Урок нормативное построение словосочетаний 11 класс

Видео:Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать

Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)

Нормативное построение словосочетаний

  • закрепить сведения о нормах построения словосочетаний; организовать деятельность учащихся по отработке навыков правильного построения словосочетаний; разобрать задания ЕГЭ А1, А5, В3
  • способствовать развитию критического и логического мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим подготовку к ЕГЭ и будем работать над темой “Синтаксис и пунктуация”. Начнём урок с орфоэпической разминки.

    II. Орфоэпическая разминка (Слайд 1,2)

    Цель: подготовка к ЕГЭ, проверить владение орфоэпическими нормами.

    Каталог, краны, договорённость, гражданство, партер, столяр, таможня, щавель, значимый, кухонный, сливовый, оптовый, эксперт, цемент, досуг, жалюзи, банты, шарфы, статуя, лыжня.

    (Взаимопроверка Слайд 3)

    Вывод: совершенствовать владение орфоэпическими нормами.

    III. Стадия вызова.

    Вопросы учителя к классу

    1. Ребята, а что можно составить из предложенных слов? (словосочетания)
    2. А что такое словосочетание? (Это соединение двух или более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения)
    3. А зачем нам надо знать закон, по которому стоятся словосочетания? (Для того, чтобы правильно строить словосочетания, в соответствии с нормами современного русского языка, выделять главное и зависимое слово).
    4. Вспомните, на какие группы делятся словосочетания в зависимости от характера главного слова? Приведите примеры. (Именные, глагольные, наречные).
    5. Необходимо ли знать вид подчинительной связи в словосочетании? Для чего? (Да, для того, чтобы правильно составлять словосочетания и из словосочетаний – предложения, не делать ошибок).
    6. Назовите виды подчинительной связи между словами в словосочетаниях.

    (пока обучающиеся устно отвечают на поставленный вопрос, проверяя себя Слайды 4 – 11; один обучающийся составляет кластер “Виды связи слов в словосочетании”

    Урок нормативное построение словосочетаний 11 класс

    1. Проверка кластера консультантами.
    2. Итак, мы с вами вспомнили, что знаем о словосочетании. Остается сформулировать тему урока. (Правильное построение словосочетание)

    Тема урока открывается на доске “Нормативное построение словосочетаний”.

    IV. Стадия осмысления.

    А теперь мы напишем выборочно-распределительный диктант для подтверждения нашего прогноза и для отработки умения определять вид подчинительной связи между словами в словосочетаниях. Объясните правописание гласных после шипящих. (Данные словосочетания распределить в три столбика: согласование, управление, примыкание. Работа у доски).

    Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, говорить шёпотом, очень хорошо, рисовать карандашом, упасть навзничь.

    1. Внимание на экран (Слайд 12). Перед вами текст и задание. Выполните, пожалуйста.

    Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и синел в тени. (А.И.Куприн “Олеся”)

    1. Словосочетания какого вида вы выписали?
    2. Какой вид подчинительной связи вы указали?

    V. Стадия осмысления. Практическая направленность изученной темы.

    Ребята, а где можно использовать полученные знания о словосочетаниях? (В ЕГЭ)

    1. Давайте обратимся к заданиям, которые могут встретиться в ЕГЭ, задания, проверяющие владения синтаксическим нормами. Эти задания помогут подготовиться к ЕГЭ.

    Внимание на экран (Слайд 13,14)

    1. Укажите пример с ошибкой в управлении

    1.1. Преимущество перед ними
    1.2 Согласно договору
    1.3. Показать о чём-то
    1.4. Огорчён чем-то

    2. Укажите пример с нарушением норм согласования

    2.1. Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги.
    2.2. Будущий певец приехал в столицу с сорока рублями в кармане.
    2.3. Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.
    2.4. Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды.

    Задание В3, которое связано с умением находить в тексте словосочетания и определять типе связи с них, либо в предложенных словосочетаниях.

    (Работа с тестами ЕГЭ по группам Приложение 3)

    Ребята, ЕГЭ – это не единственная ситуация, при которой требуется знать вид связи слов в словосочетании. Предлагаю вам “Коллекцию ошибок” (Слайд 15,16)

    1. На окошке авиакассы мы обнаружили надпись: “Предъявляйте документ, удостоверяющую личность”.
    2. В компьютерной игре “Золотой телёнок” в титрах надпись “Граждане! Такси свободен!”
    3. В меню кафе “Бульвар”: “Свежевыжатый сок из апельсин”.
    4. В сотовом телефоне “Точка создание не выбрана”.
    1. Ошибка сделана в связи с тем, что нарушено согласование слов “документ” и “удостоверяющий”.
    2. Несклоняемое существительное “Такси” – ср.р. согласуется с прилагательным “свободные”.
    3. Существительное “сок” требует от существительного во мн.ч. “апельсины” формы Р.п. – “апельсинов”.
    4. Ошибка в управлении: “Точка создания”.

    Какой вывод напрашивается?(Во взрослой жизни, кем бы вы ни стали – программистами, экономистами, официантами, менеджерами, – быть безграмотным не престижно!

    VI. Самостоятельная работа по вариантам. Тест (Приложение 4)

    VII. Итоги урока. Рефлексия.

    Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании мы повторили?

    Для чего нам это надо знать?

    Где будем использовать полученные знания?

    Чему вы научились на уроке?

    Что осталось непонятным?

    VIII. Домашнее задание

    Упр.210 или составить карточку (презентацию) из тестов ЕГЭ по теме урока.

    По желанию: пополните “Коллекцию ошибок”.

    1. Вовк С.М. “Вид подчинительной связи в словосочетании” Урок по технологии РКМЧП. Газета “Русский язык” , №2, 2011г.
    2. Единый государственный экзамен 2011.Русский язык.Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ– М.:2011.
    3. Золотарёва И.В., ДмитриеваЛ.П. “Поурочные разработки по русскому языку 10 класс”. М.:2009
    4. Куприн А.И. Повести и рассказы. Том 1. М.:2003
    5. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы М.: Просвещение, 2006
    6. СенинаН.А. “Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А,В,С (модели сочинений). 10–11 классы.-Учебное пособие– Ростов-на-Дону:2011.

    Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

    Словосочетания: согласование, управление, примыкание

    Русский язык. 11 класс

    Конспект урока

    Тема: Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение

    Перечень рассматриваемых вопросов

    Урок посвящён теме «Словосочетание и простое предложение».На уроке обучающиеся получат возможность расширить знания о словосочетании и простом предложении, их строении, о типах словосочетания и простом осложненном предложении, овладеют способами распознавания разных типов словосочетания, повторят правила постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, научатся отличать типы простых предложений, опознавать и классифицировать основные виды синтаксической связи и синтаксические средства в словосочетании и простом предложении.

    Обучающиеся научатся соблюдать основные синтаксические и пунктуационные нормы при построении словосочетания и предложения; находить и исправлять ошибки в области управления и согласования, употребления однородных членов предложения, обособленных членов предложения.

    Словосочетание — соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.);

    Синтаксические нормы — это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.

    Предложение — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи, оформляется в конце точкой, восклицательным, вопросительным знаками или многоточием. Также предложение является синонимом «фразы».

    Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009.

    1. Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике// Виноградов В. В — М., 1975

    2. Лекант П.А., Современный русский язык-3 изд. // Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. М.,2002

    3. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. — 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002.

    4. Современный русский язык./под ред. Розенталя Д.Э. — 8 изд., М., 2015

    5. Шанский Н.М..Тихонов А.Н. Современный русский язык. М.,1987

    Материал для самостоятельного изучения

    Вывод: В словосочетаниях и простых осложнённых предложениях все слова связаны друг с другом по форме (грамматически) и по смыслу. Для того чтобы правильно понимать смысл высказывания ( словосочетания или предложения), надо соблюдать СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ построения словосочетания или предложения, верно офорлять свое высказывание грамматически.

    Основные признаки словосочетания

    Словосочетание – такое сочетание слов, которое дает более точное определение, чем слово. В словосочетании всегда есть главное слово – то, от которого задаётся вопрос, и зависимое – то, к которому задаётся вопрос

    От первого слова ко второму протягивается вопрос:

    Солнце КАКОЕ? яркое

    Бежать ПО ЧЕМУ? по тропинке

    Петь КАК? громко

    По типу связи между главным и зависимым словом все словосочетания делятся на три группы: словосочетания с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ, словосочетания с типом связи УПРАВЛЕНИЕ, словосочетания с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

    Повторение видов осложнения простого предложения:

    1) Простое предложение, осложнённое однородными членами

    На дорожке парка лежали жёлтые, красные, бурые осенние листья.

    2) Простое предложение, осложнённое обособленным определением

    Над серединой дороги на ржавой проволоке, протянутой поперек, висел круглый жестяной диск, покрытый облупившейся краской.

    3) Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством

    Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.

    4) Простое предложение, осложнённое обращением или вводными конструкциями

    По мнению здешних ученых этот провал не что иое, как угасший кратер вулкана.

    5) Простое предложение, осложнённое уточняющими членами предложения

    Здесь, в лесном краю, родилась моя любовь к живой природе, к родной земле.

    6) Простое предложение, осложнённое обособленным дополнением

    Взгляд далеко обнимаетпространство и ничего не встречает, кроме белоснежного песку, разнообразной травы да однообразных цветов.

    Задание 1. Ребус – соответствие

    Установите соответствие между предложениями, обозначенными цифрами, и грамматическими ошибками, допущенными в них, обозначенных буквами.

    А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    1) Новый исполнительный директор получил право распределять и управлять финансами компании.

    Б) ошибка в построении сложного предложения

    2) Вопреки обещанию не портить отношения с соседями брат продолжал браниться с бабой Клавой.

    В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    3) Директор оценил важность поставленной проблемы перед работниками предприятия.

    Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    4) О романе Булгакова «Мастере и Маргарите» критики спорят до сих пор.

    Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

    5) Те, кто добивается в спорте больших успехов, становится примером для подражания.

    6) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

    7) После удара стихии формируются добровольные дружины и будут помогать нуждающимся.

    8) Беседуя с малознакомым человеком, разговор иногда не складывается.

    9) Я.Ивашкевич удивлялся, что насколько у книги в наше время много соперников.

    Правильный вариант: А 3, Б 9, В 4, Г 5, Д 7

    Задание 2. Единичный выбор

    Исключите словосочетание, в котором есть грамматическая ошибка.

    1) Вопреки указанию

    2) Согласно распоряжению

    3) Кроме двух последних страниц

    4) Благодаря долгого ожидания

    5) Вместо знакомой равнины

    Предлог «благодаря» применяется при управлении существительного в дательном падеже

    Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

    Согласование, управление, примыкание

    Урок русского языка в 11 классе по теме»НОРМАТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ. ИНТОНАЦИОННОЕ БОГАТСТВО РУССКОЙ РЕЧИ».

    Урок нормативное построение словосочетаний 11 класс

    Урок русского языка в 11 классе.
    Тема урока. НОРМАТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ. ИНТОНАЦИОННОЕ БОГАТСТВО РУССКОЙ РЕЧИ

    Цели : обобщить знания по теме «Словосочетание»; учить определять виды и способы связи слов в словосочетаниях; закреплять навыки правописания.

    Тип урока : комбинированный.

    Методы : исследовательский, эвристическая беседа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

    1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

    1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ

    2. Задание «Дай толкование слова» .

    3. Словарный диктант.

    Выделить графически корни с безударными гласными, проверяемыми ударением, в скобках написать проверочное слово:

    Непримиримое противоречие, стихотворение посвящается, обнаженная истина, умалять значение, народное просвещение, легкомысленное увлечение, объединить усилия, пренебрежительное отношение, сокращенное изложение, возрождение культуры, удалиться от темы, благословить на подвиг, утешительная ложь, порождать сомнения, наслаждаться чтением, выросли вблизи, раздражать критику, очаровать публику.

    2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

    Повторение теоретического материала .

    1. Что изучает раздел «Синтаксис и пунктуация»? Назовите основные единицы синтаксиса.

    2. Дайте определение наименьшей синтаксической единице – словосочетанию. В чем отличие словосочетания от предложения? Подтвердите примерами.

    3. Какие сочетания слов нельзя отнести к словосочетаниям? Приведите примеры. (Грамматическую основу предложения, слово с предлогом, два однородных слова с союзом и .)

    4. Какие вы помните виды словосочетаний по характеру главного слова? Приведите примеры каждого вида, записав их в тетрадь. ( Именные: главное слово является существительным, прилагательным, числительным, например: новая книга, довольный успехом, три стола. Глагольные: главное слово – глагол в любой форме, в том числе причастной и деепричастной, например: весело смеяться / смеявшийся / смеясь. Наречные: главное слово – наречие: очень быстро.)

    Выполнение упр. 207, взаимопроверка.

    3. Этап первичной проверки понимания изученного.

    Работа по учебнику (выборочно по усмотрению учителя упр. 209–218) позволяет не только закрепить теоретический материал, но и потренироваться в грамотном словоупотреблении.

    После выполнения и проверки задания учащиеся узнают о том, что дома им нужно будет вернуться к записанным словосочетаниям и выполнить упр. 219.

    – Напишите сочинение на свободную тему (желательно общественно-политическую), используя данные словосочетания.

    4. Этап закрепления и применения изученного.

    Мини-доклады подготовленных учащихся по теме «Способы подчинительной связи».

    Материал для учителя .

    Согласование – это такой способ связи, при котором зависимое слово уподобляется главному в роде, числе и падеже, то есть между главным и зависимым словами полное согласие. Чаще всего словосочетания такого вида соответствуют следующим схемам:

    Урок нормативное построение словосочетаний 11 класс

    Управление (от слова управлять, командовать ) – это такой способ связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в определенном падеже.

    Подсказка: при таком способе связи зависимых слов к главному может быть подобрано бесконечно много, но все они будут стоять в одном и том же падеже (думаю о маме, друге, письме, статье и т. п.) .

    Главным словом при управлении бывает:

    – глагол в любой форме (читал / читавший / читая книгу) ;

    – существительное (чтение книги, командировка в Сочи) ;

    – прилагательное (довольный успехом, похожий на отца) ;

    – количественное числительное в И. и В. п. (три стула, пять стульев) ;

    – наречие (недалеко от дома, наедине с природой) .

    Примыкание (название, указывающее на присоединение) – это такой способ связи, при котором главное и зависимое слова связаны только по смыслу, между ними совершенно отсутствует грамматическая связь. А если это так, то одно из слов данных словосочетаний должно быть неизменяемым. Какие слова относятся к этой группе? Наречие, деепричастие, инфинитив, неизменяемое прилагательное, сравнительная степень прилагательного. Подсказка: если на экзамене надо найти в указанных предложениях примыкание, то ищите в первую очередь неизменяемое слово, а потом то, которое относится к нему.

    Работа по учебнику (упр. 224):

     Выписать по 3 примера словосочетаний каждого вида связи, уметь доказать правильность своего выбора.

     Выделить в предложениях грамматические основы (можно, если не хватает времени, это сделать карандашом прямо в тексте) ; вспомнить определение подлежащего и сказуемого, виды предложений по составу грамматической основы.

    💡 Видео

    Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

    Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

    11 класс. СловосочетаниеСкачать

    11 класс.  Словосочетание

    Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать

    Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 класс

    Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

    Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

    Русский язык 11 класс 8 неделя Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.Скачать

    Русский язык 11 класс 8 неделя Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.

    Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложениеСкачать

    Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение

    Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

    Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

    Что такое словосочетаниеСкачать

    Что такое словосочетание

    Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

    Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

    Русский язык 11 класс (Урок№4 - Синтаксические нормы: сложное предложение.)Скачать

    Русский язык 11 класс (Урок№4 - Синтаксические нормы: сложное предложение.)

    Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

    Словосочетание | Русский язык TutorOnline

    Что такое словосочетаниеСкачать

    Что такое словосочетание

    Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

    Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

    Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

    Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

    Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

    Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

    Словосочетание. Примыкание.Скачать

    Словосочетание. Примыкание.
    Поделиться или сохранить к себе: