Урок окончен это словосочетание или нет

Содержание
  1. ГДЗ по Русскому языку 5 класс Ладыженская. § 26 Упр. 132 Укажите четыре разные части речи
  2. Урок-обобщение по теме «Словосочетание». (Способы подчинительной связи. Подготовка к ГИА)
  3. Задание 1: Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями.
  4. Задание 2. Найдите ошибки в определении типа словосочетания по главному слову. Подчеркните эти словосочетания:
  5. Задание 3. В каких словосочетаниях неверно определен способ подчинительной связи?
  6. Задание 4. Укажите номера словосочетаний, в которых нет грамматических ошибок в управлении.
  7. Задание 5. Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи.
  8. Задание 6. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
  9. Задание 7. Преобразуйте словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
  10. Подведение итогов:
  11. Домашнее задание.
  12. Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
  13. Таблица с примерами
  14. Согласование
  15. Примеры
  16. Управление
  17. Примеры
  18. Примыкание
  19. 💡 Видео

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

ГДЗ по Русскому языку 5 класс Ладыженская. § 26 Упр. 132 Укажите четыре разные части речи

Кто-то уже выполнил? Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. Укажите четыре разные части речи.

Урок, на уроке, начало урока; читал, читает книгу, интересная книга; стремиться к знаниям; компьютерный класс; беседовать стоварищем, беседа; посещение, посетитьмузей, в музее, музейный, изредка посещать.

Начало урока, читает книгу, интересная книга, стремиться к знаниям, компьютерный класс, беседовать с товарищем, посетить музей, изредка посещать.
Урок, на уроке, читал, беседа, посещение, в музее, музейный.
Существительные: урок, начало, книга, к знаниям, класс, с товарищем, беседа, музей, посещение.
Прилагательные: интересная, музейный, компьютерный.
Глаголы: читал, читает, стремиться, беседовать, посетить, посещать.
Наречие: изредка.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Урок-обобщение по теме «Словосочетание». (Способы подчинительной связи. Подготовка к ГИА)

Цели и задачи урока: актуализировать сведения о словосочетании, способах связи слов в словосочетании; ликвидировать пробелы в умении определять вид подчинительной связи; потренировать в выполнении заданий ГИА преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.

Задание 1: Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями.

Солнечные день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, цвета беж,тянуть канитель, открывая дверь, выбраться в гости, правильно и аккуратно, урок окончен, бить баклуши, стакан молока, более важный, идти не оглядываясь; яйца всмятку; доволен результатами, альбом или тетрадь, будем играть, книга интересна, четверо друзей, в течение недели, слово в слово, наименее подготовленный, некто в красном.

– Какие сочетания вы не выделили? Почему?

НЕ являются словосочетаниями:

  • Подлежащее и сказуемое: ребята трудятся и т.д.
  • Сочетание самостоятельного слова со служебным: в течение недели, после уроков и т.п.
  • Сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши и т.п.
  • Составные словоформы: более важный и т.п.
  • – Давайте вспомним определение словосочетания (учащиеся дают определение)

    Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Подчинительные словосочетания состоят из главного и зависимого слов, в сочинительных словосочетаниях объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня.

    Задание 2. Найдите ошибки в определении типа словосочетания по главному слову. Подчеркните эти словосочетания:

    Летний день, исполненный мастером, второй по росту

    Кто-то чужой, ваше право, нечто странное

    Любуясь красотами, уважать старших, умелый в работе

    Неожиданно быстро, где-то далеко, задело кого-то

    – Назовите способы подчинительной связи между словами в словосочетании. Дайте определение каждому из них

    огласование, управление, примыкание)

    Согласование – такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: солнечный день

    При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: солнечный день, солнечным днем, о солнечном дне

    Управление – такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: подъехать (к чему?) к станции, стакан (чего?) молока

    При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: стакан молока, в стакане молока, стаканом молока и т.д

    Примыкание – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: идти не оглядываясь; яйца всмятку; цвета беж и т.п.

    Задание 3. В каких словосочетаниях неверно определен способ подчинительной связи?

    Согласование: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, листья дуба, сельские жители.

    Управление: говорить о делах, отзываться с восторгом, сделать умышленно, посоветовать другу, встретиться с братом.

    Примыкание: рычать по-звериному, сегодня вечером, откровенное признание, говорить громко, поступать по-дружески.

    Задание 4. Укажите номера словосочетаний, в которых нет грамматических ошибок в управлении.

    Задание 5. Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи.

    1. Во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев.
    2. Было последнее утро растянувшегося на два месяца затишья.
    3. Я взял наугад толстую книгу в потрескавшемся чёрном переплёте.

    Задание 6. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

    1. Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)
    2. Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).
    3. Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).
    4. В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).
    5. Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).
    6. Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).

    Задание 7. Преобразуйте словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.

    1.Словосочетание ПРИВЕТОМ ДРУГА из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

    Его душа была согрета приветом друга.

    2. Словосочетание ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

    Над Старгородом летний вечер.

    3. Словосочетание БЕСШУМНО ПАРИЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

    Над камышовыми зарослями, распластав широко крылья, бесшумно парили болотные луни.

    4.Словосочетание В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

    Рядом с молодым спортсменом сидел пожилой солидный человек в соломенной шляпе и очках.

    5. Словосочетание ХРЕБТЫ ГОР из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ .

    Внизу широко раскинулась долина,за ней в бледно-сиреневой дымке тянулись вдаль соседние хребты гор.

    6. Словосочетание С НЕЖНОСТЬЮ СМОТРИТ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    Динка с нежностью смотрит на спящую сестру, потом снова на пустынную ночную улицу.

    7. Словосочетание БРЕЗЕНТОВЫЙ МЕШОК из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

    Австриец устало тащил на плечах брезентовый мешок.

    Подведение итогов:

    – Довольны ли вы своей работой на уроке?

    – Какие задания вызвали наибольшие затруднения?

    – Какие мысли вы вынесли с урока?

    – Согласны ли вы со словами: “Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию только в составе предложения”?

    Домашнее задание.

    Составьте тестовую проверочную работу по теме “Словосочетание”.

    Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

    Словосочетания: согласование, управление, примыкание

    Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

    В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

    Урок окончен это словосочетание или нет

    Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

    Видео:Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

    Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

    Таблица с примерами

    Урок окончен это словосочетание или нет

    Видео:Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать

    Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)

    Согласование

    ОпределениеСогласование — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет грам­ма­ти­че­ские фор­мы глав­но­го сло­ва.

    Урок окончен это словосочетание или нет

    При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

    Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с суще­стви­тель­ны­ми.

    Примеры

    • жел­тые листья
    • пожел­тев­шие стра­ни­цы,
    • тре­тий зво­нок
    • моя сум­ка
    • чистая сто­ло­вая
    • пере­до­вой рабо­чий
    • заго­ре­лый отды­ха­ю­щий
    • диван-кровать.

    Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать

    Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое слово

    Управление

    ОпределениеУправление — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во упо­треб­ля­ет­ся в том кос­вен­ном паде­же, кото­ро­го тре­бу­ет глав­ное сло­во.

    Урок окончен это словосочетание или нет

    Примеры

    • писать (что?) кни­гу,
    • щел­кать (чем?) зуба­ми,
    • три (чего?) гри­ба,
    • улы­бать­ся (чему?) солн­цу.

    В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управ­ле­ния:

    • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму),
    • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный),
    • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра),
    • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез),
    • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя),
    • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

    Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

    Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

    Примыкание

    ОпределениеПримыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой неиз­ме­ня­е­мое зави­си­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му толь­ко по смыс­лу.

    Урок окончен это словосочетание или нет

    В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

    инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

    Примеры

    • нау­ка наблю­дать
    • поз­во­лил выска­зать­ся
    • наме­рен отдох­нуть
    • читать быст­ро
    • пово­рот напра­во
    • стри­жен­ная по-мальчишески
    • спар­тан­ски стро­гий
    • раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь
    • летел кувыр­ком
    • пой­ду бегом
    • взгляд иско­са
    • пры­гать выше
    • чуть север­нее
    • крас­ка инди­го
    • цвет хаки
    • час пик.

    Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

    Дополнительный мате­ри­алСмотрите ещё при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния, при­мы­ка­ния.

    💡 Видео

    Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

    Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

    5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

    5 класс. Русский язык. Словосочетания

    Согласование, управление, примыканиеСкачать

    Согласование, управление, примыкание

    Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

    Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

    Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

    Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

    Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать

    Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)

    Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

    Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)

    Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать

    Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 класс

    Что такое окончание слова? Как найти окончание в слове?Скачать

    Что такое окончание слова? Как найти окончание в слове?

    Изучаем слово net, сеть, сачок, словосочетания и предложение с нимСкачать

    Изучаем слово net, сеть, сачок, словосочетания и предложение с ним

    Словосочетание как единица синтаксиса. Видеоурок 32. Русский язык 5 классСкачать

    Словосочетание как единица синтаксиса. Видеоурок 32. Русский язык 5 класс

    5 слов которые русские произносят неправильно. KORNEY MIXСкачать

    5 слов которые русские произносят неправильно. KORNEY MIX

    4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописаниеСкачать

    4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописание
    Поделиться или сохранить к себе: