Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Предложение как единица синтаксиса.
Отличие предложения от словосочетания.
Предложения односоставные и двусоставные.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главной и зависимой части.
Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.
Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее и сказуемое.
Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое.
Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016 .– С. 66-69.
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. //Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С.148.
2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 122 – 249.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сравните содержание колонок.
Вышла на прогулку
Утренний лес окутал туман.
Лучи солнца пробивались сквозь туман.
Осторожная медведица вышла с медвежонком на прогулку.
Конечно, вы заметили, что в первой колонке – слова, во второй – словосочетания, в третьей – предложения.
Чем же предложение отличается от словосочетания?
Предложение – основная единица синтаксиса. Предложение представляет собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузами, а на письме – знаками препинания, которые помогают передать эмоции. С помощью точки мы передаём повествовательную интонацию. Я разбудил своих друзей. С помощью восклицательного знака – восклицательную интонацию. Какой красивый восход! С помощью вопросительного знака – вопросительную интонацию. Куда мы пойдём дальше?
Таким образом, предложение проявляет свою основную функцию в языке – коммуникативную, т. е. функцию сообщения.
В предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого или одного из них. Рассмотрим следующие примеры. Утро. (Есть только подлежащее). Всходит солнце. (Есть подлежащее и сказуемое). Теплеет. (Есть только сказуемое).
Я иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен. (А. Ахматова). – Иду по тропинке, собираю цветы.
2. Ты расскажи мне эту историю. – Расскажи мне стихотворение.
В первых предложениях пар есть подлежащее и сказуемое: я иду, ты расскажи, наступила осень. Во вторых предложениях есть только один главный член: иду – сказуемое, расскажи – сказуемое, осень – подлежащее.
По строению грамматической основы предложения бывают с одним главным членом (подлежащим или сказуемым) и с двумя. Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения.
В предложении кроме подчинительных связей (согласования, управления, примыкания) встречается сочинительная связь (между равноправными членами – однородными). Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф. И. Тютчев) Хлопочет и ворчит – однородные сказуемые, связанные сочинительной связью, т.е. они равноправны.
Сочетания слов, связанные сочинительной связью, не являются словосочетаниями.
• выражает законченную мысль
• характеризуется интонацией законченности
• имеет грамматическую основу
• отделяется паузами в устной речи и знаками препинания на письме.
• состоит из главного и зависимого слова
• уточняет значение слова
• не выражает законченной мысли
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Сгруппируйте предложения по наличию главного члена: подлежащее, сказуемое.
Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.
Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.
Разбор задания: вспоминаем, что предложение выражает законченную мысль, подлежащее может быть выражено существительным, числительным. В представленных примерах подлежащее: привал, избушка лесника, встреча. Сказуемое выражено глаголом: отправимся, найдём, узнали.
Сказуемое: Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.
Соотнесите понятия.
Есть подлежащее и сказуемое.
Есть только подлежащее или только сказуемое.
Разбор задания: вспоминаем: Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения. Следовательно: Односоставное предложение– это предложение, в котороместь только подлежащее или только сказуемое. Двусоставное предложение – это предложение, в котороместь подлежащее и сказуемое.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)
Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)
Форма урока: урок-практикум
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;
совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
развивать внимание, память.
воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль. Воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: практикум.
I. Слово учителя.
— Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!
II . Сообщение темы урока. Словосочетание и предложение.
III . Сегодня мы совершим наше осеннее путешествие по разным станциям.
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».
Беседа по вопросам:
Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения.)
Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
Назовите виды словосочетаний.
Для чего нужна речь? ( Для общения друг с другом.)
Из чего состоит речь?(Наша речь состоит из предложений.)
Что же такое предложение?(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)
— Всегда ли в предложении ГО состоит из подлежащего и сказуемого?
Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
Что такое сложное предложение? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)
Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки)—
Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!
ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».
— А вот и вторая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?
1. Игра «Выбери меня, выбери меня»
— Перед вами лежат фонарики. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зелёный). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).
( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)
Солнечный день, краски радуют, водить за нос, хорошо дышать, чуткие и зоркие, шуршит под ногами, буду рисовать, осенний наряд, около моря, нудный дождь, хорошо в лесу, после дождя, на мокрых пнях, природа творит, птичьи песни, все меркнет, леса и парки, листья осины, загорается и охватывает, любоваться закатом, красив вечер, золотой листопад, потерять голову, картина прекрасна, высунув язык, прекрасна и таинственна, сквозь ветви.
4. Игра «Кто лучше?»
— Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.
Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.
— Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
— А вот и третья наша остановка «Предложение». Прогуляемся по ней.
1. Игра «Кто быстрее?»
— Перед вами текст.
Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.
Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно пьет из грибной лунки.
Задания по тексту
Вставить пропущенные буквы.
Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
Найдите в тексте нераспространенные предложения.
Найдите сложные предложения.
Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.
Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски).
2. Игра «Кто внимательнее»
Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».
— Правильно –Х, неправильно – О.
Выплыло из-за туч солнышко.
Оно разослало на землю свои лучи.
Две капли тяжело шлепнулись на лист.
Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
Утро сегодня прохладное.
Листья плясали под его музыку.
Осень – волшебное время года.
Заполните таблицу. Главные и члены предложения.
На какие вопросы отвечает
Какой частью речи выражается
Видео:Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Конспект урока «Словосочетание» в 5 классе
Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. 2.Находить главное и зависимое слово. 3.Сформировать умение выделять словосочетание из предложения. 4. Производить синтаксический разбор словосочетаний. 5.Повторить сведения о синтаксисе и синтаксических единицах.
Просмотр содержимого документа «Конспект урока «Словосочетание» в 5 классе»
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: деятельностного типа.
Познавательные: 1.Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. 2.Находить главное и зависимое слово. 3.Сформировать умение выделять словосочетание из предложения. 4. Производить синтаксический разбор словосочетаний. 5.Повторить сведения о синтаксисе и синтаксических единицах.
Практические : 1.Совершенствовать синтаксические учебно-языковые умения (синтаксический разбор словосочетаний). 2. Формировать умение определять главное и зависимое слово в словосочетании.
Общепредметные:1. Развивать способность объединять изученные сведения в систему. 2.Совершенствовать умение обосновывать свой ответ. 3. Развивать умение переключать внимание сменой видов деятельности. 4. Развивать умение работать в группах. 5. Воспитывать интерес и любовь к родному языку, внимание к слову. 6. Продолжить работу над развитием связной речи учащихся.
Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Научности (углубление представлений о синтаксисе).
Наглядности ( использование средств обучения).
Доступности (опора на знание учащихся о единицах синтаксиса).
Активности и сознательности учащихся в процессе обучения (привлечение учащихся к формулированию целей урока, исследовательская деятельность учащихся).
Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, рефлексивный, метод нахождения языкового явления, метод доказательства принадлежности языкового явления к указанному разряду, метод преобразования языкового явления ( слова в словосочетания),
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас в порядке, есть ли тетрадь, учебники, карандаш. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
2. Актуализация изученного ( знаний).
— Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными исследованиями).
— Мы с вами уже не раз проводили исследования на уроках. Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, попробуйте определить сами.
— Какой раздел науки о языке мы изучаем? ( Синтаксис).
— Что такое синтаксис?
— Какие синтаксические единицы мы уже изучили? (Предложение, текст).
-Следовательно,что будет объектом исследования сегодня?(Словосочетание).
Запишите число, вид работы и тему сегодняшнего урока.
— Ребята, как вы думаете, какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться на уроке? Каким образом будем получать информацию?
— Ребята, я вас попросила записать слова. А как вы думаете, это просто слова мы записали? (нет, это словосочетания).
— Почему вы так решили? Чем словосочетание отличается от простого набора слов? (связь)
— Как устанавливается связь слов в словосочетании? (по вопросу от главного слова к зависимому).
— Попробуем это доказать. Сейчас мы будем учиться устанавливать грамматическую и смысловую связь слов в словосочетании и доказывать это графически. (Разбор записанных слов). Словосочетания записываются на доске + схемы.
— Ребята, что же такое словосочетание? Попробуйте самостоятельно сформулировать ответ. Теперь обратитесь к учебнику. Откройте теорию п.19, стр.26. Из параграфа выберите нужную для ответа информацию. Что такое словосочетание? ( Проговаривание, заучивание, ответ сильного ученика – слабого). Вывод учителя.
4.Формирование знаний и умений.
Сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Я перед вами ставлю такую задачу: ответьте на вопрос Можно ли утверждать, что слова на картинках являются словосочетанием. Докажите графически.
Снежная зима (СЛАЙД № 6)
Спелые ягоды (СЛАЙД № 7)
Организация проверки: ответы учеников у доски + схемы. Самопроверка, оцените себя знаком +, кто не допустил ошибку, кто допустил ошибку, поставьте + на полях напротив этого задания.
-Таким образом, сделаем вывод. Что такое словосочетание?
— Что вы уже узнали о словосочетании? ( есть главное и зависимое слово, связаны по смыслу).
Ребята, мы узнали, что такое словосочетание, как устанавливается связь слов в словосочетании. Теперь мы должны с вами научиться видеть словосочетания в предложении и выделять их.
На доске записано предложение. Солнце озаряет.
— Найдите грамматическую основу предложения.
— Какое это предложения по наличию второстепенных членов? (нераспростр.)
— Дополните предложение словом, которое будет пояснять подлежащее.
— Включите еще слово, которое будет пояснять сказуемое.
— Какое получилось предложение по наличию второстепенных членов? (распр.)
Ребята, в распространённом предложении мы можем выделить словосочетания.
А в нераспространённом – нет, потому что грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием.
— Давайте попробуем найти словосочетания в распространённом предложении и доказать это графически. Ученик у доски.
Солнце (какое?) утреннее. Сущ.+прил.
Озаряет (что?) лес. Глаг.+ сущ.
— Ребята, как связаны слова в словосочетании? (по смыслу и грамматически).
— Как связаны слова в предложении? (по смыслу и грамматически).
— Как устанавливается связь? (с помощью вопроса).
— Какое слово считается главным в словосочетании?
— Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно изучать эту тему? (правильно составлять предложения, а распространённые предложения больше дают информации, поэтому нужно учиться распространять предложения второстепенными членами и правильно составлять словосочетания.)
Задание: (Работа в парах)
-Можно ли назвать эти слова словосочетаниями? Почему? (Нет, они не согласованы в роде, числе, падеже).
— Что нужно сделать, чтобы соединить эти слова в словосочетания? (Изменить окончание слова). Попробуйте составить словосочетания.
Организация проверки : у доски. Самооценивание.
ВЫВОД: — Какой можно сделать вывод, с помощью чего выражается грамматическая связь? (С помощью окончаний и согласования слов в роде, числе, падеже).
5. Подведение итогов. Оценивание.
— Итак, что же было объектом исследования на нашем уроке?
— Что вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
— Что такое словосочетание?
— Как устанавливается связь слов в словосочетании?
— Как найти в словосочетании главное слово?
— Что в предложении не может являться словосочетанием?
— Как вы поняли тему, оцените себя, поставив на полях карандашом общую оценку за урок.
— А теперь проверим, подтвердите ли вы свою оценку.
Запишите предложение, выпишите словосочетания, докажите графически своё решение.
Относитесь к родному языку бережно. (Слайд № 9).
Относитесь (к чему?) к языку. Гл.+сущ.
Относитесь (как?) бережно. Гл.+ нареч.
Языку (какому?) родному. Сущ.+прил.
Проверка, выставление оценок.
Постановка домашнего задания.
Чтобы закрепить полученные знания на уроке, дома вам предстоит повторить, что такое словосочетание, выучить определение наизусть, п.19 Т.,выполнить упр. № 275 на «4» или упр. № 277 на «5» (по выбору).
📺 Видео
Русский язык 5 класс. Открытый урок Жаворонковой Е. А.Скачать