Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Конспект урока русского языка 8 класс » Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание»
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему

Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

Конспект урока » Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание».Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_8_klass_tipy_svyazi_slov_v_slovosochetanii_soglasovanie_upravlenie_primykanie.doc179.5 КБ

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Предварительный просмотр:

Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Вид урока : изучение новой темы.

Тип урока : комбинированный.

Место урока в системе уроков по теме : 3-й урок по теме «Словосочетание».

Использованная технология : «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

— таблица «Знаю – хочу знать — узнал»;

— объединение информации в блоки через сопоставление;

— систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»,

— формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;

— развитие орфографических навыков;

— сформировать умения извлекать необходимую информацию из различных источников;

— развитие навыков монологической речи,

— развитие навыков парной и групповой работы,

— развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

— воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

компьютерная презентация, таблица «Знаю – хочу знать — узнал», учебник, рабочий лист, тетради.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

Тема урока, постановка целей.

— Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко.

Ученики определяют тему – «Словосочетание».

II. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Синтаксический разбор предложения(1 ученик у доски, остальные в тетрадях).

Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах. ( А. С. Пушкин)

-Выпишите словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?

-Знать определение словосочетания.

-Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.

— Что не является словосочетанием?

-Сочетание сказуемого с подлежащим

-Однородные члены предложения:( Москва и Париж; быстро и умело).

-Сочетания слов значимых и служебных частей речи: (в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.)

-Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:

-Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.

При помощи логических вопросов выделить все словосочетания.

свинцовые волны, ее волны, в однообразных берегах; чернели в берегах; чернели грустно.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

  1. Прием «Свободное письмо». Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании.
  2. Парная работа .

Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы « Знаю – Хочу знать – Узнал».

Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

Групповая работа (по 2 человека). Прием объединения в блоки.

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

— Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?

(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения):

по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок- глагольные словосочетания;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар- именные словосочетания

по зависимому слову : 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;

3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно).

Сделайте вывод: над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

-Объединение по зависимому слову незнакомо.

— Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока)

прилагательным существительным наречие

— С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

— Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание сос-тоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа слово-сочетаний по морфоло-гическим свойствам главного слова: глаголь-ные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

III. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

— Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник – текст § 11.

1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом.

Прием «Пометки на полях» (Инсерт).

Задание: Прочитайте материал § 11 на стр. 39 — 40.

Сделайте пометки на полях:

«+» — если считаете, что это вам известно;

«-» — если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» — если то, что прочитали, является новым;

«?» — если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

2 . Прием Таблица «Знаю – хочу знать — узнал». (Парная работа).

Задание: Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.

Проверка колонки «Узнал».

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существи-тельное и все слова с признаками существительного).

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола).

— Как вы думаете, почему так называются виды связи?

( Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

  1. Обобщение и систематизация знаний
  1. Проблемная ситуация . Работа в паре

— Мы повторили изученное.

Найдите закономерность в построении словосочетаний.

Очень хорошая
Верят в любовь

( В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания).

— Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка».

Задание : каждый сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения

В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи.

Дополнительное задание : определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.

Бывает так: в (не)яркий день грибной

Зайдеш… в лесные дебри ( не)нароком ,

И встанет лес игластою ст…ной,

И загородит нужную д…рогу.

( Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком)

Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить

Ни гордых круч, ни злого буерака .

Коль начал жить, так прямо надо жить,

Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.

( Согласование: гордых круч, злого буерака. Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака. Примыкание: прямо жить, надо жить)

Потом раздвин…шь ветви, и в лицо

Ударит солнце, теплое, земное.

П…ляна пахнет медом и пыльцой,

Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.

(Согласование: солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей. Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание: потом раздвинешь)

4 ). Игровая пауза.

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание со связью согласование: веселые крики , играя лучами, великолепный день , прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.

5 ). Обратим внимание на задания ОГЭ (на столах лежат демонстрационные материалы). Найдите задание по теме нашего урока. Как оно звучит? Давайте его выполним.

VI. Стадия рефлексии.

— А теперь проверим, как вы усвоили материал урока.

Прием «Кластер». Составим коллективный портрет ( кластер) « Типы связи слов в словосочетании».

Составим кластер ( распечатка) Составим кластер ( распечатка)

Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

СИНТАКСИС Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

СТРОЕНИЕ Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

ПРЕДЛОЖЕНИЕ Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

главное слово зависимое слово Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

СИНТАКСИС Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

СТРОЕНИЕ Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

ПРЕДЛОЖЕНИЕ Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

именное глагольное наречное согласование управление примыкание)

Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.

Главное и зависимое.

Согласуется, управляет, примыкает.

Научился определять вид связи.

— Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

— Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

— Как вы это делали?

— Для чего нам это надо знать?

— Где будем использовать полученные знания?

— Что вам помогало в работе?

VII. Дифференцированное творческое домашнее задание:

Рассмотрите одну из картин В.М.Васнецова.

1 уровень – составить по рисунку словосочетания и определить их виды.

2 уровень – по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Нормативное построение словосочетаний

  • закрепить сведения о нормах построения словосочетаний; организовать деятельность учащихся по отработке навыков правильного построения словосочетаний; разобрать задания ЕГЭ А1, А5, В3
  • способствовать развитию критического и логического мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим подготовку к ЕГЭ и будем работать над темой “Синтаксис и пунктуация”. Начнём урок с орфоэпической разминки.

    II. Орфоэпическая разминка (Слайд 1,2)

    Цель: подготовка к ЕГЭ, проверить владение орфоэпическими нормами.

    Каталог, краны, договорённость, гражданство, партер, столяр, таможня, щавель, значимый, кухонный, сливовый, оптовый, эксперт, цемент, досуг, жалюзи, банты, шарфы, статуя, лыжня.

    (Взаимопроверка Слайд 3)

    Вывод: совершенствовать владение орфоэпическими нормами.

    III. Стадия вызова.

    Вопросы учителя к классу

    1. Ребята, а что можно составить из предложенных слов? (словосочетания)
    2. А что такое словосочетание? (Это соединение двух или более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения)
    3. А зачем нам надо знать закон, по которому стоятся словосочетания? (Для того, чтобы правильно строить словосочетания, в соответствии с нормами современного русского языка, выделять главное и зависимое слово).
    4. Вспомните, на какие группы делятся словосочетания в зависимости от характера главного слова? Приведите примеры. (Именные, глагольные, наречные).
    5. Необходимо ли знать вид подчинительной связи в словосочетании? Для чего? (Да, для того, чтобы правильно составлять словосочетания и из словосочетаний – предложения, не делать ошибок).
    6. Назовите виды подчинительной связи между словами в словосочетаниях.

    (пока обучающиеся устно отвечают на поставленный вопрос, проверяя себя Слайды 4 – 11; один обучающийся составляет кластер “Виды связи слов в словосочетании”

    Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

    1. Проверка кластера консультантами.
    2. Итак, мы с вами вспомнили, что знаем о словосочетании. Остается сформулировать тему урока. (Правильное построение словосочетание)

    Тема урока открывается на доске “Нормативное построение словосочетаний”.

    IV. Стадия осмысления.

    А теперь мы напишем выборочно-распределительный диктант для подтверждения нашего прогноза и для отработки умения определять вид подчинительной связи между словами в словосочетаниях. Объясните правописание гласных после шипящих. (Данные словосочетания распределить в три столбика: согласование, управление, примыкание. Работа у доски).

    Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, говорить шёпотом, очень хорошо, рисовать карандашом, упасть навзничь.

    1. Внимание на экран (Слайд 12). Перед вами текст и задание. Выполните, пожалуйста.

    Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и синел в тени. (А.И.Куприн “Олеся”)

    1. Словосочетания какого вида вы выписали?
    2. Какой вид подчинительной связи вы указали?

    V. Стадия осмысления. Практическая направленность изученной темы.

    Ребята, а где можно использовать полученные знания о словосочетаниях? (В ЕГЭ)

    1. Давайте обратимся к заданиям, которые могут встретиться в ЕГЭ, задания, проверяющие владения синтаксическим нормами. Эти задания помогут подготовиться к ЕГЭ.

    Внимание на экран (Слайд 13,14)

    1. Укажите пример с ошибкой в управлении

    1.1. Преимущество перед ними
    1.2 Согласно договору
    1.3. Показать о чём-то
    1.4. Огорчён чем-то

    2. Укажите пример с нарушением норм согласования

    2.1. Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги.
    2.2. Будущий певец приехал в столицу с сорока рублями в кармане.
    2.3. Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.
    2.4. Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды.

    Задание В3, которое связано с умением находить в тексте словосочетания и определять типе связи с них, либо в предложенных словосочетаниях.

    (Работа с тестами ЕГЭ по группам Приложение 3)

    Ребята, ЕГЭ – это не единственная ситуация, при которой требуется знать вид связи слов в словосочетании. Предлагаю вам “Коллекцию ошибок” (Слайд 15,16)

    1. На окошке авиакассы мы обнаружили надпись: “Предъявляйте документ, удостоверяющую личность”.
    2. В компьютерной игре “Золотой телёнок” в титрах надпись “Граждане! Такси свободен!”
    3. В меню кафе “Бульвар”: “Свежевыжатый сок из апельсин”.
    4. В сотовом телефоне “Точка создание не выбрана”.
    1. Ошибка сделана в связи с тем, что нарушено согласование слов “документ” и “удостоверяющий”.
    2. Несклоняемое существительное “Такси” – ср.р. согласуется с прилагательным “свободные”.
    3. Существительное “сок” требует от существительного во мн.ч. “апельсины” формы Р.п. – “апельсинов”.
    4. Ошибка в управлении: “Точка создания”.

    Какой вывод напрашивается?(Во взрослой жизни, кем бы вы ни стали – программистами, экономистами, официантами, менеджерами, – быть безграмотным не престижно!

    VI. Самостоятельная работа по вариантам. Тест (Приложение 4)

    VII. Итоги урока. Рефлексия.

    Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании мы повторили?

    Для чего нам это надо знать?

    Где будем использовать полученные знания?

    Чему вы научились на уроке?

    Что осталось непонятным?

    VIII. Домашнее задание

    Упр.210 или составить карточку (презентацию) из тестов ЕГЭ по теме урока.

    По желанию: пополните “Коллекцию ошибок”.

    1. Вовк С.М. “Вид подчинительной связи в словосочетании” Урок по технологии РКМЧП. Газета “Русский язык” , №2, 2011г.
    2. Единый государственный экзамен 2011.Русский язык.Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ– М.:2011.
    3. Золотарёва И.В., ДмитриеваЛ.П. “Поурочные разработки по русскому языку 10 класс”. М.:2009
    4. Куприн А.И. Повести и рассказы. Том 1. М.:2003
    5. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы М.: Просвещение, 2006
    6. СенинаН.А. “Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А,В,С (модели сочинений). 10–11 классы.-Учебное пособие– Ростов-на-Дону:2011.

    Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

    Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

    Конспект урока русского языка по теме: «Нормативное построение словосочетаний разных типов»

    Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

    Урок русского языка в 11 классе

    Данный урок русского языка в 11 классе направлен на подготовку учащихся к ЕГЭ. Домашним заданием для учащихся было повторение теоретических сведений о словосочетании. Задания в ЕГЭ, связанные со словосочетанием, всегда вызывали трудность у учащихся, поэтому нужно уделить внимание этим заданиям на уроке. Новым для детей будет составление кластера, для систематизации знаний. При составлении урока большое внимание уделялось практическим заданиям, чтобы учащиеся смогли отработать данную тему и выяснить свои пробелы в знаниях, чтобы затем подробнее остановиться на них.

    Тема урока : Нормативное построение словосочетаний разных типов

    Закрепить сведения о нормах построения словосочетаний; организовать деятельность учащихся по отработке навыков правильного построения словосочетаний; разобрать задания ЕГЭ ( А1, А5, В3).

    Привести в систему и углубить сведения учащихся о словосочетании и типах связи слов в словосочетании, полученные учащимися в предыдущих классах.

    Способствовать развитию критического мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.

    Развить умение учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы.

    Формировать компетентностные умения ученика через активизацию самостоятельной познавательной деятельности и творческое мышление.

    Воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

    Развить коммуникативные способности учащихся через совместную продуктивную деятельность.

    Тип урока : повторительно-обобщительный, урок совершенствования ЗУНов;

    Вид урока : урок практических работ;

    Форма работы : коллективная, групповая, индивидуальная;

    Методы : словесный, поисково-проблемный;

    Ожидаемый результат : качественное выполнение задания части В (В3 по материалам ЕГЭ)

    Материалы и оборудование :

    Компьютер, проектор, презентация к уроку;

    На столах карточки «Практикум №1», тренажёр;

    Задания для групповой самостоятельной работы;

    Дидактический материал: тесты к подготовке ЕГЭ (В3)

    Презентация к уроку (Приложение №1)

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим подготовку к ЕГЭ и будем работать над темой “Синтаксис и пунктуация”. Начнём урок с орфоэпической разминки.

    II. Орфоэпическая разминка (Слайд 1,2)

    Цель: подготовка к ЕГЭ, проверить владение орфоэпическими нормами.

    Каталог, краны, договорённость, гражданство, партер, столяр, таможня, щавель, значимый, кухонный, сливовый, оптовый, эксперт, цемент, досуг, жалюзи, банты, шарфы, статуя, лыжня.

    (Взаимопроверка Слайд 3 )

    Вывод: совершенствовать владение орфоэпическими нормами.

    III. Стадия вызова.

    Вопросы учителя к классу

    Ребята, а что можно составить из предложенных слов? (словосочетания)

    А что такое словосочетание? (Это соединение двух или более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения)

    А зачем нам надо знать закон, по которому стоятся словосочетания? (Для того, чтобы правильно строить словосочетания, в соответствии с нормами современного русского языка, выделять главное и зависимое слово).

    Вспомните, на какие группы делятся словосочетания в зависимости от характера главного слова? Приведите примеры. (Именные, глагольные, наречные).

    Необходимо ли знать вид подчинительной связи в словосочетании? Для чего? (Да, для того, чтобы правильно составлять словосочетания и из словосочетаний – предложения, не делать ошибок).

    Назовите виды подчинительной связи между словами в словосочетаниях.

    (пока обучающиеся устно отвечают на поставленный вопрос, проверяя себя Слайды 4 – 11; один обучающийся составляет кластер “Виды связи слов в словосочетании”

    Урок нормативное построение словосочетаний по типу согласования

    Проверка кластера консультантами.

    Итак, мы с вами вспомнили, что знаем о словосочетании. Остается сформулировать тему урока. (Правильное построение словосочетание)

    Тема урока открывается на доске “Нормативное построение словосочетаний”.

    IV. Стадия осмысления.

    Как вы думаете, вид связи в словосочетании зависит только от того, к какой части речи относится главное слово? (при определении вида связи важно обращать внимание и на главное, и на зависимое слово)

    А теперь мы напишем выборочно-распределительный диктант для подтверждения нашего прогноза и для отработки умения определять вид подчинительной связи между словами в словосочетаниях. Объясните правописание гласных после шипящих. (Данные словосочетания распределить в три столбика: согласование, управление, примыкание. Работа у доски).

    Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, говорить шёпотом, очень хорошо, рисовать карандашом, упасть навзничь.

    Внимание на экран ( Слайд 12 ). Перед вами текст и задание. Выполните, пожалуйста.

    Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и синел в тени. (А.И.Куприн “Олеся”)

    Словосочетания какого вида вы выписали?

    Какой вид подчинительной связи вы указали?

    V. Стадия осмысления. Практическая направленность изученной темы.

    Ребята, а где можно использовать полученные знания о словосочетаниях? (В ЕГЭ)

    Давайте обратимся к заданиям, которые могут встретиться в ЕГЭ, задания, проверяющие владения синтаксическим нормами. Эти задания помогут подготовиться к ЕГЭ.

    Внимание на экран (Слайд 13,14)

    1. Укажите пример с ошибкой в управлении

    1.1. Преимущество перед ними
    1.2 Согласно договору
    1.3. Показать о чём-то
    1.4. Огорчён чем-то

    2. Укажите пример с нарушением норм согласования

    2.1. Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги.
    2.2. Будущий певец приехал в столицу с сорока рублями в кармане.
    2.3. Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.
    2.4. Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды.

    Задание В 3 , которое связано с умением находить в тексте словосочетания и определять типе связи с них, либо в предложенных словосочетаниях.

    Ребята, ЕГЭ – это не единственная ситуация, при которой требуется знать вид связи слов в словосочетании. Предлагаю вам “Коллекцию ошибок” ( Слайд 15,16 )

    На окошке авиакассы мы обнаружили надпись: “Предъявляйте документ, удостоверяющую личность”.

    В компьютерной игре “Золотой телёнок” в титрах надпись “Граждане! Такси свободен!”

    В меню кафе “Бульвар”: “Свежевыжатый сок из апельсин”.

    В сотовом телефоне “Точка создание не выбрана”.

    Ошибка сделана в связи с тем, что нарушено согласование слов “документ” и “удостоверяющий”.

    Несклоняемое существительное “Такси” – ср.р. согласуется с прилагательным “свободные”.

    Существительное “сок” требует от существительного во мн.ч. “апельсины” формы Р.п. – “апельсинов”.

    Ошибка в управлении: “Точка создания”.

    Какой вывод напрашивается?(Во взрослой жизни, кем бы вы ни стали – программистами, экономистами, официантами, менеджерами, – быть безграмотным не престижно!

    VII. Итоги урока. Рефлексия.

    Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании мы повторили?

    Для чего нам это надо знать?

    Где будем использовать полученные знания?

    Чему вы научились на уроке?

    Что осталось непонятным?

    VIII. Домашнее задание

    Упр.210 или составить карточку (презентацию) из тестов ЕГЭ по теме урока.

    По желанию: пополните “Коллекцию ошибок”.

    Вовк С.М. “Вид подчинительной связи в словосочетании” Урок по технологии РКМЧП. Газета “Русский язык” , №2, 2011г.

    Единый государственный экзамен 2011.Русский язык.Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ– М.:2011.

    Золотарёва И.В., ДмитриеваЛ.П. “Поурочные разработки по русскому языку 10 класс”. М.:2009

    Куприн А.И. Повести и рассказы. Том 1. М.:2003

    Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы М.: Просвещение, 2006

    СенинаН.А. “Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А,В,С (модели сочинений). 10–11 классы. — Учебное пособие– Ростов-на-Дону:2011.

    📹 Видео

    Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать

    Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 класс

    Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

    Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

    Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать

    Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.

    ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать

    ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    Согласование, управление и примыкание. Что такое примыкание? 4 задание ОГЭ по русскому #shortsСкачать

    Согласование, управление и примыкание. Что такое примыкание? 4 задание ОГЭ по русскому #shorts

    Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

    Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

    Словосочетание. СогласованиеСкачать

    Словосочетание. Согласование

    ОГЭ_2024. Задание 9: согласование, управление, примыкание. Алгоритм выполнения заданияСкачать

    ОГЭ_2024. Задание 9: согласование, управление, примыкание. Алгоритм выполнения задания

    Типы подчинительной связи #русскийязыкСкачать

    Типы подчинительной связи #русскийязык

    Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

    Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

    B3. Типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.Скачать

    B3. Типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

    Словосочетание. Примыкание.Скачать

    Словосочетание. Примыкание.

    согласование прилагательного с существительнымСкачать

    согласование прилагательного с существительным

    Типы связи в словосочетании [ПОЛНЫЙ УРОК: важнейшие школьные темы]Скачать

    Типы связи в словосочетании [ПОЛНЫЙ УРОК: важнейшие школьные темы]
    Поделиться или сохранить к себе: