- Урок ФГОС по теме «Словосочетание» в 5 классе план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме «Словосочетание» по учебнику Е.А. Быстровой
- Выберите документ из архива для просмотра:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах» (4 класс)
- Технологическая карта урока «Синонимы, антонимы, омонимы».
- Дидактические материалы по теме «Односоставное предложение». 8 класс
- Памятка. Фонетический разбор слова
- Рабочая программа по русской речи 5 класс
- Практическая часть по русскому языку в 5 классе
- Рабочая программа по новому, обновленному стандарту 2021 года 5 класс
- Программа по курсу «Русский язык».
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Разработка урока русского языка по теме «Словосочетание». 5-й класс
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверка усвоения изученного материала. Слайд №2.
- III. Знакомство с новой темой. Слайд № 5-6.
- IV. Закрепление. Слайд № 9.
- V. Рефлексия. Слайд № 13.
- 🔍 Видео
Видео:Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Урок ФГОС по теме «Словосочетание» в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока по теме «Словосочетание» (учебник Быстровой)
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fgos_po_teme_slovosochetanie_v_5_klasse.docx | 51.94 КБ |
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
в 5 классе по теме: «Словосочетания».
Тип урока : урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации нового способа действия: работа с учебником, раздаточным материалом, работа с информационным текстом.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов :формирование знаний о словосочетании.
обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
обучающийся научится отличать словосочетания от предложений,
обучающийся получит возможность научиться определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи.
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;
обучающийся научится целеполаганию и осуществить контроль и самоконтроль,
обучающийся получит возможность самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Познавательные УУД : обучающий научится проводить сравнение и классификацию изученных объектов
обучающийся получит возможность строить логические рассуждения.
обучающийся научится приобретать опыт работы в группе, действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия;
обучающийся получит возможность научиться формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Предметно- образовательная среда : лист самооценки, компьютер, учебник, карточки, эталоны заданий и упражнений, компьютер,
I.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Доброе утро, ребята!
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка – земля,
Здравствуйте, мои друзья.
С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
Ученики. Получить новые знания.
Учитель. Все готовы получить новые знания?
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проверка домашнего задания.
Учитель. Тогда проверим домашнее задание.
Те, кто выполнил упражнение 77 учебника из параграфа 15, проверьте свою работу по эталону, который проецируется на экране.
Учитель. Те учащиеся, которые выполнили задание на карточке , проверьте свои ответы по эталону на листочках. Те, кто выполнил упражнение 79 учебника, подойдите ко мне.
Эталон к упражнению 77.
Безобразники, хулиганы, я вам покажу, где раки зимуют, крокодилы несчастные, зелёные, чтобы вам пусто было.
Эталон к карточке
1. Помогать (кому?) другу; попросить (что?) помощь; участвовать (где?) в походе, восхищаться (чем?) подвигом; познакомиться (с кем?) с соседом; дописать (что?) письмо; покрасить (что?) стену; отзываться (как?) похвалой; читать(как?) громко; отдавать (что?) книгу; объединиться (во что?) в группы.
2. В последнем словосочетании «объединиться в группы» зависимое слово «группы» является именем существительным.
3. Отд а вать – д а ть; объед и ниться – ед и ный.
Эталон к упражнению 79
Что может произойти, если не будет знаков препинания?
По-моему, если не будет знаков препинания, станет скучной и однообразной и наша жизнь. Это же мы видим и в тексте А.Каневского.
Во-первых, без точек мы не видели бы границы предложений. Во-вторых, потеряв запятые, мы перестали бы строить сложные предложения. В-третьих, мы перестали бы различать повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения. Мы забыли бы, что такое интонация. Исчезла бы выразительность нашей речи. Без пауз и каких-либо границ между словами наша речь стала бы нечленораздельной. Люди перестали бы друг друга понимать.
Вот что произошло бы, не будь у нас знаков препинания!
Учитель. Ребята! Поднимите руки, кто выполнил упражнение 77 без ошибок. У кого какие недочеты?
Ученик. Я не поставил запятую после слова «хулиганы».
Учитель. Ребята! Поднимите руки, кто выполнил задание на карточке без ошибок? У кого какие ошибки?
Ученик. А у меня ошибка в определении главного слова в сочетании «попросить помощь».
Ученик. Я неправильно поставил вопрос в последнем словосочетании.
Ученик. У меня получился неполный ответ.
Ученик. Я подобрал проверочное слово неправильно.
Учитель. А как вы справились заданием упражнения 79?
Ученик. У меня получился неполный ответ.
Учитель. Ребята, на ваших столах лежат карточки для самооценки. Оцените свою работу на этом этапе урока.
Лист самооценки ученика_____Ф.И._____________ по теме «Словосочетание»
1.Проверка домашнего задания
2.Работа в парах
3.Работа в группе
Учитель. Итак, на каком уровне усвоена тема и выполнено домашнее задание?
Ученики. Мне кажется, на удовлетворительном уровне, потому что мы еще допускаем ошибки.
Учитель. Что нужно делать дальше?
Ученики. Нам надо потренироваться.
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Тогда посмотрите на доску. Там написаны два предложения.
Из этих предложений выпишите все словосочетания.
- На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами.
- Росли на широких улицах высокие тополя и тенистые каштаны.
Учитель. Сопоставьте свои ответы с эталоном. Оцените свою работу на этом этапе урока на листах самооценки.
Эталон к заданию
Сидели на ветвях , красногрудые попугаи, золотисто-зеленые попугаи, на ветвях деревьев, странными голосами, росли на улицах, высокие тополя, на широких улицах, тенистые каштаны
Учитель. Какие затруднения вы испытывали?
Ученик. У меня из первого предложения подлежащее и сказуемое неправильно взяты как словосочетание.
Ученик. У меня «сидели и кричали» неправильно выбрано.
Учитель. А вы можете объяснить, почему так случилось? Какова же проблема?
Ученик. Мы не можем определять словосочетания.
Ученики. У нас не хватает знаний.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Какова цель нашей дальнейшей работы?
Учитель. Научиться определять словосочетания.
Учитель. Как сформулировать тему?
Учитель. Какой метод предлагаете ?
Ученики. Работу с учебником .
V .Реализация построения проекта.
Учитель. Тогда откройте учебники и прочитайте параграф 16 .
Учитель. Что вы узнали из 16 параграфа учебника?
Ученик. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного к зависимому ставится вопрос. Например, в словосочетании добрый характер главное слово – характер , зависимое – добрый.
Ученик. Смысловая связь между словами в словосочетании выражается с помощью вопроса. Например: рубить топором (чем?)
Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например:
Жить (где?) в лесу, солнечного (какого?) дня
Ученик. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения, однородные члены предложения и сочетания слов самостоятельной и служебной части речи . Например:
Птицы зашумели . Тихо и спокойно шёл дождь. Около леса.
Ученик. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным . Например:
Ласковое солнце (прил.+ сущ.), грустный человек (прил. + сущ.)
Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Например: долго работать (нареч.+глаг.)
Теперь мы можем объяснить , почему мы допустили ошибки в начале урока?.
Ученик. Мы не знали словосочетания, подлежащее и сказуемое отметили как словосочетание.
Ученик. И однородные члены ,оказывается, тоже не являются словосочетаниями.
Учитель. Какой можно сделать вывод?
Ученик. Мы выполнили поставленную задачу.
Ученик. Теперь мы знаем, что такое словосочетание.
Учитель. Давайте сделаем физкультминутку.
Физкультминутка. Используется видеоролик.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель. Каков следующий шаг нашей деятельности?
Ученик. Нам нужно закрепить знания о словосочетаниях..
Учитель. Тогда выполняем задание, которое проецируется на доске , при этом проговаривая вслух выполняемые шаги и их обоснование.
Задание : распределите словосочетания в зависимости от вида .
Возраст деревьев, чистые воды, лежат на полу, изобразил на картине, краски осени, пение птиц, дружно работать, бег лошади, поздравить друга, гордиться дедом, объединить усилия, страстное желание, изучаешь грамматику, участник войны.
Эталон к заданию
Возраст деревьев лежат на полу
Чистые воды изобразил на картине
Краски осени дружно работать
Бег лошади поздравить друга
Пение птиц гордиться дедом
Участник войны изучаешь грамматику
Страстное желание объединить усилия
Учитель. Оцените свои работы на листах самооценки.
Учитель. Давайте продолжим закрепление. Поработаем в группах.
Задание. Из текста выберите словосочетания и распределите в две группы.
Учитель. Проверьте свои ответы с эталоном, который проецируется на доске.
Эталон к заданию
1.Деревянный дом, пушистый снег, проливной дождь, дом из кирпича, ручка двери.
2.Бежать быстро, летает над морем, читать громко, восхищались подвигом, объединяться в группы.
Учитель. Какие затруднения испытывали здесь?
Ученик. У нас возник спор при определении словосочетания из третьего предложения.
Учитель. Оцените свою работу на листах самооценки.
Учитель. Следующая наша работа . Поработаем в парах.
Задание. Из текста упражнения 81 учебника найдите все словосочетания, определите главное и зависимое слово, поставьте вопрос к зависимому слову.
Эталон к упражнению 81
Что? Кого? Какие? Чего?
Прим е рять джинсы, прим и рять друзей, стройные б е резки, в о дитель автобуса,
Во что? Что? Куда? Чего?
играть в фу т бол, сп и ши задание, сп е шить домой, огл а вление книги.
Учитель. Какие вы испытывали затруднения при выполнении заданий?
Ученик. Было затруднение при определении главного слова в двух словосочетаниях.
Ученик. Я поставил другой вопрос от главного слова к зависимому в словосочетании «играть в футбол».
Учитель. Оцените свою работу на этом этапе урока.
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Как проверить, усвоена новая тема или нет?
Ученик. Нужно поработать самостоятельно.
Учитель. А теперь вы сможете работать самостоятельно?
Учитель. Для самостоятельной работы я подготовила следующее задание. Поработаем по карточке.
Задание. Из текста, который у вас на карточках, выпишите все словосочетания и определите их вид.
Эталон для проверки самостоятельной работы
Бежал быстро – глагольное,
чахлая рябина –именное,
по редкому лесу – именное,
по сосновому лесу – именное,
против ветра – глагольное,
мокнет под дождем – глагольное,
болтливые воды- именное,
белые облака- именное,
проходят чередой- глагольное,
таяли в тучах- глагольное,
тихо плыли- глагольное.
Учитель. У кого возникли трудности? В чем причина затруднения?
Ученик. У меня ошибка в одном словосочетании.
Ученик. Я неправильно отметил вид одного словосочетания.
Учитель. Для учащихся, допустивших ошибки, предоставляем возможность их исправить.
Учитель. Оцените, пожалуйста, свою работу на данном этапе урока.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель. Достаточно ли мы с вами выполнили задания? Давайте проверим свои знания.
Учитель. Тогда мы поработаем по индивидуальным карточкам.
Задание. Составьте словосочетания «сущ.+прил.», «глагол+ наречие», «сущ.+ сущ.» из данных слов, которые даны в ваших карточках.
Эталон к карточкам
Ясное солнышко, ясный месяц, царские палаты, сырая земля, веселый разговор, пернатые гости, кричат громко, заповедник для птиц, сидят спокойно, белые облака.
Учитель. Проверьте свои ответы по эталону.
Учитель. Учащимся было дано задание выписать словосочетания из предложений. При выполнении задания были допущены ошибки. Найдите их.
1.Тёплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль.
б) пролетает над полями;
в) пролетает и поднимает;
г) пролетает ветер;
д) поднимает пыль;
е) цветочную пыль.
2. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами.
а) весенние ветерки;
б) пахнули травой;
в) ветерки пахнули;
г) травой и гнёздами;
д) свежей травой;
е) птичьими гнёздами;
ж) весенними гнёздами.
3. Дорога к станции вилась по тропинке и спускалась в сырые ложбинки.
а) дорога к станции;
б) вилась к станции;
в) вилась и спускалась;
г) вилась в ложбинки;
д) дорога вилась;
е) вилась по тропинке;
ж) в сырые ложбинки;
Учитель. Правильно ли вы отметили ошибки учащихся? Проверьте свою работу.
Ответ: 1 – в, г. 2 – в, г . 3 – в, д, з.
Учитель. Итак, как вы справились с этим заданием?
Ученик. У меня во втором предложении не указаны подлежащее и сказуемое как ошибка.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.
Ученик. Урок был посвящен словосочетанию. Мы можем определять словосочетания.
Ученик. Теперь знаем какие бывают словосочетания.
Знаем, какие сочетания слов не являются словосочетаниями.
Учитель. Оцените свою деятельность на уроке.
Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности.
1Кто научился определять словосочетания , но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. №90 из параграфа 16.
2. Кто научился определять словосочетания, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить виды словосочетаний, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 92.
3. Кто научился определять словосочетания и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 словосочетаний глагольных и именных.
4. Задания для умников и умниц!
Составьте небольшой рассказ на тему «Мое любимое произведение» и отметьте в них 5-6 словосочетаний и определите их вид.
Видео:Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме «Словосочетание» по учебнику Е.А. Быстровой
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ урок 21 -конспект урока.docx
Тема: Словосочетание (§ 16)
Цели урока : развить представление учащихся о словосочетании, его строении; научить находить главное и зависимое слова, устанавливать смысловые связи между ними; совершенствовать орфографические навыки.
Планируемые результаты: Стремление к речевому совершенствованию. Побуждение к деятельности. Осознание качества и уровня усвоения материала. Индуктивное умозаключение. Развитие представления о синтаксических единицах. Классификация объектов. Выдвижение гипотез. Развитие основных видов речевой деятельности. Участие в коллективном обсуждении проблемы.
I . Организационный момент.
— Проверка готовности к уроку.
II . Актуализация знаний.
1.Проверка домашнего задания по карточке.
— Прочитайте получившиеся предложения в тексте.
2. Словарная работа с.66
П..в..ствование, разг..ворный, м..тафора, ра(с,сс)уждение, олиц..творение, реч(?), к..мп..зиция, эпит..т, заголовок, инф..рматика, р..пр..дукция, док..зательство, ..ргу- мент, т..зис, с..бака, ра(с,сс)каз, пуш..стый, к..моч..к, п..тух, ..нтарь, л..карство, п..пугай, ж..знь, свит..р, в..рблюд, пожалу(?)ста, шк..тулка, к..н..рейка.
3. Повторение определения : синтаксис и пунктуация.
III . Работа по теме урока.
1. Знакомство с темой урока и постановка цели.
Изучение теоретического материала:
— Назовите минимальную единицу синтаксиса (словосо четание).
2. Работа по учебнику.
— Дайте определение словосочетания, прочтя теоретический материал I § 16. с.72.
— Прочитайте стихотворение « Объявление»
— Выполните задание 2:
Нет, запомнил я не точно!
Снова быстро повторяю:
«Продаются очень срочно
Два японских граммофона,
Кот породистый сиамский,
Зонт складной, старинный дамский,
Стол обеденный, дубовый,
Плащ мужской почти что новый
И зелёный попугай.
Вот для справок телефон».
— Формирование основ культуры речи. Представление о лексической сочетаемости слов
— Прочитайте задание 1.
Автор повести, автор учебника. Биография отца, биография учёного, биография писателя.
— Укажите главное слово и покажите связь с зависимым словом.
— Ответьте, из каких частей состоит словосочетание, используя материал II § 16.
— Какие виды связи устанавливаются между словами в словосочетаниях (с. 73-74)?
Смысловая связь
Грамматическая связь
— связывается с главным словом только по смыслу.
Например : кричать громко
— с помощью окончаний главного и зависимого слова.
— с помощью окончаний и предлога.
Например : лежит на парте
— Составим словосочетания и определим связь слов в словосочетании.
— Запишем словосочетания ( по одному на каждый вид связи):
— Что не является словосочетанием ( III на с. 75)?
Не являются словосочетанием
Грамматическая основа предложения
(подлежащее и сказуемое).
Однородные члены предложения
Сочетания самостоятельной и служебной части речи
— Выписать из текста только словосочетания в тетрадь, указать главное слово о определить связь слов в словосочетании, остальные сочетания слов записать в таблицу («Не являются словосочетанием»).
В тетрадь: Домашнее задание, надёжный товарищ , вдумчиво ответить, современные города, компьютерная игра, опоздать на поезд , чайное блюдце, электронная почта.
Не являются словосочетанием
Грамматическая основа предложения
(подлежащее и сказуемое).
Однородные члены предложения
Сочетания самостоятельной и служебной части речи
белый и зелёный
— Что нужно уметь чтобы правильно строить предложения?
( Нужно уметь составлять словосочетания)
— Что такое словосочетание?
( — сочетание двух слов, которые связаны по смыслу и грамматически)
— Из чего состоит словосочетание?
(- из главного и зависимого слова)
-Как связаны между собой слова в словосочетании?
(По смыслу и грамматически.)
— Что не является словосочетанием?
Домашнее задание: с.72-75, выучить теорию( повторить по таблице), упр.84
Смысловая связь
Грамматическая связь
— связывается с главным словом только по смыслу.
Например : кричать громко
— с помощью окончаний главного и зависимого слова.
— с помощью окончаний и предлога.
Например : лежит на парте
Смысловая связь
Грамматическая связь
— связывается с главным словом только по смыслу.
Например : кричать громко
— с помощью окончаний главного и зависимого слова.
— с помощью окончаний и предлога.
Например : лежит на парте
Выбранный для просмотра документ урок 21.1 — Связь слов в словосочетании.docx
Связь слов в словосочетании
Смысловая связь
Грамматическая связь
— связывается с главным словом только по смыслу.
Например : кричать громко
— с помощью окончаний главного и зависимого слова.
— с помощью окончаний и предлога.
Например : лежит на парте
Связь слов в словосочетании
Смысловая связь
Грамматическая связь
— связывается с главным словом только по смыслу.
Например : кричать громко
— с помощью окончаний главного и зависимого слова.
— с помощью окончаний и предлога.
Например : лежит на парте
Связь слов в словосочетании
Смысловая связь
Грамматическая связь
— связывается с главным словом только по смыслу.
Например : кричать громко
— с помощью окончаний главного и зависимого слова.
— с помощью окончаний и предлога.
Например : лежит на парте
Выбранный для просмотра документ урок 21.2 — Не являются словосочетанием.docx
Не являются словосочетанием
Грамматическая основа предложения
(подлежащее и сказуемое).
Однородные члены предложения
Сочетания самостоятельной и служебной части речи
Не являются словосочетанием
Грамматическая основа предложения
(подлежащее и сказуемое).
Однородные члены предложения
Сочетания самостоятельной и служебной части речи
Не являются словосочетанием
Грамматическая основа предложения
(подлежащее и сказуемое).
Однородные члены предложения
Сочетания самостоятельной и служебной части речи
Не являются словосочетанием
Грамматическая основа предложения
(подлежащее и сказуемое).
Однородные члены предложения
Сочетания самостоятельной и служебной части речи
Выбранный для просмотра документ урок 21.3 — на доску.docx
Не являются словосочетанием
Грамматическая основа предложения
(подлежащее и сказуемое).
Однородные члены предложения
Сочетания самостоятельной и служебной части речи
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 829 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 348 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 337 человек из 67 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах» (4 класс)
Технологическая карта урока «Синонимы, антонимы, омонимы».
Дидактические материалы по теме «Односоставное предложение». 8 класс
Памятка. Фонетический разбор слова
Рабочая программа по русской речи 5 класс
Практическая часть по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по новому, обновленному стандарту 2021 года 5 класс
Программа по курсу «Русский язык».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5285427 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Разработка урока русского языка по теме «Словосочетание». 5-й класс
Класс: 5
Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.
Цели урока:
- дать понятие словосочетания;
- научить отличать словосочетания от слова;
- сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
- находить главное и зависимое слово;
- различать именные и глагольные словосочетания;
- воспитывать любовь к родной природе, слову.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка усвоения изученного материала. Слайд №2.
– На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.
– Что такое синтаксис?
– Что такое пунктуация?
– Какие знаки препинания вы знаете?
(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).
Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п. дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
III. Знакомство с новой темой. Слайд № 5-6.
– Посмотрите на изображение. Что вы видите на нем?
Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.
(Вода, береза, река, трава, листья, небо и т.д.)
– Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?
– Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д.
– Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?
Чистая | вода |
Стройная | береза |
Тихая | река |
Зеленая | трава |
Желтые | листья |
Голубое | небо |
Перед вами словосочетания.
Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом
Словосочетание всегда состоит из двух частей.
Обратимся к учебнику.
– Как связаны слова в словосочетании?
Слайд № 8. Запомни!
Словосочетанием не являются:
– Сочетание подлежащего и сказуемого .
– Однородные члены предложения.
Наступила хмурая, дождливая осень.
Наступила осень.
Хмурая, дождливая.
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали, все в полном порядке.
IV. Закрепление. Слайд № 9.
1. На интерактивной доске выписать словосочетания из данного текста в два столбика: именные и глагольные.
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
2. Работа в группах.
На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.
Кто быстрее и без ошибок?
Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)
(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)
Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)
Проверка. Слайд № 10, 11.
– Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?
3. Работа со стихотворениями.
Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.
Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)
Учитель: Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.
4. Работа с учебником. Упр. 128.
V. Рефлексия. Слайд № 13.
– В каком разделе науки изучаются словосочетания? Приведите примеры словосочетаний.
– Что такое словосочетание?
– Из каких частей состоит словосочетание?
– Что не является словосочетанием?
2. Тестирование. Слайд № 14, 15.
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
Ключ. 1) – 1,4. 2) – 4.
Домашнеее задание. Слайд № 16.
Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных.
🔍 Видео
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Русский язык 5 класс. Открытый урок Жаворонковой Е. А.Скачать
Урок по теме "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову", 5 классСкачать
Для тех кто идёт в 5-6 класс🌿 #shorts #школа #туториал #математика #урокСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№47 - Слово и его лексическое значение.)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык 5 класс. СловосочетаниеСкачать
Тест скорости чтенияСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать