Урок обобщение по теме словосочетание 8 класс

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Обобщающий урок по теме «Словосочетание»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Урок обобщение по теме словосочетание 8 класс

Данный проект урока русского языка в 8 классе предназначен для организации наглядного обучения при изучении соответствующей темы, для разнообразия приемов и методов обучения русскому языку. Предлагаемый вид урока с использованием слайдов нацелен на развитие у школьников зрительного и слухового восприятия, повышение мотивации к освоению предмета. Данный урок направлен на расширение словарного запаса, кругозора и является связующим звеном и неотъемлемой частью в разделе «Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса». Урок построен в соответствии с программными требованиями.

При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся: развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, стремление к самостоятельному высказыванию, независимо от речевой подготовки.

Урок составлен с использованием ИКТ. Состоит из 9 слайдов. Каждый слайд раскрывает тему урока, помогает обобщить и закрепить знания о словосочетании. Слайды делают урок насыщенным и плодотворным. В ходе работы со слайдами учащиеся определяют основную мысль текста, работают над словарными словами, учатся составлять словосочетания с данными словами, определяют вид связи слов в словосочетании, находят сочетания слов, не являющихся словосочетанием, пополняют словарный запас, учатся применять полученные умения и навыки в собственной речевой практике.

Все слайды связаны между собой не только оформлением, но и логикой подачи материала на уроке. Также была продумана смена деятельности учащихся (письменная работа сменяет устную). Завершающий слайд с включением музыки позволяет создать эмоциональный фон при прочтении учащимися своих миниатюр, облегчает подачу домашнего задания.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Скачать:

ВложениеРазмер
obobshchayushchiy_urok_po_teme_slovosochetanie_.pptx644.95 КБ
obobshchayushchiy_urok_po_teme_slovosochetanie.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Подписи к слайдам:

Обобщающий урок по теме: «Словосочетание» Разработка учителя русского языка и литературы МВ(С)ОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №5» Самореновой Ирины Валерьевны

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о словосочетании. Задачи : образовательные закрепление умения вычленять словосочетания из предложения, характеризовать их формирование умения осуществлять информационный поиск применение умений в собственной речевой практике коммуникативные развитие коммуникативных умений и навыков обогащение словарного запаса воспитательные воспитание потребности в речевом самосовершенствовании развитие эстетического вкуса

Многие люди находят в созерцании природы радость, она для них — источник прекрасный , источник раздумий. Очень важно с малых лет пробудить в человеке способность воспринимать красоту, будь то природа, стихи или музыка. И. Козловский.

Прекрасное Красота- утешенье для глаз, Для души и для сердца утеха. Красота – и в природе, и в нас, Звук и отзвук, стократное эхо. Красота не стареет. О нет! Чья-то юность пройдёт, отсмеётся, Отгорит, как светильник, но свет Красоты – навсегда остаётся. Красота- доброта, вот в чём суть! И считай , что не даром ты прожил. Жизнь свою, если даже чуть-чуть Красоту в этом мире умножил! В.Данилов Созерцание, источник, утешенье, утеха, акварель.

Тест 1. Бабье лето 4. Увяданье природы А) примыкание А) примыкание Б) согласование Б)согласование В) управление В) управление 2. Гроздья рябины 5. Кленовые листья А) примыкание А) примыкание Б) согласование Б)согласование В) управление В) управление 3. Ласково светят 6. Бывает тепло А) примыкание А)примыкание Б) согласование Б)согласование В) управление В) управление

Найдите лишнее: 1.Лес затих, падающие листья, громко шуршат. 2. Дым на ветру, почувствовал запах, трещит и пылает. 3.Навевает грусть , в полусне, золотая осень.

Из скольких предложений состоит четверостишье? Выпишите из предложений все возможные словосочетания. Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу Проверь себя: 1 Лист золотой, влажную землю, кроет в лесу. 2 Топчу ногой, смело топчу, вешнюю красу, красу леса

Миниатюра: 1)небольшой рисунок в старинной рукописи; 2)небольшая картина тщательной и изящной отделки; 3) произведение искусства в малой форме. Слова для справок. Листья: падают, шуршат, кружатся. Ветер: дует, играет, затих. Небо: чистое, хмурое, серое. Дождь: капает, зарядил, не утихает. Настроение: грустное, задумчивое, поэтическое. Сочинение-миниатюра « Обожаю это время года»

Домашнее задание: повторять §1-6, упр.40 (задание одно из трёх на выбор)

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Обобщающий урок по теме «Словосочетание». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (125 кБ)

Цели: проверить качество усвоения материала по теме «Словосочетание».

Задачи:

  • проверить умение анализировать словосочетание;
  • проверить умения определять тип связи в словосочетании;
  • проверить умения выделять в предложении словосочетание с определённым типом связи

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование:

  • раздаточный материал
  • мультимедийное сопровождение
  • презентация
  • учебник русского языка для 8 класса под ред. Львовой

1. Организационный момент

2. Повторение теоретического материала

При опросе учащиеся с низкой мотивацией к обучению могут пользоваться учебником, чтобы ответить на поставленный вопрос.

– Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст. )
– Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)
– Из чего состоит словосочетание? (Из главного слова и зависимого)
– Назовите виды словосочетаний по главному слову? (Именные, глагольные и наречные)
– Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание)
– Что такое согласование? Управление? Примыкание? (Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное.Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога.Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)
– Что не является словосочетанием?

  • Основа предложения (мальчик уехал),
  • Однородные члены (быстрый и внимательный),
  • Предлоги со словами (в течение часа),
  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
  • Фразеологические обороты (сел в калошу)

3. Выполнение упражнения

Распределите словосочетания по трём столбикам (согл., упр., прим.)

Липовый чай, пилить дрова, идти быстро, любящая тебя, второй поющий, готовый уйти, мой милый, спящий храпя, идёт к окну, чей-то дом, желание спать, шёл впереди, этот человек, летящая утка, быстрее лани, белый от пыли, доволен одним, валясь набок, мечты любящих.

Если некоторые учащиеся затрудняются выполнить упражнение, им можно разрешить пользоваться подсказками: либо теоретическим материалом из учебника, либо схемами, составленными на предыдущих уроках.

4. Самостоятельная работа

Учащиеся с низкой мотивацией выполняют только часть А(таким учащимся опять же можно разрешить пользоваться учебником), сильные учащиеся выполняют работу полностью.

Тест

Часть А.

А1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. В соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону
  2. Под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения
  3. Первый снег, из всего сказанного, под белыми берёзами
  4. В новой шапке, всё общество, чувство ненависти

А2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего
  2. Коричневый забор, всей улицей, улыбающегося лица
  3. Через всю реку, по светлым коридорам, его ответ
  4. Весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам

А3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа
  2. Янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружённый забор
  3. За тонированными стёклами, песцовой шубы, упругие мышцы
  4. Яркой краской, известные фермеры, её ресницы

А4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Сижу за столом, вижу их, этот номер
  2. Вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент
  3. Развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь
  4. Напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку

А5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки
  2. Передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне
  3. Казалось нам, выражением лица, испанская шаль
  4. Перельётся через край, фонтанами брызг, театральный занавес

А6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал
  2. С зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза
  3. Поражён красотой, вглядывался в небо, в этот час
  4. Вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы

А7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну
  2. Давно забытый, когда-то нашёл, на это место
  3. Украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись
  4. Стремиться туда, тихо летали, помнил их

А8. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Гораздо меньше, искренне любил, этой новости
  2. Глубоко несчастлив, однажды решил, моё сердце
  3. Заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его
  4. Его слова, шёл не спеша, очень важно

А9. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Собрались вместе, шёпотом повторял, читавшего стихи
  2. Проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал
  3. Вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке
  4. Вновь повторил, была там, не глядя на него

А10. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи
  2. Желание вернуться, заново родившимся, всегда поражал
  3. Сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки
  4. Цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди

Часть В

В1. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

В2. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.

В3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

В4. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору.

В5. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд.

В6. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Люси поняла, что надо искать то, что поможет выжить.

В7. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

А однажды даже показалось Алёше, что спина Ковалёва мелькнула в толпе.

В8. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасили фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

В9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

И мы искренне привязались к маленькому хромому утёнку.

В10. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Кто знает, какая сила разрушила древние постройки.

После того как работа выполнена, идёт проверка части А.

Затем ребята объединяются в группы по четыре человека: два сильных ученика и два со слабой мотивацией к обучению. Сильные учащиеся ещё раз проговаривают определения типов связи для слабых и уже помогают выполнить часть В.

5. Домашнее задание

Раздаётся каждому на отдельном листке. Сильные учащиеся определяют вид словосочетания по главному слову и тип связи, а учащиеся со слабой мотивацией к обучению только тип связи.

Определите тип связи

  1. Ехать быстро
  2. Красящий забор
  3. Мощёная улица
  4. Очень ветрено
  5. Освобождение армией
  6. Лестно говорить
  7. Пятый в строю
  8. Очень дружно
  9. Помогал маме
  10. Отвечать, не думая
  11. Писать аккуратно
  12. Папин портфель
  13. Грустный мальчик
  14. Кофе по-турецки
  15. Дежурный класс
  16. Пришёл мириться
  17. Пятый кабинет
  18. Счастливая улыбка
  19. Видеть из окна
  20. Понимаю тему
  21. Сделать по-своему
  22. Свой человек
  23. Поливающий из лейки
  24. Подошёл ко мне
  25. Говорить насчёт погоды
  26. Понятно объяснять
  27. Очень красиво
  28. Неубранная комната
  29. Прийти вовремя
  30. Наш приз

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Обобщающий урок по русскому языку для 8 класса «Словосочетание»

Урок обобщение по теме словосочетание 8 класс

Тема: Обобщающий урок по теме «Словосочетание».

Цели : повторить и закрепить знания обучающихся о типах словосочетании; развивать интерес к изучению языка, развивать связную речь обучающихся; способствовать воспитанию вежливого обращения друг к другу, любовь к родине, природе.

Оборудование: словарь С.И.Ожегова, презентация по теме.

І. Организационный момент.

ІІ. Повторение теории о словосочетании:

1) Что такое словосочетание?

2) Какие типы подчинительной связи существуют между главным и зависимым словами словосочетания?

3) Что такое согласование?

4) Что такое управление?

5) Что такое примыкание?

6) Какие грамматические значения выражаются в словосочетаниях?

а) Определительное — солнечный день, шарф в клетку (клетчатый шарф), наш класс — т.е. отвечает на вопросы какой? чей?;

б) Обстоятельственное — жить на даче, летать высоко, очень строгий, мокрый от дождя (главное слово обозначает действие или признак, зависимое — признак этого действия или признака, отвечает на вопросы: как? в какой степени? где? куда? когда? как дол­го? почему? и другие вопросы обстоятельства);

в) Дополнительное — читать книгу, восхищаться талантом, внимательный к людям (глав­ное слово обозначает действие или признак, а зависимое — предмет, на который направ­лено это действие или признак, отвечает на вопросы косвенных падежей).

ІІІ. Практическая работа. 1 . Задание: записать предложение, сделать его синтаксический анализ, выписать словосочетания и сделать их грамматический разбор :

Солнце уже выглянуло из-за леса и тихо принялось за свою работу . (повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однородными сказуемыми, выраженными глаголами).

Словосочетания : выглянуло уже, выглянуло из-за леса, за свою работу, принялось за работу, принялось тихо.

2. Задание: определить грамматическое значение словосочетаний:

1)Моя школа, московская окраина, салат по-корейски, ветер с севера;

2)жить в деревне, учиться прилежно, очень умный, хорошо читать;

3)смотреть фильм, занять у соседа, добрый к детям, беседовать с мамой.

3. Задание: данные словосочетания замените синонимичными:

Бесстрашный человек, хрустальная ваза, каменный забор, музыкальные занятия, стая журавлей, отцовский наказ.

Ветер с юга, платье из шёлка, шкаф для книг, площадка для детей, парень из деревни, задача по алгебре.

ІV. Р.р. Анализ текста.

1) Много можно еще написать о Мещерском крае. 2) Можно написать, что этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. 3) Но я нарочно не пишу об этом. 4) Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природ­ные ее силы можно использовать для нашего благосостояния.

— Почему данное высказывание можно назвать текстом?

( Можно, потому что предложения между собой связаны по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено).

— Какова тема данного высказывания? (Тема истинного патриотизма).

— Кто такой патриот современной России? (Кто любит свою Родину не на словах, а на деле).с. 496 (словарь Ожегова).

— Определите основную мысль высказывания? ( Автор призывает любить свою Родину бескорыстно).

— Гордитесь ли вы своей страной? (Мы любим свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но мы хотим, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Мы гордимся своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами).

Задания после текста:

1) В 1 предложении найдите словосочетание, построенное по типу согласование (о Мещерском крае);

2) Во 2 предложении найдите словосочетания, построенные по типу управление именное (богат лесами, богат торфом, богат сеном, богат картофелем, богат молоком, богат ягодами).

3) Найдите в 3 предложении словосочетание, построенное по типу примыкание (не пишу нарочно).

V. Физкультминутка. Давайте немножко отдохнём. Проделаем гимнастику для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. (повторить 4-5 раз).

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). (повторить 4-5 раз).

3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. ( повторить 2 раза).

VІ. Решение тестов.1. Какие пары слов не являются словосочетанием:

Заревел и схватил

Схватил за комбинезон

2. Найдите словосочетание, построенное по типу «согласование»:

3. Найдите словосочетание, построенное по типу «управление»:

4. Найдите словосочетание, построенное по типу «примыкание»:

5. Дайте правильный ответ: Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены

6. Дайте правильный ответ: Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены

Местоимениями, сходными по форме с существительными

7. Дайте правильный ответ: Зависимые слова при связи «примыкание» могут быть выражены

Неопределённой формой глагола

8. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью примыкание?

1) любуясь пейзажем, восходящее солнце, сомневаюсь в успехе, песня весны

2) неожиданно быстро, сделать умышленно, взойдет непременно, рычать по-звериному

3) открывая дверь, восход солнца, кто-то чужой, лисьи повадки

4) гармония чувств, поступить по-дружески, откровенное признание, удостоить внимания

9. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью согласование?

1) идти полем, блестящая идея, подъехал к нему, красный от мороза

2) немного испугаться, зарабатывать популярность, вспоминая молодость, читающий статью

3) дивный сон, дрожать от холода, убедиться в искренности, громко разговаривать

4) низкорослая береза, работающий прибор, первая зелень, сотая доля

10. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью управление?

1) обучать грамоте, отвечал не глядя, печь из муки, живущий рядом,

2) благодарить учителя, листья дуба, сообщить подробности, объяснять что-либо

3) проанализировал ситуацию, уходить рано, посаженный отцом, дикий север

4) возразить сыну, из нескольких компонентов, льется отвесно, каждый человек.

VІІ. Работа по развитию речи. Слово учителя:

Прекрасная пора, очей очарованье. Она вдохновляла поэтов, художников, музыкантов. Осенние краски, осенняя тишина в природе, будто задумавшейся о минувшем. Синева осеннего неба, печаль полей, звонкий утренний воздух, который бывает только осенью.

Сейчас пусть каждый из вас расскажет об осени. О такой, какой вы ее видите, чувствуете, слышите. Пусть вам помогут картина и музыка.

Осень – это самая унылая и печальная пора года. В эту пору всё как бы погружается в медленный, тягучий сон. Деревья стоят в золотом наряде. Листья, отрываясь от веток, падают на землю, устилают её разноцветным ковром. Как красиво наблюдать за падением листьев! Вот жёлтенький лист клёна оторвался от ветки, ветер поднял его вверх, лист сделал поворот влево и , кружась, парашютиком опустился на землю. Это надо было видеть. Можно долго смотреть и наблюдать за картиной осеннего листопада.

Я люблю осень именно в этот период.

ІҲ. Домашнее задание: 1) повторить теорию о предложении;

🎥 Видео

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Словосочетание. 8 классСкачать

Словосочетание. 8 класс

Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Русский язык 8 класс : Синтаксический разбор словосочетанийСкачать

Русский язык 8 класс : Синтаксический разбор словосочетаний

Русский язык 8 класс (Урок№44 - Вводные конструкции; группы вводных слов, вводных сочетаний слов.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№44 - Вводные конструкции; группы вводных слов, вводных сочетаний слов.)

Весь русский язык за 8 класс за 1 час | Средняя школа| УмскулСкачать

Весь русский язык за 8 класс за 1 час | Средняя школа| Умскул

Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 класс
Поделиться или сохранить к себе: