Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Узнай стихотворения по словосочетаниям с эпитетами и напиши их названия (фамилии авторов и заглавия). Волнистые туманы,
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Ваш ответ
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
решение вопроса
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЕ//КАК ЕГО УЗНАТЬ//ПРИЗНАКИ//КАК ДОКАЗАТЬСкачать
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,275
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,182
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Акростих, месостих и телестих
Еще одна тема, которую мне хотелось бы разобрать, это стихи, строки которых подобраны особым образом – по заданному правилу. К таковым относятся акростихи, месостихи и телестихи. По-гречески «акро» значит «начальный», «месо» – «серединный», а «теле» – «конечный».
АКРОСТИХОМ называется стихотворение, в котором первые буквы стихов (или строф) складываются в определенный осмысленный порядок. Это не просто украшение: отмечая собой начало каждого стиха, они тем самым подчеркивают стихоразделы или членение текста на стиховые отрезки, т.е. главное отличие стихотворения от прозы.
Немного истории. В XVII в. в поэзии еще не использовались стихотворные размеры, а единственной приметой стиха была рифма. В дополнение к этой отметке конца строки поэты отмечали еще и начало строки – пользовались акростихами, порой растягивавшимися на длиннейшие фразы. Древнейшей формой акростиха был “абецедарий”: начальные буквы стихов или строф следовали в простом алфавитном порядке. Такой способ написания стихов был средством лучше запомнить важный текст и ничего в нем не пропустить. Именно так в древности строились некоторые древнееврейские псалмы. Позже акростих стал средством подчеркнуть (и в то же время скрыть) имя автора или адресата, если их почему-либо нельзя было дать открытым текстом.
По аналогии с акростихами стали сочиняться и МЕСОСТИХИ — стихотворения, в которых осмысленное имя или фраза читались по вертикали не по первой, а по третьей (или иной другой) букве каждой строки. Стали появляться и совсем уж изысканные сочетания акростихов и месостихов. Чтобы еще больше усложнить эти трудные фокусы, для них обычно выбирались сложные строфические формы – преимущественно сонеты.
Приведу известные примеры подобных творений. Москвич К.Липскеров послал петербуржцу М.Лозинскому сонет с фразой в два столбца (по 1-й и 3-й буквам): «М. Лозинскому дар от Липскерова К.А.»:
МнОгоязычием пленительным звучат
ЛеТейских берегов туманные дубровы.
ОсЛавим же того, кто, мир увидев новый,
ЗоИлом став, не чтит всех канувшего чад.
ИсПании сады! В них птицы верещат
НаСледьем сладостным. Италия! Суровый
СоК выжав из терцин, там с бездны снял покровы
КрЕст утвердивший муж. Былые не молчат!
ОвРаги перейдя, хоть высь была бы в тучах,
МхОм полускрытый ключ слов блещущих, певучих,
УдВоив поиски, ищите в тьме густой.
ДлАнь вяща с посохом. Придя к благому краю,
АлКать недолго вам! Ручей коснется, знаю.
РтА вашего. Мы ждем! Где стих ваш золотой?
/К. Липскеров, 1948/
Лозинский немедленно ответил на этот «акро-месостих» еще более сложным «акро-димесостихом» в три столбца (по 1, 3 и 5-й буквам) на фразу: «Магу Липскерову от М.Л.Лозинского ответное письмо»:
МнОгОлюбезный друг, волшебник и поэт!
Ах, ТоТ велик в веках, чья лира грянет храбро
ГиМн, Воспевающий акростихи Констабра,
УзЛы Его «К.Л.» и мудрый кабинет!
ЛаЛ и Топаз камей. Пуссен – автопортрет
ИзОгНутая “пси” тройного канделябра.
По ЗвОнкому клинку – резьба: «Абракадабра».
С тИбЕтским Буддою бок о бок Тинторет.
КаНоПской лирницы уста, как ночь, спокойны.
Ей СнИтся древний плеск, ей снится берег знойный
РеКи, Струящейся, как вечность, где-то там.
ОгОнЬ чуть теплится на самом дне печурки.
В еГо Мерцании загадочным цветам
УпОдОбляются картофельные шкурки.
/М. Лозинский. 1948/
Реже, чем акро и месостих, встречается ТЕЛЕСТИХ – стихотворение, которое складывается из последних букв стиха. Понятно, что такая форма практически возможна только в нерифмованном (белом) стихе. Во всей русской поэзии мы знаем только один пример, — стихотворение в честь 30-летнего юбилея поэтической работы писателя Юрия Верховского, где по начальным, а потом по конечным буквам читается: «Юрию Никандровичу Верховскому виват!»:
Юлою жизнь юлит в чаду своих повтороВ.
Рассеянно бредя, ты проглядел еЕ;
И слушал тишину, и слушал в поле вечеР,
Юдоль тоски земной переплавляя в стиХ,
Не требуя наград, шагая неустаннО – ,
И в тридцати годах спокойных чистых слоВ
Каким зерном нагруз твой полновесный колоС!
Ах: что нам пожелать поэту в этот сроК?
Немного радости а отдыха немногО.
Да чтобы Муза та, которой он ведоМ,
Ревниво сторожа его скупую славУ,
Опередив других, не уступая праВ,
Верна, как и всегда, к нему стремила дланИ
И, скромный юбилей приветствием почтиВ,
Чтоб с нами здесь она, ликуя, возгласилА:
Ура! – Верховскому, – ура! ура! виваТ!
/А. Альвинг, 1929/
Наши участники конкурса «Мастер класс» не упали в грязь лицом перед известными поэтами начала 20 века и представили сразу несколько стихотворений подобного вида. И самые лучшие из них, это
1. Асимметрическое акро-теле-стихотворение «Тост», где по первым буквам строк (сверху вниз) и по последним буквам строк (снизу вверх), одинаково прочитывается одна и та же фраза: «За Катю Полякову»:
Заветный тост произнести хочУ,
Акро-сонетный тост любви, презреВ
Каноны рифм, но огранив егО
Асимметризмом акрострок. ИтаК,
Тому, кто волен разлюбить себЯ,
Ютящегося в таинстве зеркаЛ,
Подвластно всё. И всё разрешенО –
От «А» до «Я». Но на распутье троП
Ловить в отображеньях суть своЮ –
Язык удачи. Счастлив же лишь тоТ,
Кому дано, вглядевшись в зеркалА,
Остаться вне – и не заметить, каК
В глаза катит двадцатая зимА –
Упрямый факт, а вовсе не сюрприЗ.
(Борис Поляков 2. «Тост»)
Стихи написаны 5-и стопным ямбом в форме сонета.
2. Следующий пример — диагональный месостих:
Поведал Иисус рассказ о блудном сыне…
бРат младший раз к отцу пришел и говорит:
«нИжайший вам поклон, отец, хочу я ныне
поеХать-поглядеть, кому как ладно жить…
и прОсьба у меня, отдайте часть именья…»
отец Добро делил, отдав спокойно часть…
и братьЯ разошлись, и младший с упоеньем
жил, так Щедро’, что час настал добру пропасть…
а голод – нЕдруг всем, решился в свинопасы
пойти наш Младший брат, чтоб утолить нутро,
но что-то вдрУг совсем не стало в жизни спасу,
И от проблем, увы, не спас его никто…
вСему есть свой предел, вернуться в дом родимый
и Пред отцом своим решился он предстать,
и гРех свой пред отцом признал он и с повинной
скитАнья завершил, чтоб в ноженьки упасть…
и воз Вратился он – отец возвеселился,
и счастИе лилось рекою через край,
но что-То старший брат в обиде всполошился,
и, горечЬю давясь, промолвил невзначай:
«отец, я Столько лет служил тебе исправно,
ослушатьсЯ тебя и мысли не имел,
По что же младший брат, что жил беспутно, славен,
пО что же я стою, как дурень, не у дел?»
и Молвил тут отец: «ты был всегда со мною,
и мОг ты брать добро, ведь все моё – твоё,
но в Гордости твоей звучит одно земное,
возрАдуйся ж, сын мой, ведь снова мы втроем!
я радуЮсь, что сын, пропав, нашелся снова,
был мерТвым, но ожил! и это – счастья повод. »
/Елена Ольховик. «Притча о Блудном Сыне»/
Диагональный стих — это разновидность месостиха, где каждое слово фразы «Приходящему исправиться помогают», относительно которой построено все стихотворение, начинаясь с первой буквы, с каждой строкой перемещается на одну позицию вправо и задуманное слово прочитывается по диагонали текста. Немалым достоинством данного произведения является то, что зашифрованная фраза здесь не случайна: она содержит квинтэссенцию смысла всего стихотворения.
3. А теперь пример акросонета, где по первым буквам строк зашифрована фраза «С днем Рождения»:
Сонета не отринь, прелестница моя!
Он лишь тебе одной сегодня предназначен.
Далёкое окно патриархальной дачи
Надеждою в ночи сияет для меня.
Еще не осознав природной красоты,
Младой огонь ланит не в силах скрыть при встрече,
Рассветною порой, природе не переча,
Один хотя бы раз приди в беседку ты.
Жаль, летнею порой свиданья мимолетны…
Добавит ли сентябрь в узорах позолоты
Елея дивных встреч в раскрытые сердца?
Напрасны ль этих строк бесплодные надежды,
И буду ли один в сомнениях мятежных
Я пыл разбитых чувств лелеять до конца?
(Репин В. «Ленский – Ольге»).
4. Еще один акросонет, с зашифровкой фразы «Там над облаками» по первым и по последним буквам:
Т_ьма в тоске побледнела и больше не спори_Т,
А заря ей: «На выход, подруга! Пор_А
М_ой черед!» и легла, растянувшись над море_М,
Н_ад изломами скал, бросив свет на тара_Н.
А_лой шалью накрыла игриво полнеб_А.
Д_ень проснулся продрогший и ринулся вбро_Д,
О_бнимая весь мир возбужденно и слеп_О,
Б_ился в окна, нырял в каждый встречный сугро_Б.
Л_исом крался, летел, как стремительный соко_Л
А_брикосовым медом облил облак_А.
К_рыши лихо считал, но запнулся на «соро_К»,
А потом прекратил – надоело слегк_А.
М_ы с тобой, Новый День, темп веселый осили_М
И – вперед, как обычно. здесь нет – «или-ил_И»
(Елена Картунова «Там, над облаками»)
5. Акростихи можно писать не только в форме сонета, но и в любой другой форме написания. Главное постараться, чтобы фраза хорошо укладывалась в рисунок строф вашего стихотворения (стихи должны красиво звучать!) и не содержала бы букв, с которых не начинаются в русском языке слова – Ь, Ъ, Ы.
О| Отрицаешь прошлые ошибки,
С| Сожалеешь о минувших днях,
Е| Еле-еле теплится улыбка,
Н| Не хватает страсти и огня.
Н| На порог незваной гостьей Осень.
Е| Ежишься, взглянув в глаза едва,
Е| Если нет ответов на вопросы,
С| Стоит ли вопросы задавать?
Т| Тишину безликую нарушив,
И| Искренне стараешься позвать.
Х| Холодом твою наполнят душу
О| Осени печальные глаза.
Т| Ты теперь у Осени во власти
В| Ветреной, слезливой, непростой,
О| Отсырели вдруг мечты о счастье,
Р| Растворились в горечи густой.
Е| Ежедневным скучным ритуалом
Н| Ночи, дни — безрадостный сюжет
И| И порой так хочется с начала.
Е| Если бы. Но не успеешь, нет.
(Лариса Пяткова «Осеннее стихотворение»)
6. Пример зашифровки по первым буквам достаточно длинной фразы «На холмах Грузии лежит ночная тьма»:
На развалинах Бахчисарая
Алый след уходящей зари.
Ходит ветер. И день, замирая,
Осторожно зажжёт фонари.
Лень накроет остывшие камни,
Мглу рассеет и сны распушит.
А пока не захлопнуты ставни,
Хору прошлого внемлет самшит.
Голос времени, музыка ветра
Ранят сердце тоскою былой.
Уплывает прошедшее в недра.
Засыпаются серой золой
И славянские кости гарема,
И грузинский невольничий след.
Лики прошлого выплыли: «Где мы?»
Евнух, стража и призрачный свет
Женских тел, пережитых событий.
Истончается лет полотно.
Тени прошлого молят: «Живите!
Наслаждайтесь, пока вам дано
Открывать, удивляться и плакать!
Чередой уходящих минут
Наполняется сочная мякоть
Ананасов и винный сосуд».
Яд утрат в драгоценном бокале.
Мёд навеки покинутых мест.
Голоса и живые печали,
Ласки жён, ожиданья невест –
Алым светом зари отзвучали.
(Ольга Альтовская «На холмах Грузии лежит ночная тьма»)
7. И, наконец, вершина сложности – акро-месо-теле стих по палиндрому (одинаково читается как слева направо, так и справа налево) В.Гершуни «Нам сила – талисман»:
Нам сила — талисман!
А что ж ещё нам сила?
А может всё обман и фетишизм,
точь в точь мистерия ума?
И тонущий плывёт спокойно и красиво
в абстрактное ничто.
И каждый сохранить пытался модный имидж,
лаская амулетов россыпь на столе.
Ах, если бы я знал, что после всех чистилищ
тотемов больше нет на выжженной земле!
Акриловый кристалл местами затуманен,
летел я и упал — за что же небеса?
И чёрный кот Маркиз мне станет талисманом,
совсем, как фаталист и профиль и анфас.
Мы молимся богам,
но что б мы не просили,
азарт или дурман —
наш разум обессилел.
Нам сила — талисман!
А что ж ещё нам сила?
Вариант записи в АКРО-МЕСО-ТЕЛЕ форме:
Н/АМ СИЛА — ТАЛИСМА/Н/, А ЧТО Ж ЕЩЁ НАМ СИЛ/А?
А/может. всё обм/А/н. и фетишизм? — точь в то/Ч/ь
М/истерия. ..у/М/а — . и тонущий плывё/Т
С/покойно. и кра/С/иво. в абстрактное ничт/О
И/ каждый . сохран/И/ть. пытался модный имид/Ж
Л/аская. аму/Л/етов. россыпь на стол/Е
А/х. если бы я зн/А/л. что после всех чистили/Щ
Т/отемов. больше не/Т/. на выжженой земл/Е
А/криловый. крист/А/лл. местами затумане/Н
Л/етел я . и упа/Л/. — за что же небес/А?
И/ чёрный кот . марк/И/з. мне станет талисмано/М
С/овсем . как фатали/С/т. и профиль и анфа/С
М/ы . молимся бога/М/, . но что б мы не просил/И
А/зарт . или дурм/А/н, . наш разум обессиле/Л
Н/АМ СИЛА — ТАЛИСМА/Н/, А ЧТО Ж ЕЩЁ НАМ СИЛ/А?
Обобщим сказанное. Обычно в поэзии организующим центром художественного произведения является идея – его тема, а все остальные элементы (форма, способы написания) подбираются применительно к ней. В акро-, теле- и месостихах таким центром являются осевые вертикальные слова, а к ним подбирается все остальное. То есть, мы имеем дело не с поэзией, а с интеллектуальной игрой, подобной составлению шарад или кроссвордов, – занятие весьма интересное, полезное для ума, но… редко дающее высокохудожественное поэтическое произведение. Как я обычно говорю — жанр на любителя…
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Стихи с. «договариванием»))
Если ребенку хорошо знакомо стихотворение, он сначала начинает предугадывать последние в строчках рифмованные слова, а потом пытается их договаривать. Рассказывая малышу стихотворение, делайте паузы в соответствующих местах, поощряя его тем самым договорить последнее слово в строчке.
Захотела кошка спать –
Вот и лезет на… кровать.
Сидит на окошке
Маленькая … кошка.
Это миска. В миске
Молоко для… киски.
Укусила кису муха
И болит у кисы… ухо.
Зайка под кустом сидит
И ушами… шевелит.
Зайка маме говорит:
«Хвостик у меня… болит».
Мой маленький мишка
Читает мне… книжку.
Петушок, петушок,
Золотой… гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе… горошка.
Жили у бабуси
Два веселых… гуся,
Один — серый,
Другой — белый,
Два веселых … гуся.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку … мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке … мяч.
(А. Барто)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему … штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку … положить.
(З. Александрова)
Ежонок укрылся
Осенним … листом
Пушистая белочка
Теплым … хвостом.
(В. Орлов)
Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился … вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за … тобой.
(С. Маршак)
Коровушка, коровушка!
Рогатая … головушка!
Малых деток не бодай,
Молока им лучше … дай!
(В. Берестов)
Шел козленок по дорожке,
У него устали … ножки.
Закричал козленок: — МЕ-Е-Е!
Постелите коврик … мне-е-е!
(М. Дружинина)
— Ты куда поплыл, мой гусь?
— Не волнуйся, я … вернусь!
Посмотреть хочу, ГА-ГА,
На другие … берега!
(М. Дружинина)
После дождика лягушки
Веселились на … опушке:
— Что за прелесть, КВА-КВА-КВА,
Всюду мокрая … трава!
(М. Дружинина)
Кто мяукнул у дверей?
-Открывайте поскорей.
Очень холодно зимой
Мура просится … домой.
(О. Высотская).
Я залез на коня
И держусь… руками.
Посмотрите на меня, –
Я поехал … к маме.
(М. Клокова)
📺 Видео
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
#92 English test A1-C2: переведи словосочетания и узнай свой уровень!Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Словосочетание. 8 классСкачать
Словосочетания: зачем и как искать?Скачать
Типы словосочетанийСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать