Урок русского языка 11 класс словосочетание виды синтаксической связи

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 класс

План- конспект урока русского языка в 11 классе «Виды связи слов в словосочетании»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Урок русского языка 11 класс словосочетание виды синтаксической связи

Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. На этом уроке ученики повторяют и и закрепляют материал по теме «типы связи слов в словосочетании», выполняют задания на определение связи слов в словосочетании, преобразовывают словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; тренируются в правильном употреблении словосочетаний, связанных способом управления и согласования; дан теоретический материал о трудных случаях управления. На уроке учащиеся развивают мыслительную деятельность путем использования в речи словосочетаний. В виде прверочной работы представлен ТЕСТ по теме урока.

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
урок по обобщению и систематизации знаний по теме «Виды связи слов в словосочетании»62.5 КБ

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Предварительный просмотр:

« ВИДЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ»

( Синтаксис. Культура речи. План- конспект

урока в 11 классе.)

Подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы МБОУ Белоомутская

ПРОНКИНА ИРИНА БОРИСОВНА

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Типы связи

слов в словосочетании»

А) повторение и закрепление материала по теме «типы связи слов в словосочетании»;

Б) формирование умений правильно определять связь слов в словосочетании; преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;

В) познакомить учащихся с трудными случаями управления;

Г) развивать мыслительную деятельность учащихся путем использования в речи словосочетаний.

(Правильному написанию данных ниже слов поможет знакомство с их историей, изменениями, происшедшими с ними,- смысловыми, фонетическими, в морфемном составе.)

Непреклонный ( от корня КЛОН- ПО-КЛОН; восходит к «преклонить перед

Прекословить ( от СЛОВ-О; ПРЕКО восходит к «наперекор кому- либо»;

можно заменить синонимом ПЕРЕЧИТЬ);

Преследовать ( «настигать следом, гнаться по следу», «переходить от следа

  1. Запись темы урока на доске и в тетрадях.
  2. Вопрос классу:

— Что такое словосочетание?

( Словосочетание- это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: голубое небо, решать задачу, вовремя приехать.)

— Какие вы знаете два типа словосочетаний?

( Подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово ( горячий песок, летний день), и сочинительные, в которых соединяются равноправные слова ( день и ночь, быстро и незаметно)

— Какие соединения слов не будут являться словосочетаниями?

* подлежащее и сказуемое ( Прилетают птицы.)

* сочетание самостоятельного слова и служебного ( пусть пишет, около

* фразеологизмы ( ни свет ни заря, сломя голову)

* составные словоформы ( менее приятный, будет петь)

— Какие три главных способа подчинительной связи вы знаете?

( Согласование, управление , примыкание).

— Какой способ мы будем называть согласованием?

( Согласование- такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа, падежа: темная ночь, темной ночи , темную ночь и т.п.)

— Обратите внимание на доску, где спроецированы словосочетания. Выделите в них главное и зависимое слово; определите, какой частью речи выражено зависимое слово.

Определите грамматическое значение словосочетаний

Главное слово: существительное.

Зависимое: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово.

Приведение к знаменателю

Примчаться к тебе

Призадуматься над задачей

Управление- такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога.

Главное слово: глагол и его формы ( причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.

Обратите внимание, что в сочетании слов типа две рябины ( с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.

В сочетаниях типа две дочери ( с одушевленными существительными) управление наблюдается только в им.падеже, а в остальных падежах- согласование).

Примыкание- такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).

Хочу вам напомнить, что притяжательные местоимения ЕГО,ЕЕ,ИХ не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием : его дом, ее тетрадь, их альбом. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: люблю его, спросил ее, взял их.

Прежде чем приступить к практической части урока, хотелось бы вам дать несколько практических советов по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:

  • Чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры ( отвечающее на вопрос КАКОЙ?), а затем найти слово, от которого оно зависит;
  • Поиск словосочетания с управлением- это поиск слова ( с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос ( кого? Чего? Кому? Чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного.
  • Найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

Помните, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетания помогает вопрос.

  1. Тренировочные упражнения.
  1. Подберите к существительным ЛЕКЦИЯ, РЕЧЬ, ОЦЕНКА прилагательные со значением «очень хороший» (Пример: блестящий, яркий, высокий). Составьте словосочетания, запишите, определите вид связи, их грамматическое значение.
  2. На доске спроецировано предложение. Выпишите из него словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.

В течение своей жизни Гоголь много путешествовал.

  1. Как называется данный ряд слов: удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматическое значение.
  2. На доске спроецировано предложение.

Однако где бы он ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте.

Какое сочетание слов из предложения не является примером примыкания:

  1. Где бы ни странствовал
  2. Чувствовал себя лучше
  3. Сидя на месте
  4. Несравненно лучше

А сейчас обратите внимание на доску.

Трудные случаи управления.

В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

  1. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции : * установить о причинах аварии (правильно: установить причины); * не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); * оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);
  2. Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: * характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
  3. Неправильный выбор предлога: * партнёр в игре в гольф (правильно: партнёр по игре в гольф).

Обратите внимание на следующие конструкции :

Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву.

Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т. д. .

Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что – либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкция по + существительное в дательном падеже: * по завершению работы.

В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить бельё и т. п. .

Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа и предлога: * плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает её.

1) Определите тип связи слов в словосочетаниях.

Вековые традиции, участвовать в походе, чествовать ветеранов, наши современники, несколько карасей, идеалы молодежи, хорошо выучить, собираться уехать, истинный друг, чрезвычайно приятно, рано утром, точное время, верно рассчитать, второй из участников, третий слева, очень внимательный, жизненно необходимый, достойный уважения, теплая погода, крайне застенчивый.

2) Образуйте словосочетания. Определите способ связи.

Оплатить ( расходы), уплатить (проезд), добиться ( признание), рецензия (книга), отзыв (роман), удостоиться ( внимание), обсуждать (статья), отчет (работа), обидеться (подруга), достоин (уважение), удостоен (награда).

3)Образуйте с данными словами по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи:

  1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А. медведь заревел

Б. заревел неистово

В. Заревел и схватил

Г. схватил за комбинезон

А. появиться в отдалении

Б. внезапно остановиться

В. Пошел и остановился

Г. перед штормом

  1. Найдите словосочетание по его грамматическому признаку- «действие и его признак».

Б. плавание брассом

А. спуститься с горы

В. Легко преодолеть

Г. ходить по лесу

  1. Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены

Е. порядковыми числительными

  1. Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены

Г. местоимениями, сходными по форме с существительными

  1. В каких словосочетаниях слова связаны управлением.

А. развевающегося флага

Б. ничем не интересоваться

Г. присутствовать на митинге

  1. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием.

А. серый от пыли

Б. очень грязный

В. Поворот налево

Г. возвратиться из похода.

  1. Найдите ошибки в управлении.

А. скучаю по вас

Б. оплата за проезд

В. Благодаря своей воле

Г. опираться на фактах

А. директор магазина

Б. заведующий аптеки

В. Верящий в победу

Г. уверенность в победу.

  1. Работа с текстом, спроецированным через компьютер на интер. доске.

(1)Где бы Гоголь ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте. (2) Он приспособился в дороге думать и работать, между тем одновременно и набираясь впечатлений, и отдыхая душой. (3) У него даже был план объехать все монастыри России, имея в виду, что они располагались, как правило, в красивейших местах. (4) Он собирал в душе своей как бы коллекцию истинно русских пейзажей.

  1. Определите способ связи в словосочетании НА ОДНОМ МЕСТЕ (предложение 1).
  1. Определите способ связи в словосочетании НАБИРАЯСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (предложение 2).
  1. Какое сочетание слов из предложения 3 является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.
  1. Был план
  2. План объехать
  3. Даже был
  4. Располагались как правило.
  1. Определите способ связи в словосочетании У НЕГО БЫЛ (предложение 3).
  1. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  1. Какое сочетание слов из предложения 4 не является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.
  1. В душе своей
  2. Как бы коллекцию
  3. Собирал в душе
  4. Коллекцию пейзажей

6.Подведение итогов урока.

Придумать и записать по 5 словосочетаний на каждый вид связи. С любыми тремя составить сложносочиненные предложения.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Урок русского языка в 11-м классе. Тема: «Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:

  1. Привести в систему и углубить сведения учащихся о словосочетании и типах связи слов в словосочетании, полученные учащимися в предыдущих классах.
  2. Развить умение учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы.
  3. Формировать компетентностные умения ученика через активизацию самостоятельной познавательной деятельности и творческое мышление.
  4. Развить коммуникативные способности учащихся через совместную продуктивную деятельность.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Ход урока

1 этап (оргмомент и целеполагание)

Учитель: К какому разделу грамматики относится тема, которую мы будем повторять сегодня на уроке?

Ученик: К синтаксису.

Учитель: Дайте определение этому понятию.

Ученик: Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц, словосочетаний и предложений. Синтаксис – греч.«составление», «построение».

Учитель: Какие умения формирует синтаксис?

Ученик: Умения логически и стройно формировать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

Учитель: Вот сейчас вы всё правильно сказали, но почему-то, когда ученики работают с экзаменационными тестами по теме словосочетание, совершают ошибки и данные вопросы относятся к одним из самых сложных. Как вы думаете, в чём тут проблема?

Ученик: В неумении правильно строить словосочетание, в неумении правильно определять его грамматические и лексические признаки, типы синтаксической связи.

Учитель: Вот эту проблему мы и попытаемся решить сегодня на уроке. Давайте, исходя из проблемы, сформулируем цель нашего урока.

Ученик: Привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании.

Учитель: Давайте вспомним, что нам известно о словосочетании, его грамматическом, лексическом значении, какие типы синтаксической связи в словосочетании вам известны, в чем их особенность? Так как в словосочетании три вида связи, мы разделимся на три группы (в классе, где много учеников, – на шесть групп) и поработаем вместе над заданиями.

2 этап урока (закрепление пройденного)

Задание для первой группы

  1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи СОГЛАСОВАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом согласование.
  2. Найдите в тексте словосочетания с согласованием. Выпишите их в таблицу и заполните её.
    С думами грустными ты не дружись.
    Слушай – под эту гармонику снежную
    Я расскажу про свою тебе жизнь.
    С. Есенин «Снежная замять»
СловосочетаниеСтроениеГрамматическое значениеВид связиТип связиСмысловое значение
  1. Сделайте вывод, какой троп образуют данные словосочетания в тексте и с какой целью используются автором.
  2. Составьте кластер, отражающий особенности согласования.
  3. В карточке «Узнай незнакомца» найдите согласование. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Ответ аргументируйте.

Узнай незнакомца

Своих незнакомцев мы условно назовём цифрами 1, 2, 3. Все они руководители известных фирм.

Незнакомец 1 – очень ответственный и целеустремлённый. Он общительный и доброжелательный, уважает своих сотрудников. Умеет всегда настроить их на совместную продуктивную деятельность. В результате, у него всегда всё получается. Его коллектив очень дружный и сплочённый. Один без другого никуда. Все радости и печали пополам. Совместная творческая работа ведёт к процветанию фирмы.

Незнакомец 2 , в отличие от первого руководителя, уделяет больше внимания себе, чем другим, он вообще никого вокруг не замечает. Его не интересуют люди, с которыми он работает. О совместной деятельности не может быть и речи. От такого руководителя страдают интересы фирмы, сотрудники тоже живут обособленно. Каждый сам по себе. Один день как две капли воды похож на другой. Жизнь в этом коллективе скучна и неинтересна.

Незнакомец 3 — более деятельный руководитель. Он вникает в работу своих сотрудников, но предпочитает авторитарные методы. Любит, чтоб его слушались и беспрекословно выполняли только его поручения. Совместная деятельность в этом коллективе не получается, потому что не учитываются интересы сотрудников. Когда один человек решает за весь коллектив, он лишает других людей творчества и вдохновения.

Задание для второй группы

  1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи УПРАВЛЕНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом управление.
  2. Найдите в тексте словосочетания с управлением. Выпишите их в таблицу и заполните её.
    Лазурь чудесную
    Она покинула
    Себя в безвестную
    Страну низринула.
    К. Бальмонт «Снежинка»
СловосочетаниеСтроениеГрамматическое значениеВид связиТип связиСмысловое значение
  1. Сделайте вывод, какой троп образуют данные словосочетания в тексте и с какой целью используются автором.
  2. Составьте кластер, отражающий особенности управления.
  3. В карточке «Узнай незнакомца» найдите управление. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Ответ аргументируйте.

Задание для третьей группы

  1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи ПРИМЫКАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом примыкание.
  2. Найдите в тексте словосочетания с примыканием. Выпишите их в таблицу и заполните её.
    Солнце реже смеётся,
    Нет в цветах благовонья,
    Скоро Осень проснётся
    И заплачет спросонья.
    К. Бальмонт «Осень».
СловосочетаниеСтроениеГрамматическое значениеВид связиТип связиСмысловое значение
  1. Сделайте вывод, какой троп образуют данные словосочетания в тексте и с какой целью используются автором.
  2. Составьте кластер, отражающий особенности примыкания.
  3. В карточке «Узнай незнакомца» найдите примыкание. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Ответ аргументируйте.

3 этап урока (подведение итогов)

Учитель: С какими трудностями вы столкнулись?

Учащиеся заслушивают полученные результаты совместной работы и оценивают их.

Учитель: Для чего служат словосочетания в поэтической речи?

Ученик: Они придают речи выразителность, яркость, создают поэтические образы, помогают поэту выразить свои чувства..

Учитель: Какую цель мы ставили сегодня на уроке?

Ученик: Привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании.

Учитель: Какую проблему помогает решить данная цель?

Ученик: Предупредить ошибки по данной теме.

Учитель: Поработайте с тестами и докажите, что вы хорошо разбираетесь в теме Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании.

Учащиеся работают с тестами по вариантам.

Вариант № 1

  1. Какие слова не являются словосочетанием?
    А) играть вничью
    Б) очевидно задержится
    В) скучно и грустно
    Г) придёт позже
  1. В каком ряду даны все слова со связью согласование?
    А) кто-то из нас, падающий снег, любимая игрушка
    Б) разрисованная витрина, развешанные на стенах любящие родители
    В) вымытые окна, у моего окна, удивительная тишь
  1. В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?
    А) каждый из присутствующих, образованный от глагола, нашёл среди друзей
    Б) смотреть внимательно, любить жизнь, увидеть из окна
    В) тревога усиливалась, оба пенсионера, долго молчала
    Г) переходит через границу, смотреть вдаль, двое из нас
  1. Укажите ошибку в определении типа связи в словосочетании
    А) идти вслепую – примыкание
    Б) этот человек – согласование
    В) старший по подъезду – управление
    Г) очень честный – согласование
  1. В каком ряду во всех словосочетаниях один и тот же тип связи?
    А) холодно на улице, встать в строй, кусок колбасы
    Б) дом моделей, мой дом, частная жизнь
    В) часто ошибаться, плывя по реке, волноваться понапрасну
    Г) смотреть в глаза, верить в победу, сыграть вничью
  1. Укажите неправильную характеристику связи в словосочетании
    А) яйцо вкрутую – согласование
    Б) сильно переживать – примыкание
    В) никому не дать – управление
    Г) быстрый бег – согласование
  1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является наречие?
    А) весьма занятно, рядом с домом, далеко от дома
    Б) слева от дачи, задержаться допоздна, уехать домой
    В) искать впотьмах, радостно встретить, по-летнему жарко
  1. В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?
    А) коснуться проблем, скучаю за тобой
    Б) прикоснуться к горячей плите, согласно пословице
    В) директор школы, заведующий аптеки
    Г) различать союзы, преимущество надо мной

Вариант № 2

  1. Какие слова не являются словосочетанием?
    А) одет безукоризненно
    Б) придёт позже
    В) идти не могу
    Г) кофе переслащён
  1. В каком ряду даны все слова со связью согласование?
    А) покрытый мною, кто-то знал, любимый мною
    Б) несогласованное определение, образованный юноша, удивлённо пробормотав
    В) прошедшее время, одна девочка, взглянуть на присутствующих
    Г) двенадцатый месяц, роскошный особняк, ваше мнение
  1. В каком ряду даны все словосочетания со связью примыкание?
    А) молча работать, сомневаюсь в этом, изложить вкратце
    Б) откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую
    В) говорить невпопад, три рубля, любуясь собою
    Г) говорить вполголоса, в пустую комнату, сжечь дотла
  1. Укажите неправильную характеристику связи в словосочетании
    А) часто встречающийся – глагольное
    Б ) совершенно ясный – именное
    В) яйцо вкрутую – наречное
    Г) (было) очень легко – наречное
  1. В каком ряду во всех словосочетаниях один и тот же тип связи?
    А) с радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью
    Б) интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из-за болезни
    В) добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице
    Г) похожий на родителей, шестой с краю, сварённый в кастрюле
  1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является местоимение?
    А) смотреть на себя, наша судьба, полюбить её
    Б) каждый из друзей, какого-то ребёнка, известный многим
    В )кто-то другой, любой из нас, что-то важное
    Г) нечто интересное, сделать по-своему, увидеть что-либо
  1. В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?
    А) критиковать за ошибки, уделяет внимание на детали
    Б) обвинять за растрату, отдел кадрами
    В) отметить достоинства, скучаю по вас
    Г) оплата за проезд, основываться на фактах

Подведение итогов тестирования. Рефлексия.

4 этап урока (домашнее задание)

Учащимся предлагается участие в конкурсе тестовых заданий по теме «Словосочетание».

Условия конкурса.

Задания должны выявить умение

  • находить словосочетания в тексте.
  • видеть грамматические признаки словосочетания
  • определять все типы подчинительной связи словосочетания
  • находить ошибки в образовании словосочетания

Задания должны быть разнообразны и оригинальны.

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Урок по теме «Виды синтаксической связи»

Урок русского языка 11 класс словосочетание виды синтаксической связи

Тема урока: «Виды синтаксической связи ( словосочетание)». 11класс.

образовательные: повторение и обобщение знаний о способах связи главного и зависимого слова в словосочетании, о видах подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

развивающие : развивать мышление и общеучебные навыки; развивать познавательную самостоятельность.

воспитательные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуре учебного труда .

здоровьесберегающие — способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.

C ообщение цели.

Актуализация опорных знаний:

— Что такое словосочетание? ( сочетание двух и более знаменательных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу).

Главным ( стержневым) словом в словосочетании считается то, от которого задаётся вопрос к другому слову. Зависимым словом называется то, к которому задаётся вопрос в словосочетании.

— Назовите виды словосочетаний (глагольные, именные, наречные). Приведите примеры.

По главному слову можно выделить следующие типы словосочетаний:

Глагольное — если главное слово выражено спрягаемой формой глагола, инфинитивом: причастием, деепричастием. Писать ( кому?) другу.

Именным ( если главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным и местоимением). Тёплый день, красный от смущения, два ученика, мы с тобой.

Наречным ( если главное слово выражено наречием).

Какой вид синтаксической связи используют в словосочетании?

( подчинительный , а средствами связи слов являются: предлог, интонация, союз, окончание).

Лексикон, гарантировать, стратегия, реформа, ресурсы, архитектор, генерал, гармония, возражать, газон, дипломат, великолепный, комментировать, узорчатый, лиловый, витрина, фиолетовый, панорама, сиреневый, ландшафт.

Задание: составьте с данными словами 3 глагольных словосочетания.

На доске написаны варианты, из которых выбрать и записать словосочетания.

Солнечный день, перед дождём, где-нибудь во дворе, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, висеть на телефоне, любимое занятие, будет петь, упорно трудиться.

— почему остальные варианты нам не подходят?

( Предполагаемые ответы: сочетание самостоятельного со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое.

Правила сочетаемости слов:

1.Сочетаются в словосочетании, если они называют связанные между собой явления.

2. Нуждаются в лексической совместимости.

3. Связаны определённым грамматическим способом.

Учитель. Как мы уже говорили, словосочетания строятся на основе подчинительной связи, где зависимое слово находится в подчинении у главного. Главное слово, заняв «исходную позицию», подаёт сигнал своему «подчинённому», а тот уже принимает определённую форму в зависимости от своих морфологических возможностей.

Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Новый дом .( главное слово выражено именем существительным, которому свойственны род, число, падеж, зависимое слово «уподобляется» главному, приняв род, число, падеж. ( согласование ). Те же морфологические категории свойственны прил., прич., поряд. числит-м.

Посеять пшеницу, освоение космоса, изученный учёными, кто-то из товарищей.

Главное слово выражено глаголом, именем сущ-м, причастием, местоимением).

Связывает зависимое слово с главным определённый — падеж. Данный вид связи – управление.

Весело смеяться, быстро говорить- примыкание, когда зависимое слово не имеет форм изменения. Этому условию отвечают наречия, глаголы в инфинитиве, деепричастия.

IV. Запишите словосочетания и составьте схемы

По пыльной дороге (прил. + сущ.)

Проходил борки (глаг. + сущ.)

Суетливо вившуюся (нар.+ прич.)

С ним собрался я в полет.

(Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим самолетом)

Правое крыло отвел,

Левое крыло отвел, Поглядел.

(Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)

И внимательно гляжу.

(Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом)

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу.

(Встают на носочки и выполняют летательные движения)

Составим схему «Виды связи в словосочетании»

подчинительная связь согласование управление примыкание

Зависимое слово присоединяется к главному по смыслу

Главное слово требует определенный падеж от зависимого

Зависимое и главное слово имеют одну формы числа и падежа (в ед.ч. – рода

думать о письме,

зайти за письмом

На белой скатерти,

Самостоятельная работа. Дифференцированные задания.

1.Спишите и укажите вид подчинительной связи слов в словосочетании. Укажите формы зависимого слова, по которым вы узнали вид связи.

Читать книгу, слегка прикоснуться предложить помощь, очень хорошо, касательная линия, недалеко от дома, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок, обжигающий жар, запах черёмухи.

2. Составить словосочетания со словами обсудить, подчеркнуть, объяснить, определить, продумать, рекламировать, изложить , чтобы в них была подчинительная связь – управление . Зависимое слово необходимо употребить в винительном падеже.

Образец: Обсудить (что?) книгу (в.п.)

3. Определить вид подчинительной связи.

Желтеющие листья, падают вниз, срезать грибы, идти с братом, тяжелая корзина, трещит впереди, добросовестные труженики, легко дышится, владеть речью, уверенность в будущем, пестрый ковер, помогать по-соседски.

4. Лингвистическая задача.

Ученик получил задание выписать из предложения словосочетания и сочетания слов. Он долго думал и решил, что в задании ошибка, ведь словосочетания и сочетания слов — это одно и то же! Помогите ему (мотивируйте свой ответ).

А теперь отыщите в предложении словосочетания и сочетания слов.

Золотым дождем упадут листья на землю, зашуршат печально.

VII. Рефлексия. Подведение итогов

Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание)

Что такое согласование? Управление? Примыкание? ( Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное. Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)

Что не является словосочетанием? (Грамматическая основа предложения)

Расскажите алгоритм определения способов связи слов в словосочетании.

Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?

Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание».

🎬 Видео

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать

Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Русский язык 11 класс 4 неделя Словосочетание. Виды синтаксической связи.Скачать

Русский язык 11 класс 4 неделя Словосочетание. Виды синтаксической связи.

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.

Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложениеСкачать

Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

11 класс. СловосочетаниеСкачать

11 класс.  Словосочетание

Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Виды синтаксической связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Виды синтаксической связи (8 класс, видеоурок-презентация)
Поделиться или сохранить к себе: