Урок словосочетание и предложение 5 класс фгос

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Предложение как единица синтаксиса.
  2. Отличие предложения от словосочетания.
  3. Предложения односоставные и двусоставные.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главной и зависимой части.

Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.

Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее и сказуемое.

Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое.

  1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016 .– С. 66-69.

1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. //Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С.148.

2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 122 – 249.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сравните содержание колонок.

Вышла на прогулку

Утренний лес окутал туман.

Лучи солнца пробивались сквозь туман.

Осторожная медведица вышла с медвежонком на прогулку.

Конечно, вы заметили, что в первой колонке – слова, во второй – словосочетания, в третьей – предложения.

Чем же предложение отличается от словосочетания?

Предложение – основная единица синтаксиса. Предложение представляет собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузами, а на письме – знаками препинания, которые помогают передать эмоции. С помощью точки мы передаём повествовательную интонацию. Я разбудил своих друзей. С помощью восклицательного знака – восклицательную интонацию. Какой красивый восход! С помощью вопросительного знака – вопросительную интонацию. Куда мы пойдём дальше?

Таким образом, предложение проявляет свою основную функцию в языке – коммуникативную, т. е. функцию сообщения.

В предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого или одного из них. Рассмотрим следующие примеры. Утро. (Есть только подлежащее). Всходит солнце. (Есть подлежащее и сказуемое). Теплеет. (Есть только сказуемое).

  1. Я иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен. (А. Ахматова). – Иду по тропинке, собираю цветы.

2. Ты расскажи мне эту историю. – Расскажи мне стихотворение.

В первых предложениях пар есть подлежащее и сказуемое: я иду, ты расскажи, наступила осень. Во вторых предложениях есть только один главный член: иду – сказуемое, расскажи – сказуемое, осень – подлежащее.

По строению грамматической основы предложения бывают с одним главным членом (подлежащим или сказуемым) и с двумя. Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения.

В предложении кроме подчинительных связей (согласования, управления, примыкания) встречается сочинительная связь (между равноправными членами – однородными). Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф. И. Тютчев) Хлопочет и ворчит – однородные сказуемые, связанные сочинительной связью, т.е. они равноправны.

Сочетания слов, связанные сочинительной связью, не являются словосочетаниями.

• выражает законченную мысль

• характеризуется интонацией законченности

• имеет грамматическую основу

• отделяется паузами в устной речи и знаками препинания на письме.

• состоит из главного и зависимого слова

• уточняет значение слова

• не выражает законченной мысли

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Сгруппируйте предложения по наличию главного члена: подлежащее, сказуемое.

Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.

Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.

Разбор задания: вспоминаем, что предложение выражает законченную мысль, подлежащее может быть выражено существительным, числительным. В представленных примерах подлежащее: привал, избушка лесника, встреча. Сказуемое выражено глаголом: отправимся, найдём, узнали.

Подлежащее: Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.

Сказуемое: Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.

  1. Соотнесите понятия.

Есть подлежащее и сказуемое.

Есть только подлежащее или только сказуемое.

Разбор задания: вспоминаем: Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения. Следовательно: Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое. Двусоставное предложениеэто предложение, в котором есть подлежащее и сказуемое.

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)

Урок словосочетание и предложение 5 класс фгос

Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)

Форма урока: урок-практикум

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;

совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

развивать внимание, память.

воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль. Воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: практикум.

I. Слово учителя.

— Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!

II . Сообщение темы урока. Словосочетание и предложение.

III . Сегодня мы совершим наше осеннее путешествие по разным станциям.

ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».

Беседа по вопросам:

Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения.)

Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)

Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).

Назовите виды словосочетаний.

Для чего нужна речь? ( Для общения друг с другом.)

Из чего состоит речь?(Наша речь состоит из предложений.)

Что же такое предложение?(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)

Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)

— Всегда ли в предложении ГО состоит из подлежащего и сказуемого?

Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)

Что такое сложное предложение? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)

Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки)

Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!

ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».

— А вот и вторая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?

1. Игра «Выбери меня, выбери меня»

— Перед вами лежат фонарики. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зелёный). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).

( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)

Солнечный день, краски радуют, водить за нос, хорошо дышать, чуткие и зоркие, шуршит под ногами, буду рисовать, осенний наряд, около моря, нудный дождь, хорошо в лесу, после дождя, на мокрых пнях, природа творит, птичьи песни, все меркнет, леса и парки, листья осины, загорается и охватывает, любоваться закатом, красив вечер, золотой листопад, потерять голову, картина прекрасна, высунув язык, прекрасна и таинственна, сквозь ветви.

4. Игра «Кто лучше?»

— Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.

Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.

— Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.

ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

— А вот и третья наша остановка «Предложение». Прогуляемся по ней.

1. Игра «Кто быстрее?»

— Перед вами текст.

Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.

Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно пьет из грибной лунки.

Задания по тексту

Вставить пропущенные буквы.

Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.

Найдите в тексте нераспространенные предложения.

Найдите сложные предложения.

Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.

Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски).

2. Игра «Кто внимательнее»

Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».

— Правильно –Х, неправильно – О.

Выплыло из-за туч солнышко.

Оно разослало на землю свои лучи.

Две капли тяжело шлепнулись на лист.

Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

Утро сегодня прохладное.

Листья плясали под его музыку.

Осень – волшебное время года.

Заполните таблицу. Главные и члены предложения.

На какие вопросы отвечает

Какой частью речи выражается

Видео:Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

Конспект урока «Словосочетание» в 5 классе

Урок словосочетание и предложение 5 класс фгос

Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. 2.Находить главное и зависимое слово. 3.Сформировать умение выделять словосочетание из предложения. 4. Производить синтаксический разбор словосочетаний. 5.Повторить сведения о синтаксисе и синтаксических единицах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Словосочетание» в 5 классе»

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: деятельностного типа.

Познавательные: 1.Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. 2.Находить главное и зависимое слово. 3.Сформировать умение выделять словосочетание из предложения. 4. Производить синтаксический разбор словосочетаний. 5.Повторить сведения о синтаксисе и синтаксических единицах.

Практические : 1.Совершенствовать синтаксические учебно-языковые умения (синтаксический разбор словосочетаний). 2. Формировать умение определять главное и зависимое слово в словосочетании.

Общепредметные: 1. Развивать способность объединять изученные сведения в систему. 2.Совершенствовать умение обосновывать свой ответ. 3. Развивать умение переключать внимание сменой видов деятельности. 4. Развивать умение работать в группах. 5. Воспитывать интерес и любовь к родному языку, внимание к слову. 6. Продолжить работу над развитием связной речи учащихся.

Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Научности (углубление представлений о синтаксисе).

Наглядности ( использование средств обучения).

Доступности (опора на знание учащихся о единицах синтаксиса).

Активности и сознательности учащихся в процессе обучения (привлечение учащихся к формулированию целей урока, исследовательская деятельность учащихся).

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, рефлексивный, метод нахождения языкового явления, метод доказательства принадлежности языкового явления к указанному разряду, метод преобразования языкового явления ( слова в словосочетания),

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас в порядке, есть ли тетрадь, учебники, карандаш. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

2. Актуализация изученного ( знаний).

— Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными исследованиями).

— Мы с вами уже не раз проводили исследования на уроках. Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, попробуйте определить сами.

— Какой раздел науки о языке мы изучаем? ( Синтаксис).

— Что такое синтаксис?

— Какие синтаксические единицы мы уже изучили? (Предложение, текст).

-Следовательно,что будет объектом исследования сегодня?(Словосочетание).

Запишите число, вид работы и тему сегодняшнего урока.

— Ребята, как вы думаете, какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться на уроке? Каким образом будем получать информацию?

3. Объяснение нового. Словарная работа . (СЛАЙД № 1)

— Записать слова, вставить пропущенные буквы.

Весело ш…л (СЛАЙД № 2)

Ж…лтые листья (СЛАЙД № 3)

Осв…щается со…нцем (СЛАЙД № 4)

Самопроверка. Оценивание. ( СЛАЙД № 5)

Кто выполнил безошибочно – поставьте на полях +.

— Ребята, я вас попросила записать слова. А как вы думаете, это просто слова мы записали? (нет, это словосочетания).

— Почему вы так решили? Чем словосочетание отличается от простого набора слов? (связь)

— Как устанавливается связь слов в словосочетании? (по вопросу от главного слова к зависимому).

— Попробуем это доказать. Сейчас мы будем учиться устанавливать грамматическую и смысловую связь слов в словосочетании и доказывать это графически. (Разбор записанных слов). Словосочетания записываются на доске + схемы.

— Ребята, что же такое словосочетание? Попробуйте самостоятельно сформулировать ответ. Теперь обратитесь к учебнику. Откройте теорию п.19, стр.26. Из параграфа выберите нужную для ответа информацию. Что такое словосочетание? ( Проговаривание, заучивание, ответ сильного ученика – слабого). Вывод учителя.

4.Формирование знаний и умений.

Сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Я перед вами ставлю такую задачу: ответьте на вопрос Можно ли утверждать, что слова на картинках являются словосочетанием. Докажите графически.

Снежная зима (СЛАЙД № 6)

Спелые ягоды (СЛАЙД № 7)

Организация проверки: ответы учеников у доски + схемы. Самопроверка, оцените себя знаком +, кто не допустил ошибку, кто допустил ошибку, поставьте + на полях напротив этого задания.

-Таким образом, сделаем вывод. Что такое словосочетание?

— Что вы уже узнали о словосочетании? ( есть главное и зависимое слово, связаны по смыслу).

Ребята, мы узнали, что такое словосочетание, как устанавливается связь слов в словосочетании. Теперь мы должны с вами научиться видеть словосочетания в предложении и выделять их.

На доске записано предложение. Солнце озаряет.

— Найдите грамматическую основу предложения.

— Какое это предложения по наличию второстепенных членов? (нераспростр.)

— Дополните предложение словом, которое будет пояснять подлежащее.

— Включите еще слово, которое будет пояснять сказуемое.

Запишите полученное предложения. ( Утреннее солнце озаряет лес.)

— Какое получилось предложение по наличию второстепенных членов? (распр.)

Ребята, в распространённом предложении мы можем выделить словосочетания.

А в нераспространённом – нет, потому что грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием.

— Давайте попробуем найти словосочетания в распространённом предложении и доказать это графически. Ученик у доски.

Солнце (какое?) утреннее. Сущ.+прил.

Озаряет (что?) лес. Глаг.+ сущ.

— Ребята, как связаны слова в словосочетании? (по смыслу и грамматически).

— Как связаны слова в предложении? (по смыслу и грамматически).

— Как устанавливается связь? (с помощью вопроса).

— Какое слово считается главным в словосочетании?

— Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно изучать эту тему? (правильно составлять предложения, а распространённые предложения больше дают информации, поэтому нужно учиться распространять предложения второстепенными членами и правильно составлять словосочетания.)

Задание: (Работа в парах)

-Можно ли назвать эти слова словосочетаниями? Почему? (Нет, они не согласованы в роде, числе, падеже).

— Что нужно сделать, чтобы соединить эти слова в словосочетания? (Изменить окончание слова). Попробуйте составить словосочетания.

Организация проверки : у доски. Самооценивание.

ВЫВОД: — Какой можно сделать вывод, с помощью чего выражается грамматическая связь? (С помощью окончаний и согласования слов в роде, числе, падеже).

5. Подведение итогов. Оценивание.

— Итак, что же было объектом исследования на нашем уроке?

— Что вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

— Что такое словосочетание?

— Как устанавливается связь слов в словосочетании?

— Как найти в словосочетании главное слово?

— Что в предложении не может являться словосочетанием?

— Как вы поняли тему, оцените себя, поставив на полях карандашом общую оценку за урок.

— А теперь проверим, подтвердите ли вы свою оценку.

Запишите предложение, выпишите словосочетания, докажите графически своё решение.

Относитесь к родному языку бережно. (Слайд № 9).

Относитесь (к чему?) к языку. Гл.+сущ.

Относитесь (как?) бережно. Гл.+ нареч.

Языку (какому?) родному. Сущ.+прил.

Проверка, выставление оценок.

Постановка домашнего задания.

Чтобы закрепить полученные знания на уроке, дома вам предстоит повторить, что такое словосочетание, выучить определение наизусть, п.19 Т.,выполнить упр. № 275 на «4» или упр. № 277 на «5» (по выбору).

📺 Видео

Русский язык 5 класс. Открытый урок Жаворонковой Е. А.Скачать

Русский язык 5 класс. Открытый урок Жаворонковой Е. А.

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)

5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Русский язык 5 класс: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Виды предложений.Скачать

Русский язык 5 класс: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Виды предложений.

Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Русский язык 5 класс (Урок№15 - Виды предложений по цели высказывания.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№15 - Виды предложений по цели высказывания.)

Русский язык 5 класс (Урок№15 - Виды предложений по цели высказывания.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№15 - Виды предложений по цели высказывания.)

Русский язык 5 класс (Урок№32 - Простые и сложные предложения. Синтаксический анализ предложения.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№32 - Простые и сложные предложения. Синтаксический анализ предложения.)

Русский язык 5 класс (Урок№12 - Синтаксис и пунктуация.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№12 - Синтаксис и пунктуация.)

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Русский язык 5 класс (Урок№28 - Предложения с обращениями.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№28 - Предложения с обращениями.)

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 5 класс (Урок№2 - Стили речи (функциональные разновидности языка).)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№2 - Стили речи (функциональные разновидности языка).)
Поделиться или сохранить к себе: