- ГДЗ по Русскому языку 5 класс Ладыженская. § 26 Упр. 132 Укажите четыре разные части речи
- Урок-обобщение по теме «Словосочетание». (Способы подчинительной связи. Подготовка к ГИА)
- Задание 1: Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями.
- Задание 2. Найдите ошибки в определении типа словосочетания по главному слову. Подчеркните эти словосочетания:
- Задание 3. В каких словосочетаниях неверно определен способ подчинительной связи?
- Задание 4. Укажите номера словосочетаний, в которых нет грамматических ошибок в управлении.
- Задание 5. Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи.
- Задание 6. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
- Задание 7. Преобразуйте словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
- Подведение итогов:
- Домашнее задание.
- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- 💡 Видео
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
ГДЗ по Русскому языку 5 класс Ладыженская. § 26 Упр. 132 Укажите четыре разные части речи
Кто-то уже выполнил? Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. Укажите четыре разные части речи.
Урок, на уроке, начало урока; читал, читает книгу, интересная книга; стремиться к знаниям; компьютерный класс; беседовать стоварищем, беседа; посещение, посетитьмузей, в музее, музейный, изредка посещать.
Начало урока, читает книгу, интересная книга, стремиться к знаниям, компьютерный класс, беседовать с товарищем, посетить музей, изредка посещать.
Урок, на уроке, читал, беседа, посещение, в музее, музейный.
Существительные: урок, начало, книга, к знаниям, класс, с товарищем, беседа, музей, посещение.
Прилагательные: интересная, музейный, компьютерный.
Глаголы: читал, читает, стремиться, беседовать, посетить, посещать.
Наречие: изредка.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Урок-обобщение по теме «Словосочетание». (Способы подчинительной связи. Подготовка к ГИА)
Цели и задачи урока: актуализировать сведения о словосочетании, способах связи слов в словосочетании; ликвидировать пробелы в умении определять вид подчинительной связи; потренировать в выполнении заданий ГИА преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
Задание 1: Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями.
Солнечные день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, цвета беж,тянуть канитель, открывая дверь, выбраться в гости, правильно и аккуратно, урок окончен, бить баклуши, стакан молока, более важный, идти не оглядываясь; яйца всмятку; доволен результатами, альбом или тетрадь, будем играть, книга интересна, четверо друзей, в течение недели, слово в слово, наименее подготовленный, некто в красном.
– Какие сочетания вы не выделили? Почему?
НЕ являются словосочетаниями:
– Давайте вспомним определение словосочетания (учащиеся дают определение)
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Подчинительные словосочетания состоят из главного и зависимого слов, в сочинительных словосочетаниях объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня.
Задание 2. Найдите ошибки в определении типа словосочетания по главному слову. Подчеркните эти словосочетания:
Летний день, исполненный мастером, второй по росту
Кто-то чужой, ваше право, нечто странное
Любуясь красотами, уважать старших, умелый в работе
Неожиданно быстро, где-то далеко, задело кого-то
– Назовите способы подчинительной связи между словами в словосочетании. Дайте определение каждому из них
(Согласование, управление, примыкание)
Согласование – такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: солнечный день
При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: солнечный день, солнечным днем, о солнечном дне
Управление – такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: подъехать (к чему?) к станции, стакан (чего?) молока
При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: стакан молока, в стакане молока, стаканом молока и т.д
Примыкание – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: идти не оглядываясь; яйца всмятку; цвета беж и т.п.
Задание 3. В каких словосочетаниях неверно определен способ подчинительной связи?
Согласование: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, листья дуба, сельские жители.
Управление: говорить о делах, отзываться с восторгом, сделать умышленно, посоветовать другу, встретиться с братом.
Примыкание: рычать по-звериному, сегодня вечером, откровенное признание, говорить громко, поступать по-дружески.
Задание 4. Укажите номера словосочетаний, в которых нет грамматических ошибок в управлении.
Задание 5. Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи.
- Во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев.
- Было последнее утро растянувшегося на два месяца затишья.
- Я взял наугад толстую книгу в потрескавшемся чёрном переплёте.
Задание 6. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
- Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)
- Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).
- Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).
- В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).
- Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).
- Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).
Задание 7. Преобразуйте словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
1.Словосочетание ПРИВЕТОМ ДРУГА из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Его душа была согрета приветом друга.
2. Словосочетание ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
Над Старгородом летний вечер.
3. Словосочетание БЕСШУМНО ПАРИЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
Над камышовыми зарослями, распластав широко крылья, бесшумно парили болотные луни.
4.Словосочетание В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Рядом с молодым спортсменом сидел пожилой солидный человек в соломенной шляпе и очках.
5. Словосочетание ХРЕБТЫ ГОР из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ .
Внизу широко раскинулась долина,за ней в бледно-сиреневой дымке тянулись вдаль соседние хребты гор.
6. Словосочетание С НЕЖНОСТЬЮ СМОТРИТ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Динка с нежностью смотрит на спящую сестру, потом снова на пустынную ночную улицу.
7. Словосочетание БРЕЗЕНТОВЫЙ МЕШОК из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Австриец устало тащил на плечах брезентовый мешок.
Подведение итогов:
– Довольны ли вы своей работой на уроке?
– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
– Какие мысли вы вынесли с урока?
– Согласны ли вы со словами: “Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию только в составе предложения”?
Домашнее задание.
Составьте тестовую проверочную работу по теме “Словосочетание”.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Видео:Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать
Таблица с примерами
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать
Согласование
ОпределениеСогласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
Управление
ОпределениеУправление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.
Примеры
- писать (что?) книгу,
- щелкать (чем?) зубами,
- три (чего?) гриба,
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму),
- прилагательное + местоимение (никому не нужный),
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора),
- наречие + существительное (грустно до слез),
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя),
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Примыкание
ОпределениеПримыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.
Дополнительный материалСмотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.
💡 Видео
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать
Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать
Что такое окончание слова? Как найти окончание в слове?Скачать
Изучаем слово net, сеть, сачок, словосочетания и предложение с нимСкачать
Словосочетание как единица синтаксиса. Видеоурок 32. Русский язык 5 классСкачать
5 слов которые русские произносят неправильно. KORNEY MIXСкачать
4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописаниеСкачать