- Связь слов в словосочетании. Согласование план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок русского языка по теме «Типы связи слов в словосочетании». 8-й класс
- Презентация к уроку
- Ход урока
- I. Организационный этап.
- II. Актуализация знаний.
- III. Постановка учебной задачи.
- IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- V. Первичное закрепление.
- VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Связь слов в словосочетании
- 🎦 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Связь слов в словосочетании. Согласование
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
Цели урока:
Обучающие:актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о связи слов в словосочетании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.
Развивающие:развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные:создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasovanie._4_klass._russkiy_yazyk.doc | 50.5 КБ |
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления. Русский язык. 4 класс
Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века)
Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование
Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о связи слов в словосочетании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.
Приёмы ТРКМ: синквейн, таблица «Знаю — хочу узнать — узнал»
Оборудование: интерактивная доска.
- Организация учащихся на урок
— Я рада снова видеть ваши лица, ваши глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов всем нам и удачи!
2. Словарная работа
— Послушайте стихотворение Е.Трутневой. О какой стране в нём говорится? (О России)
Цепью вздымаясь, уходят за тучи
Снежные шапки и горные кручи.
В их глубине изумруд и топаз, —
Это у нас! Это у нас!
И величава река и длинна, —
Это на родине нашей она!
В чаще кедровой, в трущобах таёжных
Много лисиц и куниц осторожных;
Прыгают серны, пасутся олени,
Лоси подходят к воротам селений.
Степи, озёра, леса и поля –
Всё это наша родная земля.
— Как называли нашу родину в старину? (Русь)
Запишите оба слова в два столбика, допишите в столбики родственные слова.
На доске запись:
— Какая наша страна? (Дети называют прилагательные: красивая, просторная, большая, любимая, родная, лучшая, могучая, славная, сильная, могучая, мирная, свободная)
— Расскажите о своём отношении к нашей Родине. (Дети называют глаголы: беречь, любить, защищать, оберегать, украшать, прославлять, укреплять )
— Составьте синквейн на тему «Россия» (Учащиеся записывают синквейны, потом их зачитывают)
Защищаем, бережём, прославляем.
Широка страна моя родная!
Синквейн – особое «нескладное» стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила составления синквейна:
1 строка: тема – 1 слово (имя существительное);
2 строка: описание темы – 2 слова (имена прилагательные);
3 строка: описание действия – 3 слова (глаголы);
4 строка: отношение к теме – фраза из 4 — 6 слов (предложение, цитата из песни, стихотворения);
5 строка: суть темы – 1 слово, которое образно характеризует тему. Бывает синонимом к первой строке.
- Стадия осмысления
- Составление таблицы «ЗХУ». Формулирование темы урока.
— Что вы знаете о словосочетании? (Заполняется таблица на доске)
— Что вы хотели бы узнать?
Не являются словосочетанием: главные члены предложения, однородные члены предложения, фразеологизмы.
Какие вопросы можно поставить в словосочетании?
Какие части речи являются главными в словосочетании?
Какая связь может быть между словами?
— Сегодня мы постараемся найти ответ на некоторые из поставленных вами вопросов. В первую очередь, о связи слов в словосочетании.
2. Составление словосочетаний.
— Составьте словосочетания со словом «российский».
Например: российский флаг, российский народ, российское государство, Российская Федерация.
— Почему изменяется имя прилагательное? (Оно употреблено с существительными разного рода)
— Какое слово в этом словосочетании главное? (Существительное)
3. Знакомство с согласованием.
— Измените форму главного слова. Что произошло с зависимым словом? (У зависимого слова тоже изменилась форма)
— Имена прилагательные согласуются с именами существительными.
— Почему связь существительного с прилагательным называется согласованием? (Прилагательное подчиняется существительному, во всём с ним соглашается) В чём прилагательное согласуется с существительным? (в роде, числе и падеже)
Чтение определения в учебнике (с. 109)
— Наши предположения о согласовании оказались верными?
4. Первичное закрепление
— Выполним упражнение 1 на с. 110.
— Выпиши словосочетания с согласованием. Укажи часть речи главного и зависимого слов. Определи род, число и падеж слов в словосочетании.
прил. сущ. х прил. сущ. х
Серебряная брошка (ж.р., ед.ч., И.п.), весёлые каникулы (мн.ч., И.п.),
числ. сущ. Х числ. сущ. х
пятый класс (м.р., ед.ч., И.п.), второй ряд (м.р., ед.ч., И.п.).
— Какие модели словосочетаний относятся к согласованию? Подтверди ответ примерами.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Урок русского языка по теме «Типы связи слов в словосочетании». 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (818 кБ)
Класс: 8.
Предмет: русский язык.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели:
- распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
- выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;
- группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
- анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.
Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
- содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
- формировать навыки контроля и самоконтроля.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация PowerPoint
Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык» под редакцией С.Г. Бархударова и др. (Просвещение, 2011), карточки «АЛГОРИТМ», «Самостоятельная работа» (по вариантам).
Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
Ход урока
I. Организационный этап.
Вступительное слово учителя. Слайд 1.
Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.
Начнём наш урок с проверки знаний.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Что называется словосочетанием? Слайд 2. Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.
Ученики. Индивидуальная работа.
В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:
- Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
- Соединение двух и более слов.
- Состоит из главного и зависимого слова.
- Бывают именные, глагольные и наречные.
- Состоит только из самостоятельных частей речи
- Слова, связанные по смыслу и грамматически
- Связь в словосочетании – подчинительная и т.д.
Учитель. Слайд 3: А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.
Ученики. Парная работа.
Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.
Ученики.
По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.
Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.
Слайд 4.
Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.
Слайд 5.
Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.
– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Ученики.
Высказывают своё мнение:
- Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
- Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
- В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
- Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов
Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:
Слайд 6.
Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот
– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.
III. Постановка учебной задачи.
Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
Слайд 7.
Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.
Ученики. Групповая работа (по 4 человека).
Учитель:
– Сколько блоков вы получили?
– По каким признакам можно было объединить словосочетания?
Ученики. Слайд 8.
Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:
По главному слову:
Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.
По зависимому слову:
Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар
Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно
Учитель:
– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?
– Какой вариант нам менее знаком?
Ученики:
- Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
- Объединение по зависимому слову незнакомо.
- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.
Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?
Ученики.
- Как называется связь с зависимым словом – существительным?
- Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
- Как называется связь с зависимым словом – наречием?
Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученики: Типы связи слов в словосочетании.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Слайд 9.
– Изучив материал на страницах 36–37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.
– Итак, словосочетания могут быть построены на основе подчинительной связи Слайд 10.
Ученики. Работа в парах.
Изучая теоретический материал учебника, обучающиеся составляют план достижения цели и определяют алгоритм Слайд 11:
- Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
- Определить часть речи зависимого слова.
- Изменяется ли зависимое слово?
- Если нет – примыкание.
- Если да – изменить главное слово.
- Изменяется зависимое слово?
- Если да – согласование.
- Если нет – управление.
Слайд 12.
Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно
Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар
Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
V. Первичное закрепление.
Учитель: Пользуясь алгоритмом (см. Приложение 1), распределите словосочетания по таблице.
Слайд 13.
Ученики.
Обучающиеся выходят по одному к доске и распределяют словосочетания по таблице с проговариванием алгоритма вслух.
Учитель: Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение.
Слайды 14-19.
- Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
- Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
- Согласование
- Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
- Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
- управление
- Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
- Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
- примыкание
- Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
- Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
- такая мама
- Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- Медленно опускаться на парашюте.
- медленно опускаться
- Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
- Для России такой путь заказан.
- заказан для России
Ученики.
Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель:Выполните самостоятельно работу (см. Приложение 2), а затем осуществите самопроверку выполненной работы.
Ученики. Самостоятельная работа.
Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Слайды 20-22.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель. Слайд 23.
- Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
- Выполнить задание на выбор:
- упражнение 72.
- предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ученики.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Слайд 24.
Учитель. Слайд 25.
Спасибо за урок!
Технологическая карта урока русского языка по теме «Типы связи слов в словосочетании» – Приложение 3.
Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Связь слов в словосочетании
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Данный урок «Связь слов в словосочетании» необходим тем, кто хочет понять связь между подлежащим и сказуемым. Узнаете, что такое согласование, познакомитесь с его особенностями. Учитель расскажет о двух видах связи слов – управлении и примыкании. Сделав дополнительное задание к уроку, вы закрепите полученные знания.
🎦 Видео
Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать
Согласование, управление и примыкание. Что такое примыкание? 4 задание ОГЭ по русскому #shortsСкачать
Виды связи слов в словосочетании СогласованиеСкачать
Словосочетание. СогласованиеСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Связь слов в предложенииСкачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать
Русский язык 4 кл/С.В.Иванов/Урок 114: Связь слов в словосочетании.Согласование/10.04.23 20:43Скачать
Русский язык, 9-й класс, Способы связи слов в словосочетании. Согласование. УправлениеСкачать