- НОРМЫ УДАРЕНИЯ В УСТНОЙ РЕЧИ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА
- Особенности Фонетических норм в деловой речи
- Красивова А. Деловой русский язык: Учебно-практическое пособие
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- Культура речи
- Нормы ударения в русском языке
- Нормы литературного произношения
- Сочетания согласных
- Лексические нормы русского языка
- Задания повышенной трудности
- 1. Вставьте пропущенные буквы. Употребите приведенные сочетания слов в форме родительного, творительного и предложного падежей.
- 2. Определите, по какому признаку объединены слова, найдите «лишнее» слово.
- 3. Вставьте пропущенные буквы. Образуйте краткую форму прилагательных, стоящих в скобках.
- 4. Какие из приведенных слов являются однокоренными?
- 💡 Видео
Видео:10 ЗАКОНОВ УСТНОЙ РЕЧИ. АННА БРУССЕРСкачать
НОРМЫ УДАРЕНИЯ В УСТНОЙ РЕЧИ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Пожалуй, ничто так сильно не портит впечатление об уровне речевой культуры делового человека во время беседы, как неправильные ударения в словах. Поэтому необходимо уделить особенное внимание нормам ударения в устной речи.
Можно назвать ряд слов, в которых особенно часто делается неправильное ударение, среди них: алфавит, вероисповедание, документ, досуг, доцент, инструмент, каталог, квартал, кило^ метр, магазин, начать, незаконнорожденный, свекла, ходатайство и др. Правильным вариантом произношением этих слов будет следующий: алфавит, вероисповедание, документ, досуг, доцент, инструмент, каталог, квартал, километр, магазин, начать, незаконнорождённый, свёкла, ходатайство.
Следует отметить, что ряд ошибок в постановке ударений часто указывает на профессиональную принадлежность говорящего: медики часто говорят наркомания вместо правильного варианта наркомания, эпилепсия вместо эпилепсия; музыканты произносят флейтовый вместо флейтовый и т.п.
Ударение в русском языке имеет ряд особенностей. Оно может быть:
- 1) свободным, т.е. в пределах одного и того же слова оно может передвигаться с одного слога на другой (например: понять, понял, поняла), что не характерно для некоторых других языков, в которых ударение фиксировано на определенном слоге (например, во французском языке оно фиксировано на последнем слоге). Иногда словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов: мука (вещество) и мука (состояние); языковая (колбаса) и языковая (система) и др.;
- 2) разноместным, т.е. может падать на любой по счету слог: первый (лето, гладить, синий), второй (весна, разглаживать, вишнёвый), третий (молоток, фиолетовый, перекладина) и т.д.;
- 3) подвижным и неподвижным, т.е. в некоторых словах оно во всех числах и падежах всегда закреплено, например, за корнем (госпиталь, госпиталю, госпиталем, госпитали) или за окончанием (звоню, звонишь, звонит, звоним, звоните, звонят), в других словах оно может быть подвижным (начать, начал, начала);
- 4) главным и второстепенным (на первой части длинного слова): энергоснабжение, суперобложка, машиностроение и др.;
- 5) вариативным, т.е. допускающим несколько равноправных вариантов, каждый из которых соответствует норме (таких слов в русском языке около 5000). Одинаково допустимо произносить: апартаменты и апартаменты, баржа и баржа, бижутерия и бижутерия, по волнам и по волнам, в избу и в избу, иначе и иначе, искристый и искристый, камбала и камбала, лосось и лосось, мышле— ние и мышление, одновременно и одновременно, ржаветь и ржаветь и др.
- 6) более предпочтительным и менее предпочтительным, т.е. более предпочтительно говорить, например, творог, чем творог
- (хотя последнее не будет ошибкой). Более предпочтительно: отдал, чем отдал; кулинария, чем кулинария, феномен, чем феномен и др.
- 7) правильным и неправильным, т.е. правильно говорить: баловать, а не баловать; верование, а не верование; договорный, а не договорной; корысть, а не корысть; красивее, а не красивее; намерение, а не намерение; обеспечение, а не обеспечение; облегчить, а не облегчить; оптовый, а не оптовый; паралич, а не паралич; подростковый, а не подростковый; приданое, а не приданое; принудить, а не принудить; принять, а не принять, сосредоточение, а не сосредоточение; средства, а не средства; уведомить, а не уведомить; умерший, а не умерший; экзальтированный, а не экзальтированный.
В заключение необходимо отметить, что акцентологические нормы со временем могут претерпевать изменения, и то, что является нормой сейчас, завтра может устареть и быть вытесненным новыми вариантами ударения. Так, например, стало со словом диалог, которое раньше произносили диалог. Кроме того, в зависимости от целей и задач общения, от ситуации возможно и сознательное отступление от нормы. Ничто так не позволяет чувствовать прелесть отступления от нормы, как воспитанное чувство нормы.
Языковая норма не является догмой, требующей абсолютного и неукоснительного выполнения. Тем не менее всякая культура, в том числе и речевая, возникает на основе запрета, регламентирования и нормирования, необходимости соблюдать привила и нормы. Это касается не только культуры устной, но и письменной речи, которой также необходимо уделить внимание.
Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать
Особенности Фонетических норм в деловой речи
Если нормы письменной речи описаны и изучены достаточно хорошо и не вызывают больших разногласий лингвистов, то нормы устной речи еще вызывают дискуссии. Они более текучи, изменчивы. Это заметно уже на примере смены поколений в одной семье: дети говорят не так, как родители, и совсем не так, как бабушки и дедушки. И это вызвано не только влиянием молодежного жаргона. Пожилой человек, получивший приличное образование и воспитание, произнесет слова «мизeрный», «кулинaрия», «столяр» совсем не так, как человек среднего возраста или молодой человек: «мuзерный», «кулинарuя», «стoляр». Наиболее подвижными оказываются акцентологические нормы, или нормы постановки ударения в слове. Еще недавно вошедшее в русский язык слово «мaркетинг» имеет допустимый вариант постановки ударения — «маркeтинг», более соответствующий законам фонетики русского языка.
Нормы языкового социального общения — это нормы литературной речи. Они кодифицируются, т.е. описываются, фиксируются в справочниках, словарях, учебниках. В частности, акцентологические нормы фиксируются в специальных словарях ударения, в орфоэпических словарях, словарях трудностей (грамматических и лексических) русского языка. Однако речевая практика часто опережает процесс кодификации, т.е. реальная языковая норма опережает кодифицированную. Вот отчего в орфоэпические словари изменения вносятся чаще, чем в словари других типов: раз в 7-8 лет.
Процесс смены нормы включает стадию сосуществования вариантов: дэмпинг и демпинг, риэлтэр и риэлтер, оферта и офферта. Особенно это касается слов, недавно вошедших в лексику русского языка и еще не вполне усвоенных ею. В основном это экономические, политические и технические термины. Вместе с тем существует социолингвистический фактор нормирования. Представители различных возрастных групп, различных типов речевых культур при наличии дублетных форм будут выбирать различные варианты произношения: представители старшего поколения [сэсс’иj’а] и [дэкан], студенты и молодые преподаватели скажут [сесс’иj’а] и [д’икан].
Норма литературного произношения предусматривает полное проговаривание слогов. Особенно недопустима подобная редукция в обстановке официального общения при обращении к официальному лицу. Не «Виктор Степаныч», а «Виктор Степанович», не «Сан Саныч», а «Александр Александрович». С другой стороны, такие слова, как констатировать, прецедент, инцидент, компрометировать нередко произносятся с лишним «Н» (инциндент).
Для делового человека речь является своеобразной визитной карточкой. Орфоэпические ошибки особенно заметны в чужой речи и отвлекают внимание слушателя от сути изложения. Существует целый ряд профессиональных ошибок, к сожалению, закрепляющихся в массовом сознании. У юристов это «прuговор», «осyжденный», вместо «приговoр», «осуждённый». У управленцев это «квартaл», «обеспечeние» вместо «квaртал», «обеспeчение».
Фонационный и другие средства устной деловой речи
Под интонацией понимаются все явления, звуковые средства языка, которые связаны с голосом и не требуют концентрации нашего внимания на содержании сказанного. Это интонация, мелодия речи, наличие и длительность пауз, громкость голоса, ритм речи и пр. «Освободите» голос В. Высоцкого от присущих ему интонаций, и это уже будет не его голос. Своей хрипотцой и необычайным накалом эмоций он превращал простые по смыслу слова в душевные надрывы, заставляя людей на многое в жизни посмотреть другими глазами и взывая к размышлению, как и во имя чего жить.
Речь базируется на задействовании механизма ассоциаций. Они представляют собой способность нашего интеллекта восстанавливать прошлую информацию по отношению к той, которая в данный момент принимается человеком, то есть когда одно представление вызывает другое. Эффект достигается благодаря тому, что говорящий создает общее информационное поле делового взаимодействия, которое помогает собеседнику активно соучаствовать и понимать партнера.
Различают следующие характеристики человеческого голоса:
- 1. Скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе; спокойная медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;
- 2. Громкость. Большая громкость голоса присуща, как правило, истинной силе побуждений (жизненной силе), либо кичливости и самодовольству; малая громкость указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека;
- 3. Артикуляция. Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и на недостаток живости; неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;
- 4. Смех для снятия напряжения в коммуникации. Смех считается антистрессовым фактором. Благодаря смеху разряжается обстановка, снимается психологическое, а порой и физическое напряжение, он является целительным, оздоравливающим средством. Существует «неписаное» правило: смех допустим только в группе, состоящей хотя бы из двух человек. Поэтому когда кто-то наблюдает смеющегося человека, сидящего в одиночестве и размышляющего над чем-нибудь или читающего книгу, то реакция окружающих — изумление и удивление: от морщин на лбу и злого взгляда, до ответной улыбки или даже смеха.
Люди смеются по разным причинам, например когда ожидают чьей-то подготовленной проказы, каверзы; хотят продемонстрировать какое-либо отношение к партнеру, тогда смех бывает: язвительный, злорадный, ироничный, циничный, безжалостный или неприязненный. Бывает счастливый смех, демонстрирующий радость, удовольствие, одобрение, особенно когда человек слышит то, что хочет. Наконец, бывает смех искусственный, то есть насильственный, вымученный, смех-маска, игра — для достижения каких-то намерений.
5. Звуки, которые тоже «говорят». Во время разговора человек может произносить также разнообразные звуки, у которых нет словесного содержания, но они «говорят».
Видео:Как правильно расставить логические ударения?Скачать
Красивова А. Деловой русский язык: Учебно-практическое пособие
ОГЛАВЛЕНИЕ
Культура речи
Нормы ударения в русском языке
1. Определите место ударения в словах и поставьте его над соответствующим слогом
про–цент
э–пи–лог
эк–сперт
све–кла
пре–стиж
скла–ды
про–цент
ки–ло–метр
ста–ту–я
я–зы–ко–вы–е (упражнения)
по–нял
до–цент
ту–фля
на–ме–ре–ни–е
ща–вель
при–нять
ка–та–лог
до–го–вор
ко–клюш
ин–стру–мент
пре–ми–ро–вать
псе–вдо–ним
бар–мен
га–зо–про–вод
ди–спан–сер
ин–сульт
квар–тал
сто–ляр
хво–я
о–пто–вый
тан–цов–щик
ал–ко–голь
де–фис
на–зло
у–глу–бить
жа–лю–зи
ку–хон–ный
до–нель–зя
сли–во–вый
бар–мен
аб–зац
ав–то–граф
ак–ро–поль
ба–гря–нец
ба–ло–вать
ат–лас (ткань)
бен–зо–про–вод
втри–до–ро–га
га–зо–про–вод
ге–не–зис
дви–жи–мый
до–бы–ча
за–ку–по–рить
за–все–гда–тай
ка–та–лог
ко–жан–ка
кра–си–ве–е
маль–чи–ко–вый
неф–те–про–вод
оп–то–вый
пер–чить
пу–те–про–вод
средст–ва
тру–бо–про–вод
я–го–ди–ца
бро–ня (танковая)
взгля–нуть
взя–та
ви–за–ви
вя–зан–ка (вязаное изделие)
ге–ге–мо–ни–я
гор–ди–ев у–зел
губ–ча–тый
де–бет
до–бе–ла
до–цент
до–чер–на
е–ре–тик
за–дол–го
за–го–вор
за–ле–чен–ный
зна–ме–ни–е
кам–ба–ла
ко–лосс
лед–ник
за–су–ха
зе–во–та
ква–ше–ни–е
ло–сось
мар–ке–тинг
мас–тер–ски
но–во–рож–ден–ный
о–мо–ло–жен–ный
оп–ро–меть–ю
по–лог
на–го–ло (о стрижке)
нор–ми–ро–вать
о–пош–лить
плом–би–ро–вать
фар–фор
2. Допишите окончания в следующих существительных с предлогами,
поставьте ударение
1. Операция на мозг. – мысль промелькнула в мозг.
2. Оказаться в замкнутом круг. – оказаться в круг. друзей.
3. Быть не в дух. – говорить как на дух.
4. Не забывать о долг. – не оставаться в долг.
5. Сидеть в первом ряд. – покупать в овощном ряд.
6. Ему не до смех. – умереть со смех.
Нормы литературного произношения
Согласные перед е в заимствованных словах
Напишите в квадратных скобках, какой звук (э или е) произносится в слове.
Например: музей [е].
агрегат
анемия
амбре
антенна’
берет
агрессия
аннексировать
адекватный
атеист
бизнес
гипотеза
дебют
декларация
декламировать
демарш
гантели
генетика
гротеск
деградация
декрет
демпинг
консервация
индекс
корректный
паштет
интеллект
денационализация
конверсия
интервью
интернат
пресса
резерв
реноме
эстет
шинель
компьютер
протеже
термин
фанера
музей
Видео:Культура делового общенияСкачать
Сочетания согласных
1. Определите, как произносятся сочетания согласных в следующих словах. Покажите это с помощью транскрипции [чн] или [шн].
1. булочная 2. вербовочный
3. бутылочный 4. елочный
5. горчичник 6. горничная
7. кирпичный 8. тренировочный
9. гоночный 10. молочный
11. сливочный 12. мелочный
13. игрушечный 14. яблочный
15. прачечный 16. троечный
17. сердечный 18. порядочный
19. нарочно 20. яичный
2. Вставьте пропущенные буквы в следующих словах и правильно произнесите их:
1. безвозме. но 2. преле. ный
3. уча. ник 4. великовозра. ный
5. жало. ливый 6. ужа. ный
7. сове. ливый 8. хва. ливый
9. самочу. вие 10. безвые. ный
11. межзве. ный 12. сладо. ный
13. цело. ный 14. хвасто. ство
15. я. тва 16. я. ственный
17. тяго. ный 18. вла. ный
19. кре. ный (путь) 20. че. ный
Синтаксические нормы русского языка
1. Определите, правильно или неправильно построены предложения.
1. а) Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
б) Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки.
в) Горький родился в Нижнем Новгороде и проводит детство на берегах великой реки.
г) Как писала мать Раскольникову, что Дуня готова на все, чтобы помочь брату.
д) Чтобы поправить свои пошатнувшие дела, господа нередко продавали крепостных слуг.
2. а) В столице они ходили в музеи, театры, концерты.
б) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.
в) Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.
г) Командир позвал мальчика и сказал, что мы берем тебя в отряд.
д) Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.
3. а) Обе спортсменки, выступающие на вчерашних соревнованиях, получили призы.
б) Я хотел бы отметить, к чему приводит неосторожность детей и подростков, катаясь на льду, хотя лед еще не крепкий.
в) Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе.
г) Самая любимейшая героиня Толстого – Наташа Ростова.
д) Эта встреча Рогожина и князя Мышкина не принесла ему ничего хорошего.
4. а) На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.
б) Образ Петра появляется во многих произведениях Пушкина, восхищаясь и оценивая его.
в) Сборная Молдовы выступала в Харькове на чемпионате мире по самбо среди юношей и молодежи.
г) Когда написав последнюю строчку, я с облегчением вздохнул.
д) Саша не мог поднять глаза на друга, хотя он был не виноват.
2. Определите правильные и неправильные случаи управления и согласования.
1. а) Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.
б) На сторону Антанты выступили Италия и Румыния.
в) Девушка стала вглядываться к подозрительным теням.
г) В сочинении было хорошо описано про окрестность школы.
д) Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа.
2. а) В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.
б) Он не преступник, он стая несчастным жертвой сложившихся обстоятельств.
в) Противник имел явное преимущество над нашими войсками.
г) Два инфаркта подорвало его здоровье.
д) В своей речи оратор указал об этих недостатках.
3. а) Пережитые им страдания наложили отпечаток в его душе.
б) Мы видим, какие мысли и страдания терзало сердце поэта.
в) В повести разворачиваются события, о возможности которых читатель и представить не мог.
г) Ряд детективов Рекса Стаута переведены на русский язык.
д) Ответ ученика показывает о его хорошей подготовке.
4. а) В этом году мы отправились отдыхать на Карпаты.
б) Нужно уметь различать друзей от врагов.
в) Характеристика на ученика была подписана классным руководителем.
г) Несколько детей выходят из школы.
д) Десяток яиц лежат на столе.
3. Определите, где допущены ошибки при употреблении деепричастных оборотов. Правильный ответ обозначьте знаком (+), неправильный – знаком (–).
1. а) Он шел по дороге, засунув руки в карманы. ( )
б) Гуляя по лесу, так хорошо дышится. ( )
в) Сдав экзамены, он уехал в Москву. ( )
г) Не по себе становилось, читая эту книгу. ( )
д) Единожды солгавши, кто тебе поверит. ( )
2. а) Проезжая мимо станции, у него потерялся чемодан. ( )
б) Сдавая книгу в печать, мы обсудили варианты обложки. ( )
в) Мне стало очень грустно, посмотрев этот сюжет. ( )
г) Не претендуя на теоретическое обобщение, книга ценна своим материалом. ( )
д) Услышав эту музыку, у меня возникло воспоминание. ( )
3. а) Выкрасив пол, у меня осталась краска. ( )
б) Делая упражнение, он переводил английские слова. ( )
в) Расставшись с другом, ей стало грустно. ( )
г) Гуляя вдоль моря, мы слушали шум прибоя. ( )
д) Зная его характер, мы не надеялись на хорошую встречу. ( )
Лексические нормы русского языка
1. Определите, где допущены ошибки в словоупотреблении.
1. а) Наконец поднялся тамада и поднял тост за юбиляра.
б) Ладонью руки он медленно гладил ребенка по голове.
в) В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство.
г) В час пик поезда метро наполнены пассажирами до отвала.
д) Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд.
2. а) Местные аборигены радостно встретили путешественников.
б) Чаша его терпения наконец лопнула.
в) Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.
г) Сейчас отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.
д) Это была храбрая мысль.
3. а) Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек.
б) В город ему пришлось ехать окружным путем.
в) Мне было грустно читать о несчастной девушке Асе: о ее жизни, повадках и характере.
г) Львиная часть работы была уже выполнена.
д) Поэма эта является пиком в творчестве поэта.
4. а) Вскрытие рек еще больше увеличило уровень воды.
б) На этой–то вечеринке он и начал за ней флиртовать.
в) Он мне с апогеем рассказывал об этом.
г) Все лето трудились они на своей плодородной земле, возделывая урожай.
д) Вдали от Родины с глубиной чувствуешь свою ответственность за то, что происходит дома.
2. В заданиях на лексическую сочетаемость отметьте знаком «+» правильные варианты и знаком «–» – неправильные.
сыскать уважение ( )
снискать средства к жизни ( )
одеть шляпу ( )
водяные растения ( )
будничный вечер ( )
снискать ключ ( )
сыскать дорогу домой ( )
предоставить в дирекцию отчет ( )
буднее платье ( )
надеть пальто ( )
оплатить за проезд ( )
лесистая чащоба ( )
редакторская правка ( )
уплатить за проезд ( )
буднее настроение ( )
демонстративный зал ( )
цивильное государство ( )
оплатить проезд ( )
сыскать покровителя ( )
абонентская плата ( )
изобретательское состязание ( )
глубинный взгляд ( )
домовитая книга ( )
демонстративный материал ( )
оборонительный рубеж ( )
одеть сына ( )
домовая мышь ( )
снискать уважение ( )
методологическая литература ( )
отрывной календарь ( )
сыскать ключи ( )
выразить признание
приметный жест ( )
уплатить за услугу ( )
оплатить по счету ( )
оплатить за обед ( )
приметливый знак ( )
артистичная деятельность ( )
оплатить счет ( )
оплатить за покупку ( )
Задания повышенной трудности
1. Вставьте пропущенные буквы. Употребите приведенные сочетания слов в форме родительного, творительного и предложного падежей.
1090 воро. ых коней; 606 банок сби. ой туш. нки;
986 грамм(ов) негаше. ой извести; 2408 плете. ых из ивы корзин.
407 полотняных платков; 287 подержа. ых автомобилей;
3005 грамм(ов) свежемороже. ых ягод; 550 подстрел. ых уток;
90 непуга. ых зверей.
2. Определите, по какому признаку объединены слова, найдите «лишнее» слово.
Рагу, бра, купе, леди, такси.
Салями, какао, лобби, резюме.
Коммюнике, шимпанзе, кенгуру, кофе.
Сани, салями, сливки, тиски.
Запевала, плакса, актриса, сирота.
3. Вставьте пропущенные буквы. Образуйте краткую форму прилагательных, стоящих в скобках.
1. Его маж. рный тон был (искусственный) и ш. кировал нас.
2. Вкус нашего друга был (изысканный): всем лакомствам он предпочитал ч. рный хлеб.
3. Фотограф–стаж. р очень (легкомысленный): он испортил всю пленку.
4. Всем изделиям этого ювелира (свойственный) особый «шелковый» блеск.
5. Тон разговора был необычайно (искренний).
4. Какие из приведенных слов являются однокоренными?
1. Впутывать, распутье, пучина, запутывание, пушинка, распухший, опутать, выпучивать, запутанность, спутник, пущий, пушка, припухать, спутывание, упутать.
2. Мягенький, мякиш, помятый, помянуть, смягчительный, вмятина, мякина, намякнуть, мятный, всмятку, мятежный, обмякать, умягчать, мяукать, сумятица.
3. Прикоснуться, касаться, неукоснительный, косить, выкос, соприкосновение, косилка, костевой, костюм, касание, касательно, соприкасаться, касатка, кастрюля, касатик.
4. Досаливать, соль, солоноватость, сало, салочка, салки, присаливать, салазки, салют, посол, выслать, сланец, соленость, солончак, посольство, соловей, солод, осолаживать, соленье.
Упражнения по стилистике
1. Какой признак понятия официально–делового стиля указан неверно:
Сфера применения – деловые отношения.
Функция речи – соблюдение известной формы документа.
Ведущая стилевая черта – использование стандартных средств выражения.
Форма речи – устная и письменная в равной мере.
2. Подберите синонимы к словам и словосочетанию.
Получатель, послание, человек, отправитель, деловая бумага, название, проверка, ходатайство.
Д л я с п р а в о к: адресант, документ, наименование, письмо, лицо, ревизия, адресат, просьба.
3. Подберите антонимы к словам и словосочетаниям.
Получить, разрешить, адресат, получатель, присутствовать, удовлетворить просьбу, положительно, удовлетворительный ответ, письмо–запрос, ответственность.
Д л я с п р а в о к: отправить, отказать, адресант, отсутствовать, неудовлетворительный ответ, отказать в просьбе, отрицательно, письмо–ответ, безответственность.
4. Составьте синонимические ряды из слов, уместных в деловых бумагах.
1. Изъян. 2. Уведомление. 3. Оповестить. 4. Помогать. 5. Отправлять. 6. Затруднять. 7. Приказ.
Д л я с п р а в о к: 1) недочет, недостаток, пробел; 2) извещение, оповещение, информирование; 3) уведомить, информировать, известить; 4) содействовать, способствовать; 5) посылать, адресовать, направлять; 6) препятствовать, тормозить;7) распоряжение, директива, указание.
5. Раскройте значение выделенных слов и словосочетаний. Составьте с ними предложения.
Получить почту – сходить на почту; письмо другу – деловое письмо; выполнить план работы – передний план картины; составить акт обследования – первый акт пьесы; адрес на посылке – вручить адрес юбиляру
6. Приведите примеры терминов официально–делового стиля по образцу:
- Название лиц по их функции в официально–деловых отношениях: истец, ответчик, налогоплательщик,…, …
- Название документов: распоряжение, приказ, протокол,…, …
- Обозначение частей документа: повестка дня, в приказ, приложение,…,…
- Специальное употребление общелитературных слов и выражений:
- лицо, сторона, реализация,…,…
- Примеры штампов: за отчетный период, принимая во внимание, в конструктивной обстановке,…,…
7. Устранить ошибки, заменив устаревшие слова и выражения словами и оборотами современного литературного языка.
- Вышеупомянутые в акте предметы пришли в полную негодность и подлежат списанию.
- В результате проверки комиссия пришла к нижеследующим выводам…
- Выявленные недочеты устранить незамедлительно, ибо нарушение правил техники безопасности может привести к несчастным случаям.
- В связи с намечающейся в ноябре месяце сего года реконструкцией мастерской потребуется новое оборудование, каким убедительно просим обеспечить нас своевременно.
- Мы, нижеподписавшиеся, даем настоящую подписку в том, что к началу проведения инвентаризации все необходимые документы были сданы в бухгалтерию.
- Дана настоящая в том, что я, Пехтерев Ю. М., мастер участка, 17 мая сего года получил инвентарь.
8. Проанализируйте текст объявления о приеме в техникум с точки зрения использования в тексте общеупотребительных и профессиональных слов. Определите стилевую окраску контекста.
Объявление.
Боровичский автодорожный техникум объявляет прием студентов на 1999/00 учебный год на следующие отделения:
— ремонт и обслуживание автомобилей;
— эксплуатация автомобильного транспорта…
9. Найдите диалектные слова:
Заготовительный пункт № 4 принимает от населения города и окрестных сел и деревень свежие и сушеные грибы (обабки, красноголовики, белые) и ягоды (черницу, гоноболь, брусницу).
10. Пользуясь словарем иностранных слов, определите значение и происхождение слов, обозначающих наименования деловых бумаг и названия лиц.
Адрес, акт, автобиография, бандероль, бланк, директор, директива, документ, инструкция, резолюция, характеристика, секретарь.
11. Объясните значения употребляемых в деловой речи заимствованных слов; пользуясь словарем синонимов, подберите к ним синонимы русского происхождения.
Адресант, информация, констатировать, контроль, инструкция, инвентаризация, ликвидировать.
12. Замените заимствованные слова общеупотребительными. Во всех ли случаях оправдано употребление заимствованных слов?
- В докладе инспектора ГИБДД были отмечены все дефекты в работе постовой службы.
- Информацию о ходе спортивных соревнований систематически помещать в областную газету.
- В своем выступлении на родительском собрании классный руководитель констатировал все случаи нарушения дисциплины на уроках.
- На повестке собрания акционеров стоят актуальные вопросы.
13. Употребить глагольно–именные сочетания синонимичные глаголам по образцу:
Помочь – оказать помощь; победить, ошибиться, приказать, рассчитать, решить, заботиться, участвовать, интересоваться, распоряжаться.
14. Образуйте допустимые сочетания со словами и словосочетаниями, данными в скобках (объясните причину, не позволяющую образовать словосочетания с некоторыми из существительных). Составьте со словосочетаниями предложения.
Оказать (поддержка, услуга, содействие, влияние, впечатление, встреча, доверие).
Одержать (верх, успех, победа, рубеж, престиж, высокая оценка).
Провести (соревнование, совещание, контроль, организация, собрание, конференция, занятие).
Проявить (сознательное отношение, желание, воля, умение, характер, равнодушие, образец поведения, почин, инициатива).
15. Устраните ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний (отметьте случаи лексической несочетаемости слов, разрушения структуры сочетания и другие недочеты).
Большое значение в деле повышения спортивной работы играют систематически проводимые зимние спартакиады школьников.
Ежедневно проводить контроль за загрязнением окружающей среды.
Постоянно проявлять заботу и помощь о пожилых людях.
16. Предупредить ошибки в смешении паронимов.
1) Каждому ………….. своевременно доставлять все почтовые отправления. ……….. следует возвратить бланк телеграммы, если в нем не указан обратный адрес (адресат, адресант).
2) Каждый …………. имеет право лично выбрать интересующие его книги. Все желающие приобрели ………… в плавательный бассейн (абонент, абонемент).
3) Наши выводы………… убедительными фактами. Наши выводы …….. основаны на неоспоримых фактах (обоснованы, основаны).
17. Различение слов–паронимов, употребляемых в деловой речи:
Выплата, оплата, плата: премия, проезд, квартира.
Заверение, заверка: администрация, доверенность.
Предоставить, представить: отпуск, гостя, решить вопрос, отчет, встречу.
18. Образовать отглагольные существительные на –ние:
Привлечь, составить, организовать, проявить, рекомендовать, заявить, объявить, наполнить, ремонтировать, награждать, формировать, посылать, показывать.
19. Расшифруй сокращенные слова:
Кг, мин., м, га, и.о., зам., р., оз., ф–ка, акад. Иванов, проф. Лебедев, НИИ, вуз.
20. Выпишите термины деловой речи, объясните их лексическое значение.
Профессиональное училище текстильной промышленности объявляет прием учащихся на 20001 учебный год. Училище готовит квалифицированных текстильщиц по специальностям: размотчицы пряжи на автоматах, прядильщицы для работы на скоростных прядильных машинах, ленточницы по обслуживанию скоростных ленточных машин, ленточницы по обслуживанию автоматических станков и швеи–мотористки.
Срок обучения по всем специальностям 1 год.
В училище принимаются девушки в возрасте 15–20 лет с образованием 8–10 классов. Все принятые обеспечиваются общежитием, питанием, одеждой и льготным проездом согласно существующим нормам.
Для поступления в училище необходимо представить: заявление, документ об образовании, справку о состоянии здоровья, свидетельство о рождении.
Адрес училища: 174010, г. Дальск, пр. Ленина, д. 76.
Профессиональное училище текстильной промышленности.
21. Выбери вариант, соответствующий официально–деловому стилю.
1) Читатели, не сдавшие в срок взятые в библиотеке книги, лишаются права пользования библиотекой на 10 дней.
2) Читатели, которые не сдали в срок взятые в библиотеке книги, лишаются права пользования библиотекой на 10 дней.
22. Объяснить в каких целях используются данные деепричастные обороты.
Учитывая слабую подготовку студентов по иностранному языку, комиссия рекомендует следующее…. Руководствуясь указаниями комиссии, ректорат института разработал план подготовки…
23. Выберите из каждого ряда слова, уместные в деловой речи.
Надо, необходимо, желательно, полезно, нелишне, невредно, хорошо бы, неплохо бы, целесообразно, нужно.
Часто, нередко, сплошь и рядом, то и дело.
Очень, совсем, совершенно, весьма, крайне.
Абсолютно, чрезвычайно, сугубо.
Коротенько, сжато, кратко, лаконично.
Раньше, ранее, прежде.
Даром, безвозмездно.
24. Подберите к данным словам синонимы из слов, заключенных в скобки, определите, какие из них более уместны в деловой речи.
Очень (чрезвычайно, исключительно, максимально); быстро (незамедлительно, срочно, экстренно); сделано (выполнено, исполнено); осведомлен (извещен, информирован); напечатаны (изданы, опубликованы, выпущены); мудрено (трудно, затруднительно).
24. Выберите наиболее употребительные в деловой речи слова и составьте с ними предложения.
Всюду, повсеместно; невпопад, неуместно, некстати; бессистемно, беспорядочно, сумбурно; нельзя, запрещено, воспрещено, не разрешено.
25. Замените неопределенную форму глагола существительными, определите способ образования этих существительных. Установите, во всех ли случаях возможна такая замена.
Съездить, поехать, решить, сформировать, написать, выпустить, формировать, напечатать, овладеть, подготовить, вызывать, назначить, прочитать.
26. Подберите синонимы к данным словам.
Ходатайство, удостоверить, засвидетельствовать, информация.
27. Замените словосочетание одним словом:
Лицо, доверяющее получить что–либо.
Постановление, принятое в результате обсуждения какого–либо вопроса.
Лицо, отправляющее по почте, телеграфу и т.д. письмо.
Лицо, которому доверяют получить что–либо.
28. Определите стилистическую окраску слов:
Уклоняться, увиливать, отбояриваться, отлынивать, отбиваться.
Ходатайство, просьба, прошение.
Поручение, нагрузка.
Поручать, возлагать, взваливать.
29. Прочитайте, соблюдая правильное ударение.
💡 Видео
Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Русский язык 1 класс Речь устная и письменнаяСкачать
Стили речиСкачать
Секреты Грамотной РечиСкачать
Виды речи. Речь устная и письменная . 1 класс. Учитель Михайлова Людмила.Скачать
Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Интонация Логическое ударение. Уроки русского языкаСкачать
Чем устная речь отличается от письменнойСкачать
Официально-деловой стиль речиСкачать
Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать
ПРАВИЛА УСТНОЙ РЕЧИ | «Тема недели» Выпуск 26Скачать
Как ГОВОРИТЬ КРАСИВО? ТОП 6 лайфхаковСкачать
1 класс. Обучение грамоте. 3 урок. Речь письменная и устнаяСкачать