- Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 9 класс Урок №5. Словосочетание и простое предложение. Типы простых предложений. Грамматическая основа.
- Просмотр содержимого документа «9 класс Урок №5 Словосочетание и простое предложение»
- Просмотр содержимого документа «РМ»
- Урок русского языка 9 класс «Словосочетание и простое предложение».
- 📽️ Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Видео:Синтаксис. Сложное предложение. Видеоурок 1. Русский язык 9 классСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21.docx | 19.73 КБ |
Видео:Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Предварительный просмотр:
Тема: Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст.
Цели: Образовательные: обобщение и повторение изученного материала о словосочетании и простом предложении, закрепить навыки определять вид связи в словосочетании; производить синтаксический разбор простого предложения; графически и пунктуационно оформлять предложения; работать по схеме; вычленять словосочетания в предложении.
Развивающие: развивать творческое мышление и проявлять самостоятельную познавательную активность.
Воспитательные: умение слышать и слушать других, сплоченность работая в коллективе, ответственность.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Методы: словесный, репродуктивный, практический, исследовательский, методы критического мышления:, «толстые» и «тонкие» вопросы.
Оборудование: учебник , пособие, таблица №2 «Словосочетание»
I.Организационный момент. Мотивация и целеполагание.
-Класс делится на три группы. В группах распределяются роли.
-Совместно с учащимися формулируется цель урока.
II. Актуализация знаний.
-Проверка домашнего задания.
Опрос по теме: «Синтаксис»
-Что изучает «Синтаксис»? (Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений).
— Назовите основные единицы синтаксиса? ( словосочетание и предложение)
-Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль).
— Отличие простых предложений от сложных? ( Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы. Главные члены предложения – составляют основу предложения. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов).
— Какие бывают предложения по цели высказывания? (По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.)
-Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания).
-Что называется словосочетанием? ( Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов).
-Какие вы можете назвать способы связи слов в словосочетаниях?
Х + завис. сл. Х + зав.сл. Х + зав.сл.
Сущ. прил . Гл. сущ. неизм.ч/р:
прич. Сущ. прил. н.ф.гл.
Изменяются ОБА слова Изменяется ТОЛЬКО
Прогресс [ Про – вперед; грессус – движение (лат)], прогрессивный, прогрессировать.
1.Диктант с последующим комплексным заданием.
Работа по группам:
Задание 1 группа: Из последнего предложения диктанта выписать простые словосочетания и произвести их грамматический разбор. Указать такие соединения слов, которые не являются словосочетаниями, объяснить почему?
Задание 2 группа: Составить толкование лексического значения слова: Агрессор. Произвести синтаксический разбор 2 предложения.
Задание 3 группа: Определить стилистическую принадлежность каждой из частей записанного текста; назвать другие известные вам стили; указать основные отличия стиля художественной литературы от научного стиля.
2. Разбор словосочетаний, определение вида связи.
1. Пронзителный крик, звонко звенеть, трудно говорить, дорога к храму, пришёл с известием, ясно мыслить.
2. Найдите главное слово, задайте от него вопрос, определите, чем выражено главное слово.
Большое желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, учеба в институте, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.
IV. Повторение основных случаев обособленных приложений – «чтение» графических и фрагментарных схем.
1.Графическое и пунктуационное оформление предложений, выразительное чтение.
В ночь темную-претемную, грозящую бедой, идёт Иван Сухано разведчик молодой. Как по грибы, мы шли по колоски, мальчишки, опалённые войной. Сибиряк, я рос в лесном краю.
VI.Повторение основных случаев обособления определений – «чтение» графических и фрагментарных схем.
I. 1) . местоимение, любое определение, .
2) . любое определение, местоимение, .
II. 1) . существительное, распространенное определение, .
2) . существительное, определение, определение, .
III. Распространенное определение . существительное .
Какая пара не является словосочетанием:
леса дремучие
в продолжение дня
вдоль домов
Образуй синонимичную пару:
рубашка в клетку
тюлевые занавески
(дождь) лил без перерыва
В каких словосочетаниях неверно определено главное слово: (К+)
все места, много мест, многие места
Укажите предложение, где есть словосочетания со всеми тремя типами связи:
а) От поднятого ветром песка померкло солнце.
б) Внезапно подул ветер и сорвал с прохожих шляпы.
в) Выбравшись на чистую воду, утка поплыла вдоль залива.
Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного, исправьте её: (5+)
а) отказал в дружбе
б) не откликнулся к зову
в) вдуматься над вопросом
г) оплатить за проезд
Укажите предложение с сочинительной и подчинительной связью:
а) Умен да пригож, да на дело негож.
б) В саду, не умолкая, пели птицы.
в) Вскоре ветер перешел в ураган.
Ответы: 1-в продолжение дня,3-много мест,4-в,5-б,в,г,6-а
Тест по теме «Предложение»
Определите, какой частью речи выражено подлежащее:
Вдалеке что-то ухало, скрежетало.
Найдите распространенное предложение:
а) Все были счастливы.
б) Темнело рано.
в) Настало утро.
г) Ты, соловушка, умолкни.
Прочитайте предложение, интонационно выдели слово, на которое падает логическое ударение:
Два медведя в одной берлоге не живут.
Найдите инверсию:
а) Маленькая гостиная была неуютной.
б) Неожиданно охотник выстрелил в воздух.
в) Деревенские улицы тонули в зелени.
г) Прямо к станции летит тройка удалая.
В каком предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом?
а) Кто бы мог такое предположить!
б) Дело мастера боится.
в) Лошади мчались во весь опор.
г) Такой вопрос мог поставить в тупик.
В каком предложении вместо тире должен стоять дефис?
а) Собирать грибы — дело, требующее умения.
б) Неизвестный художник — фаталист запечатлел картину Полтавского боя.
в) Писатель Сомов — сатирик, но у него есть и лирические рассказы.
Ответы: 1-мест.,2-б,3-в одной,4-г,5-г,6-б.
VIII. Итог урока. Рефлексия:
-Что изучает синтаксис?
-Перечислите типы словосочетаний и типы простых предложений?
-Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
-Для чего необходимо изучать этот раздел лингвистики?
Заполните стикер с «Две звезды, одно пожелание»
IX. Домашнее задание.
Видео:Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложениеСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс «Синтаксис словосочетания и простого предложения»
Элективный курс «Синтаксис словосочетания и простого предложения » предназначен для учащихся 8 класса и рассчитан на 34 часа. Элективный курс имеет практическую направленность .
Дидактический материал для проведения контрольной работы по теме «Синтаксис словосочетания и простого предложения»
Индивидаульные карточки разного уровня сложности позволяют проверить степень усвоения материала по теме «Синтаксис словосочетания и простого предложения», а также умение распознавать основные ор.
контрольная работа (тест) по теме «Синтаксис словосочетания и простого предложения»
Контрольная работа включает задания на знание теории, повторение основных орфографических и пунктуационных правил.
Задания с кратким и развернутым ответом при изучении тем «Словосочетание» и «Синтаксис простого предложения»
Практический материал помогает закрепить знания по теме, а также может быть использован при повторении и подготовке к экзамену.
«Повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения»
Разработка урокаТема урока: повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения (На краеведческом материале «Арзамас-городок – Москвы уголок»). Тип урока: урок комплексного повторения и разви.
Словосочетание и простое предложение
Карточка по словосочетаниям и простым предложениям
Задания на повторение типов связи в словосочетаниях и видов простых предложений.
Видео:Русский язык 9 класс (Урок№7 - Простое предложение.)Скачать
9 класс Урок №5. Словосочетание и простое предложение. Типы простых предложений. Грамматическая основа.
Учащиеся обобщают и систематизируют знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения, об основных видах синтаксической связи; совершенствуют учебно-языковые умения и навыки; Учитель на уроке активизируют познавательную деятельность; стимулирует и развивает мыслительные процессы; воспитывает потребность в дальнейшем самообразовании
Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №5 Словосочетание и простое предложение»
Словосочетание и простое предложение. Типы простых предложений. Грамматическая основа.
обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе словосочетания и простого предложения, об основных видах синтаксической связи; совершенствовать умения определять грамматическую основу предложений;
совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; активизировать познавательную деятельность; стимулировать и развивать мыслительные процессы;
воспитывать потребность в дальнейшем самообразовании.
учащиеся оперируют основными понятиями раздела «Синтаксис»; распознают словосочетания и предложения, основные виды синтаксической связи; используют соответствующие термины; конструируют, распространяют и правильно употребляют в речи словосочетания и основные виды предложений с учётом разнообразия речевых задач.
раздаточный материал, опорные схемы, листы оценивания
Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Как вы думаете, что получил писатель в ответ?
— Надеюсь, в конце урока мы тоже приятно удивимся.
Цифровой орфографический диктант:
1 — проверяемая безударная гласная в корне
2 – чередование гласных в корне
3 – непроверяемая безударная гласная в корне
Задержать, пробирался, вагон, излагать, растение, коллектив, протянулась, постелить, громадный, аромат, приложение, касаются, пробежать, удивительный, гарантия.
Запись в строку
КЛЮЧ: 123- 223 -123- 322- 113
Самопроверка. Оценивание по критериям
«2» — более 4 ошибок
Актуализация опорных знаний
Прием «Ключевые слова»: слова и словосочетания, знаки препинания и члены предложения, характеристика и схемы предложений.
— О каком разделе русского языка пойдёт речь на уроке?
— С каким разделом связан синтаксис?
Терминологический словарный диктант
— Два и более слова, связанных по смыслу и грамматически – это …
— Раздел русского языка, изучающий словосочетания и предложения…
— Раздел русского языка, изучающий расстановку знаков препинания…
— Что выражает основное значение предложения…
— Как называется предложение, в котором основа выражена подлежащим и сказуемым
— Если в предложении содержится приказ, побуждение к действию, какое оно по цели высказывания?
— Если предложение произнесено с восторгом, радостью, какое оно по эмоциональной окраске?
Записывают словарные слова:
Самопроверка. Оценивание по критериям
«2» — более 4 ошибок
Практикум по теме урока
Работа «творческих групп» учащихся
I группа. Представляет материал по теме «Словосочетание», изложенный при помощи опорных схем.
Ассистенты раздают контрольные листы №1
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Первый месяц очень похож (?) на хитро. о рыже. о лиса. (Не)слышно крадет(?)ся он по земле, ловко прячет(?)ся среди веток деревьев. А потом вдруг все вокруг порыже. ет, словно на каждом кустике ра. сядут(?)ся огн. ые звери.
I вариант находит и выписывает словосочетания, связанные способом согласования
II вариант — управления
III вариант- примыкания
Ассистенты собирают контрольные листы №1.
ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
Среди словосочетаний отыскать «лишнее», т.е. то, в котором слова связаны иным видом связи, чем в других.
1. на вершинах гор 1. разбросал листья
2. карабкались по склону 2. к дремучему лесу
3. тихо падают 3. брызги дождя
1. мохнатые облака 1. шуршат под ногами
2. быстро несутся 2. тихо перешептываются
3. в густую чащу 3. выехать утром
Ученик получил задание выписать из предложения словосочетания и сочетания слов. Он долго думал и решил, что в задании ошибка, ведь словосочетания и сочетания слов — это одно и то же!
Помогите ему (мотивируйте свой ответ).
А теперь отыщите в предложении словосочетания и сочетания слов (по вариантам)
Золотым дождем упадут листья на землю, зашуршат печально.
Работа II «творческой группы» учащихся
II группа. Учащиеся излагают по опорной схеме материал о грамматической основе предложений, о предложениях, различающихся по строению грамматической основы.
Ассистенты раздают контрольные листы № 2.
Из данных предложений выписать грамматические основы, определить тип предложения по строению основы.
Осень. Отправляюсь на прогулку в лес. Тихо и торжественно в осеннем лесу.
Тонкие паутинки висят в неподвижном воздухе. Налетает сильный ветер и гонит по дороге желтые листья. Сижу под елкой на поляне и слушаю шорох листьев.
Друг мой, поспеши в лес, не прогляди осеннюю сказку.
Ассистенты собирают контрольные листы № 2.
ИГРА «Конструкторское бюро»
Составить предложения, произведя следующие действия:
1. Из предложения взять обстоятельство места, сделав его подлежащим:
В капельках дождя отражались лучи солнца.
2. Существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить как дополнение, выраженное формой Р. п.
Хорошо пробежаться утром по росе
3. Взять глагол, от которого образовано деепричастие, согласовать его с подлежащим и поставить в настоящее время.
Блестя на солнце, снег лежит.
4. Существительное, выступающее в роли дополнения, поставить в П.п., употребив его с предлогом на
Траву посеребрил ночной заморозок.
( Капельки росы блестят на траве.)
Продолжить полученное предложение при помощи союза и
I вариант II вариант
Чтоб получилось простое Чтоб получилось сложное
предложение с однородными членами предложение
Работа III «творческой группы» учащихся
III группа представляет материал о простом и сложном предложении, о сочинительных и подчинительных союзах, озвучивая опорные схемы, заполненные учениками.
Ассистенты раздают контрольные листы № 3
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
1.В саду поселилась осень.2. Горели пурпуром клены, ссыхался дикий виноград на беседке.3. Как-то ночью пришел первый заморозок.4. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели.5. Хотя ветра не было, в саду все падали и падали листья. 6. Березы пожелтели, и листья сыпались с них частым и печальным дождем.7. Когда я вернулся в комнату, в ней было темно и сонно.
Выписать из текста предложения:
I вариант II вариант
Ассистенты собирают контрольные листы №3
Учащиеся в творческих группах представляют теоретический материал по предложенной теме.
Выполняют предложенные упражнения (в группах).
Взаимопроверка (проверяются только контрольные листы – три задания). Оценивание по критериям
«2» — более 4 ошибок
Синтаксический разбор предложения
Предложения для разбора: (на 3 группы – одинаковые наборы)
1. Молнии прорезывали тёмные тучи огненными стрелами и сотрясали сильно воздух.
2. Весной лёд не может вынести этого ветра и яркого солнца.
3. Приказ выступать назавтра обрадовал моих путников и остальных пассажиров.
4. Тощий медведь средней величины возился около большой липы и причмокивал.
5. От гор к востоку потянулись длинные тени, тающие на моих глазах.
6. Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться.
7. Охотник решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.
8. Опустив ружье, охотник долго любовался гордыми птицами.
9. Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им.
Каждый разбирает своё предложение на отдельном листочке и наклеивает его на общий лист группы. Группа получает общую оценку (разрешается помощь внутри группы)
Подведение итогов. Рефлексия.
Продолжение истории про ?
История о ? и ! знаках. Так почему же в ответе редактора был только !? Таким образом он похвалил писателя и выразил свой восторг. Я тоже выражаю радость от работы с вами. Вы сегодня молодцы!
Подсчитывают баллы за урок, переводят в суммативную оценку.
«3» — 21- 18 баллов
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Прекрасная пора, очей очарованье. Она вдохновляла поэтов, художников, музыкантов. Осенние краски, осенняя тишина в природе, будто задумавшейся о минувшем. Синева осеннего неба, печаль полей, звонкий утренний воздух, который бывает только осенью.
Пусть каждый из вас расскажет об осени. О такой, какой вы ее видите, чувствуете, слышите.
использовать изобразительно – выразительные средства языка;
употребить предложения с разнообразным строением грамматической основы.
1. Осенняя зарисовка.
2. Обожаю это время года!
Праздник золота и багреца.
Просмотр содержимого документа
«РМ»
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Цифровой орфографический диктант:
1 — проверяемая безударная гласная в корне
2 – чередование гласных в корне
3 – непроверяемая безударная гласная в корне
Задержать, пробирался, вагон, излагать, растение, коллектив, протянулась, постелить, громадный, аромат, приложение, касаются, пробежать, удивительный, гарантия.
Прием «Ключевые слова»: слова и словосочетания, знаки препинания и члены предложения, характеристика и схемы предложений.
— О каком разделе русского языка пойдёт речь на уроке?
Терминологический словарный диктант
— Два и более слова, связанных по смыслу и грамматически – это …
— Раздел русского языка, изучающий словосочетания и предложения…
— Раздел русского языка, изучающий расстановку знаков препинания…
— Что выражает основное значение предложения…
— Как называется предложение, в котором основа выражена подлежащим и сказуемым
— Если в предложении содержится приказ, побуждение к действию, какое оно по цели высказывания?
— Если предложение произнесено с восторгом, радостью, какое оно по эмоциональной окраске?
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Первый месяц очень похож (?) на хитро. о рыже. о лиса. (Не)слышно крадет(?)ся он по земле, ловко прячет(?)ся среди веток деревьев. А потом вдруг все вокруг порыже. ет, словно на каждом кустике ра. сядут(?)ся огн. ые звери.
I вариант- словосочетания, связанные способом согласования
II вариант — управления
III вариант — примыкания
ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
Среди словосочетаний отыскать «лишнее», т.е. то, в котором слова связаны иным видом связи, чем в других.
1. на вершинах гор 1. разбросал листья
2. карабкались по склону 2. к дремучему лесу
3. тихо падают 3. брызги дождя
1. мохнатые облака 1. шуршат под ногами
2. быстро несутся 2. тихо перешептываются
3. в густую чащу 3. выехать утром
Ученик получил задание выписать из предложения словосочетания и сочетания слов. Он долго думал и решил, что в задании ошибка, ведь словосочетания и сочетания слов — это одно и то же!
Помогите ему (мотивируйте свой ответ).
А теперь отыщите в предложении словосочетания и сочетания слов (по вариантам)
Золотым дождем упадут листья на землю, зашуршат печально.
Из данных предложений выписать грамматические основы, определить тип предложения по строению основы.
Осень. Отправляюсь на прогулку в лес. Тихо и торжественно в осеннем лесу. Тонкие паутинки висят в неподвижном воздухе. Налетает сильный ветер и гонит по дороге желтые листья. Сижу под елкой на поляне и слушаю шорох листьев. Друг мой, поспеши в лес, не прогляди осеннюю сказку.
ИГРА «Конструкторское бюро»
Составить предложения, произведя следующие действия:
1. Из предложения взять обстоятельство места, сделав его подлежащим:
В капельках дождя отражались лучи солнца.
2. Существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить как дополнение, выраженное формой Р. п.
Хорошо пробежаться утром по росе
3. Взять глагол, от которого образовано деепричастие, согласовать его с подлежащим и поставить в настоящее время.
Блестя на солнце, снег лежит.
4. Существительное, выступающее в роли дополнения, поставить в П.п., употребив его с предлогом на
Траву посеребрил ночной заморозок.
Продолжить полученное предложение при помощи союза и
I вариант II вариант
Чтоб получилось простое Чтоб получилось сложное
предложение с однородными членами предложение
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
1.В саду поселилась осень.2. Горели пурпуром клены, ссыхался дикий виноград на беседке.3. Как-то ночью пришел первый заморозок.4. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели.5. Хотя ветра не было, в саду все падали и падали листья. 6. Березы пожелтели, и листья сыпались с них частым и печальным дождем.7. Когда я вернулся в комнату, в ней было темно и сонно.
Выписать из текста предложения:
I вариант II вариант
Синтаксический разбор предложения
1. Молнии прорезывали тёмные тучи огненными стрелами и сотрясали сильно воздух.
2. Весной лёд не может вынести этого ветра и яркого солнца.
3. Приказ выступать назавтра обрадовал моих путников и остальных пассажиров.
4. Тощий медведь средней величины возился около большой липы и причмокивал.
5. От гор к востоку потянулись длинные тени, тающие на моих глазах.
6. Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться.
7. Охотник решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.
8. Опустив ружье, охотник долго любовался гордыми птицами.
9. Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им.
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
использовать изобразительно – выразительные средства языка;
употребить предложения с разнообразным строением грамматической основы.
Видео:Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать
Урок русского языка 9 класс «Словосочетание и простое предложение».
Тема: Словосочетение и простое предложение.
Цели: Образовательные : обобщение и повторение изученного материала о словосочетании и простом предложении, закрепить навыки определять вид связи в словосочетании; производить синтаксический разбор простого предложения; графически и пунктуационно оформлять предложения; работать по схеме; вычленять словосочетания в предложении.
Развивающие: развивать творческое мышление и проявлять самостоятельную познавательную активность.
Воспитательные : умение слышать и слушать других, сплоченность работая в коллективе, ответственность.
Тип урока : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Методы: словесный, репродуктивный, практический, исследовательский, методы критического мышления:, «толстые» и «тонкие» вопросы.
Оборудование : учебник , пособие, презентация, ИКТ, таблица №2 «Словосочетание»
I .Организационный момент. Мотивация и целеполагание.
-Класс делится на три группы. В группах распределяются роли.
-Совместно с учащимися формулируется цель урока.
II . Актуализация знаний.
-Проверка домашнего задания.
Опрос по теме: «Синтаксис»
-Что изучает «Синтаксис»? ( Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений).
— Назовите основные единицы синтаксиса? ( словосочетание и предложение)
-Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль).
— Отличие простых предложений от сложных? ( Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы. Главные члены предложения – составляют основу предложения. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов).
— Какие бывают предложения по цели высказывания? (По цели высказывания предложения бывают повествователь ные, вопросительные и побудительные.)
-Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания).
-Что называется словосочетанием? ( Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов).
-Какие вы можете назвать способы связи слов в словосочетаниях?
Х + завис. сл. Х + зав.сл. Х + зав.сл.
Сущ. прил . Гл. сущ. неизм.ч/р:
прич. Сущ. прил. н.ф.гл.
Изменяются ОБА слова Изменяется ТОЛЬКО
2. Словарно-орфографическая работа
Прогресс [ Про – вперед; грессус – движение (лат)], прогрессивный, прогрессировать.
1. Диктант с последующим комплексным заданием. Пособие стр 22.
Работа по группам:
Задание 1 группа : Из последнего предложения диктанта выписать простые словосочетания и произвести их грамматический разбор. Указать такие соединения слов, которые не являются словосочетаниями, объяснить почему?
Задание 2 группа: Составить толкование лексического значения слова: Агрессор. Произвести синтаксический разбор 2 предложения.
Задание 3 группа: Определить ситилистическую принадлежность каждой из частей записанного текста; назвать другие известные вас стили; указать основные отличия стиля художественной литературы от научного стиля.
2. Разбор словосочетаний, определение вида связи.
1. Пронзителный крик, звонко звенеть, трудно говорить, дорога к храму, пришёл с известием, ясно мыслить.
2. Найдите главное слово, задайте от него вопрос, определите, чем выражено главное слово.
Большое желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, учеба в институте, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.
IV . Повторение основных случаев обособленных приложений – «чтение» графических и фрагментарных схем.
1.Графическое и пунктуационное оформление предложений, выразительное чтение.
В ночь темную-претемную, грозящую бедой, идёт Иван Сухано разведчик молодй. Как по грибы, мы шли по колоски, мальчишки, опалённые войной. Сибиряк , я рос в лесном краю .
VI .Повторение основных случаев обособления определений – «чтение» графических и фрагментарных схем.
I . 1) . местоимение, лю б ое определение, .
2) . любое определение, местоимение, .
II . 1) . существительное, распространенное определение, .
2) . существительное, определение, определение, .
III . Распрастранненое опредение . существительное .
Какая пара не является словосочетанием:
леса дремучие
в продолжение дня
вдоль домов
Образуй синонимичную пару:
рубашка в клетку
тюлевые занавески
(дождь) лил без перерыва
В каких словосочетаниях неверно определено главное слово: (К+)
все места, много мест, многие места
Укажите предложение, где есть словосочетания со всеми тремя типами связи:
а) От поднятого ветром песка померкло солнце.
б) Внезапно подул ветер и сорвал с прохожих шляпы.
в) Выбравшись на чистую воду, утка поплыла вдоль залива.
Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного, исправьте её: (5+)
а) отказал в дружбе
б) не откликнулся к зову
в) вдуматься над вопросом
г) оплатить за проезд
Укажите предложение с сочинительной и подчинительной связью:
а) Умен да пригож, да на дело негож.
б) В саду, не умолкая, пели птицы.
в) Вскоре ветер перешел в ураган.
Ответы: 1-в продолжение дня,3-много мест,4-в,5-б,в,г,6-а
Тест по теме «Предложение»
Определите, какой частью речи выражено подлежащее:
Вдалеке что-то ухало, скрежетало.
Найдите распространенное предложение:
а) Все были счастливы.
б) Темнело рано.
в) Настало утро.
г) Ты, соловушка, умолкни.
Прочитайте предложение, интонационно выдели слово, на которое падает логическое ударение:
Два медведя в одной берлоге не живут.
Найдите инверсию:
а) Маленькая гостиная была неуютной.
б) Неожиданно охотник выстрелил в воздух.
в) Деревенские улицы тонули в зелени.
г) Прямо к станции летит тройка удалая.
В каком предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом?
а) Кто бы мог такое предположить!
б) Дело мастера боится.
в) Лошади мчались во весь опор.
г) Такой вопрос мог поставить в тупик.
В каком предложении вместо тире должен стоять дефис?
а) Собирать грибы — дело, требующее умения.
б) Неизвестный художник — фаталист запечатлел картину Полтавского боя.
в) Писатель Сомов — сатирик, но у него есть и лирические рассказы.
Ответы: 1-мест.,2-б,3-в одной,4-г,5-г,6-б.
VIII . Итог урока. Рефлексия:
-Что изучает синтаксис?
-Перечислите типы словосочетаний и типы простых предложений?
-Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
-Для чего необходимо изучать этот раздел лингвистики?
Мы неплохо поработали, теперь критически оценим свои знания, выставив оценки в листе оценивания. Заполните стикер с «Две звезды, одно пожелание»
📽️ Видео
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№50 - Повторение и систематизация. Синтаксис и пунктуация.)Скачать
Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать
Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Уроки русского язык. Что такое синтаксис и пунктуация.Скачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Синтаксис. Словосочетание, его роль в языке. Главное и зависимое словоСкачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Синтаксис словосочетания и простого предложенияСкачать
Русский язык 9 класс. Понятие о сложном предложении как единице синтаксисаСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать