Урок связь слов в словосочетании согласование

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Связь слов в словосочетании. Согласование
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Цели урока:

Обучающие:актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о связи слов в словосочетании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.

Развивающие:развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Скачать:

ВложениеРазмер
soglasovanie._4_klass._russkiy_yazyk.doc50.5 КБ

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления. Русский язык. 4 класс

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века)

Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование

Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о связи слов в словосочетании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.

Приёмы ТРКМ: синквейн, таблица «Знаю — хочу узнать — узнал»

Оборудование: интерактивная доска.

  1. Организация учащихся на урок

— Я рада снова видеть ваши лица, ваши глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов всем нам и удачи!

2. Словарная работа

— Послушайте стихотворение Е.Трутневой. О какой стране в нём говорится? (О России)

Цепью вздымаясь, уходят за тучи

Снежные шапки и горные кручи.

В их глубине изумруд и топаз, —

Это у нас! Это у нас!

И величава река и длинна, —

Это на родине нашей она!

В чаще кедровой, в трущобах таёжных

Много лисиц и куниц осторожных;

Прыгают серны, пасутся олени,

Лоси подходят к воротам селений.

Степи, озёра, леса и поля –

Всё это наша родная земля.

— Как называли нашу родину в старину? (Русь)

Запишите оба слова в два столбика, допишите в столбики родственные слова.

На доске запись:

— Какая наша страна? (Дети называют прилагательные: красивая, просторная, большая, любимая, родная, лучшая, могучая, славная, сильная, могучая, мирная, свободная)

— Расскажите о своём отношении к нашей Родине. (Дети называют глаголы: беречь, любить, защищать, оберегать, украшать, прославлять, укреплять )

— Составьте синквейн на тему «Россия» (Учащиеся записывают синквейны, потом их зачитывают)

Защищаем, бережём, прославляем.

Широка страна моя родная!

Синквейн – особое «нескладное» стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила составления синквейна:

1 строка: тема – 1 слово (имя существительное);

2 строка: описание темы – 2 слова (имена прилагательные);

3 строка: описание действия – 3 слова (глаголы);

4 строка: отношение к теме – фраза из 4 — 6 слов (предложение, цитата из песни, стихотворения);

5 строка: суть темы – 1 слово, которое образно характеризует тему. Бывает синонимом к первой строке.

  1. Стадия осмысления
  1. Составление таблицы «ЗХУ». Формулирование темы урока.

— Что вы знаете о словосочетании? (Заполняется таблица на доске)

— Что вы хотели бы узнать?

Не являются словосочетанием: главные члены предложения, однородные члены предложения, фразеологизмы.

Какие вопросы можно поставить в словосочетании?

Какие части речи являются главными в словосочетании?

Какая связь может быть между словами?

— Сегодня мы постараемся найти ответ на некоторые из поставленных вами вопросов. В первую очередь, о связи слов в словосочетании.

2. Составление словосочетаний.

— Составьте словосочетания со словом «российский».

Например: российский флаг, российский народ, российское государство, Российская Федерация.

— Почему изменяется имя прилагательное? (Оно употреблено с существительными разного рода)

— Какое слово в этом словосочетании главное? (Существительное)

3. Знакомство с согласованием.

— Измените форму главного слова. Что произошло с зависимым словом? (У зависимого слова тоже изменилась форма)

— Имена прилагательные согласуются с именами существительными.

— Почему связь существительного с прилагательным называется согласованием? (Прилагательное подчиняется существительному, во всём с ним соглашается) В чём прилагательное согласуется с существительным? (в роде, числе и падеже)

Чтение определения в учебнике (с. 109)

— Наши предположения о согласовании оказались верными?

4. Первичное закрепление

— Выполним упражнение 1 на с. 110.

— Выпиши словосочетания с согласованием. Укажи часть речи главного и зависимого слов. Определи род, число и падеж слов в словосочетании.

прил. сущ. х прил. сущ. х

Серебряная брошка (ж.р., ед.ч., И.п.), весёлые каникулы (мн.ч., И.п.),

числ. сущ. Х числ. сущ. х

пятый класс (м.р., ед.ч., И.п.), второй ряд (м.р., ед.ч., И.п.).

— Какие модели словосочетаний относятся к согласованию? Подтверди ответ примерами.

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Урок русского языка по теме «Типы связи слов в словосочетании». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (818 кБ)

Класс: 8.

Предмет: русский язык.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели:

  • распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
  • выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;
  • группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
  • анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

  • содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
  • формировать навыки контроля и самоконтроля.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация PowerPoint

Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык» под редакцией С.Г. Бархударова и др. (Просвещение, 2011), карточки «АЛГОРИТМ», «Самостоятельная работа» (по вариантам).

Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать

ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Ход урока

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя. Слайд 1.

Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.

Начнём наш урок с проверки знаний.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Что называется словосочетанием? Слайд 2. Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.

Ученики. Индивидуальная работа.

В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
  • Соединение двух и более слов.
  • Состоит из главного и зависимого слова.
  • Бывают именные, глагольные и наречные.
  • Состоит только из самостоятельных частей речи
  • Слова, связанные по смыслу и грамматически
  • Связь в словосочетании – подчинительная и т.д.

Учитель. Слайд 3: А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

Ученики. Парная работа.

Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.

Ученики.

По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.

Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.

Слайд 4.

Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Слайд 5.

Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Ученики.

Высказывают своё мнение:

  • Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
  • Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
  • В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
  • Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов

Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:

Слайд 6.

Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот

– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Слайд 7.

Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

Ученики. Групповая работа (по 4 человека).

Учитель:

– Сколько блоков вы получили?

– По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Ученики. Слайд 8.

Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:

По главному слову:
Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

По зависимому слову:
Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Учитель:

– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?

– Какой вариант нам менее знаком?

Ученики:

  • Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
  • Объединение по зависимому слову незнакомо.
  • Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?

Ученики.

  • Как называется связь с зависимым словом – существительным?
  • Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
  • Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики: Типы связи слов в словосочетании.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Слайд 9.

– Изучив материал на страницах 36–37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

– Итак, словосочетания могут быть построены на основе подчинительной связи Слайд 10.

Ученики. Работа в парах.

Изучая теоретический материал учебника, обучающиеся составляют план достижения цели и определяют алгоритм Слайд 11:

  • Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
  • Определить часть речи зависимого слова.
  • Изменяется ли зависимое слово?
  • Если нет – примыкание.
  • Если да – изменить главное слово.
  • Изменяется зависимое слово?
  • Если да – согласование.
  • Если нет – управление.

Слайд 12.

Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок

V. Первичное закрепление.

Учитель: Пользуясь алгоритмом (см. Приложение 1), распределите словосочетания по таблице.

Слайд 13.

Ученики.

Обучающиеся выходят по одному к доске и распределяют словосочетания по таблице с проговариванием алгоритма вслух.

Учитель: Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение.

Слайды 14-19.

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
  • Согласование
  • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
  • управление
  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
  • примыкание
  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
  • такая мама
  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • Медленно опускаться на парашюте.
  • медленно опускаться
  • Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
  • Для России такой путь заказан.
  • заказан для России

Ученики.

Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель:Выполните самостоятельно работу (см. Приложение 2), а затем осуществите самопроверку выполненной работы.

Ученики. Самостоятельная работа.

Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Слайды 20-22.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель. Слайд 23.

  1. Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
  2. Выполнить задание на выбор:
    1. упражнение 72.
    2. предварительно зарегистрировавшись на сайте, тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В3. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вариант 1. 11кл.» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test142.xml

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ученики.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Слайд 24.

Учитель. Слайд 25.

Спасибо за урок!

Технологическая карта урока русского языка по теме «Типы связи слов в словосочетании» – Приложение 3.

Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

Связь слов в словосочетании

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Урок связь слов в словосочетании согласование

Данный урок «Связь слов в словосочетании» необходим тем, кто хочет понять связь между подлежащим и сказуемым. Узнаете, что такое согласование, познакомитесь с его особенностями. Учитель расскажет о двух видах связи слов – управлении и примыкании. Сделав дополнительное задание к уроку, вы закрепите полученные знания.

🎦 Видео

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 класс

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)

Согласование, управление и примыкание. Что такое примыкание? 4 задание ОГЭ по русскому #shortsСкачать

Согласование, управление и примыкание. Что такое примыкание? 4 задание ОГЭ по русскому #shorts

Виды связи слов в словосочетании СогласованиеСкачать

Виды связи слов в словосочетании  Согласование

Словосочетание. СогласованиеСкачать

Словосочетание. Согласование

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Связь слов в предложенииСкачать

Связь слов в предложении

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Русский язык 4 кл/С.В.Иванов/Урок 114: Связь слов в словосочетании.Согласование/10.04.23 20:43Скачать

Русский язык 4 кл/С.В.Иванов/Урок 114: Связь слов в словосочетании.Согласование/10.04.23 20:43

Русский язык, 9-й класс, Способы связи слов в словосочетании. Согласование. УправлениеСкачать

Русский язык, 9-й класс, Способы связи слов в словосочетании. Согласование. Управление
Поделиться или сохранить к себе: