- Строение словосочетания, 8 класс план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Словосочетание. Его строение и грамматическое значение
- Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание. Строение словосочетания»
- 🎬 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Строение словосочетания, 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_slovosochetaniya_8_klass.doc | 145 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема: Строение и грамматическое значение словосочетаний.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели: повторить с учащимися синтаксическую единицу – словосочетание: виды словосочетаний, синтаксические связи слов в словосочетании, синтаксический разбор словосочетания; развивать умение использовать полученные знания в устной и письменной речи, отвечать на вопросы, использовать ранее полученные знания при усвоении нового материала.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Наше занятие посвящено повторению материала о словосочетании. Как вы знаете, словосочетание является одной из единиц синтаксиса. Это номинативная единица синтаксиса. Объясните это понятие. В ответе опирайтесь на вопросы
- В чем сходство слова и словосочетания?
- Чем отличается слово от словосочетания?
- Чем отличается предложение от словосочетания?
- Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? Почему?
Вопрос: Подумайте и ответьте, какие группы из вышеперечисленных слов являются словосочетаниями, а какие нет.
Осенний дождь, идет снег, распахнуть окно, рядом с деревом, по-домашнему вкусный, выбрать подарок, потемневший от времени, рассыпаясь искрами, выполнить задание, мнение высказано.
( Ответ . Идет снег и мнение высказано словосочетаниями не являются, так как они представляют собой простые предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого. Главные члены предложения не являются словосочетанием.)
Вопрос: Расскажите о словосочетании, пользуясь вопросным планом на слайде.
- Из каких частей состоит словосочетание?
- Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании?
- Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании?
Словосочетание — это соединение двух или более знаменательных слов, служащих для выражения единого, но расчлененного понятия или определения. Слова связываются между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется с помощью вопроса. Г рамматическая — с помощью предлогов и окончаний у зависимого слова. В словосочетании одно слово главное (называет предмет, признак действие), а другое – зависимое (поясняет, распространяет главное). К зависимому слову задается вопрос от главного. Например, солнечн ый день (какой?) прил. + сущ.
- Словами, каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании? Составьте таблицу, иллюстрирующую то, что нам известно о видах словосочетаний по главному слову.
главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием
главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, местоимением, именем числительным
главное слово выражено наречием
Говорить громко, читать книгу
Деревья в лесу, недовольный работой
По-прежнему важно, незадолго до концерта
- Что вы можете сказать о словосочетаниях:
Четверо суток, несколько минут, стакан воды, Полкан с Барбосом (грелись), Большая советская энциклопедия, мы с тобой, кое — кто из студентов, золотые руки.
Это неделимые словосочетания со значение совместности, с количественным значением, устойчивые (фразеологические) сочетания слов, собственные наименования, которые в предложении выполняют роль одного члена предложения.
- Что вы можете сказать о таких парах словосочетаний?
Золотая монета — монета из золота, Спортивная обувь — обувь для спорта, Кожаная куртка — куртка из кожи, Правка редактора — редакторская правка, Кленовый лист — лист клена.
- Какие способы связи слов в словосочетании вам известны? Заполните таблицу.
4. Самостоятельная работа (Слайд 14, 15)
1. Спишите, найдите главные слова в словосочетаниях и определите способ связи, тип словосочетания
Не находим следов
В современном веке
Останется в литературе
Каменеют в неподвижности
При жизни авторов
Недаром поступили в роль
Вдумывающемуся в роль
Затерявшись в толпе
Остановиться на выводах
2. Из данных предложений выпишите все словосочетания и выполните их синтаксический разбор.
1 вариант: Позади молодой осинки высится старый лес.
2 вариант: Я рад предстоящей встрече с осенним лесом.
5. Подведение итогов
На занятии мы повторили, что такое словосочетание, выяснили, в чем заключаются особенности его строения и грамматического смысла, составили таблицы, иллюстрирующие виды словосочетаний и способы связи в них, закрепили материал о словосочетании в ходе выполнения письменных упражнений.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целью урока является: сформировать понятия, связанные с морфологией листа, познакомить учащихся с элементами внутреннего строения листа, дать представления о взаимосвязи внутреннего строения ли.
Стебель. Внутреннее и внешнее строение.Задачи: — показать роль стебля в жизни растения; — познакомиться с внешним и внутренним строением стебля; — установить взаимосвязь особеннос.
Предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, их строение, изомерия углеродного скелета, номенклатура.
Рельеф, геологическое строение 8 класс тест.
Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока: повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз.
Технологическая карта урока «Словосочетание. Строение словосочетаний».
В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Словосочетание. Его строение и грамматическое значение
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Темой этого урока является «Словосочетание. Его строение и грамматическое значение». Вначале учитель даст определение словосочетания, принятое в лингвистике, расскажет ученикам, как отличать словосочетания от других видов связи слов. Кроме того, расскажет о роли словосочетаний в языке, их значении и особенностях.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание. Строение словосочетания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по русскому языку для 5 класса на тему :
«Словосочетание. Строение словосочетания»
Полиенко Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
Тема урока: « Словосочетание. Строение словосочетания »
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: открытие новых знаний.
Цель урока: формирование учебных знаний и умений по теме: «Словосочетание. Строение словосочетания».
уточнить и расширить знания и умения учащихся по теме «Словосочетание. Строение словосочетания».
развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), умения выделять главное, находить свои ошибки;
формировать любовь к русскому языку, учить корректно исправлять ошибки одноклассников.
знать, что такое словосочетание, его строение смысловую и грамматическую связи в словосочетании;
уметь составлять словосочетания, выделять их в предложении, находить главное и зависимое слова в словосочетании, выделять их графически;
уважительное отношение к родному языку;
самооценка учебной деятельности;
умение связывать цель деятельности с мотивом;
уметь ставить и формулировать цель деятельности;
планировать последовательность действий;
осуществлять самоконтроль и самооценку; сравнивать, определять понятие, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
извлекать необходимую информацию из различных источников (средства наглядности и текстовые носители);
организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
владеть устной и письменной речью.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Основные понятия темы: словосочетание, главное и зависимое слова, смысловая и грамматическая связи.
Межпредметные связи: литература.
Оборудование урока: к омпьютер, проектор, экран, презентация, карточки, записи на доске, учебник «Русский язык». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2018.
I. Организационный момент. (Проверка домашнего задания по рядам).
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении. Мы начинаем урок русского языка.
— Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы .
-Чтобы определить тему нашего урока, необходимо ответить на вопросы.
— Посмотрите на экран (слайд 1) , скажите, что вы видите на слайде? Назовите изображенное на рисунке существо одним словом ( рак) .
— А теперь давайте подберем к слову «рак » имена прилагательные, которые помогут нам точнее описать увиденное (слайд 2) . Что мы с вами составили? (Словосочетания).
— Сегодня на уроке мы будем изучать словосочетания. Запишем тему урока: «Словосочетание. Строение словосочетания» (слайд 3) .
— Проанализируйте название темы урока, определите цели нашего занятия. (Сначала отвечают ученики, затем учитель).
— Сегодня на уроке мы узнаем, что такое словосочетание, его основные признаки, научимся находить словосочетания в предложении, отработаем умения определять главное и зависимое слово; обозначать их графически.
III. Открытие новых знаний.
— Посмотрите на слайд (слайд 4) . и ответьте на вопросы. Сколько предметов, изображенных на рисунках, можно назвать словом «рак» ? (Один). А сколько можно назвать предметов сочетаниями: «речной рак» «большой рак» ? (Один.)
— Что же конкретнее, точнее называет предмет: слово или словосочетание?
C делаем вывод: «Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет».
— Давайте рассмотрим, как строятся словосочетания (слайд 5) . Чтобы ответить на этот вопрос, определите главное и зависимое слово в названных словосочетаниях. Для этого задайте вопрос. Слово, от которого задаем вопрос, является главным, второе – зависимым.
— Итак, мы с вами установили смысловую связь. При разборе словосочетания над главным словом ставится значок и стрелка с вопросом к зависимому слову. (Учитель показывает образец графического обозначения главного и зависимого слова).
Сделаем вывод : словосочетание состоит из двух частей: главной, от которой ставится вопрос, и зависимой, которая отвечает на этот вопрос.
IV . Первичное закрепление с комментированием.
Моделирование словосочетаний (слайд 6) .
Работа с карточкой. Прочитайте.
Наловить, раки; корзина, раки, с; шептались, корзина, в; костяной, клешни; длинный, усы; вытаскивали, раки; вылезли, дорожку, на; горный, раки.
Проблемный вопрос: Почему эти сочетания слов нельзя назвать словосочетаниями? (Они не связаны между собой).
— Восстановим ее. Как это можно сделать? (Изменить окончания, вставить предлоги). Составьте возможные словосочетания, запишите их, показав стрелками зависимость между частями словосочетания. Почему нельзя составить словосочетания из двух последних слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетания.)
Сделаем вывод: «Главное и зависимое слова связаны по смыслу и грамматически. Смысловая устанавливается по вопросам».
Итак, дайте определение, что же такое словосочетание? (Словосочетание — это сочетание слов. Оно состоит из двух частей: главной, от которой ставится вопрос, и зависимой, которая отвечает на этот вопрос. Главное и зависимое слова связаны по смыслу и грамматически. Смысловая устанавливается по вопросам).
2) Работа с учебником.
— Давайте теперь обратимся к учебнику и сравним наш вывод с материалом учебника. Откроем страницы 61, 62, прочитаем то, что выделено розовым цветом. Все ли мы сказали? Кто самый внимательный? Какая информация оказалась новой для вас? ( Слова связаны между собой грамматически: с помощью окончания или окончания с предлогом ).
V . Включение нового способа действий в систему знаний.
1) Работа с текстом (слайд 7).
— Внимательно прослушайте сказку М.М. Пришвина, приготовьтесь её пересказать.
Всю ночь бабушка с внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад, за десять верст к себе в деревню.
Солнышко взошло, бабушка с внучкой идут, распарились, разморились. Им уже не до раков, только бы добраться домой.
Раки в корзине шептались за спиной бабушки.
— О чем они шепчутся? — спросила Зиночка.
А раки совсем не шептались. Они только терлись друг об друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого казалось, будто от них шепот идет. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак все свои ножки пускал в ход, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку. Вот один рак вылез, за ним другой, и пошло: из корзинки на бабушкину юбку, с юбки — на дорожку, с дорожки — в траву, а из травы — рукой подать речка. (По М. Пришвину).
— Понравилась вам сказка М.М. Пришвина. Как можно озаглавить ее? (О чем шепчутся раки).
— О чём в ней говорится? Над чем она заставляет задуматься? Обоснуйте свое мнение.
4) Работа с предложением (слайд 8) .
Раки в корзине шептались за спиной бабушки.
— Выпишите все возможные словосочетания. Сделайте вывод о том, что не является словосочетанием . (Грамматическая основа не является словосочетанием).
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом к себе прижмем,
А потом их разведем,
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
VII . Закрепление изученного (слайд 9) .
1) Игра «Сколько словосочетаний в тексте?» ( Работа с карточкой).
— Прочитайте предложения, подчеркивая основы. Выпишите словосочетания, укажите главное и зависимое слово.
М.М. Пришвин придумал сказку о хитрых раках, которым удалось ускользнуть из корзины бабушки и внучки. Писатель учит нас быть добрыми, знать и понимать природу, беречь её и любить.
— Сколько словосочетаний вы выписали?
2) Проверка работы.
VIII . Контроль изученного.
1) Самостоятельная работа (слайд 10) .
— А сейчас я предлагаю решить тест и самостоятельно оценить его.
1. В каком словосочетании неверно выделено главное слово?
А) Шагать быстро;
Б) серебристая река;
В) мокрый от дождя;
Г) задорно танцевать.
2. В каком словосочетании неверно выделено главное слово?
А) Играть в снежки;
Б) подвижные дети;
В) смотри т далеко;
Г) гуляешь с друзьями.
3. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
А) Посетить музей;
Б) выставочный зал;
В) недалеко от дома;
Г) школа закрылась.
4. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
Б) лежит и мечтает;
В) игра в волейбол;
Г) помощь родителям.
2) Самопроверка и самооценка (слайд11).
Критерии оценивания теста.
Ошибки отсутствуют — «5».
IX . Обобщение и систематизация полученных знаний.
— Над какой темой мы сегодня работали? Что нового узнали?
2) Задание «Закончи предложения» (слайд 12).
Смысловая связь в словосочетании устанавливается…
Не являются словосочетанием…
-Что на уроке получилось лучше всего?
4) Объявление оценок.
X . Домашнее задание (слайд 13).
1. Правило на с. 61, 62. (для всех).
2. Задание на выбор.
а) Выполни упражнение 28 (по заданию).
б) Спиши из книги, которую читаешь сейчас, 1 понравившееся предложение, подчеркни в нем грамматическую основу и выпиши все словосочетания, графически обозначив их строение.
Наловить, раки; корзина, раки, с; шептались, корзина, в; костяной, клешни; длинный, усы; вытаскивали, раки; вылезли, дорожку, на; горный, раки.
Составьте возможные словосочетания, запишите их, показав стрелками зависимость между частями словосочетания. Почему нельзя составить словосочетания из двух последних слов?
Задание. Прочитайте предложения, подчеркивая основы. Выпишите словосочетания, укажите главное и зависимое слово.
М. М. Пришвин придумал сказку о хитрых раках, которым удалось ускользнуть из корзины бабушки и внучки. Писатель учит нас быть добрыми, знать и понимать природу, беречь её и любить.
Сколько словосочетаний в предложениях?
Задание. Закончите следующие предложения.
Смысловая связь в словосочетании устанавливается…
Не являются словосочетанием…
О чем шепчутся раки
Всю ночь бабушка с внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад, за десять верст к себе в деревню.
Солнышко взошло, бабушка с внучкой идут, распарились, разморились. Им уже не до раков, только бы добраться домой.
Раки в корзине шептались за спиной бабушки.
— О чем они шепчутся? — спросила Зиночка.
А раки совсем не шептались. Они только терлись друг об друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого казалось, будто от них шепот идет. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак все свои ножки пускал в ход, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку. Вот один рак вылез, за ним другой, и пошло: из корзинки на бабушкину юбку, с юбки — на дорожку, с дорожки — в траву, а из травы — рукой подать речка.
1 . В каком словосочетании неверно выделено главное слово?
А) Шагать быстро;
Б) серебристая река;
В) мокрый от дождя;
Г) задорно танцевать.
2. В каком словосочетании неверно выделено главное слово?
А) Играть в снежки;
Б) подвижные дети;
В) смотри т далеко;
Г) гуляешь с друзьями.
3. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
А) Посетить музей;
Б) выставочный зал;
В) недалеко от дома;
Г) школа закрылась.
4. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
Б) лежит и мечтает;
В) игра в волейбол;
Г) помощь родителям.
Критерии оценивания теста.
Ошибки отсутствуют — «5».
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2018.
Русский язык. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Составитель Цветкова Г.В. — Волгоград: Учитель, 2014. – 315 с.
🎬 Видео
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетание. Строение словосочетаний Русский язык 8 класс ВидеоурокСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать
05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать
Русский язык | 8 класс | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний.Скачать