В чем смысл словосочетания личный труд

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

«Пчела трудится — для Бога свеча пригодится» (урок развития речи, создание лингвокультурологического портрета слова «труд»)

Цели:

  • осознание концепта «труд» в рамках русских национально-культурных традиций как способ формирования умения концептуального анализа слов с абстрактной семантикой;
  • совершенствование умения составлять текст в жанре лингвокультурологического этюда

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Ход урока

1. Творческая мотивация

А. Чтение сказки Е. Пермяка «Тайна цены»

У дедушки Гордея легкая работа была. Он из раковин пуговицы высекал. При дедушке дотошный паренек – сирота Сергунька за родного внука жил. Все-то ему знать надо, до сути дойти. Как-то понадобилось Сергуньке обутки, одежу справить. Вырос из старого и к тому же поизносил. Гордей и говорит ему:

– Пойдем, Сергунька, на берег – хорошие обутки, пригожую одежку искать.

– А разве ее на берегу ищут? – спрашивает Сергунька.

– Пойдем, внук, увидим.

– Гляди, внук, сколько сапожонок, рубашонок, порток, картузов на берег волны повыбросили. Знай собирай в мешок, – говорит дед Гордей и смеется.

– Скажите, о каких одеждах и обуви говорил дед Гордей? Как же из ракушек получится то, что необходимо мальчику? Что для этого нужно? (Трудиться)

– Что же такое труд? Как бы вы объяснили значение этого слова? Наша цель – очертить круг слов, помогающих понять это слово, создать портрет этого слова и научиться писать небольшие этюды о труде, в которых выскажем свое к этому отношение. На Руси к труду всегда было особое трепетное отношение к труду.

Б. Запись предложения

Труд – главный рычаг, который поднимает человека на его человеческое место. ( Кренделев А.М.)

– Найдите грамматические основы, объясните пунктограммы.

– Согласны ли вы с этим утверждением, мотивируйте.

– Письменно передайте содержание одним простым предложением.

Действительно, человек немыслим без труда, без дела. Мы говорим в основном о значении труда, но что же это слово обозначает? На сегодняшнем уроке мы должны понять это и научиться описать ситуацию, в которой необходим труд или слово «труд».

2. Слово учителя (презентация)

Подберите синонимы к слову «труд», запишите их в тетради, кто-то проверит по «Словарю синонимов»

Определите, что общего в значении названных слов? (Необходимость приложить усилия)

Рядом с ним – слова: труженье, труженик, трудница, трудный, трудовой, трудоваться, труженичать,труднодействующий, труднокрушимый, тудноплавкий, трудолюбивый,трудолюбивец

А. Словарное значение слова «труд».

Слово «труд»в «Словаре…» В.И.Даля объяснено в статье словами работа, занятие, упражнение , дело.

Труд – работа, занятие, упражнение, ДЕЛО, ВСЕ, ЧТО ТРЕБУЕТ УСИЛИЙ, НАПРЯЖЕНИЯ, старанья и заботы. (СД,1999, т.4,с.436)Труд (црк./ стар.)болезнь, хворь, недуг(водный труд – водянка)

Слово «труд» в «Словаре…» С.И.Ожегова:

  1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.
  2. Работа, занятие.
  3. Усилие, направленное к достижению чего-либо.
  4. Результат деятельности, работы,произведение.
  5. Привитие умения и навыков в какой-либо профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания» (СО, 1990, с.811).

Что обозначает слово «труд»?

Какие способы толкования значения использованы в словаре?

Какие новые значения этого слова вы увидели?

Б. Слово «труд» в фольклорных текстах (Слайд 2)

  • Без труда нет добра.
  • Труд кормит и одевает.
  • Для родимого и труд не в труд.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Белые ручки чужие труды любят.
  • Богу молись, а сам трудись.
  • Трудовой грош и перед Богом хорош.

– Каким представляют пословицы трудолюбивого человека? Какие внешние признаки называются? Внутренние? Почему?

– Каким представляет народ лентяя, ленивого человека внешне и внутренне? Какую оценку ему дает? Каковы, по вашему мнению, истоки этих представлений? (возможно сообщение ученика о народных ремеслах, об отражении народных представлений об отношении к труду в фамилиях по «Вологодские фамилии. Этимологический словарь» Ю.И. Чайкиной)

В. «Труд» в живописи. (Слайды 6-8)

Рассмотрите картины В. Тропинина «Кружевница» и «Пряха»: как изображены работницы? Каковы их лица? Руки? Как относится автор к героиням? (возможно сообщение о крестьянских героинях В.Тропинина)

Рассмотрите картину З.Е. Серебряковой «Беление холста»: как вы поняли, что на нем изображено? Чем труд красильщиц отличается от труда пряхи, кружевницы? (акцент на компоненте «индивидуальный» и «коллективный»). Какие еще коллективные работы вы помните из крестьянской жизни? Опишите их в тетрадях в виде 5-6 словосочетаний.

Г. Слово «труд» в художественных текстах.

Прочитайте выразительно выданные тексты Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

– О чем это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль?

– Найдите характеристики души, выпишите их. Что они обозначают?

– Как нужно воспитывать душу? Почему?

– Как автор провозглашает цель воспитания души? Что значит предложение «чтоб в ступе воду не толочь»?

– Какой художественный прием лег в основу изображения души? Почему? К какой мысли подвел нас автор? Что добавилось в наше представление о труде? Письменно сформулируйте, что такое «труд души».

Прочитайте стих В. Брюсова «Труд» (слайды 10, 11)

Д. Словосочетания со словом «труд»:

  • Большой труд
  • труд на благо Родины, семьи
  • общественно полезный труд
  • умственный труд
  • тяжелый труд
  • труд всей жизни
  • труды научного общества
  • взять на себя труд сделать что-либо
  • уроки производственного труда

– Прокомментируйте словосочетания. Как вы понимаете каждое из них. Как они расширяют наши представления о труде? В какие предметные области они выводят нас?

Е. Сложные слова с компонентом «труд»

  • труднодействующий
  • трудноплавкий
  • трудноделимый
  • трудолюбивый человек, трудолюбец
  • трудоположник (цркв.) Наставник, научающий труду словом и делом
  • трудоноска – сиб. Швейный кошель, сума для швейного прибора
  • трудоголик
  • трудотерапия

– Разберите слова по составу. Что их объединяет и чем различаются?

Ж. Компоненты лексического значения

Подведем итоги: что же обозначат слово «труд»? Какие компоненты формируют значение этого слова?

3. Работа в группах

  1. Рассмотрите словарное значение слова «труд»: какие составные части можете выделить?
  2. Рассмотрите слово « труд» в пословицах: дается ли оценка труду? где оно имеет положительную оценку? Где отрицательную? Почему?
  3. В каком значении употреблено в художественных текстах? Какую оценку получают ленивые герои? Какую – трудолюбивые?
  4. Рассмотрите сочетания со словом «труд». Объясните их значение.
  5. Объясните значение сложных слов с корнем «труд», прокомментируйте их происхождение. Как можно пояснить последние три слова?

4. Выводы

Давайте нарисуем портрет слова «труд». Как у человека лицо, фигура, походка , у слова есть что-то главное в значении. (Заключительный слайд Е)

Каждая группа дает свой вариант, затем – правильный.

5 .Работа с текстом (Продолжение). Чтение продолжения сказки Е.Пермяка.

Задумался дотошный Сергунька, деда спрашивает:

– Как же это так получилось, что даровые раковины стоить стали? Новым картузом обернулись, кумачовой рубахой, плисовыми портками, сапогами со скрипом стали?

– Цена в них вошла, – говорит на это дед.

– А когда она вошла, дедушка?

– Может, при высечке?

– Знал бы, так сказал, – хитрит дед. Хочется ему, чтобы внук сам до сути дошел.

А вы как думаете? Напишите заключение к этой сказке, расскажите, когда же цена в раковины вошла. К кому мог еще обратиться за помощью в поиске ответа мальчик?

6. Чтение и анализ получившихся этюдов. Зачитывание конца сказки.

Так открыл Сергей великую тайну цены. И на что ни поглядит теперь – на дом ли, на узорчатую ткань, на ржаной хлеб, на радужные пуговицы, – труд человека видит: цену всех цен, корень ценностей – драгоценностей нашей земли и самой жизни.

– Скажите, что же составляет цену каждой вещи? Почему это должен был понять мальчик?

Изменился ли он? Как нам это показал автор? Обратите внимание на имя мальчику: почему Сергунька стал Сергеем?

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Виды связей в словосочетаниях

В чем смысл словосочетания личный труд

О чем эта статья:

Видео:Как выбрать профессию, чтобы перед смертью не жалеть — Эта карьера 100 вам подойдет!Скачать

Как выбрать профессию, чтобы перед смертью не жалеть — Эта карьера 100 вам подойдет!

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:§8 "Труд - основа жизни", Обществознание 6 классСкачать

§8 "Труд - основа жизни", Обществознание 6 класс

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.Скачать

Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Истинное значение слов Работа, Труд и ДелоСкачать

Истинное значение слов Работа, Труд и Дело

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Труд – основа жизни. Видеоурок по обществознанию 5 классСкачать

Труд – основа жизни. Видеоурок по обществознанию 5 класс

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:😈 Авдеевка: шпингалет на ВРАТАХ АДА! Бондаренко: РАБЫ и ПРОРАБЫ войны. Войска стран НАТО в УкраинеСкачать

😈 Авдеевка: шпингалет на ВРАТАХ АДА! Бондаренко: РАБЫ и ПРОРАБЫ войны. Войска стран НАТО в Украине

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Право 11 класс (Урок№8 - Трудовое право в жизни людей. Порядок взаимоотношений.)Скачать

Право 11 класс (Урок№8 - Трудовое право в жизни людей. Порядок взаимоотношений.)

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Оферта что это такое простыми словами - Адвокат по гражданским деламСкачать

Оферта что это такое простыми словами - Адвокат по гражданским делам

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Видео:КАК НАЙТИ СВОЕ ПРИЗВАНИЕ. Путь к себеСкачать

КАК НАЙТИ СВОЕ ПРИЗВАНИЕ. Путь к себе

Пословицы о трудолюбии, или как получить мудрый совет

В чем смысл словосочетания личный труд

Каждому из нас в детстве, да-да именно тогда, когда деревья были большими, а мороженое самым вкусным, приходилось слышать не раз от мамы и бабушки коротенькие складные стишки, которые были ответами на все наши проступки. Чуть позже в школе нас познакомили с ними учителя.

Речь идет о пословицах и поговорках, которые охватывают все сферы жизни и могут рассказать о добродетелях и пороках человека. Итак, в теме сегодняшней публикации мы рассмотрим пословицы и поговорки о трудолюбии.

В чем смысл словосочетания личный труд

Видео:Обществознание 9 класс. Право на труд. Трудовые правоотношенияСкачать

Обществознание 9 класс. Право на труд.  Трудовые правоотношения

Роль пословиц и поговорок в жизни каждого человека

Пословицы и поговорки представляют особый пласт русского языка. Это и достояние народа, и жизненный опыт наших прародителей, и «кладезь» мудрости. Они представляют собой короткие изречения, которые способны заменить тысячи слов упреков и объяснений, нудных нотаций и претензий. Тот, кто владеет в совершенстве знаниями, а главное, умеет употреблять к месту пословицы и поговорки, может гордиться собой, так как он развивает не только свою речь, но и логику, формирует свои жизненные ценности.

Это и есть устное народное творчество, с которым мы знакомы еще с детства, слушая колыбельные, сказки, прибаутки от мам и наших бабушек. Пословицы о труде и трудолюбии называются фольклором.

В этом случаи под «добром» стоит понимать те блага, в том числе и материальные, которые дает труд. И не стоит стесняться говорить об этом ребенку.

Эта пословица также показывает необходимость трудиться для того, чтобы удовлетворить самые необходимые физиологические потребности человека.

Когда труд приносит плоды, скажем, собственный сад с цветущими розами, это тоже счастье — наслаждаться красотой природы.

Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться

О результатах своего труда не стыдно говорить, стыдно не иметь их.

Без учебы и труда не придет на стол еда

На примере этой пословицы стоит объяснить ребенку о необходимости учиться и получить профессию.

В чем смысл словосочетания личный труд

Видео:Трудовые правоотношения. Видеоурок по обществознанию 9 классСкачать

Трудовые правоотношения. Видеоурок по обществознанию 9 класс

Смысл пословиц

Большинство пословиц в настоящее время утратили свой первоначальный смысл, но приобрели новый! Итак, на примере рассмотрим пословицы о трудолюбии, которые знает каждый из нас.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

В поучительной пословице говорится о том, что ничего в жизни просто так не дается. Для того чтобы получить хороший результат, нужно хорошо потрудиться.

Приведем яркий пример того, как пословица приобрела новый смысл в нашем современном мире.

Когда раньше так говорили, то речь шла о важности посевного дня. Сейчас эта пословица не менее актуальна, но уже сегодня никто не подразумевает посевные заботы, сегодня она применима ко многим случаям в жизни, например, к трудовой деятельности человека. Эта пословица может послужить примером желания трудиться, а может быть использована в качестве демонстрационного примера личного опыта, что, по сути дела, является важнейшим моментом воспитания ребенка.

Видео:самые сложные предметы в 5 классеСкачать

самые сложные предметы в 5 классе

Красноречивое выражение

Поговорка – это фраза или словосочетание, иногда полное иронии или даже сатиры. В том числе поговорка содержит намеки и пояснения к тем или иным явлениям жизни. Немало есть изречений и о труде. Приведем некоторые из них.

Так говорят, когда хотят поощрить человека работать.

А это яркое и образное выражение, такое ироничное, но одновременно и поучительное. Оно доказывает, что труд является неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Не менее поучительны такие пословицы как «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Не боги горшки обжигают», «Под лежачий камень вода не течет». Не только игра проявляет интерес детей к труду, но и ладно составленные стишки. В этом случаи поговорки не только вызывают интерес ребенка, но и учат его.

Полученный результат стоит закрепить поощрением и одобрением за хорошо выполненную работу.

В чем смысл словосочетания личный труд

Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?

Заключение

Пословицы о трудолюбии учат нас многому: они прививают детям положительное отношение к труду, формируют желание трудиться, учат получать радость и удовольствие от труда. Важно на собственном примере показать детям, какой труд вкладывают взрослые, выполняя ту или иную работу. Примером и итогом их труда могут послужить пословицы о трудолюбии, как говорится «кто любит труд, того люди чтут».

Возможно, что требовать от детей глубокого представление о характере того или вида труда еще рано, но уважительное отношение к любой профессии и вкладываемому в нее труду человека – необходимо. Знание пословиц о трудолюбии является одной из составляющих частей воспитания, ведь информация подобного рода формирует культурное воспитание, которое сказывается на поведении ребенка не только дома, но и в школе, и на улице. Так как уважающие труд дети не станут сорить, ходить по газонам, портить вещи.

🔥 Видео

5 признаков того, что вам 100 нужно увольняться с работыСкачать

5 признаков того, что вам 100 нужно увольняться с работы

Что такое ПРОФСОЮЗ? // Ликбез для работников и профсоюзных активистовСкачать

Что такое ПРОФСОЮЗ? // Ликбез для работников и профсоюзных активистов

Юлия Дробова: «Творчество — это труд интересный, но всё же труд»Скачать

Юлия Дробова: «Творчество — это труд интересный, но всё же труд»

23 Психологические Уловки, которые всегда РаботаютСкачать

23 Психологические Уловки, которые всегда Работают
Поделиться или сохранить к себе: