- Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ
- Штильман С.Л. Русский язык в старших классах. Блок 2 (ОБ-2). Чередующиеся гласные в корне слова.
- Просмотр содержимого документа «Штильман С.Л. Русский язык в старших классах. Блок 2 (ОБ-2). Чередующиеся гласные в корне слова.»
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- 🔥 Видео
Видео:1100 Основные английские фразы для разговораСкачать
Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Уровень СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Тренинг 166. Вставьте там, где это необходимо, Ь.
Ру(с, сс)кая печ_, очевидная лож_, снег падал с крыш_, верный товарищ_, острый меч_, стереч_, волнуеш_ся, пострич_ся, отреж_те, поднапряч_ся, пять тысяч_, успех впечатляющ_, пирог хорош_, материал линюч_, во_дух свеж_, цветок пахуч_, восем_сот, настеж_, напроч_, выйти замуж_, (на) отмаш_, ему (не) втерпёж_, двенадцат_, пять тысяч_, лиш_ я это знаю, оркестр играл туш_, вкусный овощ_, уж_ полноч_.
Тренинг 167. Задание: вставьте, где это необходимо, Ь, раскройте скобки.
Пустош_, блестящ_, назнач_те, настеж_, пр_небреч_, из (за) дач_, плющ_, пламя пожарищ_, обналич_те, пр_небреч_, фалып_, дремуч_, (не) опрокин_те, плащ_ макинтош_, выйти замуж_, проб_ёш_ бреш_, вызывающ_, спряч_ся, б_ёш_ (на) отмаш_, силач_ могуч_, муж_ неуклюж_, ведёшь_ репортаж_, слышиш_ плач_, подготов_тесь, силач_ широкоплеч_, лиш_ семь тысяч_, точ_ (в) точ_, ёж_ колюч_.
Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ
Общее задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Он учит_сяучит_ся, упадёш_ навзнич_, гореч_ неудач_, плащ_ горюч_, даёш_ мелоч_, ребёнок пригож_, откроеш_ окно настеж_,намаж_те хлеб маслом, взялся за гуж_ — не говори, что не дюж_; с_еш_те калач_; уж_ замуж_ ей, видиш_ ли, (не) втерпёж_; заточиш_ меч_- и забота с плеч_; встан_те завтра поран_ше, туш_ сплош_ залила чертёж_, луч_ солнца пробился из (за) туч_, в зелени чащ_ глуш_ итиш_, с барж_ сгрузиш_ кирпич_, врач_ торопит_ся оказать помощ_, сдаш_ в багаж_ партию лыж_, не любиш_ фальш_ и лож_.
Тренинг 169
Реп_ртаж_ хорош_, не тревож_тесь за молодёж_, лиш_ дич_ успела испеч_ся, ландыш_ свеж_ и пахуч_, спряч_ся в камыш_, ро_кош_ жилищ_, силач_ могуч_ и широкоплеч_, гореч_ (не) удач_, (не) жажд_ш_ этих встреч_, пр_возмоч_ гореч_ пор_жений, с барж_ сгружали кирпич_ , врач_ оказал помощ_, распахнёш_ в (пол) ноч_ окно настеж_, окажеш_ помощ_ в решени_ тысяч_ задач_, он точ_ (в) точ_ похож_ на меня, уж_ уполз врож_, этот вид впечатляющ_ лиш_ с крыш_ дач_, этот врач_ вездесущ_ и всезнающ_, хорош_ блеск партера и лож_.
Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тренинг 170. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом.
1) Обожжёш_ся на молоке дуеш_ на воду. 2) (Матушка) рож_ кормит всех сплош_ а (матушка) пш_ница по выбору. 3) (Хлеб) соль еш_ а правду реж_. 4) Что посееш_ то и пожнёш_. 5) Не тот хорош_ кто лицом пригож_ а тот хорош_ кто на дело гож_. 6) Каждый зряч_ но не каждый врач_. 7) Тощ_ как хвощ_. 8) Взялся за гуж_ не говори что (не) дюж_. 9) Под гору (в) скач_ а (на) гору хоть плач_. 10) Не натопиш_ печ_ не погрееш_ся. 11) Еш_ пока рот свеж_ а завянеш_ (н_) (на) что (не) взглянеш_. 12) Лес сеч_ — не жалеть плеч_. 13) Счастье не лошадь его не запр_жёш_. 14) Море п_ском (н_) засыплеш_. 15) В воде рыбы много всей (н_) выловиш_. 16) Жгуча кр_пивародит_ся да в щах пр_годит_ся. 17) Счастье без ума — дырявая сума; где найдёш_ там и сгубиш_. 18) У кого счастье пов_дёт_ся у того и петух несёт_ся. 19) Идти на рать так бердыш_ брать. 20) Где кто родит_ся там и пр_годит_ся. (Русские народные пословицы)
Тренинг 171. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
1) . Но, боже мой, какая скука / С больным сидеть и день и ноч_, / Не отходя (н_) шагу проч_. 2) Прошу мою послушатьреч_: / Я вас хочу пр_достереч_. 3) Но, шумом бала ут_мле(н, нн)ый / И утро в (пол) ноч_ обратя, / Сп_койно спит в тени блаже(н, нн)ой / Забав и роск_ши дитя. 4) Он из (Г, г)ермани_ тума(н, нн)ой /Пр_вёзуч_ности плоды: / (Вольно)любивые мечты, / Дух пылкий и д_вольностра(н, нн)ый, / Всегда возвыш_(н, нн)уюреч_ / И кудри ч_рные до плеч_. 5) . Я вышла (за) муж_. Вы д_лжны, /Я вас прошу, меня оставить. 6) Хоть толку мало вообще / Он в письмах вид_л не вотще, / Но, знать, сердечное стр_данье / Уже пр_шло ему (не) вмоч_. / Вот вам письмо его (точ_) в (точ_). 7) Когда (нибудь) / Заед_м к ним; ты их обяжеш_; / А то, мой друг, суди ты сам: / Два раза загл_нул, а там / Уж_ к ним и носу (н_) покажеш_. 8) В чертах у Ольги жизн_ нет. / (Точ_) в (точ_) в ВандиковойМадо(н, нн)е. 9) Я это потому пишу, / Что сам давно уж_ не грешу. 10) . Кто в двадцат_ лет был франт иль хват, / А в тридцат_ выгодно ж_нат; / Кто в пят_десятосв_бодился / От час_ных и других долгов. 11) Вот крупной солью свет_ской злости / Стал оживлят_ся разговор. 12) Но полно. Мне пора занят_ся / Письмом красав_цы моей; / Я слово дал, и что ж? ей (ей), / Теперь готов уж_ отказат_ся. 13) Он так привык терят_ся в этом, / Что чуть с ума (н_) св_ротил / Или не (з, с)делался поэтом. / Пр_знат_ся: (то) то б од_лжил. 14) И, чтоб её ра(с, сс)е_ть горе, / Разумный муж_ уехал (в)скоре / Всвою д_ревню. (А. С. Пушкин.Евгений Онегин)
Уровень ТЕКСТА
Тренинг 172.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Сделайте полный синтаксический разбор первого предложения текста. Выделенные полужирным курсивом слова разберите по составу.
Когда случалось проспать охоту лиш_ тогда отдых был хорош_ и пр_ятен. Проснёш_ся и долго лежиш_ в постел_. Потом (не) спеша оден_ш_сяоткроеш_ (на) стеж_ окна поброд_ш_ по саду найдёш_ в опавш_й листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко и почему (то) оно покажет_сяособен_овкус_ным. Затем прим_ш_ся за книги и невольно увлечёш_ся невольно начинаеш_ волноват_ся читая чью (то) наивную лож_. А уж_ потом наткнёш_ся на «сатирические и филосо_скиесоч_нения господина Вольтера» и долго упиваеш_ся милым и манерным слогом перевода. И (по) немногувсер_ценач_наетзакрад_ват_ся сладкая и странная тоска. (82 слова) (По И.А. Бунину)
Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ
Тренинг 173. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Лечиш_ свищ_, туш_ для рисования, чу_ствуеш_ фалып_, это чуш_, уча_тник кровавых сеч_, озеро Сиваш_, рыба-меч_, волновался не хочет_ся, оркестр играл туш_, о чём биш_ ты говориш_, писательница Войнич_, это лиш_ гуаш_, вышла (за) муж_, видиш_ рубеж_, соберёш_ ветош_, с_бака породы мордаш_, врач_ Иванова, город Керч_, продает_ся лещ_, примеш_ душ_; сдаш_ в багаж_ патронташ_, саквояж_, гуаш_ и пейзаж_.
Тренинг 174. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Проигрыш_ десяти тысяч_, отправит_сякупат_ся не удаст_ся, картеч_ рвёт_ся на фоне пожарищ_, этот фарш_ стоит лиш_ один грош_, повал ш_ся (на) взнич_ и (на)проч_ потерять ощущение врем_ни, (рыба) лещ_, из (за) шифера крыш_ загородных дач_ видна зелень окрес_ных рощ_ и чащ_; ребёнок хорош_, при- гож_, но (н_) (на) что (не) гож_; упадёш_ (на) взнич_; откроеш_ окна (на) стеж_, был он всеведущ_ и всезнающ_, не тревож_тесь из-за этих пяти тысяч_, лещ_ да ёрш_ в ухе хорош_; ландыш_ пахуч_, а сит_ц линюч_.
Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тренинг 175. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, подчеркните глаголы, стоящие в неопределенной форме.
1) Семь раз отмерь, один раз отреж_. 2) Не плюй в колод_ц: пр_годит_ся воды напит_ся. 3) (Н_) натоп_ш_ — (н_) согрееш_ся. 3) Острым топ_ром камня (н_) переруб__ш_, лиш_ топор иступ_ш_. 4) Что в сер_цеварит_ся, на лице (н_) утаит_ся. 6) Не играй с огнём — мож_ш_ обжечься. 7) Рубашка износ_т_ся, а доброе дело (н_) забуд_т_ся. 8) Как постел_ш_, так и высп_ш_ся. 9) Как аукн_т__ся, так и откликн_т_ся. 10) Игра стоит свеч_. 11) Умел ошибит__ся, умей и и_правит_ся. 12) День да ноч_ — сутки проч_ . 13) Люди (с, сс)ор_т_ся, а воеводы корм_т_ся.14) Грам_те учит_ся — (в) перёд пр_годит_ся. 15) Снег глубок — год хорош_ . 16) Царство разделит_ся, скоро разорит_ся. 17) Неволя, неволя — боярский двор: ходя — наеш_ся, стоя — высп_ш_ся. 18) Перед Богом ставь свеч_ку, а перед судьёй — меш_к. 19) Шилом моря (н_) нагрееш_, и от бурлач_ства (н_) разб_ гатееш_.(Русские народные пословицы и поговорки)
Уровень ТЕКСТА
Тренинг 176. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Сделайте полный синтаксический разбор первых двух предложений и начертите их схемы. Разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом. К каким частям речи относятся выделенные курсивом слова?
Стоит (на) проч_ забыть о насущных делах и пойти в лес как сразуже забываеш_ про городскую суету и десяткитысяч_ неотложных дел. Идёш_ в глубину берёзовых рощ_ и сосновых чащ_ дышиш_ во_духом который пахуч_и свеж_. А если совсем уж_ (не) (в) терпёж_ от июльской жары окунёш_ся в огненно (холодную) воду лесной реч_нки. В первую с_кундупокажет ся что не можеш_ дышать. Но скоро придёш_ в себя и поплывёш_ зад_вая руками за илистое реч_ное дно. Потом оденеш_сяотдохнёш_ пару минут на поросш_м осокой берегу и пойдёш_ искать подб_рёзовикимох_викил_сички все те чудесные дары леса о которых так м_чталось холодной и снежной зимой. А дома растоп_ш_ сушн_компеч_ ибуд_ш_ слушать как сч_тает чьи (то) годы лесная кукушка.(112 слов)
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Штильман С.Л. Русский язык в старших классах. Блок 2 (ОБ-2). Чередующиеся гласные в корне слова.
Штильман С.Л. Русский язык в старших классах. Блок 2 (ОБ-2). Чередующиеся гласные в корне слова.
Просмотр содержимого документа
«Штильман С.Л. Русский язык в старших классах. Блок 2 (ОБ-2). Чередующиеся гласные в корне слова.»
Чередующиеся гласные в корне слова
1. Написание зависит от наличия суффикса -А- и (или) от согласной(ых) в корне
В корнях пишется И, если после корня стоит суффикс -А-.
В корне — КАС- пишется А, если после корня стоит суффикс -А-
Исключения: сочетать, сочетание
Сочетания ИМ, ИН пишутся, если после них идёт суффикс -А-
поднять — поднимать, начать — начинать,
В корне -лаг- пишется А, -лож- (перед ж) — О
Предлагать предложить, полагаю,
положить, излагать — изложить, изложение, расположиться.
В корнях пишется А перед сочетанием СТ и Щ, в остальных случаях — О
Рос — расти — наращение, переросла, выращенный, растительность.
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль
Перед Ч пишется О, перед К — А
Примечание. Необходимо различать в написании формы 1-го лица будущего времени и повелительного наклонения у глаголов заскакать (начать скакать) и заскочить (зайти ненадолго); соответственно: заскачу и заскачи — заскочу, заскочи; подскачу — подскочу
2. Написание зависит от ударения (безударного положения гласных О и А)
В корне -гар гор- под ударением пишется А, без ударения — О
Загорелый — загар, загорать, выгорел
Под ударением в корне пишется та же гласная, что слышится, а без ударения — А
Зорька — озарять, зарница, озарение.
Под ударением пишется та же гласная, что слышится, а без ударения — О
Творчество — тварь — творить.
Кланяться, наклон, наклониться, поклонился, склонить
3. Написание зависит от лексического значения слова
Пишется -РОВН- в словах со значением «гладкий, ровный, прямой»,
-РАВН- в словах со значением «равный, одинаковый»
Заровнять (яму), выровнять (дорожку), уровень, сровнять (с землёй).
Сравнить, уравнять (в правах), поравняться (силой).
Запомнить написание следующих слов: равняться, равнение, равнина, поравняться, а также команда «Равняйсь!»
Пишется -МОК- в словах со значением «пропускать жидкость».
Пишется -МАК- в словах со значением «погружать в жидкость»
Промокать, промочить (ноги), промокашка, вымокают (под дождём).
Обмакнуть (перо в чернильницу), макать (хлеб в мёд)
4. Чередование гласных О/А/Ы в корнях –ПЛОВ- — — ПЛАВ- — —ПЛЫВ-
Буква О пишется только в словах пловец, пловчиха,
Ы — только в нескольких словах, в остальных пишется А
Пловец, пловчиха, поплавок, плавучий, плавники, сплавлять лес по реке, жук-плавунец, плывуны, плывучий, плывущий, плывунный
Тренинг 15. Разберите по составу следующие слова.
Избиратели, предполагать, зажигательный, выращенный, вычитать, касательная, приминать, растительность, прилагательное, изложение, запирательство, блистательно, занимательный, уберу, расположиться.
Тренинг 16. Определите, какое значение имеют следующие слова.
Подровнять (волосы), промочить (ноги), сравнить (что-либо), выровнять (дорожку), макать (хлеб в постное масло), промокательная (бумага), уравнять (шансы соперников).
Тренинг 17. Определите, какое слово в каждой строке из выделенных курсивом — «лишнее»?
Умирающий (воин), продираться (через лес), примерять (костюм), зажигать (лампу).
Предлагать (помощь), (член) предложения, ложноножки (амёбы), прилагательное.
Вытирать (ноги), пировать, запирать (дверь), блистательные (перспективы).
Понимать (приятеля), принимать (экзамены), поднимать (груз), унижать (кого-либо).
Постелить, стилистическая (ошибка), устилать (дно корзины), расстелю (скатерть).
Почитать (родителей), вычет, прочитать (книгу), предпочитать (что-либо).
Тренинг 18. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).
Рассылался, выт_ртый, отм_рающий, приподн_маться, зажигалка, соб_рать, зам_р, подб_раться, отп_реть, словосоч_тание, пробл_ски, прин_мать, выч_тание, бл_стать, прот_рать, выж_гший, поч_тать (старших), выб_ру, преп_раться, бл_стящйй, начхать, прод_русь, пост_лю, соч_тать, зан_мательный, отб_ру, выт_ртый, зам_рать, заж_галка.
Тренинг 19. Вставьте пропущенные буквы (О или А).
Распол_жение, заг_реться, пл_вчиха, изл_жение, Р_стислав, соприк_саться, р_стки, подг_релый, скл_ниться, пром_чить (ноги), пл_вники, выр_сший, пол_г, оз_рить, з_ревать, ур_вень, к_сательная, р_стовщик, выг_реть, тв_рец, зар_внять (землю), Р_стов, ск_чок, ср_внить, ср_внять (с землёй), выск_чка, про- м_кашка, к_снулся, покл_нился, расск_каться, приг_реть, оз__рять, з_рница, пог_рельцы, ур_вень, попл_вок, укл_ниться, пл_вучесть, натв_рить, отр_сль, прекл_няться, непром_каемое, ср_внение, р_весники, ск_чу, пог_релец, г_релки, к_сательная, наг_реть, пл_вниковый, зар_сли, тв_рить, прир_щение.
Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ
Тренинг 20. Вставьте пропущенные буквы.
Бл_стательное предпол_жение, рассылается по р_внине, з_ря разг_рается, прекл_няться перед тв_рцом бл_стательной пьесы, подск_кать к зар_слям бл_стящих камышей, прин_лся предл_гать р_весникам отведать выр_щенные им овощи, зам_р на мгновение от оз_рившей меня бл_стящей мысли, зан_маться ср_внительным анализом, члены предл_жения, выч_тать предл_гаемую сумму, пр_нимаю ваше предл_жение, прин_мать участие в судьбе пачкающего дра(м, мм)атурга, выр_внять дорожку, в зар_слях с_рени, разб_ру сложное предл_жение и выб_ру из него отн_сительные пр_л_гательные.
Тренинг 21. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1) Г_рит восток з_рёю новой. Уж на р_внине по х_лмам гр_хочут пушки. 2) Сквозь волнистые туманы проб_рается луна. 3) Сердце её сильно билось и зам_рало. 4) Скажите, кто из вас согласен ск_кать за дочерью моей? 5) Прол_вной дождь вым_чил меня до последн_й нитки. 6) Погиб и кормщ_к, и пл_вец. 7) Заяц выск_чил из лесу и пбб_жал полем. 8) В его руках л_жит Людмила, свежа, как вешняя з_ря, и на пл_чо б_гатыря лицо сп_койное скл_нила. 9) Через две м_нуты мы пор_внялись с человеком. 10) Имел он счастл_вый т_лант без пр_нужденья в разг_воре кинуться до всего слегка. 11) Р_вняясь, стро_тся полки. 12) Сердце моё зам_рло, когда государь зап_рся с её отцом. 13) Вся комн_та янтарным блеском оз_рена. 14) Бл_стательна, (полу) воздушна, смычку в_лшебному п_слушна, т_лпою нимф окружена, ст_ит Истомина; она, одной ногой к_саясь пола, другою медлен_о кружит. 15) Но пов_литель г_рделивый махнул рукой (не) т_рп_ливой: и все, скл_нившись, едут вон. (А. С. Пушкин)
Тренинг 22. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, сделайте морфологический разбор выделенных полужирным курсивом слов.
Мы предп_л_гаем что соб_рёмся в дорогу до з_ри. Серёжу нам пр_дётся зап_реть одного дома: вчера вечером он выск_чил на улицу легко одетым и пр_студился пытаясь переплыть оз_ро. Но так как пл_вец он плохой то ему с большим трудом пр_шлось доб_раться до пл_вучего мостика где его ож_дали ум_рающие от страха р_вес_ники. Вместо Сергея с нами пойдёт Р_стислав приехавший недавно из Р_стова. Как только он узнал о том что мы соб_раемся поохотиться Р_стислав приск_кал к нам.
С зам_рающим сердцем мы проб_рались в своей непром_каемой одежде по зар_слям березн_ка. Настоящий охотник не лезет в ч_щ_бу а выб_рает или д_рожки или пр_галины и пр_сёлки. Когда же лес расп_л_гается по г_ристым склонам то за_чьи д_рожки как правило пр_ст_раются очень д_леко.
На востоке разг_ралась поздняя з_ря день был безветрен_ый ветви д_ревьев бл_стали ин_ем. Оз_рённый роз_выми лучами снег в соч_тании с акв_рельно (г_лубым) небом казался сказ_чным убором зимн_й пр_роды. Мы испыт_вали в_ликую радость пр_общения к этой неср_вненной кр_соте. (151 слово) (По Г.Г. Хаблак)
Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ
Тренинг 23. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Предл_гать переписать изл_жение, прин_мать участие в изб_рательной к_мпании, прик_снове-ние к тв_рению мастера, за_ц выск_чил на р_внину, нач_наем пр_м_чать, на востоке г_рит з_ря, к_снулся темы пон_мания пр_изведений иску(с, сс)тва, пл_вучесть судна ср_внительно (не) плохая, выр_щенный ур_жай предл_гали зап_реть в амбар, ур_внять в правах р_весников, луна оз_ряла зар_сли кустарников, предл_гаю пост_лить вам в г_сти(н, нн)ой, ур_вень воды в реке нач_нает пон_жаться, зан_мательная история бл_стательного ра(с, сс)ка_чика, эти отр_сли промышлен_ости развиты в Р_стове.
Тренинг 24. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1) 3_ря запылала п_жаром и охв_тила (пол) неба. 2) Первое время Муму была очень сл_ба, тщ_душна и собой (не) кр_сива, но (по) немногу справилась и выр_внялась. 3) Молодые д_ревья р_сли очень тесно, (н_) чей т_пор ещ_ не к_снулся до их стройных ств_лов. 4) Муму прин_лась есть с обычной своей вежл_востью, едва пр_к_саясь мордочкой до куш_нья. 5) Лет дес_ть тому назад несколько тысяч_ дес_тин выг_рело, и (П, п)олесье и (до) сих пор не зар_сло. 6) В сенях на полу л_жал коврик; все двери зап_ра- лись на замок. 7) Она накл_нилась, подн_ла цветок. 8) Закл_наю вас всем, что есть св_того на свете, — скажите правду! 9) Пол_гаю так (же) неумес_ным вн_кать в настоящие пр_чины нашего ст_лкновения. 10) Маша, не раскрывая пялец, слегка пр_л_жилась к ним грудью и подп_рла голову руками. (И. С. Тургенев)
Тренинг 25. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Встреча с тв_рениями в_ликих мастеров всегда вызывает у меня волнение и расп_л_гает к размышлениям. Я (н_) могу (н_) пр_кл_няться перед ш_деврами Пушкина и Лермонтова Чехова и Толсто_о. Ур_вень их мастерства таков что соб_рательные образы их г_роев кажутся живыми сотв_рёнными из плоти и крови. Бл_стательное вл_дение словом пон_мание (иногда инту_тивное) с_кретов мастерства г_ниальных наших писателей пор_жает. Видимо то с_стояние творческого оз_рения которое испыт_вали они в момент создания своих ш_девров можно ср_внить со вспышкой молни_ оз_ряющ_й всё (во) круг. Вот в_личайший наш поэт обм_кнул гусиное перо в чернильницу и (из) под его пера пол_лись строки которые запом_наются сразу: «Г_рит восток з_рёю новой».
Каждое слово мастера каждое написан_ое им предл_жение несомнен_о н_сёт отпечаток его т_ланта. Читаешь строки ст_хотворения и вид_шь как бл_стит на з_ре р_са на траве как со_нце зажигает каждую кап_льку на листьях кустарн_ков и д_ревьев. И постепенно восх_щение тв_рением мастера перер_стает в любовь. В любовь к нашей пр_красной единственной в своём роде ру(с, сс)кой л_тературе. (151 слово)
Видео:50 базовых фраз на английском, которые должен знать каждыйСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:50 разговорных фраз для свободного общения на английском - English SpotСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:300 английских разговорных фраз для свободного общенияСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Простые фразы на английском языке. Лучшая практика английского языка на слух!Скачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:250 распространенных НЕМЕЦКИХ ФРАЗ за 90 минут (с ПРИМЕРАМИ) | Немецкий языкСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:2000 ключевых английских фраз на всю жизнь (Выучите за 6 часов)Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Разговорные фразы английского языка по темам - Полное собраниеСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:520 английских слов для среднего уровняСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:1300 Английских фраз. Медленное произношение. Английский для начинающих. Учим английский язык с нуляСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
по дороге длиннее,
Прилагательное + наречие:
Наречие + наречие:
Деепричастие + наречие:
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
Записаться на марафон
- 0 0 0 0 0 0
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
🔥 Видео
Немецкие фразы, которые можно выучить, просто слушая их многократноСкачать
✓787 Английские фразы. Для начинающих. Учим разговорный английский язык с нуляСкачать
УРОВЕНЬ А1. КОРОТКИЕ ФРАЗЫ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ.Скачать
300 ПРОСТЫХ РАЗГОВОРНЫХ ФРАЗ. Английский язык на слух для начинающих с нуляСкачать
УРОВЕНЬ А1. КОРОТКИЕ ФРАЗЫ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ.Скачать
УРОВЕНЬ А1. КОРОТКИЕ ФРАЗЫ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ.Скачать
Самые нужные АНГЛИЙСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ с глаголом GET!Скачать
Английский на слух для начинающих. Простые фразы на английском языке для начинающих обучение с нуляСкачать
СЛУШАЕМ ПРОСТЫЕ ФРАЗЫ на английском языке с нуля на фоне. Английский на слух для начинающихСкачать