. Швейный кошель, сума для швейного прибора
- трудоголик
- трудотерапия
– Разберите слова по составу. Что их объединяет и чем различаются?
Ж. Компоненты лексического значения
Подведем итоги: что же обозначат слово «труд»? Какие компоненты формируют значение этого слова?
3. Работа в группах
- Рассмотрите словарное значение слова «труд»: какие составные части можете выделить?
- Рассмотрите слово « труд» в пословицах: дается ли оценка труду? где оно имеет положительную оценку? Где отрицательную? Почему?
- В каком значении употреблено в художественных текстах? Какую оценку получают ленивые герои? Какую – трудолюбивые?
- Рассмотрите сочетания со словом «труд». Объясните их значение.
- Объясните значение сложных слов с корнем «труд», прокомментируйте их происхождение. Как можно пояснить последние три слова?
4. Выводы
Давайте нарисуем портрет слова «труд». Как у человека лицо, фигура, походка , у слова есть что-то главное в значении. (Заключительный слайд Е)
Каждая группа дает свой вариант, затем – правильный.
5 .Работа с текстом (Продолжение). Чтение продолжения сказки Е.Пермяка.
Задумался дотошный Сергунька, деда спрашивает:
– Как же это так получилось, что даровые раковины стоить стали? Новым картузом обернулись, кумачовой рубахой, плисовыми портками, сапогами со скрипом стали?
– Цена в них вошла, – говорит на это дед.
– А когда она вошла, дедушка?
– Может, при высечке?
– Знал бы, так сказал, – хитрит дед. Хочется ему, чтобы внук сам до сути дошел.
А вы как думаете? Напишите заключение к этой сказке, расскажите, когда же цена в раковины вошла. К кому мог еще обратиться за помощью в поиске ответа мальчик?
6. Чтение и анализ получившихся этюдов. Зачитывание конца сказки.
Так открыл Сергей великую тайну цены. И на что ни поглядит теперь – на дом ли, на узорчатую ткань, на ржаной хлеб, на радужные пуговицы, – труд человека видит: цену всех цен, корень ценностей – драгоценностей нашей земли и самой жизни.
– Скажите, что же составляет цену каждой вещи? Почему это должен был понять мальчик?
Изменился ли он? Как нам это показал автор? Обратите внимание на имя мальчику: почему Сергунька стал Сергеем?
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Как выбрать профессию, чтобы перед смертью не жалеть — Эта карьера 100 вам подойдет!Скачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:§8 "Труд - основа жизни", Обществознание 6 классСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.Скачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Истинное значение слов Работа, Труд и ДелоСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Труд – основа жизни. Видеоурок по обществознанию 5 классСкачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:😈 Авдеевка: шпингалет на ВРАТАХ АДА! Бондаренко: РАБЫ и ПРОРАБЫ войны. Войска стран НАТО в УкраинеСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Право 11 класс (Урок№8 - Трудовое право в жизни людей. Порядок взаимоотношений.)Скачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Оферта что это такое простыми словами - Адвокат по гражданским деламСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:КАК НАЙТИ СВОЕ ПРИЗВАНИЕ. Путь к себеСкачать
Пословицы о трудолюбии, или как получить мудрый совет
Каждому из нас в детстве, да-да именно тогда, когда деревья были большими, а мороженое самым вкусным, приходилось слышать не раз от мамы и бабушки коротенькие складные стишки, которые были ответами на все наши проступки. Чуть позже в школе нас познакомили с ними учителя.
Речь идет о пословицах и поговорках, которые охватывают все сферы жизни и могут рассказать о добродетелях и пороках человека. Итак, в теме сегодняшней публикации мы рассмотрим пословицы и поговорки о трудолюбии.
Видео:Обществознание 9 класс. Право на труд. Трудовые правоотношенияСкачать
Роль пословиц и поговорок в жизни каждого человека
Пословицы и поговорки представляют особый пласт русского языка. Это и достояние народа, и жизненный опыт наших прародителей, и «кладезь» мудрости. Они представляют собой короткие изречения, которые способны заменить тысячи слов упреков и объяснений, нудных нотаций и претензий. Тот, кто владеет в совершенстве знаниями, а главное, умеет употреблять к месту пословицы и поговорки, может гордиться собой, так как он развивает не только свою речь, но и логику, формирует свои жизненные ценности.
Это и есть устное народное творчество, с которым мы знакомы еще с детства, слушая колыбельные, сказки, прибаутки от мам и наших бабушек. Пословицы о труде и трудолюбии называются фольклором.
В этом случаи под «добром» стоит понимать те блага, в том числе и материальные, которые дает труд. И не стоит стесняться говорить об этом ребенку.
Эта пословица также показывает необходимость трудиться для того, чтобы удовлетворить самые необходимые физиологические потребности человека.
Когда труд приносит плоды, скажем, собственный сад с цветущими розами, это тоже счастье — наслаждаться красотой природы.
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться
О результатах своего труда не стыдно говорить, стыдно не иметь их.
Без учебы и труда не придет на стол еда
На примере этой пословицы стоит объяснить ребенку о необходимости учиться и получить профессию.
Видео:Трудовые правоотношения. Видеоурок по обществознанию 9 классСкачать
Смысл пословиц
Большинство пословиц в настоящее время утратили свой первоначальный смысл, но приобрели новый! Итак, на примере рассмотрим пословицы о трудолюбии, которые знает каждый из нас.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
В поучительной пословице говорится о том, что ничего в жизни просто так не дается. Для того чтобы получить хороший результат, нужно хорошо потрудиться.
Приведем яркий пример того, как пословица приобрела новый смысл в нашем современном мире.
Когда раньше так говорили, то речь шла о важности посевного дня. Сейчас эта пословица не менее актуальна, но уже сегодня никто не подразумевает посевные заботы, сегодня она применима ко многим случаям в жизни, например, к трудовой деятельности человека. Эта пословица может послужить примером желания трудиться, а может быть использована в качестве демонстрационного примера личного опыта, что, по сути дела, является важнейшим моментом воспитания ребенка.
Видео:самые сложные предметы в 5 классеСкачать
Красноречивое выражение
Поговорка – это фраза или словосочетание, иногда полное иронии или даже сатиры. В том числе поговорка содержит намеки и пояснения к тем или иным явлениям жизни. Немало есть изречений и о труде. Приведем некоторые из них.
Так говорят, когда хотят поощрить человека работать.
А это яркое и образное выражение, такое ироничное, но одновременно и поучительное. Оно доказывает, что труд является неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Не менее поучительны такие пословицы как «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Не боги горшки обжигают», «Под лежачий камень вода не течет». Не только игра проявляет интерес детей к труду, но и ладно составленные стишки. В этом случаи поговорки не только вызывают интерес ребенка, но и учат его.
Полученный результат стоит закрепить поощрением и одобрением за хорошо выполненную работу.
Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать
Заключение
Пословицы о трудолюбии учат нас многому: они прививают детям положительное отношение к труду, формируют желание трудиться, учат получать радость и удовольствие от труда. Важно на собственном примере показать детям, какой труд вкладывают взрослые, выполняя ту или иную работу. Примером и итогом их труда могут послужить пословицы о трудолюбии, как говорится «кто любит труд, того люди чтут».
Возможно, что требовать от детей глубокого представление о характере того или вида труда еще рано, но уважительное отношение к любой профессии и вкладываемому в нее труду человека – необходимо. Знание пословиц о трудолюбии является одной из составляющих частей воспитания, ведь информация подобного рода формирует культурное воспитание, которое сказывается на поведении ребенка не только дома, но и в школе, и на улице. Так как уважающие труд дети не станут сорить, ходить по газонам, портить вещи.
🔥 Видео
5 признаков того, что вам 100 нужно увольняться с работыСкачать
Что такое ПРОФСОЮЗ? // Ликбез для работников и профсоюзных активистовСкачать
Юлия Дробова: «Творчество — это труд интересный, но всё же труд»Скачать
23 Психологические Уловки, которые всегда РаботаютСкачать