Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются

Содержание
  1. Неделимые словосочетания – это что такое?
  2. Определение понятия
  3. Количественно-именные словосочетания
  4. Точное число одушевленных и неодушевленных предметов
  5. Неопределенное число одушевленных и неодушевленных предметов
  6. Меры величины
  7. Определенная емкость с содержимым
  8. Определенное количество предметов
  9. Количественные существительные
  10. Неопределенно-избирательные словосочетания
  11. Обобщенно-избирательные словосочетания
  12. Неопределенно-признаковые
  13. Словосочетания со значением совместного действия
  14. Словосочетания с конкретизирующим главным словом
  15. Словосочетания с составным сказуемым
  16. Метафорические словосочетания
  17. Фразеологические словосочетания
  18. Словосочетания с определенными словами
  19. Словосочетания с тавтологичным словом
  20. Пространственные, или временные словосочетания
  21. Синонимичные и неделимые словосочетания
  22. Неделимые словосочетания в роли подлежащего и сказуемого
  23. Фразеологизм
  24. Определение фразеологизма
  25. Виды фразеологизмов в русском языке
  26. Признаки фразеологизмов
  27. 1. Фразеологизм состоит из двух и более слов
  28. 2. У фразеологизмов есть устойчивый состав
  29. 3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость
  30. 4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически
  31. 5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения
  32. Примеры фразеологизмов с объяснением
  33. Неделимые словосочетания
  34. Описание презентации по отдельным слайдам:

Видео:УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ. ЧАСТЬ 1Скачать

УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ. ЧАСТЬ 1

Неделимые словосочетания – это что такое?

Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются

Синтаксис русского языка – один из самых сложных разделов грамматики, так как в нем изучается не только построение предложений, но и такие вещи, как синтаксически свободные и несвободные, или неделимые словосочетания. На них важно остановиться подробнее. Какова характеристика таких несвободных словосочетаний и почему их нельзя разделить? Об этом расскажет подробнее данная статья.

Видео:Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значение

Определение понятия

Синтаксически неделимые словосочетания в предложении – это такие конструкции, которые нельзя разъединить без потери смысла. От синтаксически свободных они отличаются тем, что являются отдельным членом предложения, в то время как в других словосочетаниях каждое слово из цепочки становится членом законченного речевого высказывания и отвечает на конкретный вопрос.

Например, в предложении «На столе лежало два яблока» можно найти целых 2 словосочетания. Первое является свободным – «На столе лежало». Главное по смыслу слово здесь «лежало», выраженное глаголом, а зависимое – «на столе», выраженное существительным.

Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются

От главного слова задается вопрос к зависимому «где?» или «на чем?» и получается, что главное слово управляет зависимым. «На столе» может быть только в предложном падеже и единственном числе. Такой тип связи и называется управлением. В самом предложении «лежало» является сказуемым, также выраженным глаголом, а «на столе» – обстоятельством места, выраженным существительным.

С другой стороны, в предложении остается словосочетание «два яблока». Казалось бы, его можно разделить, удалить любое слово без потери смысла, ведь это сочетание числительного и существительного.

Но что получится в итоге? «На столе лежало два…», или «На столе лежало яблока…»? В данном случае «два яблока» в предложении является подлежащим, выраженным синтаксически неделимым словосочетанием. Главное слово здесь – количественное числительное «два», от которого можно задать следующий вопрос: «два чего?» – «яблока». Зависимым словом является «яблока», выраженное именем существительным.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Количественно-именные словосочетания

Абсолютно все цельные неделимые словосочетания делятся на группы по значению, а также функции их главных или зависимых слов. К первой группе можно отнести словосочетания, где главное слово обозначает либо количество предметов, либо меру или объем. В этих словосочетаниях главным словом, которое несет в себе грамматическое значение всей конструкции, является числительное.

Видео:Устойчивые сочетания словСкачать

Устойчивые сочетания слов

Точное число одушевленных и неодушевленных предметов

В подобных словосочетаниях используется тандем количественного числительного и любого существительного, обладающего формой числа. То есть его можно посчитать.

  1. У Ивана есть две тетради.
  2. По дороге проехало четыре грузовика.
  3. В гостиной расположилось шестеро мужчин.
  4. На столе стояло одиннадцать тарелок.
  5. В этом доме насчитывается более ста квартир.
  6. На полке осталось четыре пары колгот.
  7. Трое друзей отправились в поход.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Неопределенное число одушевленных и неодушевленных предметов

  1. На вечеринке было несколько знакомых.
  2. Большинство студентов дневного отделения преодолели первую сессию.
  3. Часть книг, заказанная на прошлой неделе, еще не приехала.
  4. Летом в Геленджике много туристов.
  5. На дороге сегодня было мало машин.
  6. Марусе было задано столько задач!

Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются

Видео:Прямое и переносное значение словаСкачать

Прямое и переносное значение слова

Меры величины

  1. Мама принесла три килограмма мандаринов.
  2. В магазине мне отрезали пять метров сатина.
  3. Моей машине не хватает буквально трех литров бензина.
  4. Четыре дециметра составляют сорок сантиметров.
  5. Данный холодильник имеет вес около двадцати пяти килограммов.

Видео:Что такое прямое и переносное значение слов?Скачать

Что такое прямое и переносное значение слов?

Определенная емкость с содержимым

Здесь примеры следующие:

  1. Маша купила в магазине бутылку молока.
  2. В шкафу лежит коробка конфет.
  3. У Сергея в кармане хранится пачка сигарет.
  4. У меня в холодильнике есть мешок картошки.
  5. На полке стоит банка кофе.
  6. Егор принес вазу фруктов.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Определенное количество предметов

  1. В мастерской лежала куча стружек.
  2. В музее школьники увидели груду камней.
  3. Анне подарили целую охапку васильков.
  4. Сан Саныч принес домой вязанку дров.
  5. Мама порезала в суп пучок укропа.
  6. Антон обнаружил на рабочем столе кипу бумаг.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Количественные существительные

Отдельно стоит упомянуть и о количественных существительных – тех субстантивированных частях речи, которые когда-то были числительными.

  1. У меня в сумке лежит десяток яиц.
  2. Сотни лет жар Солнца не угасает.
  3. Половина яблока осталась после десерта.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Неопределенно-избирательные словосочетания

Все избирательные словосочетания отличаются главным компонентом. Первая модель – словосочетания с, казалось бы, неопределенным количеством одушевленных и неодушевленных предметов. Главным словом здесь является местоимение, и берутся не все разряды, так как от выбора зависит смысловое значение.

Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются

  1. Возьми с собой что-то из вещей.
  2. Кто-то из студентов будет явно не допущен до государственного экзамена.
  3. Кто-то из ребят слышал крики.

Видео:Фразеологизмы - что это такое понятным языком, почему их называют устойчивыми и неделимымиСкачать

Фразеологизмы - что это такое понятным языком, почему их называют устойчивыми и неделимыми

Обобщенно-избирательные словосочетания

Следующая группа, не называя никого и ничего конкретного, все же выбирает и обобщает свой выбор. Главным словом здесь становится либо числительное, либо неопределенное, отрицательное или притяжательное местоимение.

Если выбирается вопросительное местоимение, то весь акцент переносится на выяснение того, о чем идет речь в словосочетании – «Которое из окон мне открыть?».

Если берется отрицательное местоимение, то подчеркивается, что ни один из предлагаемых одушевленных или неодушевленных предметов не будет выбран – «Никакие книги, предложенные другом, мне не подошли».

Определительные указывают на то, что все выбранные лица когда-то совершали подобное действие, либо все предметы участвовали в каком-то действии – «Любой из нас врал родителям».

  1. Один из пассажиров уступил место беременной женщине.
  2. Никто из них не проронил ни слова.
  3. Любой из демократов выскажется в защиту своей партии.

Видео:Прямое и переносное значение словаСкачать

Прямое и переносное значение слова

Неопределенно-признаковые

В них главным словом является неопределенное местоимение, зависимое же может обозначать признак, указывать на предмет или место.

  1. На меня упало что-то тяжелое.
  2. Андрей наступил на что-то мягкое в темноте.
  3. Марина испугалась урагана – это было нечто необъяснимое.
  4. За дверью стоял кто-то в черном.
  5. Кто-то с пилой подрезал ветки с дерева.
  6. Где-то в поле жужжали майские жуки и стрекотали кузнечики.
  7. Откуда-то сверху донесся жалобный писк.
  8. Этот кирпич обязательно упадет кому-то на голову.

Видео:Русский язык. 11 класс. Феномен современного общества. Устойчивые словосочетания /28.12.2020/Скачать

Русский язык. 11 класс. Феномен современного общества. Устойчивые словосочетания /28.12.2020/

Словосочетания со значением совместного действия

Существуют также неделимые словосочетания в предложении с определенным значением. В них зависимое слово может обозначать совместное действие, восприятие, а также тождественное отношение или признак. Там главное слово всегда стоит в именительном падеже, а зависимое – в творительном с предлогом «с».

Казалось бы, такое словосочетание может показаться свободным, так как оба слова (и главное, и зависимое) – синтаксически цельные. Но на невозможность разделения таких конструкций синтаксиса указывает сказуемое. Оно всегда стоит во множественном числе, в то время как главное слово – в единственном.

Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются

  1. Мать с бабушкой поехали в гости.
  2. Сестра с братом слушали музыку в своей комнате.
  3. Дед с тетей Машей не любили танцевать.
  4. Лев с львицей грелись на солнышке в вольере.

Возьмите на заметку! Существует и обратная ситуация, когда такое словосочетание может стать свободным. Для примера можно сравнить два предложения:

  • Мама с дочкой шили платье на выпускной.
  • Мама с дочкой шила платье на выпускной.

И в том, и в другом предложении видно, что искомое словосочетание – «Мама с дочкой». Однако в первом примере, так как сказуемое стоит во множественном числе, – это синтаксически неделимое собирательное словосочетание, а во втором – абсолютно свободное, поскольку сказуемое «шила» имеет единственное число.

Видео:ФразеологизмыСкачать

Фразеологизмы

Словосочетания с конкретизирующим главным словом

Главное слово в таких словосочетаниях – это то, которое обозначает конкретный признак определенного предмета или действия. Он является его неотъемлемой частью.

  1. Клоун с печальными глазами играл с детьми.
  2. Река с крутыми берегами в тех краях – это Дунай.
  3. Котенок с белыми лапками играл в спальне.
  4. В этом магазине продается одежда большого размера.
  5. Во время киносеанса говорить громким голосом запрещается!
  6. Она решила отказаться по непонятной причине.

Видео:ФРАЗЕОЛОГИЯ - РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, ИЗУЧАЮЩИЙ УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, ОБРАЗУЮЩИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯСкачать

ФРАЗЕОЛОГИЯ - РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, ИЗУЧАЮЩИЙ УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, ОБРАЗУЮЩИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Словосочетания с составным сказуемым

В таких конструкциях неделимым словосочетание делает главное слово, которое является второй частью составного сказуемого. Она и является хранителем смысловой составляющей.

  1. Я хотел уехать давно.
  2. Она не пыталась понять его сложную натуру.
  3. Нина старалась не отстать от родителей.
  4. Виктор должен объяснить нам решение задачи.
  5. Мне надо узнать дату отъезда.
  6. Туда необходимо послать проверенного человека.
  7. Постройка оказалась недолговечной.
  8. Миша работал токарем.

Видео:Что такое прямое и переносное значение многозначных слов. Русский язык 2 классСкачать

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов. Русский язык 2 класс

Метафорические словосочетания

Они имеют в своем составе главное слово, обладающее метафорическим значением. Примеры синтаксически неделимых словосочетаний подобного типа ниже:

  1. Лента реки красиво огибала остров.
  2. На небе ярко блестел серп луны.
  3. В зеркале льда отражались звезды.
  4. Свечи сосен топорщились по бокам аллеи.
  5. Наташа взъерошила ежик волос на голове.
  6. От Степана шли волны негодования.

Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются

Важно! Не стоит путать метафорические неделимые словосочетания с общеязыковыми метафорами. Их метафорические значения уже почти исчезли со временем. Поэтому сейчас это обычные свободные словосочетания.

  1. После проехавшей машины поднялось облако пыли.
  2. На носу корабля стоял юнга.
  3. Под крылом самолета стояли ящики.

Видео:Прямое и переносное значение слов - что это такое, в чем между ними разницаСкачать

Прямое и переносное значение слов - что это такое, в чем между ними разница

Фразеологические словосочетания

Самыми известными примерами неделимых словосочетаний являются фразеологизмы. Ведь это фразы с устойчивым значением.

  1. Она устала за весь день, как белка в колесе.
  2. Денег у Вани в кошельке кот наплакал.
  3. Новый системный администратор работал в час по чайной ложке.
  4. Алиса неслась по коридору сломя голову.
  5. Андрей работал спустя рукава.

Видео:Русский язык 2 класс (Урок№23 - Что такое прямое и переносное значение слов?)Скачать

Русский язык 2 класс (Урок№23 - Что такое прямое и переносное значение слов?)

Словосочетания с определенными словами

Существуют также цельноспаянные синтаксические конструкции, в которых главное слово – определенное существительное, не употребляющееся без вспомогательных. Таким существительным нужны некие «распространители», чтобы выполнить свою синтаксическую функцию сказуемого или обособленного приложения. Они обладают отвлеченным содержанием, не умеющим точно охарактеризовать предмет, информацию или действие.

  1. Анна Петровна – человек надежный.
  2. Ученые и писатели – люди интересные.
  3. Андрею Васильевичу, человеку опытному, все стало ясно из их разговора.
  4. У Елены Ивановны, женщины доброй, всегда было много друзей.
  5. Скрипка, вещь деликатная, с ней обращаются аккуратно.
  6. Сторожить бахчу – дело нехитрое.
  7. Торговать продуктами на рынке – занятие не для него.
  8. Мамин сад – место особенное.

Видео:Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать

Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?

Словосочетания с тавтологичным словом

В таких синтаксических конструкциях ученые-филологи имеют дело с употреблением синсемантичных слов. Это тавтологические, то есть повторяющие свой смысл слова.

  1. Девушка с изящной фигурой стояла на трамвайной остановке.
  2. Собака с длинным хвостом крутилась рядом.
  3. Мука грубого помола продается в соседнем отделе.

Видео:Прямые и переносные значения слов. Типы переноса наименования. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать

Прямые и переносные значения слов. Типы переноса наименования. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Пространственные, или временные словосочетания

Данные неделимые словосочетания имеют значение ограничения пространства или времени.

Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются

  1. Он ездил часто от Москвы до Петербурга за 3-4 часа.
  2. С утра до вечера Соня слушала свои любимые песни.
  3. От дома до университета можно добраться на автобусе.

Синонимичные и неделимые словосочетания

Так называются те синтаксические конструкции, при которых одно и то же смысловое содержание выражается разной грамматической формой. Например, синтаксически неделимое словосочетание «ваза фруктов», а свободное и синонимичное ему – «ваза с фруктами».

Примеров очень много:

  1. Александр посмотрел с восхищением на свою подругу. – Александр посмотрел восхищенно на свою подругу (оба словосочетания в данном случае синтаксически свободны).
  2. Он увидел метр ткани, лежащий на столе. – Он увидел метровую ткань, лежащую на столе (в первом случае представлено синтаксически неделимое словосочетание, а во втором – свободное).
  3. Он увидел прекрасный город сегодня. – Он увидел прекрасный сегодняшний город (первое словосочетание – неделимое, или цельноспаянное, а второе – синтаксически свободное).

Неделимые словосочетания в роли подлежащего и сказуемого

О них также важно упомянуть. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием? Проще объяснить на примерах. В данном случае их тоже достаточно. К этой категории относятся следующие виды неделимых словосочетаний подлежащих:

  • Количественно-именные: «На старте стояло двенадцать человек», «Множество воробьев копошилось в песочнице», «В прихожей лежит мешок картошки». Во всех этих предложениях и в тех, что представлены ниже, подлежащее выражено неделимым словосочетанием.
  • Неопределенно-избирательные: «Кто-то из соседей жужжит пилой», «Что-то из вещей Анны лежало на столе».
  • Обобщенно-избирательные: «Любой из нас понимает слова гимна своей страны», «Каждый из них под подозрением».
  • Неопределенно-признаковые: «Что-то темное лежало на стуле», «Кто-то чужой вошел в сени».
  • Словосочетания со значением совместности «Дед с бабушкой поехали по грибы», «Отец с сыном чинили рыболовную сеть».
  • Словосочетания с конкретизирующим главным словом: «Обувь большого размера стояла в прихожей», «Девушка с красивыми волосами красовалась перед витриной».
  • Метафорические словосочетания: «Яблоко заката медленно уходило за линию горизонта», «У него была шикарная шапка кудрей».
  • Фразеологические словосочетания: «Бить баклуши – его постоянное занятие».

Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются

Если брать неделимые конструкции, выступающие в роли сказуемого, то это будут следующие категории подобных словосочетаний:

  • Словосочетания с составным сказуемым: «Ты должен объяснить свое поведение».
  • Словосочетания с определенным словом: «Антон – человек добрый, он не откажется помочь».

Таким образом, анализируя неделимые словосочетания можно сказать, что это – цельные синтаксические конструкции. И их главная особенность – присутствие сильной взаимосвязи между главным и зависимым словом.

Синтаксически неделимые словосочетания, подлежащие или сказуемые, дополнения или обстоятельства, представляют собой единый член предложения. Главное слово в такой лексической конструкции раскрывает грамматическое значение в полной мере, а вещественное, или предметное значение несет в себе зависимое.

Фразеологизм

Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются

О чем эта статья:

3 класс, 6 класс, 10 класс

Определение фразеологизма

В лексике русского языка есть не только отдельные слова, которые помогают описывать окружающую действительность, но и словосочетания, которые называют фразеологизмами. Например:

  • реветь белугой — громко и долго плакать;
  • задеть за живое — вызвать переживания, оскорбить самолюбие;
  • играть в жмурки — обмануть, утаить истинные намерения.

На примерах видно, что значение фразеологизма не связано с семантикой каждого отдельного слова в его составе. Компоненты фразеологизма теряют все самостоятельные признаки слова, кроме звукового облика: лексическое значение, формы изменения, синтаксическую функцию. Связь между словами в составе фразеологизма тесная, можно сказать — неразделимая.

Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.

Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются

Виды фразеологизмов в русском языке

Выделяют три основных вида фразеологизмов: идиомы, фразеологические единства и фразеологические сочетания.

Фразеологические сращения (идиомы) — устойчивые выражения, которые имеют смысл только в неизменном виде. При замене или перестановке слов смысл идиомы потеряется. Например: «бить баклуши», то есть бездельничать.

Фразеологические единства — устойчивые образные выражения, смысл которых понятен из смысла отдельных слов. Например, обороты «грызть гранит науки» или «попасться на удочку» можно понять даже при переводе на другой язык. Смысл фразеологического единства не потеряется, если заменить «удочку» на «крючок» или вставить в оборот лишнее слово.

Фразеологические сочетания — устойчивые, но гибкие обороты, смысл которых определяется через отдельные ключевые слова. При этом не ключевые слова можно заменять синонимами. Пример: можно «умирать от любви», а можно «умирать от восторга» — смысл обоих словосочетаний понятен.

Признаки фразеологизмов

Как мы уже выяснили, фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение из двух и более слов. У фразеологизма как самостоятельной лексической единицы языка есть свои отличительные черты.

1. Фразеологизм состоит из двух и более слов

  • играть на нервах — специально раздражать, нервировать кого-либо;
  • семь пятниц на неделе — о том, кто часто меняет свои планы;
  • биться как рыба об лед — бороться с нуждой, бедствовать.

2. У фразеологизмов есть устойчивый состав

Лексический состав фразеологизма нельзя никак изменять, так как при этом теряется его смысл.

Для примера попробуем поменять слова в устойчивом выражении «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении»:

  • летать в воздухе (про пыль);
  • висеть в открытом воздухе (про воздушного змея);
  • висеть на канате (про акробата).

В результате этого языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как карточный домик, из которого неосторожно вытащили одну карту. Глагол «висеть» потерял свое переносное значение, и смысл фразеологизма испарился.

3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость

Мы не придумываем фразеологизмы в процессе диалога, а берем их из языковой памяти, как готовые кирпичики для построения образной и выразительной речи. Именно поэтому в школьные годы важно много читать, чтобы пополнять словарный и фразеологический запас.

В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали (И. Тургенев).

Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кирилловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее (А. Пушкин).

Я, Софья Павловна, день целый
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня!
(А. Грибоедов)

Задачка: попробуйте понять, какие русские фразеологизмы изображены на картинках. Правильные ответы — в конце статьи.

Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются
Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются
Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются

4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически

Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.

Например, фразу «на козе не подъедешь» трудно понять, особенно иностранцам, которые изучают русский язык. На самом деле оно тесно связано с речью шутов и скоморохов, которые в старину веселили народ на ярмарках и праздниках, наряжаясь в козу, медведя и других персонажей. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка не действовала, с тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о неприступных, гордых, важных людях.

5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения

Рассмотрим пример: «Сегодня мы (что делали?) работали до седьмого пота». Фразеологизм «работали до седьмого пота» выполняет роль сказуемого.

Фразеологизм может быть синонимом одному слову:

ставить точку в споре

Фразеологизмы делают нашу речь образной и живой, они помогают передать больше смысла и сделать это эмоционально и выразительно.

Примеры фразеологизмов с объяснением

Вот несколько примеров фразеологизмов, которые пришли к нам из древних мифов, и их значений в русском языке.

  • «Троянский конь» — скрытая ловушка. По легенде, в деревянном коне спрятались греки, чтобы завоевать Трою.
  • «Авгиевы конюшни» — большой беспорядок. Один из подвигов Геракла заключался в том, что герой за один день очистил огромные конюшни царя Авгия.
  • «Дамоклов меч» — нависшая угроза. Еще одна история из Древней Греции, в которой придворный Дамокл позавидовал царю Дионисию и захотел занять его место. Тот согласился, но повесил над его головой меч на конском волосе, чтобы показать, что быть царем еще и опасно.
  • «Ахиллесова пята» — слабое место. Фразеологизм происходит из древнегреческой легенды о воине Ахиллесе, которого в детстве окунули в воду бессмертия. Единственным незащищенным местом Ахиллеса осталось пятка, так как за нее его держали, когда опускали в ванну.
  • «Манна небесная» — нечто необходимое и спасительное. Корни выражения надо искать в библейской истории о том, как Моисей выводил иудеев из Египта. В какой-то момент у странников закончилась еда, и Бог послал им манну небесную.
  • «Сизифов труд» — бесполезное занятие, которое точно не принесет пользы. Герой древнегреческих мифов царь Сизиф за свою распутную жизнь был осужден на вечную муку — вкатывать на гору огромный камень, который потом тут же скатывался вниз.
  • «Гомерический смех» — громкий хохот над какой-нибудь глупостью. Так смеялись боги в поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада».
  • «Кануть в лету» — оказаться забытым. Лета — в древнегреческой мифологии река в царстве мертвых, которым правил бог Аид.
  • «Ящик Пандоры» — источник несчастий и бед. Согласно древнегреческой легенде, Зевс послал на землю женщину по имени Пандора и дал ей ларец, в котором содержались все человеческие несчастья. Та не удержалась и открыла его, выпустив беды на волю.

Неделимые словосочетания

Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются

Устойчивые неделимые словосочетания с переносным значением называются

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:

2
СРАВНИТЬ:
дать книгу – дать ответ
пришёл в школу – пришёл в ярость
идти в дом – идти в пляс
хранить деньги – хранить память
столб возле дома – столб дыма
Неделимым называется словосочетание, в котором главным по смыслу является грамматически ЗАВИСИМОЕ слово.
Неделимые словосочетания

Описание слайда:

3
одержать победу – победить
потерпеть поражение – проиграть
проводить испытания – испытывать
осуществлять исследования – исследовать
быть в гостях – гостить
задать вопрос – спросить
опустить глаза – потупиться
пуститься в пляс – заплясать
иметь значение – значить
найти решение — решить
отдавать сердце – посвящать
играть роль, выполнять функцию
Неделимые словосочетания

Описание слайда:

4
У неопределённых и определительных местоимений в определённом контексте возникает лексическая недостаточность.
Неделимые словосочетания
нечто трогательное
что-то невидимое
всё изученное
кто-то в берете
некто в жилете
что-то тяжёлое
что-то мягкое
нечто необъяснимое

Описание слайда:

5
Неделимыми являются словосочетания, главное слово которых (существительное) имеет метафорическое значение.
Неделимые словосочетания
серп луны
лента реки
зеркало льда
свечи сосен
ёжик волос
буря негодования

Описание слайда:

6
Неделимыми являются словосочетания, главное слово которых имеет количественное значение.
Неделимые словосочетания
килограмм яблок
горсть земли
толпы мальчишек
куча стружек
груда камней
охапка васильков
вязанка дров
пучок укропа

Описание слайда:

7
Словосочетания, в роли главного слова которых употребляются существительные ЛЮДИ, ЧЕЛОВЕК, МУЖЧИНА, ЖЕНЩИНА, ВЕЩЬ, ДЕЛО, ЗАНЯТИЕ, ВОПРОС, МЕСТО, ВРЕМЯ и др.
Неделимые словосочетания
Иван Петрович – человек серьёзный.
Актёры – люди интересные.
Анна Сергеевна – женщина добрая.
Скрипка – вещь деликатная.
Торговать петрушкой – дело не для Маши.
Наш сад – место особое.

Описание слайда:

8
Определить грамматические основы
1. И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.
2.Что-то незнакомое сквозило в его словах.
3. Был уж очень поздний час.
4. Он быстро нашёл решение.
5. Очень быстро было найдено решение.
6. Весной они проводили исследования.
7. Все исследования были проведены.

Описание слайда:

9
Определить грамматические основы
1.И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.
2. Что-то незнакомое сквозило в его словах.
3. Был уж очень поздний час.
4. Он быстро нашёл решение.
5. Очень быстро было найдено решение.
6. Весной они проводили исследования.
7. Все исследования были проведены.

Описание слайда:

10
Определить грамматические основы
8. Тут я начал плакать и плакал, не переставая, до пробуждения.
9. Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной жизни.
10. От такого солнца и ветра берега приобретают суровый цвет.
11. В комнате было море света.
12. Млечный путь разостлался по небу.
13. Шапка русых волос колыхалась на его голове.

Описание слайда:

11
Определить грамматические основы
8. Тут я начал плакать и плакал, не переставая, до пробуждения.
9. Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной жизни.
10. От такого солнца и ветра берега приобретают суровый цвет.
11. В комнате было море света.
12. Млечный путь разостлался по небу.
13. Шапка русых волос колыхалась на его голове.

Описание слайда:

12
Определить грамматические основы
14. Стояла середина сентября.
15. Двое из нас поедут в столицу.
16. Часть стульев стояла у стены.
17. Белые мухи кружили в небе.
18. Около трёх тонн гравия было привезено на площадку.
19. Каждый из вас должен сделать это.
20. Данные события происходили в апреле.

Описание слайда:

13
Определить грамматические основы
14. Стояла середина сентября.
15. Двое из нас поедут в столицу.
16. Часть стульев стояла у стены.
17. Белые мухи (снежинки) кружили в небе.
18. Около трёх тонн гравия было привезено на площадку.
19. Каждый из вас должен сделать это.
20. Данные события происходили в апреле.

Описание слайда:

14
Заменить синонимичным словосочетанием
Говорил с восторгом
Катина кукла
Горный воздух
Парк при море
Город сегодня
Пение птиц
Говорить тихим голосом
Уверенно говорит
Говорил восторженно
Кукла Кати
Воздух гор
Приморский парк
Сегодняшний город
Птичье пение
Говорить тихо
Говорит с уверенностью

Описание слайда:

15
Средства выразительности
ЭПИТЕТ – образное определение (признак предмета) или образное обстоятельство (признак действия).
Такие слова приобретают в контексте некое принципиально новое значение.
Родниковый язык.
В приведенном примере слово родниковый означает «чистый, незасорённый» и является эпитетом.

Описание слайда:

16
Средства выразительности
Иногда бывает трудно различить эпитет и метафору.
Ночь цвела золотыми огнями.

Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, например: Море смеялось. Эта девушка – прекрасный цветок.
Эпитет – это частный случай метафоры, выраженной в художественном определении, например: свинцовые тучи, волнистый туман.
В приведенном примере содержатся и метафора (ночь цвела огнями), и эпитет (золотыми).

Описание слайда:

17
Средства выразительности
Метафору как изобразительный приём иногда сложно отличить от языковой метафоры, отражающейся в переносном значении слова.

Языковая метафора, как правило, закреплена в толковом словаре как переносное значение слова.

На уроке физкультуры дети учились прыгать через коня. — В этом предложении метафора конь не используется как изобразительный приём, это обычное переносное значение слова.

Ценность метафоры как изобразительного приёма заключается в её новизне и неожиданности обнаруженного автором сходства.

И осень огненный парик срывает ливневыми лапами.

Описание слайда:

18
Способы образования сравнения
1. Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, – и утомителен этот непрестанный кислый и сухой звук.
2. У Гаврика перехватило дыхание, как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды.
3. И является она у дверей иль у окна ранней звездочки светлее, розы утренней свежее.
4. Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху.
5. Облако неслось по небу огромным воздушным змеем.

Описание слайда:

19
Учимся сжимать текст
Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.

1)Абзац — отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
2)Пуганая ворона и куста боится.
3)Стал вспоминать. Деревня. Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на зава­линке, покосившиеся заборы. (В.Шукшин)

Описание слайда:

20
Учимся сжимать текст
Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.

1)Абзац — отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
2)Пуганая ворона и куста боится.
3)Стал вспоминать. Деревня. Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы. (В.Шукшин)
Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.

Описание слайда:

21
Учимся сжимать текст
Осложненное предложение можно упростить за счет:
слов, грамматически не связанных с членами предложения;
уточняющих членов предложения;
пояснительных и присоединительных конструкций;
причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;
обобщения однородных членов предложения.

Чтобы при свертывании не произошло искажения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необ­ходимо ли их исключение из текста.

Описание слайда:

22
Учимся сжимать текст
Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях.
Сократите эти предложения.

1. Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н.Толстой)

2.Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л.Соболев)

3. Волны же, вопреки сложившемуся поэтичес­кому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л.Соболев)

Описание слайда:

23
Учимся сжимать текст
Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения.

4. Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)

5. По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.

Описание слайда:

24
Учимся сжимать текст
Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.
1. Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

2. В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.

Описание слайда:

25
Учимся сжимать текст
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ УПРОЩЕНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1)исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;

2)замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом;

3)замена сложного предложения простым с однородными членами;

4)замена предложения с прямой речью сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным.

Описание слайда:

26
Учимся сжимать текст
Прочитайте предложения, объясните, почему в одном из них возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом — невозможна.

На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья.

2. Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.

Описание слайда:

27
Учимся сжимать текст
Замените сложные предложения простыми.

1)В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С.Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.

2)Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.

3)Несмотря на то что шел дождь, мы продолжали путь.

4) Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.

Описание слайда:

28
Сократите текст
Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.
Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.

Описание слайда:

29
Сократите текст
В XX веке советский ученый О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве.
Советский ученый Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается происхождение планет из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.

Описание слайда:

30
прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;
подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;
опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;
опустите предложения, которые представляются вам избыточными;
переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций…)
АЛГОРИТМ написания сжатого изложения

Описание слайда:

31
составьте план, каждый пункт которого будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;
обязательно перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.
орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.
посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!
АЛГОРИТМ написания сжатого изложения

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Поделиться или сохранить к себе: