Урок по русскому в 5 классе словосочетание и предложение

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Разработка урока русского языка по теме «Словосочетание». 5-й класс

Класс: 5

Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.

Цели урока:

  • дать понятие словосочетания;
  • научить отличать словосочетания от слова;
  • сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
  • находить главное и зависимое слово;
  • различать именные и глагольные словосочетания;
  • воспитывать любовь к родной природе, слову.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка усвоения изученного материала. Слайд №2.

– На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.

– Что такое синтаксис?

– Что такое пунктуация?

– Какие знаки препинания вы знаете?

(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).

Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п. дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

III. Знакомство с новой темой. Слайд № 5-6.

– Посмотрите на изображение. Что вы видите на нем?

Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.

(Вода, береза, река, трава, листья, небо и т.д.)

– Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?

– Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д.

– Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?

Чистаявода
Стройнаябереза
Тихаярека
Зеленаятрава
Желтыелистья
Голубоенебо

Перед вами словосочетания.

Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом

Словосочетание всегда состоит из двух частей.

Обратимся к учебнику.

– Как связаны слова в словосочетании?

Слайд № 8. Запомни!

Словосочетанием не являются:

– Сочетание подлежащего и сказуемого .

– Однородные члены предложения.

Наступила хмурая, дождливая осень.
Наступила осень.
Хмурая, дождливая.

Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали, все в полном порядке.

IV. Закрепление. Слайд № 9.

1. На интерактивной доске выписать словосочетания из данного текста в два столбика: именные и глагольные.

Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.

2. Работа в группах.

На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.

Кто быстрее и без ошибок?

Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)

(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)

Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)

Проверка. Слайд № 10, 11.

– Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?

3. Работа со стихотворениями.

Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.

Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)

Учитель: Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.

4. Работа с учебником. Упр. 128.

V. Рефлексия. Слайд № 13.

– В каком разделе науки изучаются словосочетания? Приведите примеры словосочетаний.

– Что такое словосочетание?

– Из каких частей состоит словосочетание?

– Что не является словосочетанием?

2. Тестирование. Слайд № 14, 15.

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.

Ключ. 1) – 1,4. 2) – 4.

Домашнеее задание. Слайд № 16.

Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных.

Видео:Русский язык 5 класс: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Виды предложений.Скачать

Русский язык 5 класс: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Виды предложений.

Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)

Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)

Форма урока: урок-практикум

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;

совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

развивать внимание, память.

воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль. Воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: практикум.

I. Слово учителя.

— Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!

II . Сообщение темы урока. Словосочетание и предложение.

III . Сегодня мы совершим наше осеннее путешествие по разным станциям.

ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».

Беседа по вопросам:

Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения.)

Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)

Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).

Назовите виды словосочетаний.

Для чего нужна речь? ( Для общения друг с другом.)

Из чего состоит речь?(Наша речь состоит из предложений.)

Что же такое предложение?(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)

Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)

— Всегда ли в предложении ГО состоит из подлежащего и сказуемого?

Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)

Что такое сложное предложение? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)

Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки)

Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!

ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».

— А вот и вторая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?

1. Игра «Выбери меня, выбери меня»

— Перед вами лежат фонарики. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зелёный). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).

( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)

Солнечный день, краски радуют, водить за нос, хорошо дышать, чуткие и зоркие, шуршит под ногами, буду рисовать, осенний наряд, около моря, нудный дождь, хорошо в лесу, после дождя, на мокрых пнях, природа творит, птичьи песни, все меркнет, леса и парки, листья осины, загорается и охватывает, любоваться закатом, красив вечер, золотой листопад, потерять голову, картина прекрасна, высунув язык, прекрасна и таинственна, сквозь ветви.

4. Игра «Кто лучше?»

— Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.

Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.

— Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.

ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

— А вот и третья наша остановка «Предложение». Прогуляемся по ней.

1. Игра «Кто быстрее?»

— Перед вами текст.

Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.

Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно пьет из грибной лунки.

Задания по тексту

Вставить пропущенные буквы.

Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.

Найдите в тексте нераспространенные предложения.

Найдите сложные предложения.

Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.

Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски).

2. Игра «Кто внимательнее»

Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».

— Правильно –Х, неправильно – О.

Выплыло из-за туч солнышко.

Оно разослало на землю свои лучи.

Две капли тяжело шлепнулись на лист.

Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

Утро сегодня прохладное.

Листья плясали под его музыку.

Осень – волшебное время года.

Заполните таблицу. Главные и члены предложения.

На какие вопросы отвечает

Какой частью речи выражается

Видео:Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Предложение как единица синтаксиса.
  2. Отличие предложения от словосочетания.
  3. Предложения односоставные и двусоставные.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главной и зависимой части.

Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.

Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее и сказуемое.

Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое.

  1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016 .– С. 66-69.

1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. //Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С.148.

2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 122 – 249.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сравните содержание колонок.

Вышла на прогулку

Утренний лес окутал туман.

Лучи солнца пробивались сквозь туман.

Осторожная медведица вышла с медвежонком на прогулку.

Конечно, вы заметили, что в первой колонке – слова, во второй – словосочетания, в третьей – предложения.

Чем же предложение отличается от словосочетания?

Предложение – основная единица синтаксиса. Предложение представляет собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузами, а на письме – знаками препинания, которые помогают передать эмоции. С помощью точки мы передаём повествовательную интонацию. Я разбудил своих друзей. С помощью восклицательного знака – восклицательную интонацию. Какой красивый восход! С помощью вопросительного знака – вопросительную интонацию. Куда мы пойдём дальше?

Таким образом, предложение проявляет свою основную функцию в языке – коммуникативную, т. е. функцию сообщения.

В предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого или одного из них. Рассмотрим следующие примеры. Утро. (Есть только подлежащее). Всходит солнце. (Есть подлежащее и сказуемое). Теплеет. (Есть только сказуемое).

  1. Я иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен. (А. Ахматова). – Иду по тропинке, собираю цветы.

2. Ты расскажи мне эту историю. – Расскажи мне стихотворение.

В первых предложениях пар есть подлежащее и сказуемое: я иду, ты расскажи, наступила осень. Во вторых предложениях есть только один главный член: иду – сказуемое, расскажи – сказуемое, осень – подлежащее.

По строению грамматической основы предложения бывают с одним главным членом (подлежащим или сказуемым) и с двумя. Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения.

В предложении кроме подчинительных связей (согласования, управления, примыкания) встречается сочинительная связь (между равноправными членами – однородными). Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф. И. Тютчев) Хлопочет и ворчит – однородные сказуемые, связанные сочинительной связью, т.е. они равноправны.

Сочетания слов, связанные сочинительной связью, не являются словосочетаниями.

• выражает законченную мысль

• характеризуется интонацией законченности

• имеет грамматическую основу

• отделяется паузами в устной речи и знаками препинания на письме.

• состоит из главного и зависимого слова

• уточняет значение слова

• не выражает законченной мысли

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Сгруппируйте предложения по наличию главного члена: подлежащее, сказуемое.

Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.

Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.

Разбор задания: вспоминаем, что предложение выражает законченную мысль, подлежащее может быть выражено существительным, числительным. В представленных примерах подлежащее: привал, избушка лесника, встреча. Сказуемое выражено глаголом: отправимся, найдём, узнали.

Подлежащее: Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.

Сказуемое: Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.

  1. Соотнесите понятия.

Есть подлежащее и сказуемое.

Есть только подлежащее или только сказуемое.

Разбор задания: вспоминаем: Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения. Следовательно: Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое. Двусоставное предложениеэто предложение, в котором есть подлежащее и сказуемое.

🎦 Видео

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Русский язык 5 класс (Урок№32 - Простые и сложные предложения. Синтаксический анализ предложения.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№32 - Простые и сложные предложения. Синтаксический анализ предложения.)

Русский язык 5 класс (Урок№12 - Синтаксис и пунктуация.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№12 - Синтаксис и пунктуация.)

5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 5 класс (Урок№15 - Виды предложений по цели высказывания.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№15 - Виды предложений по цели высказывания.)

Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)

Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать

Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Русский язык 5 класс. Открытый урок Жаворонковой Е. А.Скачать

Русский язык 5 класс. Открытый урок Жаворонковой Е. А.

Предложение и словосочетаниеСкачать

Предложение и словосочетание

Русский язык 5 класс (Урок№15 - Виды предложений по цели высказывания.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№15 - Виды предложений по цели высказывания.)

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое слово

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание
Поделиться или сохранить к себе: