Урок русского языка 5 класс словосочетание разбор словосочетания

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Конспект урока «Разбор словосочетания» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Разработка урока направлена на закрепление знаний о словосочетании и формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.

Видео:Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект18.87 КБ

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Предварительный просмотр:

Тема: «Словосочетание. Основные виды словосочетаний.

  1. Закрепить сведения о словосочетании как единице синтаксиса.
  2. Продолжить формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.

— Сегодня на уроке с нами будет веселая трудолюбивая пчелка, которая добывает свои знания. Она будет вместе с нами переходить от задания к заданию и собирать мед. (слайд 2-й)

Фронтальный опрос. (3-й слайд)

1. О каких разделах науки о языке мы уже говорили с вами на прошлых уроках? (Синтаксис и пунктуация)

2.Какие единицы речи изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)

3.Какую единицу синтаксиса мы называем словосочетанием? ( соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи)

4.Из каких частей состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)

Синтаксическая пятиминутка (4-й)

(произвести синтаксический разбор предложения)

В моховых болотах ожерельем лежит по кочкам румяная клюква.

-словарная работа со словом «ожерелье» (5-й) Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи.

— выписать словосочетания из предложения и определить характер связи слов в словосочетании (сочинительные или подчинительные)

  • В моховых болотах (сущ.+ прил.)
  • лежит по кочкам (гл.+сущ. с предлогом)
  • румяная клюква (сущ.+прил.)
  • лежит ожерельем (гл.+сущ.)

— Какие словосочетания в русском языке называют именными, а какие — глагольными? (глагольные: главное слово — глагол;

именные: главное слово — имя существительное) (6-й)

Распределительный диктант (7-й)

Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.

(образуйте словосочетания по данным схемам и разберите их)

Игра- диктант « Редактор»

-(запишите словосочетания, предварительно исправив в них допущенные ошибки)

Смотреть вслед грузовика, касаться к проводам, скучаю за тобой

-(образуйте словосочетания, подобрав к существительным прилагательные)

тюль, рояль, тополь, мозоль (использование словаря для определения рода)

-(выберите из двух словосочетаний те, которые, с вашей точки зрения, более уместны в разговоре, объясните свой выбор)

На обед мама приготовила (суп с грибами, грибной суп).

Мы пили чай (с вареньем из абрикосов, с абрикосовым вареньем).

Мы с удовольствием ели (малину из леса, лесную малину).

Подведение итогов. В разноцветные сосуды дети складывают «мед» разного цвета в зависимости от понимания данного материала и отношения к прошедшему уроку

Кто быстрее и без ошибок?

Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)

(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)

Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.

2 ) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Разработка урока русского языка по теме «Словосочетание». 5-й класс

Класс: 5

Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.

Цели урока:

  • дать понятие словосочетания;
  • научить отличать словосочетания от слова;
  • сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
  • находить главное и зависимое слово;
  • различать именные и глагольные словосочетания;
  • воспитывать любовь к родной природе, слову.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка усвоения изученного материала. Слайд №2.

– На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.

– Что такое синтаксис?

– Что такое пунктуация?

– Какие знаки препинания вы знаете?

(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).

Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п. дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

III. Знакомство с новой темой. Слайд № 5-6.

– Посмотрите на изображение. Что вы видите на нем?

Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.

(Вода, береза, река, трава, листья, небо и т.д.)

– Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?

– Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д.

– Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?

Чистаявода
Стройнаябереза
Тихаярека
Зеленаятрава
Желтыелистья
Голубоенебо

Перед вами словосочетания.

Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом

Словосочетание всегда состоит из двух частей.

Обратимся к учебнику.

– Как связаны слова в словосочетании?

Слайд № 8. Запомни!

Словосочетанием не являются:

– Сочетание подлежащего и сказуемого .

– Однородные члены предложения.

Наступила хмурая, дождливая осень.
Наступила осень.
Хмурая, дождливая.

Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали, все в полном порядке.

IV. Закрепление. Слайд № 9.

1. На интерактивной доске выписать словосочетания из данного текста в два столбика: именные и глагольные.

Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.

2. Работа в группах.

На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.

Кто быстрее и без ошибок?

Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)

(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)

Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)

Проверка. Слайд № 10, 11.

– Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?

3. Работа со стихотворениями.

Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.

Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)

Учитель: Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.

4. Работа с учебником. Упр. 128.

V. Рефлексия. Слайд № 13.

– В каком разделе науки изучаются словосочетания? Приведите примеры словосочетаний.

– Что такое словосочетание?

– Из каких частей состоит словосочетание?

– Что не является словосочетанием?

2. Тестирование. Слайд № 14, 15.

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.

Ключ. 1) – 1,4. 2) – 4.

Домашнеее задание. Слайд № 16.

Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных.

Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Урок русского языка в 5 классе по теме «Разбор словосочетания»

Урок русского языка 5 класс словосочетание разбор словосочетания

Выбранный для просмотра документ Знаки для маркировки текста.docx

Знаки для маркировки текста:

Выбранный для просмотра документ Информационный текст (7).docx

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.

📺 Видео

5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать

Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык. Разбор словосочетаний.Скачать

Русский язык.  Разбор словосочетаний.

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)
Поделиться или сохранить к себе: