Видео:Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать
«Слово. Словосочетание. Предложение.» Русский язык 4 класс УМК «Начальная школа 21 века»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока в 4 классе
Видео:Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 58 КБ |
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Предварительный просмотр:
Тема: Слово. Словосочетание. Предложение .
Цель: Совершенствовать преподавание русского языка детям с неродным русским языком.
Задачи: Закрепить знания об отличии слова от словосочетания, развивать умение находить и выписывать словосочетания из предложения, прививать любовь к русскому языку, развитие речи и обогащение словарного запаса.
Оборудование: пособие «солнце», карточки с предложениями.
У. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, лица и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
У. Ребята, какое сейчас время года?
У. Наконец мы дождались тёплых лучей солнца, ласково согревающих нас. На уроке у нас тоже будет весеннее солнышко (выставляю солнце с надписью весна ), но мне нужна ваша помощь, чтобы у солнца появились лучики, для этого надо ответить на вопросы (лучики – ответы вывешиваются на доске).
У. Звонкое журчание чего мы слышим весной?
Д. Журчание ручейков.
У. Когда тают сосульки, звон чего мы слышим?
У. А что набухают на ветках деревьев весной?
Д. Набухают почки.
У. А какой цветок первым появляется из-под снега весной?
Д. Белый подснежник.
У. Что ещё зеленеет на проталинках?
Д. Первая травка.
У. – Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!
Какая птичка пела эту песенку?
И песню раннюю запел
В лазури … звонкий .
У. Молодцы! Теперь у нас получилось настоящее весеннее солнышко. Ребята, что написано на каждом лучике?
Д. На каждом лучике написаны слова.
У. А что можно составить с помощью слов?
Д. С помощью слов можно составить словосочетания и предложения.
У. Как вы думаете, какова тема нашего урока? Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием и узнаем в чём отличие слова от словосочетания.
У. Ребята, что такое словосочетание?
Д. Словосочетанием называется такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью.
У. А какие сочетания не являются словосочетаниями?
Д. Словосочетанием не являются главные члены предложения, однородные члены предложения и фразеологизмы.
У. Давайте составим словосочетания с данными на доске словами .
(Запись словосочетаний на доске и в тетрадях)
У. А что конкретнее, точнее называет предмет – слово или словосочетание?
У. А теперь прочитаем правило на с. 112 учебника и проверим, верно ли мы рассуждали.
Рубрика «Давай подумаем».
У. А теперь обратимся к рубрике «Давай подумаем». Прочитайте предложение и словосочетания.
На доске: 1. Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем.
2. Радует капелями, ярким солнцем, звонкими капелями, радует
У. Выражает ли словосочетание законченную мысль?
Д. Словосочетание не выражает законченной мысли.
У. Можно ли произнести словосочетание с восклицательной и
Д. Словосочетание не произносится с определённой интонацией.
У. Может ли словосочетание входить в состав предложения?
Д. Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его.
Прочитаем вывод на с. 114.
- Работа в группах. Самостоятельная работа.
У. Ребята, вы наверняка часто видели спокойное море, когда на нём нет волн. Кто знает, как называется такое состояние моря?
У. А теперь представьте себе, что во время штиля на море налетает лёгкий ветерок. Что появляется на море?
Д. Рябь. (Лёгкое волнение).
У. А вот как об этом пишет М. Горький, прочтите на листочках, которые я вам раздам. Но сначала нам надо объединиться в группы, чтобы выполнить следующее задание. Обсудите, какие словосочетания можно выписать из данного предложения. Карандашом можно сделать пометки на листочках. (Раздаю листочки с предложением)
Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью.
У. Ребята, каждая группа называет одно словосочетание. А теперь один представитель от каждой группы по очереди словосочетание на доске, а остальные работают в тетрадях.
Вариант работы на доске и в тетрадях:
покрывалось (чем?) рябью
рябью (какой?) мелкой
вздрагивало (под чем?) под дуновеньем
под дуновеньем (каким?) лёгким
под дуновеньем (чего?) ветра
ветра (какого?) знойного
У. В команде вы работаете хорошо, а теперь поработаем в парах и выполним упр. 2 на с. 114 учебника. Задание усложняется. Из какого предложения выписаны данные словосочетания? Запишите его в тетрадях.
Моя бабушка в первый вечер гуляла по саду и любовалась пышными гроздьями белой сирени.
У. Прочитайте получившееся предложение.
У. Ребята, чем словосочетание отличается от предложения?
Д. Словосочетание не употребляется в речи вне предложения.
У. А что точнее конкретнее называет предмет, признак, действие слово или словосочетание?
- Домашнее задание: Используя словосочетания, составленные в начале урока,
Видео:4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
Урок по русскому языку для 4 класса на тему «Слово. Словосочетание. Предложение».
Русский язык. 4 класс
Программа «Начальная школа XXI века»
По УМК Н. Ф. Виноградовой.
Учебное занятие проведено в МБОУ СОШ п. Пионерский
Учитель: И.Р. Ахматдинова
Тема урока: «Слово. Словосочетание. Предложение».
Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, обобщение и открытия новых знаний).
Компьютер, мультимедиа проектор
Презентация по теме урока
Учебники, рабочие тетради
Карточки с заданиями
1. Создать условия для формирования навыка отличать слова от словосочетаний.
2. Содействовать развитию умения учащихся находить и выписывать словосочетания из предложения.
3. Способствовать обогащению словарного запаса, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала
4. Воспитывать уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество..
Средства обучения: учебник Русский язык 4 класс С. В. Иванов, опорные таблицы, карточки с дифференцированными заданиями.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парно-групповая, дифференцированная.
1. Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
— Добрый день, сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная и непростая. Встали ровно. Проверили – все ли готово к уроку. Садитесь, пожалуйста.
— Прочитайте стихотворение, которое будет девизом нашего урока. )(Слайд № 1)
Все подсохло. И почки уж есть.
Пробивается первый подснежник
И закапала с крыши капель.
Изумрудная травка и быстрый ручей,
Песня жаворонка из-за полей.
Все прекрасно… Но нельзя нам лениться
Мы же в школу приходим учиться.
— О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
— Что помогло вам это определить? (Слова: почки, подснежник, капель, травка, ручей, жаворонок).
— А что можно составить с помощью слов? (Словосочетание и предложение).
2. Актуализация знаний обучающихся.
— Верно. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Слайд № 2). Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Мы будем повторять все, что знаем о словосочетании, учиться находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания)
— Верно. Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием и узнаем в чем отличие слова от словосочетания и словосочетания от предложения.
3. Повторение изученного материала.
— Но сначала давайте вспомним что мы знаем о словосочетании.
(Словосочетание – это такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью, от одного слова к другому можно задать вопрос. Главное слово в словосочетании то, от которого мы задаем вопрос к зависимому слову и обозначается знаком «крестик». Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).
— А какие сочетания не являются словосочетаниями? (Фразеологизмы, однородные
члены, грамматическая основа предложения).
— Откройте тетради, напишите сегодняшнее число, классная работа, составьте и запишите словосочетания из стихотворения в тетрадь. (Быстрый ручей, первый подснежник, изумрудная травка, песня жаворонка). Взаимопроверка.
4. Знакомство с новым материалом. Работа по учебнику
— Вы записали словосочетания. А что точнее и конкретнее называет предмет слово или словосочетание? (Словосочетание, так как сразу понятно например, что ручей быстрый, а не медленный или почки вербы, а не другого растения).
— А теперь прочитаем правило на стр. 103 и проверим правильно ли мы рассуждаем. (Как и слово, словосочетание называет предмет, признак, действия, но только точнее, конкретнее).
— На доске запись: (Слайд № 3)
Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем.
Радует капелями, ярким солнцем, звонкими капелями, радует солнцем.
— Чем отличаются эти строчки? (В первой строке написано предложение, во второй – словосочетание).
— Давайте вспомним что такое предложение и что мы о нем знаем? (Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу, выражающие законченную мысль. Предложение по интонации бывает восклицательное и невосклицательное)
— Выражает ли словосочетание законченную мысль? (Не выражает).
— Можно ли словосочетание произнести с восклицательной и невосклицательной
интонацией? (Словосочетание не произносится с определенной интонацией).
— Может ли словосочетание входить в состав предложения? (Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).
— Прочитайте вывод на стр. 104 (Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определенной целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).
-Встали из-за парт, отдохнём немного. Называю словосочетания – хлопок и руки вверх, если не словосочетания – хлопок с приседанием. Машина едет, младшая сестра, спустя рукава, работать в саду, спать крепко, сидеть на диване, водить за нос, водить в садик, шарики и мячики, яркие шарики, звонко и радостно, озеро в лесу.
6. Словарная работа
-Отгадайте загадки. Отгадки запишите в тетрадь
а). В ту сторону солнце под вечер садится,
Там день догорает и гаснет.
Там небо последним лучом осветится,
И ночь на земле наступает. (запад)
б). Что за дом большой по реке плывет и по морю плывет и людей везет?
в). Не хочу я молчать, дайте вволю постучать!
И стучу я день – своей железной головой. ( молоток)
г). Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед, будет вам зимой …(обед).
д). Этот день немножко нервный, он всегда по списку первый. (понедельник)
е). Полнедели пролетело, наступил и мой черед.
Без меня не обойдешься, за средой…(четверг) идет.
ж). Ура! У нас живет…(герой) в квартире семьдесят второй.
и). Белый, как снег, в чести у всех.
В рот попал, там и пропал. (сахар)
Проверяем (слайд № 4, 5)
7. Работа в группах.
— А теперь ребята поработаем в группах. Представитель каждой группы подходит и берёт задание. (Проверка у доски четыре ученика, 2 и 3 группа проверяем письменно, 1 и 4 устно)
1) Выписать все словосочетания из предложения с вопросом, выделяя главное слово: Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью. (Дуновением лёгким, дуновением ветра, ветра знойного, покрывалось рябью, рябью мелкой)
2) Вставить в текст слова и выделить словосочетания с вставленным словом: Начинает пригревать землю весеннее… солнце
Даже в садах и парках быстро тает…снег
На проталинах зазеленела первая…травка
На деревьях начинают набухать…почки
Звонко чирикают неугомонные…птицы
Наконец и в город пришла долгожданная…весна
3) Выписать словосочетания, выделяя главное слово:
Младшая сестра, играет в футбол, бить баклуши, мальчики и девочки, громко петь, марки и открытки, музыкант играет, проливной дождь, вкусные груши
4) Записать по группам словосочетания, однородные члены предложения,
грамматические основы предложений: Машина едет, младшая сестра, цветочки и листочки, играть в лапту, чайник кипит, едет и смотрит, деревянный стол, звонко и радостно, цветы растут.
8. Физкультминутка здоровье сберегающая (Слайд № 6,7,8, 9)
9. Работа в парах (на каждой парте карточки).
Из словосочетания составить и записать предложение: гуляла по саду, любовалась гроздьями, моя бабушка, гроздьями сирени, белой сирени, пышными гроздьями, в первый вечер.
— Прочитайте получившееся предложение. (Моя бабушка в первый вечер гуляла по саду и любовалась пышными гроздьями белой сирени).
10. Работа по вариантам. (Слайд № 10,11)
1. Вариант. Найти ошибку:
Шуршит в саду, падают листья, ведро воды, листья и цветы, валять дурака.
2. Вариант. Подчеркнуть грамматическую основу в каждом предложении:
Пришел долгожданный апрель. Ветерок перебирает пеструю листву. На деревьях
появились маленькие почки..
11. Домашнее задание. Оценивание обучающихся
Стр.105 упр. 3, записать по группам а)слова, б)словосочетания, в) предложения.
12. Оценивание обучающихся. Комментарии.
13. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— В заключении урока я хочу чтобы мы еще раз вспомнили над какой темой мы
сегодня работали. Зачем мы изучаем эту тему? Что вам удалось на уроке? Над чем ещё надо работать? Почему вы довольны своей работой?
Составление синквейна совместно с обучающимися по данному уроку
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№80 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 65. Текст. Предложение. Словосочетание
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На этом уроке мы систематизируем полученные в начальной школе знания о тексте, предложении и словосочетании. Повторим основные правила пунктуации и потренируемся применять их на практике
Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой.
Описание – тип текста, в котором описываются люди, животные, события.
Повествование – тип текста, в котором повествуется, рассказывается о чём-либо.
Рассуждение – тип текста, в котором что-либо объясняется или доказывается.
Повествовательное предложение содержит повествование, сообщение, рассказ о чём-либо.
Вопросительное предложение содержит вопрос.
Побудительное предложение содержит побуждение (просьбу, требование, приказ).
Восклицательное предложение – предложение с яркой эмоциональной окраской. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.
Простое предложение – предложение, в котором одна грамматическая основа.
Сложное предложение – предложение, в котором две или несколько грамматических основ.
Распространённое предложение – предложение, в котором есть второстепенные члены.
Нераспространённое предложение – предложение, в котором есть только главные члены.
Главное слово – слово в словосочетании, от которого ставится вопрос.
Зависимое слово – слово в словосочетании, к которому ставится вопрос.
• Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. С. 8-41
• Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. С. 7-29.
• Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
• Успенский Л.В. Слово о словах. – М.: АСТ; Зебра Е, 2009. – 496 с. С. 419-426
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Тема нашего урока: «Текст. Предложение. Словосочетание».
Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой. Прочтите предложения.
На горе стоит дом.
Почему некоторые слова называют словарными?
Эти три предложения не составляют текста. Они никак не связаны между собой, да и темы разные. Составим текст с каждым из этих предложений.
На горе стоит дом. Из трубы тянется уютный дымок. Рядом с домом пасутся корова с телёнком.
О чём этот текст? О доме и его окрестностях. К этому тексту можно задать вопрос: какой? Это описание.
Теперь возьмём предложение: Лев зарычал.
И составим текст с ним.
Лев зарычал. Посетители сразу отпрянули от клетки. Но лев только сверкнул глазами и ушёл в дальний угол вольера.
Этот текст – повествование. Он рассказывает о неких событиях и к нему можно задать вопрос: что произошло?
И, наконец третье предложение.
Почему некоторые слова называют словарными? Так обычно говорят о словах, которые пишутся не по правилам или их трудно проверить. Написание таких слов лучше всего проверить по словарю. Поэтому их так и называют – словарные.
В этом тексте нечто объясняется, доказывается. Такой текст называется «рассуждение». К нему можно задать вопрос: «Почему?».
Итак, тексты бывают трёх типов: повествование, описание и рассуждение (Конечно, в любом тексте нам может встретиться и сочетание этих типов в разных пропорциях).
У предложений тоже выделяют виды. Например, в зависимости от цели высказывания.
Вспомним: по цели высказывания предложения бывают повествовательными (например, На горе стоит дом.), вопросительными (Почему некоторые слова называют словарными?) и побудительными (Не подходите близко к леткам с хищниками!).
По интонации (или еще говорят: по эмоциональной окраске) предложения могут быть восклицательными и невосклицательными (Например: Не рвите цветы на клумбах! Передайте, пожалуйста, соль).
Лев сверкнул глазами и ушёл в дальний угол вольера.
При разборе предложения по членам сначала надо выделить грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.
О ком говорится в этом предложении? О льве. Слово Лев стоит в именительном падеже – это подлежащее. Лев что сделал? Сверкнул и ушёл. Это сказуемые. Они однородные, так как относятся к одному слову и являются одним членом предложения.
Запятая между ними не ставится, так как они связаны союзом И. Остальные члены предложения: глазами, в угол, вольера, дальний – второстепенные.
Это предложение повествовательное, невосклицательное. Простое (так как в нём одна грамматическая основа) и распространённое, так как, в нём есть второстепенные члены предложения).
Сравним это предложение вот с таким:
Лев зарычал, и посетители сразу отпрянули от клетки.
В этом предложении тоже есть союз И, но перед ним мы видим запятую. Это потому, что данное предложение – сложное. В нём две грамматические основы: Лев зарычал и Посетители отпрянули. Важно отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами.
Выпишем все словосочетания из этих двух предложений.
отпрянули от клетки,
Почему мы не выписали сочетания:
лев зарычал, посетители отпрянули, сверкнул и ушёл?
Основа предложения не является словосочетанием, потому что она уже составляет предложение. А однородные члены также не считают словосочетанием, потому что в словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. От главного слова можно поставить к зависимому вопрос.
Отпрянули (как?) сразу
в угол (какой?) дальний.
Однородные члены предложения потому и называются однородными, что они равноправны, у них нет главного и зависимого слова, поэтому они не образуют словосочетания.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
1. Выберите, о каком типе текста здесь говорится:
Есть тексты, в которых о чём-то повествуется, рассказывается. К такому тексту можно задать вопросы: когда? где? что произошло? Эти текст-_________.
Правильный ответ 2) Повествование.
2. Составьте из данных слов предложение с однородными подлежащими и наберите его.
Слова для справок:
Грачи, скворцы и жаворонки улетают зимой в южные страны.
🔥 Видео
Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать
Предложение и словосочетаниеСкачать
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст..Скачать
Русский язык 4 класс. Словосочетание. Карбук Н.В.Скачать
Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предложение Виды предложений | Русский язык 4 класс #4 | ИнфоурокСкачать
Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Русский язык 4 класс (Урок№23 - Фразеологизмы.)Скачать
Русский язык. 4 класс. Составление словосочетаний и предложений с именами существительнымиСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать