Видео:Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Словосочетание. Простое предложение
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Повторение знаний о словосочетаниях.
2. Повторение знаний о простом предложении.
3. Повторение правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.
4. Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.
Словосочетание – единица синтаксиса, сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Предложение – одна из основных единиц языка, единица синтаксиса, наименьшая единица общения; слово или несколько слов, в которых заключается вопрос, сообщение, побуждение (просьба, приказ, совет).
Пунктуация – это 1) система знаков препинания; 2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила употребления их на письме.
Пунктуационное правило – это инструкция, указывающая на условие выбора знака препинания, который либо ставится в предложении, либо не ставится.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с.24 – 28; 191 с.
1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 138 – 143; 159 с.
2. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с. 158 – 166; 285 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы знаете, что предложение – это слово или несколько слов, в которых заключается вопрос, сообщение, побуждение (просьба, приказ, совет). Эти слова должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически.
«Лучик солнца разбудил Дашу» – предложение. Однако «солнца разбудил» – не предложение, так как нет законченности. Законченность на письме передают знаки препинания в конце предложения, так называемые знаки завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
Что значит грамматическая связь? Например, иностранец скажет: «Дети играл в мяч». Непонятно, сколько человек играли в мяч. Поправим иностранца: «Дети играли в мяч» или «Ребёнок играл в мяч». Подлежащее диктует требования к сказуемому: например, если подлежащее в единственном числе, то и сказуемое должно быть в единственном; если подлежащее во множественном числе, то и сказуемое тоже во множественном.
В словосочетании и предложении слова связаны между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому: играли (во что?) в мяч; разбудили (кого?) Дашу. Грамматическая связь устанавливается с помощью предлога и окончания: дорог[ому] другу (главное слово – существительное мужского рода в дательном падеже, зависимое слово – прилагательное в мужском роде, в дательном падеже); приближается (к чему) к скамейк[е] (главное слово – глагол, зависимое – существительное в дательном падеже с предлогом).
Существует три типа словосочетаний:
Словосочетания отличаются от предложений. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, его действия и признаки. Например, море и Чёрное море; жить и жить дружно; холодный и очень холодный.
Предложение имеет грамматическую основу (помним, что грамматическая основа не является словосочетанием), которая может состоять из двух главных членов или только из одного. После дождя выглянула радуга. Основа предложения: подлежащее радуга и сказуемое выглянула. Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную… (А. Прокофьев.) – основа предложения: сказуемое люблю.
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две и более грамматические основы).
С утра мы снова пришли на пасеку и любовались на своих пчёл. (Н. Носов.) Предложение простое: одна грамматическая основа мы пришли и любовались. Вверху над нами чернело небо, а на нём сверкали яркие звёздочки. (Н. Носов.). Это предложение сложное, в нём две грамматические основы: чернело небо, сверкали звёздочки.
Предложение может быть осложнено. Например, однородными членами предложения.
Вспомним, что запятая между однородными членами предложения не ставится, если между ними одиночный союз и, или, да (в значении и): Дни стояли морозные и светлые. Купите, пожалуйста, чай или сок. В огороде тут лягушка да мышь-норушка.
Запятая между однородными членами предложения ставится:
– когда нет союзов: Хорошо, весело, легко было на сердце!
– если стоит союз а или но, да (в значении но): Решать задачи на уроках трудно, но интересно. Погода сегодня не солнечная, а пасмурная. Мал золотник, да дорог. (Пословица.)
– если есть группы однородных членов, соединённых союзами-парами: На праздничном столе лежали конфеты и печенье, фрукты и пирожные.
Вы знаете, что между подлежащим и сказуемым ставится тире, если они выражены одной и той же частью речи: существительным, неопределённой формой глагола: Россия – это самая большая страна в мире. Жить – Родине служить. (Пословица.) Чтение – вот лучшее учение. (Пословица.)
Повторим синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Пришёл в школу. В этом словосочетании главное слово – пришёл; пришёл (куда?) в школу. (В) школу – зависимое слово. Главное слово выражено глаголом. Зависимое слово выражено именем существительным. Связано с главным при помощи предлога и окончания.
В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки. (В. Бианки.)
Это предложение повествовательное, невосклицательное, основа предложения – паутинки (подлежащее), летят, серебрятся (сказуемые). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Паутинки (какие?) длинные – определение. Летят, серебрятся (где?) в воздухе – обстоятельство. В воздухе (каком?) спокойном – определение. Паутинки (что делают?) летят, серебрятся – однородные сказуемые, произносятся с интонацией перечисления.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
В каком ряду нет словосочетаний?
А) солнце зашло, в лесу, нёс сумку;
Б) возле дома, на дереве, я отдыхаю;
В) сел на землю, сыпучие продукты, гуляю на улице;
Г) взял самокат, свет от окна, ем суп.
Разбор задания: вспомним, что словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Рассмотрим предложенные варианты.
А) солнце зашло (основа), в лесу (сущ. с предлогом – не словосочетание), нёс сумку (нёс что? сумку – словосочетание);
Б) возле дома (сущ. с предлогом – не словосочетание), на дереве (сущ. с предлогом – не словосочетание), я отдыхаю (основа),
В) сел на что? на землю – словосочетание; продукты какие? сыпучие – словосочетание; гуляю где? на улице – словосочетание;
Г) взял что? самокат – словосочетание; свет от чего? от окна – словосочетание, ем что? суп – словосочетание.
Ответ: Б) возле дома, на дереве, я отдыхаю.
Подстановка элементов в пропуски в тексте
Вставьте слова на месте пропусков.
Существует три типа словосочетаний:
– _____________: проложить маршрут;
– _____________: первое сентября, рисунок сестры;
– ____________: совершенно необходимо.
Варианты ответов: глагольные, именные, простые, составные, наречные
Существует три типа словосочетаний:
– глагольные: проложить маршрут;
– именные: первое сентября, рисунок сестры;
Видео:6 класс - Русский язык - Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксисаСкачать
6 класс. Урок русского языка по теме: «Словосочетание. Простое предложение»
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: «Словосочетание. Простое и сложное предложение. Запятые в простом предложении».
— повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», пунктограммы, словосочетания и предложение;
— систематизировать знания о словосочетании и простом предложении, отработать навыки вычленения словосочетания из предложений;
— уметь распознавать предложения различного вида и употреблять
— прививать интерес к истории языка.
Научиться применять алгоритм различения словосочетаний от предложений и других конструкций
Коммуникативные : формировать навыки работы в группе.
Регулятивные : формирование ситуации саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач.
Познавательные : объяснять языковые явления, процессы и связи, отношения, выявляемые в ходе исследования словосочетания.
Формирование устойчивой мотивации к обучению.
Знаки препинания — это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К. Г. Паустовский
1. Прочитайте слова. Пос. дить, чу. ствительное, пор. жаться, в т. плице, сер. це, вс. гда.
2. Запишите словосочетания с этими словами, вставьте пропущенные орфограммы.
— Что такое словосочетание?
— Найдите в них главное слово, определите их вид по главному слову (именное, глагольное, наречное).
Итак, тема нашего урока — синтаксис словосочетания и простого предложения.
Синтаксис — это мост через пропасть.
— Как вы понимаете эти слова?
— Каковы же цели нашего урока? (Учащиеся формулируют, учитель дополняет)
3. Упр. 43 (устно). Составить словосочетания.
– Чем словосочетания отличаются от предложений?
– Какова цель каждого высказывания?
– От каких условий зависит выбор знаков завершения?
4. Запись предложения.
Небо медленно заволоклось тучами, по лесу прошёл ветер. Дождь постукивал по крыше дома, возился в кустах.
1. Найти грамматические основы предложений.
2. Сколько основ в 1 и 2 предложениях, какие они?
3. Какие предложения простые, какие — сложные?
4. Почему в обоих предложениях стоят запятые, объясните.
5. Итак, чем могут быть осложнены простые предложения?
6. Какие члены предложения называются однородными?
7. Как ставятся знаки препинания между однородными членами?
Посмотреть схемы, вспомнить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.
1) О,О; 2) О и О; 3) О а, но О; 4) О да(и) О; 5) О, да(но) О;
6) и О, и О, и О; 7) О или(либо) О; 8) или(либо) О, или(либо) О;
5. Выполнить задание (по карточке)
Поставьте знаки препинания в приводимых ниже предложениях с однородными членами. Выделите союзы.
1. На взгляд-то он хорош да зелен. 2. Приют наш мал зато спокоен. 3. И взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки. 4. Дни стояли пасмурные но теплые. 5. Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья. 6. Всякий вечно позабывал в кухне или шапку или кнут для чужих собак или что-нибудь подобное. 7. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. 8. Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно.
— Чем являются выделенные слова в 1 предложении?
— Какие слова называются обобщающими?
— Где в этом предложении стоят обобщающие слова по отношению к однородным членам?
— Как ставятся знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами?
О: 0, 0, 0 0, 0, 0 — О. О: 0, 0, 0 — ….
7. Прочитайте предложения, составьте их схемы.
1. Смех крики ропот шум и ржанье всё дышит буйством и войной.
2. Всюду вверху и внизу пели соловьи
3. Всё волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье.
1. Чем же ещё могут быть осложнены простые предложения? (обращениями)
2. Какие слова или словосочетания называются обращениями?
3.С какой интонацией произносится обращение?
4. Является ли обращение членом предложения?
3. Где могут стоять в предложении и как выделяются?
8. Тренировочные задания .
Запишите предложения, найдите обращения, расставьте знаки препинания и выделите обращения графически.
Не шуми ты рожь спелым колосом.
Ты не пой косарь про широку степь.
Куда ты светлый ручеёк стремишься?
Спой светик не стыдись!
4) Друзья к чему весь этот шум?
Как милый петушок поёшь ты громко важно.
9. Рефлексия. Подведение итогов.
1. Понял ли ты, чем отличаются словосочетания от предложений ?
2. Вспомнил ли ты, чем бывают осложнены простые предложения?
3. Вспомнил ли ты, как ставятся знаки препинания в предложениях с однородными членами и с обращениями?
4. Доволен ты своей работой на уроке?
10. Объявление оценки и мотивирование.
Видео:6 класс - Русский язык - Простое и сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложенииСкачать
Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Цели урока:
- учебная: проверить знания и умения учащихся по синтаксису и пунктуации;
- развивающая: выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление;
- воспитательная: учить школьников культуре речи и поведения.
Форма урока: урок-игра.
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№8 - Сложное предложение. Синтаксический анализ предложений.)Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_izuchennogo_po_teme_sintaksis_i_punktuatsiya_5_klass.doc | 65.5 КБ |
Видео:Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложениеСкачать
Предварительный просмотр:
Повторение по теме
«Синтаксис и пунктуация»
- учебная: проверить знания и умения учащихся по синтаксису и пунктуации;
- развивающая: выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление;
- воспитательная: учить школьников культуре речи и поведения.
Форма урока: урок-игра.
Оборудование : ватман с контуром волшебной страны, карточки с названиями терминов, жетоны для участников, раздаточный материал, жетоны с изображением настроения.
1. Организационный момент, объявление темы урока и его целей.
Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации.
Чтобы решить эту трудную задачу, мы разделимся на 3 команды. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Победит та команда, у которой будет наибольшее количество жетонов. Важным условием будет соблюдение дисциплины. Всем понятно? Итак, мы начинаем!
2. Работа по вопросам (повторение теоретического материала). По мере того, как ученики отвечают на вопросы.
- Что изучается в синтаксисе?
- Какими бывают предложения по наличию грамматических основ?
- Какие предложения мы называем простыми?
- Какие предложения мы называем сложными?
- На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений?
- При помощи чего связаны простые предложения в БСП?
- На какие группы делится сложное союзное предложение?
3. Задания для повторения.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Выпишите именное и глагольное словосочетание. Укажите главные и зависимые слова
Выпишите грамматическую основу каждого предложения. Чем выражено подлежащее и сказуемое?
Смелость города берет.
Город украшает парк.
Что стряслось у них?
Совесть контролер наших поступков.
В каком предложении нужно поставить запятую?
3. Словарная диктовка.
(по одному человеку от каждой команды).
Синт…ксис, грам…атическая основа, предл…жение, беседовать., издалека, восклицательный, увлекаться, потому что, до свидания, извините, благодарю.
Какими бывают предложения по цели высказывания? Что они выражают? Найдите все виды предложений.
Правда – воздух, без которого дышать нельзя.
Найди себе идеал мужества и неотступно следуй за ним.
Как исправить ошибку?
Разберите по членам предложение.
И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение. Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.
Назовите основные признаки второстепенных членов. Расставьте знаки препинания в предложениях, составьте проверочные схемы.
Листья шуршат скребутся лопочут скачут и качаются на паутинках.
Вздохнула вся земля дома и рощи люди и поля.
Капель на землю падает и сердце радуется весне.
Что такое обращение? Чем оно отличается от подлежащего? Расставьте знаки препинания в предложениях .
Спи младенец мой прекрасный баюшки – баю…
Уж зачем ты алая заря просыпалася?
Наедине с тобою брат хотелось мне побыть.
Расшифруйте схемы предложений.
Подсчитываются жетоны. Подведение итогов.
- Проверка знаний. Тест по теме “Синтаксис. Пунктуация” (взаимопроверка). /2/
На выполнение задания отводится 5 минут. После выполнения теста учащиеся обмениваются вариантами и проверяют работы. Ключ к тесту и критерии оценки учитель открывает на доске.
1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
- А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
- Б) Сад отцветал и темнел.
- В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.
- Г) Лучи солнца греют лицо и руки.
2. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно:
- А) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.
- Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.
- Г) Все живое тянется к воде, и все вода дарит жизнь.
- Д) Солнце сияло и грело, но не пекло.
3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:
- А) Музыка в траве приутихла.
- Б) Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя.
- В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.
- Г) У кумушки глаза и зубы разгорелись.
4 Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены):
- А) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский.
- Б) Ты бледна, Маша, заметил отец.
- В) Нет, я поеду решительно сказала Наташа.
- Г) Соседка поинтересовалась а когда у тебя начинаются каникулы?
1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
- А) Река была неглубокая и широкая.
- Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
- В) Веселые шутки и смех разносились по долине.
- Г) Лес пахнет дубом и сосной.
2. Укажите сложное предложение, части которого связаны союзом:
- А) С вечера подморозило, лужи покрылись тонким ледком.
- Б) Зацвел багульник, и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем.
- Г) Веселые шутки и смех разносились по долине.
- Д) Туча росла, мигала тусклыми молниями.
3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:
- А) Лес пахнет дубом и сосной.
- Б) Я шагал в соседнюю деревню.
- В) Герасим запирал каморку на ключ.
- Г) Яркое солнце ослепило в небе жаворонка.
4. Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (знаки препинания не расставлены):
- А) Учитель спросила Таню почему ты вчера не была в школе?
- Б) Я попросила подругу дай мне, пожалуйста, синий фломастер.
- В) Тащите воды попить, ребятки, попросил всадник.
- Г) Баулин подошел к Леонтьеву и сказал уходите в лес, к озеру.
Ключ написан на доске:
1 вариант — В, Б, Б, Г
2 вариант — Б, Б, Б, В.
Оценка: “5” – 4 ответа,
9. Подведение итогов.
- Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем еще надо поработать?
Учитель просит каждую команду подсчитать количество жетонов. Побеждает та команда, участники которой набрали большее количество жетонов.
10. Рефлексия. Изобрази настроение.
Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – три жетона: один – с улыбающимся личиком, второй – с безразличным выражением лица, третий – с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.
Видео:Уроки русского язык. Что такое синтаксис и пунктуация.Скачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме «Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»
Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В .
Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
План-конспект урока обобщения материала в 5 классе «Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».
Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз.
«Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» для 5 класса общеобразовательной школы
Тип урока: урок – практикум.Форма урока: групповая.Технология: деятельностного подхода.
Задания для повторения и обобщения темы «Синтаксис и пунктуация» в 6 классе
Данный дидактический материал создан с целью помочь учителю подготовиться к заключительным урокам по теме «Синтаксис и пунктуация» в 6 классе. Упражнения могут быть использованы в качестве заданий для.
Задания для повторения и обобщения темы «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе
Данный дидактический материал создан с целью помочь учителю подготовиться к заключительным урокам по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе. Упражнения могут быть использованы в качестве заданий для.
Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»
Материал для закрепления пройденного материла по теме «Синтаксис и пунктуация». содержит задания для закрепления.
🌟 Видео
8 класс. Синтаксис и пунктуацияСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№12 - Синтаксис и пунктуация.)Скачать
Русский язык 5 класс: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Виды предложений.Скачать
Синтаксис и пунктуацияСкачать
Знаки препинания в простом и сложном предложении. Как ставятся запятые в сложном предложенииСкачать
Простое и сложное предложениеСкачать
Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать
Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать
Повторение и систематизация. Синтаксис и пунктуацияСкачать
Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Курс русского языка. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Виды предложений.Скачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Русский язык 7 класс (Урок№2 - Синтаксический и пунктуационный разбор.)Скачать