Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Конспект урока «Разбор словосочетания» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Разработка урока направлена на закрепление знаний о словосочетании и формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.

Видео:Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект18.87 КБ

Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Предварительный просмотр:

Тема: «Словосочетание. Основные виды словосочетаний.

  1. Закрепить сведения о словосочетании как единице синтаксиса.
  2. Продолжить формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.

— Сегодня на уроке с нами будет веселая трудолюбивая пчелка, которая добывает свои знания. Она будет вместе с нами переходить от задания к заданию и собирать мед. (слайд 2-й)

Фронтальный опрос. (3-й слайд)

1. О каких разделах науки о языке мы уже говорили с вами на прошлых уроках? (Синтаксис и пунктуация)

2.Какие единицы речи изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)

3.Какую единицу синтаксиса мы называем словосочетанием? ( соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи)

4.Из каких частей состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)

Синтаксическая пятиминутка (4-й)

(произвести синтаксический разбор предложения)

В моховых болотах ожерельем лежит по кочкам румяная клюква.

-словарная работа со словом «ожерелье» (5-й) Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи.

— выписать словосочетания из предложения и определить характер связи слов в словосочетании (сочинительные или подчинительные)

  • В моховых болотах (сущ.+ прил.)
  • лежит по кочкам (гл.+сущ. с предлогом)
  • румяная клюква (сущ.+прил.)
  • лежит ожерельем (гл.+сущ.)

— Какие словосочетания в русском языке называют именными, а какие — глагольными? (глагольные: главное слово — глагол;

именные: главное слово — имя существительное) (6-й)

Распределительный диктант (7-й)

Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.

(образуйте словосочетания по данным схемам и разберите их)

Игра- диктант « Редактор»

-(запишите словосочетания, предварительно исправив в них допущенные ошибки)

Смотреть вслед грузовика, касаться к проводам, скучаю за тобой

-(образуйте словосочетания, подобрав к существительным прилагательные)

тюль, рояль, тополь, мозоль (использование словаря для определения рода)

-(выберите из двух словосочетаний те, которые, с вашей точки зрения, более уместны в разговоре, объясните свой выбор)

На обед мама приготовила (суп с грибами, грибной суп).

Мы пили чай (с вареньем из абрикосов, с абрикосовым вареньем).

Мы с удовольствием ели (малину из леса, лесную малину).

Подведение итогов. В разноцветные сосуды дети складывают «мед» разного цвета в зависимости от понимания данного материала и отношения к прошедшему уроку

Кто быстрее и без ошибок?

Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)

(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)

Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.

2 ) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Технологическая карта урока русского языка по теме «Разбор словосочетания» 5 класс

Технологическая карта урока №30 « Разбор словосочетания ».

Тема урока: « Разбор словосочетания » .

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Русский язык» 5 класс, Ч.1, иллюстрации учебника.

Цель: умение находить словосочетания в предложении ; уметь правильно употреблять определять главное и зависимое слово.

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову .

Образовательные: 1. Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

2.Сформировать умение выделять словосочетание из предложения.

3. Познакомить с видами словосочетаний .

Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, учить видеть глубину вопроса, анализировать свои движения души; развивать у детей творческие способности, речь, логическое мышление, показать ценность достижений культуры для человечества .

Предметные: сформировать умение вычленять словосочетания из предложений; находить главное и зависимое слово; различать именные и глагольные словосочетания

Регулятивные : выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные : определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.

Коммуникативные : формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию .

Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Приветственное слово учителя:

-Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга
и готовы к совместной творческой работе.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

– Давайте определим свое настроение, настрой на работу:

• не совсем готовы

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Регулятивные : формирование способности принимать учебную задачу.

нравственно-этическое оценивание нового материала

формирование умений выражать свои мысли; строить монологическое высказывание

формирование умения оценивать услышанное с целью подготовки к последующему изложению данного материала

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Проверка домашнего задания.

— Как связываются слова в словосочетании? (По смыслу и грамматически.)

— Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании? (С помощью вопроса

от главного слова к зависимому.)

— Какими средствами может выражаться грамматическая связь между словами в

словосочетания? (С помощью окончания зависимого прилагательного, существительного, с

предлогом или без него, по смыслу, если зависимое слово выражено наречием.)

участвуют в диа-

логе с учителем.

Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания; проводить убедительные доказательства.

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся;

обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности;

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Запись под диктовку словосочетаний.

Обозначьте, какой частью речи выражены главные и зависимые слова. Составьте схему

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

(По мере написания словосочетаний проводится работа по объяснению написания

безударных гласных в корнях слов.)

Громадные ели, тянуться по дороге, освещать местность, громко свистнуть, участвовать в походе,

гигантские кедры, хлестнуть веткой, виднеться в долине, дрожать от холода, объединение в группы,

Какими частями речи могут выражаться главные слова в словосочетаниях?

Делается вывод о том, что словосочетания могут быть с главным словом —

существительным и главным словом глаголом.

Учитель сообщает учащимся, что словосочетания с главным словом существительным

называется и м е н н ы м , глаголом — г л а г о л ь н ы м .

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;
в сотрудничестве с учителем и од-

ноклассниками делают выводы; читают, слушают, инсценируют стихотворение.

планирование собственной задачи, анализировать собственную работу

Проверять информацию, выделять общее и частное, приводить примеры в качестве доказательства.

4.Построение проекта выхода из затруднения

(открытие детьми новых знаний)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

При составлении таблицы проводится беседа.

Виды словосочетаний по строению

— На какое слово надо обратить внимание, когда мы делим словосочетания на группы по

строению? (На главное слово.)

— Что мы должны узнать о главном слове? (Какой частью речи оно выражено.)

— Следовательно, по какому признаку делятся словосочетания на виды? (По тому, какой

частью речи выражено главное слово.)

— Какие виды словосочетаний по строению можно выделить? (Именные и глагольные.)

Коллективно таблица заполняется 3—4 примерами; 2—3 слово сочетания разбираются

(вначале под руководством учителя, затем самостоятельно, используя образец разбора на с. 51

зи между отдель-

Отвечают на вопросы,

Познавательные: поиски способов решения проблемы

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу

Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

Физкультминутка. Раз- подняться, потянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка.

На четыре- руки шире, Пять- руками помахать, Шесть- на место тихо сесть. Выполняют элементарные физические упражнения

языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаи-

— Кто правильно разгадает кроссворд, тот сумеет прочитать слово в выделенных клетках

5.Реализация построенного проекта

Цель: построение и фиксация нового знания.

Учащимся сообщается, что словосочетания «существительное + прилагательное» могут

быть средством выразительности речи. Это происходит тогда, когда прилагательные, входящие в

состав словосочетания, не только сообщают определенные сведения о предмете, нужные для

понимания смысла, но и ярко, образно рисуют предмет, передают чувства, отношение автора к нему.

Такие прилагательные называются эпитетами.

Сравните два предложения: Высокая рябина мокнет под дождем.—

Чахлая рябина мокнет под дождем.

В первом предложении прилагательное высокая просто сообщает сведения о рябине — ее

высоте, во втором — благодаря эпитету чахлая создается образ.

Познавательные: умение выделять существенную информацию из различных источников.

Регулятивные: удерживать учебную задачу в процессе работы.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

6.Первичное закрепление – работа в парах

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Работа в группах.

— Составьте словосочетания с данными словами, используя прилагательные, которые: 1 )сообщат какие-то сведения о предмете; 2) могут придать тексту, если использовать их в нем,образность, выразительность.

Осина (возможные варианты: прямая, голая, трепетная, нарядная, серебристая, горькая и

туча (большая, темная, свянцовая, угрюмая, снежная, грозная и пр.).

лем и однокласс-

Регулятивные — оценивать правильность выполнения задания;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Коммуникативные – управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Вторичное закрепление материала

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Средства связи в словосочетании

Средство связи Примеры

1. Окончание прилагательного

2. Окончание существительного (с

предлогом или без предлога)

1) прелестного цветка;

2) идти по дороге;

3) смотреть внимательно.

Учащимся дается задание распределить словосочетания на группы по средствам связи и вписать в нужную строку.

Участвовать в уборке; гигантские горы; пришел поздно; яростные порывы; объединиться в борьбе;

поседеть от переживаний; отломить ровно.

следование в поведении моральным и этическим требованиям;

самооценка на основе критерия успешности; самоопределение

построение логической цепи рассуждений, доказательство

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8. Рефлексия деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

– Что нового узнали на уроке?

– Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе

Познавательные – рефлексия способов и условий действий

Регулятивные : оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

§ 25, 26, упр. 133. Составить связный рассказ о видах словосочетаний

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные – уметь слушать и понимать речь других.

Познавательные – рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные : самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Авторская разработка урока по теме «Словосочетание» (по ФГОС ООО).

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

Учитель: Емельянова Е.А.

Тема урока: Словосочетание. Разбор словосочетаний.

Класс: 5 класс

Предмет: русский язык (УМК Ладыженской Т.А.)

Тип урока: урок систематизации знаний

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка урока по теме «Словосочетание» (по ФГОС ООО).»

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

  • Т У фля, нет т У фель.
  • Т О рты, нет т О ртов
  • Мне позвон Я т, ты позвон И шь, созвон И мся.
  • Жалюз И , крас И вее.

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

ВНИМАНИЕ-ВНИМАНИЕ. ЭЛЕКТРОННОЕ ПИСЬМО.

« Дорогие ребята, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Дело в том, что я не могу справиться с дополнительным заданием по русскому языку, которое дал мне учитель. Совершенно случайно узнал, что сегодня в вашем расписании есть урок русского языка. Помогите, пожалуйста, справиться с заданием. У меня уже две двойки по русскому языку, и очень не хотелось бы получить третью. Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен!» Артем.

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

  • Есть ли смысл в том, что записано?

  • Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

в соединении слов»

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

  • Словосочетание – это…
  • Именное словосочетание – это…
  • Глагольное словосочетание – это..
  • Виды связи в словосочетаниях:
  • Синтаксис изучает…

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

Составьте из слов словосочетания

смелость, учиться, у, разведчик, осторожность, у, сапёр.

  • ИМЕННЫЕ
  • ГЛАГОЛЬНЫЕ

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.

Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

  • Мой друг
  • Никогда не говорит
  • Не говорит о товарищах
  • Не говорит насмешливо

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

Около дома, на улице, сквозь стены

Наступила осень. Листья опадают. Льет дождь.

Города и сёла, падают и исчезают.

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

Найди «четвёртое лишнее» Объясни свой выбор.

  • Наступила осень.
  • Часто идут дожди.
  • Листья на земле
  • Шуршат листья на земле.

Объясни свой выбор.

Листья на земле — словосочетание

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже.

Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

ПЛАН РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:

Красивым почерком (именное, согласование)

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

2. Задать вопрос к зависимому слову.

  • Определить части речи.
  • Указать именное или глагольное.

5. Указать вид связи (согласование, управление, примыкание)

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

Выполните разбор словосочетаний :

Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

Задача 7 (б) Оплатить или заплатить ?

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

Какую ошибку допустил водитель автобуса, объявив: «Оплатите за проезд»?

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________. 2. В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая. 3. От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос. 4. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и ________________________. 5. Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ___________________________. 6. Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ___________________________. 7. Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

  • Над какой темой мы сегодня работали?
  • Что нового узнали?
  • Что показалось самым интересным?
  • Что было самым трудным?
  • Что нужно будет сделать на следующих уроках ?

Урок в 5 классе разбор словосочетания по фгос ладыженская

Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных

📹 Видео

Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать

Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Урок по теме "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову", 5 классСкачать

Урок по теме  "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову", 5 класс

Словосочетание как единица синтаксиса. Видеоурок 32. Русский язык 5 классСкачать

Словосочетание как единица синтаксиса. Видеоурок 32. Русский язык 5 класс

Разбор словосочетания (2) и ПредложениеСкачать

Разбор словосочетания (2) и Предложение

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание
Поделиться или сохранить к себе: