Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Фразеологизмы
картотека по русскому языку (2 класс)

Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

Данный материал может быть использован учителем на уроках русского языка во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века»)

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Скачать:

ВложениеРазмер
frazeologizmy.docx49.04 КБ

Видео:Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать

Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»

Предварительный просмотр:

Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

1.Заменить фразеологизм одним словом .

Держать язык за зубами ( молчать)

Клевать носом (дремать)

Перемывать косточки (сплетничать)

Лететь сломя голову (бежать)

Намять бока (побить)

Лить слёзы (плакать)

Брать на карандаш (записывать)

Водить за нос (хитрить)

Вылетело из головы (забыть)

Плакаться в жилетку (жаловаться)

Не верить своим ушам (удивляться)

Сбить с толку (запутать)

Чесать язык (болтать)

Не покладая рук (усердно)

Кривить душой (обманывать)

Бок о бок (рядом)

Возносить до небес (хвалить)

Хоть глаз выколи (темно)

Как снег на голову (неожиданно)

Сидеть сложа руки (бездельничать)

Взять за горло (заставлять)

Повесить нос (грустить)

Витать в облаках (мечтать)

Не верить своим ушам (удивляться)

Сколько душе угодно (вдоволь)

Прикусить язык (замолчать)

Рассеиваться как дым (исчезать)

Задавать стрекача (убегать)

Унести ноги (убежать)

Надуть губы (обидеться)

Пропустить мимо ушей (прослушать)

Водить за нос (обманывать)

Тянуть кота за хвост (медлить)

Падать с ног (устать)

2.Вставить в устойчивые сочетания подходящие по смыслу названия животных и объясни значение фразеологизмов

Надулся как … на крупу.

Как … пятая нога .

… на ухо наступил .

Пустить … в огород .

Покупать … в мешке.

Писать как … лапой.

Куда Макар … не гонял.

Метать бисер перед . .

( Ответы мышь, черепаха ,рыба, сорока, волк, собаке, курица, медведь, козла, кота, курица, телят, свиньями, уж.)

3.Подобрать к выражению соответствующий фразеологизм.

Пребывать в состоянии крайнего волнения.

Строить несбыточные мечты.

Праздно проводить время.

Одновременно выполнять два дела.

Ничего ещё не сделано.

Совершенно не нужно.

Повторение одного и того же.

Тот, кто ничего не слышит.

Человек, не заслуживающий внимания.

Чрезмерные, неуместные ласки.

Быть уверенным в успешном завершении чего- либо.

Придерживаться своих взглядов.

Дурачиться, ничего не делать.

Прибегать к крайним мерам воздействия.

(Ответы . Как на иголках. Строить воздушные замки. Бить баклуши. Убить двух зайцев. Ещё конь не валялся. Гол как сокол. Как собаке пятая нога. Сказка про белого бычка. Глухая тетеря. Отставной козы барабанщик. Телячьи нежности. Дело в шляпе. Болеть душой .Как курица лапой. Жить своим умом. Валять дурака. Вправлять мозги.)

4.Подобрать прилагательные- синонимы .

Мухи не обидит (добрый, сердечный)

Сухим из воды выйдет ( изворотливый)

Семи пядей во лбу (умный)

Плясать под чужую дудку (безвольный)

В рубашке родился (счастливый, удачливый)

Некоторые устойчивые выражения (фразеологизмы) включают слова, называющие домашних или диких животных.

1) Хитёр как ( лиса )

Труслив как ( заяц )

Голоден как ( волк )

Упрям как ( осёл )

Грязный как ( поросёнок )

Колючий как ( ёж )

2) Пишет как курица лапой. ( Писать неразборчиво, неаккуратно )

Покупать кота в мешке. ( Приобрести что-либо не глядя, ничего не зная о качествах покупки )

Комар носа не подточит. – ( Сделано всё очень хорошо, нельзя придраться )

На душе кошки скребут. – ( Грустно, тоскливо на душе )

Денег куры не клюют. – ( Очень много денег )

Погнаться за двумя зайцами. – ( Стремиться выполнить одновременно два разных дела, достичь двух различных целей.)

Как корова языком слизала. – ( Что-то незаметно и быстро пропало и это трудно, либо почти невозможно найти)

Делать из мухи слона. – ( Сильно преувеличивать что-либо )

Как рыба в воде. – ( Чувствовать себя хорошо, свободно )

Медведь на ухо наступил. – ( У человека нет музыкального слуха )

Некоторые устойчивые выражения (фразеологизмы) включают слова, называющие домашних или диких животных.

1) Хитёр как ( лиса )

Труслив как ( заяц )

Голоден как ( волк )

Упрям как ( осёл )

Грязный как ( поросёнок )

Колючий как ( ёж )

2) Пишет как курица лапой. ( Писать неразборчиво, неаккуратно )

Покупать кота в мешке. ( Приобрести что-либо не глядя, ничего не зная о качествах покупки )

Комар носа не подточит. – ( Сделано всё очень хорошо, нельзя придраться )

На душе кошки скребут. – ( Грустно, тоскливо на душе )

Денег куры не клюют. – ( Очень много денег )

Погнаться за двумя зайцами. – ( Стремиться выполнить одновременно два разных дела, достичь двух различных целей.)

Как корова языком слизала. – ( Что-то незаметно и быстро пропало и это трудно, либо почти невозможно найти)

Делать из мухи слона. – ( Сильно преувеличивать что-либо )

Как рыба в воде. – ( Чувствовать себя хорошо, свободно )

Медведь на ухо наступил. – ( У человека нет музыкального слуха )

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизмы на уроках русского языка.

Работа с фразеологизмами на уроках русского языка и литературного чтения просто необходима. Дети должны уметь объяснять встречающиеся им в текстах и в устной речи устойчивые лексические единицы, умело.

«Фразеологизмы». Викторина.

Данный материал поможет активизировать работу с фразеологизмами на уроках, факультативах и в группах продленного дня.

Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе «Начальная школа 21 века».

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов — фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов.

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс «Фразеологизм. Фразеологизм и слово». УМК «Начальная школа 21 века».

Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов».

Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Фразеологизмы: примеры с объяснением, 2 класс

Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

Русский язык богат и разнообразен. В нем есть великое множество хороших слов и выражений, которые украшают нашу речь. Но иногда, чтобы добиться речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Ярче, эмоциональнее выразить отношение к происходящему помогут более сложные лингвистические конструкции – фразеологизмы.

Учащиеся начальной школы с удовольствием осваивают тему фразеологизмов, ни одна другая такая тема не вызывает бурю хохота на уроке, ведь слова учителя «не считай ворон» или «типун тебе на язык» очень веселят детей. В этой статье мы расскажем, как легче объяснить второклашкам, что же такое фразеологизмы, тем более, что в условиях пандемии это бремя ложится на родителей, которые порой далеки от педагогики.

Видео:Устойчивые сочетания словСкачать

Устойчивые сочетания слов

Что такое фразеологизмы?

Раздел языка, который занимается изучением данной единицы речи, называется фразеологией. Научный термин состоит из двух частей: фразис — «выражение», логос — «слово, понятие».

В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда мама отчитывает нерадивого сына в бездействии:

  • Коля, ты опять весь день бил баклуши!
    «Бить баклуши» значит «ничего не делать».
  • Или на уроке математики учительница призывает учеников:
    Ребята, не считайте ворон, а сосредоточьтесь на решении задачи.
    Словосочетание «не считайте ворон» имеет значение «не отвлекайтесь», «будьте внимательны».

И в первом, и во втором случае выделенные выражения, являются фразеологизмами. Это особые средства выразительности, которые более точно подчеркивают то, что хотели сказать мама и учительница.Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

Фразеологизмы—это устойчивые (неделимые) сочетания слов, имеющие переносное значение.

В данном правиле сформулированы основные признаки фразеологизмов, т.е. то, что отличает их от других словосочетаний. Рассмотрим каждый в отдельности.

Видео:Что такое словосочетание 2 классСкачать

Что такое словосочетание 2 класс

Признаки фразеологизмов

Ребенок должен понимать, что не все слова можно считать фразеологизмами и должен научиться находить их в тексте и речи. Это можно сделать, поняв, по каким признакам они дифференцируются. Вспомним правило: фразеологизмы—это устойчивые (неделимые) сочетания слов, имеющие переносное значение.

  • 1. Во-первых, что значит «сочетания слов»? Так же как обычное словосочетание, фразеологизмы состоят из двух и более слов.
    Сравним:
    • Маленькая девочка выразительно читала стихотворение, не стесняясь присутствующих в зале людей (словосочетание)
    • Футболисты гоняли мяч по полю до седьмого пота (фразеологизм)
  • Во-вторых, выражение «устойчивые (неделимые) сочетания» подчеркивает то, что фразеологизм — это оборот речи, представляющий собой единое «застывшее» целое. Внутри его структуры ничего нельзя менять, вставлять, переставлять. Его нужно употреблять так, как он дан изначально.
    Например:
    В предложении «Типун тебе на язык!» — закричала бабушка, глядя в глаза болтуну-внуку фразеологизм «типун тебе на язык» имеет значение «сердитое пожелание злому болтуну». Его нельзя употреблять в формах:
    • типун тебе на большой язык
    • тебе типун на язык
    • на язык тебе типун и др.Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс
  • В-третьих, фразеологизмы имеют переносное значение. Что это?
    Когда звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак, тогда слово имеет прямое значение.
    • «У меня внук—умный ребенок», — хвастался дед в разговоре с соседом.
    Если звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства, то образуется новое лексическое значение, называемое переносным.
    • «У меня внук семи пядей во лбу», — хвастался дед в разговоре с соседом.
  • Фразеологизм можно заменить синонимом или другим словом.
    Сравним.
    • Мальчик весь день ходил как в воду опущенный, потому что с утра поссорился с сестрой.
    • Мальчик весь день ходил грустный, потому что с утра поссорился с сестрой.
  • В предложении фразеологизмы являются членами предложения.
    • В свой день рождения Алена проснулась ни свет ни заря.
    Ни свет ни заря = рано
    • У Миши на столе нужные вещи днем с огнем не сыщешь.
    Днем с огнем не сыщешь = невозможность найти нужный предмет из-за беспорядка, обилия лишних вещей.
    • «Не путайтесь под ногами», — предупредила мама детей.
    Путаться под ногами = мешать
    • На субботнике мальчики работали спустя рукава.
    Спустя рукава = плохо

Видео:Русский язык. 2 класс. Грамматическое значение слова /25.01.2021/Скачать

Русский язык. 2 класс. Грамматическое значение слова /25.01.2021/

Происхождение фразеологизмов

Данные единицы языка появились очень давно. И вот они «летают» между языками разных народов, культур, эпох от глубокой древности до наших дней, закрепляясь на письме и в речи.

Кроме того интересные цитаты из высказываний великих людей, фразы героев литературных произведений народ активно использует в языке. Они приживаются, становятся популярными и передаются из уст в уста, становясь «крылатыми».

Фразеологизмы часто называют крылатыми выражениями.

Откуда же они появились? Основная часть фразеологизмов исконно русского происхождения. Они связаны с историей, культурой русского народа; обычаями и традициями наших предков.

  1. Пришли из разговорно —бытовой речи.
    • Маша шла по коридору школы, задрав нос (= зазнаваться, важничать)
      Задирать нос = зазнаваться, важничать.
    • Сын долго водил отца за нос, не желая рассказать правду о драке в классе.
      Водить за нос = обманывать
    • «С этим человеком нужно держать ухо востро»,- наставлял отец любимого сына.
      Держать ухо востро = быть осторожным, осмотрительным.
    • С детства крепостные крестьяне вынуждены были гнуть спину на помещика.
      Гнуть спину = много, до изнеможения работать.Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс
  2. Из речи людей разных профессий.
    • «Я с тебя сниму стружку», — ворчал старый дед, грозя пальцем нашкодившему внуку.
      Снять стружку = ругать, отчитывать.
    • «Вы постоянно сгущаете краски!» — возмущалась родительница ученика на нелестные отзывы учительницы в адрес ее сына.
      Сгущать краски = преувеличивать, искажать в худшую сторону.
    • «Всегда старайся делать ход конем в отношении противника», — подчеркнул тренер в разговоре с начинающим спортсменом.
      Ход конем = хитрый ход, неожиданный.
    • «Боевое крещение ты прошла успешно», — похвалила тренер свою воспитанницу после дебютного выступления.
      Боевое крещение = первое участие в бою; первое серьёзное испытание в каком-либо деле.Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс
  3. Из сказок, народных легенд.
    • «У тебя во лбу звезда горит», — засмеялась Марина, указывая на синяк Вовки.
    • «Ну теперь твоя душенька довольна?» — спросила мама дочь, примеряющую новое платье.
    • «Таня, ты прекрасна, спору нет», — бросил на бегу комплимент Толик своей однокласснице.
    • «Закон джунглей. Выживает сильнейший», — подчеркнул Иван, похлопав побежденного соперника по плечу.
    • «Ты явная принцесса на горошине: и это не так, и то плохо», — обиделась на подругу Юля.Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс
  4. Из художественной литературы, речи героев произведения.
    • «Ну ты, Стасик, и маменькин сынок, ничего сам не можешь сделать», — ругала брата сестра. («Недоросль»)
    • «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!»- воскликнула бабушка, увидев внучку в новом пальто. («Душенька»)
    • «Я пришел к тебе с приветом — рассказать, что солнце встало», — рассмеялся отец, поднимая сына с постели. («Я пришел к тебе с приветом…»)
    • «Счастливые часов не наблюдают!» — засмеялась девушка, опоздав на свидание.(«Горе от ума»)Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс
  5. Заимствованные фразеологизмы
    Пришли к нам из других языков: немецкого, французского, английского и др. Причем ко многим мы настолько привыкли, что считаем их своими.

  • Николай Петрович смотрел на все сквозь пальцы, поэтому жизнь его протекала легко и просто.
    Смотреть сквозь пальцы = сознательно не замечать что-либо(из немецкого).
  • В незнакомой компании молодой человек чувствовал себя не в своей тарелке.
    Не в своей тарелке = скованно, неудобно (из французского).
  • «Нельзя откладывать в долгий ящик решение вопроса о поездке на море», — заявила мама членам семьи.
    Откладывать в долгий ящик = на неопределенное время (из немецкого)
  • «Сегодня гвоздь программы нашего концерта — выступление пианистки Кати Ивановой», — объявил конферансье.
    Гвоздь программы—уникальный номер (из французского)
  • Марию Петровну все в округе называли синим чулком.
    Синий чулок — женщина, лишённая женственности, обаяния и всецело поглощённая книжными, учёными интересами (из английского).Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

Видео:Русский язык. 2 класс. Понятие о словосочетанииСкачать

Русский язык. 2 класс. Понятие о словосочетании

Интересные факты из истории происхождения некоторых фразеологизмов

Часто изучая фразеологизмы, можно отметить, что слова, входящие в его структуру, не совсем понятны. Например, в выражении «бить баклуши» что значит слово «баклуши»? И как оно возникло. Таких примеров можно привести немало. Попытаемся рассмотреть наиболее интересные.

Повесить нос
Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

Глухая тетеря
Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

Бить баклуши
Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

Держи карман ширеУстойчивые словосочетания русский язык 2 класс

Видео:Русский язык 2 класс (Урок№20 - Что такое лексическое значение слова?)Скачать

Русский язык 2 класс (Урок№20 - Что такое лексическое значение слова?)

Зачем нужны фразеологизмы?

В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но, к сожалению, в речи они используются редко. Почему так происходит? Дело в том, что многие люди просто не знают данных средств языка. Порой, не понимают их значения, затрудняются в правильном выборе в зависимости от смысла высказывания. Фразеологический словарь—надежный помощник в данной ситуации.

Фразеологизмы – важная часть словарного запаса любого человека. И для того, чтобы стать культурным, грамотным, успешным в общении, нужно изучать и правильно использовать эти интересные выразительные языковые средства. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в речи фразеологизмы. Они делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Урок русского языка по теме «Устойчивые сочетания слов». 2-й класс

Класс: 2

Цель урока: сформировать представление о стилистическом значении и возможности использования в речи устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)

Планируемый результат

Личностные умения:

  • проявлять интерес к изучению темы; положительное отношение к изучению темы;
  • осознание собственных достижений при освоении учебной темы;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Метапредметные умения:

  • определять различия синонимов, антонимов и фразеологизмов и обосновывать своё мнение;
  • определять в тексте фразеологизмы и обосновывать своё мнение;
  • классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном пространстве Интернете);
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения;
  • определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения.

Предметные умения

  • понимать выразительные возможности фразеологических оборотов;
  • объяснять значение фразеологических оборотов;
  • использовать фразеологизмы в собственной речи.

Оборудование: интерактивная доска Smart Board, проектор, компьютер, карточки с заданиями.

Этапы урока

Описание слайда. Деятельность учителя.

Деятельность учащихсяОргмомент– Здравствуйте, дети, здравствуйте, наши гости! Ребята, поприветствуем наших гостей.
– А сейчас пора за работу. Сели красиво и правильно, записали дату в тетрадь.Ученики готовы к работе, приветствуют учителя и гостей, записывают дату в тетрадь.Актуализация знаний.– Повторим термины, знание которых будет сегодня нам необходимо.
– Слова, имеющие несколько значений. (МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА)
– Слова, близкие по значению. (СИНОНИМЫ)
– Слова, противоположные по значению. (АНТОНИМЫ)
– Какова роль этих слов в нашей речи?Вспоминают изученные термины, объясняют их значение.Целеполагание– А понять, о чем пойдет речь сегодня на уроке, нам поможет словарная работа. (Приложение 1)
– Прочитайте словосочетания на доске.

Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

– Назовите одушевленные существительные. Неодушевленные существительные.
– Какое из записанных существительных является словарным словом? (ВОРОНА)
– Замените остальные существительные синонимами – словарными словами.

дети – ребята
автомобиль – машина
ворона
труд – работа

– Запишите эти слова в тетрадь, начиная с середины строки.
– Назовите прилагательные. Замените их прилагательными – антонимами. Запишем полученные словосочетания.

Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

Веселые ребята
новая машина
белая ворона
легкая работа

– Какое словосочетание показалось вам необычным?
– Попробуем объяснить его значение… Обратимся к словарю.
– А каким словарем вы пользовались? (Фразеологическим)
– А кто-то уже нам может сказать, как называются такие устойчивые сочетания слов?

Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

– Ребята посмотрите на это слово, прочитайте его. Фразеологизм – это сложное слово. Оно образовалось от двух греческих слов “фразис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые выражения. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность.
– А кто уже догадался, какая тема нашего урока? (Фразеологизмы)
– Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, что такое фразеологизмы, понимать и объяснять их значение, правильно использовать в речи).
– Составим план нашей работы (Приложение 2).Читают сочетания слов, называют одушевленные и неодушевленные существительные, заменяют их синонимами – словарными словами.

Имена прилагательные заменяют антонимами. Записывают сочетания в тетрадь, объясняя орфограммы.

Обращают особое внимание на сочетание белая ворона, пытаются объяснить его значение.
Учатся работать со словарем.

Выводят тему урока, ставят задачи.Первичное закрепление– Кто-то уже слышал такие устойчивые сочетания?
– А может вы встречали их в книгах?
– Оля, ты искала это сочетание в других словарях? (Да, там было только слово ворона)
– Значит это не просто слово, а сочетание слов, состоящее из двух, иногда из трех и больше слов. И свое значение фразеологизм имеет только в данном неделимом сочетании слов.
– Давайте посмотрим на эти предложения.
– В каком предложении речь идет о цвете вороны?
– А во втором предложении говорится о цвете? О птице?

Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

– А какое значение здесь имеет сочетание белая ворона?
– Мы убедились, что фразеологизм – это устойчивое сочетание слов.

Объясняют значение словосочетания и фразеологического оборота. Сравнивают. Делают выводы.Работа в парах
(минигруппах)– Вы уже хорошо умеете работать в группах и парах, знаете правила работы (Приложение 3).
– Сегодня вы тоже поработаете в парах. Попробуйте составить памятку, только не совсем обычную, а из фразеологизмов.
– Приготовьте красный и зеленый карандаши, договоритесь с соседом, кто каким карандашом будет работать.

Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

– Перед вами карточка (Приложение 4). Поставьте карандашом красного цвета минус рядом с тем фразеологизмом, который будет нам мешать в работе. А карандашиком зеленого цвета поставьте плюс рядом с выражениями, которые нам будут помогать.
– Помните правила работы в паре.

Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

– Проверим правильность выполненной работы.
– Что вы заметили?
– В какой столбик вы поместили фразеологизм «бить баклуши»?
– А как быть, чтобы точно узнать значение фразеологизма?
– Послушаем нашего знакомого профессора Ивана Ивановича Самоварова (при нажатии на «иконку» звучит объяснение).

Устойчивые словосочетания русский язык 2 классУстойчивые словосочетания русский язык 2 класс

– Теперь мы знаем, в какую колонку поместить это выражение.Знают и соблюдают правила работы в паре (минигруппе). Выполняют задание вместе.

Замечают, что отсутствует фразеологизм «бить баклуши», пытаются объяснить его значение.
Информацию можно найти в словаре, поискать в Интернете, спросить у взрослых.– Посмотрите внимательно на первую колонку. Найдите фразеологизмы со значением «не лениться» (трудиться в поте лица, работать, не покладая рук).
– Ребята, а как можно назвать эти фразеологизмы, если они близкие по смыслу? (Синонимы. Оказывается и среди фразеологизмов есть синонимы!)
– А сейчас посмотрите во второй колонке фразеологизмы со значением «лениться» (сидеть, сложа руки, работать, спустя рукава, бить баклуши) Это тоже фразеологизмы-синонимы.
– А теперь посмотрите на фразеологизмы из первого столбика и второго столбика. Чем они являются? (Антонимами).
– Оказывается среди фразеологизмов есть и антонимы!
– Ребята, а что помогло вам выполнить работу верно? (Мы поняли и объяснили значение фразеологизмов).
– Запишите в тетрадь фразеологизм, который станет девизом вашей работы сегодня.Работа со значением фразеологизмов, поиск среди них синонимов и антонимов.Физминутка– А теперь пришло время отдохнуть. Фразеологизмы нам также помогут и провести зарядку.

  • Его вешают, приходя в уныние (дети показывают нос)
  • Ее можно ломать, сильно думая над чем-то (голова)
  • Они чешутся, если очень хочется что-то сделать (руки)
  • Ими хлопают, если что-то не понимают (уши)
  • Его проглатывают, когда человек молчалив (язык)
  • Их можно держать на макушке (уши)
  • В ней может быть ветер (голова)
  • В него набирают воды, когда молчат (рот)
  • Его задирают те, кто зазнался (нос)
  • Его держат за зубами, если хранят секрет (язык)
  • Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)
  • Они бывают золотыми у трудолюбивых людей (руки)
Учащиеся выполняют физминутку.Работа с нетбуками. Закрепление.

А теперь пришла пора
Засучить нам рукава.

– За работу, друзья! Открываем нетбуки. Вам нужно соединить фразеологизм с его значением. Не забудьте правила работы в паре, договаривайтесь и уступайте друг другу.

Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

– Назовите фразеологизм со значением

близко (рукой подать)
молчать (держать язык за зубами)
думать (ломать голову)
рано (ни свет ни заря)
обидеться (надуть губы)
унывать (падать духом)
мало (капля в море)
обманывать (пускать пыль в глаза)

Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

Составление предложений с данными фразеологизмами.

– Прочтите предложения на доске. Все ли в порядке в этом тексте?

Устойчивые словосочетания русский язык 2 класс

– Давайте попробуем изменить его с помощью фразеологизмов. Вместо подчеркнутых слов вставьте подходящие по смыслу фразеологизмы прямо у себя на листочке. Посмотрим, что же у нас получилось.
– Записываем предложения в тетрадь с комментированием.
– Сравните эти два текста.
– Какой можно сделать вывод?
– Давайте проверим по учебнику.

Работают с нетбуками, соединяют фразеологизмы с их значением, устно составляют предложения.

🔥 Видео

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Русский язык 2 класс (Урок№21 - Слово.)Скачать

Русский язык 2 класс (Урок№21 - Слово.)

2 класс. Русский язык. Понятие о словосочетании. 15.04.2020Скачать

2 класс. Русский язык. Понятие о словосочетании. 15.04.2020

ФразеологизмыСкачать

Фразеологизмы

Русский язык 2 класс (Урок№60 - Что такое части речи?)Скачать

Русский язык 2 класс (Урок№60 - Что такое части речи?)

Русский язык 2 класс (Урок№53 - Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.)Скачать

Русский язык 2 класс (Урок№53 - Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.)
Поделиться или сохранить к себе: