- Конспект урока «Разбор словосочетания» 5 класс план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Авторская разработка урока по теме «Словосочетание» (по ФГОС ООО).
- Просмотр содержимого документа «Авторская разработка урока по теме «Словосочетание» (по ФГОС ООО).»
- Технологическая карта урока русского языка по теме «Разбор словосочетания» 5 класс
- 📺 Видео
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Конспект урока «Разбор словосочетания» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка урока направлена на закрепление знаний о словосочетании и формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 18.87 КБ |
Видео:Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Предварительный просмотр:
Тема: «Словосочетание. Основные виды словосочетаний.
- Закрепить сведения о словосочетании как единице синтаксиса.
- Продолжить формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.
— Сегодня на уроке с нами будет веселая трудолюбивая пчелка, которая добывает свои знания. Она будет вместе с нами переходить от задания к заданию и собирать мед. (слайд 2-й)
Фронтальный опрос. (3-й слайд)
1. О каких разделах науки о языке мы уже говорили с вами на прошлых уроках? (Синтаксис и пунктуация)
2.Какие единицы речи изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)
3.Какую единицу синтаксиса мы называем словосочетанием? ( соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи)
4.Из каких частей состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)
Синтаксическая пятиминутка (4-й)
(произвести синтаксический разбор предложения)
В моховых болотах ожерельем лежит по кочкам румяная клюква.
-словарная работа со словом «ожерелье» (5-й) Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи.
— выписать словосочетания из предложения и определить характер связи слов в словосочетании (сочинительные или подчинительные)
- В моховых болотах (сущ.+ прил.)
- лежит по кочкам (гл.+сущ. с предлогом)
- румяная клюква (сущ.+прил.)
- лежит ожерельем (гл.+сущ.)
— Какие словосочетания в русском языке называют именными, а какие — глагольными? (глагольные: главное слово — глагол;
именные: главное слово — имя существительное) (6-й)
Распределительный диктант (7-й)
Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.
(образуйте словосочетания по данным схемам и разберите их)
Игра- диктант « Редактор»
-(запишите словосочетания, предварительно исправив в них допущенные ошибки)
Смотреть вслед грузовика, касаться к проводам, скучаю за тобой
-(образуйте словосочетания, подобрав к существительным прилагательные)
тюль, рояль, тополь, мозоль (использование словаря для определения рода)
-(выберите из двух словосочетаний те, которые, с вашей точки зрения, более уместны в разговоре, объясните свой выбор)
На обед мама приготовила (суп с грибами, грибной суп).
Мы пили чай (с вареньем из абрикосов, с абрикосовым вареньем).
Мы с удовольствием ели (малину из леса, лесную малину).
Подведение итогов. В разноцветные сосуды дети складывают «мед» разного цвета в зависимости от понимания данного материала и отношения к прошедшему уроку
Кто быстрее и без ошибок?
Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)
(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)
Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2 ) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Авторская разработка урока по теме «Словосочетание» (по ФГОС ООО).
Учитель: Емельянова Е.А.
Тема урока: Словосочетание. Разбор словосочетаний.
Класс: 5 класс
Предмет: русский язык (УМК Ладыженской Т.А.)
Тип урока: урок систематизации знаний
Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка урока по теме «Словосочетание» (по ФГОС ООО).»
- Т У фля, нет т У фель.
- Т О рты, нет т О ртов
- Мне позвон Я т, ты позвон И шь, созвон И мся.
- Жалюз И , крас И вее.
ВНИМАНИЕ-ВНИМАНИЕ. ЭЛЕКТРОННОЕ ПИСЬМО.
« Дорогие ребята, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Дело в том, что я не могу справиться с дополнительным заданием по русскому языку, которое дал мне учитель. Совершенно случайно узнал, что сегодня в вашем расписании есть урок русского языка. Помогите, пожалуйста, справиться с заданием. У меня уже две двойки по русскому языку, и очень не хотелось бы получить третью. Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен!» Артем.
- Есть ли смысл в том, что записано?
- Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?
в соединении слов»
- Словосочетание – это…
- Именное словосочетание – это…
- Глагольное словосочетание – это..
- Виды связи в словосочетаниях:
- Синтаксис изучает…
Составьте из слов словосочетания
смелость, учиться, у, разведчик, осторожность, у, сапёр.
- ИМЕННЫЕ
- ГЛАГОЛЬНЫЕ
Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.
Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.
- Мой друг
- Никогда не говорит
- Не говорит о товарищах
- Не говорит насмешливо
Около дома, на улице, сквозь стены
Наступила осень. Листья опадают. Льет дождь.
Города и сёла, падают и исчезают.
Найди «четвёртое лишнее» Объясни свой выбор.
- Наступила осень.
- Часто идут дожди.
- Листья на земле
- Шуршат листья на земле.
Объясни свой выбор.
Листья на земле — словосочетание
Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже.
Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.
ПЛАН РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:
Красивым почерком (именное, согласование)
2. Задать вопрос к зависимому слову.
- Определить части речи.
- Указать именное или глагольное.
5. Указать вид связи (согласование, управление, примыкание)
Выполните разбор словосочетаний :
Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.
Задача 7 (б) Оплатить или заплатить ?
Какую ошибку допустил водитель автобуса, объявив: «Оплатите за проезд»?
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________. 2. В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая. 3. От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос. 4. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и ________________________. 5. Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ___________________________. 6. Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ___________________________. 7. Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что нового узнали?
- Что показалось самым интересным?
- Что было самым трудным?
- Что нужно будет сделать на следующих уроках ?
Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Технологическая карта урока русского языка по теме «Разбор словосочетания» 5 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта урока №30 « Разбор словосочетания ».
Тема урока: « Разбор словосочетания » .
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Русский язык» 5 класс, Ч.1, иллюстрации учебника.
Цель: умение находить словосочетания в предложении ; уметь правильно употреблять определять главное и зависимое слово.
Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову .
Образовательные: 1. Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
2.Сформировать умение выделять словосочетание из предложения.
3. Познакомить с видами словосочетаний .
Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, учить видеть глубину вопроса, анализировать свои движения души; развивать у детей творческие способности, речь, логическое мышление, показать ценность достижений культуры для человечества .
Предметные: сформировать умение вычленять словосочетания из предложений; находить главное и зависимое слово; различать именные и глагольные словосочетания
Регулятивные : выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные : определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.
Коммуникативные : формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию .
Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
Приветственное слово учителя:
-Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга
и готовы к совместной творческой работе.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
– Давайте определим свое настроение, настрой на работу:
• не совсем готовы
Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.
Регулятивные : формирование способности принимать учебную задачу.
нравственно-этическое оценивание нового материала
формирование умений выражать свои мысли; строить монологическое высказывание
формирование умения оценивать услышанное с целью подготовки к последующему изложению данного материала
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Проверка домашнего задания.
— Как связываются слова в словосочетании? (По смыслу и грамматически.)
— Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании? (С помощью вопроса
от главного слова к зависимому.)
— Какими средствами может выражаться грамматическая связь между словами в
словосочетания? (С помощью окончания зависимого прилагательного, существительного, с
предлогом или без него, по смыслу, если зависимое слово выражено наречием.)
участвуют в диа-
логе с учителем.
Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания; проводить убедительные доказательства.
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся;
обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности;
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.
Запись под диктовку словосочетаний.
Обозначьте, какой частью речи выражены главные и зависимые слова. Составьте схему
(По мере написания словосочетаний проводится работа по объяснению написания
безударных гласных в корнях слов.)
Громадные ели, тянуться по дороге, освещать местность, громко свистнуть, участвовать в походе,
гигантские кедры, хлестнуть веткой, виднеться в долине, дрожать от холода, объединение в группы,
Какими частями речи могут выражаться главные слова в словосочетаниях?
Делается вывод о том, что словосочетания могут быть с главным словом —
существительным и главным словом глаголом.
Учитель сообщает учащимся, что словосочетания с главным словом существительным
называется и м е н н ы м , глаголом — г л а г о л ь н ы м .
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;
в сотрудничестве с учителем и од-
ноклассниками делают выводы; читают, слушают, инсценируют стихотворение.
планирование собственной задачи, анализировать собственную работу
Проверять информацию, выделять общее и частное, приводить примеры в качестве доказательства.
4.Построение проекта выхода из затруднения
(открытие детьми новых знаний)
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
При составлении таблицы проводится беседа.
Виды словосочетаний по строению
— На какое слово надо обратить внимание, когда мы делим словосочетания на группы по
строению? (На главное слово.)
— Что мы должны узнать о главном слове? (Какой частью речи оно выражено.)
— Следовательно, по какому признаку делятся словосочетания на виды? (По тому, какой
частью речи выражено главное слово.)
— Какие виды словосочетаний по строению можно выделить? (Именные и глагольные.)
Коллективно таблица заполняется 3—4 примерами; 2—3 слово сочетания разбираются
(вначале под руководством учителя, затем самостоятельно, используя образец разбора на с. 51
зи между отдель-
Отвечают на вопросы,
Познавательные: поиски способов решения проблемы
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу
Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью
Физкультминутка. Раз- подняться, потянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
На четыре- руки шире, Пять- руками помахать, Шесть- на место тихо сесть. Выполняют элементарные физические упражнения
языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаи-
— Кто правильно разгадает кроссворд, тот сумеет прочитать слово в выделенных клетках
5.Реализация построенного проекта
Цель: построение и фиксация нового знания.
Учащимся сообщается, что словосочетания «существительное + прилагательное» могут
быть средством выразительности речи. Это происходит тогда, когда прилагательные, входящие в
состав словосочетания, не только сообщают определенные сведения о предмете, нужные для
понимания смысла, но и ярко, образно рисуют предмет, передают чувства, отношение автора к нему.
Такие прилагательные называются эпитетами.
Сравните два предложения: Высокая рябина мокнет под дождем.—
Чахлая рябина мокнет под дождем.
В первом предложении прилагательное высокая просто сообщает сведения о рябине — ее
высоте, во втором — благодаря эпитету чахлая создается образ.
Познавательные: умение выделять существенную информацию из различных источников.
Регулятивные: удерживать учебную задачу в процессе работы.
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы
6.Первичное закрепление – работа в парах
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
Работа в группах.
— Составьте словосочетания с данными словами, используя прилагательные, которые: 1 )сообщат какие-то сведения о предмете; 2) могут придать тексту, если использовать их в нем,образность, выразительность.
Осина (возможные варианты: прямая, голая, трепетная, нарядная, серебристая, горькая и
туча (большая, темная, свянцовая, угрюмая, снежная, грозная и пр.).
лем и однокласс-
Регулятивные — оценивать правильность выполнения задания;
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Коммуникативные – управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Вторичное закрепление материала
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
Средства связи в словосочетании
Средство связи Примеры
1. Окончание прилагательного
2. Окончание существительного (с
предлогом или без предлога)
1) прелестного цветка;
2) идти по дороге;
3) смотреть внимательно.
Учащимся дается задание распределить словосочетания на группы по средствам связи и вписать в нужную строку.
Участвовать в уборке; гигантские горы; пришел поздно; яростные порывы; объединиться в борьбе;
поседеть от переживаний; отломить ровно.
следование в поведении моральным и этическим требованиям;
самооценка на основе критерия успешности; самоопределение
построение логической цепи рассуждений, доказательство
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
8. Рефлексия деятельности
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
– Что нового узнали на уроке?
– Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе
Познавательные – рефлексия способов и условий действий
Регулятивные : оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
§ 25, 26, упр. 133. Составить связный рассказ о видах словосочетаний
Записывают домашнее задание.
Коммуникативные – уметь слушать и понимать речь других.
Познавательные – рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные : самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.
📺 Видео
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать
5 урок СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ:РЯ ЛЕГКО!Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№12 - Синтаксис и пунктуация.)Скачать
Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное".ФГОС.Скачать
Русский язык 5 класс. Открытый урок Жаворонковой Е. А.Скачать
Урок по теме "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову", 5 классСкачать