- Конспект урока «Разбор словосочетания» 5 класс план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Разработка урока русского языка по теме «Словосочетание». 5-й класс
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверка усвоения изученного материала. Слайд №2.
- III. Знакомство с новой темой. Слайд № 5-6.
- IV. Закрепление. Слайд № 9.
- V. Рефлексия. Слайд № 13.
- Урок русского языка в 5 классе по теме «Разбор словосочетания»
- 📺 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Конспект урока «Разбор словосочетания» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка урока направлена на закрепление знаний о словосочетании и формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.
Видео:Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 18.87 КБ |
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
Тема: «Словосочетание. Основные виды словосочетаний.
- Закрепить сведения о словосочетании как единице синтаксиса.
- Продолжить формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.
— Сегодня на уроке с нами будет веселая трудолюбивая пчелка, которая добывает свои знания. Она будет вместе с нами переходить от задания к заданию и собирать мед. (слайд 2-й)
Фронтальный опрос. (3-й слайд)
1. О каких разделах науки о языке мы уже говорили с вами на прошлых уроках? (Синтаксис и пунктуация)
2.Какие единицы речи изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)
3.Какую единицу синтаксиса мы называем словосочетанием? ( соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи)
4.Из каких частей состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)
Синтаксическая пятиминутка (4-й)
(произвести синтаксический разбор предложения)
В моховых болотах ожерельем лежит по кочкам румяная клюква.
-словарная работа со словом «ожерелье» (5-й) Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи.
— выписать словосочетания из предложения и определить характер связи слов в словосочетании (сочинительные или подчинительные)
- В моховых болотах (сущ.+ прил.)
- лежит по кочкам (гл.+сущ. с предлогом)
- румяная клюква (сущ.+прил.)
- лежит ожерельем (гл.+сущ.)
— Какие словосочетания в русском языке называют именными, а какие — глагольными? (глагольные: главное слово — глагол;
именные: главное слово — имя существительное) (6-й)
Распределительный диктант (7-й)
Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.
(образуйте словосочетания по данным схемам и разберите их)
Игра- диктант « Редактор»
-(запишите словосочетания, предварительно исправив в них допущенные ошибки)
Смотреть вслед грузовика, касаться к проводам, скучаю за тобой
-(образуйте словосочетания, подобрав к существительным прилагательные)
тюль, рояль, тополь, мозоль (использование словаря для определения рода)
-(выберите из двух словосочетаний те, которые, с вашей точки зрения, более уместны в разговоре, объясните свой выбор)
На обед мама приготовила (суп с грибами, грибной суп).
Мы пили чай (с вареньем из абрикосов, с абрикосовым вареньем).
Мы с удовольствием ели (малину из леса, лесную малину).
Подведение итогов. В разноцветные сосуды дети складывают «мед» разного цвета в зависимости от понимания данного материала и отношения к прошедшему уроку
Кто быстрее и без ошибок?
Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)
(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)
Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2 ) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Разработка урока русского языка по теме «Словосочетание». 5-й класс
Класс: 5
Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.
Цели урока:
- дать понятие словосочетания;
- научить отличать словосочетания от слова;
- сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
- находить главное и зависимое слово;
- различать именные и глагольные словосочетания;
- воспитывать любовь к родной природе, слову.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка усвоения изученного материала. Слайд №2.
– На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.
– Что такое синтаксис?
– Что такое пунктуация?
– Какие знаки препинания вы знаете?
(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).
Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п. дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
III. Знакомство с новой темой. Слайд № 5-6.
– Посмотрите на изображение. Что вы видите на нем?
Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.
(Вода, береза, река, трава, листья, небо и т.д.)
– Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?
– Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д.
– Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?
Чистая | вода |
Стройная | береза |
Тихая | река |
Зеленая | трава |
Желтые | листья |
Голубое | небо |
Перед вами словосочетания.
Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом
Словосочетание всегда состоит из двух частей.
Обратимся к учебнику.
– Как связаны слова в словосочетании?
Слайд № 8. Запомни!
Словосочетанием не являются:
– Сочетание подлежащего и сказуемого .
– Однородные члены предложения.
Наступила хмурая, дождливая осень.
Наступила осень.
Хмурая, дождливая.
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали, все в полном порядке.
IV. Закрепление. Слайд № 9.
1. На интерактивной доске выписать словосочетания из данного текста в два столбика: именные и глагольные.
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
2. Работа в группах.
На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.
Кто быстрее и без ошибок?
Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)
(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)
Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)
Проверка. Слайд № 10, 11.
– Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?
3. Работа со стихотворениями.
Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.
Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)
Учитель: Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.
4. Работа с учебником. Упр. 128.
V. Рефлексия. Слайд № 13.
– В каком разделе науки изучаются словосочетания? Приведите примеры словосочетаний.
– Что такое словосочетание?
– Из каких частей состоит словосочетание?
– Что не является словосочетанием?
2. Тестирование. Слайд № 14, 15.
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
Ключ. 1) – 1,4. 2) – 4.
Домашнеее задание. Слайд № 16.
Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных.
Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Урок русского языка в 5 классе по теме «Разбор словосочетания»
Выбранный для просмотра документ Знаки для маркировки текста.docx
Знаки для маркировки текста:
Выбранный для просмотра документ Информационный текст (7).docx
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.
5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.
5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.
5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.
📺 Видео
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык. Разбор словосочетаний.Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать