Урок по русскому языку вводные слова и словосочетания

Видео:Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)

Русский язык. 8 класс

Конспект
Тема: Вводные конструкции.
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Ключевые слова:
вводные слова, группы вводных слов по значению, выделительные знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях.

Основные понятия:
Вводные слова – это слова или сочетание слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

Выделительные знаки препинания – это элементы письменности, которые выделяют особенно значимые части внутри текста, осложняющие предложение (обращения, вводные слова, словосочетания, предложения, обособленные второстепенные члены), прямую речь. Выделительные знаки ставятся непосредственно внутри предложения.

Словосочетание – это сочетание двух или более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Пояснения:
1) Вставные конструкции. Вводные предложения.
2) Обособленные члены предложения, грамматически не связанные с членами предложения.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№44 - Вводные конструкции; группы вводных слов, вводных сочетаний слов.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№44 - Вводные конструкции; группы вводных слов, вводных сочетаний слов.)

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями»

Урок по русскому языку вводные слова и словосочетания

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями»

Изучив тему, учащиеся должны знать:

— особенности вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений;

— классификацию вводных речевых единиц по значению;

— правила обособления вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений.

Изучив тему, учащиеся должны уметь:

— различать вводные слова и члены предложения;

— определять значения вводных речевых единиц;

— различать вводные и вставные единицы;

— применять на практике изученные пунктуационные правила;

— употреблять в речи вводные и вставные единицы.

— владеть различными видами монолога и диалога;

-доказательно отвечать на вопросы учителя;

— создавать письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей и целью.

— стремиться к речевому самосовершенствованию;

— оценивать собственную речь с точки зрения соблюдения норм общения и речевого поведения;

— уметь самостоятельно мотивировать предметную деятельность;

— быть способным к рефлексии .

Учитель : Добрый день, ребята. Отбросьте в сторону все свои волнения (если таковы имеются), посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи. Мы начинаем урок. Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Вы у меня, безусловно, большие молодцы!

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Ребята, с оттенком какого значения я произнесла последнее предложение? (уверенности).

Учитель: А какое слово придает это значение?(безусловно) Как оно называется? (вводное слово)

Учитель : А что вы уже знаете о вводных словах?

3. Повторение изученного о вводных словах.

Проверка теоретических сведений

Учитель: Используя вводные слова, указывающие на порядок мыслей, расскажите о вводных словах.

(Вводные слова – это специальные слова и словосочетания, которые:

1) выражают отношение говорящего к сообщению;

2) они не связаны с другими словами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью;

3) не являются членами предложения;

4) выделяются в устной речи интонацией, а на письме запятыми

Учитель: Ребята, ведь не случайно я завела разговор о вводных словах. Какова же , на ваш взгляд, тема сегодняшнего урока? Исходя и того, что вы кое-что уже знаете о вводных словах, как вы думаете: какие цели мы должны поставить перед собой и достичь их?

Вводные слова –это слова или сочетания слов, которые используются для выражения отношения говорящего к сообщению.

Уверенность – конечно, разумеется, бесспорно, без сомнения, безусловно.

Неуверенность — кажется, вероятно, очевидно, возможно, может быть, по- видимому.

Различные чувства — к счастью, к сожалению, на радость.

Источник высказывания — по словам, по мнению, по- моему, как говорят.

Порядок явлений и мыслей – во- первых, во- вторых, наконец, следовательно, значит, итак, таким образом, например.

Оценка стиля высказывания — другими словами, говоря образно, мягко

говоря, прямо скажем, как говорится.

( стр. 182 упр.418 или раздаточный материал, который я положила каждому на стол)

4. Словарный диктант. Группа №1

Определите, вводные слова каких групп вошли в диктант, поставьте не запятую, а точку с запятой там, где кончаются слова одной группы и начинаются слова другой группы:

Конечно, бесспорно, несомненно, кажется, вероятно, очевидно, по — видимому, подлинно, полагаю, должно быть; по — моему, по — вашему, по вашему мнению, по преданию, по словам старожилов; поверьте, видите ли, извините, пожалуйста.

(В словарном диктанте употреблены вводные слова трёх групп: вводные слова, выражающие различную степень уверенности, источник сообщения, обращения к собеседнику).

Группа №2 Выполняет упр.417

Определите вид данного предложения:

Академик Д.С. Лихачёв считал, что «память – это основа нравственности». (1 уч-ся разбирает у доски по членам предложения)

— Объясните, используя вводные слова, почему стоит тире в «память – это основа нравственности».

Переделайте это сложноподчинённое предложение в простое с вводным словом, указывающим на источник сообщения.

По мнению академика Д.С. Лихачёва, «память – это основа нравственности.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста на предложения и помогите разобраться : во всех ли предложениях есть вводные слова? Алгоритм работы

1. Небо казалось вот-вот потемнеет. Небо казалось ясным.

2. Выступление может быть кратким. Кто-то может быть захочет выступить.

Алгоритм работы: Слайд №

1. Прочитайте предложение с правильной интонацией.

2. Выясните, существует ли между выделенными словами и членами предложения грамматическая зависимость. При наличии такой связи выделенные слова являются членами предложения, а при отсутствии — вводными.

3. Убедитесь, что изъятие или перестановка вводного слова не нарушает структуры предложения.

4. Выделите вводное слово запятыми.

5. Убедитесь, что изъятие члена предложения разрушает синтаксическую структуру.

Вводные слова выделите запятыми, укажите их значения. Слова, похожие на них, подчеркните как члены предложения, укажите, какими частями речи они являются.

1. К несчастью моему никто не остался равнодушным.

К несчастью проливные дожди затопили окрестные поля.

2. Поход наш верно продлится ещё несколько дней.

Я верно решил все задачи в контрольной работе.

3. Она ведёт себя очень естественно.

Он естественно своей вины не признаёт.

4. Эта книга кажется мне интересной.

Путешественники кажется сбились с дороги.

5. . К счастью река на всём протяжении достаточно глубока.

Поезд мчит меня к счастью.

• Употребите в предложении каждое слово так, чтобы в одном случае оно было вводным, а в другом — членом предложения.

Может быть, возможно.

может быть зайду к вам вечером.

Это не может быть правдой.

Я, возможно, пойду на каток. Всё в нашей жизни возможно.)

Группа № 3 выполняем вместе, пока работают остальные самостоятельно.

Учитель : Составьте предложение, записывая его постепенно, по мере выполнения заданий.

Все люди стремятся к счастью .

Задание: запишите это предложение, выражая мысль

— с указанием источника сообщения,

Расставьте знаки препинания в получившихся предложениях.

Учитель : Эти же значения могут быть выражены не только вводными словами, но и вводными словосочетаниями и предложениями.

Бесспорно, книги — лучший источник знаний.

Книги, по — моему мнению, лучший источник знаний.

Книги, я уверен, лучший источник знаний.

Учитель: Попробуйте найти не только вводные слова, но и ссч, и предложение вводное. Поможет ли в выполнении этого задания наш алгоритм или мы должны выработать новый?

Самостоятельная работа. ( раздаточный материал)

Выпишите предложения с вводными конструкциями, укажите их значение.

Расставьте недостающие знаки препинания.

Ночью весь мир огромный кажется много проще.

К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

Кажется никогда с такой ясностью не замечаешь покоя в природе, как в первый вечер после бури.

Правда на свете одна, только истинная.

По народному поверью аист стережет счастье, не подпускает беду.

Правда с годами мои стихи делались менее нарядными.

У меня я чувствовал закипали на сердце и поднимались к глазам слезы.

Наше собрание сегодня пожалуй не состоится.

Напишите небольшую творческую работу на тему «Что значит быть счастливым?» или «А что для меня счастье?», используя в своей работе вводные слова, ссч и предложения.

Конечно, много я слышал разных споров о счастье. Счастье, говорили некоторые , — это богатство, деньги. Но ведь, по-моему , настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, скажем , человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, разумеется, немного не по себе. Совесть, несомненно, точит. А от совести, я думаю , никакими деньгами не откупишься. Счастье, наверное , это не только иметь, брать, получать. Счастье, бесспорно, в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.

Учитель : Молодцы, ребята, справились.

Учитель: В устной и письменной речи часто вставляются в основное предложение дополнительные сообщения, попутные слова, которые называются вставными. В отличие от вводных единиц вставки по смыслу не связаны с основным содержание высказывания.

Учитель : Про вставные конструкции ( работа с теорией стр.246) или слайд №

Учитель: Ребята, давайте подведем итог, что общего и в чем разница вводных слов , ссч и предложений? (Общее: 1.Не являются членами предложения. 2.Выражают чувства говорящего, оценку степени достоверности, указывают на связь мыслей и способы их оформления; на источник сообщения. Разное: вводные слова выделяются запятыми, а ссч и предложения – тире, скобками и запятыми. Предложения содержат грамматическую основу) Слайд№

Учитель : Никогда не бывают вводными и не выделяются знаками препинания слова: Слайд№

Подведение итогов. Рефлексия.

В чем заключалась основная задача нашего урока?

Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей?

Что удалось и над чем стоит поработать еще?

Учитель: Как вы думаете, кто из вам заслужил сегодня отметку «5»? Аргументируйте. А «4»? А «3»? А кому ещё нужно повнимательнее дома почитать параграф?

Дом. задание : Для всех : п.119 (теория); Группа №1 – упр.420 Группа №2 – Составить небольшой связный текст на тему «Для чего необходимо читать художественную литературу?», используя вводные слова, словосочетания, предложения.

Видео:Русский язык | Вводные слова и словосочетания | Открытый онлайн урокСкачать

Русский язык | Вводные слова и словосочетания | Открытый онлайн урок

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок по русскому языку вводные слова и словосочетания

К конспекту прилагается презентация.

Видео:Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnline

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока по теме ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ211 КБ
Презентация к уроку2.44 МБ

Видео:Знаки препинания в предложениях с вводными словамиСкачать

Знаки препинания в предложениях с вводными словами

Предварительный просмотр:

Варламова С.Л. учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 44 г. Ульяновска

ТЕМА. ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ.

  1. Систематизировать и обобщить знания о вводных словах и вводных предложениях, полученных в 5 классе.
  2. Познакомить учащихся с вставными конструкциями и знаками препинания при них.
  3. Закреплять навыки правильного написания вводных слов и словосочетаний, развивать умение различать вводные слова и члены предложения.
  4. Формировать умение использования вводных и вставных конструкций в речи письменной и устной.
  5. Развивать логическое мышление, творческую и речевую активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.
  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Раздаточный материал

Учебник: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 8 класс—М.: Дрофа , 2002.

Примечание к уроку.

На тему «Вводные слова» в программе 8-го класса традиционно отводится 2–3 часа. Кажется, за это время едва можно успеть пройти необходимые этапы. Прежде всего нужно рассказать о том, что такое вводные слова и на какие группы по значению они делятся; потом потренировать учеников находить вводные и вставные конструкции в тексте и научить отличать их от членов предложения.

Восьмиклассники должны также узнать, что есть слова, очень близкие к вводным по значению, которые вводными не являются и не обособляются никогда. Стоит рассмотреть список таких слов. В «Справочнике по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя их перечень выглядит так: авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы и др.

Сколько ни задавай упражнений на восстановление знаков препинания, сколько ни диктуй предложений на это непростое правило – нам, учителям, все кажется мало, поскольку ошибки не переводятся, хоть их количество и сокращается. А ученикам оказывается чересчур много, потому что скучно и однообразно. Да мы и сами знаем, что не к диктантам мы готовим своих учеников, а к жизни, где им важно читать и понимать чужие тексты и грамотно создавать свои. Поэтому не стоит все учительские силы бросать только на пунктуацию, когда есть необходимость и возможность заняться тем, что мы называем развитием речи. Тема «Вводные слова» с этой точки зрения чрезвычайно важна и перспективна.

Предложенный мною конспект урока является первым при изучении данной темы, поэтому хотелось бы остановиться на некоторых его особенностях.

  1. Это конспект модульного урока (наша гимназия занимается в режиме составного урока = 30+25+25), но его можно использовать на обыкновенных спаренных уроках русского языка.
  2. Итоговая оценка учащегося за урок выводится как средняя арифметическая (см. приложение №1), консультанты получают дополнительную за свое выступление.
  3. Урок проводится к Дню Святого Валентина, и многие из учащихся знают о традициях этого праздника (на предыдущих уроках они писали статьи по данной теме).
  4. Материал, который иллюстрируется на интерактивной доске, можно (если ее нет в наличии) заранее написать на доске.
  5. Для выполнения последнего задания («Натюрморт») можно использовать лист ватмана и заранее изготовленные лепестки разного цвета, из которых учащиеся будут делать цветы, отражающие их настроение.

Вступительная речь учителя по тематическом материалу урока

2. Проверка домашнего задания

3. Сообщение темы и целей

Объяснение новой темы на материале учебника

5. Фронтальный опрос по закреплению материала

( работа со всем классом )

Одновременно проводится индивидуальная работа по карточкам с сильными учениками (синтаксический разбор предложения)

А) на соответствия

Б) замена конструкций

В) на постановку знаков препинания

Д) на дифференциацию слов

Во время фронтального опроса 2человека работают с индивидуальным заданием по карточкам, по окончании фр. опроса их работа проверяется.

Тест –экспресс (проверяет консультант)

Сложные случаи пунктуации (слова «хамелеоны»).

Выполняют тест-экспресс (5 заданий), подготовленный консультантом, который им же проверяется

2. Самостоятельная работа

(тест с последующей взаимопроверкой)

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. (повторить 4-5 раз).

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти)

(повторить 4-5 раз).

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.

Посмотреть вдаль (повторить 1-2 раза).

Проводится под музыку

4. Объяснение учителем нового материала

«Трудные случаи постановки знаков препинания при вводных словах и предложениях. Вставные конструкции и знаки препинания при них».

5. Рецензирование текста (работа в парах)

списать и расставить знаки препинания

Задачи урока, домашнее задание

( приложение №3 ) Слайд № 17

Экспресс-опрос с объяснением пунктограмм

( приложение №3 ) Слайд № 18-22

Текст на доске, чтобы видели все.

А учащийся читает вслух предложение со знаками препинания (одновременно объясняя их) спиной к доске.

3. Творческая работа в группах

«Существует мнение, что праздновать День святого Валентина в нашей стране не нужно. Согласны ли вы с этим утверждением?»

Проводится под музыку.

( приложение №3 ) Слайд № 23

Выбираются 3 группы: «За», «Против», «Эксперты» (объясняют, чья речь была более убедительной).

4. Подведение итогов

Выставление итоговых оценок за урок (средняя).

Заключительное слово учителя.

«Натюрморт из сердечек»

Учащиеся на интерактивной доске (это можно сделать и на ватмане) рисуют букет из цветов в соответствии со своим настроением от урока. (Проводится под музыку)

Приложения к уроку.

Примерное вступительное слово учителя. Приближается романтичный и приятный праздник – день Святого Валентина… Влюблённые юноши и девушки, романтичные мужчины и дамы «элегантного» возраста, даже малыши в детском садике – все они ощущают аромат этого дня, и всем хочется отметить его как-то особенно, сделать любимому сверстнику необыкновенный подарок.

А ведь наши мамы, не говоря уже о бабушках, и понятия не имели о нём – они жили себе-поживали, хозяйствовали по дому, ухаживали за детьми, за живностью… А праздники — ну Пасха, ну Рождество – понятно: тут уж и столы ломились от жареных гусей, студня, пирогов и прочих кулинарных изысков. А вот о неизвестном Святом Валентине они и слыхом не слыхивали!

Но если вы думаете, что празднование Дня всех влюблённых – детище только нашего «просвещённого» времени, то глубоко заблуждаетесь! Праздники Любви устраивались ещё в глубокой древности. В 16-м веке, например, в Риме как раз в это время проходил фестиваль богини любви Juno Februata.

А что же у нас на Руси? Наши далёкие предки, разумеется, как и мы, влюблявшиеся и страдающие от неразделённой любви, также отмечали День Влюблённых. Правда, приходился он на начало лета, а в основу верований в несокрушимую любовь легла легенда о Петре и Февронии.

Однако названием праздника все мы обязаны христианскому священнику Валентину. Давайте сегодня на нашем уроке немного поговорим о нем, о самом празднике и его традициях.

Зачетный лист выдается на каждую парту.

Учащиеся самостоятельно в ходе урока выставляют свои оценки, а в конце выводят средний балл как итоговую оценку.

Учащиеся-консультанты получают еще за дополнительное задание.

Предложение дано для работы в парах в задании «Рецензирование».

  1. УО – устный ответ
  2. СР – оценка за тест консультанта
  3. Ред — оценка за редактирование
  4. Соч – оценка за работу в группе по написанию сочинения
  5. Т – оценка за контрольный тест

Итог – итоговая оценка за урок (среднеарифметическая)

1. К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно.

2. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако обнаружилось что существует ряд особенностей, которые одним словом надо специально запоминать.

3. Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова.

4. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.

5. Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше внимания не обращала.

6. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например «наконец», «собственно», «значит». Это была очень веселая работа а значит полезная.

7.В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых я нашла 15 которые всегда обособляла на письме.

8. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка.

9. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок. Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов.

10. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно.

11. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.

Материал для разыгрывания сценки

Вечное заклятие Вводные слова

Древние летописи сохранили интересное предание о войне между простыми и сложными предложениями. Долгие годы длилась эта война с переменным успехом, прежде чем стороны пришли к перемирию.
Однажды к Главному Воителю одной из сторон привели пленных.
– Кто это? – надменно спросил он.
– Это вводные слова.
– Почему вводные?
– Они введут нас в курс дела. От них мы узнаем, где и как расположены войска противника, чем вооружены, сколько их.
Пленники разбились на несколько групп и о чем-то перешептывались. Главный Воитель подозвал к себе ближайшую группу слов.
– Вы знаете план расположения войск моего противника?
Пленники забормотали:
– Э-э, конечно, бесспорно, э-э, несомненно, но нет, кажется, э-э, нет, возможно. пожалуй. нет, не знаем, Главный Воитель.
– Прочь! Прочь от меня! – разгневался тот. – Они выражают различную степень уверенности! Но они не знают! Обманщики! Лгуны! Позовите ко мне вон тех! Вы знаете, кто перед вами? – сердито спросил он.
– О! О! К счастью, знаем. К общей радости! К удивлению! А впрочем, нет. К несчастью. К сожалению.
– Ах вы неблагодарные! Вы должны трепетать передо мной! А вы выражаете различные чувства! Ну и пленники! Отойдите от трона! Вы! Вот вы! Которые стоят в том углу! Быстро ко мне! Рассказывайте, как укреплены ваши позиции!
– По сообщению разведчиков. по словам воюющих. по мнению сражающихся. мы не знаем.
– Сговорились! Нарочно сговорились! Источники сообщения называют, а само сообщение держат в тайне. Попробуем порасспрашивать других. Так. Вон ту группу. Ну! Живо выкладывайте мне все сведения!
– Во-первых, властитель. а во-вторых. и, наконец. а, напротив, . ну, например. и, следовательно.
– Порядок мыслей! А мысли-то, мысли-то где?! Называйте их скорее! Молчите?! Я вам покажу! Вы у меня поплатитесь! Осталась последняя кучка слов. Ну! Вы! Отвечайте! Иначе вам всем придется плохо!
– Ну, одним словом. иначе говоря. а лучше сказать.
– Так. Теперь способы оформления мыслей. А сведений так и нет. Насколько я понял, вы мне ничего не скажете. Я напрасно теряю время. Но угрозы мои не напрасны. Я налагаю на вас Вечное Заклятие. Отныне вас будут называть вводными словами. Вы всюду будете чужаками. Ни одно предложение не примет вас в свои члены, напротив, от вас будут отгораживаться запятыми с двух сторон.
Война давно закончилась, все забыли о ней, а Вечное Заклятие действует до сих пор, и никто не может его отменить.

Материал для синтаксического разбора.

  1. По словам Г. Лейбница любить это находить в счастье другого свое собственное счастье.
  2. В этот день по поверьям можно было отправлять письма о любви и дарить игрушки, напоминающие о любви.

(этот материал подготовил консультант самостоятельно)

Отметьте номера предложений, где пропущены запятые.

(На задание отводится строго 3 минуты, затем листочки с ответами проверяет консультант и выставляет баллы в зачетный лист)

1. Вы верно сказали, что первые «валентинки» появились еще в средние века, когда возлюбленные говорили или пели друг другу слова любви.

2. Письменные «валентинки» появились в 15 веке. И верно самые талантливые адресаты писали «валентинки» в виде акростиха – это стихотворный размер, когда первые буквы каждой строфы составляют вместе осмысленное слово, в данном случае – имя

1. Согласно зарубежным народным сказкам, именно в этот день все кажется птицы выбирают себе пару.

2. Это поверье многим зарубежным барышням кажется романтичным, и они считают, что в этот день имеют право подойти к любому мужчине и застенчиво попросить жениться на них.

1. В наше время молодожены по старинному обычаю выпускают в небо двух белых голубей. Однако не только голуби являются птицами любви.

2. Эти птицы – символы верности и любви, а также однако символы дня Святого Валентина.

1. Сотни лет назад женщины носили с собой кружевные носовые платки. Если дама роняла его, мужчина, находящийся рядом с ней, должен был поднять платок и вернуть его женщине. Наконец иногда дама специально

роняла кружевной платок, чтобы познакомиться с понравившимся ей мужчиной.

2. Вскоре кружева наконец стали полностью ассоциироваться с любовным романом, и в наше время для упаковки подарков на День

Святого Валентина часто используется упаковочная бумага в виде кружева.

1. В древности розу вообще считали божественным цветком.

2. Богиня Флора однажды увидела красивую девушку и превратила ее в цветок; Афродита добавила ему красоту; три грации – блеск и шарм. Дионис пожертвовал ароматный нектар, Зефир раздул облака, чтобы Аполлон мог поливать розу на солнце. Когда цветок вырос, он в конце концов был передан Эросу – богу любви – и назван «Королевой цветов».

Тест и объяснение нового материала (если нет интерактивной доски)

1-3 слайды Вводные слова:

А) При сочетании двух вводных слов они разделяются запятыми по основному правилу, то есть выделяется каждое:

  1. Вообразите, как известно, язычники почитали в день 14 февраля бога Вали — покровителя плодородия и перерождения.
  2. Этот праздник у славян , по традиции, конечно, связан с почитанием предков.

Б) Если вводное слово или словосочетание стоит в начале или в конце уже обособленного оборота (обособленного определения, обстоятельства, уточнения, пояснения, присоединения), то оно от оборота запятой не отделяется

  1. У славян это праздник поздних морозов , безусловно посвященный победе света Солнца над темными днями Зимы.
  2. Сегодня этот праздник, отмечаемый в России , пожалуй, с 90-х годов 20 века, в массах больше известен как День Святого Валентина.

С) Вводное слово может стоять после сочинительного союза («и», «а», «но»).

В этом случае союз может соединять части предложения, а может присоединяться к вводному слову.

Если после начинательного союза «и», «а», «но» стоит вводное слово, оно обычно от союза не отделяется

  1. Но , конечно, на Руси был свой отдельный праздник влюбленных, отмечаемый в начале лета, и, конечно, связан он был с легендарной историей любви Петра и Февронии.
  2. А кроме того, праздник этот посвящался Купале — языческому славянскому богу, который был сыном Перуна.
  3. Японцы же oказалиcь в праздновании этого торжества бoлее opигинальны, а следовательно, oни пеpеделали 14 февpаля в такое себе «8 Маpта, но только для мужчин», и, кроме того,в этот день по традиции пoдаpки пoлучает только cильный пoл.

[А впрочем, …] [И наконец, …] […, а наоборот, …] […, а, наоборот, …]

4-5 слайды Вводные предложения:

  1. Разные народы , как вы знаете, отмечают день святого Валентина по-своему. Британцы, как правило, в этот день посылают любовные послания не только друзьям и знакомым, например, но и своим домашним животным.
  2. Поздравлениями к Валентинову дню – можете себе представить? — в некоторых странах стали объявления в газете, в которых пишут о любви и – что удивительно! — даже предлагают руку и сердце.
  1. Издавна птицами любви называли голубей (голуби считаются любимыми птицами Венеры), ведь они всю жизнь не меняют пару и совместно заботятся о птенцах.
  2. В Африке (возможно, из-за отсутствия голубей) птицы любви — это красочные попугаи.
  3. Они названы птицами любви — разве не чудо? — за то, что когда собираются в пары, то сидят на очень близком расстоянии друг от друга.

Тестирование (каждое задание на новом слайде)

(Оценка по количеству верно решенных заданий).

1а. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Люди (1) окружающие нас (2) нуждаются в нашем тепле. Почему же мы бываем часто жестоки (3)и равнодушны?

1) 1,2, 3 2)1, 2 3)2, 3

1б. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Защитой от равнодушия и жестокости всегда будут (1)разумеется (2) любовь и доброта. А вечным (3) оказывается (4) только маленькое оловянное сердце стойкого солдатика (5) помните добрую сказку Андерсена? (6) и обгоревшая розочка его балерины.

1) во всех случаях 2)1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 5, 6 4) 1, 2

2. Укажите предложение, в котором выделенное слово является вводным.

  1. Многим известно , что страстные французы в День святого Валентина дарят драгоценности.
  2. А в Саудовской Аравии этот праздник известно запрещен под страхом штрафов.

3. Укажите номера предложений, где неверно расставлены знаки препинания

  1. По сведениям, самая старая «валентинка» была совершенно недавно обнаружена в одной из британских библиотек.
  2. В письме, а оно было написано в 1477 году девушка просит юношу доказательства его любви.
  3. Это письмо, одним словом, было выкуплено библиотекой у британской семьи, где хранилось с 30-х годов.
  4. И как говорят только в прошлом году его обнаружил один из сотрудников библиотеки.

4. Укажите значение вводных слов.

  1. Многие на день святого Валентина, к огромной радости, дарят своим возлюбленным сладости, продаются даже специальные конфеты в форме сердца.
  2. В некоторых странах незамужним женщинам возлюбленные дарят одежду, и, если девушка приняла подарок, значит, она согласна выйти замуж за этого человека.
  3. По мнению многих, если в день святого Валентина девушка видела малиновку, она выйдет замуж за моряка, если она видела воробья, она выйдет замуж за бедняка и будет с ним счастлива, если щегла – за миллионера.

3. оформление мыслей

5. Начертите схемы к предложениям (знаки препинания не расставлены).

  1. Так валентинки вырезали маленькими ножничками или прокалывали маленькими булавками в виде кружева окрашивая через трафарет создавали валентинку-паззл со средневековой рукописью и цветными рисунками.
  2. Поэтому в начале XIX века началось серийное производство валентинок с черно-белыми рисунками, нарисованными вручную на фабрике.

Тексты для рецензирования

Задание. Расставьте все пропущенные знаки препинания. Объясните, какими правилами вы пользовались при работе над текстом. Шаблон ответа: «Пишу запятую, потому что…»

  1. К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно.
  2. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако обнаружилось что существует ряд особенностей, которые одним словом надо специально запоминать.
  3. Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова.
  4. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.
  5. Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше внимания не обращала.
  6. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например «наконец», «собственно», «значит». Это была очень веселая работа а значит полезная.
  7. В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых я нашла 15 которые всегда обособляла на письме.
  8. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка.
  9. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок. Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов.
  10. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно.
  11. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.

Конечно, текст для рецензирования можно выбрать и по основной теме. Для этого следует обратиться к интернету – там есть хороший, в художественном плане, интересный материал. Например:

🔥 Видео

Русский язык 8 класс. Вставные слова, словосочетания и предложенияСкачать

Русский язык 8 класс. Вставные слова, словосочетания и предложения

Вводные слова и конструкции | Русский языкСкачать

Вводные слова и конструкции | Русский язык

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях| Русский языкСкачать

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях| Русский язык

8 класс. Русский язык. Вводные слова и словосочетанияСкачать

8 класс. Русский язык. Вводные слова и словосочетания

8 класс. Русский язык. Вводные слова и словосочетанияСкачать

8 класс. Русский язык. Вводные слова и словосочетания

8 класс. Русский язык. Вводные слова и словосочетанияСкачать

8 класс. Русский язык. Вводные слова и словосочетания

Вводные слова/ словосочетания и их "двойники" | Русский язык, онлайн-форумСкачать

Вводные слова/ словосочетания и их "двойники" |  Русский язык, онлайн-форум

Русский 5 Предложения с вводными словамиСкачать

Русский 5 Предложения с вводными словами

Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Урок русского языка в 8 классе "Вводные слова и словосочетания"Скачать

Урок русского языка в 8 классе "Вводные слова и словосочетания"

Русский язык 9 класс (Урок№11 - Обращения, вводные слова и вставные конструкции.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№11 - Обращения, вводные слова и вставные конструкции.)

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)

Русский язык 8 класс (Урок№45 - Вставные слова, словосочетания и предложения.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№45 - Вставные слова, словосочетания и предложения.)

ЦТ А14. Вводные словаСкачать

ЦТ А14. Вводные слова
Поделиться или сохранить к себе: