- Разработка урока русского языка по теме «Словосочетание». 5-й класс
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверка усвоения изученного материала. Слайд №2.
- III. Знакомство с новой темой. Слайд № 5-6.
- IV. Закрепление. Слайд № 9.
- V. Рефлексия. Слайд № 13.
- Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)
- Русский язык. 5 класс
- 🎦 Видео
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Разработка урока русского языка по теме «Словосочетание». 5-й класс
Класс: 5
Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.
Цели урока:
- дать понятие словосочетания;
- научить отличать словосочетания от слова;
- сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
- находить главное и зависимое слово;
- различать именные и глагольные словосочетания;
- воспитывать любовь к родной природе, слову.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка усвоения изученного материала. Слайд №2.
– На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.
– Что такое синтаксис?
– Что такое пунктуация?
– Какие знаки препинания вы знаете?
(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).
Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п. дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
III. Знакомство с новой темой. Слайд № 5-6.
– Посмотрите на изображение. Что вы видите на нем?
Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.
(Вода, береза, река, трава, листья, небо и т.д.)
– Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?
– Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д.
– Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?
Чистая | вода |
Стройная | береза |
Тихая | река |
Зеленая | трава |
Желтые | листья |
Голубое | небо |
Перед вами словосочетания.
Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом
Словосочетание всегда состоит из двух частей.
Обратимся к учебнику.
– Как связаны слова в словосочетании?
Слайд № 8. Запомни!
Словосочетанием не являются:
– Сочетание подлежащего и сказуемого .
– Однородные члены предложения.
Наступила хмурая, дождливая осень.
Наступила осень.
Хмурая, дождливая.
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали, все в полном порядке.
IV. Закрепление. Слайд № 9.
1. На интерактивной доске выписать словосочетания из данного текста в два столбика: именные и глагольные.
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
2. Работа в группах.
На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.
Кто быстрее и без ошибок?
Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)
(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)
Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)
Проверка. Слайд № 10, 11.
– Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?
3. Работа со стихотворениями.
Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.
Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)
Учитель: Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.
4. Работа с учебником. Упр. 128.
V. Рефлексия. Слайд № 13.
– В каком разделе науки изучаются словосочетания? Приведите примеры словосочетаний.
– Что такое словосочетание?
– Из каких частей состоит словосочетание?
– Что не является словосочетанием?
2. Тестирование. Слайд № 14, 15.
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
Ключ. 1) – 1,4. 2) – 4.
Домашнеее задание. Слайд № 16.
Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных.
Видео:Русский язык 5 класс: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Виды предложений.Скачать
Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)
Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)
Форма урока: урок-практикум
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;
совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
развивать внимание, память.
воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль. Воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: практикум.
I. Слово учителя.
— Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!
II . Сообщение темы урока. Словосочетание и предложение.
III . Сегодня мы совершим наше осеннее путешествие по разным станциям.
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».
Беседа по вопросам:
Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения.)
Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
Назовите виды словосочетаний.
Для чего нужна речь? ( Для общения друг с другом.)
Из чего состоит речь?(Наша речь состоит из предложений.)
Что же такое предложение?(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)
— Всегда ли в предложении ГО состоит из подлежащего и сказуемого?
Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
Что такое сложное предложение? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)
Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки)—
Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!
ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».
— А вот и вторая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?
1. Игра «Выбери меня, выбери меня»
— Перед вами лежат фонарики. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зелёный). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).
( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)
Солнечный день, краски радуют, водить за нос, хорошо дышать, чуткие и зоркие, шуршит под ногами, буду рисовать, осенний наряд, около моря, нудный дождь, хорошо в лесу, после дождя, на мокрых пнях, природа творит, птичьи песни, все меркнет, леса и парки, листья осины, загорается и охватывает, любоваться закатом, красив вечер, золотой листопад, потерять голову, картина прекрасна, высунув язык, прекрасна и таинственна, сквозь ветви.
4. Игра «Кто лучше?»
— Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.
Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.
— Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
— А вот и третья наша остановка «Предложение». Прогуляемся по ней.
1. Игра «Кто быстрее?»
— Перед вами текст.
Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.
Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно пьет из грибной лунки.
Задания по тексту
Вставить пропущенные буквы.
Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
Найдите в тексте нераспространенные предложения.
Найдите сложные предложения.
Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.
Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски).
2. Игра «Кто внимательнее»
Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».
— Правильно –Х, неправильно – О.
Выплыло из-за туч солнышко.
Оно разослало на землю свои лучи.
Две капли тяжело шлепнулись на лист.
Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
Утро сегодня прохладное.
Листья плясали под его музыку.
Осень – волшебное время года.
Заполните таблицу. Главные и члены предложения.
На какие вопросы отвечает
Какой частью речи выражается
Видео:Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Предложение как единица синтаксиса.
- Отличие предложения от словосочетания.
- Предложения односоставные и двусоставные.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главной и зависимой части.
Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.
Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее и сказуемое.
Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое.
- Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016 .– С. 66-69.
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. //Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С.148.
2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 122 – 249.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сравните содержание колонок.
Вышла на прогулку
Утренний лес окутал туман.
Лучи солнца пробивались сквозь туман.
Осторожная медведица вышла с медвежонком на прогулку.
Конечно, вы заметили, что в первой колонке – слова, во второй – словосочетания, в третьей – предложения.
Чем же предложение отличается от словосочетания?
Предложение – основная единица синтаксиса. Предложение представляет собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузами, а на письме – знаками препинания, которые помогают передать эмоции. С помощью точки мы передаём повествовательную интонацию. Я разбудил своих друзей. С помощью восклицательного знака – восклицательную интонацию. Какой красивый восход! С помощью вопросительного знака – вопросительную интонацию. Куда мы пойдём дальше?
Таким образом, предложение проявляет свою основную функцию в языке – коммуникативную, т. е. функцию сообщения.
В предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого или одного из них. Рассмотрим следующие примеры. Утро. (Есть только подлежащее). Всходит солнце. (Есть подлежащее и сказуемое). Теплеет. (Есть только сказуемое).
- Я иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен. (А. Ахматова). – Иду по тропинке, собираю цветы.
2. Ты расскажи мне эту историю. – Расскажи мне стихотворение.
В первых предложениях пар есть подлежащее и сказуемое: я иду, ты расскажи, наступила осень. Во вторых предложениях есть только один главный член: иду – сказуемое, расскажи – сказуемое, осень – подлежащее.
По строению грамматической основы предложения бывают с одним главным членом (подлежащим или сказуемым) и с двумя. Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения.
В предложении кроме подчинительных связей (согласования, управления, примыкания) встречается сочинительная связь (между равноправными членами – однородными). Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф. И. Тютчев) Хлопочет и ворчит – однородные сказуемые, связанные сочинительной связью, т.е. они равноправны.
Сочетания слов, связанные сочинительной связью, не являются словосочетаниями.
• выражает законченную мысль
• характеризуется интонацией законченности
• имеет грамматическую основу
• отделяется паузами в устной речи и знаками препинания на письме.
• состоит из главного и зависимого слова
• уточняет значение слова
• не выражает законченной мысли
Примеры заданий из Тренировочного модуля
- Сгруппируйте предложения по наличию главного члена: подлежащее, сказуемое.
Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.
Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.
Разбор задания: вспоминаем, что предложение выражает законченную мысль, подлежащее может быть выражено существительным, числительным. В представленных примерах подлежащее: привал, избушка лесника, встреча. Сказуемое выражено глаголом: отправимся, найдём, узнали.
Подлежащее: Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.
Сказуемое: Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.
- Соотнесите понятия.